Организация работы пмпк в школе презентация. Презентация "Организация психолого-медико-педагогического сопровождения в школе"

Организация работы пмпк в школе презентация. Презентация

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Взаимодействие специалистов психолого-медико-педагогического консилиума и педагогов образовательного учреждения в процессе психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОПФР на базе МБОУ «Средняя школа №23 г.Йошкар-Олы» Педагог-психолог Л.И.Дегтерева

2 слайд

Описание слайда:

Школьный психолого-медико-педагогический консилиум - это объединение специалистов разного профиля, занимающихся сопровождением процессов развития, обучения и адаптации обучающихся по разным направлениям.

3 слайд

Описание слайда:

В состав консилиума входят: руководитель консилиума педагог-психолог учитель-логопед социальный педагог медицинский работник учителя классные руководители

4 слайд

Описание слайда:

Заседания ПМПк ОУ проводятся: по результатам обследования (психологической диагностики); - по запросу учителя; - по запросу учителя-логопеда; - по запросу педагога-психолога; - по запросу социального педагога; - по запросу родителей.

5 слайд

Описание слайда:

Заседания ПМПк ОУ Проводятся не реже 2 раза в полугодие Плановые Внеплановые Периодичность проведения определяется реальным запросом образовательного учреждения на комплексное, всестороннее обсуждение проблем детей с отклонениями в развитии.

6 слайд

Описание слайда:

Психологическое сопровождение процесса обучения включает: диагностику уровня развития детей; индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия психолога с детьми психологическое консультирова- ние педагогов, родителей, обучающихся психологическое просвещение педагогов, родителей, обучающихся психопрофилактика

7 слайд

Описание слайда:

КАКУЮ ИНФОРМАЦИЮ "ПОСТАВЛЯЕТ" КАЖДЫЙ УЧАСТНИК КОНСИЛИУМА ДЛЯ ОБЩЕГО ОБСУЖДЕНИЯ?

8 слайд

Описание слайда:

Педагог-психолог приносит на консилиум: - результаты наблюдений; - результаты экспертных опросов педагогов и родителей; - результаты обследования самих школьников.

9 слайд

Описание слайда:

Обобщенные данные о ребенке Описание психологических особенностей - обучения; - поведения; - самочувствия школьника. Обнаруженные нарушения или отклонения от - возрастной; - психической; - социальной нормы. Индивидуальные особенности психической жизни школьника. Формы помощи данному ученику.

10 слайд

Описание слайда:

Классный руководитель предоставляет на консилиум: - результаты своих собственных наблюдений и бесед с учителями- предметниками; - педагогическую характеристику учебной деятельности и поведения конкретных школьников в целом.

11 слайд

Описание слайда:

Социальный педагог берет на себя организационные обязанности, связанные с Консилиумом: - помощь классным руководителям в реализации решений Консилиума; - решение тех вопросов, которые касаются непосредственной работы с семьей.

12 слайд

Описание слайда:

Порядок работы консилиума в рамках обсуждения одного случая: - Осуществление информационного обмена между всеми участниками консилиума. - Разработка стратегии помощи конкретному ученику.

13 слайд

Описание слайда:

Документация ПМПк ОУ - Приказ о создании ПМПк образовательного учреждения - Положение о ПМПк образовательного учреждения (на основе городского положения о ПМПк) - График плановых заседаний ПМПк (коллегиальное заседание не позднее 10 дней от даты заявки на рассмотрение проблем ребенка)

14 слайд

Описание слайда:

ЖУРНАЛЫ ПМПк ОУ - Журнал записи на ПМПк, записи заключений и рекомендаций специалистов и коллегиального заключения и рекомендаций ПМПк - Журнал движения документации ПМПк - Журнал регистрации архива ПМПк - Журнал протоколов коллегиальных заседаний ПМПк

15 слайд

Описание слайда:

Рабочая документация ПМПк ОУ. Журнал записи детей на ПМПк. № п/п Дата, время Ф.И. ребенка Дата рождения Пол Инициатор обращения Причинаобращения График Консультирования специалистов

16 слайд

Описание слайда:

Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов, коллегиального заключения и рекомендаций ПМПк ОУ. № п/п Дата проведенияконсультацииспециалиста илизаседания ПМПк Ф.И. ребенка Возраст Пол Проблема Заключениеспециалиста илизаключение ПМПк Рекомендации Специалистили состав ПМПк

17 слайд

Описание слайда:

Договор о порядке взаимодействия ПМПк ОУ с родителями (законными представителями) обучающегося. Руководитель образовательного учреждения Родители (законные представители)обучающегося, воспитанника (указать фамилию, имя, отчество) (указать фамилию, имя, отчество ребенкаи родителей (законных представителей),характерродственных отношений всоответствиис паспортными данными) ПодписьМ.П. ПодписьМ.П. Информирует родителей (законныхпредставителей) обучающегося, воспитанника обусловияхегопсихолого-медико-педагогическогообследования и сопровожденияспециалистамиПМПк. Выражают согласие (в случае несогласия до­говор не подписывается) напсихолого-медико-педагогическоеобследование и сопровож­дение обучающегося, воспитанника всоответствии с показаниями, в рамках про­фессиональной компетенции и этики специа­листовПМПк.

18 слайд

Описание слайда:

Карта (папка) развития обучающегося. Основные блоки. 1. «Вкладыши»: выписка из медицинской карты; анкета по изучению развития ребенка; педагогическая характеристика; анкета социального педагога; анкета «Особенности адаптации ребенка к школе»; договор с родителями (законными представителями) или согласие родителей (законныхпредставителей) на обследование и коррекционную работу (лицевая сторона карты) При необходимости получения дополнительной медицинской информации о ребенке меди­цинская сестраПМПкнаправляет запрос в детскую поликлинику по месту жительства ребенка. 2. Документация специалистовПМПк(согласно утвержденным формам): заключения специалистовПМПк; коллегиальное заключениеПМПкс распределением обязанностей между участникамиконсилиумапо ведению сопровождающей и консультативной работы с указанием примерных сроков выполнения; дневник динамического наблюдения с фиксацией: направлений коррекционной работы, проводимой различными специалистами; сведений о реализации и эффективности рекомендацийПМПк.

19 слайд

Описание слайда:

Карта психолого-педагогического и медико-социального сопровождения ученика Фамилия, имя_____________________ Дата рождения________ Класс____ Домашний адрес_____________________________ РЕБЕНОК учитель врач Социальный педагог педагог-психолог учитель-логопед родитель

20 слайд

Описание слайда:

Статистический отчет деятельности ПМПк ОУ. Отчетная ведомость составляется один раз в год. Отчет включает: - данные по обеспеченности школьного консилиума специалистами; - количество детей, прошедших консилиум за отчетный период; - основные выявленные проблемы детей; - основные рекомендации специалистов; - сведения о направлении детей в другие инстанции; - анализ трудностей, встречающихся в деятельности консилиума.

