Крылов слон и моська читать полностью. Слон и Моська (По улицам Слона водили…)

Крылов слон и моська читать полностью. Слон и Моська (По улицам Слона водили…)

По улицам Слона водили,
Как видно, напоказ.
Известно, что Слоны в диковинку у нас,
Так за Слоном толпы зевак ходили.
Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.
Увидевши Слона, ну на него метаться,
И лаять, и визжать, и рваться;
Ну так и лезет в драку с ним.
"Соседка, перестань срамиться, -
Ей Шавка говорит, - тебе ли со Слоном возиться?
Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет
Вперед
И лаю твоего совсем не примечает. -
"Эх, эх! - ей Моська отвечает, -
Вот то-то мне и духу придает,
Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки.
Пускай же говорят собаки:
"Ай, Моська! знать, она сильна,
Что лает на Слона!"

Мораль басни Слон и Моська

В этом произведение можно рассматривать двоякость морали. Одни считают, что Моська – это негативный персонаж, который облаивает авторитетного Слона, делая себя заметной благодаря шумихе. Другие полагают, что Моську можно считать храброй, ведь она не побоялась большое животное. Но можно ли это называть смелостью? Это только показуха храбрости, а не истинное ее проявление.

Басня Слон и Моська - анализ

Важному, большому слону абсолютно безразлично, кто пытается лаять на него. Он идет своей дорогою, не обращая внимания на шум со стороны. Моська же создает себе имя смелой собаки на пустом месте.

По улицам Слона водили,
Как видно напоказ —
Известно, что Слоны в диковинку у нас —
Так за Слоном толпы зевак ходили.
Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.
Увидевши Слона, ну на него метаться,
И лаять, и визжать, и рваться,
Ну, так и лезет в драку с ним.
«Соседка, перестань срамиться,-
Ей шавка говорит,- тебе ль с Слоном возиться?
Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет
Вперед
И лаю твоего совсем не примечает».-
«Эх, эх! — ей Моська отвечает,-
Вот то-то мне и духу придает,
Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки.
Пускай же говорят собаки:
«Ай, Моська! знать она сильна,
Что лает на Слона!»

Анализ / мораль басни «Слон и Моська» Крылова

Басню «Слон и Моська» Иван Андреевич Крылов впервые опубликовал в журнале «Драматический вестник».

Басня написана в 1808 году. Это год, когда за И. Крыловым вся читающая Россия признала талант национального баснописца. Его наперебой приглашают в гости с декламацией собственных произведений. А делал он это мастерски, тем самым только увеличивая популярность басен. Произведение написано разностопным ямбом с опоясывающей и смежной рифмовкой. Сюжетный ход близок одной из басен А. Сумарокова. Поводом к созданию произведения мог послужить слон, подаренный императору лет 15 тому назад. Первые строки отмечены ассонансом, в последующих встречается аллитерация. Начальная строчка, кстати, давно стала своеобразным фразеологическим оборотом. По городу вели Слона, поражая воображение прохожих. «Толпы зевак ходили»: зрелище и впрямь диковинное. Грубоватое «зеваки» означает праздношатающуюся публику всех сословий. «Навстречу Моська»: под этим именем скрывается еще и порода собаки – мопс. «Увидевши»: устаревшая форма деепричастия, широко распространенная в баснях И. Крылова. Следом идет каскад глагольных синонимов. «Лезет в драку». Рассудительная шавка, почесываясь, роняет: тебе ль со Слоном возиться? Просторечная лексика (та же «шавка» — дворняга) И. Крылова не искусственна, лишена нарочитых архаизмов, не режет слух и придает эффектную экспрессию. Интересно обращение собак между собой: соседка. «Срамиться»: позориться. Моська отвечает непонятливой шавке междометиями: эх! Эх! Оказывается, весь смысл этого маленького театрального представления и заключен в том, что реакции от Слона не последует. Зато собачка прослывет «большой забиякой», задирой практически бойцовой породы. Это прибавит ей очков по всем фронтам, не говоря уж об уважении хозяина. Вся жизнь ее будет овеяна геройской славой, найдется что и рассказать потомкам. Все псы в восхищении от ее пыла: она сильна, что лает на Слона! Мораль автором явно не подается, он предлагает читателю самому сделать вывод. Моська надеется обмануть простодушных, хотя сама о себе знает правду. Она нападает (пусть и мнимо) на того, кто ни в чем не виноват и не заслуживает такого отношения. Так собачка становится олицетворением людской молвы, пересудов, сплетен. Уязвленная вниманием к Слону, она пытается примазаться к его популярности.

Финальная строка «Слона и Моськи» И. Крылова практически сразу стала крылатым выражением, уйдя в народ на правах полноценной пословицы.

