Как избавиться от чувства ненависти. Ненависть к бывшему мужу

Как избавиться от чувства ненависти. Ненависть к бывшему мужу

1. Ненависть в ответ на ненависть

Обычно нам не нравятся люди, которым не нравимся мы. Чем больше, как нам кажется, они нас ненавидят, тем больше мы ненавидим их в ответ.

2. Конкуренция

Когда мы соревнуемся за что-то, наши ошибки могут принести пользу конкурентам. В таких случаях, чтобы сохранить чувство собственного достоинства, мы перекладываем вину на других. Мы начинаем обвинять в своих неудачах (реальных и мнимых) тех, у кого дела идут лучше. Постепенно наше разочарование может перейти в ненависть.

3. Мы и они

Способность отличать от врагов всегда была жизненно необходима для безопасности и выживания. Наши мыслительные процессы эволюционировали, чтобы быстрее замечать потенциальную опасность и соответствующим образом на неё реагировать. Поэтому мы постоянно вносим информацию об окружающих в собственный «справочник», где хранятся все наши взгляды о разных людях и даже целых классах людей.

Обычно мы относим всё к одной из двух категорий: правильный или неправильный, хороший или плохой. А так как большинство из нас ничем особенно не выделяется, даже незначительные, поверхностные различия, как, например, расовая принадлежность или религиозные убеждения, могут стать важным источником идентификации. Ведь мы, прежде всего, всегда стремимся принадлежать к группе.

Считая себя частью определённой группы, которая, по нашему мнению, превосходит другие, мы меньше расположены сочувствовать представителям остальных групп.

4. От сострадания к ненависти

Мы считаем себя отзывчивыми, чуткими и приветливыми. Тогда почему же мы всё равно испытываем ненависть?

Дело в том, что у нас есть чётко сложившееся мнение о себе и своей правоте. И если мы не можем достичь компромисса, виним мы, конечно же, другую сторону. Наша неспособность полностью оценить ситуацию, а также тот факт, что мы всегда оправдываем себя, приводят к мысли, что проблема не в нас, а в окружающих. Такой взгляд часто разжигает ненависть.

Кроме того, в подобных ситуациях мы обычно считаем себя жертвой. А те, кто нарушает наши права или ограничивает нашу свободу, кажутся нам обидчиками, заслуживающими наказания.

5. Влияние предрассудков

Предрассудки могут по-разному влиять на наши суждения и решения. Вот несколько примеров.

Игнорирование достоинств другой стороны

Однозначных ситуаций не бывает. У всех есть свои достоинства и недостатки. Но когда мы находимся во власти ненависти, наше искажается до такой степени, что мы совершенно не видим в оппоненте никаких положительных качеств. Так у нас складывается неверное представление о человеке, которое потом довольно сложно изменить.

Ненависть по ассоциации

Согласно этому принципу природа новости влияет на наше восприятие того, кто её сообщает. Чем хуже происшествие, тем хуже кажется нам и всё, что с ним связано. Именно поэтому мы виним вестника, даже если он не имеет никакого отношения к произошедшему событию.

Искажение фактов

Под влиянием предрассудков, основанных на симпатии и антипатии, мы обычно заполняем пробелы в информации о каком-либо событии или человеке, опираясь не на конкретные данные, а на собственные предположения.

Стремление нравиться

Все мы в разной степени ценим мнение окружающих. Мало кто хочет, чтобы его ненавидели. Общественное одобрение значительно влияет на наше поведение. Вспомните слова французского писателя и философа Ларошфуко: «Мы охотно сознаёмся в маленьких недостатках, желая этим сказать, что более важных у нас нет».

Как проявляется ненависть

Физическая и душевная боль - очень действенный стимул. Мы не хотим страдать, поэтому стремимся либо избегать, либо уничтожать врага. Другими словами, ненависть - это защитный механизм против боли.

Ненависть может находить разные выражения. Наиболее очевидное из них - война.

Кроме того, она проявляется в политике. Вспомните такие вечные противостояния: левые и правые, националисты и коммунисты, либертарианцы и авторитаристы.

Как избавиться от ненависти

  • Во-первых, с помощью продолжительного тесного контакта с людьми. Особенно эффективна совместная деятельность, когда вы сотрудничаете для достижения общей цели или объединились против общего врага.
  • Во-вторых, благодаря равному положению во всех аспектах (образование, доход, права), которое будет действовать не только на бумаге.
  • И, наконец, самое очевидное - мы должны осознавать собственные чувства и стараться не отмахиваться от чувств окружающих. Когда вас одолевают сильные эмоции, лучше просто отойти в сторонку, сделать глубокий вдох и постараться избавиться от своих предрассудков.