21 слайд

Описание слайда:

Заключение психолого-медико-педагогического консилиума школы Дата заполнения «____»_______________20__г. Ф.И.О.ребенка___________________________________________________________________________ Дата рождения___________________________________________________________________________ Образовательное учреждение______________________________________________________________ Класс/группа (общеобразовательный, КРО, компенсирующий)__________________________________ История дошкольного развития: а) посещал/не посещал ДОУ (если посещал, то какое: обычного типа, логопедическую, коррекционную группу, ДОУ коррекционного типа)_________________________________________ б) поступил в _____класс в______________месяце_________года. Был оставлен на повторный год обучения (да, нет, в каких классах)_______________________________________________________ Домашний адрес_________________________________________________________________________ Телефон________________________________________________________________________________ Общее впечатление о ребенке: (характеристика общей осведомленности и социально бытовой ориентировки: (сведения о себе, о своей семье, ближайшем социальном окружении, уровень актуального развития)__________________________________________________________________ Характеристика особенностей психофизического развития: (работоспособность, развитие крупной и мелкой моторики, зрительно-пространственная ориентация, зрительное и слуховое восприятие, особенности внимания и памяти_________________________________________________________

22 слайд

Описание слайда:

Степень развития учебных навыков (общая оценка состояния учебных навыков, соответствие знаний, умений и навыков требованиям программы)______________________________________ Математика (устный счет, характер трудностей при решении примеров, задач, геометрических построений)________________________________________________________________________ Чтение (тип, темп, осознанность, характерные ошибки в чтении)______________________________ Письмо (особенности графики, аккуратность, устойчивость почерка, особенности оформления работ)______________________________________________________________________________ Характер ошибок в письменной речи (при списывании, при письме под диктовку, в творческих работах)____________________________________________________________________________ Особенности устной речи (четкость произнесения звуков, темп, плавность, запас слов, грамматическое и интонационное оформление)___________________________________________ Трудовые умения и навыки (труд по самообслуживанию)_____________________________________ Индивидуальные особенности обучения (несколько быстро усваивает новые понятия, способы действия при минимальной помощи педагога, одноклассников и др.)________________________ Эмоционально-поведенческие особенности (проблемы в общении, взаимоотношения с родителями, учащимися, учителями)_________________________________________________ Заключение психолога_________________________________________________________________ Заключение логопеда__________________________________________________________________ Медицинское заключение______________________________________________________________ Выводы педагога: (усваивает или не усваивает ученик предложенную программу)____________ Председатель ПМПк школы_________________________________________________ Директор школы______________________________________________________________________ Специалисты__________________________________________________________________________

Территориальная
психолого-медикопедагогическая комиссия
Городской округ город
Выкса
Руководитель ТПМПК
Ледяева Е.П.

Деятельность ТПМПК регламентируется
нормативно-правовой документацией:
Конвенция «О правах ребенка» (от 02.09.1990г.)
Закон РФ «О психиатрической помощи и
гарантиях прав граждан при её оказании»
(№ 3185-1 от 02.07.1992г.)
Федеральный закон «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (№ 124ФЗ от 24.06.1998г.)

Положение о ПМПК. Зарегистрировано в
Минюсте РФ 29.06.2009 г. №14145
Письмо Министерства образования РФ от
27.03.2000 №27/901-6 о психого-медикопедагогическом консилиуме (ПМПк)
образовательного учреждения.

Цель деятельности ТПМПК
Выявление детей с ОВЗ или
отклонениями в поведении,
выработка рекомендаций по
оказанию детям психолого-медикопедагогической помощи и
организации их обучения и
воспитания.

ТПМПК создана распоряжением
администрации городского округа
город Выкса. Персональный и
количественный состав комиссии
утверждается ежегодно.

Структура ТПМПК
Руководитель ТПМПК
Члены ТПМПК (педагог-психолог,
учитель-дефектолог, учительлогопед,психиатр)
Секретарь ТПМПК (педагогический
работник)

ФУНКЦИИ КОНСУЛЬТАНТОВ ПМПК
Врач психиатр изучает анамнез ребенка, исследует
психическую сферу, состояние продуктивной
симптоматики, клинику заболевания. Определяет
неврологическое состояние, проявления отклонений и
чем они вызваны.
Педагог-психолог исследует психологическое
состояние и изучает память, мышление,
восприятие, эмоционально-волевую сферу и
поведение ребенка.
Учитель-логопед во время обследования
наблюдает за сформированностью речевых
процессов ребенка и их отклонениями.
Дефектолог изучает способность ребенка к
обучению, умения воспринимать помощь,
наблюдать, анализировать, синтезировать, делать
выводы.

Организация деятельности
ТПМПК
На ТПМПК обследуются дети в возрасте от 0 до 18
лет, проживающие на территории Фроловского
района.
Направление детей на ТПМПК осуществляется по
инициативе:
родителя (законного представителя) ребенка;
учреждений образования, здравоохранения,
социальной защиты с согласия родителя (законного
представителя) ребенка.

Первичное обследование в рамках
ПМПк
Дети, направленные на обследование в
ТПМПК по инициативе
образовательных учреждений с
согласия родителей (законных
представителей), проходят первичное
психолого-медико-педагогическое
обследование в рамках ПМПк ОУ.

Документы,
предоставляемые на ТПМПК
В ТПМПК обследование детей проводится по
предварительной записи с предъявлением следующих
документов:
свидетельство о рождении ребенка (копия);
документ, удостоверяющий личность родителей (законных
представителей);
Карта ребенка (подробная выписка из истории развития
ребенка с заключениями врачей-специалистов детской
поликлиники по месту жительства: психиатра, педиатра,
невропатолога, отоларинголога, офтальмолога, врачаортопеда (для детей с нарушением функции опорнодвигательного аппарата))
характеристики учителя-логопеда, учителя-дефектолога,
психолога

педагогическая характеристика, подписанная
руководителем учреждения;
выписка текущих оценок, заверенная
директором;
тетради контрольных работ по русскому
языку, математике;
творческие работы ребенка;
копии коллегиального заключения ПМПк ОУ.

Порядок обследования детей на
ТПМПК
Обследование ребенка осуществляется только в
присутствии родителей (законных представителей).
В ходе обследования ребенка ведется протокол.
На основании данных обследования
специалистами ТПМПК принимается решение о
форме обучения ребенка с учетом психофизических
особенностей развития.
Копия заключения ТПМПК выдается родителям
под роспись. В другие учреждения и организации
коллегиальное
заключение
ТПМПК
может
направляться только по официальному запросу.
В случае несогласия с коллегиальным заключением
ТПМПК родители (законные представители) имеют
право обратиться в ЦПМПК.

Порядок взаимодействия ТПМПК
и ПМПк
ТПМПК является головной по отношению
к ПМПк.
Взаимоотношения между ТПМПК и ПМПк
оформляются договором о сотрудничестве.
ТПМПК оказывает консультативную,
организационную и методическую помощь
в работе ПМПк через систему
консультаций, семинаров, практикумов.

Регламентирует деятельность ПМПк
Письмо Министерства
образования Российской
Федерации от 27.03.2000
№ 27/901-6 «О психолого-медикопедагогическом консилиуме
(ПМПк) образовательного
учреждения».

Цель ПМПк создание системы психологомедико-педагогического
сопровождения детей с
психофизическими
нарушениями в условиях
общеобразовательного
класса

Задачи ПМПк
Выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в
образовательном учреждении) диагностика отклонений в
развитии и/или состояний декомпенсации;
профилактика физических, интеллектуальных и
эмоционально-личностных перегрузок и срывов;
выявление резервных возможностей развития;
определение характера, продолжительности и
эффективности специальной (коррекционной) помощи в
рамках имеющихся в данном образовательном
учреждении возможностей;
подготовка и ведение документации, отражающей
актуальное развитие ребенка, динамику его состояния,
уровень школьной успешности.

По данным обследования каждым
специалистом составляется
заключение и разрабатываются
рекомендации.
На заседании ПМПк обсуждаются
результаты обследования ребенка
каждым специалистом, составляется
коллегиальное заключение ПМПк.

Методические рекомендации по
написанию характеристик
Характеристика излагается четко, лаконично, обоснованно. Она
является результатом всестороннего предварительного изучения
ребенка, которое следует проводить в естественных условиях
воспитания и обучения.
При изучении ребенка важно не только обращать внимание на
проявление свойств личности, познавательной активности, но и
стремиться к выяснению мотивов его поведения и действий,
причины его высокого (достаточного, низкого) уровня
интеллектуального развития.
Основой изучения ребенка являются материалы наблюдения за
поведением, разными видами его деятельности (игровой,
бытовой, художественной, учебной, трудовой), общением со
сверстниками и взрослыми.

