История Древней Месопотамии

Ассирия

15. Культура

Историческое значение Ассирии заключается в образовании первого крупного государства, претендовавшего на объединение всего известного тогда мира. Ассирийская культура, достигшая довольно значительного развития, во многом основывалась на культурном наследии древнего Шумера и Вавилона. Ассирийцы заимствовали у древних народов Месопотамии систему клинообразной письменности, многие литературные произведения, характерные элементы искусства, типичные черты религии, наконец, целый ряд научных знаний. Из древнего Шумера ассирийцы заимствовали некоторые имена и культы богов, например, небесного бога Ану, архитектурную форму храма и храмовой башни (зиккурата), многие художественные сюжеты. Особенно усилилось культурное влияние вавилонян в XIII в. до н. э. после взятия Вавилона ассирийским царем Тукульти-Нинурта I. У вавилонян ассирийцы заимствовали широко распространенные произведения религиозной литературы, в частности эпическую поэму о сотворении мира и гимны древним богам Энлилю и Мардуку. Из Вавилона к ассирийцам пришли системы мер и веса, некоторые черты в организации государственного управления и многие элементы права, разработанного в эпоху Хаммурапи. Вполне естественно, что вавилоняне передали ассирийцам многие элементы более древней шумерийской культуры, хотя племена Северной Месопотамии имели возможность воспринять культурные достижения шумерийцев непосредственно от них самих. Некоторые элементы культуры ассирийцы заимствовали у хурритов и хеттов. Представляет большой интерес вопрос о культурных взаимодействиях между Ассирией, Урарту и сиро-финикийским кругом стран.

О значительном развитии ассирийской культуры свидетельствует знаменитая библиотека Ашшурбанипала, найденная в развалинах дворца в Ниневии (Куюнджик). В этой библиотеке было собрано большое количество разнообразных религиозных надписей, литературных произведений и других текстов, среди которых особенный интерес представляют надписи, содержащие астрономические наблюдения, медицинские тексты, наконец, грамматические и лексические справочники, своеобразные предшественники позднейших словарей и энциклопедий. Тщательно списывая по особым царским предписаниям, иногда подвергая некоторым переделкам самые различные произведения более древней письменности, ассирийские писцы собрали в этой библиотеке целую сокровищницу культурных достижений древних народов Передней Азии. Некоторые литературные произведения, как, например, покаянные псалмы или «жалобные песни для успокоения сердца», свидетельствуют о высоком развитии ассирийской литературы. В этих песнях древний поэт с большим художественным мастерством передает чувство личной скорби человека, пережившего большое горе, сознающего свою вину и свое одиночество. К оригинальным произведениям ассирийской литературы принадлежат летописи ассирийских царей, описывающие главным образом военные походы, битвы, осады и штурмы крепостей, мятежи среди покоренных народов, царские охоты на диких зверей, например львов, а также большие постройки дворцов и храмов. Эти летописи составлялись по приказам отдельным царей: Салманасара III, Синахериба, Ассархаддона, Ашшурбанипала. Летописцы использовали отдельные документы, в которых описывались войны и крупные постройки, производившиеся по приказу того или иного царя (от имени этого царя и составлялась данная надпись или данная летопись). Все эти своеобразные произведения официальной придворной литературы должны были возвеличить подвиги обоготворенного деспота. Поэтому они облекались в торжественную, иногда напыщенную форму. Далеко не все писцы обладали литературным талантом, поэтому они часто использовали те выражения, сравнения и художественные образы, которые, повторяясь из поколения в поколение, постепенно становились стандартными. Только более поздние летописи, как, например, летопись Ашшурбанипала, отличаются своеобразной и яркой художественной формой, которая все же порой пестрит старыми, узаконенными веками стандартами.