БОРЬБА С ГНЕВОМ И НЕНАВИСТЬЮ

Если вы находите человека, в которого попала стрела, вы не должны тратить время на то, чтобы выяснить, откуда эта стрела прилетела, или узнать касту человека, который ее пустил, или понять, из какого дерева она сделана, или разобраться, как сделан ее наконечник. В первую очередь, вы должны ее извлечь. Сейчас мы рассмотрим некоторые "стрелы", негативные состояния ума, которые разрушают наше счастье, а также соответствующие противоядия. Все негативные ментальные состояния являются для нас препятствиями, но мы начнем с гнева, злости, одного из мощнейших блоков. Философ-стоик Сенека описывает ее как "наиболее ужасную и неистовую среди всех эмоций". Разрушительные эффекты гнева и ненависти подтверждаются научными исследованиями. Однако нам вряд ли требуются научные доказательства, чтобы понять, каким образом эти эмоции затуманивают наше суждение, вызывают ощущение крайнего дискомфорта или вносят хаос в наши отношения с людьми.

Все это мы знаем из собственного опыта. Однако за последние несколько лет была проделана немалая научная работа по изучению отрицательного действия злости и враждебности на физическое состояние человеческого организма. Множество исследований показывают, что эти эмоции часто приводят к болезням и преждевременной смерти. Такие ученые, как доктор Рэдфорд Уильямс из Дюкского университета и доктор Роберт Саполски из Стэнфордского университета провели исследования, доказывающие, что злость, ярость и враждебность особенно разрушительно действуют на сердечно-сосудистую систему. Это утверждение подтверждено таким количеством доказательств, что сегодня злость и враждебность рассматриваются в качестве факторов риска сердечных заболеваний, равных или даже больших по значимости, чем такие традиционные факторы, как высокий уровень холестерина или высокое кровяное давление.

Теперь, когда мы приняли утверждение о вредном действии злости и ненависти, возникает следующий вопрос: как с ними справиться? В свой первый день в качестве психиатра-консультанта в медицинском учреждении я шел по коридору в свой новый кабинет в сопровождении одного из работников этого учреждения, когда услышал в холле крики, от которых стыла кровь в жилах...
— Я злюсь...
— Громче!
— Я ЗЛЮСЬ!
— ГРОМЧЕ! ПОКАЖИ МНЕ ЭТО. Я ХОЧУ ЭТО ВИДЕТЬ!
— Я ЗЛЮСЬ! Я ЗЛЮСЬ!! Я ТЕБЯ НЕНАВИЖУ!!! Я ТЕБЯ НЕНАВИЖУ!!

С тревогой в голосе я заметил шедшей рядом сотруднице, что, на мой взгляд, у этого пациента серьезный кризис, который нуждается в немедленном внимании. "Не беспокойтесь, — засмеялась она. — Просто там, в холле, проходит сеанс групповой терапии, цель которой — помочь пациентам встретиться лицом к лицу со своей злостью". Позже в тот же день я лично встретился с кричавшей пациенткой. Она казалась очень уставшей. "Я чувствую себя такой расслабленной, — сказала она, — по-моему, эта терапия все же дала результат. У меня такое чувство, что я избавилась от всей своей злости". Однако на следующем занятии она заявила: "Наверное, мне вчера не удалось избавиться от всей своей злости. Сразу же после того, как я вышла отсюда и собиралась выехать со стоянки, какой-то придурок подрезал меня... и я просто вышла из себя! Я продолжала ругать этого идиота про себя всю дорогу до дома. По-моему, мне следует посетить еще несколько подобных сеансов, чтобы окончательно избавиться от гнева". Далай-лама считает, что борьбу с гневом и ненавистью следует начинать с изучения природы этих разрушительных эмоций.

— Вообще говоря существует множество различных типов разрушительных, или негативных эмоций — самомнение, высокомерие, ревность, желание, похоть, косность и т. д. Ненависть и злость считаются наиболее негативными среди всех этих эмоций, так как создают наибольшие препятствия развитию сострадания и альтруизма, разрушают добродетель и душевное спокойствие.

Существует два типа гнева. Первый тип может быть позитивным, в зависимости от мотивации индивидуума. Человек может злиться из сострадания или чувства ответственности. Гнев, мотивированный состраданием, может быть использован в качестве катализатора для позитивного действия. В таких обстоятельствах злость как человеческая эмоция может стать силой, определяющей действие. Она создает энергию, позволяющую индивидууму действовать быстро и решительно, и может быть мощным мотивирующим фактором. Таким образом, этот тип гнева может быть позитивным. Но обычно, хотя этот вид гнева и может выполнять защитные функции и порождать дополнительную энергию, эта энергия является слепой, поэтому неизвестно, окажется ли она конструктивной или деструктивной.

