Храм великомученицы екатерины на всполье расписание богослужений. Церковь Св

Храм великомученицы екатерины на всполье расписание богослужений. Церковь Св

История собора начинается 17 октября 1889 года, когда царский поезд потерпел крушение вблизи станции Борки, в районе Харькова. Император Александр III вместе со своей семьей возвращался в Петербург из поездки на юг России. Железнодорожная катастрофа была страшной, однако никто из царской семьи серьезно не пострадал. То, что императору удалось выжить, было воспринято народом как чудо. Незадолго до происшествия, в эту же поездку, Александр III посетил Екатеринодар (современный Краснодар). В честь избавления от гибели императора местной Городской думой было решено возвести храм с семью престолами.

Возводился собор на народные деньги, а Дума обязалась два процента городских доходов направлять на богоугодное дело. К 1895 году было собрано 50 тысяч рублей и определено место для будущего собора на Екатерининской площади города, на месте небольшой одноименной церкви, которая к тому времени была в крайне ветхом состоянии. Главный престол было решено посвятить великомученице Екатерине, а остальные шесть назвать в честь небесных покровителей членов императорской семьи: Марии, Николая, Георгия, Михаила, Ксении, Ольги.

Строительство было поручено городскому архитектору Ивану Клементьевичу Мальгербу, гражданскому инженеру, имя которого связано с возведением храмовых зданий не только в городе Екатеринодаре, но и на территории всей Кубанской области. Торжественная закладка храма состоялась 23 апреля 1900 года, однако из-за нехватки средств новый собор возводился 14 лет. И.К. Мальгерб выбрал для постройки византийский стиль позднего периода. К пятиглавому храму были пристроены колокольня и два придела, высота храмового сооружения составила 52 м, а общая длина - 58,4 м, при ширине 48 м. Мощный граненый барабан над центральной частью собора завершен шлемовидным куполом. Стены собора во имя святой Великомученицы Екатерины выложены из лицевого красного керамического кирпича. В помещениях первого этажа и ярусов храма размещены пять престолов из семи, еще два находятся в подклети собора.

Торжественное освящение главного престола состоялось 23 марта 1914 года. Местные жители стали называть новый храм на Екатерининской площади Красным собором.

В 1922 году под предлогом помощи голодающим Поволжья собор был разграблен. От полного уничтожения храм спас архитектор И.К. Мальгерб, ему удалось убедить власти в невозможности разобрать здание на строительный материал. С 1934 по 1942 год храм не работал, а его помещения использовались под склады.

Во время Великой Отечественной войны собор вновь открыли, одновременно с богослужениями в храме продолжал работать склад. Однако возобновить работу храма в полной мере удалось после освобождения города от фашистов в 1944 году.

В советское время названия приделов были изменены на Успенский, Воскресенский, Благовещенский, Сергиевский, Варваринский - дабы стереть из памяти всё связанное с царской семьей. Сохранил свое прежнее название только главный придел - Екатерининский.

В начале 1950-х годов Екатерининская площадь, на которой расположен собор, по всему периметру была застроена четырехэтажными жилыми домами для военных.

С 1982 года в храме ведутся реставрационные работы, обновляются росписи.

В настоящее время на территории комплекса кафедрального собора во имя Святой Великомученицы Екатерины расположено многофункциональное административное здание, церковная лавка и хозяйственные постройки.

Большая Ордынка. Прогулка по Замоскворечью Дроздов Денис Петрович

ЦЕРКОВЬ ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ, ЧТО НА ВСПОЛЬЕ (Большая Ордынка, № 60)

ЦЕРКОВЬ ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ, ЧТО НА ВСПОЛЬЕ

(Большая Ордынка, № 60)

