Кто капитан титаника. Титаник: малоизвестные факты самого известного кораблекрушения

Кто капитан титаника. Титаник: малоизвестные факты самого известного кораблекрушения

Английский морской офицер, капитан пассажирского лайнера "Титаник" Эдвард Джон Смит (Edward John Smith) родился 27 января 1850 года в городе Хэнли (Сток‑он‑Трент, графство Стаффордшир, Великобритания).
Его отец, Эдвард Смит, был гончаром, мать, Кэтрин Смит (Марш), работала в банке, а затем открыла вместе с мужем небольшой продуктовый магазин.
Отец Эдварда умер от туберкулеза в октябре 1864 года. Эдвард бросил школу и устроился на работу на фабрику Etruria Forge, большой литейный цех в Сток‑он‑Тренте, где управлял паровым молотом.
В феврале 1867 года Смит отправился в Ливерпуль, чтобы начать карьеру моряка .

В 1869 году он стал учеником на парусном судне американской постройки "Сенатор Уэбер" судовладельческой компании A. Gibson&Co в Ливерпуле, которая специализировалась на грузоперевозках .
В течение следующих лет Эдвард служил на других кораблях компании, постепенно продвигаясь по карьерной лестнице: в 1871 году получил свидетельство 2‑го помощника, в 1873 году сдал экзамены на 1‑го помощника, став помощником капитана.
В 1875 году Смит получил диплом на право судовождения, через год ему доверили в управление первое судно - грузовой корабль "Лиззи Феннелл" . Следующие три года Смит служил на этом корабле, перевозя грузы между Канадой, Великобританией и США.

В марте 1880 года Смит устроился на работу в крупнейшую пароходную компанию Великобритании "Уайт Стар Лайн" (White Star Line). Компания управляла пассажирскими лайнерами, а не грузовыми судами, с которыми имел дело Смит. Поэтому ему пришлось овладевать новыми навыками и в определенном смысле начать карьеру заново. Уже к 1887 году Смит дослужился до капитана и получил в командование корабль "Рипаблик". Управлял также судами компании "Балтик", "Коптик", "Адриатик", "Германик", "Руник" и др.
В 1888 году Смит вошел в состав Резерва Королевских ВМС Великобритании (Royal Naval Reserve) и поэтому мог быть призван на службу в военное время.
В 1892 году "Уайт Стар Лайн" отправила в первый рейс свой крупнейший пароход "Маджестик", выбрав в качестве капитана Смита. С этих пор именно он руководил первыми плаваниями самых больших лайнеров компании.
Во время англо‑бурской войны (1899‑1902) "Маджестик" под командованием Смита использовался для перевозки войск, совершив два рейса к берегам Южной Африки .
За заслуги в англо‑бурской войне правительство Великобритании наградило Смита медалью Transport Medal (ею отмечали офицеров, отличившихся на транспортных судах в этой войне).
Кроме того, он был отмечен наградой Резерва Королевских ВМС Великобритании за 15 лет службы (Royal Distinction).
В 1904 году он достиг звания коммодора (предшествует званию контр‑адмирала).

С участием кораблей под управлением Смита произошло несколько происшествий. 16 февраля 1899 года пароход "Германик", капитаном которого был Смит, перевернулся в Нью‑Йоркском порту. В июне 1911 года лайнер "Олимпик" (один из трех трансатлантических лайнеров‑великанов наряду с "Титаником" и "Британиком") под управлением капитана Смита при маневрах в Нью‑Йоркском порту повредил буксир.
В сентябре того же года возвращавшийся из Америки "Олимпик" столкнулся с британским крейсером "Хоук" в порту Саутгемптона. Компанию "Уайт Стар Лайн" и заставили выплатить компенсацию.

К 1912 году Эдвард Джон Смит проплыл уже около 2 миллионов миль, командовал 14 кораблями. Из‑за высокого ранга этих кораблей и их пассажиров его называли "капитаном миллионеров ".

Смит построил успешную карьеру: компания доверяла ему вести в первое плавание свои флагманские корабли, пассажиры и команда отзывались о нем с большим уважением, чаще его звали просто E.J. (Э.Дж.). Некоторые пассажиры соглашались отправиться в плавание через Атлантику только на корабле, которым управлял капитан Смит.
10 апреля 1912 года лайнер "Титаник", капитаном которого был Эдвард Джон Смит, вышел в свое первое и последнее трансатлантическое плавание из Европы в США.
Существует мнение, что этот трансатлантический круиз должен был стать последним в карьере капитана Смита, после него он намеревался уйти в отставку. Однако в официальном сообщении "Уайт Стар Лайн" было заявлено, что он будет работать и после возвращения "Титаника" из трансатлантического плавания.
14 апреля в 23:40 "Титаник"

Капитан Эдвард Джон Смит - неординарная личность, имя которого навеки вписано в историю в связи с причастностью к самой масштабной катастрофе на воде.

Детство и семья

Эдвард Джон Смит, биография которого начинается с момента рождения двадцать седьмого января тысяча восемьсот пятидесятого года, очень известен.

Мальчик появился в семье Эдварда Смита и Кэтрин Хэнкок (Марш) в маленьком городке Хэнли, что в Стаффордшире, Великобритания.

Джон Эдвард был сыном гончара. Отец прививал любовь к своему делу, но сына интересовали путешествия, море, дальние страны. Мать мальчика была неплохим банкиром, однако конторской работе впоследствии предпочла открыть собственный магазин продуктов.

Начало карьеры

В возрасте двенадцати лет капитан Титаника Эдвард Джон Смит потерял отца, который умер от туберкулеза. Мальчику пришлось оставить школу и устроиться на фабрику в Сток-он-Трент, где молодому, но очень упорному рабочему доверили управление паровым молотом. Но эта работа не приносила юноше желаемого удовольствия. Он грезил морем и путешествиями.

В семнадцать лет судьба привела его в Ливерпуль, где он навсегда связал свою жизнь с кораблями и морем.

После двух лет обучения Джон Эдвард смог найти свою первою работу на парусном судне «Сенатор Уэбер», в компании, которая специализировалась на перевозке грузов. Упорный юноша не гнушался любой работы. Он быстро продвигался по карьерной лестнице и уже через четыре года он получил право занимать должность помощника капитана.

В тысяча восемьсот семьдесят шестом году двадцатишестилетний Джон Эдвард возглавил свое первое судно - «Лиззи Феннелл». В течение следующих трех лет он преодолел сотни тысяч морских миль, перевозя грузы между Соединенными Штатами Америки, Канадой и Великобританией.

Большие перемены

В тысяча восемьсот восьмидесятом году свершилась давняя мечта капитана - он смог пополнить ряды самой крупной и могущественной судоходной компании того времени - «Уайт Стар Лайн».

Загвоздка была в том, что корпорация почти не обслуживала перевозки грузов. Основным направлением работы компании было перемещение пассажиров.

В связи с тем, что пассажирские и отличаются управляемостью, уже состоявшемуся капитану пришлось начинать свою карьеру заново с самых низов.

Благодаря своему трудолюбию и упорству, через семь лет он вновь встал у руля на главном мостике.

В последующие годы Джон Эдвард управлял такими судами, как «Рипаблик», «Балтик», «Коптик», «Адриатик», «Германик», «Руник» и другими.

В тысяча восемьсот девяносто втором году капитану доверили управление крупнейшим пароходом компании - «Маджестик». С того времени Эдварда Смита можно было встретить лишь на огромных кораблях.

Публика, пользующаяся услугами лайнеров такого класса, была более чем состоятельной. Джона Эдварда так и прозвали: «капитан миллионеров».

Военная служба

Ситуация в мире накалялась. В тысяча восемьсот восемьдесят восьмом году капитан был записан в резерв военно-морских сил Великобритании.

Участия в активных боевых действиях он не принимал. Однако Эдварду пришлось совершить несколько рейсов для перевозки войск к берегам Южной Африки, где проходила англо-бурская война.

В тысяча девятьсот четвертом году капитану было присвоено офицерское военное звание «коммодор».