Таким образом, хотя в некоторых редких обстоятельствах определенные виды злости могут носить позитивный характер, в общем злость приводит к нарушению душевного равновесия и ненависти. Что же касается ненависти, она никогда не бывает позитивной. У нее вообще нет преимуществ, она всегда полностью негативна. Мы не можем преодолеть злость и ненависть, просто пытаясь подавить их. Нам нужно активно развивать в себе противоядия против ненависти: терпение и терпимость. Согласно модели, которую мы рассмотрели выше, для успешного развития в себе терпения и терпимости вы прежде всего должны развить в себе энтузиазм, сильное желание. Чем сильнее ваш энтузиазм, тем больше ваша способность противостоять трудностям, встречающимся на этом пути. Развивая в себе терпение и терпимость, вы в действительности сражаетесь со своей ненавистью и злостью. Так как этот процесс — борьба, вы стремитесь к победе, но в то же время не должны исключать возможность поражения. В этой борьбе вы не должны терять голову и отдавать себе отчет в сложности и разнообразии возникающих проблем. Вы должны быть способны противостоять им. Тот, кому удается добиться победы над ненавистью и злобой в такой жесткой борьбе — настоящий герой.

Именно об этом мы должны думать, развивая в себе сильный энтузиазм. Энтузиазм приходит в результате изучения и анализа положительных эффектов терпимости и терпения, а также отрицательных эффектов злости и ненависти. И само это действие, само понимание создаст стремление к чувствам терпимости и терпения и сделает вас более острожными в подходе к злым и связанным с ненавистью мыслям. Обычно мы не очень заботимся о чувствах злости и ненависти, они приходят и уходят сами по себе. Но как только мы разовьем в себе внимательное отношение к этим эмоциям, оно послужит превентивной мерой, которая в большинстве случаев позволит избежать злобы и ненависти в большинстве случаев.

Деструктивные эффекты ненависти очень заметны, очевидны и проявляются немедленно. Так, например, когда в вашем уме возникает очень сильная мысль о ненависти, в тот же момент она полностью овладевает вами и разрушает ваше душевное спокойствие. Злость и ненависть захватывают лучшую часть вашего мозга, отвечающую за объективность суждений и анализ последствий ваших действий. Вы утрачиваете способность судить здраво и словно сходите с ума. Таким образом, злость и ненависть порождают внутри вас полную сумятицу, которая усугубляет ваши проблемы и затруднения. Ненависть вызывает заметные и неприятные изменения даже на физическом уровне. В момент, когда возникают сильные чувства злости или ненависти, как бы человек ни пытался это скрыть, его лицо неузнаваемо искажается. Это очень неприятное зрелище, кроме того, этот человек начинает излучать чрезвычайно враждебную вибрацию, что ощущают все окружающие. У них возникает такое чувство, что из тела этого человека исходит осязаемая злость. Ненависть и злость способны чувствовать не только люди, но и животные, которые начинают избегать человека, испытывающего это отрицательное чувство. Когда человек копит в себе ненависть, он может потерять аппетит и сон, его снедает беспокойство и напряженность.

Все это позволяет сравнивать ненависть с врагом. Этот внутренний враг делает все, чтобы повредить нам. Это — наш настоящий враг. У него нет иных стремлений, как только вредить нам. Тем не менее он отличается от обычного врага. Обычный враг, человек, которого мы считаем врагом, предпринимает некоторые действия, направленные нам во вред, но помимо этого, у него есть и другие функции; ему нужно спать, ему нужно есть. Таким образом, он не может вредить нам 24 часа в сутки. У ненависти же нет других функций и другой цели, она только вредит нам. Осознав этот факт, мы должны сказать себе, что никогда не дадим этому врагу — ненависти — возможности появиться внутри нас.

— Что вы думаете о методах восточной психотерапии, которые поощряют проявления таких отрицательных эмоций, как злость?
— Я считаю, что существуют разные ситуации, — объяснил Далай-лама. — В некоторых случаях чувства злости и обиды произрастают из каких-то событий в прошлом — оскорбления и т. п. — и долгое время накапливаются. Существует тибетская поговорка: "Если в ушной раковине есть боль, просто выдуйте ее". Другими словами, если что-то блокирует ваше ухо, продуйте его, и проход очистится. Все точно так и здесь — можно представить себе ситуацию, в которой проблемы злости можно решить, только дав ей волю.

Тем не менее в большинстве случаев злость и ненависть, оставленные без контроля, имеют тенденцию усиливаться и разрастаться. Если вы постоянно поощряете их и проявляете, это приведет к их росту, а не к исчезновению. Поэтому я считаю, что лучший путь борьбы с этими негативными эмоциями — внимательность и активные действия.

