Н и нн в наречиях правило. В наречиях на -О, -Е пишется столько Н, сколько их в том слове, от которого наречие образовано Закрепление полученных знаний

Н и нн в наречиях правило. В наречиях на -О, -Е пишется столько Н, сколько их в том слове, от которого наречие образовано Закрепление полученных знаний

Алгоритм распознавания «Н или НН писать в словах » предполагает умение определить:

  1. часть речи анализируемого слова (прилагательное, причастие, существительное, наречие);
  2. грамматическую форму , в которой оно употреблено (полная или краткая);
  3. часть речи производящего слова (слова, от которого образовано анализируемое ), а если это глагол — то его вид ;
  4. наличие зависимых слов .

В существительных, наречиях и сложных прилагательных пишите столько Н , сколько в исходном слове. Сначала найдите производящее слово, затем работайте по алгоритму: вареник — вареный — варить (несов. вид); путано (отвечать) — путаный путать (несов. вид); запутанно (мыслить) — запутанный — запутать (сов. вид), свежемороженый — мороженый — морозить (несов. вид), немороженый — мороженый — (не) морозить (несов. вид).

Запомните : необходимо найти ближайшее по смыслу прилагательное или причастие.

Не перескакивайте через ступеньку — не образовывайте существительное или наречие сразу от глагола или существительного: нефтяник образовано от нефтяной (работник нефтяной промышленности), а вот нефтяной уже от нефть . Согласно законам словообразования все наречия на произведены от прилагательных (сдержанно — сдержанный и т.п.)

Н и НН в полных формах причастиях и прилагательных

Самое сложное — разграничить Н — НН в полных формах прилагательных и причастий. Здесь разграничение собственно на прилагательные и причастия несущественно: последовательность действий и результат для тех и других одинаковы.

Исключения для указанного алгоритма:

  1. Н — ветреный (но: безветренный ), приданое, юный, румяный, багряный, свиной (непроизводные слова);
  2. НН — стеклянный, оловянный, деревянный , неслыханный, невиданный, (не)виденный, нежданный, негаданный, желанный, священный, медленный, читанный, считанный, данный, окаянный (от устар. окаяти = осудить, сов. вида), неожиданный, нечаянный, нетленный, жеманный, деланный и некоторые другие.
  3. С одной Н пишутся также притяжательные прилагательные (отвечают на вопрос чей?) с основой на -Н: бараний, фазаний, вороний, кабаний.
  4. Глагол ранить — так называемый двувидовой: он может выступать в предложении в значении как совершенного, так и несовершенного вида. Для того чтобы правильно написать Н-НН (за исключением особо сложных случаев), достаточно работать с ним как с глаголом несовершенного вида: раненый боец — израненный солдат, раненный в перестрелке, тяжелораненый, раненный тяжело.
  5. Различаются прилагательные масляный (образовано от существительного масло + -ян-; в значении «для масла, из масла, на масле» (масляное пятно, масляные краски, масляный насос) и масленый в значении «пропитанный, смазанный маслом», образованное от глагола несовершенного вида маслить (вспомните, перед Н-НН гласный И инфинитива меняется на Е): масленая каша, масленый блин, масленая неделя (масленица), а также в переносном значении — масленые глаза (глаза, которые блестят, будто пропитанные маслом). Сравните также: ветреный человек — ветряная оспа, ветряная мельница; соленый груздь (от глагола солить) — соляная кислота.

Н и НН в кратких формах причастиях и прилагательных

Краткая форма наиболее употребительна у страдательных причастий прошедшего времени (брошенный — брошен, брошена, брошено) и у прилагательных (веселый — весел, весела, весело).

Правописание Н и НН в причастиях и прилагательных достаточно ясно и лаконично:

  1. кратких страдательных причастиях пишется Н;
  2. в кратких прилагательных — столько, сколько в полных.

Поэтому важно только точно определить, какой частью речи — прилагательным или причастием — является слово .

Запомните смысловые и грамматические признаки, разграничивающие прилагательные и причастия.

  1. Причастие обозначает действие , обычно его можно заменить синонимичным глаголом, «перевернув» предложение или построив неопределенно-личное (безличное): Баржа выгружена рабочими Рабочие выгрузили баржу ; Что написано пером — Что написали пером.
  2. При причастии есть или можно придумать зависимое слово в творительном падеже , которое обозначает производителя этого действия или инструмент: выгружена (кем?) рабочими ; написано (чем?) пером.
  3. Те слова, которые не удовлетворяют двум вышеописанным критериям, те. не являются причастиями, — краткие прилагательные . Добавим для большей надежности, что они отвечают на вопрос каков? какова? , обычно относятся к существительному и обозначают качество : девушка была красива и хорошо образованна (подсказкой может служить однородный член — краткое прилагательное красива ).

