История Древней Греции

Эллинизм

5. Эллинистическая культура

1. Техника и наука

Отличительными признаками эллинистической культуры являются синкретизм эллинских и местных элементов культуры, космополитизм, индивидуализм и преобладание естественно-математических и технических дисциплин над гуманитарными.

Всем научным дисциплинам эллинистического периода свойственно богатство фактического материала, его систематизация, большой научный аппарат и в то же время сравнительная бедность оригинальных идей. Расцвет эллинистической культуры падает на первые века эллинизма (IV—III). Упадок хозяйственной жизни, рост деспотизма и снижение общественной и личной инициативы во II в. отрицательно сказались на научной и художественной деятельности.

Среди отраслей научного знания в эллинистическую эпоху одно из первых мест занимала военная и строительная техника и связанные с нею дисциплины. Прогресс военной техники и военного искусства был обусловлен усложнившимися военными задачами и переходом к профессиональной наемной армии. Еще во время Пелопоннесской войны появились осадные орудия, тараны, черепахи-навесы, защищавшие осаждающих от копий и стрел, камней и свинца, и метательные машины — катапульты и баллисты, выбрасывавшие на большие расстояния длинные стрелы и огромные камни.

При осаде Родоса (304 г.) Деметрий Полиоркет использовал гигантскую осадную машину гелеполу («берущую города»). Гелепола имела девять этажей и была поставлена на колеса. 3500 человек должны были прокладывать дороги и копать рвы для передвижения этой машины. Во время осады Сиракуз римлянами (213 г.) осажденные сиракузцы пустили в ход механические приборы Архимеда, зацеплявшие крюками римские корабли и топившие их.

Осадные орудия применялись не только при осаде городов, но и во время морских боев, что привело к изменениям в конструкции судов. Старые триеры, не приспособленные для перевозки громадных боевых машин и многочисленного экипажа, вытесняются многовесельными (20, 30 и 50-весельными), многоярусными (пяти, восьмиярусными и более) кораблями. О характере военных кораблей-гигантов можно судить по описанию, приведенному Плутархом в биографии Деметрия Полиоркета. По приказу Птолемея Филопатора был построен огромный корабль (тессароконтера) длиной 280 футов, шириной 38 футов и высотой в носовой части 48 футов; расстояние от вымпела до подводной части составляло 53 фута. Корабль имел два носа, две кормы и семь таранов. Весла были налиты свинцом и легко скользили в уключинах. На корабле находились четыре тысячи гребцов, 400 человек прислуги, три тысячи экипажа и большой запас провианта.

Примеру Филопатора последовал его современник, сиракузский тиран Гиерон II (269—214 гг.). Гиерон собрал отовсюду корабельных мастеров, поставил во главе их коринфского архитектора Архия и приказал построить корабль по всем правилам тогдашней науки и техники. Колоссальными усилиями многочисленных мастеров был построен 20-весельный многоярусный корабль с тремя коридорами для груза, пассажиров и военной команды. На корабле существовали каюты для мужчин и женщин, прекрасно оборудованная кухня, столовая, крытые портики, галереи, гимнастические палестры, сараи, погреба и мельницы. На борту корабля было восемь башен, а также катапульта. Все это наглядно свидетельствует о высоком уровне военной техники и науки эллинистических государств, тративших огромные средства на военное дело.

В эллинистический период прогресс наблюдался не только в военной, но и в производственной технике.

Постройка крепостей, дворцов, гигантских судов, маяков, добыча руд, изготовление машин и инструментов, приготовление красок предполагали высокую степень развития технических знаний и точных наук.

Настоящий переворот произвело изобретение архимедова винта для откачивания воды с кораблей и орошения, а также водяной мельницы. Ряд усовершенствований был достигнут в горном и мукомольном деле — двух главных отраслях античного производства. Однако эти изобретения не получили широкого распространения.

Прогресс в ткацком производстве Египта связан с переходом от вертикального станка к горизонтальному; в кузнечно-слесарном — с усовершенствованием горна и молота; в гончарном — с распространением печей для обжига. Немало открытий было сделано и в изготовлении красок, выдувании стекла и выделке кож. Изобретение триспаста — подъемного механизма, представляющего собой систему блоков и рычагов,— также восходит к эллинистическому Востоку.