— Если вы считаете, что проявление, или высвобождение, злости не является решением проблемы, что же является? — поинтересовался я.
— Во-первых, чувства злости и ненависти рождаются в уме, потревоженном неудовлетворенностью. Таким образом, вы можете заранее подготовиться, развивая в себе удовлетворенность, доброту и сострадание. Это даст вам определенное душевное спокойствие, которое во многих случаях предотвратит возникновение злости. Если все же злость овладела вами, вы должны непосредственно проанализировать ее. Выясните, какие факторы привели к ее появлению. Затем, анализируя глубже, постарайтесь понять, является ли гнев в данной ситуации адекватной реакцией, конструктивен он или деструктивен. Постарайтесь также проявить определенную внутреннюю дисциплину, применив против гнева противоядия: мысли о терпении и терпимости.

Далай-лама помолчал, затем закончил ясным, твердым голосом:
— Единственное, что способно защитить вас от разрушительных эффектов гнева и ненависти, — это терпимость и терпение, которое вы развили в себе.

И вновь традиционная мудрость Далай-ламы полностью согласуется с научными данными. Эксперименты доктора Дольфа Циллманна из Алабамского университета доказывают, что злые мысли вызывают физиологическое возбуждение, а это делает человека еще более уязвимым для злобы. Злоба порождает злобу; чем сильнее наше возбуждение, тем более легкой жертвой мы становимся для провоцирующих гнев стимулов окружающего нас мира. Если злость не контролировать, она растет. Как же нам с ней справиться? Далай-лама считает, что просто дать выход злости и ярости — не лучший вариант. Терапевтический метод открытого проявления злобы с целью достижения катарсиса, по-видимому, основан на теории эмоций Фрейда, так называемой гидравлической модели: возникшее давление должно быть устранено. Идея избавления от злости путем ее проявления кажется простой и красивой, но, к сожалению, она неэффективна. Множество исследований, проведенных за последние четыре десятилетия, доказали, что вербальные и физические выражения злости не рассеивают ее, а лишь усугубляют. Так, например, доктор Аарон Зигман, психолог и специалист в области злобы из Мэрилендского университета, считает, что регулярные проявления злости и ярости запускают в организме системы возбуждения и биохимические реакции, которые наносят вред нашим артериям.

Таким образом, дать волю своей злости — не значит избавиться от нее. Не более эффективно игнорировать ее или думать, что ее не существует. Как мы уже обсудили..., невозможно избавиться от проблем, просто избегая их. Так где же наилучший выход? Интересно, что большинство современных ученых психологов — в том числе доктор Циллманн и доктор Уилльямс — соглашаются, что наиболее эффективным путем являются методы, очень похожие на те, которые предлагает Далай-лама. Так как общий стресс повышает уязвимость психики для факторов, способствующих возникновению злобы, первый шаг является превентивным: развитие в себе внутренней удовлетворенности и спокойствия, как рекомендует Далай-лама. Когда же злость возникает, рассеять ее помогает активное осмысление, логический анализ и оценка мыслей, которые привели к ее возникновению. Эксперименты также подтверждают эффективность техник, которые мы рассмотрели выше, — например, техники смены точки зрения. Конечно же, все это гораздо легче проделать на низких уровнях гнева, чем на высоких, поэтому очень важно вовремя вмешаться и не дать злости и ненависти разрастись.

Учитывая огромную важность терпения и терпимости в преодолении злости и ненависти, Далай-лама подробнее остановился на их значении и значимости. — В повседневной жизни терпение и терпимость дают огромные преимущества. Так, развитие этих качеств позволяет нам построить и поддерживать душевное спокойствие. Таким образом, даже в чрезвычайно напряженных условиях человек, обладающий терпением и терпимостью, способен сохранять спокойствие и присутствие духа. Другое преимущество заключается в том, что, реагируя на трудные ситуации с терпением, а не со злостью, вы избавляете себя от потенциальных нежелательных последствий. Проявляя злость и ненависть, вы не только не защищаете себя от ущерба или обиды,

которые вам уже нанесены, но и создаете дополнительный источник для будущих страданий. Реагируя терпением и терпимостью, вы, несмотря на временный дискомфорт и обиду, избежите потенциально опасных долговременных последствий. Жертвуя малым, вы предотвращаете гораздо более серьезные ситуации и страдания. Если бы осужденный на смерть мог спасти свою жизнь, пожертвовав рукой, он был бы счастлив такой возможности. Смирившись с болью и страданиями, связанными с потерей руки, этот человек спас бы себя от смерти, которая является гораздо большим страданием.

— Для западного ума, — заметил я, — терпение и терпимость, несомненно, являются серьезными достоинствами, но в ситуациях, когда вас открыто предают, активно наносят вам обиды, проявления терпения и терпимости во многом схожи со слабостью, с пассивностью.