Семейная жизнь

Тысяча восемьсот восемьдесят седьмой год был ознаменован для Джона Эдварда не только успехом на служебном поприще. Двенадцатого июля он женился на Саре Элианор Пеннингтон. Уже второго апреля следующего года их молодая семья праздновала пополнение - у них родилась дочь, которую назвали Хелен.

Семейная жизнь капитана проходила в большом, просторном доме, выстроенном из красного кирпича в пригороде Саутгемптона.

Последний рейс

Десятого апреля тысяча девятьсот двенадцатого года из порта Саутгемптора вышел в рейс самый грандиозный проект начала двадцатого века, поражающий своими масштабами даже через сто лет - сверхсовременный лайнер, который назвали «Титаник». Корабль строили на протяжении трех лет на верфи в городе Белфаст.

Водоизмещение «Титаника» составляло 52 310 т, скорость до двадцати трех узлов, его характирозовал стальной корпус, силовая установка мощностью пятьдесят пять тысяч лошадиных сил, тысяча триста семнадцать пассажиров на борту. И вот этой махиной был назначен управлять знаменитый капитан.

«Эдвард Джон Смит! Титаник поведет он!», - примерно такими были газетные заголовки посвященные легендарному кораблю.

Лайнер считался непотопляемым. Инженеры-разработчики были уверены, что сконструированные ими отсеки с непроницаемыми переборками помогут кораблю противостоять любой стихии.

Для Джона Смита это должен был быть последний рейс в карьере, после чего он должен был отправиться на заслуженную пенсию.

Катастрофа

Согласно официальной версии, в ночь с четырнадцатого на пятнадцатое апреля тысяча девятьсот двенадцатого года произошло столкновение лайнера с айсбергом, он получил критические пробоины. Корабль стал быстро тонуть и уже через три часа он окончательно ушел на дно.

Установлено точное количество погибших - тысяча четыреста девяносто шесть человек. Спасшихся - семьсот двенадцать.

Последние минуты капитана

Самая основная версия - офицер застрелился. Показания выживших членов команды расходятся. Одни утверждают, что видели последний раз Джона Смита на капитанском мостике. Другие уверены, что он оказался среди других людей в воде. Кто-то даже пытался помочь капитану забраться в шлюпку, но эти попытки не увенчались успехом.

Тело Джона Смита так и не было найдено. Его душа навеки осталась с океаном.

Семья капитана после катастрофы

Жена Сара прожила еще девятнадцать лет после гибели мужа. В 1931 году она погибла в автокатастрофе в Лондоне, куда переехала впоследствии.

Дочь Хелен прожила активную и интересную жизнь - она была предпринимателем, пилотом гоночного автомобиля.

Девушка с интересом следила за всеми новостями, связанными с «Титаником». Отмечают, что она неоднократно посещала съемочные площадки и очень тщательно присматривалась к актеру, игравшему её отца.

Со слов наблюдателей, они сообщили в рубку СРАЗУ как заметили айсберг. А вот дальше происходит интересное – время сообщения с мостика официально зафиксировано – 23 часа 39 минут. В то же время один из пассажиров (полковник Арчибальд Грейси) сообщал, что сразу после столкновения посмотрел на часы – было 23:45. Хорошо, можно представить, сообщение об опасности пришло на исходе 39 минуты, то есть в 23:40. Можно даже предположить некоторую неточность часов полковника (у него были вполне приличные часы, которые он сверял с судовыми) и то, что он посмотрел на часы не сразу после столкновения, в этом случае столкновение произошло в 23:43 или даже в 23:44!

Минимум три минуты… Честно говоря, у меня сейчас нет ответа, как могло пройти целых три минуты до столкновения, ведь большинство, пишущих о крушении "Титаника", говорят о 36-37 секундах до столкновения.

Но вот тут меня как раз терзают большие сомнения. Ведь 36-37 секунд означает, что до айсберга в момент сообщения о нем в рубку оставалось около 400 метров (учитывая скорость корабля 11-12 метров в секунду). Лайнер весом почти в 50 тыс. тонн на таком коротком участке практически невозможно затормозить и повернуть сколько-нибудь существенно.

Давайте, мы с вами вновь вернемся к действиям вахтенного офицера первого помощника капитана Мердока в эти минуты. Сразу после сообщения об айсберге он дает команду «Право на борт», пытаясь обойти препятствие. Почему же он затем тут же командует «Стоп машина» и «Полный назад»?! Ведь опытный моряк ДОЛЖЕН знать, что тем самым существенно ухудшает маневренность судна и шансы успеть отвернуть уменьшаются! Тем более, что после команды «Полный назад» реальный реверс винтов команда машинистов сумеет выполнить ТОЛЬКО через 30 секунд, быстрее просто невозможно.

Ответ вполне очевиден и мне непонятно, почему о нем никто до меня не писал. Айсберг заметили наблюдатели на марсе на высоте примерно 20 метров над рубкой, заметьте, им не мешает ни стекло, ни свет внутри рубки, они находятся выше и видят дальше. Что это означает? ПРАВИЛЬНО, в рубке айсберг все еще НЕ ВИДЯТ. Мердок отдает команду о повороте, не видя препятствия. Медленно текут секунды, вахтенный офицер напряженно вглядывается в темноту, но все еще не видит айсберга и не может оценить его размеры, чтобы хоть как-то уменьшить силу удара при столкновении, он дает команду «Стоп машины» и тут же «Полный назад». Вскоре после этого он видит ледяную гору. И сразу дает команду «Лево на борт!», то есть, максимальный поворот направо, восстанавливая таким образом прежний курс судна. Если бы первый помощник не отдал этого приказа - удар пришелся бы ближе к середине судна в наиболее уязвимую его часть.

Откуда же взялись эти самые злополучные 37 секунд? Британская комиссия провела подобные маневры на «Олимпике» и выяснила, что для того чтобы судно на такой скорости успело повернуть на два румба влево (а именно настолько повернул по показанием свидетеля «Титатник») требуется 37 секунд.

Вот только те, кто пишут о 37 секундах до столкновения, забывают о том, что Мердок выравнивал судно и удар пришелся в бок уже после того, как он отдал команду «Лево на борт», а значит, вполне возможно, прошло более 37 секунд.

По моему глубокому убеждению айсберг был замечен на расстоянии более 600-700 метров, возможно, километр или даже больше, а значит, от момента как его заметили до столкновения, прошло скорее всего БОЛЕЕ одной минуты.

Итак, очередной миф гласит, что на «Титанике» по чьей-то оплошности не были загружены красные сигнальные ракеты. Мол, если были запущены именно красные ракеты на «Калифорниэн» сразу поняли, ч то судно терпит бедствие и успели бы прийти на помощь гибнущему судну. Ведь именно красные сигнальные ракеты по морской конвенции означают «опасность», «тревогу», просьбу о помощи, а белые сигнальные ракеты используются лишь для привлечения внимания.

Увы, это тоже миф. В то время красные ракеты не были общепризнанным сигналом бедствия, это случилось именно после гибели "Титаника". А вот выстрелы и сигнальные ракеты через равные отрезки времени – означали "Терплю бедствие" еще со времен парусных судов. Команда «Титаника» запустила восемь ракет с интервалом пять минут, ни чем иным, кроме как просьбой о помощи в открытом океане, это не могло быть.

Так же команду «Титаника» обвиняют в том, что шлюпки спускались крайне медленно, потому так и не были спущены в воду все лодки, а те, что были спущены, зачастую оказывались наполовину пусты, именно из-за этого погибло так много народу. Вот тут у меня возникает вопрос к тем, кто выдвигает такие обвинения – вы не замечаете, что два ваших замечания противоречат друг другу?

Если команде, спускающей шлюпки на воду, нужно было ждать полного заполнения, это привело бы к большим затратам времени и, как следствие, скорей всего, удалось бы спустить меньше лодок. Ведь в первые шлюпки многие просто не хотели садиться, и лишь последние уходили переполненные.