Об интересе к механическим изобретениям дает представление театр кукол, напоминающий наши театры марионеток. В этом театре все делалось автоматически. Автоматически появлялись куклы, зажигались и гасли огни и т. д. Знаменитый математик и механик Герон для приведения кукол в движение использовал силу пара, создав первый в мире паровой двигатель.

И тем не менее столь блестящее начало не получило достойного развития. Технический прогресс в условиях античного мира носил поверхностный характер и не шел вглубь. Промышленного переворота он не произвел. Причина этого, как указывалось выше, коренилась в совокупности условий рабовладельческого способа производства.

Не случайно, что в эллинистической технике наибольшее число изобретений касалось военной и строительной техники (подъемников, передачи силы на расстояние и т. д.). Усовершенствований в области ручных (рабочих) механизмов почти не было.

От техники неотделима наука. В классической Греции ведущее место принадлежало философии, которая определяла все остальные науки. В эллинистическую эпоху философия дифференцируется: с одной стороны, она превращается в специальную систему знаний о мире, близкую к физике, а с другой — сливается с этикой (наукой о человеческом поведении) и религией. В связи с развитием техники больших успехов достигли естественные науки.

Основой научного знания была математика и родственные ей дисциплины — механика и естествознание (в широком смысле). Центром естественно-математических дисциплин являлась египетская Александрия с ее знаменитой библиотекой. Во главе александрийской школы математиков стоял Эвклид (III в.), стяжавший мировую славу своими «Элементами математики», отличающимися простотой и ясностью мысли. В этом произведении Эвклид обобщил научные достижения математики своего времени.

Кроме Эвклида, из александрийской школы вышел Эратосфен из Кирены (276—194 гг.), знаменитый математик, географ, филолог, философ и астроном, глава Александрийской библиотеки. Эратосфен считал, что земля шарообразна. Ему удалось с относительно большой точностью определить длину окружности земного шара. Современником Эратосфена был Архимед (285—212 гг.), основоположник теории механики и гидравлики, который установил основной закон гидростатики, определил отношение длины окружности к диаметру (число p), создал теорию рычагов. Он заложил также фундамент «счисления бесконечно малых и бесконечно больших величин.

Выдающимся математиком и астрономом эллинистической Греции является Гиппарх (160—125 гг.), проживавший на Родосе и в Александрии. Путем сложных математических вычислений и наблюдений Гиппарх определил величину солнца, луны и земли, установил характер их движения и расстояние от земли и положил начало гелиоцентрической системе, легшей в основу системы Коперника.

Гиппарх составил руководство по сферической, а александриец Герон— по плоскостной тригонометрии. В области физики следует отметить перипатетика Стратона (III в.). Он во многом освободил аристотелевскую натурфилософию от присущих ей метафизических элементов. Все явления мира Стратон выводил из внутренних (имманентных) необходимостей, объясняя мировые процессы механическими законами.

Высокого уровня развития достигла в эллинистический период медицина, пользовавшаяся особым покровительством болезненного Птолемея Филадельфа, искавшего «жизненный элексир». Птолемей не только оказывал медицине материальную поддержку, но и разрешал анатомирование трупов преступников, что чрезвычайно расширило сферу экспериментальной медицины. Теоретическому прогрессу медицины в немалой степени способствовало соперничество между различными медицинскими школами — косской и книдской, т. е. догматической и эмпирической. Каждая из этих школ имела достижения в области анатомии и физиологии, в исследовании функций сердца, кровообращения и деятельности мозга.

О повышении интереса к сельскому хозяйству и агрономии свидетельствует большое число агрономических трактатов, на­писанных в эллинистическую эпоху. На первом месте стоят сводные трактаты по ботанике, агрономии и общему естествознанию Феофраста (372—287 гг.), ученика Аристотеля и главы перипатетической школы. Феофраст подробнейшим образом исследует качества почвы, ее водоемкость и водопроницаемость, химический состав, качества и вес семян, различные породы растений, сорта естественных «и искусственных удобрений, устройство запруд и плотин, описывает разные виды сельско­хозяйственных орудий и многое другое. Феофраста с полным правом можно считать основателем науки о почвоведении и ботаники в древнем мире. Но, к сожалению, из сочинений Феофраста по ботанике, зоологии и минералогии сохранились лишь небольшие отрывки. Широкой известностью у современников и последующих поколений пользовался трактат Феофраста «Об этических характерах», в котором описываются типы характеров людей (честолюбивые, суеверные, хвастливые и т. д.).