Далай-лама покачал головой в знак несогласия.
— Так как терпение или терпимость происходят из способности сохранять твердость и решительность в любых ситуациях, эти качества нужно рассматривать не как признаки слабости, а как признаки силы, проистекающей из глубинной способности сохранять твердость. Терпение и терпимость в сложной ситуации, в отличие от гнева и ненависти, требуют активных внутренних действий, которые возможны лишь в сильном дисциплинированном уме. Конечно же, в терпении, как и в большинстве других вещей, есть позитивные и негативные моменты. Нетерпеливость — это не всегда недостаток. Так, она может ускорить выполнение той или иной задачи. Даже в повседневных занятиях, например в уборке комнаты, если вы слишком терпеливы, вы будете двигаться медленно и работать неэффективно. Другой пример — нетерпение в достижении мира на земле, которая, конечно же, является позитивной. Но в сложных ситуациях терпение позволяет вам сохранять силу воли и контроль над собой.

Далай-лама замолчал, затем рассмеялся.
— Вообще, лучший выход, если это необходимо, — просто убежать, бежать и бежать многие мили!
— Не от всяких проблем можно убежать...
— Да, это так, — согласился он. — В некоторых ситуациях требуются активные контрмеры. И все же я считаю, что можно проявлять твердость и даже предпринимать активные контрмеры из чувства сострадания или из чувства заботы о других, а не из чувства гнева. Одна из причин, по которой необходимо принимать сильные меры против того, кто вам вредит, заключается в том, что, если оставить этого человека безнаказанным — какое бы действие против вас он ни совершил, — он может привыкнуть действовать подобным образом, что приведет его в конце концов к личной катастрофе. Поэтому сильные контрмеры необходимы, но, учитывая мои последние слова, их можно предпринимать из сострадания и заботы об этом человеке. Так, например, если говорить о наших отношениях с Китаем, мы пытаемся подавить в себе ненависть, которая периодически пробуждается и нарастает, и развить чувство сострадания по отношению к китайцам. Я считаю, что любые контрмеры становятся более эффективными, если предпринимаются без чувства злости и ненависти.

Итак, мы рассмотрели такие методы развития терпения и терпимости, избавления от гнева и ненависти, как рациональный анализ ситуации, расширение взглядов на вещи и всестороннее рассмотрение ситуации. Конечным результатом терпения и терпимости является всепрощение. Если вы обладаете истинным терпением и терпимостью, всепрощение приходит естественным образом. Независимо от того, как много негативных событий в вашем прошлом, вы можете избавиться от чувства злости и обиды, развивая в себе терпение и терпимость. Проанализировав ситуацию, вы поймете, что прошлое — это прошлое, поэтому нет смысла в гневе и ненависти, которая не только ничего не меняет, но и причиняет вам беспокойство и делает вас несчастливыми. Конечно же, вы можете помнить эти негативные события. Простить и забыть — разные вещи. Нет ничего плохого в том, чтобы помнить о своих бедах; если у вас острый ум, вы их никогда не забудете, — он засмеялся.—— Я считаю, что Будда помнил все. Однако с помощью развития в себе терпения и терпимости можно избавиться от негативных чувств, связанных с этими событиями.

МЕДИТАЦИИ НА ГНЕВ

Метод, который Далай-лама предлагает для преодоления злости и ненависти, предполагает рациональный анализ ситуации для определения причин гнева и противопоставления понимания разрушительным ментальным состояниям. В некотором смысле это можно рассматривать как использование логики для нейтрализации гнева и ненависти и развития в себе противоядий — терпения и терпимости. Однако это — не единственная его техника. В своих публичных выступлениях он приводит две простые, но эффективные медитации для преодоления злости.

Медитация на злость: упражнение 1

Представьте себе, что кто-то из знакомых, близких или дорогих вам людей попадает в ситуацию, в которой утрачивает контроль над собой. Вы можете представить себе, что ситуация связана со ссорой или какими-то личными неприятностями. Этот человек настолько зол, что полностью выходит из себя, создает очень негативные вибрации, даже начинает бить самого себя или окружающие его вещи. Затем задумайтесь над немедленными последствиями ярости этого человека. Вы увидите, что он изменяется физически. Человек, с которым вы ощущаете близость, которого вы любите, один вид которого доставлял вам удовольствие в прошлом, теперь превратился в чудовище в полном смысле этого слова. Причина, по которой я предлагаю вам визуализировать ярость кого-то другого, заключается в том, что недостатки окружающих заметить гораздо легче, чем свои собственные. Итак, используя свое воображение, выполняйте эту медитацию и визуализацию в течение нескольких минут.