Церковь Екатерины Великомученицы, что на Всполье последняя только по порядку, но не по значению. Трудно поверить, что храмов на пути мы больше не увидим. Вся наша прогулка логически состояла из переходов от церкви к церкви, возле которых делались самые большие остановки. Так не хочется с ними прощаться! В Замоскворечье наиболее явственно прослеживается роль церквей как архитектурных доминант и ориентиров небольших кварталов. До революции 1917 года здесь было пятьдесят храмов. Классик французской литературы Теофиль Готье в середине XIX века совершил путешествие в Россию и настолько восхитился Москвой и Замоскворечьем в частности, что сделал в своем дневнике следующую запись: «Нельзя представить себе ничего более прекрасного, богатого, роскошного, сказочного, чем эти купола с сияющими золотом крестами. Я долго стоял вот так, в восторженном оцепенении, погруженный в молчаливое созерцание. В довершение всего представьте себе на холодных и синеватых тонах снега как бы рассеянные по ковру русской зимы отсветы слегка красноватого свечения заходящего солнца». Вернувшись на родину, он опубликовал комментированный альбом «Художественные сокровища старой и современной России» и выпустил книгу очерков «Путешествие в Россию».

Церковь Екатерины Великомученицы, что на Всполье

С церковью Великомученицы Екатерины связаны важнейшие исторические события нашей страны. По большому счету с помощью церквей Большой Ордынки можно изучать историю России. Помните, мы проходили мимо храма Климента, папы римского, возле которого произошло решающее сражение ополченцев и интервентов в 1612 году. Так вот, поляки отступили именно сюда – к храму Екатерины. Во многих книгах и даже исторических трудах говорится о том, что церковь Великомученицы Екатерины была построена на месте, где в 1612 году войска второго народного ополчения князя Д.М. Пожарского и Кузьмы Минина одержали победу над войсками гетмана Хоткевича. Но на самом деле церковь на этом месте уже существовала. Это подтверждает С.М. Соловьев в «Истории России с древнейших времен»: «Клементьевский острог опять был занят поляками, и гетман расположил свой обоз у церкви великомученицы Екатерины (на Ордынке)».

Соловьев описывает, как главный опорный пункт ополчения Климентовский острог переходил то к интервентам, то к освободителям. Наконец, когда произошло объединение войск Пожарского, Трубецкого и замоскворецких казаков, «поляки не могли выдержать этого дружного натиска; потерявши 500 человек – потеря страшная при малочисленности его войска! – гетман вышел из екатерининского стана и отступил на Воробьевы горы; разгоряченные русские ратники хотели преследовать неприятеля, но осторожные воеводы остановили их, говоря, что не бывает на один день по две радости».

В середине XVI века в районе сегодняшних Щетининского и Погорельского переулков первой женой Ивана Грозного царицей Анастасией Романовной была устроена белильная слобода с церковью Великомученицы Екатерины. Жители слободы занимались белением тканей и пряжи и были тесно связаны с Кадашевской государевой хамовной. Церковь в честь именно этой святой была освящена не случайно: Екатерина – покровительница беременных женщин и защитница детей, а в белильной слободе работали в основном женщины. Вскоре слобода стала именоваться Екатерининской. После Смутного времени она сделалась черной, то есть свободной, жители слободы стали платить налоги государству. К 1651 году в Екатерининской слободе было уже восемьдесят семь дворов.

В 1657 году на месте деревянной была построена каменная церковь с приделами Николая Чудотворца и Федора Стратилата. В 1762 году после коронации в Москве Екатерина II пожелала перестроить храм, освященный в честь своей святой покровительницы. За проект взялся лучший московский архитектор К.И. Бланк. Уже в 1767 году строительство было завершено. От храма 1657 года уцелела только трапезная, а увеличенный пристройками Никольский придел стал функционировать как «холодная» церковь. Бланк соединил зимнюю и летнюю церкви с помощью двухъярусной колокольни, нижний ярус которой стал притвором летнего Екатерининского храма.

Хоть императрица Екатерина II и не любила барокко, новопостроенная церковь во имя ее тезоименитой святой имеет барочные черты.

Как отмечается в книге «Памятники архитектуры Москвы»: «Екатерининская церковь является памятником редкого для Москвы позднего барокко, включающая элементы рококо.