"Мы рождены, чтоб сказку сделать былью...". Страшную сказку о том, как европейский фасад СССР превратился в задворки Евросоюза, сегодня сделали былью реал-политики прибалтийских лимитрофов, старательно продающих русофобию, но оказавшихся не в состоянии получить взамен экономическое процветание.

На первый взгляд картина выглядит красиво - объединенная Европа на прибалтийских подступах грудью встречает русских медведей. Которые под угрозой "несокрушимой решимости" 28 объединенных государств, поддержанных войсками США и НАТО, стоят "нерушимой стеной, обороной стальной...". Но только на первый взгляд.

А вот на второй, третий et cetera выясняется, что никакого единства нет и в помине. Просто более опытные, старые и богатые страны Европы используют молодых, бедных и глупых в своих корыстных целях. А те, в свою очередь, давно и нежно друг против друга дружат, стремясь откусить у соседа кусочек евро.

Об одном из таких примеров, закончившихся публичным скандалом и штрафом, описан нами в материале Тогда Литва разобрала железнодорожные пути в Латвию, чтобы исключить возможность доставлять нефтепродукты в Рижский порт.

Но это лишь небольшая, хотя и очень наглядная страница в непрекращающейся партизанской войне всех против всех между прибалтийскими лимитрофами. Достаточно вспомнить, что желая снова опередить конкурентов и снять все сливки, Вильнюс расстарался и взял в аренду у Норвегии СПГ-терминал, заодно подписав с норвегами 10-летний контракт по принципу "бери и плати", обязавшись ежегодно покупать газ у Норвегии. Или платить за него, даже не покупая.

Идея была гениальная - перепродавать этот дорогой газ соседям как символ нерушимого единства. Но Латвия с Эстонией предпочли "продаться "Газпрому" и продолжить покупать газ в России - слишком уж дорог газ у партнеров по Евросоюзу. Литва ожидаемо обиделась, так как будет не только нести и оставшиеся 8 лет убытки по контракту, но и не может теперь рассчитывать на компенсации из фондов Евросоюза, так как терминал не подпадает под понятие регионального.

А о том, чтобы сговориться с поляками, и речи быть не может. Польша много богаче, больше и многолюднее. И амбиции этого "люда" распространяются не только на Галицию в пока еще Украине. но и на Виленский край с городом Вильно, "по ошибке" сегодня являющегося столицей Литвы. Да и Мемель (Клайпеда) Польше не повредит. И в Литве это прекрасно понимают.

Что до Клайпеды, то здесь дело не столько в исторических претензиях, но сколько в экономических. Это крупнейший порт Прибалтики, в прошлом году переваливший рекордные 40 с небольшим миллионов тонн грузов. Мало того, пять лет назад Еврокомиссия внесла Клайпедский порт в список 319 важнейших портов мира. Так что есть за что бороться.

На сегодняшний день порт Клайпеды является единственным портом в трех республиках, который наращивает товарооборот в то время, как все остальные его последовательно сокращают. Убытки портов Латвии и Эстонии от сокращения потока грузов из России превышают миллиард евро ежегодно, если исходить из стандартной ставки 10 евро за тонну груза. На само деле убытки еще больше, так как от сокращения грузопотока страдают и железные дороги, и вся смежная инфраструктура.

Специалисты "Балтийской ассоциации транспорта и логистики" не устают напоминать, что они дают 8-9 процентов ВВП этих двух республик. А потеря русских грузов означает для одной лишь Латвии сокращение минимум 1,1 процента рабочих мест, потерю 1,3 млрд. евро и 2,4 процента налоговых поступлений. А грузы из России составляют почти три четверти общего грузопотока. Намечающееся к 2020 году полное прекращение транзита, переводимого сейчас на новые порты России вынудит закрывать порты - оплачивать убыточные предприятия никто не будет.

На этом фоне благополучный Клайпедский порт вызывает отнюдь не дружеские чувства. Особенно, когда через него идут латышские нефтепродукты с принадлежащего латышам НПЗ, потому что литовцы штраф заплатили, а разобранную дорогу восстанавливать не спешат. При этом еще и чиновники в Вильнюсе не перестают сыпать соль на раны, ехидно утверждая, что Россия не сможет "осушить" порт Клайпеды, как остальные.