Хочу рассказать вам малоизвестный факт, который показывает полную несостоятельность таких обвинений. Председатель комиссии по расследованию причин катастрофы "Титаника", сенатор Уильям Олден Смит лично присутствовал на лайнере "Олимпика" во время его визита в США 25 мая 1912 года. По его просьбе команда "Олимпика" провела показательный спуск спасательной шлюпки с полной загрузкой. Время потраченное на погрузку 65 человек и спуск самой шлюпки составило ни много ни мало целых 18 минут! Причем надо учесть, что после гибели "Титаника" такие тренировки на "Олимпике" проводились не раз. Смотрите сами, в идеальных условиях среди белого дня, послушные командам "пассажиры", тренированная команда по спуску и время восемнадцать минут!

На "Титанике" две команды (по одной с каждого борта) спустило 18 шлюпок. Команда на спуск шлюпок была подана в 0 часов 20 минут, а последняя из спущенных лодок коснулась воды в 2:05. За один час сорок пять минут каждая команда спустила 8 шлюпок, то есть на каждую шлюпку - всего 13 минут! Если учесть, что спуск первой шлюпки занял 25 минут, а из последних нужно было вытаскивать забравшихся туда пассажиров-мужчин из третьего класса, сажать женщин и детей, защищаться от толпы, пытающейся взять шлюпки штурмом, становится понятно, что моряки, спускавшие спасательные лодки, совершили невозможное…

Но тем не менее остается вопрос - почему же шлюпки спускались неполные? Дело в том, что офицеры, руководящие эвакуацией, прекрасно знали, что места в лодках хватит менее чем половине из числа тех, кто оказался на судне. По приказу капитана сажали первыми женщин и детей, но с левого борта второй помощник капитана Лайтоллер пускал ТОЛЬКО женщин и детей, с правого - первый помощник Мердок после погрузки женщин и детей сажал и мужчин. Потому с правого борта уходили более загруженные шлюпки, и спаслось заметно больше народу, но и они все кроме последних спускались неполными. Офицеры опасались, что канаты и блоки шлюп-балок не выдержат нагрузку. Действительно, спуск шлюпок с полной загрузкой (65 человек) до этого ни разу не проводился. С другой стороны, именно благодаря неполной загрузке, спуск шлюпок мог происходить быстрее. Офицеры инструктировали рулевых, что после того как судно затонет шлюпки, они должны успеть поднять из воды максимальное количество людей. Теперь становится понятно, что необходимо было успеть спустить как можно больше шлюпок, пусть и неполных, чтобы обеспечить спасение максимального количества людей. Увы, такая стратегия не сработала, но вина ли в этом капитана и офицеров?

Кто-то из читателей вспомнит, что экипаж "Титаника" насчитывал около 900 человек, неужели из них нельзя было составить хотя бы несколько команд по спуску спасательных шлюпок?

Ответ - отрицательный. Собственно моряков на "Титанике" кроме капитана и семерых его помощников в палубной команде насчитывалось всего 58 человек, включая, в том числе, кладовщиков, интендантов, корабельного столяра и судового врача. Остальные - инженерная команда, кочегары, стюарды, повара, официанты, работники почты и проч.. Они просто не умели и не знали, как спускать лодки. Кроме того, на каждую шлюпку надо было сажать хотя бы одного моряка в качестве командира и рулевого. Часть моряков была занята вместе с инженерной командой вопросами живучести судна. Четверо матросов во главе с боцманом, посланные на обследование носовой части вскоре после столкновения, не вернулись, видимо погибли. Людей катастрофически не хватало, сформировать хотя бы еще одну команду по спуску шлюпок было просто не из кого.


Созданная для фильма почти полномасштабная копия корабля (как и несколько моделей поменьше), участие фирм и постановщиков, строивших ещё настоящий «Титаник», как и затраченные на съемки 200 миллионов долларов с лихвой оправдали себя, как в финансовом плане, так и в плане всемирного признания.

Не буду останавливаться на вымышленных главных героях (да простят меня поклонники Кейт Уинслет и Леонардо Ди Каприо), а расскажу о исторических персонажах этого давно уплывшего в историю корабля.

Главным героем на любом корабле является его капитан.
Эдвард Джон Смит (1850-1912) - капитан «Титаника» был личностью незаурядной. Родился он в Хенли, довольно далеко от моря. Тем не менее, бросив школу в тринадцать лет, он сбежал в Ливерпуль чтобы стать моряком. В 1880 уже в чине младшего помощника он поступает на службу в компанию «Уайт Стар Лайн». Карьера его была столь успешна, что уже в 1887 ему доверили первый корабль.
Потом он с отличием послужил империи во время англо-бурской войны, перевозя на лайнере «Маджестик» войска в Южную Африку. Получил за это транспортную медаль с планкой «Южная Африка», Орден резерва королевского флота и звание капитана 3-го ранга резерва британского военно-морского флота. (Как коллекционер не могу не показать эти награды крупно).



Именно поэтому все его корабли гордо несли синий флаг британского военно-морского резерва, в отличие от обычного красного флага торгового флота.
Став в 1904 коммодором, Смит начал служить исключительно на флагманских кораблях «Уайт Стар». В традицию так же вошло что каждый новый корабль компании в 1 рейс выводил именно он. В апреле 1912 он стал капитаном «Титаника»…


…Доподлинно неизвестно, как именно погиб в ту ночь капитан. Кто-то видел, как он ушел на мостик, незадолго до того как тот ушел под воду. Кто-то говорил, что он застрелился. Уже после того, как «Титаник» затонул, кочегар Гэрри Синиор видел в воде человека, похожего на Смита. Другой кочегар Уолтер Хёрст, который спасся на складной шлюпке «В», до конца своих дней считал, что человек, который плавал возле шлюпки, был капитаном Смитом, но поскольку шлюпка была перевёрнута и на ней собралось уже 30 человек, он не делал попыток туда забраться. Тело капитана так и не было найдено.
В фильме его сыграл актёр Бернард Хилл.

Отступление к фильму:
Трюк, проделанный одним из каскадеров в сцене гибели капитана Эдварда Смита. Полностью погруженный под воду капитанский мостик за считанные секунды затопляется водой, хлынувшей внутрь через окна, последовательно подорванные пиропатронами. Рядом были наготове двое водолазов, страховавших трюкача от неожиданностей, но все обошлось: каскадер без посторонней помощи покинул затопленное помещение рубки… Никаких комбинированных съемок! Ни какого компьютера!


Помимо капитана палубную команду корабля возглавляли 7 офицеров.

Старший помощник, лейтенант Генри Тингл Уайлд (1872-1912).
Переведён старшим офицером на «Титаник» с «Олимпика» буквально в последний момент, вероятно, по просьбе капитана Смита. И хотя Уайлд был крайне недоволен тем, что ему придётся сменить корабль, капитан настоял. В итоге произошла «офицерская перестановка», в результате которой Уайлд вступил на место Уильма Мёрдока. Мёрдок же вступил на место Чарльза Лайтоллера. А тот в свою очередь заменил Девида Блейра, которого с рейса сняли…


Последний раз его видели на крыше офицерских кают, когда он пытался спустить складные шлюпки «А» и «В»… Тело не нашли.
В фильме его сыграл актёр Марк Линдсэй Чэпман. Роль эпизодическая, старший помощник почти не попадает в кадр. Именно у него Роза забрала офицерский свисток, чтобы привлечь внимание шлюпки…

Первый помощник, лейтенант Уильям Макмастер Мёрдок (1873 — 1912).
Мёрдок был дежурным офицером на капитанском мостике, когда «Титаник» столкнулся с айсбергом. После столкновения Мёрдок был назначен ответственным за эвакуацию пассажиров с правого борта, во время которой он спустил на воду 10 спасательных шлюпок. Последний раз Уильяма Мёрдока видели, когда он пытался спустить складную шлюпку «А». Тело не нашли. Через несколько дней после катастрофы некоторые члены команды и пассажиры начали говорить о самоубийстве, произошедшем как раз перед гибелью «Титаника». Неясно кто совершил самоубийство, некоторые утверждали, что это был Смит, Уайльд, или Мёрдок… Но были и свидетельства что Мёрдока видели в воде после гибели «Титаника» ещё живым. Второй помощник Лайтоллер в письме к вдове Мёрдока тоже подтверждает это.



