История Древнего Египта

Египет позднего времени

5. Культура саисской эпохи

Со времени Нового Царства Египет вышел на широкую арену международной политики и установил экономические и культурные связи с целым рядом соседних и более далеких стран. Египетские торговцы все чаще стали ездить в Палестину, Финикию и Сирию. Египетские фараоны завоевали обширные области в Передней Азии и в Нубии, укрепили свою власть на юге вплоть до 4-го порога Нила и даже пытались проникнуть в далекую страну Пунт. Общаясь с рядом соседних народов, египтяне оказывали на них значительное культурное влияние и в свою очередь многое у них заимствовали. Все больше устанавливались культурные взаимодействия между Египтом, Эгейским миром, Передней Азией и Нубией. В позднюю эпоху, когда политическое влияние Египта ослабло, когда Египет потерял свои иноземные владения и даже стал подвергаться нашествиям извне и завоеваниям, торговые связи Египта с соседними странами продолжали сохраняться. Ливийские, эфиопские и ассирийские завоеватели не могли не подпасть под влияние высокой и древней египетской цивилизации. В особенности это влияние испытали культурно отсталые ливийцы и эфиопы, которые, завоевав Египет, покорились египетской культуре. Ливийские и эфиопские цари, завоевавшие Египет и основавшие там свои династии, носили пышные титулы фараонов, писали свои надписи по-египетски, поклонялись египетским богам, во всем подражая своим египетским предшественникам. Так, Тахарка называл себя «Гором, владыкой двух диадем... золотым соколом, защищающим обе страны, царем Верхнего и Нижнего Египта, благим богом». Нубия и ранее находилась под культурным влиянием Египта, а в эпоху завоевания Египта эфиопами это влияние значительно усилилось. Развалины египетских храмов, построенных в Нубии, свидетельствуют о сильном египетском влиянии. Поздний мероитский алфавит (Мероэ — позднейшее нубийское царство III в. до н. э. — III в. н. э.) возник на основе египетской демотической письменности.

Египетская культура проникла и в области Передней Азии, главным образом в Палестину, Финикию и Сирию и даже на далекий Кипр. В Палестине и в Финикии было найдено множество египетских памятников, а также местных изделий, выполненных под сильным влиянием египетского искусства. Таковы, в частности, прекрасные инкрустации из слоновой кости. В Финикию проникли культы египетских богов, в частности Гора, Тота, Пта, Хатхор и главным образом Озириса и Изиды, которым саисские фараоны отвели первое место среди остальных богов. Вплоть до античной эпохи сохранилась легенда о том, что гроб с телом Озириса или его голова были прибиты морскими волнами к Библу. В саисскую эпоху культ Изиды делается центральным культом и даже оттесняет на второй план культ Озириса, в честь которого справлялись особые мистерии почти во всех египетских храмах. Очевидно, с этого времени культ Изиды и связанные с ним мистерии получают широкое распространение во всем Средиземноморье и способствуют еще большему влиянию египетской религии и египетской культуры на ряд соседних народов. Произведения древнееврейской светской и религиозной литературы, собранные в Библии, пропитаны древнеегипетскими влияниями. Библейский рассказ о Иосифе и жене Пентефрия близко напоминает сюжет египетской сказки о двух братьях. Египетский монотеизм времени XVIII—XIX династий не мог не оказать влияния на возникновение библейского единобожия и культ единого бога Яхве. Гимн Атону напоминает один из псалмов Давида. Египетская любовная лирика близка к библейской «Песне Песней». Египетские «поучения» и «пророчества» нашли свое отражение в аналогичных произведениях библейской литературы.

Большое влияние оказала древняя культура Египта на формирующуюся культуру греческих племен. В Греции преклонялись перед седой мудростью египетских жрецов, перед тайнами, богатствами и великолепием величественных египетских храмов и пирамид. Историки и философы, как, например, Геродот и Платон, воздавали должное достижениям египетской культуры. По мнению Аристотеля, египтяне положили начало математическим знаниям. По античной традиции, философ Фалес вместе с законодателем Солоном долгое время находился в Египте, причем Фалес учился геометрии у жрецов Мемфиса и Фив. Интересно отметить многочисленные связи, соединявшие египетскую культуру с греческой. В «Илиаде» говорится, что в «египетских Фивах — жилища там полны сокровищ. В городе там сто ворот, столь широких, что могут из каждых двадцать мужей с лошадьми, с колесницами выехать рядом». Архаические статуи греческого бога Аполлона черезвычайно близко напоминают египетские статуи, в частности саисского времени, по фронтальной композиции тела и по типичному для этой эпохи изображению улыбки. Греческая вазопись сохранила сюжеты и мотивы, заимствованные из Египта. Греческие наемники, торговцы и колонисты, поселившиеся в Египте, были связующим звеном между античным миром и угасающей египетской цивилизацией.

Саисские фараоны, открывшие грекам широкий доступ в Египет, открыли ворота Египта и греческой культуре. Греки строили в Египте военные лагери, колонии, города и храмы, посвященные греческим богам. Греческие художники и ремесленники наводнили Египет произведениями своего ремесла, которое особенно процветало в Навкратисе. Поэтому неудивительно, что греческое искусство оказывало некоторое воздействие на египетское. В этом отношении характерна египетская статуэтка с именем Априя, хранящаяся в Тюбингенском музее, прекрасно передающая как общий тип, так и индивидуальные черты знатного аристократа. Художественный реализм в искусстве получает свою законченную форму в Египте в VI в. до н. э. В египетских рельефах этого времени художник лучше изображает человеческое тело в профиль и свободнее размещает в плоскости фигуры и предметы. Портретная скульптура достигает высокого совершенства. Голова Монтуэмхата и голова жреца из зеленого шифера являются шедеврами скульптурного портрета этого времени.

