История Древнего Египта

Культура Древнего Египта

13. Заупокойный культ

Со времени родового строя культ предков и связанный с ним заупокойный культ способствовали идеологическому укреплению власти и авторитета родоначальника. Египтяне, как и другие народы, верили, что смерть есть не уничтожение человеческого существа, а лишь переход его в другой, сверхчувственный мир. Этот мир загробной жизни рисовался им в виде фантастического искажения форм земной жизни. Полагая, что загробная жизнь есть лишь своеобразное продолжение земного существования, египтяне старались дать возможность умершему пользоваться в этом воображаемом мире всеми теми предметами, которыми он пользовался при жизни. Они верили, что умерший, получая от своих родственников пищу, питье и различные необходимые ему вещи, сможет вечно жить и охранять свое потомство, оставшееся на земле. Пережитки родового строя нашли свое отражение в развитии, широком распространении и длительном существовании этого заупокойного культа.

Стремление сохранить умершему вечную жизнь выразилось прежде всего в погребении тела. В древнейшие времена тела умерших заворачивали в кожу, в циновку или в ткань и часто хоронили в скорченном положении, напоминающем положение спящего. Рядом с телом клали пищу, оружие и статуэтки животных и людей. В период Древнего Царства, когда начало складываться древнейшее рабовладельческое государство, заупокойный культ должен был укреплять мысль о неизменности и вечности утверждающегося порядка. Богатых чиновников и жрецов стали хоронить в больших скамьеобразных гробницах (мастабах). Тело умершего искусственно сохранялось для вечной жизни. С этой целью внутренности вынимались и сохранялись в особых сосудах (канопах), а тело пропитывалось соляными растворами и смолистыми составами при помощи особой мумификации. Изготовленную таким образом мумию тщательно обертывали множеством льняных покровов. На стенах комнат внутри гробницы обычно изображали умершего аристократа, его семью и его имущество — принадлежавшие ему при жизни стада и поля, на которых работали его слуги и рабы. Тут же рисовали сцены охоты, рыбной ловли, ремесленников за работой и различные картины домашнего быта. Эти изображения снабжались объяснительными надписями и даже цифрами. Чтобы обеспечить умершему благополучие в загробном мире, его родственники приносили ему жертвы. Заупокойный культ, получивший в Египте широкое распространение, должен был укреплять в народных массах веру в то, что особые обряды погребения и особый религиозно-магический ритуал дают возможность знатным людям сохранить в загробном мире изображенное на стенах их гробниц имущество и привилегированное положение, обеспеченное им царскими милостями. Тем самым система верований помогала идеологическому укреплению всего рабовладельческого строя в целом.

Обоготворяя явления и силы природы, египтяне пытались связать мысль о вечности всегда возрождающейся природы с представлением о воскресении и вечной жизни умершего и обоготворенного предка. В период Древнего Царства, когда эти верования стали облекаться в богословскую форму, древний бог воды и растительности Озирис превратился в центральную фигуру заупокойного культа. Представление об Озирисе как о боге растительности и воды восходит к эпохе возникновения земледельческого хозяйства. Чувствуя свою зависимость от природы, египтянин считал, что его земная и загробная жизнь зависит от Озириса: ведь в Озирисе как бы воплощались скры­тые и вечные силы природы. Поэтому воскресение Озириса считалось залогом воскресения человека к новой загробной жизни. В одном религиозном тексте говорится:

Как воистину Озирис живет, так живешь и ты.

Как воистину он не умирает, так не умираешь и ты.

Как воистину он не уничтожается, гак не уничтожаешься и ты.

Превращение бога растительности и воды Озириса в бога вечной жизни, в судью мертвых и царя загробного мира запечатлено в древней легенде о том, как Озирис был убит своим злым братом Сэтом, затем воскрес и, наконец, стал царем загробного мира. Поэтому, по учению жрецов, человек мог получить вечную жизнь только в том случае, если над его телом будут совершены обряды, которые некогда были совершены над телом Озириса.

С появлением в период Среднего Царства среднего свободного люда заупокойный культ несколько видоизменяется. Религиозно-магические надписи, «обеспечивавшие» ранее загробную жизнь лишь царям и аристократам, стали появляться на стенках даже скромных саркофагов, принадле­жавших людям среднего достатка. Учитывая настроения и желания этих новых кандидатов на загробную жизнь, жрецы стали составлять для них специальные молитвы и заклинания» которые должны были обеспечить покойному «соединение со своей семьей в загробном мире», «вкушение хлеба в загробном мире» и возможность «не вступать в судебную палату бога». Впоследствии круг людей «получивших право на загробное блаженство» стал еще шире. Молитвы и заклинания, писавшиеся в период Среднего Царства на стенках саркофагов, в эпоху Нового Царства уже пишутся на свитках папирусов, образуя «Книгу мертвых», которую правильнее было бы называть «Книгой Воскресения» («выхода днем» — пер-ем-херу). В «Книге мертвых» и в других религиозно-магических сборниках содержатся многочисленные заклинания, гимны богам, описания загробного мира и судьбы человека после его смерти.

Наиболее крупный и распространенный из этих сборников, получивший название «Книги мертвых», восходит в некоторых своих частях ко времени Древнего Царства. Отдельные главы «Книги мертвых» встречаются уже в «Текстах Пирамид» времени V—VI династии. Впоследствии эти тексты стали писать на стенках саркофагов. Из этих текстов постепенно образовалась «Книга мертвых». Этот религиозно-магический сборник производит впечатление хаотического нагромождения молитв, песнопений, славословий и заклинаний, связанных с заупокойным культом. Постепенно в «Книгу мертвых» проникают элементы морали. На развитие этических воззрений указывают главы 1, 18, 30 и 125. Особенно интересна 125-я глава, в которой описывается посмертный суд над умершим и изображается взвешивание сердца (символ души у древних египтян) на весах, а также приводится отрицательная исповедь, в которой покойный отрицает совершение им 42 основных грехов. Так постепенно появляется представление о том, что посмертное блаженство в загробном мире присуждается лишь тому, кто вел на земле праведную жизнь и не запятнал себя грехами и преступлениями. Однако и эти элементы нравственности еще переплетаются с древней магией. Так, в 30-й главе «Книги мертвых» покойный заклинает свое сердце не свидетельствовать против него на посмертном суде. Эта пестрая смесь религиозно-магических верований объясняется тем, что «Книга мертвых» составлялась и редактировалась на протяжении ряда веков. Древние тексты традиционно сохранялись до позднего времени, причем их содержание часто становилось непонятным и даже требовало объяснений, которые, например, были добавлены к 17-й главе «Книги мертвых».

Лучшие образцы «Книги мертвых», написанные на свитках папируса, относятся ко времени расцвета культуры при XVHI династии. Большинство их было найдено в фиванских гробницах и принадлежало главным образом жрецам и чиновникам. Эти папирусы богато украшены тончайшими рисунками, изображающими сцены погребения, совершения заупокойного ритуала, посмертного суда и другие сцены, связанные с заупокойным культом и представлениями о загробной жизни.