История Древнего Египта

Возникновение древнейшего египетского государства

4. Возникновение классового общества в долине Нила

Летопись Древнего Царства, родословные фараонов и царские списки Манефона сохранили имена египетских царей первых двух династий. Достоверность этих документов подтверждается раскопками больших царских гробниц на юге в районе Негада и Абидоса, а на севере — в Саккара. Здесь было найдено множество разнообразных предметов материальной культуры и древнейшие иероглифические надписи с именами фараонов первых двух династий.

Памятники додинастического периода, а также относящиеся к первым двум династиям, позволяют в общей форме обрисовать процесс возникновения древнейшего классового общества и государства в дельте и в долине Нила в начале IV тысячелетия до н. э.

В эту эпоху население Египта жило отдельными общинами, во главе которых стояли общинные советы и старейшины. Наряду с охотой, рыболовством и скотоводством все большее значение приобретает земледелие на орошаемых участках. Ежегодные периодические разливы Нила ставили людей перед необходимостью равномерного распределения избыточных вод наводнения по всей стране. Поэтому сперва общины, а потом государственная власть берут на себя функцию создания, сохранения в порядке и постоянного расширения ирригационной сети. Значение искусственного орошения для существования древнейших земледельческих общин отражается в иероглифическом начертании слов «область», «округ» и «правитель области». Слова «область», «округ» обозначались картинным знаком плоской территории, разделенной оросительными каналами на одинаковые участки, а слово «правитель области» писалось группой картинных иероглифов, в состав которой входил знак, изображающий «канал». Очевидно основной функцией «правителя», власть которого возникла из власти старейшины общины, было наблюдение за оросительными сооружениями, в частности каналами, а также за развитием земледельческого хозяйства.

В конце архаической эпохи появляется очень примитивный плуг, но наряду с этим плугом еще очень долго пользовались и первобытной мотыгой. На одном обломке булавы изображена торжественная церемония начала сельскохозяйственных работ. Царь держит в руках мотыгу, готовясь провести первую борозду. Перед царем низко склонился маленький человек с корзиной, готовый высыпать первые семена в борозду, проведенную царем. Действие происходит на берегу канала. Освящая своим авторитетом труд земледельца, царь как бы показывал, что его важнейшей обязанностью была забота о развитии земледельческого хозяйства.

В архаическую эпоху главным орудием для вскапывания земли была все-таки мотыга. В слегка взрыхленную мотыгой землю бросали семена, а затем пускали на пашню скот, который втаптывал семена в почву, увлажненную водой наводнения и удобренную плодородным нильским илом. При молотьбе также пользовались скотом, который на току копытами вымолачивал зерна из колосьев. Эти первобытные способы земледелия пережиточно сохранялись в Египте в силу застойности техники и всей рабовладельческой экономики вплоть до V в. до н. э.

Наряду с земледелием в архаическую эпоху развиваются различные ремесла. Одним из древнейших видов ремесла, получившим широкое распространение и достигшим высокого технического совершенства, была обработка камня. Из камня египтяне делали орудия и оружие, в частности зубья серпов, пилы, ножи, топоры, скребки, наконечники копий и стрел, кинжалы. Из твердых пород камня, например, из базальта, порфира и серпентина, тщательно изготовлялись сосуды. Камнем со времени первых династий пользовались для постройки крупных зданий, царских гробниц и храмов. Так, в гробнице царя I династии Усефая пол выложен прекрасно обработанными гранитными плитами. Внутренний склеп в гробнице фараона II династии Хасехемуи построен из обтесанных плит известняка. Эта техника близка к технике мегалитической архитектуры народов Северной Африки.

Древнейшими металлами, известными египтянам, были свинец, медь, золото, а затем метеоритное железо. Свинец добывали на берегу Красного моря, около Косейра и близ Асуана. В доисторических погребениях найдено много изделий из свинца. Широкое распространение получила медь, которая добывалась в Восточной Пустыне и в юго-западной части Си­найского полуострова. Здесь археологами обнаружены медная руда, кучи шлака, обломки горна, разбитые плавильники, формы для отливки слитков и лезвий, наконец, обломки тигеля для плавки меди. Золото добывали в Восточной Пустыне и в Нубии. В погребениях первых династий были найдены украшения из золота, указывающие на развитие ювелирного мастерства. Железо вплоть до I тысячелетия до н. э. применялось крайне редко. Металлургия уже в эпоху архаики считалась важным ремеслом. Возможно, что при царском дворце находились металлургические мастерские, которыми управлял особый чиновник, «начальник литейщиков царского дворца». Однако металлургия развивалась очень медленно. Изготовление крупных предметов из меди считалось столь важным событием, что об этом сообщалось даже в государственной летописи наряду с важнейшими событиями политической и религиозной жизни страны. Так, в летописи Древнего Царства под годами царствования фараона II династии Хасехемуи упоминается об «изготовлении (из) меди (царской статуи) «Высок Хасехемуи».