Всестороннее познание ребенка требует применения
специалистом и других методов обследования – бесед,
анализа продуктивных видов детской деятельности,
стандартизированных методик обследования и т.д.
В характеристике необходимо указать, какие
проводились коррекционно-педагогические
мероприятия, их эффективность, результативность.
В характеристике отмечаются условия семейного
воспитания, характер взаимоотношений ребенка и
взрослого, ребенка и его сверстников. При написании
характеристики следует использовать материалы,
относящиеся к истории развития ребенка, полученные
из бесед с родителями, медицинскими работниками.
Характеристика – это итог продуманного
систематического наблюдения в течение определенного
периода.

Психологическая характеристика
Ф.И.О. ребенка ________________________________________________________________
Дата рождения________________________________________________________________
Адрес________________________________________________________________________
Сведения о родителях: _________________________________________________________
Школа, класс________________________________________
Сроки пребывания в школе (когда поступил, откуда поступил, оценка
адаптации в школе)
Общее впечатление о ребенке (внешний вид; контактность;
эмоционально-поведенческие особенности).

себе, о своей семье, ближайшем окружении, уровень актуального
развития).
Особенности психофизического развития (особенности общей и мелкой
моторики; латеральный профиль; двигательная активность)
Характеристика познавательного развития:
Особенности внимания (устойчивость; концентрация; объем;
избирательность; распределение; переключаемость).
Особенности памяти (преобладающая модальность; запоминание и
воспроизведение, объем запоминания, продуктивность).
Особенности мышления (форма мыслительной деятельности, операции
анализа, синтеза, классификации, обобщения, сравнения,
моделирования, сформированность теоретических понятий, умение
устанавливать причинно-следственные связи).

Особенности воображения (репродуктивное, творческое)
Особенности личности (личностная активность, направленность,
самооценка, самосознание, мотивационные предпочтения, уровень
притязаний).
Индивидуально-типологические особенности (темп деятельности,
работоспособность).
Особенности эмоционально-волевой сферы (эмоциональный фон,
эмоциональная лабильность, факторы эмоционального напряжения,
распознавание эмоций, произвольность, регуляция, самоконтроль).
Особенности коммуникативного развития (особенности общения с
родителями, педагогами, сверстниками, социальный статус в группе,
поведение в конфликтной ситуации).
Особенности учебной деятельности (организация деятельности,
степень сформированности учебных навыков)
Предварительное заключение.
Педагог-психолог _____________________________ подпись
Руководитель _________________________________ подпись
Печать

Педагогическая характеристика
Фамилия, имя, отчество ребенка_______________________________
Дата рождения______________________________________________
Адрес______________________________________________________
Образовательное учреждение__________________________________
Класс (общеобразовательный, КРО, компенсирующий)__________________
История обучения (до поступления в школу посещал (не посещал) группу
компенсирующей направленности; дата поступления в первый класс;
оставался ли на второй год; в каких классах).
Общее впечатление о ребенке (контактность; взаимодействие со
сверстниками, взрослыми; период адаптации; эмоциональноповеденческие особенности).
Общая осведомленность и социально-бытовая ориентировка (сведения о
себе; о своей семье; ближайшем социальном окружении; уровень
актуального развития с учетом сформированности временных
представлений).
Особенности психофизического развития (работоспособность; состояние
крупной и мелкой моторики, зрительно-пространственной ориентации,
зрительного и слухового восприятия; особенности внимания, памяти;
проявления левшества).

Сформированность учебных навыков (какие предметы
предпочитает; почему; степень активности на уроках).
Общая оценка учебных навыков (соответствие знаний, умений и
навыков требованиям программы):
Математика: счетные навыки, их автоматизация, понимание
программного материала, характер трудностей в геометрических
построениях, при решении примеров, задач.
Чтение: тип, темп, пересказ, характерные ошибки чтения.
Письмо: особенности графики, аккуратность, устойчивость почерка,
особенности оформления работ, характер ошибок письменной речи
при списывании, при письме под диктовку, в творческих работах.7.
Особенности обучаемости (насколько быстро усваивает новые
понятия, способы действия при минимальной помощи педагога,
других учащихся).
Степень усвоения школьной программы.
Выводы.
Учитель __________________________ подпись
Руководитель _____________________ подпись
Печать

Логопедическая характеристика
Фамилия, имя, отчество
ребенка__________________________________
Дата рождения________________________________________________
Адрес_______________________________________________________
1. Особенности строения артикуляционного аппарата (губы, зубы,
прикус, твердое небо, язык, подъязычная связка).
2. Устная речь:
общее звучание речи;
состояние звукопроизношения;
фонематическое восприятие: звуковой анализ, синтез, представление;
активный словарь;
грамматический строй речи;
слоговая структура слова;
связная речь;
языковой анализ.

Письменная речь:
чтение:
темп чтения, вид чтения: побуквенное, послоговое, целыми словами;
ошибки: пропуски, угадывание, замены, перестановки;
понимание прочитанного;
пересказ: самостоятельно, по наводящим вопросам, краткий, полный;
письмо:
ошибки фонетического характера;
искажение слоговой структуры слова: пропуски гласных, согласных, слогов,
перестановки слогов;
раздельное, слитное написание слов;
грамматический строй: словоизменение, словообразование, синтаксис (типы
построения предложений, виды связи слов в предложении: управление,
согласование, примыкание);
списывание, диктант, творческие работы,
Предварительное заключение.
Учитель-логопед __________________________ подпись
Руководитель _____________________________ подпись
Печать

При отсутствии в данном образовательном
учреждении условий, адекватных
индивидуальным особенностям ребенка, а
также при необходимости углубленной
диагностики и/или разрешения
конфликтных и спорных вопросов
специалисты ПМПк рекомендуют
родителям (законным представителям)
обратиться в территориальную психологомедико-педагогическую комиссию
(ТПМПК).

Трехуровневая система работы
ПМПК
3 уровень – региональный:
Центральная психолого-медико-педагогическая
комиссия (ЦПМПК г.Волгоград)
2 уровень - муниципальный
Территориальные психолого-медикопедагогические комиссии (ТПМПК)
1 уровень
психолого-медико-педагогические консилиумы
(ПМПк) образовательных учреждений

Основные принципы обследования
детей на ПМПК
Одним из важнейших условий приема ребенка на
ПМПК является соблюдение этических норм,
которые соответствуют основным принципам,
одобренных обществом исследования детей
(Society for Research in Child Development, 1990):
«Не навреди!»
Добровольное согласие
Конфиденциальность
Знакомство с результатами

Психолого-педагогическое сопровождение – это способ решения вопросов, связанных со взаимодействием ребенка и школьной системы в каждом конкретном случае. Психолого-педагогическое сопровождение – это способ решения вопросов, связанных со взаимодействием ребенка и школьной системы в каждом конкретном случае. Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка может рассматриваться как сопровождение отношений: их развитие, коррекция, восстановление. Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка может рассматриваться как сопровождение отношений: их развитие, коррекция, восстановление. Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте). Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте). Задачи психолого-педагогического сопровождения: Задачи психолого-педагогического сопровождения: предупреждение возникновения проблем развития ребенка; предупреждение возникновения проблем развития ребенка; помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями; помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями; психологическое обеспечение образовательных программ; психологическое обеспечение образовательных программ; развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов. развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов. Виды (направления) работ по психолого-педагогическому сопровождению: Виды (направления) работ по психолого-педагогическому сопровождению: профилактика; профилактика; диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг); диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг); консультирование (индивидуальное и групповое); консультирование (индивидуальное и групповое); развивающая работа (индивидуальная и групповая); развивающая работа (индивидуальная и групповая); коррекционная работа (индивидуальная и групповая); коррекционная работа (индивидуальная и групповая); психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого- педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей; психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого- педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей; экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений). экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений).


