История Древнего Египта

Культура Древнего Египта

12. Фетишизм. Культ природы

Чувствуя свое бессилие перед лицом природы, древний египтянин наделял явления природы и отдельные предметы сверхчувственной силой, пытаясь в то же время, использовать эту силу в своих интересах. Культ фетишей, т. е. священных предметов дикарского культа, как бы наделенных фантастической сверхъестественной силой, восходит к эпохе архаики. С этого древнего времени в Египте почитали особый фетиш в виде двух перекрещенных стрел и лука, соединенных в футляре,— символ богини Нейт, далее деревянный резной предмет, напоминающий задвижку, — фетиш бога Мина, затем «острые» зубы бога Сопду или украшенный перьями и лентами папирусный посох бога Ух, наконец, ряд других колдовских предметов. Остатки этого первобытного фетишизма долго сохранялись в египетской религии.

Особенно страшной первобытным жителям нильской долины и соседних нагорий казалась мертвящая пустыня, откуда несся буйный песчаный вихрь, где бродили дикие хищники и кочевали племена, постоянно угрожавшие набегами мирным земледельцам нильской долины. К глубокой древности восходит в Египте культ священного камня, возникший, очевидно, в пустыне. Впоследствии он сохранился в городе Гелиополе. С культом камня связано применение обелисков в архитектуре. Наконец, в форме священной гробницы царя — пирамиды — возможно, сохранилось далекое воспоминание о культе гор и скал.

Когда же тучная почва долины, регулярно орошаемая нильским наводнением, ускорила рост земледельческого хозяйства, в религию египтян начали проникать представления о «священной земле», «богине — матери природы» и исконно древнем боге земле Гэбе. Земледелец, живший на земле, питавшийся плодами и погребавший своих покойников в землю, видел в ней начало жизни и смерти. Но в условиях аллювиальной долины Нила земледелие было возможно лишь на основе искусственного орошения. Поэтому в воде египтяне видели ту великую первородную стихию, которая дает жизнь и пропитание человеку. Им казалось, что вода есть основа всей природы. Жрецы говорили людям, что весь мир возник из первичного водного хаоса, который египтяне называли богом Нун. А свою великую реку Нил они считали благим божеством, сопоставляя его с богом животворящих сил природы Озирисом, «старшим среди богов, Нилом, который создал все, который разливается, чтобы дать жизнь людям». Дождь — вода из «глаза солнечного бога Гора» или из тела и глаз плачущей богини Изиды, а также священный источник около Гелиополя воспринимались египтянами как проявление благого водного божества. Всю воду они населяли духами, «которые пребывают в воде» и среди которых царит бог водной пучины Собк, изображавшийся в виде крокодила или человека с головой крокодила. Видя в воде начало жизни, египтяне уже в древнейших заклинаниях, начертанных на стенах погребальных комнат пирамид Древнего Царства, призывали воду: «Приди, вода, и да живут находящиеся на небе! Приди, вода, и да живут находящиеся на земле!». Совершая заупокойный культ и стремясь обеспечить покойному вечную жизнь, египтяне обращались к божеству с такой молитвой: «Даруй (умершему), чтобы он располагал твоей водой, чтобы он мог пить из потоков твоей воды, как ты это сделал для того великого бога (Озириса. — В. А.), к которому приходит Нил, для которого появляется трава (на пастбище) и вырастает папирус». Культ божественной воды находил свое выражение в сложном ритуале очищений и возлияний, которые должны были совершать все жрецы вплоть до первосвященников и самого фараона.

С надеждой и страхом взирал египтянин на грозную стихию огня, могучую и разрушительную силу, которая в то же время необходима и полезна для людей. Эта огненная стихия, вырывающаяся из недр земли или опаляющая с высоты неба, казалась египтянам тесно связанной с водой. Уже в древности существовало представление об «огненном острове» и «пламенном озере», которые находились в загробном мире на пути умершего. Особые магические заклинания должны были охранить человека от силы огня и дать ему власть над огненной стихией.

Египтянин населял весь растительный и животный мир духами, богами и богинями, видя в отдельных растениях, деревьях и зверях обиталище и воплощение определенного божества. Сперва собирательство и охота, затем скотоводство и земледелие создали тот круг верований, представлений и обычаев, которые легли в основу древнего культа природы. Культ растений существовал уже в древнейшие времена. В Мемфисе находилась священная роща деревьев, посвященных богине Хатхор. В легенде о «небесном дереве жизни» образно выражалась мысль, что дерево как символ растительного мира необходимо для человека. В эпоху Древнего Царства культы растений об­лекаются в форму религиозно-художественных образов. Возникает представление о священном лотосе, посвященном мемфисскому богу «Прекрасному Туму» — Нофертуму.

Культ животных — одна из форм древнего тотемизма — был широко распространен начиная с архаической эпохи. Священным львам и львицам поклонялись во многих областях Египта — в Бубастисе, Мемфисе и Танисе. Особенно был распространен культ львиноголовой богини Сохмет. Ядовитую змею почитали в городе Буто под именем богини Уаджит. Большое значение имело и обоготворение домашних животных. В древних столицах Египта — в Мемфисе и Гелиополе — поклонялись священным быкам Апису и Мневису. Образ священного быка впоследствии слился с образом обоготворенного царя, как бы наделенного сверхъестественной силой. Бог творческой силы Хнум изображался в виде барана. Обоготворение барана сохранилось в культе верховного фиванского бога Амона до позднего времени. Громадное распространение получил культ священной коровы — богини Хатхор. Поклонение священным животным отразилось в культе и титулах царя. Покровителями царской власти считали священного сокола, пчелу, коршуна и змею. Самого царя часто изображали в виде могучего льва с головой человека (сфинкса).