2. Искусство и литература

Эллинистическое искусство возникает в конце IV в. в связи с широким распространением в странах Египта и Передней Азии греческой культуры, слиянием ее с местными художественными традициями и созданием новой, своеобразной культуры.

В эпоху эллинизма архитектура интенсивнее всего развивается на Востоке. Все большее значение приобретает светская архитектура. Города планируются правильными кварталами с прямыми улицами и прямоугольными площадями. Такая планировка не была принята в Греции предшествующей эпохи, лишь архитектор Гипподам из Милета (V в.) разрабатывал подобные планы городов. Расположенная в устье Нила Александрия (основана в 332—331 гг.) была спланирована архитектором Динократом. Ширина главных улиц города достигала 30 метров. Больше четвертой части площади города занимали царские дворцы, в состав которых входила и Александрийская библиотека (Мусейон). Не менее ярким примером эллинистического города является Приена в Малой Азии.

В центре города на холме был воздвигнут акрополь, посередине Нижнего города располагалась площадь, окруженная колоннами. Здесь находился храм Афины, построенный около 334 г. Пифеем, экклесиастерий — место народных собраний, гимнасий, правительственные дома и другие сооружения.

В эпоху эллинизма возводятся очень большие частные дома и общественные здания. Храм утрачивает свое значение центра города. Строятся обширные административные сооружения, как, например, булевтерий в Милете. Эллинистической архитектуре свойственно стремление к грандиозности, пышной отделке, что обусловило отказ от простоты и гармонии классической архитектуры.

Тяга к монументальности и внешним эффектам характеризует многие произведения эллинистической скульптуры. Ученик Лисиппа Харес отлил статую бога солнца Гелиоса высотой в 32 метра, известную под названием «Родосского колосса».

Скульптор создавал эту статую в течение 12 лет, и стоила она не менее 300 талантов. Статуя простояла около 50 лет и была разрушена во время землетрясения (227 г.).

Одно из самых чудесных произведений эллинистической скульптуры—статуя Победы— Ники с острова Самофракии. Несмотря на то что статуя очень плохо сохранилась, она до сих пор производит большое впечатление. Художник сумел в мраморе передать ощущение быстрого движения, бурной радости, победного порыва.

Подлинным и непревзойденным шедевром эллинистического искусства остается статуя Афродиты с острова Мелоса, так на­зываемой Афродиты Милосской работы скульптора Александра. В этой великолепной статуе удивительно сочетаются идеальная красота и трепетная жизненность. В ней как бы сконцентрировалось все то лучшее, что дала миру античная пластика,— строгая простота, тонкое умение передать внутреннюю жизнь человека, свойственное IV в., и страстная одухотворенность эллинистической эпохи.

Напряженный драматизм отличает большинство эллинистических скульптур. Трагизм положения и беспомощность человека перед лицом смерти с поразительной силой и художественным мастерством переданы в скульптурных рельефах Пергамского алтаря (битва богов с гигантами). Эти рельефы образуют громадный (180 метров длины и 2—3 высоты) фриз, опоясывающий подножие алтаря. Алтарь был сооружен около 180 г. до н. э. в честь победы пергамцев над галлами. Этой же войне, познакомившей греков с галльским народом, обязаны своим созданием (в конце III в.) статуи побежденных галлов, воздвигнутые при царе Аттале I у святилища Афины. В этих статуях искусно передан этнический тип галлов, их мужество, стойкость в борьбе. Даже побежденные, умирающие, они внушают уважение. Пергамские мастера, показывая силу и гордость врагов, подчеркивали значительность своей победы.

Особенно отчетливо трагические мотивы звучат в искусстве родосской школы. Предсмертные муки людей необычайно мастерски и впечатляюще переданы в прославленной группе Лаокоона. Известная скульптурная композиция «Фарнезский бык», также изображающая трагический эпизод — казнь Дирки, отягчена излишними подробностями, снижающими выразительность произведения.

Пышная и изысканная декоративная скульптура получила свое развитие в творчестве александрийских мастеров. Здесь же, при дворе александрийских царей, достигла высокого совершенства глиптика — резьба гемм — миниатюрных рельефов на самоцветных камнях. Один из таких камней, имеющих мировую известность, так называемая «Камея Гонзага» с портретами Птолемея и Арсинои находится в Ленинградском Эрмитаже.