Увидев слово с конечным , сначала проверьте, не наречие ли оно (наречие относится к глаголу и отвечает на вопрос как? ). Если да, пишите столько Н , сколько в полной форме. Если нет, тогда смотрите, краткое причастие это или краткое прилагательное.

Образец. Он поступил необдума..о — поступил как? необдума..о , это наречие (в предложении является обстоятельством), следовательно, определяю производящее слово — обдуманный (от глагола совершенного вида). Пишу: необдуманно .

Тема урока:

« Правописание Н и НН в наречиях на –о (-е) »

Тип урока: Объяснение нового материала

Технология: проблемное обучение

Средства обучения: компьютер, презентация, мультимедийная установка, карточки для индивидуальной работы, доска

Цель урока:

Учащиеся должны знать:

  1. Правописание -Н- и -НН- в наречиях на -о(-е)
  2. Правописание -Н- и -НН- в прилагательных и причастиях
  3. Признаки наречий на -о (-е) и кратких страдательных причастий среднего рода

Учащиеся должны уметь:

  1. образовывать наречия от прилагаетльных;
  2. отличать друг от друга наречия и краткие страдательные причастия среднего рода;
  3. объяснять написание -Н- и -НН- в различных частях речи;
  4. конструировать предложения с наречиями на -о (-е) и краткими страдательными причастиями среднего рода;
  5. употреблять наеречия в речи

Познавательный (обучающий) аспект цели:

  1. изучение материала по теме « Правописание Н и НН в наречиях на –о (-е) »;
  2. формирование навыка написания Н и НН в наречиях;

Развивающий аспект цели:

  1. развитие внимательности, логического мышления;
  2. развитие речи.

Воспитывающий аспект цели:

  1. формирование нравственных качеств личности;

Ход урока

  1. Организационный этап
  1. приветствие;
  2. проверка готовности к уроку;
  3. организация внимания.
  1. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению учебного материала

На доске записаны дата, вид работы (классная ) , тема урока «Правописание Н и НН в наречиях на –о (-е)»

  1. Сообщение учителем темы урока и цели.

Тема нашего урока «Правописание Н и НН в наречиях на –о (-е)».

Чему вы должны научиться сегодня на уроке? Как бы вы сформулировали цель нашего урока? (мы должны научиться писать Н и НН в наречиях, точнее должны узнать, в каких наречиях нужно писать Н, а в каких НН)

Изучая прилагательное и причастие, мы говорили с вами о правописании Н и НН в этих частях речи. Давайте повторим эти правила, чтобы вам легче было понять новую тему.

  1. На слайде:

Серебряный Посеребрённое Посеребрено

Ветреный Обветренное Обветрено

Ломаная Сломанное Сломано

Ценный Оценённое Оценено

Беседа по вопросам:

1) Что объединяет слова 1 столбика? (Орфограмма Н - НН в суффиксах имен прилагательных)

2) Какое из этих слов, на ваш взгляд, является лишним и почему? (ломаная – отглагольное прилагательное, ценный – пишется НН)

3) Объясните правописание слов 1 столбика

А ещё в каких суффиксах пишется Н? НН?

4) Как вы объясните правописание слов из 2 столбика?

5) Почему в словах 3 столбика пишется Н?

Учитель: Ещё мы должны помнить о написании некоторых словарных слов

  1. На карточках слова

Нежданный

Негаданный

Подлинный

Неслыханный

Невиданный

Рьяный

Румяный

Свиной

Смышлёный

Слайд № 2

Спишите предложения с объяснением.

1) Всегда имей своё сердце расположе…ым к добру, а дух мужестве…ым.

2) И в мыши…ую нору проникает луч света.

3) Испуга…ый зверь далеко бежит.

4) Согласие крепче каме...ых стен.

5) С умом задума…о, да без ума сдела…о.

Из данных предложений выпишите прилагательное и причастие, от которых, на ваш взгляд, можно образовать наречия:

Учитель на доске записывает:

Мужественный – мужестве…о (бороться)

Испуганный – испуга…о (посмотреть)

Почему нельзя образовать наречия от прилагательных мышиную, каменных ? (это относительные прилагательные)

Как вы считаете, сколько Н нужно написать в этих наречиях?