В фильме его сыграл актёр Эван Стюарт. Мёрдок взял у Хокли деньги за право сесть в шлюпку, застрелил двух пассажиров, а потом застрелился сам. Все это не соответствует действительности. На самом деле Уильям Мёрдок честно выполнил свой долг и сделал все для того, чтобы спасти как можно больше людей. Семьдесят пять процентов всех спасенных с «Титаника» были эвакуированы с правого борта. Кинокомпания «XX век Фокс» принесла свои официальные извинения жителям Далбитти, родины Мёрдока, и признала, что никаких доказательств недостойных действий Мёрдока не существует. Чтобы загладить свою вину, создатели фильма перевели пять тысяч фунтов стерлингов мемориальному фонду имени Уильяма Мёрдока в Далбетти...

Второй помощник, лейтенант Чарльз Герберт Лайтоллер (1874 — 1952).
Проработав несколько лет на судах «Маджестик» и «Океаник», Чарльз зарекомендовал себя способным моряком и продвинулся по службе от третьего до первого помощника. Был приглашён на «Титаник» первым помощником на время испытательных плаваний, а позже, из-за перестановки в экипаже, он утверждается на должность второго помощника…
После столкновения отвечал за эвакуацию с левого борта. Так как в начале желающих покидать, кажущийся более безопасным «Титаник» было мало, Лайтоллер отправил несколько шлюпок полупустыми, не позволяя садиться в них мужчинам. Когда «Титаник» резко стал уходить в воду, Лайтоллер спрыгнул с корабля, но его засосало вливающейся внутрь корабля водой. Но внезапно вырвавшийся из недр пузырь воздуха выбросил его обратно на поверхность. Он доплыл до складной шлюпки «В», которая плавала вверх дном. Всего на этой шлюпке собралось 30 человек, Лайтоллер пытался их организовать, чтобы избежать затопления. Он заставил всех встать по обе стороны от киля и балансируя в такт волнам таким образом сохранять равновесие. Только утром их подобрали подошедшие шлюпки №4 и 12.



В конце жизни Лайтоллер сделал в своей книге сенсационное заявление: У «Титаника», якобы, было достаточно времени, чтобы уклониться от препятствия, но рулевой в панике заложил штурвал не на ту сторону (Он раньше плавал на парусниках, а там штурвал работал с точностью до наоборот). Когда же он осознал свою ошибку и переложил руль, было слишком поздно...
В фильме его сыграл актёр Джонатан Филлипс.

Отступление к фильму:
В режиссерской версии фильма есть сцена на перевёрнутой шлюпке. На ней, кроме Лайтоллера спаслись знакомые вам по фильму: Полковник Арчибальд Грейси, второй радист Гарольд Брайд, шеф-пекарь Джоухин…



Во время эвакуации Мёрдок приказал ему взять на себя командование спасательной шлюпкой №5. Шлюпка отошла от корабля на 400 метров, когда тот скрылась под водой. Питман посмотрел на часы и громко произнёс: «Это в 2:20». Его возглас слышали и на соседних шлюпках, так это время вошло в документы как время затопления «Титаника».
Услышав крики людей, он принял решение вернуться, но другие находившиеся в шлюпке боялись быть перевёрнутыми, и Питман отменил приказ. Это решение потом не давало ему покоя всю оставшуюся жизнь.
В фильме его сыграл актёр Кевин Де Ла Ной. Причём роль настолько эпизодическая, что с трудом нашелся кадр с ним.

Четвёртый помощник, Джозеф Гровс Боксхолл (1884 — 1967).
После выхода лайнера в море в его обязанности входила помощь в навигации, составление графика дежурств и, в случае необходимости, оказание помощи пассажирам и членам экипажа.



Когда «Титаник» столкнулся с айсбергом, Боксхолл получил от капитана Смиат приказал провести проверку носовой части судна на наличие повреждений. Позже Боксхолл определил координаты положения корабля, для передачи сигнала бедствия…
Боксхолл был назначен командующим спасательной шлюпки №2, которую спустили с левого борта в 1:45. Но все время, пока их не подобрала «Карпатия», он сам сидел на веслах…
В 1958 был консультантом при съемках художественного фильма «Незабываемая ночь» (о гибели «Титаника» конечно).
После смерти 25 апреля 1967, его тело по завещанию было кремировано, а прах развеян над Атлантикой, над тем местом, где, по его вычислениям, затонул легендарный корабль (41°46N 50°14W). На церемонии присутствовали выжившие пассажиры «Титаника», Руфь Беккер и Фрэнк Голдсмит…
В фильме его сыграл актёр Саймон Крейн

Пятый помощник, Гарольд Годфри Лоу (1882 — 1944).
Лоу был человеком такого же склада, как и Лайтоллер. Он был прирожденным моряком.
Во время эвакуации участвовал в спуске шлюпок №14 и №16. При этом Лоу выстрелил несколько раз из револьвера, чтобы остановить начавшуюся панику, и не допустить проникновения в шлюпку мужчин.



Возглавил шлюпку №14. После гибели «Титаника», Лоу начал собирать и связывать несколько спасательных шлюпок вместе. Он хотел вернуться, чтобы подобрать выживших. Для этого пересадил пассажиров по шлюпкам, освободив свою. Однако никто из членов команды не хотел возвратиться обратно, боясь что люде потопят шлюпку. Драгоценное время было потрачено на уговоры. Когда он вернулся, то смог найти только четырёх человек, один из которых скончался позже в ту ночь. После этого, установив на шлюпке паруса, Лоу догнал ушедшие вперёд шлюпки. По пути он взял на буксир складную шлюпку «D» и снял уцелевших с полузатопленной (от падения 1-й трубы) складной шлюпки «А». В шлюпке «А» многие за ночь замерзли и свалились за борт, когда Лоу нашел её, там оставалось 12 мужчин и пассажирка 3 класса Роза Эббот.
В фильме его сыграл актёр Йоан Гриффит.

Шестой помощник капитана, Джеймс Пол Муди (1887 — 1912).
14 апреля 1912 Муди находился на мостике вместе с первым офицером Уильямом Мёрдоком. Когда зазвонил телефон, Муди спросил Флита: «Что ты видишь?». Флит: «Айсберг, прямо по курсу!».



В ходе эвакуации Муди помогал спустить шлюпки «12, 14 и 16. При загрузке 14 шлюпки пятый офицер Гарольд Лоу хотел, чтобы в неё сел младший офицер, но Муди уступил ему место, сказав, что сядет в 16 шлюпку. Последний раз его видели за несколько минут до гибели корабля, при попытке спустить одну из складных шлюпок, когда толпа обезумевших мужчин атаковала его... Его тело если и было найдено, то осталось неопознанным.
В фильме его сыграл актёр Эдвард Флетчер. Это он пустил на борт «братьев Гундерсен» - Джека и Фабрицио, поверив им на слово...

Казначей «Титаника» Хью Уолтер Мак-Элрой (1874 — 1912).
При эвакуации занимался погрузкой в шлюпку №9 и складную шлюпку «С». Несколько раз стрелял в воздух, чтобы остановить пытающихся проникнуть в шлюпку мужчин. Последний раз его видели на шлюпочной палубе, он куда-то шел с капитаном Смитом.
Тело Мак-Элройя было найдено через две недели кабельным судном «Маккей-Беннетт» и помечено номером 157. Он был в форме, и по морскому обычаю его и ещё более 100 человек похоронили в море на месте гибели «Титаника…



В фильме его сыграл актёр Марк Линдсей Чапман. Это он пропустил в шлюпку Кэла, взявшего на руки чужую девочку.

Радисты, хоть и фигурировали в документах как младшие помощники, моряками не были. Они находились на службе у «Маркони компании», которая и платила им жалование.

Старший радист Джон Джордж Филипс (1887 — 1912).
Джек Филипс был очень опытным радистом и до «Титаника» успел поработать на многих кораблях.