Очень интересны фаюмские портреты, исполненные неизвестными художниками. Они написаны на деревянных досках и поражают разнообразием красок и мастерской передачей выражения лица.Самостоятельную отрасль художественного творчества представляла мозаика — искусство создавать картины или орнамен­ты из разноцветных кусков мрамора или стекла.

Широкое распространение в IV—III вв. и позднее получили жанровые статуэтки из обожженой глины (терракоты}, найденные как в самой Греции, так и в других областях, подвергшихся влиянию эллинской культуры. Особенно хороши статуэтки женщин из беотийского города Танагры. Своеобразная прелесть танагрских статуэток — в пластичности их форм и изумительном сочетании тонов красок. В жанровых терракотах прекрасно отражен греческий быт.

Изобразительное искусство преследовало как художественно-эстетические, так и практические цели. Теория и практика в классической и в особенности в эллинистической Греция дополняли друг друга. Художественная промышленность на всех этапах развития греческого общества занимала одно из первых мест в производстве.
Отличительные черты эллинизма — космополитизм, синкретизм и индивидуализм — нашли свое выражение и в литературе эллинистического периода.

Чем дальше, тем все более уходили в область истории божественные и героические сюжеты, уступая место реалистическому жанру. На смену богам приходили люди. Отношения людей и их страсти составляют содержание нового вида литературы, возникшего с конца Пелопоннесской войны, — бытовой комедии. Главными действующими лицами новой (послеаристофановской) комедии являются бытовые персонажи: глупый сапожник, крестьянин, повар, врач, аптекарь, музыкант, прорицатель, особенно часто военные, гетеры, рабы и т. п. Реализм, психологизм и индивидуализм — вот черты, характеризующие новый литературный жанр. Общественные и философские мотивы заглушаются мотивами личного характера. Писателей интересуют не социальные проблемы., а сюжеты из быта, обыденной жизни. Они стремятся увести людей от наиболее животрепещущих вопросов социальной жизни. Любовные интриги, военные авантюры, сатиры на отдельных лиц и целые профессии (сапожников, солдат, гетер, рабов и пр.) —таково содержание новой комедии. Равнодушие к общественным вопросам в комедии свидетельствовало о безразличии к общественно-политическим вопросам в жизни.

Из комедийных поэтов наибольшей известностью пользовался афинянин Менандр (343—293 гг.). Комедии Менандра ранее были известны главным образом по переделкам римских писателей Плавта и Теренция. В конце же XIX в. были найдены папирусы, содержащие значительные отрывки из произведений самого Менандра. Благодаря этому наши сведения об афинском поэте и характере его произведений значительно расширились.

Менандр довел греческую бытовую комедию до совершенства. Увлекательные, изящно написанные, расцвеченные иронией и юмором комедии Менандра пользовались шумным успехом у театральной публики. Напротив, классические трагедии и комедии уже не производили на зрителей такого сильного впечатления, как раньше. Из старых трагиков дольше других сохранял популярность Эврипид.

Изменилась также и театральная техника. Отпал главный элемент классической трагедии и комедии — хор, и увеличилось число действующих лиц. Была усовершенствована театральная мимика и игра актеров, введен балет. Кроме того, возросло значение декораций. Все это, конечно, предполагало иные театральные вкусы, иного зрителя и иную роль театра. По мере того как угасала политическая жизнь полисов, театр из политического и воспитательного учреждения превращался в зрелищно-увеселительное, место отдыха и забавы.

Из литературных жанров, кроме бытовой комедии, больше всего по вкусу публике приходились идиллии, сентиментальные романы, мимы, элегии, кинические диатрибы, эпиграммы и т. д. Субъективизм и реализм в этих произведениях переплетались с нравоучениями, сентиментализмом и эротикой.

Высокого совершенства в составлении идиллий — художественных картин из сельской жизни — достиг Феокрит (род. в 305 г.). Родина Феокрита — Сиракузы. Он подолгу жил при дворах сицилийского тирана Гиерона и египетского царя Птолемея Филадельфа. Феокрит вводит в свои идиллии простых деревенских людей — земледельцев, рыбаков и в особенности пастухов (буколов) и пастушек. Однако, несмотря на искреннее стремление Феокрита к простоте и непосредственности, ему все-таки не удается избежать надуманности и дидактизма, вычурности и сентиментальности.

