История Древнего Египта

Культура Древнего Египта

5. Религиозная поэзия

Египетская литература была тесно связана с религией. В мифах и сказках описывались чудесные события из жизни богов и тех людей, жизнь которых таинственным образом сплеталась с неведомым потусторонним миром. Влияние религиозно-магического мировоззрения на жизнь народа усиливалось тем, что произведения религиозной литературы облекались в художественную форму. Таковы магические заклинания, гимны богам и обоготворенным царям, жертвенные формулы и различные тексты, связанные с заупокойным ритуалом.

Наиболее яркими образцами религиозной поэзии являются гимны и славословия, включавшиеся с древнейших времен в различные сборники. Так, в «Текстах Пирамид» сохранились гимны в честь солнечного бога Ра, бога умирающей и воскресающей природы Озириса и бога великой реки Нила. К концу Древнего Царства относятся «Гимны царским диадемам», которые пелись в храме в тот день, когда голова царя увенчива­лась священной диадемой. В этих гимнах воспевался как верховный бог владыка водной пучины Собк. Много религиозных гимнов, в частности в честь богов производительных сил природы Озириса и Мина, сохранилось и от времени Среднего Царства.

Среди многочисленных гимнов Нового Царства особенный интерес представляют гимны верховному государственному богу Амону и в особенности гимны богу солнца Атону, которого фараон Эхнатон провозгласил единым богом всего Египта. Авторы этих гимнов в простой и безыскусственной форме изображают великую творческую силу солнца, зарождающего жизнь на земле и пробуждающего к жизни природу:

Сверкает и блестит на горизонте утром,

Восходишь ты в лучах Атона блеск дневной.

И тает мрак ночной под сенью рук горящих.

Ликуют два Египта, и жаркий юг и север.

И на ноги встает от сна восставший люд.

Омыв себя водою и взяв свои одежды,

Хвалу тебе возносят, когда восходишь ты.

Во всей земле твоей творят свою работу.

И мирно бродит скот на пастбищах своих.

Чуть зеленеют травы, в лучах твоих деревья,

И птицы вылетают из гнезд своих ночных.

Это представление о благом боге, создавшем весь мир и поддерживающем ею своей живительной силой, прочно сохранилось в египетской религии и нашло свое отражение в многочисленных гимнах, в частности в одном гимне Амону (папирус Британского Музея № 10684), в котором говорится, что бог создал «небо, землю, воды и горы» и «наполняет радостью сердца» людей.

Особое место занимала драматическая поэзия, один из образцов которой в обрывках сохранился до наших дней. Эта древнейшая известная нам религиозная драма или священная мистерия изображала страдания, смерть и воскресение бога умирающей и воскресающей природы Озириса. В некоторых надписях, например на стэле Ихернофрета времени Среднего Царства, описывается эта мистерия, совершавшаяся в храме Озириса в Абидосе, но восходящая к более древнему периоду. Так, в «Текстах Пирамид» сохранился эпизод оплакивания и воскресения Озириса. С художественной точки зрения венцом поэтического творчества является более поздний «Плач Изиды и Нефтиды» над телом умершего Озириса, в котором богини-сестры призывают умершего бога природы воскреснуть к новой жизни. Этот плач должен был произноситься в святилище храма двумя красивыми жрецами, «на плечах у которых написано имя Изиды или Нефтиды». Эта религиозная драма оказала сильное влияние на развитие художественной трагедии и храмовой мистерии в Древней Греции.