Очевидна большая, чем у других московских мастеров, связь Бланка с петербургской архитектурой 1750 – 1760-х годов. Здание напоминает и некоторые парковые павильоны того времени». Бланк внес в церковную архитектуру элементы архитектуры светской.

Нижний ярус церкви – объединенные объемы трапезной, апсиды и притворов, а верхний – невысокий восьмерик с тяжеловесным куполом. То есть вертикальной композиции Бланком практически не предполагалось. Храм как будто прижимается к земле под собственным весом. Маленькая вытянутая глава над куполом лишь усиливает подобное впечатление. Фасады церкви украшены столбиками и арками, притворы скруглены и выделены парными колоннами.

Екатерина II пожертвовала храму богатую утварь и драгоценную ризу на храмовую икону великомученицы Екатерины с российским гербом с императорским вензелем. В церкви установили барочный иконостас и серебряные, со сквозными орнаментами, Царские врата, справа и слева от которых находились иконы, изображающие сцены из жизни святой Екатерины. Росписи храма в итальянском стиле выполнил известнейший художник своего времени Д.Г. Левицкий со своими учениками.

В 1769 году была сооружена ограда с решеткой, изготовленной изначально кремлевскими мастерами для Соборной площади Кремля. Некоторые прутья решетки венчали гербовые орлы. Чувствуется, что стилистические особенности ограды и храма соответствуют друг другу. Значит, Бланк и после завершения строительства следил за судьбой своего детища. Пилястровые столбы с императорскими коронами и массивные пилоны, украшенные белокаменными орлами, делают дошедшую до наших дней ограду Екатерининской церкви поистине уникальной. В 1920-х годах с прутьев решетки были спилены раздражавшие большевиков гербы Российской империи.

Во время пожара 1812 года «теплый» храм сгорел. В 1820-х годах архитектор Ф.М. Шестаков перестроил части церкви, утраченные в пожаре. В это же время достроили и ограду храма со стороны сегодняшнего Щетининского переулка. Ограда была точно стилизована Шестаковым под бланковскую. В 1870 – 1872 годах «теплая» церковь была полностью переделана архитектором Д.Н. Чичаговым. Ее заново освятили в честь Спаса Нерукотворного Образа с двумя приделами – Никольским и Александра Невского.

Таким образом, храм стал состоять из трех стоящих по одной линии частей: Спасской зимней церкви, летней Екатерининской и стройной колокольни, которая являлась композиционным центром всего строения. Единство композиции достигается за счет одинаковых куполов и пилястр обеих церквей. В зимнем храме все три престола с небольшими деревянными иконостасами были расположены в один ряд и соединялись друг с другом. В 1879 году на углу Погорельского и Щетининского переулков была построена кирпичная двухэтажная богадельня на месте деревянной середины XVIII века.

В 1922 году в Екатерининском храме было изъято около двухсот килограммов золота и серебра, в том числе все пожертвованные Екатериной II ризы и утварь. В 1931 году храм закрыли. При этом властями было разрешено взять только одну икону – Святой великомученицы Екатерины. Она была отдана в храм Воскресения Словущего в Монетчиках, а позже – в церковь Флора и Лавра на Зацепе. В этом храме след иконы теряется, и судьба ее до сих пор неизвестна. В 1930-х годах разобрали колокольню. Композиционная законченность и выразительность храма были потеряны, потому что внимание сместилось в одинаковой степени и на западную и на восточную его части. Также были повреждены главы обеих церквей и сломаны кресты на них. Роспись Д.Г. Левицкого и его учеников за исключением отдельных участков была утрачена.