Запишите их в составе словосочетаний.

А если в прилагательном пишется Н, как, например, в слове бешеный , то сколько Н напишем в наречии, образованном от этого прилагательного?

(запишите словосочетание с этим наречием)

Бешеный - бешено

Итак, сделайте вывод: отчего же зависит правописание Н и НН в наречиях?

Проверьте себя по учебнику на с. 41 .

Закрепление

Упр. 569 с комментированием.

В это время к доске вызываю 2 – х учащихся.

Индивидуальная работа

Карточка № 1

Сосредоточе…о смотрит, серебря…ое кольцо, восторже…о улыбаться, лома…ая линия, ответить сдержа…о, безветре…ая погода, беше…о налетевший ветер, позолоче..ые часы.

Карточка № 2

Войско сосредоточе…о в лесу, огорчё…о посмотреть, стари…ые часы, задача реше…а, слушать рассея…о, собрание перенесе…о, слома…ая ветка, овся…ая каша.

Проверка

Найдите слова, которые произносятся одинаково. Выпишите их в данном контексте.

Слайд 3.

сосредоточе нн о смотрит - войско сосредоточе н о в лесу

Почему ты, …, написала с НН, а ты, …, с Н?

Итак, на письме следует различать наречия и краткие причастия среднего рода.

Как это сделать, прочитайте в учебнике на с. 42.

Учитель (после самостоятельного знакомства с правилом):

Как отличить краткое причастие от наречия на -о(е)

Закрепляем. Упр. 572 с комментированием

1 и 2 предложение записываем на доске. Подчёркиваем грамматическую основу, определяем часть речи.

Разберите эти слова по составу.

Что мы должны с вами помнить при морфемном разборе наречий? (они не изменяются, следоваетльно у них нет окончаний).

А в кратких страдательных причастиях мы с вами выделяем окончание.

Чем ещё различаются наречия и краткие причастия? (составом слова)

Предложения под № 2 записывают с комментированием с места.

3 и 4 по вариантам самостоятельно.

(Устно) А теперь составьте свои предложения со словами обдумано и обдуманно (из упр. 573)

Проверочная работа

Итак, проверим свои знания. Перед вами карточки 3 варинтов. Кто считает, что он усвоил новый материал очень хорошо, то выбирает 1 вариант. Кто не совсем уверен в своих знаниях, тот выбирает 2 вариант, и кто считает, что ему ещё нужно поработать над изучаемой орфограммой, выбирает 3 варинт и в тех словах, которые вызовут у вас затруднения, вы можете поставить знак вопроса

1 вариант 2 вариант

1. радиофицирова…й класс

2. местность пусты…а

3. песча…ый берег

4. гружё…ый кирпичом вагон

5. време…о не работать

6. организова…о собраться

7. хорошо организова…о

8. явиться нежда…о-негада…о

9. увере…о ответить

1. изуче…о досконально

2. насыще…ый влагой

3. тренирова…ый спортсмен

4. исследование законче…о

5. нежда...ый гость

6. искре…е пожелать

7. оживлё…о говрить

8. подли…ые украшения

9. самоотверже…о служить

3 вариант

1. речь торжестве…а

2. ране…ый боец

3. написа…о пером

5. увлече…на музыкой

6. свяще…ый долг

7. всё переплете…о

8. асфальтирова…ая дорога

9. скоше…ая трава

Вывод: 1) Чему же вы научились сегодня на уроке? От чего зависит правописание Н и НН в наречиях?

2) Как отличить наречие от краткого страдательного причастия?

Д/з упр. 570.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛИЦЙ № 15 ЗАВОДСКОГО РАЙОНА Г. САРАТОВА

Правописание Н и НН в наречиях на –о (-е)

(урок русского языка в 7 классе

по УМК С.И. Львовой и В. В. Львова)

Разработала Полканова Наталия Анатольевна,

учитель высшей квалификационной категории

САРАТОВ - 2011


Мы сталкиваемся с письменной речью повсеместно: в социальных сетях, коротких сообщениях друзьям и близким, в служебных письмах коллегам, а кто-то и в школе. Очень часто у детей и взрослых возникают трудности при написании одной и двух "н" в наречиях, ведь эта тема является одной из сложнейших в русском языке.

