Современный балет: театр Бориса Эйфмана. Спектакль кто есть кто Какой лучший балет эйфмана

Современный балет: театр Бориса Эйфмана. Спектакль кто есть кто Какой лучший балет эйфмана

Если очень коротко попытаться описать состояние балета конца 20-21 вв., то надо сказать, что сегодня есть академический балет, народный танец и всё остальное, что следует называть – современный балет. И вот здесь, в современном балете, царит такое разнообразие, что можно и потеряться.

Чтобы найтись, можно поговорить о балете разных стран, вспомнить современных исполнителей, но, пожалуй, лучший подход – это начать разговор о балетмейстерах, тех людях в мире балета, кто собственно его всегда и создаёт.

А особенно интересны будут те, кто реализует свои собственные хореографические идеи. Таким балетмейстером является петербуржец Борис Эйфман, 69ти лет от роду, народный артист РФ, лауреат нескольких российских премий, кавалер ордена «За заслуги перед отечеством» разных степеней, руководитель Театра балета (г. Санкт-Петербург). И на этом с биографией Эйфмана можно и закончить, потому что, то, что он делал и делает – гораздо интересней.

О личных мотивах

Есть известное выражение о том, что архитектура – это застывшая музыка, но тогда балет – это звуки музыки в объёме, движении и пластике. Или ещё – парящая архитектура, или танцующая живопись. В общем, это к тому, что увлечься и полюбить балет – легко, а вот потом разлюбить – вряд ли.

И хорошо, когда можно написать о явлении, в данном случае о балете, с позиций дилетанта. Потому что, чтобы прослыть знатоком надо будет пользоваться профессиональным языком, терминами (поддержки, па-де-де, па-де-труа и проч.), аргументировать оценки, проявить балетный кругозор и т.п.

Иное дело – дилетант, который может показать свежий взгляд на явление, а при недостаточной обоснованности заметить: ну, хорошо, ещё подучусь. И, что важно – говорить о личных впечатлениях, но главное – чтобы не было смешно.

Что есть у Эйфмана, и чего нет у других?

Ещё когда он называл свой Театр просто ансамблем балета п/у Б.Эйфмана (конец 70х г.) всё равно его постановки выделялись. Музыку молодой хореограф для своих спектаклей выбирал исключительно первоклассную: высокая классика, из современной – та, что была художественно привлекательной и убедительной. По жанрам – симфоническая, оперная, инструментальная, камерная, по именам – Моцарт, Россини, Чайковский, Шостакович, Бах, Шнитке, Петров, «Пинк Флойд», Маклафлин – и это далеко не всё.

Балеты Эйфмана – глубоко содержательны, очень часто для своих постановок хореограф берёт сюжеты классической литературы, среди имён – Куприн, Бомарше, Шекспир, Булгаков, Мольер, Достоевский или это могут быть творческие и биографические события, скажем, связанные со скульптором Роденом, балериной Ольгой Спесивцевой, композитором Чайковским.

Эйфман любит контрасты, у него в одном спектакле может звучать музыка разных композиторов, эпох и стилей (Чайковский-Бизе-Шнитке, Рахманинов-Вагнер-Мусоргский). Или известный литературный сюжет может истолковываться другой музыкой («Женитьба Фигаро» – Россини, «Гамлет» – Брамс, «Поединок» – Гаврилин).

О стилевом начале у Эйфмана

Интересная особенность биографии Эйфмана – он никогда не был танцовщиком, не выступал на сцене, свою творческую деятельность он начал сразу в качестве хореографа (первые постановки в 16 лет в детском хореографическом ансамбле), а потом была работа в хореографическом училище им. А.Вагановой (г. Ленинград). Это к тому, что академическая база у Эйфмана есть, другое дело, что в своём Театре балета он начал искать что-то другое.

О пластике и хореографии эйфмановских балетов невозможно говорить в отрыве от музыки и сценического содержания спектаклей. Это некое единство духа, звука, жеста, движения и события.