Развитие сельского хозяйства и ремесла привело к росту производства и появлению избыточных продуктов. Необходимость их сбыта и потребность в различных видах иноземного сырья вызвали возникновение и развитие торгового обмена. На это указывают различные находки в погребениях архаической эпохи. Малахит и медь доставляли с Синайского полуострова, лазурит — из Передней Азии, хвойные деревья — из Сирии, золото — из Нубии. Из Палестины и Сирии привозили глиняные сосуды с волнообразными ручками (археологи обнаружили такие сосуды с остатками растительного масла). При раскопках древнефиникийского города Библа были найдены предметы египетского происхождения: кремневые ножи и скребки, шиферные таблички для растирания красок, бусы из оникса, хрусталя, яшмы и золота, глиняные фигурки животных. Существовали, очевидно, связи и со странами Эгейского моря, на что указывают обнаруженные в развалинах Кносского дворца на Крите порфировые сосуды египетского типа, а также обломки глиняных сосудов эгейского происхождения в египетских гробницах. Название племен, населявших острова Эгейского моря,— ханебу — встречаются в текстах пирамид, которые в некоторых своих частях восходят к глубокой древности. Обсидиан, из которого делали маленькие лезвия, привозили в Египет из Передней Азии, из Нубии или с островов Эгейского моря.

Характерно, что обсидианом пользовались различные древние народы, стоявшие на той же ступени социально-экономического развития, в частности древнейшие народы Закавказья, где при раскопках было обнаружено большое количество обсидиановых изделий.

Однако в этот период все хозяйство прочно сохраняет свой древний натуральный характер. Все повинности носили натуральный характер. Некоторое представление о жизни примитивных земледельческих общин того времени дает поселение, раскопанное в северо-западной части Дельты и состоящее из ряда овальных хижин, расположенных рядами и образующих подобие деревенских улиц. Иероглифическая письменность сохранила до позднего времени картинный знак, обозначающий слова «область», «округ» (по-гречески — «ном»). Египетские номы, существовавшие со своими религиозными эмблемами уже в эпоху архаики, в течение тысячелетий сохранили свои древние названия, свои местные религиозные культы, свою хозяйственную замкнутость и свои сепаратистские тенденции, что отражает пережиточное сохранение общин в Древнем Египте. Все эти факты хорошо иллюстрируют слова К. Маркса: «Простота производственного механизма этих самодовлеющих общин, которые постоянно воспроизводят себя в одной и той же форме и, будучи разрушены, возникают снова в том же самом месте, под тем же самым именем, объясняет тайну неизменности азиатских обществ, находящейся в столь резком контрасте с постоянным разрушением и новообразованием азиатских государств и быстрой сменой их династий. Структура основных экономических элементов этого общества не затрагивается бурями, происходящими в облачной сфере политики».

Признаки начинающегося имущественного расслоения в Египте можно проследить по многочисленным погребениям. Простых людей, свободных членов сельских общин, бедняков и рабов, очевидно, хоронили в простых ямах, снабжая умерших лишь самыми необходимыми предметами обихода. А богачей, знатных аристократов, чиновников и высших жрецов погребали в больших подземных гробницах, снабженных ценными вещами, продуктами, произведениями художественного ремесла и искусства, предметами религиозного культа. В Саккара был найден ряд таких богатых гробниц, над которыми возвышались скамьеобразные надстройки (по-арабски — мастабы).