Наречие - это...

Как вы обычно смеетесь? Весело, громко, скромно? И что же это за часть речи характеризует ваш смех? Это наречие, оно помогает нам описывать наши действия (шагать быстро, жить дружно), какой-либо признак (очень быстро, сильно веселый), предмет (чтение вслух, прогулка пешком). Чтобы найти наречие в тексте, достаточно задать вопрос: "как?", "где?", "когда?", "куда?", "откуда?", "почему?", "зачем?". Наречия относятся к неизменяемым морфологическим единицам, они не могут склоняться или спрягаться, не имеют окончаний, рода и числа. И только качественные наречия могут иметь степени сравнения.

Значения наречий

По смыслу наречия делят на две категории: обстоятельственные и определительные.

Обстоятельственные (обозначают признак действия):

  • Времени (пришел вчера).
  • Меры и степени (немного опоздал).
  • Образа действия (бежит быстро).
  • Места (идет вдалеке).
  • Причины (накричал сгоряча).
  • Цели (уронил нечаянно).

Определительные (обозначают признак качества, другого признака):

  • Количественные (много спал).
  • Качественные (страшно устал).
  • Сравнения и уподобления (по-волчьи выл).
  • Способа и образа действия (путешествовать вплавь).
  • Совокупности (сидели вдвоем).

Степени сравнений наречий

Наречия, как и прилагательные, могут иметь сравнительную и превосходную степени.

Под сравнительной степенью понимается какой-либо признак, проявляющийся в большей или меньшей степени. Она образуется с помощью слов "более", "менее", суффиксов "-ее", "-ей", "-е", "-ше". Например, более тихо, тише.

Используется для добавления экспрессии, обозначения высшего разряда какого-то качества. Образуется такая степень с помощью сравнительной степени и слов "всех", "всего". Например: тише всех, громче всего.

Сколько букв "н" писать?

Сколько же букв писать? Давайте вспомним, когда пишется одна и две "н" в наречиях. Правило звучит коротко и ясно: в наречии ставится столько же букв "н", какое количество их находится в слове, от которого оно образовано. Например: ветреный (прилагательное) - ветрено (наречие), огненный (прилагательное) - огненно (наречие).

Почему возникают ошибки?

Если правило такое простое, как кажется на первый взгляд, тогда почему возникают ошибки в написании одной и двух "н" в наречиях? Давайте рассмотрим основную причину.

Неумение определять часть речи. Правила написания одной и двух букв "н" для всех частей речи разные, поэтому, если не определить морфологическую принадлежность слова верно, можно ошибиться. Наречия могут быть образованы от прилагательных и причастий. Следовательно, для того чтобы определить, пишется одна или две "н" в суффиксах наречий, нам нужно для начала выяснить, как пишется слово, от которого это наречие образовано.

Для того чтобы сделать правильный выбор, нужно вспомнить правило выбора одной и двух букв "н" в именах прилагательных. Как мы помним, в именах прилагательных пишется две буквы "н", если;

  1. Оно образовано с использованием суффиксов "-енн-", "-онн-".
  2. Лексическая единица образуется с помощью существительного с основой на "н".
  3. В словах-исключениях "оловянный", "деревянный", "стеклянный".
  4. Одна буква "н" пишется, если прилагательное образовано с помощью суффиксов "-ан-", "-ян-", "-ин-". Например, наречие "обыкновенно" образовано от прилагательного "обыкновенный". Так как в прилагательном "обыкновенный", образованном при помощи суффикса "-енн-", пишется две буквы "н", то и в наречии "обыкновенно" - тоже.

В причастиях двойная буква "н" пишется в следующих случаях:

  1. Есть приставка кроме "не-".
  2. Слово образовано от бесприставочного глагола совершенного вида (кроме "раненый").
  3. Есть зависимое слово.
  4. Эта языковая единица образована с помощью суффиксов "-ованн-", "-еванн-". Слова-исключения: "кованый", "жеваный", "клеваный".

Одна буква "н" пишется, если:

  1. Причастие происходит от глагола несовершенного вида без приставки. Слова-исключения: "желанный", "нечаянный", "нежданный", "негаданный".
  2. Это краткое причастие. Например, наречие "организованно" образовано от причастия "организованный". Так как это причастие образовано при помощи суффикса "-ованн-", в нем пишется две буквы "н", следовательно, и в наречии тоже.

Как не ошибиться?

