История Древней Месопотамии

Древняя Месопотамия

МЕСОПОТАМИЯ (Междуречье, Двуречье), природная и историческая область в Западной Азии, в бассейне рек Тигр и Евфрат. Включает Месопотамскую низменность и плато Бадият-эль-Джазира. Месопотамия – один из древнейших очагов возникновения земледелия и государственности. На территории Месопотамии в 4–3-м тысячелетиях до н. э. сформировались раннеклассовые государства; в начале 2-го тысячелетия до н. э. в южной части Месопотамии сложилось государствово Вавилония. В дальнейшем Месопотамия входила в состав Ассирийского государства (9–7 века до н. э.), Нововавилонского царства (7–6 века до н. э.), государства Ахеменидов (6–4 века до н. э.), державы Александра Македонского (4 век до н. э.), государства Селевкидов (4–2 века до н. э.), Парфии (2 век до н. э. – 3 век н. э.), государства Сасанидов (3–7 века), с 7 века – арабского Халифата.

Древнейшие следы человеческой деятельности на территории Месопотамии датируются около 500–400 тысяч лет назад (рубила и галечные орудия местонахождения Барда-Балка). Материалы эпохи Мустье известны в пещерах Хазар-Мард, Шанидар и других. К позднему палеолиту и переходу к мезолиту относят культуры Барадост и Зарзи (они представлены и в Шанидаре). Эти традиции получили продолжение в памятниках «загросского мезолита» (Карим-Шахир, Зеви-Чеми-Шанидар и других), связанных с начатками производящего хозяйства, становление которого прослежено по материалам поселений Джармо, Магзалия и т. д. Увеличивающееся население около конца 7-го – начала 6-го тысячелетия до н. э. освоило север аллювиальной долины Месопотамии. Носители культур с развитой земледельческой традицией (Хассуна, Халаф, Убейд) обжили всю Месопотамию, стали применять искусственное орошение, освоили обработку цветных металлов, к концу этой эпохи начали изготавливать керамику на гончарном круге; о сложных социально-имущественных отношениях свидетельствуют монументальные архитектурные сооружения, печати-амулеты.

На основе традиций Убейда к середине 4-го тысячелетия в Месопотамии сформировалась культура типа Урук и сменившая её культура «протописьменного периода» когда появились сложные ирригационные системы, массовое ремесленное производство, горородские центры со сложными монументальными комплексами и каменной скульптурой, письменность. Всё это легло в основу шумерской цивилизации. Шумерский мир представлял собой конгломерат городов-государств (Урук, Ур, Лагаш и другие), боровшихся между собой. Несмотря на политическую раздробленность, шумеров объединяло самоназвание, близость культов (Энлиль и прочие) и культурное сходство. К этому, «раннединастическому», периоду относится широкое распространение изделий из бронзы, появление царских некрополей, где погребения сопровождались человеческими жертвоприношениями и богатейшим инвентарём (например, в Уре), сложение эпических сказаний (о Гильгамеше и другие). Экономическое и общественное развитие более северных, чем шумерская, культур отставало от южной Месопотамии, но шло в том же направлении.

С середины 3-го тысячелетия до н. э. в Месопотамии расселялись восточносемитские племена аккадцев. Наряду с шумерами, они также являлись создателями и носителями месопотамской цивилизации. На рубеже 3–2-го тысячелетия до н. э. аккадские язык и письменность вытеснили из употребления шумерские. Вплоть до середины 1-го тысячелетия до н. э. аккадский язык оставался дипломатическим и литературным языком всего Ближнего Востока. Для аккадского варианта месопотамской цивилизации было характерно преобладание царской власти над жреческой и тяготение к созданию обширных государств. В конце 24 века до н. э. аккадский царь Саргон Древний подчинил себе все месопотамские города и создал крупное государственное образование, границы которого простирались от Персидского залива до Средиземного моря. В 22 веке до н. э. аккадское царство рухнуло под натиском иранских племён кутиев, которые, в свою очередь, были побеждены правителем Ура, создавшим так называемую новошумерскую державу (царство III династии Ура, 21 век до н. э.). Это государство в течение почти столетия контролировало Месопотамию, опираясь на разветвлённый бюрократический аппарат и крупное царское хозяйство.