В 00.15 с гибнущего судна им был послан сигнал: «CQD MGY 41°46′ N, 50°14′ W…». В том время код SOS был уже принят как международный сигнал бедствия, но радисты английских кораблей, работавшие на передатчиках «Маркони», предпочитали сигнал CQD, и Джек Филлипс не был исключением. Только около 2 часов ночи капитан приказал ему попробовать передать и SOS. Филипс, таким образом стал первым в истории радистом, подавшим этот сигнал бедствия.
CQD с «Титаника» первыми услышали французское судно «Ла Прованс» и английский «Маунтин Темпл». Пароход «Франкфурт» ответил: «О’кей. Ждите» — но он был слишком далеко. Сигналы поймали также радиостанция мыса Рейс, лайнер «Вирджиниэн», русское трамповое судно «Бирма» и даже молодой радиолюбитель Дэвид Сарнов, расположившийся со своей станцией на крыше универмага Уонамейкера в Нью-Йорке. Ближе всех находилась «Карпатия», она и поспешила на помощь. Дежуривший в ту ночь на мысе Рейс радист позже вспоминал о том, что первоклассный оператор «Титаника» Джек Филлипс снизил скорость своей передачи с более 30-ти до всего 15-ти слов в минуту - чтобы менее профессиональные телеграфисты успевали записывать все сообщения с тонущего судна. Он ни на минуту не прекращал вещания, пока примерно в 02.17 ночи обесточенный передатчик «Титаника» не замолчал навсегда…



Что случилось с Дж. Дж. Филипсом после того, как затонуло судно неизвестно. Кто-то из спасшихся утверждал, будто старший радист «Титаника» добрался до перевёрнутой складной шлюпки В. Но тело его так и не было найдено…
В фильме его сыграл актёр Грегори Кук.

Младший радист Гарольд Сидни Брайд (1890 — 1956).
В роковую ночь Брайд передавал и принимал послания для капитана Смита с «Карпатии» и других судов, с которыми вёл переговоры Филлипс. Оба оператора оставались на посту даже после того, как были освобождены капитаном.



Когда «Титаник» ушел под воду, Брайд смог вскарабкаться на днище перевернутой складной шлюпки В. Но на этом его злоключения не закончились. В жуткой тесноте, а на днище шлюпки, как вы помните собралось около 30 человек, кто-то сел ему на ноги и тяжело повредил их. Уже на борту «Карпатии» выяснилось, что его ноги были обморожены и раздроблены. Но даже в таком состоянии он до Нью-Йорка помогал радисту «Карпатии», посылая личные письма и списки спасшихся на землю.
В память о событиях на «Титанике» компания «Маркони» наградила Гарольда Брайда золотыми часами с надписью: «В знак признательности, выполнившему свой долг, и сделавшему это храбро».
В фильме его сыграл актёр Крейг Келли.

Машинной командой «Титаника» руководил главный инженер Джозеф Белл (1861 — 1912), много лет проработавший на судах компании «Уайт Стар Лайн», член Института морских инженеров Великобритании и офицер резерва британского военно-морского флота. Переведён на «Титаник» с «Олимпика» (Смит подобрал высококлассную команду для этого рейса).



Белл освободил своих людей от выполнения служебных обязанностей около 02:00, но все они продолжили работу. Действия машинной команды позволили существенно отсрочить гибель лайнера. Огни «Титаника» погасли всего за несколько минут до того, как корабль затонул. Большинство из них, как и их начальник Джозеф Белл погибли. Тело его так и не было найдено…
В фильме его сыграл актёр Терри Форестэл.

Вперёдсмотрящий Фредерик Флит (1887 — 1965).
Флит передавал на мостик сообщения о проплывающих мимо айсбергах три раза за получасовой промежуток, предшествующий столкновению, а последний, главный айсберг увидел слишком поздно…



Во время эвакуации по шлюпочному расписанию Флит сел в спасательную шлюпку №6 в качестве гребца. После спуска их шлюпка пыталась достичь огней таинственного корабля, мерцающих в ночи, но безуспешно. 15 апреля 1912 в 6 часов утра шлюпку подняли на борт «Карпатии»...
На следственной комиссии Флит держался вызывающе, чуть ли не на грани истерики (очевидно под воздействием стресса, и под неусыпным контролем Исмея). Его жизнь завершилась самоубийством в 1965, спустя тридцать лет после того как он оставил службу на своём последнем корабле «Олимпике»…
В фильме его сыграл актёр Скотт Андерсон.

Вперёдсмотрящий Реджинальд Робинсов Ли (1870-1913).
Нес вахту в «вороньем гнезде» вместе с Фредериком Флитом.
Во время эвакуации по шлюпочному расписанию Ли сел в спасательную шлюпку №13 в качестве гребца. Спасен «Карпатией». Но здоровье 40-летнего моряка было подорвано той ночью, и спустя полтора года он умер от пневмонии.



В фильме его сыграл актёр Мартин Ист.

Рулевой Роберт Хичинс (1882-1940).
До «Титаника» Хичинс служил на многих судах, но в основном парусных.
Нёс вахту во время столкновения. Об обвинении, выдвинутом вторым помощником в его адрес я уже писал выше.
Во время эвакуации Хиченс был назначен Лайтоллером командиром в шлюпку №6. Шлюпка была спущена примерно в12:55 только с 28 пассажирами на борту.
Пассажирки шлюпки утверждали потом что он вел себя очень грубо, присёк все предложения вернутся чтобы подбирать выживших. (а так же использовал для себя все одеяла, и выпил всё виски на борту шлюпки).



Писали, что «Уайт Стар Лайн» предложила ему высокооплачиваемую работу в обмен на молчание о подробностях того, что происходило на мостике «Титаника». Бывший рулевой стал начальником гавани в Кейптауне (в Южной Африке)…
В фильме его сыграл актёр Пол Брайтуэлл.

Если вы смотрели «Титаник» то конечно помните симпатичного толстячка, похожего на булочника, который постоянно прикладывался к чему-то горячительному.
Это Шеф-пекарь «Титаника» Чарльз Джон Джоухин (1879 — 1956). История его спасения довольно интересна, потому стоит ее рассказать.



Незадолго до полуночи он был поднят с постели, как и многие на «Титанике», необычным скрежетом и глухим ударом. В 00:05 капитан приказал расчехлить шлюпки и начать эвакуацию. Джоухин не впал в панику, наоборот, по собственной инициативе стал собирать на камбузе припасы хлеба для пассажиров шлюпок. Завершив начатое, он отправился в свою каюту, чтобы подкрепиться несколькими глотками виски. В соответствии со шлюпочным расписанием Джоухин должен был командовать шлюпкой №10. Но он рассудил, что и без него в лодке достаточно мужчин, тогда как его эвакуация, как он рассказывал позже, явилась бы плохим примером для остальных. Когда Джуфин снова появился на палубе, все шлюпки были уже спущены на воду и отошли от «Титаника». 2-й помощник Лайтоллер, увидев в каком он виде, решил что с пекарем всё кончено, он не выживет. Джоухин же начал выкидывать в воду шезлонги и, в итоге, отправил за борт примерно пятьдесят кресел, возможно, позже эти они даже спасли кому-то жизнь.
В 02:20 для «Титаника» все было кончено, его корма скрылась в пучине Атлантического океана, и Чарльз Джоухин соскользнул с неё в воду, даже не замочив волос. Надо сказать что водоворот, затягивающий людей след за кораблём бывает не всегда, и пекарю в этом плане повезло. Более полутора часов он плыл по ночному океану в ледяной воде, защищенный алкогольными парами от холода, пока в свете зачинавшегося утра не заметил перевернутую складную шлюпку В. Все ее днище было облеплено людьми во главе с Лайтоллером, который был крайне удивлён, увидев пекаря живым. Места на переполненной шлюпке для Джоухина не нашлось. Он так и плавал вокруг шлюпки, пока не заметил одного из своих товарищей по камбузу. Вот так, держась за руку этого приятеля и находясь в воде в общей сложности более 4 часов, пекарь дождался прибытия «Карпатии». И не замёрз, хотя вода была -2 градуса по Цельсию. Смертельная доза алкоголя и смертельный холод, комбинируясь, взаимно ослабили свое действие.
В фильме его сыграл актёр Лиам Туохи.