Задачи психолого-педагогического сопровождения на разных ступенях образования различны. Дошкольное образование - ранняя диагностика и коррекция нарушений в развитии, обеспечение готовности к школе. Начальная школа- определение готовности к обучению в школе и учет особенностей детей в обучении, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересо­ванности школьников в учебной деятельности, развитие позна­вательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, формирование желания и «умения учиться», развитие творческих способностей, обеспечение готовности к обучению в основной школе. Основная школа - сопровождение перехода в основную школу, адаптация к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно- смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения, наркозависимости. Старшая школа - помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка в решении экзис­тенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, до­стижение личной идентичности), развитие временной перспек­тивы, способности к целеполаганию, развитие психосоциальной компетентности, профилактика девиантного поведения, наркозависимости.


При этом особое внимание необходимо уделять переходным этапам в развитии и образовании детей, что предполагает выделение уровней сопровождения. Уровень класса (группы). На данном уровне ведущую роль играют учителя и классный руководитель, обеспечивающие необходимую педагогическую поддержку ребенку в решении задач обучения, воспитания и развития. Основная цель их деятельности – развитие самостоятельности в решении проблемных ситуаций, предотвращение дезадаптации ребенка, возникновения острых проблемных ситуаций. Уровень класса (группы). На данном уровне ведущую роль играют учителя и классный руководитель, обеспечивающие необходимую педагогическую поддержку ребенку в решении задач обучения, воспитания и развития. Основная цель их деятельности – развитие самостоятельности в решении проблемных ситуаций, предотвращение дезадаптации ребенка, возникновения острых проблемных ситуаций. Уровень учреждения. На данном уровне работа ведется педагогами- психологами, учителями-логопедами, социальными педагогами, объединенными в службу, консилиум и т.д., выявляющими проблемы в развитии детей и оказывающими первичную помощь в преодолении трудностей в обучении, взаимодействии с учителями, родителями, сверстниками. На данном уровне также реализуются профилактические программы, охватывающие значительные группы учащихся, осуществляется экспертная, консультативная просветительская работа с администрацией и учителями. Уровень учреждения. На данном уровне работа ведется педагогами- психологами, учителями-логопедами, социальными педагогами, объединенными в службу, консилиум и т.д., выявляющими проблемы в развитии детей и оказывающими первичную помощь в преодолении трудностей в обучении, взаимодействии с учителями, родителями, сверстниками. На данном уровне также реализуются профилактические программы, охватывающие значительные группы учащихся, осуществляется экспертная, консультативная просветительская работа с администрацией и учителями. Содержание программы определяется индивидуальными особенностями развития ребенка и направлено на коррекцию имеющихся нарушений в развитии, воспитании или обучении, выявленных в ходе углубленного диагностического обследования. Содержание программы определяется индивидуальными особенностями развития ребенка и направлено на коррекцию имеющихся нарушений в развитии, воспитании или обучении, выявленных в ходе углубленного диагностического обследования.


Психолого-педагогический консилиум – наиболее распространенная и действенная форма работы специалистов по сопровождению учащихся. В состав психолого-педагогического консилиума входят: В состав психолого-педагогического консилиума входят: 1. Зам.директора –председатель консилиума Члены консилиума: Члены консилиума: 1. Педагог-психолог 2. Учитель-дефектолог 3. Учитель-предметник 4. Классный руководитель 5. Медицинский работник


Информация, необходимая для проектирования программы психолого-педагогического сопровождения 1.Классный руководитель, опираясь на результаты своих собственных наблюдений и бесед с учителями-предметниками, дает педагогическую характеристику учебной деятельности и поведения конкретных школьников и класса в целом. Предоставляемая информация должна касаться, во-первых, трудностей, которые испытывает ученик в различных педагогических ситуациях, и, во-вторых, особенностей, индивидуальных черт его обучения, общения и самочувствия. Складывается из следующих показателей: Качественные характеристики учебной деятельности: трудности и особенности, проявляющиеся при подготовке домашних заданий; трудности и особенности, проявляющиеся при устных и письменных ответах на уроке, у доски; трудности и особенности, возникающие при выполнении творческих заданий и рутинной трудоемкой работы; трудности, возникающие в процессе усвоения нового материала или повторения пройденного; виды заданий или учебного материала, вызывающие наибольшие трудности; предполагаемые причины описанных трудностей и особенностей. Количественные показатели учебной деятельности: успеваемость по основным предметам; предполагаемые причины низкой или не ровной успеваемости. Показатели поведения и общения в учебных ситуациях: описание и оценка поведения с точки зрения учебной активности и заинтересованности; описание и оценка поведения с точки зрения соблюдения общепринятых правил; индивидуальные особенности и трудности, возникающие в процессе общения с педагогами и сверстниками. Показатели эмоционального состояния в учебных ситуациях: описание «типичного» для школьника эмоционального состояния на уроке; описание ситуаций, вызывающих у учащегося различные эмоциональные трудности (плач, раздражение, агрессия, испуг и др.).


2.Педагог-психолог 2.1.Информация по классам представляет собой сводные таблицы показателей, которые были получены при анализе данных психолого-педагогического мониторинга, наблюдений, экспертных опросов педагогов и родителей. На заседании рабочей группы психолог рассказывает о тех общих тенденциях в состоянии школьников, которые он обнаружил при анализе этих данных. 2.2.Информация о ребенке или его семье, во-первых, облекается психологом в формы, не нарушающие их права на конфиденциальность, а во-вторых, формулируется доступным и понятным педагогам и медику языком. В этой информации может быть: 1. Описание психологических особенностей обучения, поведения и самочувствия школьника в период сбора информации. Описание дается в свободной форме, но с опорой на содержание тех компонентов психолого-педагогического статуса школьника, которые были исследованы психологом. 2. Названы те сферы психической жизни ребенка или подростка, в которой обнаружены определенные нарушения или отклонения от возрастной, психической или социальной нормы и описаны конкретные проявления этих нарушений: умственное снижение по отношению к возрастной норме, психические нарушения, проявляющиеся в отклонениях в поведении, асоциальных проявлениях и др. По возможности указываются причины существующих нарушений. 3. Названы те сферы психической жизни школьника, развитие которых характеризуется выраженными индивидуальными особенностями и описаны их реальные проявления. 4. Перечислены адекватные с точки зрения психолога формы сопровождения.


Члены консилиума должны обязательно располагать определенной информацией о состоянии здоровья и физических особенностях школьников по следующим показателям: Физическое состояние ребенка на момент проведения консилиума: соответствие физического развития возрастным нормам; состояние органов зрения, слуха, костно-мышечной системы; переносимость физических нагрузок,(на основании данных учителя физкультуры). Факторы риска нарушения развития: наличие в прошлом заболеваний и травм, которые могут сказаться на развитии ребенка; факторы риска по основным функциональным системам, наличие хронических заболеваний. Характеристика заболеваемости за последний год.


Участники процессов проектирования и реализации программы психолого-педагогического сопровождения. Проектированием программ психолого-педагогического сопровождения занимается рабочая группа: Необходимая информация от педагогов-предметников поступает через классного руководителя и частично педагога-психолога, рекомендации по уровню сопровождения и степени включенности специалистов - от ПМПк. Члены рабочей группы: Заместитель директора Педагог-психолог Учитель-дефектолог Классные руководители (в начальной школе - основные учителя). В состав рабочей группы могут входить: медицинский работник (могут быть подготовлены медицинские документы) социальный педагог. Проект разработанной программы обсуждается и согласовывается завучем со всеми участниками ее реализации. Программа психолого-педагогического сопровождения утверждается директором образовательного учреждения.