После падения царства Ура под ударами Элама и амореев политические центры Месопотамии окончательно переместились на север в Исин и Ларсу, а позднее – в Вавилон, расположенный на Среднем Евфрате. Вавилон достиг расцвета в правление царя Хаммурапи (18 век до н. э.), подчинившего Среднее и Нижнее Двуречье и прославившегося составлением детального свода законов (известного как Кодекс Хаммурапи). В этот период сложилась старовавилонская литературная традиция, оказавшая определяющее влияние на дальнейшее развитие месопотамской литературы. Последующий период истории Вавилонии – эпоха владычества касситских царей (16–12 века до н. э.) – известен меньше. Предположительно, что при касситах усиливается роль царского хозяйства и ослабевает частная хозяйственная инициатива, характерная для старовавилонской эпохи.

К северу от Вавилонии, в Ассирии, расположенной в среднем течении Тигра (исторические центры – Ашшур, затем Ниневия), складывался другой очаг месопотамской цивилизации. Староассирийский период (20–16 века до н. э.) отмечен масштабной экономической экспансией ассирийцев в Восточной Анатолии и основанием торговых колоний. Впоследствии торгово-экономическая активность купцов Ашшура прервалась, а сама Ассирия на несколько веков сошла с исторической сцены, попав в зависимость от сильных соседей (государство Митанни). Её политическое возрождение началось в 14 века и продолжалось вплоть до 7 века до н. э. Ассирия оставалась ведущим государством Ближнего Востока. Её политика, особенно в 9–7 веках до н. э., отличалась агрессивностью и непрерывными попытками военной экспансии в отношении Вавилонии, Средиземноморья и Урарту. Неоднократно Ассирийская держава ослабевала и теряла завоёванные провинции, но затем вновь консолидировалась и возобновляла экспансию; на пике своего могущества подчинила всю территорию так называемого Благодатного Полумесяца (Элам, сиро-ливанский регион и Египет). Вавилон в союзе с племенами халдеев (калду), расселившимися в Южной Месопотамии в 9 веке до н. э., несколько столетий оставался главным противником ассирийцев, которые неоднократно захватывали и разрушали этот город. В 1-й половине 1-го тысячелетия до н. э. в Месопотамии расселились племена арамеев, продвигавшиеся со стороны Сирийской пустыни и Среднего Евфрата, а арамейский язык постепенно вытеснил нововавилонский и новоассирийский диалекты аккадского языка.

В 616–609 до н. э. Ассирийское царство пало под ударами мидян и вавилонян. Северная окраина ассирийских земель вошла в состав Мидийского государства; большая часть Благодатного Полумесяца оказалась под властью Нововавилонского царства. Вершины своего расцвета Вавилон достиг в правление Навуходоносора II (605–562 до н. э.). Однако истощение сил государства в ходе внешней экспансии, а также конфликт царя Набонида (556–539 до н. э.) со жречеством сделали Вавилон лёгкой добычей персидского царя Кира II. В 539 до н. э. персы захватили Вавилонию и включили её в состав Ахеменидов государства.

Персидское владычество мало повлияло на социально-экономические отношения и культурно-религиозную ситуацию в регионе. Вавилон стал одной из резиденций персидских царей. Арамейский язык, господствовавший в Месопотамии, был языком государственных документов западных областей государства Ахеменидов. В конце 6 – начале 5 веков до н. э. в Вавилонии неоднократно происходили восстания против персидского господства.

В 331 до н. э. в битве при Гавгамелах Александр Македонский нанёс решающее поражение персидскому царю Дарию III, овладел Вавилонией и другими областями государства Ахеменидов. Вавилон стал столицей империи Александра, а после её распада вошёл в состав государства Селевкидов, отличавшегося значительной этнокультурной пестротой. Господствующее положение в нём занимали выходцы из Греции и Македонии, расселившиеся во множестве городов-колоний. Один из них – Селевкия на правом берегу Тигра – стал столицей государства и унаследовал роль Вавилона как торгового центра. Все последующие политические центры Месопотамии находились на берегах Тигра, так как частое изменение русла Евфрата создавало трудности хозяйственного освоения поймы этой реки.