Закончив визуализацию, проанализируйте ситуацию и соотнесите эти обстоятельства со своим личным опытом. Вспомните, что и вам не раз приходилось терять контроль над собой. Скажите себе: "Я никогда больше не поддамся влиянию такой сильной злобы и ненависти, в противном случае я буду очень похож на этого человека. Я так же буду страдать от всех этих последствий, утрачу душевное спокойствие, утрачу способность трезво мыслить, стану отвратительно выглядеть" и т. д. Приняв это решение, последние несколько минут медитации сосредоточьтесь на нем без всякого анализа; пусть ваш ум просто сосредоточится на решении не подпадать под влияние злости и ненависти.

Медитация на злости: упражнение 2

Давайте выполним еще одну медитацию с использованием визуализации. Начните с визуализации неприятного вам человека, человека, который вас раздражает, доставляет вам массу проблем. Затем представьте себе ситуацию, в которой этот человек выводит вас из себя или делает что-то, обидное для вас. Визуализируя это, постарайтесь естественным образом отреагировать; дайте волю своим естественным реакциям. Затем проанализируйте свое состояние, выясните, не усилилось ли ваше сердцебиение и т. д. Выясните, что вы ощущаете: комфорт или дискомфорт, покой или беспокойство. Изучите себя. Итак, в течение трех-четырех минут экспериментируйте и изучайте. Затем, если вы придете к выводу: "Да, нет смысла позволять этому раздражению развиваться, я теряю душевное спокойствие", скажите себе: "В будущем я никогда этого не сделаю". Выработайте в себе эту решимость. Наконец, в последние несколько минут медитации как можно глубже сосредоточьтесь на этом решении или решимости. Вот и вся медитация.

Оригинал взят у philologist в Х.К. Катлер и Далай-лама XIV. Как бороться с гневом и ненавистью Текст приводится по изданию: Его Святейшество Далай-Лама XIV, Х.К. Катлер. Искусство быть счастливым. Руководство для жизни / Пер. Чеботарев. - М.: София, 2003.

Ненависть к самому себе — одно из самых тяжелых и противоречивых чувств. Самоотрицание, невыносимое ощущение, что в мире просто нет для меня места и одновременное чувство, что выхода нет… Но и со всеми этими чувствами нужно как-то жить. Как помириться с собственной ненавистью, пробуем разобраться в этой статье.

Об этих чувствах мало кто говорит вслух. Что толку, если в ответ каждый раз наталкиваешься либо на агрессию и осуждение, либо на насмешки и циничные замечания?

Рассказывать об этом крайне непросто. Стыд и вина неотступно следуют за чувством неприятия себя.

Вот и получается, что с ощущениями презрения и отвращения приходится бороться в одиночку.

Тем не менее, с той или иной формой ненависти к себе сталкивается практически каждый человек.

Каждый третий подросток остро переживает период становления и взросления. Сложности в общении с друзьями и родителями, изменения во внешности, страхи о будущем – все это однажды может выплеснуться даже попыткой самоубийства.

Ежегодно в мире 8% подростков совершают попытку самоубийства.

Суицид удается более чем одному миллиону взрослых каждый год.

По тем или иным причинам люди испытывают агрессию, неприятие, отвержение, отвращение к себе.

Важно понимать: проблема не является уникальной и она преодолима. Более того: чтобы стать самим собой и быть собой довольным, каждому человеку приходится принять тот факт, что он «не идеал». И обычно такая необходимость возникает не единожды.

Почему это происходит именно со мной?

Причины ненависти к себе могут быть разнообразны. Это и объективные поступки, и отсутствие их, и острое переживание себя и своего «я», и психологические травмы, связанные с потерей или насилием.

Если причина такого отношения к себе неясна, если отвращение необъяснимо, стоит обратиться к переживаниям самого раннего детства. Имеет смысл поискать причины также среди трагических событий в семье и тяжелых судеб в роду.

Системные расстановки рассматривают человека в контексте его семьи, рода, окружающих людей и событий. Истоки ненависти к себе могут касаться не только вашей личной истории, но и истории вашей семьи и предков, когда ужасы пережитого «передаются по наследству» в виде неосознаваемого сценария.

Насколько глубоким и серьезным может быть чувство неприятия себя, настолько глубокими могут быть и причины этого:

— личные психологические травмы;

— психотравмы, полученные в период рождения или в младенческом возрасте;

— нежелание родителей иметь детей, мысли об аборте;

— перенесенное насилие лично или кем-то из семьи и рода;

— трагические смерти;

— «плата» за совершенное преступление в истории семьи;

— переплетение с тяжелыми судьбами предков.