Поэтому бесполезно искать какие-то привычные балетные па, всё время сохраняется ощущение, что любое балетное движение у Эйфмана – единственное и неповторимое.

Если сказать, что это пластическое истолкование музыки, то это будет обидно для Эйфмана и его танцовщиков, а если выразиться, что это «перевод» движения и пластики в музыку, то так, пожалуй, будет точнее. А ещё точнее: балеты маэстро – это некое триединство музыки, танца и театрального действа.


Чего пока ещё нет у Эйфмана?

В Санкт-Петербурге у Театра балета ещё нет собственного помещения, хотя репетиционная база уже появилась. Спектакли идут на сценах лучших петербургских театров, надо просто следить за афишами.

У Театра балета Эйфмана нет собственного симфонического оркестра, спектакли идут под фонограмму, но это художественный принцип: высококлассная запись в исполнении лучших оркестров или звучание специально созданных аранжировок. Хотя однажды в Москве один из спектаклей озвучивал симфонический оркестр п/у Ю.Башмета.

У Эйфмана пока ещё нет всеобщего мирового признания (как, скажем у Петипа, Фокина, Баланчина), но мировая известность – уже есть. Авторитетный критик New York Times написал, что балетный мир может прекратить поиски хореографа номер один, потому что он уже есть: это Борис Эйфман.

У танцоров Эйфмана – тоже нет мирового признания, но они могут в жанре балета делать всё, в этом легко убедится, попав на спектакль театра балета. Вот имена 5 ведущих танцовщиков театра: Вера Арбузова, Елена Кузьмина, Юрий Ананян, Альберт Галичанин и Игорь Марков.

У Эйфмана нет самоуспокоенности, желания заканчивать карьеру хореографа, а значит, будут ещё новые спектакли и новые художественные потрясения.

А пока надо пытаться попасть на спектакли Театра балета в Санкт-Петербурге, пытаться искать в сети фильмы, снятые по балетам Б.Эйфмана, заглянуть, в конце концов, на сайт театра. И даже по фрагментам спектаклей становится ясно, что Борис Эйфман – это настоящее явление в мире современного, нет, не балета, а – искусства, где музыка, литература, драма посредством пластики и жеста говорят о высоких духовных началах.

Сайт Театра балета Бориса Эйфмана – http://www.eifmanballet.ru/ru/schedule/

Б ориса Эйфмана называют хореографом-философом, балетмейстером-психоаналитиком и «театральным волшебником». Персонажей своих спектаклей Эйфман считает «спутниками своей жизни». Он стремится открыть неизвестное в известных героях - и делает это с помощью балетного искусства.

«Мои первые спектакли»

Борис Эйфман родился в 1946 году в семье инженера Янкеля Эйфмана. Первый хореографический номер он написал в 13 лет. Мальчик завел тетрадь под названием «Мои первые спектакли». На первой странице значилось: «Я начинаю эти заметки для того, чтобы в будущем помочь специалистам разобраться в истоках моего творчества» . В 1960 году он поступил на хореографическое отделение Кишиневского музыкального училища. Вскоре Эйфман уже руководил хореографической студией во Дворце пионеров. Он вспоминал: «В шестнадцать лет я уже начал сочинять балеты, точнее, сцены. Но сцены были драматические. Помню, я сочинил маленький балетик на тему фильма «Путевка в жизнь» с Жаровым в главной роли».

После окончания в 1972 году Ленинградской консерватории балетмейстер несколько лет работал в Ленинградском академическом хореографическом училище имени Агриппины Вагановой (сегодня - Академия русского балета имени Вагановой). Эйфман преподавал, ставил студенческие балеты и параллельно работал над спектаклями для Театра оперы и балета имени Кирова (сегодня - Мариинский театр). Самыми популярными в те годы стали балеты «Гаянэ» (1972) на музыку Арама Хачатуряна и «Жар-птица» (1975) на музыку Игоря Стравинского . «Жар-птицу» после премьеры в Ленинграде показали на гастролях в Москве и Японии. Борис Эйфман стал балетмейстером, известным всему миру.