Для поэзии Феокрита, как и для творчества многих других поэтов и писателей его времени, характерно также раболепие перед носителями верховной власти и вообще влиятельными и богатыми людьми. Ведь писатели и поэты, художники и ученые в эллинистическое время обычно жили при царских дворах. Цари, их придворные и просто богатые люди любили играть роль меценатов, покровителей наук и искусств. Поэтому пышно расцветает придворная поэзия, восхваляющая и обожествляющая царей, и вся литературная продукция эллинистической эпохи испытывает влияние придворного быта и нравов.

Большой известностью пользовался и александрийский поэт Каллимах (род. в конце IV в., умер между 240 и 230 гг.).

Каллимаху принадлежало много произведений; характерной чертой его творчества была нарочитая ученость, искусственность и манерность. Это направление поэзии Каллимаха носит название александринизма. Его поэма «Происхождения» представляла собой сборник разных преданий, объясняющих названия городов. Каллимах составлял также гимны и эпиграммы. От произведений Каллимаха сохранились лишь фрагменты и подражания ему других поэтов. Его поэзия служила, в частности, образцом для выдающихся римских поэтов Катулла и Проперция.

Интересной формой художественной литературы являются диатрибы. Сам термин «киническая диатриба» подчеркивает связь ее с кинической философией. В форме диатриб, представляющих собой смесь прозы и стихов, в которых серьезные мысли переплетаются с юмористическими и проникнутыми сарказмом сценками, киники распространяли свою философию среди народных масс. Впоследствии диатрибы превратились в один из любимых видов эллинистической поэзии. Высокого мастерства в составлении мимов и диатриб достиг Геронд, с произведениями которого познакомили нас папирусы. В них поэт описывал впечатления от каких-либо мимолетних жизненных эпизодов, давал остроумную характеристику лиц или событий.

Особым родом литературы были социальные романы-утопии Эвгемера, Ямбула и других писателей. В них описывались фантастические страны, «острова блаженных» и «солнечные царства». Романы-утопии давали выход творческой фантазии, уводили людей от утомительной городской жизни в чудесную Индию и счастливую Аравию с их сказочной, великолепной природой. Там все прочно и устойчиво: с математической точностью повторяются приливы и отливы моря, одинаковую продолжительность имеют дни и ночи, богатейшая растительность радует глаз, масла и вина хватает всем, плоды тростника сами собой превращаются в сладкий хлеб, вечно сияет солнце. Люди «солнечного царства» (гелиополиты) обладают цветущим здоровьем, правильно сложены, живут до 150 лет и, достигнув глубокой старости, сами себя лишают жизни. Больных и инвалидов в «солнечном царстве» не бывает, нет также врачей — все делает сама природа. Гелиополиты поклоняются солнечному диску и звездам, как самым святым и чистым созданиям природы. Живут они группами по 300—400 человек в каждой. Во главе группы стоит патриарх (родовой царь, или филобасилей).

Частной собственности в гелиополисе не существует так же, как и семьи. Жители «островов блаженных» образуют общину жрецов, земледельцев и воинов. Все они обязаны трудиться, рабов нет, а собственность общая. На лоне роскошной природы гелиополиты усердно занимаются науками, в особенности астрономией, наблюдая за жизнью их главного бога — неба. Эвгемер и Ямбул, рисуя идеальную жизнь фантастических островов, критикуют современный им общественный строй. Жизнь, как уже было сказано, представляла разительный контраст тому, что изображалось в утопиях и романах. Люди, не удовлетворенные действительностью, уставшие и не видевшие выхода из своего положения, стремились хотя бы в мечтах перенестись в дальние страны и превратиться в граждан «солнечного царства». Во время восстания Аристоника учение о «солнечном острове» нашло отражение в лозунгах восставших.

Элемент фантастического и чудесного содержится и в исторических произведениях эллинизма. Военные походы и экспедиции, впечатления купцов и путешественников доставляли богатый материал историку, открывали дотоле неведомые страны, знакомили с бытом, культурой, языком и верованиями других народов. На этой почве зарождались идеи всемирной истории, этнографии и исторический роман.

Большинство эллинистических историков были придворными историографами, что, естественно, не могло не отразиться на их исторических концепциях и оценках. Наиболее известными историками эллинистической эпохи являются Феопомп с острова Хиоса (IV в.), Эфор, Диодор Сицилийский, Полибий (201— 120 гг.).

Параллельно с художественной и исторической литературой существовали научная литература, языкознание и филология. В эллинистическую эпоху была проведена колоссальная работа по собиранию материалов, критической оценке и систематизации произведений старых писателей и поэтов, составлены словари и оглавления книг. Одновременно тексты освобождались от позднейших наслоений, вставок (интерполяций) и искажений.