Так или иначе, чувство отвращения к себе и неприятие себя возникает не на ровном месте и требует особого внимания. Ниже мы рассмотрим подробней некоторые причины ненависти к себе.

Как бороться с ненавистью к себе?

Ненависть – это уже ожесточенная борьба. Однако, борьба не бессмысленная. Она обязательно несет в себе определенное значение и принимает множество форм. В жизни ничего не бывает без смысла или без цели, и каждое наше переживание заслуживает внимания.

В этой статье мы расскажем, как ненависть к себе может быть самонаказанием, самоотрицанием, защитой, любовью, выражением силы и даже способом жить.

Возможно, вам удастся посмотреть на чувства отвращения и презрения под другим углом, а слова «Я ненавижу себя» приобретут несколько иной смысл.

Ненависть как самонаказание

Достаточно часто человек, испытывающий ненависть к себе, ненавидит себя за что-либо. Это может быть конкретный поступок (измена, предательство) или отсутствие поступков (всё, что мы не смогли, не осмелились или не захотели сделать), качество характера (лень, трусость, агрессивность), или особенность внешности.

В этих случаях ненависть к себе принимает форму наказания.

Агрессия к самому себе (аутоагрессия) также многолика, как и ненависть. Она может выражаться прямо (самоедство, осознанные физические самоповреждения) или косвенно. Это не удивительно. Ненависть и агрессия к себе — настолько парадоксальные чувства, что чтобы получить право на существование, им приходится маскироваться под другие чувства и качества.

Некоторые примеры аутоагрессии:

— злоупотребление (алкоголем, курением). Здесь имеется в виду та парадоксальная ситуация, когда процесс уже не приносит удовольствия, но всё равно продолжается;

— злоупотребление диетами или нежелательная худоба, отсутствие аппетита при желании поправиться;

— тяга к экстремальным занятиям, создание потенциально опасных ситуаций. Особенно хочется вспомнить привычку переходить на другую сторону улицы по оживленной трассе в 10 метрах от подземного перехода, потому что «так быстрее». Сюда же относится быстрая езда на автомобиле, мытье окон с опорой на старую деревянную раму, привычка молодых девушек возвращаться с работы в 11 вечера пешком через парк;

— неосторожность, невнимательность: постоянные «случайные» порезы, ожоги и т.п.;

— неопрятность: несвежая одежда, нерегулярное принятие душа, а также «случайности»: случайно пролил кофе на себя;

— всё, что относится к «я не могу», «мне лень», «я боюсь», «я забыл», «я проспал», «я не успел». Особенно, если такое поведение несет серьезные последствия: увольнение с работы, проблемы в университете, разлады в семье.

— провоцирование других людей на агрессивное поведение к себе.

Ненависть как самоотрицание

Чем бы ни была вызвана ненависть к себе – будь то внутренние или внешние причины, — оборотной ее стороной является отрицание себя (такого, каков я есть на самом деле).

Человек, который ненавидит себя, одновременно стремится сбежать от себя или ведет с самим собой бесконечную войну. В первом случае это похоже на бегство от собственной тени, во втором – на борьбу с ветряными мельницами.

Это крайне болезненный процесс.

С одной стороны, вы пытаетесь избавиться от чего-то невыносимого, от чего избавиться нельзя. С другой — что-то (т.е. вы сами) пытается избавиться от вас и этого нельзя избежать (пока вы сами не прекратите это делать).

Конечно, единственный выход – это принятие себя со всеми своими чувствами, качествами, способностями и изъянами. Но этот выход бывает крайне тяжело отыскать, особенно, если отрицание себя вызвано травмой рождения или раннего детского возраста.

«Я не имею права жить», «Я за всё вынужден платить», «Я лишний», «Я сам себе отвратителен», «Вся жизнь – борьба» — вот чувства человека, отрицающего себя.

Неприятие себя связано с непризнанием своего права и/или ответственности жить. Мир начинается с нас. Если мы отрицаем себя, мы отрицаем жизнь. От этого жизнь становится еще более невыносимой.

Ненависть как чувство вины

Когда мы понимаем, что не оправдываем чужих надежд, когда чувствуем себя «в долгу» за потраченные на нас усилия, возникает чувство вины.

Наши близкие рассчитывают на нас. А мы по какой-то причине не можем оправдать их надежд.

Чувство вины очень плотно связано с неприятием и агрессией по отношению к себе. Но иногда отвращение и презрение к себе и окружающим переносить легче, чем вину.

Ненависть как защита

Не все задачи в жизни можно решить одинаково хорошо. Не всегда у нас есть достаточно сил и умений для этого. Иногда в жизни случаются такие травмирующие события, с которыми крайне сложно справиться психологически – осознать случившееся, прожить, пережить.

