История Древнего Египта

Возникновение древнейшего египетского государства

3. Остатки каменного века. Появление оседлого земледелия

На скалистых нагорьях, окаймляющих долину Нила, найдены кремневые орудия древнекаменного века (палеолита), в частности к западу от Фив была обнаружена целая мастерская кремневых изделий.

В Кау, к юго-востоку от Сиута, удалось найти кости гиппопотама и человека, относящиеся ко времени палеолита. Примитивные кремневые орудия обнаружены также в древних слоях Фаюмского оазиса; очевидно, они пережиточно сохранились вплоть до новокаменного века, когда жившие здесь племена пользовались деревянными серпами с каменными вкладышами и ссыпали зерно в большие ямы.

По мере исчезновения растительности в Северной Африке и превращения ее в область почти сплошных пустынь население скапливалось в оазисах и постепенно спускалось в долины рек. Кочевые охотничьи племена стали оседать в дельте и в долине Нила, постепенно переходя к оседлому земледелию. Благоприятные природные условия ускорили этот переход. Наличие дикорастущих хлебных злаков в районах Африки, прилегающих к Египту, подтверждает возможность акклиматизации зерновых растений и перехода к земледелию в долине Нила в древности.

В разных частях Египта — в Дельте, в Фаюмском оазисе, а также на юге были обнаружены поселения эпохи новокаменного века (неолита). Предметы, найденные здесь, указывают на связь неолитической культуры Египта с древнейшей культурой Северной Африки. В Меримде-Бени-Саламе, в северо-западной части Дельты, было найдено большое поселение, состоящее из двух улиц, разделенных на секции или кварталы, которые состояли приблизительно из 13 хижин и тянулись в длину на 100 м. Некоторые хижины были построены из тростника, закрепленного на деревянной основе, а другие из глины или сложены из сырцового кирпича. В этих овальных хижинах полы были выложены кирпичом, грубо сделанным от руки. Жители поселка занимались скотоводством и земледелием, на что указывают кости быков и свиней, деревянные серпы с кремневыми зубьями, зернотерки и зерно, найденное в погребениях. Обработка камня достигла высоты, характерной для времени неолита. Здесь были обнаружены наконечники копья и стрел. Наряду с грубыми черными сосудами из глины были найдены хорошо сделанные и даже лощеные сосуды разнообразной формы.

Некоторые погребения свидетельствуют о возникновении заупокойного культа. Умерших хоронили в изолированных погребениях около жилищ или группами в отдаленном месте на краю селения. Находки позволяют сближать эту неолитическую культуру с древнейшей протоливийской культурой, которая в свою очередь была связана с капсийской культурой Северной Африки. Очевидно, оседлые скотоводы и земледельцы Меримде-Бени-Саламе жили в условиях родового строя, образуя прочную общину.

К более позднему времени относится поселение, найденное в Фаюмском оазисе. Благоприятные условия оазисной природы способствовали дальнейшему развитию хозяйственной жизни. Еще более развитые формы материальной культуры были обнаружены при раскопках в Бадари, в Верхнем Египте. Население вело здесь оседлый образ жизни, занималось охотой и рыболовством, разводило скот и возделывало ячмень и полбу. Значительно большего развития, чем в Дельте и Фаюме, достигли ремесла.

Жители Бадари из различных материалов делали орудия, оружие, предметы быта, украшения, амулеты и статуэтки. Они умели полировать твердые породы камня, делали из камня топоры, тесла и наконечники стрел. Из кости, в частности слоновой, делали гребни, ложки и амулеты. Из раковин изготовляли рыболовные крючки. Оригинальным видом оружия были деревянные бумеранги. На длинных сланцевых пластинках растирали малахитовую краску, которой пользовались для украшения лица, а также с гигиенической целью. В погребениях обнаружено много каменных бус, покрытых зеленой глазурью. В Бадари умели уже выделывать кожи, которыми обычно покрывали тела умерших, знали ткани и умели плести корзины. Широко пользовались глиной для изготовления различных предметов. В Бадари были найдены многочисленные и разнообразной формы глиняные сосуды, украшенные геометрическим орнаментом, который становится типичным для архаической керамики. Особенно характерно появление металлургии, на что указывают ножи, кольца, булавки и другие предметы, сделанные из меди. Более четкие формы принимают религиозные верования, в частности заупокойный культ. Сохранились погребения со скорченными костяками, с могильным инвентарем, с надземными могильными постройками из кирпича, а также амулеты и культовые статуэтки, типичные для эпохи тотемизма.

Много разнообразных предметов материальной культуры было найдено в погребениях Верхнего Египта, в частности в Балласе, Негада, эль-Амра и в Абидосе. Эти предметы обычно относятся к так называемому первому или раннему додинастическому периоду. Наиболее характерны для этих погребений кремневые наконечники стрел, гранитные навершия булав и базальтовые вазы, а также ромбовидный кинжал, свидетельствующие о высокой технике обработки камня.