После закрытия в церкви располагались жилые помещения и различные организации: Центральное проектно-конструкторское бюро приборостроения, НИИ стандартизации приборов и пр. В 1970-х проводилась реставрация, в результате которой установили новую главу с позолоченным крестом и отремонтировали церковную ограду. В обновленных помещениях сами реставраторы (Всероссийский художественно-научный реставрационный центр имени И.Э. Грабаря) и поместились. В 1992 году Екатерининский храм был возвращен верующим, однако до 1994 года в здании оставался ВХНРЦ, а службы приходилось проводить на ступенях летней церкви. В 1994 году храм был заново освящен в честь великомученицы Екатерины патриархом Алексием II при сослужении блаженнейшего Феодосия, архиепископа Вашингтонского, митрополита всей Америки и Канады. После этого патриарх зачитал указ о том, что Екатерининский храм становится подворьем Американской православной церкви в Москве.

Святыней храма является большой ларец с частицами святых мощей святителей Григория Богослова и Василия Великого, апостолов Андрея Первозванного, Марка, Петра и Павла, первомученика Стефана и других святых. Особо почитаемые иконы церкви – Святого князя Александра Невского, великомученицы Екатерины, святителя Тихона с частицами их мощей. Патриарх Тихон, которого в 1989 году канонизировали в лике святителей, при жизни каждый год в день памяти великомученицы Екатерины служил литургию в Екатерининской церкви.

Храм Великомученицы Екатерины ведет активную просветительскую, образовательную и общественную деятельность. При церкви открыты воскресная школа для взрослых, изостудия, библиотека и видеотека с обширным материалом на английском и русском языках. В храме проводятся Евангельские чтения. А еще Екатерининская церковь является центром распространения гуманитарной и благотворительной помощи от православной церкви в Америке для приходов Русской православной церкви.

Место, на котором стоит церковь Великомученицы Екатерины, по-настоящему исключительное. Храм был свидетелем кровопролитного боя, победы русского ополчения над поляками и литовцами и освобождения Москвы от иноземных захватчиков. Попадая внутрь Екатерининской церкви, поражаешься одновременной торжественности и простоте. Немаловажную роль здесь играет особенное освещение огромного пространства за счет поярусного расположения окон – в трапезной, верхнем четверике, куполе и даже маленькой главке. Екатерининская церковь как будто венчает Большую Ордынку, и последнее впечатление об улице складывается в том числе и благодаря этому особенному храму.

Из книги Большая Ордынка. Прогулка по Замоскворечью автора Дроздов Денис Петрович

БОЛЬШАЯ ОРДЫНКА. ПРОИСХОЖДЕНИЕ НАЗВАНИЯ Исследователи предлагают не одну версию возникновения топонима. По мнению видных филологов Г.П. Смолицкой и М.В. Горбаневского: «Название происходит от слова орда, а вернее – от топонима Орда. В Орду, или Золотую Орду, вела дорога,

Из книги автора

БОЛЬШАЯ ОРДЫНКА СЕГОДНЯ Большая Ордынка идет от Малого Москворецкого моста к Добрынинской площади. Ее современное направление окончательно сформировалось в XVII веке. Большая Ордынка сохранила для нас редкие памятники архитектуры разных эпох. На этой сравнительно

Из книги автора

Усадьба Куманиных (Большая Ордынка, № 17) Но вот наконец мы подошли к дому № 17 по Большой Ордынке. «И что в нем такого особенного?» – спросите вы. Вполне обыкновенное пятиэтажное здание, отличающееся от остальных разве что сложностью плана и украшенное старинной оградой да

Из книги автора

ГОРОДСКАЯ УСАДЬБА ДОЛГОВЫХ (Большая Ордынка, № 21) Во второй половине XVIII века жил на Большой Ордынке в приходе церкви иконы Богородицы Всех Скорбящих Радость первостатейный купец Афанасий Иванович Долгов. Всем он был хорош: и дела свои вел грамотно, и уважением всеобщим

Из книги автора

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ КОМИТЕТ (Большая Ордынка, № 22) Из гостеприимных Толмачей по Большому Толмачевскому переулку снова возвращаемся на Ордынку. По обе стороны переулка расположены два самых высоких здания, которые заняли ни много ни мало по целому кварталу. В

Из книги автора

ЗДАНИЕ РОСАТОМА (Большая Ордынка, № 24) В огромном, просто колоссальном, в сравнении с уютными замоскворецкими особнячками, здании расположилась Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом». Этот дом сравнивают с неприступной крепостью, с могучим бастионом.