Как же не допустить ошибку при использовании правила одной и двух буквы "н" в наречиях? Для этого, когда вы видите перед собой слово, в написании которого затрудняетесь, в вашей голове должен возникать определенный алгоритм действий.

Каким он должен быть?

Определяете часть речи, находящуюся перед вами (можно задать вопрос). Итак, перед вами наречие. Теперь нужно узнать, от какого слова оно образовано.

  • Если от имени прилагательного, то вспоминаем, не является ли это слово исключением. Если нет, то пользуемся правилом написания одиночной и двойной "н" в именах прилагательных.
  • Ставим столько "н", сколько их в прилагательном.
  • Если наречие образовано от причастия, определяем, одиночная или двойная "н" пишется в этом слове согласно правилу.
  • Пишем такое же количество "н", сколько в причастии.

Для закрепления алгоритма по правилу одной и двух "н" в наречиях используем в качестве примера словосочетание "местность пустынна". "Пустынна" - это качественное наречие, отвечает на вопрос "какова?", образовано от прилагательного "пустынный", поэтому пишется удаленная "н".

Попробуйте потренироваться. Определите написание выделенных слов:

  • идти медле_о;
  • праздник прошел организова_о;
  • слушать задание рассея_о;
  • одеваться изыска_о;
  • говорить пута_о;
  • нечая_о уснуть;
  • говорить восторже_о;
  • смотреть разочарова_о;
  • отчая_о бороться;
  • улыбаться смуще_о;
  • медле_о плыть;
  • мысле_о прощаться.

Как видите, для безошибочного написания наречий нужно хорошо знать правила русского языка и умело использовать их на практике. Если вы не будете пренебрегать законами орфографии, то проблем не возникнет!

Одна и две Н в наречиях на –о, -е.

(продолжение темы)

Цели:

    Закрепить умения учащихся правописания н-нн в наречиях на –о,-е; научить различать сходные по форме части речи (краткие отглагольные прилагательные, краткие причастия, наречия);

    развивать память, логическое мышление, навыки грамотного письма;

    воспитывать интерес к языку.

Ход урока.

    Организационный момент.

Домашнее задание: упр. 258.

    Актуализация знаний учащихся.

1. Опрос.

- Вспомните, какую тему мы изучали на прошлом уроке?

- Что нам нужно знать, для того, чтобы правильно написать наречия с Н или НН?

- Вспомните, когда мы пишем Н и НН в прилагательных

(В име­нах при­ла­га­тель­ных одна буква Н пи­шет­ся в суф­фик­сах -ИН-, -АН-, -ЯН-.

На­при­мер: ле­бе­ди­ный (в суф­фик­се -ИН- пи­шет­ся одна буква Н), ко­жа­ный (в суф­фик­се

АН- пи­шет­ся одна буква Н), шер­стя­ной (в суф­фик­се -ЯН- пи­шет­ся одна буква Н).

Исключения: ДЕРЕВ ЯНН ЫЙ, ОЛОВ ЯНН ЫЙ, СТЕКЛ ЯНН ЫЙ.

(Две буквы Н пи­шут­ся в име­нах при­ла­га­тель­ных, суф­фик­сы ко­то­рых на­чи­на­ют­ся с буквы О или Е.

На­при­мер, РЕ­ДАК­ЦИОННЫЙ, ТРА­ДИ­ЦИОННЫЙ, СОЛОМЕННЫЙ, КЛЮКВЕННЫЙ.

Исключение: ветреный

Две буквы Н пи­шут­ся в име­нах при­ла­га­тель­ных, об­ра­зо­ван­ных при по­мо­щи суф­фик­са Н от су­ще­стви­тель­ных с ос­но­вой на букву Н.

Например: РАВ­НИН­НЫЙ = РАВНИН А+ Н)

Таким образом, в наречиях мы пишем столько же Н сколько в прилагательном и причастии от которого это наречие образовано. (слайд 1)

2. Проверка домашнего задания.

Упр. 259.

Слово «былина» происходит от слова «быль». Но все ли, рассказанное в былинах, происходило на самом деле?

Рассказанное – полное причастие сов вида, значит пишем НН.

Исполнители былин всегда увлеченно, искренне повествовали о мужественных богатырях, которые бесстрашно сражались с врагами Русской земли.

Увлеченно- наречие (от прилагат. увлеченный); искренне-наречие (от прилаг.искренний), бесстрашно – наречие (от прилаг.бесстрашный)

Конечно, в былинах немало вымысла, но в них взволнованно повествуется о сражениях и подвигах богатырей, стойко переносивших самые трудные испытания.