В каюте 1 класса А36 плыл на «Титанике» Томас Эндрюс-младший (1873 — 1912) — ирландский бизнесмен и судостроитель, исполнительный директор судостроительной компании «Харланд энд Вольф» в Белфасте. Эндрюс был конструктором «Олимпика» и «Титаника».
В первом рейсе «Титаника» он возглавлял Гарантийную комиссию из 9 человек, представителей верфи. Во время плавания он облазил весь корабль, исписывая десятки страниц заметками и замечаниями о состоянии корабля. Все они должны были помочь при строительстве третьего брата-близнеца «Гигантика»…



После столкновения Эндрюс обследовал аварийные отсеки, и пришёл к выводу, что «Титаник» уже не удастся спасти, и он затонет. Во время эвакуации Томас помогал пассажирам усаживаться в шлюпки. Последний раз его видели в курительной комнате первого класса возле камина, где он стоял и смотрел на картину «Порт Плимут». Тело человека построившего «Титаник» так и не было найдено.
В фильме его сыграл актёр Виктор Гарбер.

Погибли и все члены Гарантийной комиссии. Они должны были отмечать недочеты корабля, следить, не возникнет ли каких-либо проблем. Членство в этой группе было доступно лишь избранным и было основано на личном энтузиазме и квалификации. Если человека выбирали в члены это группы, это считалось знаком уважения со стороны работодателя (особенно если выбирался рядовой работник верфи).
Вот их имена:
Родерик Крисхолм. Главный чертежник «Харланд энд Вольф». По иронии судьбы, именно он был ответственен за конструирование спасательных шлюпок, но количество их на корабле зависело не от него.
Генри Уильям Парр. Помощник руководителя отделения электротехники на «Харланд энд Вольф». Он контролировал установку электричества и для «Олимпика» и «Титаника», как мы помним электричество на корабле было почти до конца..
Фрэнсис Паркс, плотник.
Уильям Кэмпбелл, плотник-подмастерье. Его история вдвойне печальна. Его старшая сестра умирала от горя 16 апреля, через день после гибели Титаника.
Альфред Флеминг Каннингем, монтажер-подмастерье.
Энтони Вуд Фрост, главный монтажник «Харланд энд Вольф».
Роберт Найт, ведущий монтажник.
Эннис Гастингс Уотсон, электрик-подмастерье.

Особое место в истории «Титаника» занимает его оркестр. Судовой оркестр «Титаника» состоял из восьми музыкантов — семерых англичан и одного француза. Они были разделены на 2 квартета, один играл в салоне 1 класса, второй в кафе «Паризьен». И только на палубе в ту роковую ночь они впервые играли вместе, ободряя обреченных. Позже газеты писали, что музыканты «Титаника» «вошли в число самых благородных людей в морской истории».
У.Г. Хартли, Ф. Кларк, П.К. Тейлор, Дж. Кринс, У.Т. Брейли, Дж. Хьюм, Дж. У. Вудворт, Р. Брику - Ни кто из них не спасся.


Уоллес Генри Хартли (1878 — 1912).
Этот легендарный человек в представлении не нуждается, но извольте - британский скрипач-виртуоз и руководитель оркестра «Титаника».
Хартли родился в Колне в графстве Ланкашир, Великобритания. Играл на скрипке с детских лет. В 1909 году начал работать на океанских лайнерах компании «Кунард Лайн».
В апреле 1912 был назначен руководителем оркестра на корабль «Уайт Стар Лайн» - «Титаник».


Тело Уоллеса Хартли было найдено через две недели кабельным судном «Маккей-Беннетт» и помечено номером 224. К его груди была крепко привязана его скрипка. На инструменте есть надпись: «Уоллесу по случаю нашей помолвки. Мария». (Мария Робертсон, его невеста, а обвенчаться они планировали после возвращения Хартли из плавания).
Хартли погребли в родном Колне. На похоронах присутствовала тысяча человек, а процессия состояла из 40000 человек. У памятника до сих пор не иссякают живые цветы и подарки от почитателей…
В фильме его сыграл актёр Джонатан Эванс-Джонс.

Экипаж и обслуживающий персонал «Титаника» понёс значительные потери. Погибли 676, спаслись 212 человек.
Больше всего спасённых было среди матросов, расписанных на шлюпки в качестве гребцов и рулевых. Машинная команда напротив погибла почти полностью на своих рабочих местах. Очень мало спаслось стюардов. Погибли все 5 почтовых клерка («Титаник» был почтово-пассажирским судном). Повара, музыканты, обслуживающий персонал столовых и ресторанов, продавцы магазинов - им тоже почти не нашлось места в шлюпках…

И вместо P.S. а был-ли ди Каприо? То есть Джек Доусон.

И - да, был! И хотя на киношном «Титанике» Джек Доусон не фигурирует ни в списках команды, ни в списках пассажиров, в списках реального корабля фанаты его нашли. Правда, сходства между прототипом и ослепительным Леонардо, ни какого.
Реальный Джек (Джозеф) Доусон был угольщиком, а место работы угольщика даже на таком роскошном корабле как «Титаник» чистотой не блещет.



Доусон шихтовал уголь в угольных бункерах для того, чтобы кочегарам легче было его подхватывать. Катастрофы «Титаника» он не пережил. Вероятно, он, как и те кочегары, что успели выбраться из машинного отделения, но не успели сесть в шлюпки, в итоге оказался на корме, откуда спрыгнул в воду.
Останки настоящего Доусона не погрузились под звуки рыданий кинозалов всего мира в ледяные воды Атлантики, а он был найден судном «Маккей-Беннет» спустя две недели после крушения. Он был опознан благодаря наличию в кармане рубашки профсоюзного билета, и похоронен на кладбище Фэйрвью Лаун, в Галифаксе, могила номер 227.
Доусону было 23 года. Его любовью была не звезда высшего света в исполнении Кейт Уинслет, а сестра его приятеля, кочегара Джона Приста, который, кстати, и уговорил его стать моряком. После выхода в свет фильма «Титаник», фанаты ди Каприо и Уинслет осадили все возможные исторические инстанции с вопросом - были-ли прототипы звезд на самом деле, да или нет? Затем выяснилось, что если Уинслет под вопросом, то с Доусоном все в порядке, он был, и более того - его праху можно поклониться. Что поклонники немедленно и сделали. С тех пор и по сей день груды цветов на могиле «ошалевшего» от такой всемирной славы угольщика вянуть не успевают, их сменяют новые.


Кэмерон же утверждает, что имя «Джек Доусон» он взял, что говорится, «с потолка» и был искренне удивлен, узнав, что такой человек на Титанике был на самом деле. Мутит хитроумный Кэмерон, дабы сотворить еще одну легенду, или говорит правду - кто его знает?

Титаник – корабль, бросивший вызов высшим силам. Чудо кораблестроения и самый большой корабль своего времени. Строители и владельцы этого гиганта пассажирского флота самонадеянно заявляли: "Сам Господь Бог не сможет потопить этот корабль". Тем не менее, спущенный на воду корабль ушел в свое первое плавание и не вернулся. Это была одна из крупнейших катастроф, навсегда вошедшая в историю мореплавания. В этой теме я расскажу о самых ключевых моментах, связанных с Титаником. Тема состоит из двух частей, первая часть - история Титаника до трагедии, где расскажу о том как корабль строился и ушел в свое роковое плавание. Во второй части мы побываем на дне океана, где лежат останки утонувшего гиганта.

Вначале я кратко расскажу об истории строения Титаника. Есть масса интересных фото корабля, где запечатлен процесс строительства, механизмы и агрегаты Титаника и прочее. А дальше рассказ пойдет о трагических обстоятельствах, которым было предначертано произойти именно в этот роковой для Титаника день. Как всегда происходит при крупных катастрофах, трагедия Титаника произошла из-за ряда ошибок, совпавших в один день. Каждая из этих ошибок в отдельности не повлекла бы за собой ничего серьезного, но все вместе обернулось для корабля гибелью.