Не менее высокого развития достигает в эту эпоху керамика. Гончары первого додинастичеекого периода умели делать из глины красного и черного цвета различные сосуды, особым образом их обжигая и нанося на их поверхность геометрические узоры и рисунки, изображающие людей, зверей и своеобразные большие весельные лодки. На развитие искусства и религиозные верования этого времени указывают шиферные таблички в виде животных, служившие для растирания красок, изящно сделанные небольшие предметы из кости, глиняные статуэтки животных и людей, а также характерные для этой эпохи погребения. Веря в загробную жизнь и стремясь сохранить тела умерших, египтяне хоронили покойников в круглых или овальных ямах, покрывая их шкурами или циновками. Покойников обычно клали головой на юг и лицом на запад, что, возможно, связано с представлением, что загробный мир находится к западу от долины Нила, там, где заходит или «умирает» солнечное божество.

На дальнейшее развитие материальной культуры указывает развитие металлургии: булавки, иголки и рыболовные крючки делаются из меди, хотя одновременно с этим люди продолжают пользоваться орудиями из камня, т. е. техника все еще сохраняет свой переходный характер. При изготовлении медных предметов пользуются приемами, заимствованными из техники обработки камня, при которых, естественно, не учитывается плавкость металлов.

В эту эпоху уже появляется частная собственность на целый ряд предметов. Сосуды, помещенные в одну гробницу, помечаются одинаковым значком, очевидно, особым «знаком собственности». Различные статуэтки пленников с завязанными за спиной руками, статуэтки слуг или рабынь, чаще служанок или рабынь, иногда несущих сосуды с водой, говорят о некотором имущественном расслоении, но родовой строй еще далеко не изжит. Люди мало отличаются друг от друга по своему богатству. Среди найденных погребений нельзя выделить особенно роскошных, которые могли бы принадлежать племенным вождям, хотя бы в некоторой степени приближающимся по своему положению к древнейшим царям.

Дальнейший этап в развитии материальной культуры прослеживается по погребениям второго додинастического периода, которые были найдены в Абусир-эль-Мелек, Хараче и Герце. В эту эпоху еще сохраняется техника изготовления из камня орудий и оружия, например наконечников булав, ножевидных пластин и типичных для этого времени маленьких лезвий ножей, искусно сделанных из обсидиана (вулканического стекла). По-прежнему из камня изготовляются роскошные сосуды, свидетельствующие о высокой технике обработки камня. Не менее искусно делают сосуды из глины, иногда украшенные изображениями лодок, на которых виднеются знаки общинных божеств. Но наряду с этим развивается и металлургия. К этому времени относятся древнейшие литые металлические орудия и оружие. Литейщики изготовляют плоские медные топоры, кинжалы и ножи. Появляются два новых искусственных материала: гипс и фаянс. Именно ко второму додинастическому периоду восходят лазуритовые бусы, маленькие фаянсовые сосуды и амулеты в виде сокола, головы быка или коровы. Возможно, что культы этих животных связаны с древним тотемизмом и широко распространенным культом животных.

На развитие материальной культуры и усложнение религиозных верований, в частности веры в загробную жизнь, на развитие заупокойного культа указывают погребения этого времени. Покойников хоронят в глубоких и длинных, иногда прямоугольных могилах, обложенных кирпичом или целиком сложенных из кирпича. Постепенно появляется обычай хоронить умерших головой на север с лицом, повернутым на восток, в сторону восходящего солнца. Возможно, что в данном случае вера в воскресение покойного связывалась с представлением о том, что солнце на востоке «возрождается» к новой жизни. Наличие в этих погребениях сосудов с волнистыми ручками, сосудов в форме животных, изделий из обсидиана, который привозился из далеких стран, а также цилиндрических печатей, аналогичных печатям древней Месопотамии, говорит о том, что между Египтом и соседними странами устанавливаются некоторые торговые и культурные связи.

Раскопки в Арманте (древнем Гермонтисе) близ Луксора, а также Анибе (Нубия), где были найдены различные памятники доисторической эпохи, позволяют установить экономические и культурные связи египтян с соседними протоафриканскими племенами, которые долго сохраняли свой первобытный социально-экономический строй. На древнем кладбище в Анибе археологами обнаружены большие каменные столбы и плиты, а также остатки керамики, украшенной геометрическим узором. Они относятся к тому времени, когда египтяне, как и родственные им племена Нубии и Ливии, поклонявшиеся священным камням, впервые начали пользоваться для построек большими каменными плитами и украшали глиняные сосуды простейшими геометрическими узорами, из которых постепенно возникли орнаменты, рисунки и картинная письменность.

Интересное поселение раннединастического периода было обнаружено в Хор-Дауд (Нубия). Судя по сохранившимся многочисленным глиняным сосудам и зернам ячменя и пшеницы, население здесь занималось главным образом скотоводством и отчасти примитивным земледелием. Наряду с каменными орудиями было найдено медное долото. Имеются все основания предполагать, что в эту эпоху и в Верхнем Египте и в Северной Нубии жили родственные племена, стоявшие на одной ступени культурного развития.