Во 2 веке до н. э. Селевкиды постепенно утратили контроль над своими восточными провинциями, в 141 до н. э. Месопотамия была захвачена парфянами. После этого Вавилон окончательно пришёл в упадок. Парфянские цари династии Аршакидов сделали своей ставкой военный лагерь Ктесифон на левом берегу Тигра, напротив Селевкии, долго сохранявшей свои эллинистические черты. В государстве Аршакидов преобладала синкретическая греко-восточная культура; в политическом плане Парфянское царство было аморфным: оно включало в свой состав автономные греческие города и вассальные владения, в том числе царство Адиабена со столицей в Арбеле (на левобережье Среднего Тигра) или Хатра (в Северной Месопотамии). Парфяне являлись главными противниками Римской империи. Римляне захватывали Месопотамию при императоре Траяне (115 г.) и Септимии Севере (199 г.), но не смогли надолго удержать её.

В 227 г. власть династии Аршакидов была свергнута Сасанидами, правление которых ознаменовалось возрождением древнеиранской культурно-политической традиции (в том числе влиянием зороастризма). Хотя в этническом и культурном плане Месопотамия не принадлежала к иранскому миру, она была политическим, хозяйственным и демографическим центром державы Сасанидов. Столицей империи оставался Ктесифон, а налоги с Месопотамии были главным источником доходов государства. Большая часть населения Месопотамии составляли арамеи, в среде которых распространялось христианство несторианского и монофизитского толков. Предгорья Загроса населяли предки курдов, в Вавилонии существовали крупные иудейские колонии, в степях к западу от Евфрата кочевали арабские племена. В 5–6 веках арабы образовали подчинённое Сасанидам государство Лахмидов со столицей в Хире. Верхняя Месопотамия была объектом постоянного военного соперничества Византии и Сасанидов, истощившего обе стороны и облегчившего завоевание Передней Азии арабами во 2-й четверти 7 века.

По материалам Большой Российской Энциклопедии. Авторы: В. И. Гуляев (археология), К. А . Панченко (история).



Древняя Месопотамия (по книгам В. И. Авдиева "История Древнего Востока" и акад. В. В. Струве "История Древнего Востока").

Древнейшая Месопотамия

1.Природные условия. 2.Архаическая эпоха. 3.Образование древнейшего рабовладельческого государства. 4.Энтемена. 5.Деятельность Урукагины. 6.Образование Шумерийского царства при Лугаль-Заггиси (XXIV в. до н. э.). 7.Возвышение Аккада.Саргон Древний. 8.Преемники Саргона. 9.Завоевание Месопотамии гутиями. 10.Гудеа (XXIII в. до н. э.). 11.III династия Ура.

Древний Вавилон

1.Экономика и социальные отношения. 2.Торговля. 3.Развитие рабства. 4.Землевладение. 5.Право и судопроизводство. 6.Государственная власть (деспотия). 7.Завоевание Вавилона касситами.

Вавилонская культура

1.Письменность. 2.Литература. 3.Миф о сотворении мира. 4.Поэма о Гильгамеше. 5.Поэма об Адапе. 6.Поэма об Этане. 7.Нисхождение Иштар. 8.Драматическая поэзия. 9.Лирическая поэзия. 10.Религиозно-философская поэзия. 11.Архитектура.Изобразительное искусство. 12.Религия. 13.Государственный культ и обоготворение царя. 14.Возникновение научных знаний. 15.Математика. 16.Астрономия. 17.Медицина. 18.Естествознание. 19.История и филология. 20.Школы.

Ассирия

1.Природные условия. 2.Население. 3.Древнейший период истории Ассирии. 4.Развитие хозяйства и общественный строй. 5.Образование древнейшего Ассирийского государства. 6.Борьба Ассирии с Митанни. 7.Первое возвышение Ассирии. 8.Второе возвышение Ассирии (Ново-Ассирийское царство). 9.Образование Ассирийской державы. 10.Хозяйство и общественный строй Ассирии IX—VII вв. до н. э. 11.Организация военного дела. 12.Управление государством. 13.Завоевательные походы ассирийских царей. 14.Ассархаддон. 15.Культура.

Ново-Вавилонское царство

1.Хозяйственный и общественный строй. 2.Расцвет Ново-Вавилонского царства.