На рабочей группе оговаривается содержание программы сопровождения: Какого рода помощь требуется школьнику, каким конкретным содержанием желательно наполнить развивающую работу с ним, какие его особенности должны быть обязательно учтены в процессе обучения и общения. Какую сопровождающую работу могут взять на себя участники рабочей группы, какую необходимо осуществить силами педагогического коллектива данной параллели, а что можно сделать только с помощью семьи или специалистов различного профиля вне школы. В каких формах и в какие сроки в сопровождении школьника (класса) примут участие психолог, школьный медик, классный руководитель, учителя- предметники, социальный педагог? Какая по содержанию и формам будет предусмотрена работа с педагогическим коллективом или отдельными учителями, родителями школьника (класса) и школьной администрацией? Предполагается ли и какая социально-диспетчерская деятельность? Реализацией программы психолого-педагогического сопровождения занимаются все, кто каким-либо образом может способствовать решению поставленных в программе задач: классный руководитель, педагог- психолог, учитель-предметник, социальный педагог, учитель-логопед, учитель-дефектолог и др.


Основные положения психологического сопровождения школьников, их учителей и родителей 1. Психологическое сопровождение детей и взрослых отражает содержание запросов, задачи, поставленные участниками школьной жизни. 2.Психологическое сопровождение является неэффективным, если оно дублирует учебный процесс во всех его проявлениях, не отвечает интересам школьников. 2.Психологическое сопровождение является неэффективным, если оно дублирует учебный процесс во всех его проявлениях, не отвечает интересам школьников. 3. Программа психологических занятий является практическим воплощением идеи о непрерывности психологического сопровождения детей и взрослых в школьной ситуации развития. 3. Программа психологических занятий является практическим воплощением идеи о непрерывности психологического сопровождения детей и взрослых в школьной ситуации развития. 4.Принципиально не называются психологические занятия уроками, тем самым подчеркиваются существенные различия между школьными уроками и встречами с психологом. 4.Принципиально не называются психологические занятия уроками, тем самым подчеркиваются существенные различия между школьными уроками и встречами с психологом. 5.По сути, это программа встреч, общения психолога с детьми, направленная на создание условий для проявления и развития личностных устремлений. 5.По сути, это программа встреч, общения психолога с детьми, направленная на создание условий для проявления и развития личностных устремлений. 6.Психологическое сопровождение ведется в аспекте профилактики, развития, диагностики, социально-психологического образования, консультирования детей и взрослых. 6.Психологическое сопровождение ведется в аспекте профилактики, развития, диагностики, социально-психологического образования, консультирования детей и взрослых. 7.Виды деятельности, составляющие программу психологического сопровождения, имеют выраженный практико-ориентированный характер (развитие умений и навыков в области общения, взаимоотношений, познания, самообладания и т.д.). 7.Виды деятельности, составляющие программу психологического сопровождения, имеют выраженный практико-ориентированный характер (развитие умений и навыков в области общения, взаимоотношений, познания, самообладания и т.д.). 8.Психологическое сопровождение создает условия, чтобы дети и взрослые почувствовали, поверили в свои разносторонние способности. 8.Психологическое сопровождение создает условия, чтобы дети и взрослые почувствовали, поверили в свои разносторонние способности. 9.Аксиома психологического сопровождения: индивидуальная жизнь человека самоценна, уникальна, должна быть лишена насилия. Опыт и активность в его накоплении способствуют личностному развитию. 9.Аксиома психологического сопровождения: индивидуальная жизнь человека самоценна, уникальна, должна быть лишена насилия. Опыт и активность в его накоплении способствуют личностному развитию. 10. Взрослые и дети лучше понимают и развивают друг друга, когда совместно решают значимые задачи. 10. Взрослые и дети лучше понимают и развивают друг друга, когда совместно решают значимые задачи. 11.Дети, учителя, родители от конфронтации приходят к взаимопониманию, если они уважительно относятся друг к другу, ответственно подходят к решению жизненных проблем, имеют право и навыки самостоятельного выбора. 11.Дети, учителя, родители от конфронтации приходят к взаимопониманию, если они уважительно относятся друг к другу, ответственно подходят к решению жизненных проблем, имеют право и навыки самостоятельного выбора.


Направления деятельности Администрация ОУ:1.Определяет необходимых специалистов, привлекаемых к решению проблемы, и степень участия каждого из них. 2.Утверждает состав рабочей группы по подготовке программы сопровождения 3.Рассматривает на заседаниях педагогического совета реализацию программ сопровождения 3.По итогам работы рабочей группы: утверждает программу сопровождения учащегося (группы) 4.Подводит итоги реализации программы сопровождения Классный руководитель: 1.Готовит представление с описанием проблемы ученика в администрацию ОУ Привлеченные специалисты: 1.Проводят углубленное диагностическое обследование, готовят представление с описанием проблемы ученика с приложением результатов диагностики, представляют рекомендации к содержанию программы по решению данной проблемы. Консилиум ОУ: 1. Проводится плановое заседание консилиума (вырабатываются рекомендации) 2. Проводит заседания консилиума по промежуточным итогам реализации программы 3. Проводит итоговое заседание консилиума: подводит итоги реализации программы Рабочая группа: 1. Разрабатывает программу сопровождения 2. При необходимости вносит корректировку в программу сопровождения Педагогический совет:1.Рассматривает программу психолого-педагогического сопровождения, принимает решение об утверждении. 2.Может рассмотреть тематические вопросы по организации психолого-педагогического сопровождения.


По отношению к деятельности специалистов как команды при проектировании программы можно выделить две модели: По отношению к деятельности специалистов как команды при проектировании программы можно выделить две модели: 1.Модель командного взаимодействия. 2.Моделирование программ комплексной помощи 1. Модель командного взаимодействия 1. Модель командного взаимодействия Административный уровень Административный уровень Цель административного уровня: определение необходимых специалистов, привлекаемых к решению проблемы, и степени участия каждого из них. Цель административного уровня: определение необходимых специалистов, привлекаемых к решению проблемы, и степени участия каждого из них. Задачами данного уровня являются: Задачами данного уровня являются: Оценка существующих внутренних ресурсов специалистов; Оценка существующих внутренних ресурсов специалистов; Рассмотрение вопроса о необходимости привлечения дополнительных ресурсов; Рассмотрение вопроса о необходимости привлечения дополнительных ресурсов; Формирование команды специалистов для решения частной проблемы ребенка; Формирование команды специалистов для решения частной проблемы ребенка; Организация работы команды специалистов; Организация работы команды специалистов; Привлечение специалистов и организаций другого профиля с целью повышения ресурсной базы ОУ; Привлечение специалистов и организаций другого профиля с целью повышения ресурсной базы ОУ; Обеспечение реализации программы комплексной помощи ребенку. Обеспечение реализации программы комплексной помощи ребенку.