Язык тела - это очень древний, очень мудрый и уникальный инструмент самовыражения, познания и общения. Создание нового типа балетного спектакля - цель моей творческой сознательной жизни.

Борис Эйфман

Новый балет

В 1977 году Борис Эйфман организовал «Новый балет» (сегодня - Санкт-Петербургский государственный академический театр балета Бориса Эйфмана) - первый в Советском Союзе авторский театр современной хореографии.

Коллектив Эйфмана поначалу был совсем небольшим. У театра не было ни своей сцены, ни постоянных помещений для репетиций и хранения реквизита. Однако первая же программа имела у зрителей огромный успех. Среди его постановок были «Только любовь» (музыка Родиона Щедрина), «Вечное движение» (музыка Арама Хачатуряна), «Под покровом ночи» (музыка Белы Бартока).

В СССР в те годы западная музыка была под негласным запретом. А Бориса Эйфмана вдохновляло творчество западных музыкантов. Он создал спектакль «Искушение» на музыку Рика Уэйкмана, участника британской рок-группы Yes; балет «Бумеранг», основанный на творчестве Джона Маклафлина - британского гитариста, играющего джаз-фьюжн. После этой постановки о балетмейстере написала газета «Нью-Йорк таймс». Публикация называлась «Борис Эйфман - человек, который осмелился».

Борис Эйфман. Фотография: eifmanballet.ru

О том, как появилась идея спектакля «Двухголосие», Борис Эйфман вспоминал: «Я услышал музыку, которая меня провоцировала на сочинение хореографии. У меня за душой не было ничего оппозиционного, только любовь к этой музыке и желание поставить на нее балет» . «Двухголосие» советская критика объявила диссидентским, об авторе писали, что он бросил вызов власти. Эйфман даже всерьез задумался о том, чтобы эмигрировать из СССР.
«Я и вправду ощущал свою инородность, будто у меня временный вид на жительство. Ощущение было, что не сегодня - завтра всё прикроют», - говорил Борис Эйфман.

В 1987 году Борис Эйфман решил поставить «Мастера и Маргариту» по роману Михаила Булгакова в своей трактовке. Хореограф создал балет, в котором показал разрушительное влияние тоталитарной системы на личность. Тогда он думал, что эта постановка станет последней, и ожидал чего угодно - негодования критиков, травли в прессе. Но и критики, и зрители приняли постановку с восторгом, назвав ее искусством обновленной России.

Судьба Мастера - главная тема балета. Видя его страдания, мы не можем не вспоминать и о многолетнем вынужденном молчании самого Булгакова (не случайно Мастер впервые появляется в спектакле с завязанным накрепко ртом), и о судьбе его произведений, часть которых не переиздается более 60 лет.

Арсен Деген, балетный критик

В конце 1980-х годов театр Эйфмана впервые выехал на гастроли - в Нью-Йорк. Позже эти поездки стали ежегодными. Сегодня театр известен в странах Северной и Южной Америки, Европы и Азии. Эйфман создал более 40 балетных постановок разных жанров. Среди них - спектакли по мотивам русских классиков, сказки, рок-балеты.

Чайковский, Пушкин, Фицджеральд

Борис Эйфман называет свои спектакли «психологическим балетом». В 1993 году на сцене театра Санкт-Петербургской консерватории прошла премьера балета «Чайковский». Композитор в постановке Бориса Эйфмана - это человек внутренних противоречий, он находится в постоянном поиске себя. Отзывы зрителей и критиков после премьеры были противоречивы: одни посчитали, что Борис Эйфман показал сложнейший духовный мир гения, другие - что он исказил биографию великого композитора.