Немало – наречие (можно заменить синонимом - много), взволнованно – наречие (взволнованный).

Внимательно слушая или читая старинные сказания, люди вспоминают памятные события русской истории.

Внимательно – наречие (образовано от прилаг – внимательный).

Народ неслучайно сложил былины о благородных заступниках, которые преданно, самоотверженно служат людям, оберегая их свободу и мирную жизнь.

Неслучайно –наречие (можно подобрать синоним-закономерно, логично), преданно – наречие (от прилагат-преданный) , самоотверженно – наречие (самоотверженный-прилагат)

    Объяснение нового материала.

Посмотрите, пожалуйста, еще раз на наше правило (на слайде) и скажите, какое правило и какие знания нам еще пригодятся при правильном написании Н и НН в наречиях?

(Нам понадобятся знания в правильном правописании Н и НН в причастиях, кроме того мы должны научиться различать краткие отглагольные прилагательные, краткие причастия и наречия).

Рассмотрим примеры:

1. Класс сосредоточенно слушал объяснения учителя .

Класс-подлеж, слушал – сказуемое; слушал – (как?) сосредоточенно – это обстоятельство образа действия, выражено НАРЕЧИЕМ. Относится к глаголу, можно заменить другим наречием - внимательно . Следовательно, это наречие, в котором пишется столько н , сколько в слове сосредоточенный .

2. Лица всех были сосредоточенны , серьезны.

Сделаем этому предложению синтаксический разбор.

Лица – подлежащее; лица (были каковы?) – были сосредоточены – это сказуемое, его можно заменить полным прилагательным сосредоточенный , следовательно, это краткое прилагательное, в нем пишется столько н , сколько н в полной форме).

3. Войска были сосредоточены на равнине.

Сделаем этому предложению синтаксический разбор.

Войска – подлежащее; были сосредоточены – сказуемое; Сосредоточены - можно заменить глаголом сосредоточились , следовательно, это краткое причастие, в котором пишется одна буква н .)

Таким образом,

1) Если в предложении обстоятельство образа действия (вопрос к а к?) относится к глаголу - это наречие, в котором всегда пишется столько н , сколько в слове, от которого оно образовано; его можно заменить другим наречием.

2) Если слово - сказуемое, то это может быть краткое причастие или краткое прилагательное. Краткое причастие можно заменить глаголом. Иногда при кратком причастии есть слово, обозначающее производителя действия. В кратком причастии всегда пишется одна буква н .

Краткое прилагательное отвечает на вопрос к а к о в? Его можно заменить полной формой. Краткое прилагательное часто выступает в роли однородных членов. В нем пишется столько н , сколько в полной форме.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

    Закрепление полученных знаний.

1. Коллективная работа с классом.

Используя схему рассуждения, объясните написание Н и НН в разных частях речи.

1) Мысли сосредоточены (сосредоточились) на докладе (в кратком причастии всегда пишется одна буква н ).

кр. прилаг. кр. прилаг.

2) Девочка (к а к о в а?) внимательна и сосредоточенна (внимательная и сосредоточенная; в кратком прилагательном пишется столько н , сколько н в полной форме).

нареч.

3) Она слушала (к а к?) сосредоточенно (пишется столько н , сколько н в слове, от которого образовано наречие).

Выставка организована спонсорами (краткое причастие,можно заменить - организовали спонсоры).

Экскурсия прошла (к а к?) организованно (наречие, образовано от слова организованный, в слове организованный два н )

Ученица (к а к о в а?) дисциплинированна и организованна (краткое прилагат, можно заменить полной формой дисциплинированная и организованная)

Собрание взволновано сообщением (краткое причастие, можно заменить глаголом - собрание взволновало сообщение).

Все слушали сообщение (к а к?) взволнованно . (наречие, образованно от слова – взволнованный, в котором пишется НН)

Семена рассеяны по полю (краткое причастие, можно заменить глаголом- семена рассеяли)

2. Работа в парах.

Задания: выписать СС с наречиями. Объяснить правописание Н и НН.

увлеченно кричали

очень сильно

сильно пахло

разбросанно лежали

ужасно скучные

усиленно держали

совершенно неинтересно

увлеченно – увлеченный (причастие)

сильно – сильный (прилагательное)

разбросанно – разбросанный (причастие)

ужасно – ужасный (причастие)

усиленно – усиленный (причастие)

совершенно – совершенный (прилагательное)

интересно – интересный (прилагательное)

По завершении работы, происходит взаимопроверка.