Богачи и рабовладельцы для того, чтобы укрепить свое классовое господство, чтобы безнаказанно эксплуатировать трудовой народ и постоянно держать его в узде, создают древнейший государственный аппарат. Органы этого древнейшего рабовладельческого государства еще сохраняют внешнюю форму времени разложения родового строя. Некоторые названия должностей чиновников I династии фараонов восходят к периоду военной демократии. Таков верховный сановник (чати), который, как древний жрец-чародей, носил на плече звериную шкуру, постоянно сопровождая царя в качестве его ближайшего помощника. Таков «столп народа»—древний начальник народного ополчения или «уста Нехена», как называли главного судью одного из древнейших городов Египта. Таковы, наконец, советы родовых и племенных старейшин, которые впоследствии превратились в органы государственной власти.

Дворец царя был средоточием верховной власти, отсюда шли все нити управления страной. Высшие чиновники составляли ближайшее окружение царя и носили соответствующие торжественные звания: первый после царя, начальник дворца, хранитель печати всех царских свитков и т. д. Кроме того были придворные, называвшие себя в надписях «князьями», «состоящими при дворце» и «друзьями царя».

Развитие рабовладельческого хозяйства требовало постоянного притока дешевой рабочей силы в виде рабов. Это вызывало необходимость ведения войн, так как военнопленных обычно обращали в рабство. В связи с этим древние племенные вожди превращаются в приближенных царя, военных командиров, которые по его приказу командуют войсками и в некоторых случаях после завоевания соседней страны получают титул «начальника иноземной страны». Централизация земельного фонда в руках государства и необходимость управлять всей системой ирригации привели к постепенному оформлению древнейших финансово-хозяйственных ведомств. Царская сокровищница называлась «дом серебра». В ней сосредоточивались натуральные поступления со всей страны. Существовал также ряд отдельных учреждений, ведавших продовольственным снабжением, мукомольнями, животноводческим хозяйством, виноградарством и виноделием. Выделяется и личное царское хозяйство (царский дом), которое управляется особыми чиновниками. Все государство делилось на отдельные области (номы), во главе которых стояли местные правители (номархи), принадлежавшие часто к древней родовой знати. Возможно, что уже в эту эпоху появляются как должностные лица, так и учреждения, связанные с учетом и контролем в области центрального и местного управления.

К рабовладельческой знати относились и высшие жрецы, также занимавшие различные государственные должности, поскольку в то время жречество еще не было замкнутой кастой и отдельные чиновники часто занимали жреческие должности. Так, например, один из знатных аристократов времен I династии по имени Сабаф, занимавший высокие придворные должности «начальника дворца», «друга царского дворца», называет себя жрецом храма бога Анубиса, покровителя загробного мира и заупокойного культа.

В этот период уже возникают древнейшие рабовладельческие хозяйства, принадлежавшие как отдельным знатным аристократам, так, возможно, и храмам. В этих поместьях трудились бедняки и рабы, жестоко угнетаемые богатыми чиновниками и жрецами, наконец, самим царем. Около гробниц богачей в Саккара были найдены скудные погребения бедняков и рабов, которые должны были в день похорон следовать за своим хозяином в загробный мир.

Древнейшая царская власть возникает в конце архаической эпохи, когда племенной вождь превращается в царя. На территории Египта постепенно образуются древнейшие государства, которые постоянно ведут между собой борьбу за господство в стране. Во главе этих государств стояли цари, которых жрецы провозглашали богами. Обоготворявшиеся цари должны были совершать важнейшие религиозные обряды. Царей хоронили в больших гробницах, напоминавших роскошный царский дворец или заупокойный храм. Царей часто называли по именам священных зверей или птиц и соответственно изображали в виде быка, сокола, змеи или скорпиона. Эта древнейшая идеология обоготворения царской власти должна была укрепить режим государственной власти и весь классовый строй, основанный на эксплуатации трудовых масс кучкой богачей, рабовладельцев-аристократов.

Древнейшие памятники указывают на военную функцию государства архаической эпохи. Сохранились изображения крепостей, обнесенных зубчатыми стенами. Нередко художник изображал и пленников. Иногда изображался и царь в виде священного быка, который разрушает своими рогами стены вражеских укреплений. Борьба между отдельными государствами имела целью объединение всей страны под властью наиболее сильного.