Эйфман создал самый сложный из своих балетов. Во-первых, достигнуто полное единство замысла. Картины сменяют друг друга без длиннот, с ясностью идет рассказ о постоянной борьбе, которую ведет с собой композитор.

Жерар Маннони, балетный критик

В 2009 году вышел спектакль Бориса Эйфмана «Евгений Онегин. Online». Хореограф и ранее обращался к произведениям русских классиков. Он говорил, что спектакль завершил трилогию, предыдущими частями которой были «Анна Каренина» по роману Льва Толстого и «Чайка» по Чехову . «Энциклопедия русской жизни» на музыку Петра Чайковского и советского рок-композитора Александра Ситковецкого - это авторская интерпретация пушкинского сюжета. Второе действие спектакля происходит в современной России. Муж Татьяны - генерал - становится современным олигархом. А Татьяна отвергает ухаживания Онегина, опасаясь власти влиятельного мужа.

Театр балета Бориса Эйфмана, несмотря на гастрольный сезон, не только остается в Петербурге, но и порадует публику своими лучшими спектаклями. Сегодня на основной сцене Александринки коллектив начнет показ лучшего из лучшего.

Это премьерная постановка о Чайковском, также заявлены репертуарные спектакли «Роден», «Анна Каренина» и покоривший Америку Up & Down. Так труппа готовится к юбилею своего создателя. 70-летие Борис Эйфман отметит в конце июля.

Декада балетов в честь юбилея Бориса Эйфмана начнется с показа последней премьеры театра — спектакля «Чайковский. Pro et contra». Одну из самых сложных сцен дуэт композитора и его супруги солисты проходят снова и снова для отточенности всех хореографических нюансов, передает корреспондент НТВ Павел Рыжков .

Олег Габышев ведет весь репертуар театра. Несмотря на то, что он танцевал в подавляющем количестве премьер, о своем участии в юбилейных показах говорит осторожно. Как любой артист он немного суеверен.

Олег Габышев , заслуженный артист России, солист Академического театра балета Бориса Эйфмана: «Нам стараются не говорить, какие ты спектакли танцуешь, чтобы ты был готов на все спектакли. Чтобы ты был в тонусе всегда. И чтобы ты мог за день войти и станцевать. Или даже в день спектакля».

Балет «Чайковский» теперь отражает еще один ракурс жизни великого композитора — историю личных переживаний. Причем хореограф тесно связал ее с темой творчества. Вслед за абсолютно премьерным «Чайковским», которого успели показать публике считаные разы, дадут спектакль «Роден ее вечный идол».

Балет на музыку Равеля, Сен-Санса и Массне о судьбе и творчестве Огюста Родена и его ученицы, возлюбленной и музы Камиллы Клодель. Изюминку репертуара уже оценили балетоманы Нью-Йорка, Вашингтона, Парижа и других мировых столиц. Балет «Up & Down» по роману Фицджеральда «Ночь нежна» тоже уже успел покорить зрителей по обе стороны Атлантики.

Взлёты и падения героев происходят в эпоху блистательного века джаза. Как признаются танцовщики, пришлось освоить совершенно другую пластику и понять, за что так любили чарльстон.

Борис Эйфман , народный артист России, художественный руководитель Академического театра балета Бориса Эйфмана: «Это наиболее любимые, востребованные публикой спектакли. Какой-то итог почти 40-летней творческой деятельности театра. Это те спектакли, которые публика ждtт. И мы хотели сделать подарок, потому что мы редко показываем спектакли в родном городе».

Последним спектаклем в этой подарочной серии от Эйфмана станет «Анна Каренина». Поставленный 11 лет назад балет оказался одним из самых успешных проектов театра. Точным воплощением в танце сюжета романа и психоэротическим осмыслением судьбы заглавной героини, которая много лет не дает покоя постановщикам разных жанров.

Каждый балетный спектакль на сцене театра Эйфмана – это сплетение разных стилей, соединение классики и элементов современного танца, поиск новых музыкально-хореографических образов.