    Самостоятельная работа.

Взволнова..о говорить

Безум..о посмотрел

Отчая..о закричал

Внимание ребят рассея..о

Ветром рассея..ы семена по полю

Медле..о шел по городу

Заснеже..о белели крыши домов

Взволнованно говорить (наречие)

Безумно посмотрел (наречие)

Отчаянно закричал (наречие)

Внимание ребят рассеянно (прилагательное)

Ветром рассеяны семена по полю (причастие)

Медленно шел по городу (наречие)

Заснеженно белели крыши домов (наречие)

Критерии оценок.

«5» - 8

«4» - 6-7

«3» - 4-5

    Подведение итога урока. Рефлексия.

С какими трудностями можно столкнуться при написании слов с данной орфограммой?

С чем это связано?

– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок?

    Домашнее задание.

Упр. 258 стр. 107. (по заданию)


§ 58. Двойные согласные пишутся при сочетании приставки и корня, если приставка кончается, а корень начинается одной и той же согласной, например: по дд ержать, пре дд верие, вв ести, о тт ереть, сс ыпать, во сс тановить, бе зз аконный, конт рр еволюция.

§ 59. Двойные согласные пишутся при сочетании составных частей сложносокращённых слов, если одна часть кончается, а другая начинается одной и той же согласной, например: Мо сс овет, гла вв рач.

§ 60. Двойное н и двойное с пишутся при сочетании корня и суффикса, если корень кончается, а суффикс начинается согласной н или с:

с суффиксом -н-, например: длинный (длина), старинный (старина), каменный (камень), доменный (домна), законный (закон), временный (основа времен-);

с суффиксом -ск-, например: котласский (Котлас), арзамасский (Арзамас), русский (Русь), но: тартуский (Тарту), ханькоуский (Ханькоу);

Двойное с пишется также в глаголах прошедшего времени при сочетании основ на -с с возвратной частицей -ся, например: спасся, нёсся.

Примечание. Двойное н пишется в числительном одиннадцать.

§ 61. Двойное н пишется в суффиксах -енн-, -онн- прилагательных, образованных от существительных, например: соломенный, болезненный, клюквенный, искусственный, внутренний, ведренный, свойственный, обеденный, революционный, позиционный.

Примечание. В слове ветреный и в производных от него пишется одно н, но в приставочных образованиях пишется -нн- (безветренный, подветренный).

Прилагательные с суффиксом -ян- (-ан-), образованные от существительных, пишутся с одним н, например: волосяной, дровяной, глиняный, кожаный. Прилагательные деревянный, оловянный, стеклянный пишутся с двойным н.

С одним н пишется суффикс -ин- в прилагательных, например: соловьиный, куриный, гостиный, а также в существительном гостиница.

§ 62. Двойное н пишется в страдательных причастиях прошедшего времени, например: читанные на торжественном заседании доклады; боец, раненный вражеской пулей; колхоз, организованный в 1930 году; усиленный двумя ротами отряд; депутаты, избранные в Верховный Совет.

§ 63. Двойное н пишется во всех прилагательных, образовавшихся из страдательных причастий прошедшего времени (или по их типу), если эти прилагательные имеют приставки либо оканчиваются на -ованный, -еванный (кроме жёваный и кованый), например: больному назначено усиленное питание, вышел том избранных сочинений Пушкина, возвышенный стиль, вписанный треугольник, выдержанное вино, доверенный человек, умеренный климат, изысканные манеры, отвлечённый вопрос, рассеянный ученик, поношенное платье, подержанные книги, заплаканное лицо, заржавленный ключ, рискованный шаг, балованный ребенок, корчёванный участок.

Но с одним н следует писать прилагательные, образовавшиеся из страдательных причастий прошедшего времени (в том числе и сложные, см. § 80, п. 2), если эти прилагательные не имеют приставки и не образованы от глаголов на -овать, -евать, например: учёные труды, раненые пограничники, рваная одежда, копчёная колбаса, кипячёное молоко, вяленая рыба, гашёная известь, солёные огурцы, мочёные яблоки, варёный картофель, гладкокрашеная ткань.

Слова желанный, священный, нечаянный, невиданный, неслыханный, нежданный и некоторые другие, определяемые в словарном порядке, пишутся с двумя н.