Критика ученых-филологов часто была чрезмерно педантична и придирчива. Крупнейшими критиками того времени были Зенодот, Аристофан, Аристарх и другие. Кроме того, большую ценность представляют сводные работы Дионисия Фракийского (II в.). Дионисий умело систематизировал учения предшествовавших грамматиков.

3. Александрийский мусейон. Философия

Центром научно-литературного творчества была египетская Александрия, по имени которой и весь эллинистический период греческой литературы иногда называют александрийским. Из различных греческих городов сюда приезжали ученые, чтобы заниматься научными исследованиями.

Средоточием научно-педагогической деятельности был Александрийский мусейон — одновременно высшая школа, научный институт и колоссальная библиотека. В I в. до н. э. в александрийском книгохранилище насчитывалось до полумиллиона рукописей, привезенных из различных стран мира. Один только «Каталог сочинений, просиявших во всех областях образованности», включал 120 книг. К сочинениям каждого автора прилагался комментарий; из таких комментариев впоследствии была составлена особая литература (схолии), служащая в некоторых случаях ценным источником при изучении античной истории. Составителем «Каталога» был упомянутый выше Каллимах, поэт и филолог, хранитель царской библиотеки. Каллимах — яркий представитель александрийских ученых, обладал самыми разнообразными знаниями. Ему приписывали 800 сочинений, написанных прозой и стихами, по истории, грамматике, поэзии и т. д. Учениками Каллимаха были Эратосфен и Аполлоний Родосский, занявший после смерти Каллимаха должность царского библиотекаря.

Помимо Александрийского, мусейоны имелись в Антиохии, Пергаме, Сиракузах и других крупных городах. Эллинистические правители не жалели средств на пополнение и содержание библиотек, рассматривая их как одно из средств укрепления своего авторитета в глазах общественного мнения внутри страны и за ее пределами.

Однако в литературных произведениях эллинистической эпохи чем дальше, тем все более отчетливо проступали отрицательные черты александринизма — риторика и дидактика, нарочитая ученость, сентиментализм и утрата чувства меры. Все это свидетельствовало о разрыве между литературой и жизнью, что неизбежно приводило к вырождению и оскудению научно-художественного творчества.

Как и вся эллинистическая культура, философия этого времени также лишена внутренней цельности. Для нее характерен эклектизм, смешение различных философских систем. Из философских систем наибольшей популярностью в эллинистическом мире пользовались три: 1) стоиков, 2) эпикурейцев и 3) киников. В фокусе внимания этих систем стоял человек и его отношение к миру, государству и другим людям.

Основоположником стоической философии считают Зенона Младшего из города Кития на острове Кипре, ученика Кратеса Киника. Зенон жил в конце IV в. и обычно излагал свое учение в «цветном портике» (стоа пойкиле) в Афинах, откуда и пошло название «стоическая философия». Идеи Зенона привел в систему и дополнил Клеант из города Асса в Мисии, современник Зенона, и в особенности Хрисипп из Сол в Киликии (282— 208 гг.).

Стоики делили философию на три части: 1) логику, 2) физику и 3) этику. По мнению стоиков, этике подчиняются логика и физика. Физика показывает, что все существующее есть тело, действующее или страдающее, активное или пассивное. Логика же учит правильно мыслить и ясно выражаться, что необходимо для воздействия на окружающий мир и преодоления пассивного состояния. Цель человеческой жизни есть счастье, а счастье заключается в сознательной общественной и личной деятельности, протекающей по законам человеческого разума. Озаренная светом разума деятельность на языке стоиков называется добродетелью. Добродетель состоит из четырех составных частей: 1) справедливости, 2) проницательности, 3) мужества и 4) рассудительности. Все эти качества необходимы человеку для широкой активной деятельности в интересах всего человечества.

По сравнению со служением всему человечеству или даже миру забота о социальных группах и отдельных людях и любовь к ним в учении стоиков отходит на второй план. Человек, семья, группа, класс, государство растворяются в более высоком космическом, или вселенском, идеале. Перед этим идеалом все народы, государства и люди равны. Таким путем стоики логически приходили к космополитизму и признанию равенства между свободными и рабами, греками и варварами. Космополитизм стоиков является продуктом разложения мировоззрения обособленных полисов. Согласно учению стоиков, активным началом человеческого существа является душа, а преобладающую силу души составляет разум. Через душу и разум человек связывается со всей Вселенной (космосом). Подобно человеку, космос состоит из двух начал — пассивного и активного, материи и разума. Вселенский разум есть бог, определяемый как эфир, или животворный праогонь, из которого рождается мир. Мир не вечен. Через определенный период мир погибает от огня и вновь возрождается из того же самого праогня в обновленном виде.