Процесс объединения Египта в одно государство объясняется необходимостью создания более мощного аппарата для угнетения трудовых масс. Далее, развитие земледельческого хозяйства требовало организации единой системы ирригации, что было возможным лишь в рамках объединенного государства, поглотившего более мелкие древние государственные образования. Таким образом, надзор за ирригацией и работы по ее расширению становятся одной из функций древнейшего государства. Наконец, развитие военной политики, связанной с возникающей внешней торговлей, требовало внутреннего усиления этого государства. Процесс объединения Египта в одно сильное государство происходил как в дельте, так и в долине. Постепенно образуются два соперничающих между собой государства. Центром Северного Царства, расположенного в Дельте, был город Бехдет (Даманхур), а столицей Южного Царства, объединившего всю долину до 1-го порога, стал город Небут (Омбос).

Длительная борьба между этими царствами отразилась в религиозном мифе о борьбе между богами Гором и Сэтом, которые считались покровителями Нижнего и Верхнего Египта. Оба царства вели борьбу за преобладание и господство во всей стране. Победивший фараон присоединял к своему титулу титулы побежденного, что сохранилось в царской титулатуре позднейшего времени.

На длительное существование Верхнего и Нижнего Египта как двух самостоятельных царств указывают сохранившиеся в течение всей истории Древнего Египта титулы фараона: «владыка двух стран» и «царь Верхнего и Нижнего Египта»,— а также прочно укоренившееся деление государственного аппарата на две части, соответственно древнему делению Египта на Северную и Южную страну. Эпоха объединения Египта в единое централизованное государство известна лишь по немногим памятникам. Так, на одной шиферной таблице сохранилось изображение царя Нармера, заносящего булаву над поверженным врагом. Помещенная рядом надпись гласит: «Царь вывел из страны «Озеро Гарпуны» 6 тысяч пленных». Царь изображен на этой таблице дважды: один раз в короне Верхнего Египта, а другой раз — в короне Нижнего Египта. Очевидно, здесь увековечена победа Нармера, приведшая к объединению всего Египта.

Египетское государство этого времени во многом еще напоминало древний и достаточно примитивный племенной союз. Общины фактически владели землей на основе общинного землевладения, однако государственная власть считала себя верховным собственником всей земли и взимала в свою пользу часть доходов свободного населения общин. «Часть прибавочного труда общины принадлежит высшему коллективу, существующему, в конечном счете, в виде одного лица, а этот прибавочный труд проявляется и в виде дани и т. п., и в коллективных видах труда, служащих для возвеличения единства — отчасти действительного деспота, отчасти воображаемого племенного существа,— бога».

Долгое время сохраняются и элементы общинно-племенного строя. В дельте и в долине Нила жили бок о бок различные племена, говорившие на разных языках и наречиях. Даже значительно позднее, в эпоху Нового Царства, египтяне, жившие у 1-го порога, не понимали жителей Дельты.

Греческие писатели сохранили воспоминания о древнем фараоне Менесе (Мине), который считался объединителем Египта и первым египетским царем. Эта легенда, очевидно, основывается на исторических фактах. В родословных фараонов первым помещалось имя Мины. Это же имя, начертанное на одной табличке, было найдено в большой царской гробнице в Негада. Происходя из Тина, близ Абидоса, Мина завоевал Дельту и образовал единое Египетское государство. На стыке дельты и долины, в пункте, имеющем большое экономическое и стратегическое значение, он построил свою укрепленную столицу, дав ей название «Белая Стена». Это место было настолько удачно выбрано, что в течение всей истории Египта сохраняло свое значение. Впоследствии здесь возникла столица Древнего Царства — Мемфис. Объединение всего Египта в единое государство дало Мине возможность создать первые крупные оросительные сооружения. В царских погребениях этого времени найдены золотые украшения и другие предметы с именем этого первого фараона Египта. Возможно, что большая гробница в Негада принадлежала именно Мине. Фараоны архаической эпохи, закончив объединение Египта, делают первые попытки к расширению пределов страны. Фараон Усефай ведет борьбу с восточными племенами, населявшими Синайский полуостров. Свою победу он увековечил в сцене триумфа, торжественно провозгласив «первый случай поражения восточных жителей». Продолжая эту войну с племенами Синайского полуострова, фараон Семерхет вторгся в пределы Синая и оставил на скалах около медных рудников Вади-Магхара традиционную картину победы египетского царя над поверженным азиатским врагом.

Таким образом, фараоны первых династий с оружием в руках проникли на Синайский полуостров, чтобы захватить богатые медные рудники, имевшие существенное значение для развития экономики Египта.