Театр балета Бориса Эйфмана: разрушение стереотипов

Помимо классики артисты осваивали технику народного танца, джаза, модерна. Только так можно было претворить в жизнь замыслы нестандартных постановок балетмейстера. Маэстро смело соединял в программах академическую хореографию с беспуантовым балетным танцем, использовал роковые композиции. Это было прогрессивным новым видением современного искусства, разрушавшим стереотипы.

Академический театр балета под руководством Бориса Эйфмана все сорок лет своей творческой жизни демонстрирует новаторский подход к выбору драматургического и музыкального материала, особенное хореографическое мышление. И собирает полные залы.


Психологический балет Эйфмана в новом сезоне театра

Особой глубиной и выразительностью хореографического текста отличаются постановки Эйфмана в жанре «психологического балета». Именно такую жанровую формулировку использует маэстро к спектаклям, где разворачиваются сложные драматические сюжеты, а переживания героев выливаются в эмоциональные балетные партии.
В афише Александринского театра анонсированы замечательные спектакли балетмейстера в этом сложном стилистическом формате.
«Чайковский. PRO et CONTRA» — это плод многолетнего погружения в музыку любимого композитора, осмысление и исследование его личности и бездонного таланта. Впервые балет был поставлен в 1993 году. В 2016 балетмейстер вернулся к теме спектакля, но изменил драматургию и хореографию.
Повествовательной канвой балетной постановки становятся видения умирающего Чайковского. Перед его глазами приносится вся жизнь, воспоминания пробегают фантасмагорией причудливых образов.
Тема судьбы и творчества людей искусства интересна и близка Эйфману. К ней он обратился и в балете «Роден, ее вечный идол» . И рассказал уникальной пластикой танца историю трагической любви прославленного скульптора и Камиллы Клодель, ставшей ученицей, музой и моделью роденовских шедевров в бронзе и мраморе. Балет поставлен на музыку выдающихся французских композиторов: Сен-Санса, Равеля, Массне.
Балетный спектакль «Русский Гамлет» инсценирует фрагменты русской истории, демонстрируя жестокую борьбу за власть между матерью и сыном: императрицей Екатериной II и царевичем Павлом. Премьерный спектакль увидел свет в конце 90-х. Сегодня зрителю представляют новую переосмысленную версию, в которой многие линии серьезно видоизменены или созданы заново. Музыка Бетховена и Милера гармонично сливаются с драматургией и глубоким психологизмом постановки.

Балет Бориса Эйфмана «Up & Down»

В череде тонких психологически глубоких балетов на сцене Александринского театра особый интерес у зрителей вызывает постановка Б.Эйфмана «Up & Down» . В ее основе лежит сюжет романа американского писателя Фицджеральда «Ночь нежна». Для музыкальной огранки хореографических образов и структуры балетного спектакля выбрана музыка Шуберта, Берга, Гершвина.
Спектакль по словам создателя, является своеобразной хроникой духовной гибели человека. Глубокая и поучительная история рассказывает о том, как рушится мечта о счастье, а беззаботно-красивая на первый взгляд жизнь, текущая под ритмы джаза, становится кошмаром. В центре балетного действа два главных героя: врач-психиатр Дик Дайвер и его пациентка Николь из богатого, респектабельного семейства. Между ними вспыхивают чувства, они заключают брак. Для скромного врача открываются врата в светскую жизнь с ее соблазнами, цинизмом и роскошью. Дик вступает на путь падения, а Николь справляется с безумием, преодолевая недуг.
Своим спектаклем хореограф еще раз убедительно доказал, что для балета нет ничего невозможного и лексикой танца можно рассказать о самом сложном и потаенном из области подсознания. И погружает в серьезную психологическую драму, которая разворачивается на фоне «века джаза» с его безумием и шиком.

В марте Петербургский государственный академический театр балета Бориса Эйфмана показывает на сцене Александринского театра избранные постановки своего репертуара. Эти представления – первая большая серией выступлений труппы в Петербурге в 2017 году, в котором коллектив отмечает 40-летний юбилей.