К таким событиям относится сексуальное насилие и насилие в семье, горе потери близкого и ряд других.

Каждая травма в нашей жизни может оказаться настолько сильной, что сознательно, без посторонней помощи «переварить» случившееся окажется практически невозможным.

Тогда все чувства отчаяния, боли и злости, предназначавшиеся обидчику, оборачиваются ненавистью к самому себе. Когда нет возможности прямо повлиять на виновного или изменить случившееся, чувства ненависти вымещаются на единственном доступном человеке – самом себе.

С другой стороны, я и мое тело, и всё, что относится ко мне, постоянно напоминают мне о событии, которого я не могу вынести. Я – это носитель мучительных воспоминаний и переживаний. И тогда человек начинает испытывать отвращение к себе.

Ненависть к себе изначально может иметь и прямо противоположное значение. Неприятие, отвержение, непонимание со стороны значимых людей крайне тяжело пережить. Так, например, человек испытывает огромную любовь к кому-либо, но не получает любви в ответ. Пережить это бывает «легче», если начать ненавидеть себя. Тогда невыносимый конфликт отвержения ослабевает.

Если с отвержением пришлось столкнуться в младенчестве, чувство отвращения к себе может быть особенно сильным.

Ненависть как любовь

Ненависть как любовь похожа на защиту.

Когда любимый человек по какой-то причине проявляет к нам отрицательные чувства, мы можем «защитить» его, начав отвергать себя: «Это не он, это я ненавижу себя».

Проявляя такую лояльность, мы сохраняем положительный образ любимого человека.

Это дает возможность продолжать любить.

Ненависть как проявление силы

Каждый, кто знаком с чувством ненависти к себе, знает, насколько это тяжело. Каждый день превращается в бесконечную, самоотверженную борьбу. Борясь с собой и своими переживаниями, мы одновременно боремся за себя, за свое право жить и быть такими, какими нам бы хотелось себя видеть.

Мы приучены думать, что ненависть к себе – это малодушие и бесхарактерность. Но это не так. Ненавидеть себя – означает нырнуть в один из самых опасных и пугающих омутов нашей психики.

Чтобы пойти против себя, необходимо иметь много сил и мужества. И, несмотря на безысходность и отчаяние, не прекратить борьбу.

Ненависть как способ справляться

Какой бы ни была ненависть к себе, она никогда не бывает беспричинной. Жизнь иногда дает слишком сложные для решения задачи. Но от этих задач невозможно скрыться, отвернуться. Они требуют решения. И тогда уму и душе человека необходимо найти выход.

Ненависть – это одно из самых сильных чувств на свете, это отчаянная борьба и бегство. Она имеет свой смысл и свою ценность. Мы можем даже не догадываться, почему она возникла. Но это один из способов справляться с жизненными трудностями. Ваш индивидуальный способ.

Кто знает, что бы было, если бы у вас не было этого чувства?

Ненависть как… способ жить!

Как бы нам не хотелось сбежать от себя, скрыться, исчезнуть, перестать существовать, мы неизбежно сталкиваемся с парадоксом: чтобы исчезнуть, нужно быть.

Отрицание, бегство от самого себя, самонаказание и отвержение себя – это выражение собственных чувств и проявление себя.

Каждое наше чувство и действие – самовыражение. Осознавать это непросто. Тем не менее, человек – это не конечная цель, не результат и не путь к результату.

Человек — это процесс, действие. Проявляя себя, мы существуем.

Иногда нас забрасывает слишком далеко в безбрежный ледяной океан житейских задач и собственных переживаний.

Но жизнь – не задача, которую можно решить. Жить – означает быть в потоке всего того, что с нами происходит. Страдать от потерь, бродить бесконечными тропами одиночества, радоваться и взлетать высоко, ощущать опору под ногами и терять ее.

От этого невозможно сбежать даже в смерть, потому как смерть – тоже проявление себя.

Рано или поздно каждому человеку приходится столкнуться с необходимостью это понять. И это становится настоящим испытанием, битвой, цена за которую – я сам.

Мы не можем решить все свои проблемы, но каждый человек в своей уникальной судьбе – это попытка нового смысла и нового решения.

И может быть, ненависть к себе – ваш индивидуальный способ жить сегодня. Чтобы завтра стало возможным обратиться лицом к себе.


Самое обсуждаемое
М.Е. Салтыков-Щедрин М.Е. Салтыков-Щедрин "История одного города": описание, герои, анализ произведения. Анализ произведения «История одного города», Салтыков Щедрин История одного города от издателя краткое содержание
У каких слов бывают антонимы У каких слов бывают антонимы
Да пребудет с тобой вдохновение: как преодолеть творческий ступор Да пребудет с тобой вдохновение: как преодолеть творческий ступор


top