На административном уровне определяется степень включенности специалиста в процесс реализации программы комплексной помощи субъекту образовательного учреждения: сопровождение- наблюдение реализация программы коррекционно-развивающих занятий с сопровождением- наблюдением кураторство специалист, участвуя в реализации программы комплексной помощи, осуществляет динамическое наблюдение за ребенком, разрабатывает рекомендации педагогу, родителям и другим участникам коррекционного процесса, консультирует их специалист проводит занятия и обеспечивает организацию всего комплекса мероприятий, необходимых для эффективного коррекционного воздействия (отслеживание динамики развития, консультирование родителей, взаимодействие с участниками коррекционного процесса) специалист консолидирует усилия участников вокруг проблемы ребенка, наблюдает за динамикой его развития. В его обязанности входит проведение КРЗ с сопровождением- наблюдением, а также отслеживание проведения комплексных диагностических обследований и коррекционных мероприятий другими специалистами


Административный уровень включает в себя внутренний и внешний подуровни: Внутренний подуровень обеспечивает работу команды специалистов образовательного учреждения и ее комплексность Внутренний подуровень обеспечивает работу команды специалистов образовательного учреждения и ее комплексность Внешний подуровень обеспечивает выход за рамки учреждения и привлечение дополнительных ресурсов для предоставления дополнительной специализированной помощи ребенку в решении его проблем Внешний подуровень обеспечивает выход за рамки учреждения и привлечение дополнительных ресурсов для предоставления дополнительной специализированной помощи ребенку в решении его проблем


Содержательный уровень Содержательный уровень Цель содержательного уровня – определение путей помощи ребенку и его семье в решении проблемы, составление и реализация индивидуальной комплексной программы занятий специалистов. Цель содержательного уровня – определение путей помощи ребенку и его семье в решении проблемы, составление и реализация индивидуальной комплексной программы занятий специалистов. Задачами содержательного уровня являются: Задачами содержательного уровня являются: Планирование конкретных действий специалистов, направленных на определение и решение проблем ребенка в рамках командного подхода; Планирование конкретных действий специалистов, направленных на определение и решение проблем ребенка в рамках командного подхода; Прогнозирование результатов работы команды; Прогнозирование результатов работы команды; Составление индивидуальных комплексных программ занятий с сопровождением (перечня конкретных мероприятий, направлений и содержания коррекционной работы); Составление индивидуальных комплексных программ занятий с сопровождением (перечня конкретных мероприятий, направлений и содержания коррекционной работы); Реализация и корректировка программ; Реализация и корректировка программ; Определение границ профессионального деятельностного поля специалистов в коррекционной работе с ребенком. Определение границ профессионального деятельностного поля специалистов в коррекционной работе с ребенком. Содержательный уровень включает прогностический и исполнительский подуровни. Содержательный уровень включает прогностический и исполнительский подуровни. Административный и содержательный уровни взаимосвязаны. Административный уровень организационно обеспечивает работу специалистов на содержательном уровне. С содержательного уровня могут поступать запросы на административный, которые формируют необходимые административные формы решения возникшей проблемы. Административный и содержательный уровни взаимосвязаны. Административный уровень организационно обеспечивает работу специалистов на содержательном уровне. С содержательного уровня могут поступать запросы на административный, которые формируют необходимые административные формы решения возникшей проблемы.


Формы взаимодействия специалистов на административном уровне Заседания психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) Заседания психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) Плановые заседания Плановые заседания Внеплановые заседания Внеплановые заседания Расширенные Расширенные Малые совещания проводятся, когда при рассмотрении вопроса ребенка не требуется принятия коллегиального решения всеми специалистами консилиума Взаимное консультирование осуществляется между специалистами для более глубокого понимания проблем ребенка на этапе планирования и реализации комплексных программ Супервизия используется, когда возникает необходимость в профессиональной поддержке для анализа сложных случаев и определения стратегии работы одного из специалистов.


Формы взаимодействия специалистов на содержательном уровне Формы взаимодействия специалистов на содержательном уровне Диагностическое направление: комплексный сбор данных о ребенке; многоуровневая диагностика со сведением результатов; совместное проведение диагностики; этапная комплексная диагностика: отслеживание динамики развития ребенка и результатов коррекционных занятий; сопоставительный анализ динамики Коррекционное направление: составление индивидуальных комплексных программ занятий (программ развития детей и коррекции нарушений); реализация комплексных программ; корректировка программ Консультативное направление: выработка совместных рекомендаций педагогам и родителям; индивидуальное консультирование педагогов и родителей; индивидуальное консультирование родителей группой специалистов (по итогам заседания консилиума); индивидуальные консультации курирующего специалиста; консультации участников образовательного процесса командой специалистов Просветительское и профилактическое направление: выступления на педсоветах, методических объединениях (междисциплинарный подход – общая тема раскрывается разными специалистами); выступления на родительских собраниях (о формах работы специалистов с классами, тематические выступления с рекомендациями); создание печатных работ. Организационно-методическое направление: системный анализ деятельности ПМПк; совместное обобщение практического опыта; оформление единой документации; участие в заседаниях ПМПк.


2.МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОГРАММ КОМПЛЕКСНОЙ ПОМОЩИ 2.МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОГРАММ КОМПЛЕКСНОЙ ПОМОЩИ Моделирование программ комплексной помощи – это процесс определения трудностей ребенка и путей их решения, он предполагает выявление круга проблем и конкретного содержания всей работы с ребенком, а также устанавливает степень включенности и взаимодействие тех специалистов, в помощи которых нуждается ребенок. Моделирование программ комплексной помощи предполагает соблюдение определенной структуры построения программ, которая отражает работу административного и содержательного уровней взаимодействия. В программе выделяются 2 блока: В программе выделяются 2 блока: Организационный блок: описывает совместные мероприятия специалистов, степень включенности и участия специалиста в программе, отражает необходимость привлечения внешних ресурсов; Организационный блок: описывает совместные мероприятия специалистов, степень включенности и участия специалиста в программе, отражает необходимость привлечения внешних ресурсов; Содержательный (основной) блок состоит из четырех частей: Содержательный (основной) блок состоит из четырех частей: 1. Описание круга проблем ребенка: содержит анализ данных комплексной диагностики, общее заключение ПМПк. 2. Общие рекомендации участникам, реализующим комплексную программу занятий: описание обобщенных приемов индивидуальной коррекционной работы, определение организационных и психолого-педагогических условий проведения занятий, конкретные рекомендации родителям или педагогу по выбору стратегии воспитания и обучения. 3. Содержание коррекционной работы, определение иерархии решаемых задач и направления коррекции и развития в соответствии со структурой и характером нарушений. 4. Этапность в построении работы.


ЭТАПЫ РАБОТЫ КОМАНДЫ СПЕЦИАЛИСТОВ ЭТАПЫ РАБОТЫ КОМАНДЫ СПЕЦИАЛИСТОВ Диагностический этап: на данном этапе решаются задачи многоуровневой диагностики, постановки и уточнения проблемы и выработки комплексного заключения. Диагностический этап: на данном этапе решаются задачи многоуровневой диагностики, постановки и уточнения проблемы и выработки комплексного заключения. По форме работы это могут быть диагностика и обследование ребенка, анкетирование, беседы с родителями, наблюдения на занятиях (уроках), беседы с родителями и педагогами, изучение анамнестических данных. По результатам проводится заседание ПМПк (может быть расширенное). На заседании формулируется заключение и моделируется вариант комплексной помощи (командное сопровождение; командное сопровождение с коррекционными занятиями одного специалиста и др.), выносится решение о виде коррекционной работы, вырабатываются совместные рекомендации. Организационно-подготовительный этап: планирование работы специалистами, комплектация групп, составление расписания занятий, планирование совместных мероприятий по сопровождению. Организационно-подготовительный этап: планирование работы специалистами, комплектация групп, составление расписания занятий, планирование совместных мероприятий по сопровождению. В рамках взаимодействия проводятся: взаимное консультирование, назначение курирующего специалиста, планирование суммарной нагрузки на ученика и т.д. В рамках взаимодействия проводятся: взаимное консультирование, назначение курирующего специалиста, планирование суммарной нагрузки на ученика и т.д. Исполнительский (коррекционно-развивающий) этап: организация коррекционно- развивающей работы с нуждающимся в помощи ребенком. Исполнительский (коррекционно-развивающий) этап: организация коррекционно- развивающей работы с нуждающимся в помощи ребенком. В рамках взаимодействия проводятся: супервизия, совместная работа специалистов сопровождения, отслеживание динамики развития как результата коррекционного процесса и общего статуса развития ребенка, различные варианты консультирования. Проводится плановое заседание консилиума, на котором анализируется динамика развития ребенка, корригируются программы, принимается решение об изменении формы работы (индивидуальная - групповая).