«Чайковский. PRO et CONTRA»

Чайковский – самый любимый композитор Бориса Эйфмана. На его музыку хореограф поставил спектакли «Идиот», «Красная Жизель», «Мусагет», «Анна Каренина » и «Евгений Онегин ».

В 1993 году зрители увидели балет «Чайковский», который имел огромный успех во всем мире.

А в мае прошлого года Эйфман предложил публике новую постановку, как итог своего многолетнего осмысления личности и творческого мира великого композитора. Спектакль соответствует современным художественным и технологическим возможностям балетного театра.

"Чайковский. PRO et CONTRA". Фото: Евгений Матвеев

Изобретательность пластического языка позволила Борису Эйфману проницательно исследовать внутренний личностный раскол, который мучительно переживал Чайковский и который стал для него источником невыносимых душевных страданий.

Много лет обращаясь к музыке Чайковского, я понял, насколько глубок, бездонен мир композитора, - говорит сам Борис Эйфман. - Осознал разнообразие тем, связанных с его творчеством, психической сущностью, взаимоотношениями с близкими. Все это не было в достаточной степени исследовано мной ранее. Мне хотелось создать произведение, в котором я мог бы глубже погрузиться в стихию творческих мук Чайковского.

За исполнение партии Антонины Милюковой , жены Чайковского, солистке Театра Любови Андреевой вручили премию «Золотой Софит». А весь ансамбль балета удостоился специального приза экспертного совета «Золотого Софита».

«Роден»

Балет поставлен в 2011 году на музыку Равеля, Сен-Санса, Массне и посвящен судьбе и творчеству великих скульпторов Огюста Родена и его ученицы, возлюбленной и музы Камиллы Клодель.

Постановка с огромным успехом представлялась на ведущих театральных площадках Нью-Йорка , Вашингтона , Лос-Анджелеса , Парижа , Лондона , Берлина , Вены , Мадрида , Будапешта , Москвы и многих других городов.

Балет отмечен премиями «Золотая Маска» и «Золотой Софит».


«Французский художник Огюст Роден творил из глины. Российский хореограф Борис Эйфман создает скульптуры из тел. И тот, и другой – искусные мастера своего дела, и хотя их стили разнятся, оба художника создают незабываемые образы красоты и совершенства».

«Анна Каренина»

Один из наиболее успешных спектаклей в репертуаре театра поставлен 2005 году на музыку Чайковского. И вот уже 12 лет постановка с неизменным успехом демонстрируется на лучших сценах России , Америки , Австралии , Великобритании , Германии , Голландии , Испании , Франции , Китая и многих других стран. В своем спектакле Борис Эйфман сосредоточился на любовном треугольнике «Анна – Вронский – Каренин» и создал блестящий образец сценического психоанализа, трагической хроники страшного внутреннего перерождения женщины, одержимой «основным инстинктом».


"Анна Каренина". Фото: Guillermo Galindo

В романе «Анна Каренина» есть не только погружение в психологический мир героини, но и настоящее психоэротическое осмысление ее личности. Для меня Анна была оборотнем, потому что в ней жило два человека: внешне – светская дама, которая была известна Каренину, сыну, окружающим. Другая – женщина, погруженная в мир страстей», - говорит хореограф.

Спектакль отмечен престижными театральными премиями «Золотая Маска» и «Золотой Софит».

Второе представление «Анны Карениной» труппа проведет в честь Всемирного дня театра


Самое обсуждаемое
Логопедия. Кто такой Логопед? Отрывок, характеризующий Логопедия Логопедия. Кто такой Логопед? Отрывок, характеризующий Логопедия
Зачем единоначалие в армии Единоначалие устав внутренней службы Зачем единоначалие в армии Единоначалие устав внутренней службы
Формы глаголов в английском языке Формы глаголов в английском языке


top