Уверенность основана на том, что основная масса грузов идет в порт из Белоруссии. Мировой лидер по производству калийных удобрений, «Беларуськалий» даже выкупил долю ЗАО "Бирю кровиню терминалас" (владелец терминала сухих насыпных грузов клайпедского порта). В порт идут и нефтепродукты с НПЗ Белоруссии, и уходящие за океан МАЗы и БелАЗы. Одним словом всё, что выгоднее транспортировать морем, а не через польскую границу. Исключение в экспорте Белоруссии - бензины, реализуемые в самой Прибалтике и на Украине, а так же грузы, идущие в Россию.
На самом деле "всё не так однозначно", как говорил один герой. На самом деле Россия и Белоруссия сделали осознанный выбор в пользу одного порта - Клайпеды - без которого невозможно отказаться вдруг и сразу. В том числе и потому, что туда протянут продуктопровод, по которому в порт качают дизтопливо. Есть и масса иных причин, включая геополитические - Калининградская область минимум еще полгода (до ЧМ-2018) будет зависеть от перетока электроэнергии через территорию Литвы. К лету вступят в строй три газовые и угольная ТЭС, суммарная выработка вырастет на 6 млрд КВт/часов, Литва станет еще менее интересна.

Как я в свое время объяснял студентам, в отличие от законов физики законы политэкономии действуют не явно, но не менее неизбежно и жёстко. Всунув пальцы в розетку, вас сразу ударит током, приучив этого не делать. Нарушая законы политэкономии в угоду политической конъюнктуре, вы зачастую обрекаете на смерть будущее поколение.

Сегодня Россия, наученная санкциями и патологической русофобией, строит свои порты, переводит на них логистику, создает новую и переписывает контракты для новой реальности. Это долгий и многолетний процесс. Но начав его, никто не будет ломать построенное из жалости к литовцам или нежной любви к порту Клайпеда. Белорусским партнерам России, работающим исключительно на нефти из России, в давальческих договорах оговорят условие продавать продукцию из этого сырья исключительно через российские порты. И всё.

К 2020 году как раз истекает большинство договоров белорусов с литовцами на перевалку грузов (обычно они пролонгируются на год). Российские железные дороги уже предоставили 25-процентную скидку на перевозку белорусских грузов в российские порты на Балтике. Минск просит 40-процентную скидку и, скорее всего, получит ее в будущем году (или 30-35%). Будут и другие явные и скрытые переговоры и договоренности Москвы и Минска. Но именно этих столиц - решать судьбу грузовых терминалов порта Клайпеды Вильнюс не будет.

Тем более, положа руку на сердце стоит признать, что литовские власти так старательно и столько лет поливали помоями Лукашенко и так старательно гадили Белоруссии, что президент РБ с удовольствием сделает ответный щедрый жест. Просто он хороший президент, и постарается кроме удовольствия выжать из своих российских друзей максимальные скидки и торговые преференции.

А Клайпеда и Вильнюс... А что? Они были вписаны в современную инфраструктуру Европы как транзитный мост между Старой Европой и Россией. Это в СССР Прибалтику назначили торговым окном в Европу. Всё, аллес. Мир, инфраструктура и логистика изменились - теперь Вильнюс и вся Прибалтика не нужны от слова совсем. И старой Европе тоже. Ну разве что гавкать на Россию. А так как лаять и есть одновременно сложно, будущее этой окраины ЕС очевидно.

О том, как мелкая собачка пыталась набить себе цену, лая на огромного слона, поведает слушателям ставшая классической басня «Слон и Моська» Крылова.

Читать текст басни:

По улицам Слона водили,

Как видно, напоказ.

Известно, что Слоны в диковинку у нас,

Так за Слоном толпы зевак ходили.

Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.

Увидевши Слона, ну на него метаться,

И лаять, и визжать, и рваться;

Ну так и лезет в драку с ним.

"Соседка, перестань срамиться, -

Ей Шавка говорит, - тебе ли со Слоном возиться?

Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет

И лаю твоего совсем не примечает. -

"Эх, эх! - ей Моська отвечает, -

Вот то-то мне и духу придает,

Что я, совсем без драки,

Могу попасть в большие забияки.

Пускай же говорят собаки:

"Ай, Моська! знать, она сильна,

Что лает на Слона!"

Мораль басни Слон и Моська:

Мораль басни состоит в том, что, сколько шуму вокруг себя ни создавай, это не поможет получить уважение окружающих. Нужно выбирать себе равного соперника, а не поступать подобно мелкой Моське, которая облаивала огромного слона. Нередко такое случается и в обыденной жизни. Один пытается обесценить достижения другого, или оклеветать его, чтобы тем самым представить себя сильным и благородным в глазах окружающих. Однако это никак не повлияет на объект сплетен, насмешек или клеветы – он будет продолжать двигаться дальше, подобно огромному слону, для которого мелкой собачонки попросту не существует.


Самое обсуждаемое
«Вечные» вопросы и их осмысление в лирике А «Вечные» вопросы и их осмысление в лирике А
Расстрела царской семьи в реальности не было? Расстрела царской семьи в реальности не было?
Станислав Петров - как советский офицер отменил ядерную войну? Станислав Петров - как советский офицер отменил ядерную войну?


top