Стоическая философия призывала к действию, неослабной работе над собой, к серьезному изучению специальных наук и философии. В этот период стоическая философия не была оторвана от практической жизни. Стоики верили в возможность создания идеального общества, вселенского государства, построенного рациональным путем на основе разума и научных данных. Среди стоиков было немало выдающихся умов и разносторонне образованных людей.

Во II в. всеобщей известностью пользовались два философа стоика Панеций (180—110 гг.) и Посидоний из Апамеи в Сирии (135—51 гг.). Особенно интересен последний, сочетавший глубокое философское образование с широким знанием специальных дисциплин. Посидоний известен как философ, математик, естествовед и историк.

Стоики оказывали большое влияние и на политику, так как они были советниками, государственными деятелями и царями. Впоследствии, в период Римской империи, стоицизм выродился в проповедь пассивного отношения к жизни и квиетизма. Таков был, например, стоицизм римских философов Сенеки и Марка Аврелия.

Отличную от стоиков философию развивали эпикурейцы. Основателем эпикурейской философии был Эпикур (341—270 гг.). В 306 г. Эпикур поселился в Афинах, где начал излагать слушателям основы своей философии. Эпикур написал много сочинений, из которых до нас дошли лишь несколько писем и ряд фрагментов. По этим отрывкам и восстанавливают учение Эпикура.

В противоположносгь стоикам, считавшим основой познания разум, Эпикур истинным источником познания признавал чувство— ощущение. Ощущение возникает чисто внешним путем в результате случайного сцепления атомов. В этом Эпикур примыкал к атомистике Демокрита. Человеческая душа, по Эпикуру, состоит из тончайших атомов, подобно эфиру разлитых по всему телу. Счастье, составляющее цель всякой философии, заключается в устранении неприятных и создании приятных ощущений. Достигается это воздействием на чувства разума и воздержанием от всяких излишеств, т. е. умеренностью. В этом эпикурейцы соприкасались со стоиками. В создании душевного равновесия и покоя Эпикур усматривал высшее счастье человека— атараксию. Атараксия предполагает свободу от всякого страха, в особенности от страха смерти и богов. Эпикур не отрицал существование богов, но он полагал, что они отнюдь не заботятся о людях. Эпикур считал, что душа смертна, и боролся против суеверий. Он «был подлинным радикальным просветителем древности, он открыто нападал на античную религию, и от него ведет свое начало атеизм римлян, поскольку последний у них существовал». Наиболее полное изложение эпикуреизма дал римский поэт-философ, великий материалист Тит Лукреций Кар.

Основателем философии киников считают Антиофена (440— 366 гг.), ученика и друга Сократа. Учение киников возникло в среде бедной интеллигенции больших городов. Киники, подобно Сократу, оставляли свои занятия и жили в страшной нужде, которую они возвели в принцип. Киники отрицали все обществен­ные установления — собственность, семью, рабство, этические нормы и т. д. Их лозунгом был призыв к природе, к простому образу жизни, независимости. Проповедь киников находила большое число сторонников среди народных масс, свободных и рабов, недовольных существующим строем.

Самым известным философом-киником был Диоген из города Синопы на Черном море (404—323 гг.). Диоген был учеником Антиофена, проникся его философией и последовательно проводил ее в жизнь. Живя в крайней бедности, Диоген, обросший длинной бородой, днем ходил по улицам города без сандалий, с палкой в руке и сумой за плечами, а ночи проводил в бочке за городом. Презирая всех и все, Диоген считал своим настоящим призванием «повелевать людьми». Существует предание, что, когда к Диогену пришел Александр Македонский и выразил желание сделать все, что захочет философ, тот попросил у него единственной милости: не заслонять ему солнца. Александр исполнил желание Диогена, сказав при этом: «Если бы я не был Александром, то желал бы быть Диогеном».

В IV—III вв. возникло философское течение скептицизм. Основателем его был Пиррон (ок. 360—270 гг.). Скептицизм отрицал возможность познаваемости мира, призывал к пассивности, квиетизму. К. Маркс писал, что в учении скептиков сказалось вырождение античной философской мысли.