Из книги автора

ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ В ПЫЖАХ (Большая Ордынка, № 27а) Даже если бы мы не совершали нашу прогулку, а спешили, например, на работу – и тогда бы наш взгляд непременно остановился на белоснежной церкви Николы в Пыжах. Это настоящая драгоценность Большой Ордынки и одно из

Из книги автора

МАРФО-МАРИИНСКАЯ ОБИТЕЛЬ СЕСТЕР МИЛОСЕРДИЯ (Большая Ордынка, №

Из книги автора

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Большая Ордынка, № 34, стр. 13) Среди одиннадцати зданий Марфо-Мариинской обители выделяется церковь Покрова Пресвятой Богородицы, построенная по проекту архитектора А.В. Щусева в 1912 году. При закладке соборного камня 22 мая 1908 года (о

Из книги автора

ДОМ КИРЕЕВСКИХ–КАРПОВЫХ (Большая Ордынка, № 41) Отличный архитектурный ансамбль с храмом Иверской иконы Божией Матери составляет дом Киреевских – Карповых начала XIX века. Этот дворец с фронтонным портиком из шести пилястр коринфского ордера, выделяющимся на глади стены,

Из книги автора

ОСОБНЯК ЕЛИСЕЕВЫХ–МИНДОВСКИХ (Большая Ордынка, № 43) Этот дом с длинным фасадом никого не оставит равнодушным. Удивителен он хотя бы тем, что его раз за разом удлиняли вдоль красной линии Большой Ордынки, а не в глубь двора. Первыми хозяевами особняка были дворяне

Из книги автора

ДОМ АРСЕНЬЕВЫХ (Большая Ордынка, № 45) Флигель отделяет особняк Миндовского от любимого жителями Замоскворечья замечательного дома Арсеньевых. Арсеньевы – древнейший и обширнейший дворянский род. Для всех носителей этой фамилии есть замечательная книга историка В.С.

Из книги автора

АЛЕКСАНДРО-МАРИИНСКОЕ ЗАМОСКВОРЕЦКОЕ УЧИЛИЩЕ (Большая Ордынка, № 47) Но возвратимся опять на Большую Ордынку. Нас ждет заключительный отрезок пути. Помните, когда мы гуляли по Большому Толмачевскому переулку, то проходили мимо библиотеки имени К.Д. Ушинского. Теперь на

Из книги автора

ПО ПУТИ К ЦЕРКВИ ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ, ЧТО НА ВСПОЛЬЕ Сразу за 1-м Казачьим переулком по правой стороне Большой Ордынки среди современных жилых и офисных зданий затерялся деревянный дом (№ 54) с большим мезонином и каменным фундаментом. В 1830-х годах усадьба

Из книги автора

ФИЛИАЛ МАЛОГО ТЕАТРА (Большая Ордынка, № 69) Малый театр – явление в отечественной культуре сродни Третьяковской галерее. И как хорошо, что венчает Большую Ордынку здание Малого театра, пусть здесь и находится только его филиал. Особенный дух Малого, его философия и

Из книги автора

АПТЕКА ФЕРРЕЙНА (Большая Ордынка, № 74) В 1880 году аптекарь первого класса и потомственный почетный гражданин Карл Иванович Феррейн приобрел бывшую усадьбу купца Марка Никитича Гусева для устройства в ней аптеки. Усадьба имела прекрасное местоположение на стрелке Большой


Самое обсуждаемое
Креационная теория сотворения мира Кто сотворил мир Креационная теория сотворения мира Кто сотворил мир
Владимирский базовый медицинский колледж Владимирский базовый медицинский колледж
Явление которое происходит только в мейозе Явление которое происходит только в мейозе


top