История Древнего Египта

Культура Древнего Египта.

14. Культ солнца

Египтяне считали солнце грозной стихией небесного огня, царившего в мертвой пустыне, и вместе с тем началом тепла и света, необходимых для жизни людей. Центром солнечного культа в древнейшие времена был город Иуну, который греки называли «город солнца» (Гелиополь). Этот город сохранял значение важного религиозного центра в течение всей истории Древнего Египта. В течение Древнего Царства культ солнца постепенно превращается в связи с централизацией управления страной в государственный культ верховного бога солнца Ра. Имя этого бога входит составной частью в имена фараонов IV династии Хафра и Менкаура. Фараоны V династии строят в честь бога Ра роскошные храмы, в которых совершался особый солнечный культ. С образом бога солнца Ра постепенно сливается образ одного из древних государственных богов Египта — Гора, изображавшегося либо в виде сокола, либо в виде солнечного диска с крыльями птицы. Культ верховного бога солнца возвышался над культами номовых богов.

В период Среднего Царства, когда центром Египта стали Фивы, местный фиванский бог Амон провозглашается верховным государственным богом всего Египта. И как некогда культ единого бога солнца Ра слился с культами других богов, так теперь культ Амона в процессе централизации государства и религии впитал в себя множество местных верований, среди которых выделялся культ наиболее популярного в Египте гелиопольского бога Ра. Гимны, составленные в честь нового бога Амона-Ра, изображают его изначальным верховным богом, создавшим весь мир.

Усиление Египта при фараонах XVIII династии и сосредоточение больших материальных ресурсов в руках фиванского жречества находят свое отражение в оформлении культа Амона. Как фараон считался самым могущественным среди всех царей, так и бог Амон-Ра провозглашается величайшим среди всех богов. Своего высшего развития культ солнца достиг при фараоне Эхнатоне, когда бог солнечного диска Атон был объявлен единым верховным государственным богом.

Черты единого, вселенского, космического божества, лишь намечавшиеся в догматике Ра-Горахте и Амона, получают свое полное выражение в культе единого бога солнца Атона и на краткий срок вытесняют древние пережитки культа животных и многобожия. Вскоре после смерти Эхнатона его религиозная реформа была ликвидирована, и фиванское жречество одержало снова полную победу. Культ Амона был восстановлен, и Египет вернулся к древнему традиционному многобожию. Однако культ солнца все же сохранял вплоть до позднего времени важное место в египетской религии. В надписях позднего времени возвеличивается бог солнца в «образе солнечного диска, который сам себя создал, имя которого неведомо... который существовал, когда не было никого другого, помимо него... существа возникли по желанию его сердца».