Титаник был заложен 31 марта 1909 года на верфях судостроительной компании «Харланд энд Вольф» в Белфасте, Северная Ирландия, спущен на воду 31 мая 1911 года, прошёл ходовые испытания 2 апреля 1912 года. Непотопляемость корабля обеспечивали 15 водонепроницаемых переборок в трюме, создающих 16 условно водонепроницаемых отсеков; пространство между дном и настилом второго дна было разделено поперечными и продольными перегородками на 46 водонепроницаемых отсеков. На первом фото – стапель Титаника, строительство только начинается.


На фото запечатлена закладка киля Титаника

На этом фото Титаник на стапели рядом с Олимпиком, братом близнецом

А это огромные паровые машины Титаника

Коленвал гиганта

На этом фото турбинный ротор Титаника. Огромные размеры ротора особо выделяются на фоне рабочих

Вал винта Титаника

Торжественное фото – корпус Титаника полностью в сборе

Процесс спуска на воду начинается. Титаник медленно погружает свой корпус в воду

Корабль-гигант почти сошел со стапелей

Спуск Титаника на воду проходит успешно

И вот Титаник готов, утро перед первым, официальным спуском на воду в Белфасте

Титаник был официально спущен на воду, и транспортирован в Англию. На фото корабль в порту Саутгемптона перед своим роковым рейсом. Мало кто знает, но при строительстве Титаника погибли 8 рабочих. Эта информация доступна в подборке интересных фактов о Титанике .

А это последняя фотография Титаника, сделанная с берега в Ирландии

Первые дни путешествия прошли для корабля успешно, ничего не предвещало беды, в океане был полный штиль. Ночью 14 апреля море сохраняло спокойствие, но кое-где в районе плавания виднелись айсберги. Они не смущали капитана Смита… В 11 часов 40 минут вечера с наблюдательного поста на мачте неожиданно послышался крик: "Прямо по курсу айсберг!"… О дальнейших событиях, происходивших на корабле, известно всем. “Непотопляемый” Титаник не сумел противостоять водной стихии и ушел на дно. Как уже упоминалось, множество факторов обернулось в тот день против Титаника. Это было роковое невезение, погубившее корабль-исполин и более 1500 человек

Официальное заключение комиссии, расследовавшей причины гибели Титаника гласило: сталь, использованная для обшивки корпуса «Титаника», была низкокачественной, с большой примесью серы, что делало её очень ломкой при пониженных температурах. Если бы обшивку изготовили из качественной, вязкой стали с низким содержанием серы, она бы в значительной мере смягчила силу удара. Металлические листы просто вогнулись бы внутрь и повреждения корпуса оказались бы не столь серьёзными. Возможно, тогда «Титаник» был бы спасён или, по крайней мере, оставался бы на плаву в течение долгого времени. Однако для тех времен эта сталь считалась самой лучшей, другой попросту небыло. Это был лишь конечный вывод, на самом деле произошел ряд других факторов, которые не позволили избежать столкновения с айсбергом

По порядку перечислим все факторы, повлиявшие на гибель Титаника. Отсутствие любого из этих факторов могло бы спасти корабль…

Прежде всего стоит отметить работу радистов Титаника: основная задача телеграфистов состояла в обслуживании особо состоятельных пассажиров - известно, что только за 36 часов работы радисты передали более 250 телеграмм. Оплата за телеграфные услуги производилась на месте, в радиорубке, и по тем временам была весьма не малой и чаевые при этом текли рекой. Радисты постоянно занимались отправкой телеграмм и хотя им поступало несколько сообщений о дрейфующих льдах, на них не обратили внимание

Некоторые критикуют отсутствие бинокля у вперёдсмотрящего. Причина этого кроется в крохотном ключе от ящика с биноклями. Крохотный ключ, открывающий шкафчик, где хранились бинокли, мог спасти "Титаник" и жизни 1522 погибших пассажиров. Это и должно было произойти, если бы не роковая ошибка некоего Дэвида Блэра. Ключника Блэра перевели со службы на "непотопляемом" лайнере всего за несколько дней до злосчастного плавания, но он забыл передать ключ от шкафчика с биноклями сменившему его работнику. Именно поэтому дежурившим на смотровой вышке лайнера матросам пришлось полагаться исключительно на свои глаза. Они увидели айсберг слишком поздно. Один из членов экипажа, несших в ту роковую ночь вахту, позднее сказал, что, будь у них бинокли, они бы увидели ледяную глыбу раньше (пусть и царила кромешная мгла) и "Титаник" успел бы поменять курс".

Несмотря на предупреждения об айсбергах, капитан «Титаника» не снизил скорость и не изменил маршрут, настолько он был уверен в непотопляемости корабля. Слишком высокая скорость парохода, из-за которой удар айсберга по корпусу был максимальной силы. Если бы капитан заблаговременно, при входе в пояс айсбергов, приказал уменьшить скорость корабля, то силы удара об айсберг не хватило бы для того, чтобы пробить корпус Титаника. Капитан также не проследил за тем, что все шлюпки были заполнены людьми. В результате спаслось гораздо меньшее количество людей

Айсберг принадлежал к редкому типу т. н. «чёрных айсбергов» (перевернувшихся так, что на поверхность попадает их тёмная подводная часть), из-за чего был замечен слишком поздно. Ночь была безветренной и безлунной, в противном случае вперёдсмотрящие заметили бы барашки вокруг айсберга. На фото тот самый айсберг, послуживший причиной гибели Титаника

На корабле не оказалось красных спасательных ракет, сигнализирующих о бедствии. Уверенность в мощи корабля была настолько высокой, что никому даже в голову не пришло снабдить Титаник этими ракетами. А все могло сложится инчае. Не прошло и получаса после встречи с айсбергом, как помощник капитана закричал:
Огни с левого борта, сэр! Судно в пяти-шести милях от нас! Боксхолл в свой бинокль ясно видел, что это был однотрубный пароход. Он попытался связаться с ним с помощью сигнальной лампы, но неизвестное судно не отвечало. - По-видимому, на судне нет и радиотелеграфа, они не могли нас не видеть, - решил капитан Смит и при казал рулевому Роу подать сигнал аварийными ракетами. Когда сигнальщик вскрыл ящик с ракетами, то оба они - и Боксхолл, и Роу - остолбенели: в ящике находились обычные белые ракеты, а не аварийные красные. - Сэр, - не веря своим глазам, воскликнул Боксхолл, - здесь только белые ракеты! - Не может быть! - изумился капи тан Смит. Но, убедившись в правоте Боксхолла, приказал: - Стреляйте белыми. Может, они догадаются, что у нас беда. Но никто не догадался, все подумали что это праздничный салют на Титанике

Грузопассажирский пароход «Калифорния», следующий рейсом Лондон-Бостон, вечером 14 апреля разминулся с «Титаником», а через час с небольшим был затёрт льдами и потерял ход. Его радист Эванс около 23 часов связался с «Титаником» и хотел предупредить о тяжёлой ледовой обстановке и что они затёрты льдами, но радист «Титаника» Филиппе, только что с трудом наладивший связь с мысом Рейс, грубо оборвал его: - Отстаньте! Я занят, работаю с мысом Рейс! И Эванс «отстал»: на «Калифорнии» не было второго радиста, день был трудный и Эванс в 23 часа 30 минут официально, предварительно доложив об этом капитану, закрыл радиовахту. В итоге вся вина предвзятого расследования гибели Титаника легла на капитана “Калифорнии” Стенли Лорда, который до самой смерти доказывал свою невиновность. Он был оправдан лишь посмертно, после того как дал показания Хендрик Несс, капитан корабля Самсон…