Некоторые иноземные влияния проникали в Египет из Финикии и Палестины. Так, очевидно, из Ханаана проник в Египет обычай и религиозный обряд сжигать жертвы на алтарях. Финикийские и еврейские колонисты строили в Египте храмы своим богам, что должно было оказать некоторое влияние на изменение религиозных воззрений древних египтян. Финикийцы вели оживленную торговлю с Египтом и вывозили туда вино. В Мемфисе был целый квартал, заселенный финикийцами, который называли «кварталом тирян». Начиная с ливийского периода, в Египте усиливается культ древней ливийской богини Нейт. Культ бородатого карликообразного бога Беса, возможно, заимствованный из Нубии, получил в Египте в позднюю эпоху широкое распространение и сохранился вплоть до христианского времени. Таковы были культурные взаимодействия между Египтом и соседними странами Африки, Передней Азии и Эгейского мира.

Постепенное ослабление Египетского государства, произошедшее именно в этот период усиления культурных взаимодействий между Египтом и соседними странами, породило мысль, что причиной упадка Египта являются проникновение в Египет иноземцев, растворение египетской культуры в этой бурной волне иностранных влияний, забвение исконных традиций и древней египетской религии. Поэтому, главным образом в саисскую эпоху, начинается реакция против иноземных влияний и резкое стремление во всем возродить египетскую старину, восстановить древние формы государства, языка, письменности, искусства и религии времени первого расцвета Египта в период Древнего Царства. Египетские жрецы пытаются отгородить египтян, в первую очередь самих себя, от иноземцев при помощи множества религиозных и бытовых запретов. Геродот пишет, что «ни египтянин, ни египтянка не поцеловали бы эллина в губы и не стали бы употреблять ножа, вилки, котла, принадлежащих эллину, не стали бы даже есть непорочного быка, если он зарезан ножом эллина». Предписания строгой обрядовости, пищевые запреты и правила культовой чистоты проводили резкую, почти непроходимую грань между египтянами и иноземцами. Стремление искусственно возродить давно забытую старину, своеобразная архаизация чувствуются в памятниках письменности и литературы, в произведениях изобразительного искусства и предметах религиозного культа. Искусственно сохраняется и даже усложняется громоздкая система иероглифической письменности, несмотря на широкое распространение алфавитных знаков и появление упрощенной скорописи, так называемой демотики, удобной для быстрой записи деловых документов. В религиозных текстах встречаются цитаты из текстов пирамид Древнего Царства, которые тщательно копируются и переписываются. На стенах гробниц тщательно воспроизводятся изображения, сохранившиеся в гробницах Древнего Царства. Широкое распространение получают культы древних богов Египта — Изиды и Озириса. Жрец Иба, состоявший в свите царевны Нейтикерт (XXVI династия), описывает свои труды по сооружению храма в честь Озириса. Крупный вельможа Пефнефдинейт, занимавший ряд высоких должностей при Яхмосе II, подробно сообщает о своей деятельности в связи с восстановлением и расширением храма Озириса в Абидосе. С гордостью говорит он о том, что он «восстановил дом священных свитков после его запустения, записал жертвы в честь Озириса и установил порядок во всех записях». Фараоны саисской династии строили храмы богам, в особенности в Саисе, где были обнаружены большое здание с колоннами, построенное Псамтиком I, большое здание со многими комнатами, сооруженное Нехо II, и, наконец, большой зал для торжественных праздников, воздвигнутый Априем.

В эту позднюю эпоху широкое распространение в Египте получил культ разнообразных животных, в частности культ священных быков (Аписов), в честь которых строили огромные усыпальницы (серапеи), и священных кошек, посвященных богине Бастет, почитавшейся в Бубастисе, на что указывают кладбища священных животных и их многочисленные статуэтки и изображения, во множестве сохранившиеся до наших дней. Наряду с этим возрождается древняя магия, развитие которой шло параллельно с появлением новых культов смешанных богов, одновременно олицетворяющих различные явления природы (синкретизм и пантеизм). Стремление воскресить далекое прошлое, подражание ушедшей старине проникает в искусство и в литературу. Сюжеты литературы связываются с образами древних царей, как, например, Рамзеса II, о котором рассказывали, что он послал статую бога Хонсу для излечения дочери азиатского царя. В литературных произведениях воскрешается стиль фразеологии египетской литературы классического времени расцвета в эпоху Среднего Царства. В изобразительном искусстве появляется стремление рабски подражать, иногда почти копировать художественные произведения времени Древнего Царства.

Все это приводит к резкому разрыву между искусственно воскрешаемой древней культурой и теми формами культурного творчества, которые еще свидетельствовали о жизнеспособности египетского народа. Так, демотическая письменность отрывается от архаизующей религиозной и официальной иероглифики, народный язык — от омертвевшего «литературного языка» классической древности, народные формы религии — от сложных и непонятных народу богословских построений жречества, свежее реалистическое искусство — от однообразного повторения художественных произведений глубокой старины.

Но все последние попытки сохранить самостоятельность и независимость Египетского государства и египетской культуры оказались тщетными. Египетское государство рухнуло под ударами могущественных персидских завоевателей. Однако египетская культура пережила своих создателей и оказала мощное влияние на развитие культуры соседних народов и главным образом греков.