4. Эллинистическая религия

Идея всемирности и всеобщности, составляющая основу мировоззрения людей эллинистической эпохи, находит выражение и в религии.

Отличительной чертой эллинистической религии является ее синкретизм, сочетание рационализма, мистики и универсализма. Эти особенности эллинистической религии проявились в трактате «Священная хроника» Эвгемера (III в.). Эвгемер пытался рационалистически объяснить происхождение богов и религии. Оказывается, во время своего пребывания на острове Панхее он открыл надпись, в которой была описана вся история человечества и перечислены деяния богов Кроноса и Зевса. На основе этого он решил, что боги и герои суть не что иное, как обоготво­ренные сильные люди, а мифология — облеченная в чудесное история. Обоготворение преследует цель внушить людям страх и сделать их более покорными и послушными. Учение Эвгемера (эвгемеризм) имело много сторонников в Греции и в Риме.

Другие шли дальше Эвгемера и вообще отрицали существование богов, а религию, подобно Эвгемеру, считали обманом. Такие взгляды разделял, например, Феодор из Киреиы, прозванный безбожником. К сожалению, из несомненно богатой атеистической литературы до нас дошли только незначительные отрывки, по которым трудно восстановить ход мыслей их авторов.

Богаче наши сведения о философах-богословах идеалистического и мистико-религиозного направлений. К ним принадлежат два знаменитых александрийских богослова — евреи по происхождению— Аристовул (II в.) и Филон (I в.). В их системах причудливо сочетались идеи Платона и Аристотеля и учение еврейских раввинов. Бог, по их представлениям, отвлеченное начало, отделенное от мира, но воздействующее на него посредством божественной, столь же отвлеченной силы — Слова, или Логоса. Логос же отождествлялся с мировой душой и творцом мира, связующим мир с богом. Концепция Филона оказала большое влияние на христианскую религию.

Религиозный синкретизм выражался в слиянии одних божеств с другими и появлении новых универсальных божеств, в смешении самых различных и противоречивых религий, заимствованных у разных народов. Старые антропоморфные боги теряли свои реальные черты, абстрагировались и превращались в универсальные отвлеченные божества. Рядом со старыми греческими и восточными божествами существовали новые божества. Особенно распространена была во всех общественных слоях вера в Судьбу, приносящую счастье и удачу, славу и богатство. Нетрудно установить социально-психологические корни этой веры. В эпоху глубоких политических потрясений, междоусобных войн, частых перемен в жизни обществ и отдельных людей, головокружительных успехов и столь же неожиданных падений вполне закономерно появление в божественном пантеоне таких богинь, как Счастье, Судьба и Удача.

Божественное происхождение приписывали всему, что казалось непонятным, сильным и властным, в том числе и прежде всего царям. Подобно остальным божествам, цари имели свой культ и культовые прозвища: Спаситель (Сотер), Благодетель (Эвергет), Явленный (Эпифан) и т. д.

Главные философские системы эллинизма — стоицизм и кинизм — содержали в себе немало мистико-религиозных положений. Связующим звеном между религией и философией был вопрос о смерти и загробной жизни. Мистическим представлениям о загробной жизни были посвящены элевсинские мистерии Деметры и культ древнефракийского героя Орфея (орфизм), которые слились в одну сложную религиозно-мистическую систему, получившую широкое распространение в странах эллинизма. Религиозный синкретизм и мистицизм выражены также и в культе Сераписа, главного божества птолемеевского Египта. В честь Сераписа в Александрии был построен великолепный храм (Серапейон), впоследствии разрушенный христианами.

Из восточных божеств больше всего почитателей имела фригийская богиня Кибела (Великая Мать). В основу культа Кибелы положен миф о несчастной любви Кибелы к пастуху, красавцу Аттису. Страстно любящая Кибела силой своего чувства воскрешает трагически погибшего Аттиса. Среди народных масс широкое распространение получили древневосточные культы Исиды, Анахиты и Митры. Исключительно широко распространились суеверия. Люди стремились уйти из реальной действительности в мир иллюзий.

Изучение эллинистических религиозных учений показывает, что, какую бы внешнюю форму религия ни принимала, в конечном итоге она всегда стремится к одной цели: отвлечь людей от суровой действительности и социальной борьбы обещанием блестящих перспектив в фантастическом мире будущей загробной жизни.