На карте место, где затонул Титаник

Итак, ночь с 14 на 15 апреля 1912 года. Атлантика. Борт промыслового судна «Самсон». «Самсон» возвращается с удачного промысла, избегнув встреч с кораблями США. На его борту - несколько сот забитых тюленей. Утомившийся экипаж отдыхал. Вахту нёс сам капитан и его первый помощник. Капитан Несс был у своих хозяев на хорошем счету. Рейсы его парохода всегда были удачливыми и приносили хороший барыш. Хендрик Несс слыл опытным и рисковым капитаном, не слишком щепетильным в нарушении территориальных вод или в превышении количества добытого зверя. «Самсон» нередко оказывался в чужих или запретных водах, и его хорошо знали корабли береговой охраны США, близкого знакомства с которыми он удачно избегал. Одним словом, Хендрик Несс был отличным судоводителем и азартным, удачливым дельцом. Вот слова Несса, из которых становится ясной вся картина происходящего:

«Ночь была изумительная, звёздная, ясная, океан спокоен и ласков, - рассказывал Несс. - Мы с помощником болтали, курили, иногда я выходил из рубки на мостик, но надолго там не задерживался - воздух был прямо леденящий. Вдруг, случайно обернувшись, я увидел в южной части горизонта две необыкновенно яркие звезды. Они удивили меня своим блеском и величиной. Крикнув вахтенному, чтобы он подал подзорную трубу, я направил её на эти звёздыи сразу понял, что это топовые огни большого судна. - Капитан, по-моему, это корабль береговой охраны, - сказал помощник. Но я и сам подумал об этом. По карте уже некогда было прикидывать, но мы оба решили, что забрались в территориальные воды Соединённых Штатов. Встреча с их кораблями ничего хорошего нам не сулила. Через несколько минут над горизонтом взлетела белая ракета, и мы поняли, что нас обнаружили и требуют остановиться. Я ещё надеялся, что всё обойдётся и нам удастся скрыться. Но вскоре взлетела ещё одна ракета, через какое-то время третья… Дело оборачивалось плохо: если бы нас подвергли досмотру, я потерял бы не только всю добычу, но и, возможно, лишился и судна, а все мы попали бы в тюрьму. Я решил уходить.

Приказал выключить все огни и дать полный ход. Нас почему-то не преследовали. Через некоторое время пограничный корабль вообще исчез. (Вот почему свидетели с «Титаника» утверждали, что ясно видели вдали большой пароход, ушедший от них. Злополучный «Калифорнией» в это время был зажат льдами и с «Титаника» вообще не был виден.) Я приказал изменить курс на норд, мы шли полным ходом и лишь утром сбавили обороты. Двадцать пятого апреля мы бросили якорь у Рейкьявика в Исландии и только тут из газет, доставленных норвежским консулом, мы узнали о трагедии "Титаника".

Во время беседы с консулом меня будто ударили по голове: мне подумалось - не мы ли были тогда у места катастрофы? Едва консул покинул наш борт, я тут же бросился в каюту и, просмотрев газеты и свои записи, понял, что погибающие люди видели не "Калифорнией", а нас. Значит, ракетами на помощь звали именно нас. Но ведь они были белые, а не красные, аварийные. Кто бы мог подумать, что совсем рядом с нами погибали люди, а мы уходили от них полным ходом на своём надёжном и большом "Самсоне", имевшем на борту и шлюпки, и катера! И море было как пруд, тихое, спокойное… Мы могли бы спасти их всех! Всех! Там погибали сотни людей, а мы спасали вонючие тюленьи шкуры! Но кто же об этом мог знать? А радиотелеграфа у нас не было. По пути в Норвегию я объяснил экипажу, что с нами произошло, и предупредил, что всем нам остаётся только одно - молчать! Если узнают правду, мы станем хуже прокажённых: от нас все станут шарахаться, нас вышибут с флота, никто не захочет служить с нами на одном судне, никто не подаст ни руки, ни корки хлеба. И никто из команды не давал никакой клятвы.

Хендрик Несс рассказал о происшедшем только 50 лет спустя, перед смертью. Тем не менее в гибели Титаника никого нельзя обвинить напрямую. Если бы ракеты были красные, он наверняка поспешил бы на помощь. В итоге никто не успел помочь. Лишь пароход «Карпатия», развивая невиданную для неё скорость в 17 узлов, несся на помощь погибающим людям. Капитан Артур X. Ростон приказал готовить постели, запасную одежду, продовольствие, помещения для спасённых. В 2 часа 45 минут «Карпатии» начали встречаться айсберги и их обломки, большие ледяные поля. Несмотря на опасность столкновения, «Карпатия» не сбавляла скорость. В 3 часа 50 минут на «Карпатии» увидели первую шлюпку с «Титаника», в 4 часа 10 минут начали спасать людей, а к 8 часам 30 минутам был подобран последний живой человек. Всего «Карпатия» спасла 705 человек. И «Карпатия»же доставила всех спасённых в Нью-Йорк. На фото шлюпка с Титаника

Теперь переходим ко второй части рассказа. Здесь вы увидите Титаник на дне океана в том виде, в каком он остался после трагедии. Семьдесят три года пролежал корабль в своей глубокой подводной могиле как одно из бесчисленных свидетельств человеческой беспечности. Слово "Титаник" стало синонимом обреченных на неудачу авантюр, героизма, трусости, потрясений и приключений. Были созданы общества и ассоциации спасшихся пассажиров. Предприниматели, занимающиеся подъемом затонувших судов, мечтали поднять суперлайнер со всеми его бесчисленными богатствами. В 1985 году команда водолазов, возглавляемая американским океанографом доктором Робертом Баллардом, нашла его, и миру стало известно, что под огромным давлением водной толщи гигантский корабль развалился на три части. Обломки "Титаника" были разбросаны на площади радиусом в 1600 метров. Баллард нашел носовую часть корабля, глубоко проникшую в грунт под тяжестью собственного веса. В восьмистах метрах от нее лежала корма. Неподалеку находились развалины средней части корпуса. Среди обломков корабля по всему дну валялись разнообразные предметы материальной культуры того далекого времени: набор кухонных принадлежностей из меди, винные бутылки с пробками, кофейные чашки с эмблемой судоходной линии "Белая звезда", туалетные принадлежности, дверные ручки, канделябры, кухонные плиты и керамические головки кукол, с которыми играли маленькиедети… Одним из самых потрясающих подводных образов, который запечатлела кинокамера доктора Балларда, стала сломанная шлюп-балка, безвольно свисающая с борта корабля - молчаливый свидетель трагической ночи, которая навсегда останется в списке мировых катастроф. На фото остов Титаника, снимок сделан подводным аппаратом “Мир”

За последние 19 лет корпус Титаника подвергся серьезному разрушению, причиной чему стала вовсе не морская вода, а охотники за сувенирами, которые постепенно разворовывают останки лайнера. Так, например, с судна исчезли судовой колокол или мачтовый маяк. Кроме прямого разграбления урон кораблю наносит время и действие бактерий, оставляющих после себя только ржавые развалины

На этом фото мы видим винт Титаника

Огромный якорь корабля

Один из поршневых двигателей Титаника

Сохранившаяся под водой чашка с Титаника

Вот та самая пробоина, образовавшаяся после встречи с айсбергом. Возможно, помимо слабой стали, не выдержали заклепки между листами металла, и вода хлынула в 4 отсека Титаника, не оставив шансов на спасение. Откачивать воду помпами не было смысла, это было равноценно перекачке воды из океана в океан. Титаник ушел на дно, где и покоится по сей день. Ходят разговоры о поднятии Титаника на поверхность с целью устроить музей, тем временем различные любители сувениров продолжают растаскивать корабль по частям. Сколько еще секретов хранит Титаник? Вряд ли кто-то даст ответ на этот вопрос в ближайшее время..

9 июля 2011 | Категории: История , Другое , Технологии

Рейтинг:+38 Автор статьи: Bergman Просмотров:288027


Самое обсуждаемое
Биномиальный закон распределения Биномиальный закон распределения
Причины заимствования англицизмов Причины заимствования англицизмов
"Изменение климата: причины и последствия" Сафонов Георгий Владимирович Кандидат экономических наук Директор Центра экономики окружающей среды Государственный


top