§ 64. Двойное н пишется в наречиях на -о и в существительных с суффиксами на -ик, -иц, -ость, образованных от прилагательных, если последние пишутся с двумя н, например: нечаянно, неслыханно, взволнованно, взволнованность (взволнованный); уверенно, уверенность (уверенный); воспитанность, воспитанник, воспитанница (воспитанный); ставленник (ставленный); пленник (пленный); именинник (именинный); сенник (сенной); коренник (коренной); свойственник (свойственный).

Если же прилагательное имеет одно н, то и образованные от него наречия и существительные пишутся с одним н, например: путано, путаник, путаница (путаный); учёно, учёность (учёный); конопляник (конопляный); серебряник (серебряных дел мастер). Также с одним н пишутся слова сребреник (в значении монеты) и бессребреник (бескорыстный человек).

§ 65. Двойное н пишется во множ. ч. и в женском и среднем роде ед. ч. кратких прилагательных, образовавшихся от страдательных причастий прошедшего времени, в полной форме которых – двойное н, например: группы дисциплинирова нн ы и организова нн ы, девочка воспита нн а и умна; они очень рассея нн ы.

Краткие же страдательные причастия пишутся с одним н, например: слома н, слома н а, слома н о, слома н ы, юноша воспита н комсомолом; девочка изнеже н а воспитанием; мы ограниче н ы временем; ученики организова н ы в группу.

§ 66. Двойное ж пишется в словах вожжи, дрожжи, можжевельник, жужжать и в производных от них, а также в некоторых образованиях от глагола жечь, например: жжёшь, жжёт, жжёный, жжение, жжёнка.

При наличии чередования зг – зж, зд – зж следует писать не двойное ж, а зж, например: брюзжать (брюзга), мозжечок (мозг), приезжать (приезд), позже (стар. поздо, соврем, поздно), загромозжу (загромоздить), а также брезжить (ср. стар. брезг – «рассвет»).

§ 67. Не пишется больше двух одинаковых согласных подряд, хотя бы это и требовалось составом слова, например: ра сс ориться (ра с + сс ориться), оде сс кий (оде сс + с кий), пру сс кий (пру сс + с кий), пятито нн ый (пятито нн + н ый).

§ 68. Написание двойных согласных в иноязычных словах определяется в словарном порядке, например: ирригация, коррозия, кассация, эксцесс, эссенция, но: афиша, литера, официальный, офорт, рапорт.

§ 69. В словах, образованных от основ, оканчивающихся на две одинаковые согласные, двойные согласные перед суффиксами сохраняются, например: группа – группка, группочка; программа – программка, программный; киловатт – киловаттный; Калькутта – калькуттский; класс – классный; гунн – гуннский; балл (единица меры, оценки) – пятибалльный, галл – галльский; либретто – либреттист.

Но пишется: криста ль ный (хотя криста лл), фи н ка, фи н ский (хотя фи нн), коло н ка (хотя коло нн а), пятито н ка (хотя то нн а), опере т ка (хотя опере тт а).

Примечание. В первой части сложносокращённых слов, которая представляет собой основу, оканчивающуюся двойной согласной, пишется только одна согласная, например: гра м запись, гру п ком.

Есть определенное правило русского языка , которое диктует следующий принцип образования наречий от прилагательных :

Если в прилагательном всего одна буква «Н» , то и в образованном от него наречии , оканчивающимся на буквы: «О» или «Е» также будет одна эта буква. Если изначально в прилагательном было две буквы, то и образованное наречие будет повторять также две буквы «Н». Примеры:

Две буквы «Н» : раздраженн ый – раздраженн о, взволнованн ый – взволнованн о, медленн ый – медленн о, огненн ый – огненн о, мужественн ый – мужественн о, пламенн ый – пламенн о

Одна буква «Н» : поздн ий – поздн о, забавн ый – забавн о, приятн ый – приятн о, ветрен ый – ветрен о, снежн ый – снежн о, грустн ый – грустн о, красн ый – красн о, солнечн ый – солнечн о


Самое обсуждаемое
“Я лиру посвятил народу своему… ” (по произведениям Н “Я лиру посвятил народу своему… ” (по произведениям Н
Органический мир Индийского океана Органический мир Индийского океана
Лекция: Причины, характерные черты и особенности образования единого государства Лекция: Причины, характерные черты и особенности образования единого государства


top