Прекрасное представление об ассирийской архитектуре времени ее расцвета дают развалины дворцов Ашшурбанипала в Калахе и царя Саргона II (Дур-Шаррукин, около современного Хорсабада). Дворец Саргона построен, как и шумерийские парадные здания, на большой, искусственно воздвигнутой террасе. Он состоял из множества зал и дворцов, расположенных асимметрично. Этот дворец является типичным для ассирийского зодчества образцом соединения архитектуры с монументальной скульптурой, художественными рельефами и декоративной орнаментацией. У величественного входа во дворец стояли огромные статуи гениев-охранителей царского дворца, изображенных в виде фантастических чудовищ, крылатых быков с головой человека. Стены парадных зал ассирийского дворца обычно украшались рельефными изображениями разнообразных сцен придворной жизни, войны и охоты. Эти рельефы, в особенности изображения животных в сценах царской охоты, являются высшими достижениями ассирийского изобразительного искусства. Ассирийские скульпторы умели с большой правдивостью и с большой силой выразительности изображать диких зверей, газелей и львов, на которых так любили охотиться ассирийские цари. Широкую известность получили рельефные изображения раненой львицы и умирающего льва, сделанные с великолепным пониманием природы и с большим художественным мастерством. Все эти рельефы, судя по сохранившимся остаткам краски, были ярко раскрашены. Но наряду с этим в ассирийской скульптуре сохранились вплоть до VII в. старые традиционные сюжеты, проникнутые религиозным культом и стремлением всюду изобразить царя в качестве сверхмощного, богоподобного властителя, гордо возвышающегося над всеми остальными людьми.

Хетты и хурриты, с которыми ассирийцы часто сталкивались во II тысячелетии до н. э., оказали значительное влияние на развитие ассирийской культуры, что особенно сказалось в архитектуре, в своеобразных чертах религиозных верований, а также в коневодстве. В развалинах Ашшура были найдены фрагменты небольшого трактата, в котором говорится о том, как следует приручать и объезжать лошадей. Этот текст, написанный на среднеассирийском языке, относится к XIII— XIV вв. до н. э. Возможно, что он был составлен под некоторым хеттским или хурритским влиянием, поскольку известен хеттский текст по коневодству, составленный митаннийцем Киккули. Во всяком случае, обучение лошадей, уход за ними и их дрессировка являются совместными достижениями древнейших народов северных областей Передней Азии. Некоторое влияние на ассирийцев оказали хетты и хурриты в развитии строительного дела и архитектуры. Применение при постройке дворцов больших каменных глыб, иногда покрывавшихся рельефными изображениями и надписями, крупнокаменная (циклопическая и мегалитическая) кладка стен возникли, очевидно, под значительным влиянием как хеттского, так и хурритского искусства. Фантастические изображения мощных зверей с крыльями птицы и головой человека, фигуры крылатых человекоподобных гениев с птичьими головами — все эти чудовищные изображения, украшавшие стены ассирийских дворцов, были в некоторой степени вдохновлены искусством хеттских и хурритских мастеров. К ним примыкают и мотивы сиро-хеттского искусства, отчасти подпавшего под влияние Египта, особенно начиная с середины II тысячелетия. В этом отношении характерны изображения идущего сфинкса в виде крылатого льва с головой человека, украшенной египетским головным убором и изображениями священной змеи, охранительницы фараона (урей).

Весь этот смешанный (синкретический) тип художественных изображений как в монументальной скульптуре, так и в рельефе и в прикладном искусстве получил свое яркое выражение в произведениях искусства Северной Сирии и прилегающих стран Малой Азии и Северной Месопотамии. В Ассирии в последние годы существования большой Ассирийской державы это искусство достигло вершины своего развития. В этом стиле выдержаны и многочисленные части настенной инкрустации из слоновой кости, найденной в различных местах Ассирии, например, в развалинах «форта Салманасара III». Среди ассирийских богов можно найти образы хетто-хурритских богов, в частности бога грозы, молнии и бури Тешуба и богини Хепат. Очевидно, хурриты передали ассирийцам многие элементы как своей, так и хеттской культуры.

В эпоху процветания Митаннийского государства образовалась своеобразная хурритская цивилизация, многие элементы которой были заимствованы ассирийцами. Но в основе ассирийской культуры лежали достижения древних шумерийцев и вавилонян, письменность, литература и религия которых были широко заимствованы ассирийцами. Представляет поэтому наибольший интерес выделить самобытные элементы ассирийской цивилизации и проследить ее развитие на протяжении веков, что еще далеко не полностью сделано в исторической науке.

Благодаря развитию торговли и завоеванию целого ряда соседних стран, ассирийцы распространили шумеро-вавилонскую письменность, формы и сюжеты литературных произведений, религиозные представления и верования, первые зачатки научных знаний по странам древневосточного мира, сделав таким образом культурное наследие древнего Вавилона достоянием большинства народов Древнего Востока, включая северные районы Закавказья и горные районы, прилегающие к обширной территории Иранского плоскогорья.