Контрольный этап: предполагает внесение необходимых изменений в процесс сопровождения и содержание коррекционных занятий. Контрольный этап: предполагает внесение необходимых изменений в процесс сопровождения и содержание коррекционных занятий. В рамках взаимодействия проводятся: взаимное консультирование, планирование совместных мероприятий с учетом поступившей информации, индивидуальное консультирование курирующим специалистом участников образовательного процесса. Переходным моментом на следующий этап является оценка результативности комплексной помощи в конце учебного года. Итоговый этап: проводится завершающий консилиум, на котором обсуждается выполнение задач учебного года, планируется дальнейшая работа. На этом этапе проводится сбор диагностических и информационных сведений о развитии ребенка каждым специалистом со сведением результатов. Итоговый этап: проводится завершающий консилиум, на котором обсуждается выполнение задач учебного года, планируется дальнейшая работа. На этом этапе проводится сбор диагностических и информационных сведений о развитии ребенка каждым специалистом со сведением результатов. Важным моментом процесса взаимодействия является заполнение единой документации: 1. Протоколы заседаний консилиума. 2. Протоколы первичных обследований детей (могут находиться у специалиста). 3. Представления на детей. 4. Карты динамического развития детей (карта клиента). Карта содержит заключение ПМПК, комплексное заключение на ребенка ПМПк, представление специалистов, выписку из протокола консилиума с указанием рекомендаций, этапные заключения специалистов, планирование коррекционных занятий, работы ребенка. 5. Бланки программ комплексной помощи учащимся. ПМПк выступает как наиболее действенная форма помощи детям с проблемами, если его деятельность организует целостную систему работы команды специалистов, основанную на принципе междисциплинарного взаимодействия и представляет собой непрерывный процесс сопровождения детей и подростков. ПМПк выступает как наиболее действенная форма помощи детям с проблемами, если его деятельность организует целостную систему работы команды специалистов, основанную на принципе междисциплинарного взаимодействия и представляет собой непрерывный процесс сопровождения детей и подростков.



Литература: Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования (2003 год) Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования (2003 год) Материалы семинара областного ППМС-центра (26 марта 2009г) Материалы семинара областного ППМС-центра (26 марта 2009г) Вильшанская А.Д., кандидат педагогических наук, учитель-дефектолог. Взаимодействие специалистов ПМПк образовательного учреждения в процессе сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. //Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии -2010г.-6 –с Вильшанская А.Д., кандидат педагогических наук, учитель-дефектолог. Взаимодействие специалистов ПМПк образовательного учреждения в процессе сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. //Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии -2010г.-6 –с Вильшанская А.Д. Пути построения и реализация комплексных индивидуальных программ развития и коррекции учащихся в условиях междисциплинарного взаимодействия специалистов. Вильшанская А.Д. Пути построения и реализация комплексных индивидуальных программ развития и коррекции учащихся в условиях междисциплинарного взаимодействия специалистов. Вильшанская А.Д. Взаимодействие специалистов школьного психолого-медико- педагогического консилиума в системе коррекционно развивающего обучения. Вильшанская А.Д. Взаимодействие специалистов школьного психолого-медико- педагогического консилиума в системе коррекционно развивающего обучения. Дунаева З.М., Коробейникова И.А. Основные задачи и содержание диагностики в условиях работы ПМПк. //Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии -2007г.-4–с Дунаева З.М., Коробейникова И.А. Основные задачи и содержание диагностики в условиях работы ПМПк. //Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии -2007г.-4–с Сайт: Сайт:

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Организация работы школьного психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) «Детей нет, есть люди, но с иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств. Помни, что мы их не знаем» Я. Корчак

2 слайд

Описание слайда:

Школа № 61 построена в 1968 году, проектная мощность 658 учеников. В 2017 набрано 49 классов 1400 учеников из них: 2 класса – 10 Б и 11 Б физико-математического профиля; 2 класса 10 В и 11 В по очно- заочной форме обучения. В штате 70 учителей; 28 человек - административно - хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала Учебно-материальная база представлена: 38 учебными кабинетами, 3 технологическими, 2 спортивными залами, 2 тренажёрными залами, библиотекой, актовым залом, столовой. Гордостью школы является стадион с суперсовременным искусственным газоном футбольного поля, тренажерами волейбольной площадкой.

3 слайд

Описание слайда:

Одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения является ПМПк, который создан приказом руководителя образовательного учреждения и объединяет специалистов психолого-медико-педагогического сопровождения для работы с обучающимися с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации.

4 слайд

Описание слайда:

ПМПк в своей деятельности руководствуется: Конвенцией о правах ребенка; Законом РФ «Об образовании; ФЗ об основных гарантиях прав ребенка в РФ; Семейным кодексом РФ; Инструктивным письмом №27/901-6 от 27.03.2000 г. МО РФ; Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 декабря 2013 года № 723 «Об организации работы по межведомственному взаимодействию федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы с психолого-медико-педагогическими комиссиями»; Положением о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденным приказом МО и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 года № 1082; Приказа Министерства общего и профессионального образования РО от 29 декабря 2016 года № 859 «Об организации деятельности психолого-медико-педагогической комиссии РО»; Уставом образовательного учреждения; Приказом о создании ПМПк в ОУ; Положением о ПМПк в ОУ; Договорами между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающихся, ПМПк и ПМПкомиссией.

5 слайд

Описание слайда:

Целью ПМПк является: Обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, с отклонениями в развитии и/или состояния декомпенсации исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся.

6 слайд

Описание слайда:

Задачи ПМПконсилиума: Выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в ОУ) диагностика отклонений в развитии; Профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов; Выявление резервных возможностей ребенка; Выбор дифференцированных педагогических условий; Выбор оптимальной для развития ребенка учебной программы; Выработка коллективных обоснованных рекомендаций по основным направлениям коррекционно-развивающей работы; Определение путей интеграции детей в соответствующие классы; Подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень школьной успешности.

7 слайд

Описание слайда:

Состав ПМПк: Постоянный состав: -директор МБОУ «Школа № 61» – Денисенко С.Ю.; -заместитель руководителя образовательного учреждения по УВР –Пискунова И.В.; -педагог-психолог – Маргиева М.З.; -учитель, представляющий ребенка на ПМПк; -социальный педагог – Никалюкина О.А.; -медицинская сестра – Маракулина Е.Е.; -председатель МО учителей начальных классов – Ковпак И.Н.; - учитель ФЗК – Горбатенко Л.А. По желанию в работе школьного консилиума могут участвовать родители (законные представители) обучающегося.

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

Виды консилиумов: Плановые консилиумы (проводятся не реже одного раза в квартал): 1-е классы – проблемы адаптации к ситуации школьного обучения 5-е классы – проблемы адаптации к ситуации предметного обучения 6-8-е классы – проблемы младшего подросткового возраста 9-11-е классы – проблемы старшего подросткового возраста и профориентаци В комплексной помощи нуждаются учащиеся: С выраженными трудностями в обучении и общении; С отклонениями в поведении; С личностными нарушениями (тревожность, самооценка); С ограниченными возможностями здоровья и др.

10 слайд

Описание слайда:

Внеплановые консилиумы: Для принятия экстренных мер по выявившимся трудностям Внеплановый консилиум проводится по запросу педагога, родителей или любого из специалистов, работающих с учащимся, в случае необходимости (длительная болезнь, неожиданная аффективная реакция, возникновение иных внезапных проблем в обучении или коррекционной работе). Поводом для внепланового ПМПк является отрицательная динамика обучения и развития ребенка. Задачами внепланового ПМПк являются: Решение вопроса о принятии каких-либо необходимых экстренных мер по выявленным обстоятельствам; Изменение ранее проводимой коррекционно-развивающей программы в случае ее неэффективности.

11 слайд

Описание слайда:

В ПМПк имеются: План работы ПМПк ОО на учебный год Отчёт о работе ПМПк ОО Журнал записи и учёта обучающихся, прошедших консультацию на ПМПк ОО Протоколы заседаний ПМПк ОО Журнал регистрации обучающихся, направленных на ПМПК Дневник наблюдений Карта развития ребенка, которая включает: - педагогическую характеристику выписку из истории развития педагогическое представление для отслеживания динамики развития психологическое представление для отслеживания динамики развития

12 слайд

Описание слайда:

13 слайд

Описание слайда:

Белоусова Н.Ю.

педагог-психолог

МБОУ СОШ №7


  • Письмо Министерства образования Российской федерации от 27.03.2000

№ 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения».

  • Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 05.09.2013 № 359-п «О Порядке организации предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации».
  • Постановление Администрации г.Сургута от 26.12.2013 № 9545 «Об обеспечении предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации».

  • Положение о психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации.
  • Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательной организации.

  • Помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации, предоставляется педагогами-психологами, социальными педагогами, учителями-логопедами, учителями-дефектологами и иными специалистами общеобразовательных организаций, МКУ «Центр диагностики и консультирования».
  • Предоставление помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации, оказывается на бесплатной основе и на основании заявления их родителей (законных представителей) .
  • Родители (законные представители) имеют право выбора предоставления помощи в общеобразовательной организации и (или) в МКУ «Центр диагностики и консультирования».


Психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;

Коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическая помощь обучающимся;

Профориентационные и социально-адаптационные занятия.


  • Комплекс мероприятий по выявлению причин социальной дезадаптации обучающихся, оказанию им помощи и осуществлению их связи с семьей:

Диагностическое обследование;

Консультирование родителей (законных представителей) по выявленным проблемам;

Составление и реализация программ коррекционных и профилактических мероприятий для обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации, и родителей (законных представителей);

Динамическое наблюдение за эффективностью проводимых мероприятий.


  • Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение (ППМС сопровождение) – система комплексной работы, направленная на создание оптимальных условий для успешного обучения, развития и социализации ребенка, обеспечивающих сохранение благоприятного психологического климата в образовательной организации, повышение уровня психолого-педагогической культуры педагогов и родителей.
  • ППМС сопровождение образовательных отношений обеспечивается специалистами ППМС сопровождения: заместителем директора ОО, курирующим ППМС сопровождение, педагогами-психологами, учителями-логопедами, учителями-дефектологами, социальными педагогами, тьюторами.

Психолого-медико-педагогичсекий консилиум (ПМПк) - это форма взаимодействия всех участников психолого-педагогического сопровождения образовательных отношений в ОО, в рамках которой происходит разработка стратегии и планирование конкретного содержания и регламента психолого-педагогического сопровождения обучающегося.


Сбор информации

(подготовительный этап)

  • Сбор необходимой информации о ребенке.
  • Распределение функциональных обязанностей между участниками сопровождения.
  • Диагностика специалистами и составление заключений.
  • Выработка общего подхода.
  • Обоснование содержания коррекционно-развивающей работы и форм её реализации.
  • Выбор способов организации этого процесса с учетом ресурсов ребенка и возможностей ОО.
  • Разработка конкретной программы сопровождения на диагностической основе по отношению к конкретному ребенку с решением конкретных задач.

Проведение заседания ПМПк

(анализ и разработка программы сопровождения)

  • Выполнение решения ПМПк (реализация коррекционно-воспитательной работы).
  • Контроль за исполнением решения ПМПк.
  • Итоговая диагностика.
  • Рефлексия и анализ результатов.

Выполнение решения ПМПк

(реализация)


  • Перспективное направление ориентировано на предупреждение возможного неблагополучия в развитии ребенка, профилактику отклонений в обучении, поведении и воспитании.
  • Актуальное направление ориентировано на решение уже имеющихся проблем, связанных с теми или иными трудностями в обучении и воспитании детей, отклонениями в их поведении, общении, формировании личности.

Перспективное направление

(предупреждение возможного неблагополучия)

Актуальное направление

(решение уже имеющихся проблем)

Профилактика, просвещение, развитие

Предоставление ППМС помощи

(Положение о ПМП консилиуме;

Положение о ППМС помощи)

Индивидуальные карты развития

Коррекционные программы

Индивидуальные программы сопровождения

Профилактические, развивающие программы


Индивидуальная программа сопровождения является документом, фиксирующим и регулирующим взаимодействие педагогов и специалистов образовательной организации в работе с обучающимся, нуждающимся в комплексном сопровождении.


  • Индивидуальная программа сопровождения разрабатывается коллегиально в рамках деятельности ПМПк . Педагог и специалисты являются полноправными участниками работы над ней.
  • Разрабатывается на определенный ограниченный во времени период (полугодие, год). Продолжительность этого периода также является предметом обсуждения на консилиуме.
  • Определяется регламент деятельности всех участников совместной работы.
  • После окончательной разработки индивидуальная программа сопровождения должна быть согласована с родителями.


  • По окончании периода, на который рассчитана индивидуальная программа сопровождения, производится оценка достижений ребенка : динамики его развития, освоения отдельных компонентов образовательной программы, степень адаптированности в группе сверстников и т.д.
  • На следующих этапах на основании заключений всех специалистов консилиума ОО и педагогической характеристики происходит корректировка компонентов индивидуального сопровождения и разработка программы на новый период.

  • обучающиеся, испытывающие трудности в освоении основных общеобразовательных программ;
  • дети мигрантов;
  • обучающиеся с ОВЗ (коррекционный блок адаптированных образовательных программ);
  • одаренные дети;
  • обучающиеся, состоящие на учете в ОДН и ВШУ.

  • общие сведения об обучающимся;
  • проблема или категория обучающегося;
  • заключение ПМПК (для обучающихся с ОВЗ);
  • дата проведения ПМПк или Совета профилактики;
  • решение ПМПк или Совета профилактики;
  • актуальные проблемы обучающегося (недостаточный уровень развития познавательной сферы: уровень развития запоминания ниже возрастной нормы, низкая концентрация внимания, недостаточны сформированы представления об окружающем мире; частые пропуски уроков по неуважительной причине, правонарушения: употребление спиртосодержащих напитков, табакокурение и др.) ;
  • цель программы сопровождения (вытекает из актуальных проблем ребенка) ;
  • сроки реализации программы;
  • сроки динамического контроля;
  • содержание программы;
  • результат реализации индивидуальной программы сопровождения (динамика, эффективность проведенной работы, рекомендации по организации дальнейшего сопровождения или информация о завершении сопровождения).

Участники сопровождения

Направления деятельности

Классный руководитель

Задачи

Педагог-психолог

Учитель-логопед

Форма занятий, периодичность (общее количество, частота и длительность занятий)

Ожидаемый результат

Социальный педагог

Формы контроля (анкетирование

диагностика, тестирование, контрольные письменные работы и т.д.)

Медицинский работник


Самое обсуждаемое
Николай коперник и его гелиоцентрическая система Николай коперник и его гелиоцентрическая система
Как образуется гром. Что такое молния? Что такое гром? Некоторые интересные факты Как образуется гром. Что такое молния? Что такое гром? Некоторые интересные факты
Шпион, выйди вон: как Фаддей Булгарин вошел в историю Фаддей булгарин биография Шпион, выйди вон: как Фаддей Булгарин вошел в историю Фаддей булгарин биография


top