История Древней Месопотамии

Вавилонская культура

11. Архитектура. Изобразительное искусство

Многочисленные раскопки на территории Месопотамии открыли нам сравнительно мало произведений искусства (значительно меньше, чем в Египте). Это объясняется в некоторой степени тем, что в Двуречье жили различные племена, которые постоянно вели между собой борьбу за преобладание и господство во всей стране. Одни государства сменялись другими; кочевые, отсталые племена гутиев, аморитов и касситов много раз наводняли Двуречье, что приводило к упадку культуры и искусства.

Основными отличительными чертами архитектуры в древней Месопотамии были массивная монументальность, применение кирпича в качестве строительного материала, асимметричное и поперечное размещение внутренних помещений. Стены больших зданий часто украшались своеобразной орнаментацией.

Древнейшие шумерийские храмы были раскопаны в Уруке и в Эль-Обеиде. Эти храмы, сооруженные на искусственных насыпях, защищавших их от вод разлива, в художественном отношении создавали своеобразный контраст плоской поверхности равнины. Стены храма в Эль-Обеиде были украшены вертикальными выступами и неглубокими нишами, а также фризами, выполненными при помощи своеобразной мозаики. Возводились деревянные, иногда обитые медью колонны, на которые опирались очень примитивные своды. В качестве связующего использовалось особое цементирующее вещество на основе битума (асфальта).

Шумеро-аккадская архитектура достигла своего расцвета при III династии Ура. Храмы, дворцы и другие здания этого времени были раскопаны в развалинах Ура, Эшнунны и Описа. Здесь были обнаружены целые архитектурные комплексы, в состав которых входили храмы, дворцы, гробницы и особые храмовые ступенчатые башни (зиккураты). Возможно, что воспоминания об этих башнях сохранились в библейской легенде о «вавилонской башне».

Архитектура Шумера и Аккада оказала влияние на развитие архитектурных форм в Вавилонии и в Ассирии. На это указывает композиция древнеассирийского храма богини Иштар в Ашшуре, орнаментация стен дворца в Мари, а также длительное сохранение древней архитектурной формы ступенчатой храмовой башни (зиккурата).

Древнейшие образцы шумерийской скульптуры отличаются грубоватой примитивностью, которая с течением времени превращается в определенный художественный стиль, закрепленный навыками художников, длительной традицией и религиозным мировоззрением. Древнейшие статуи изображают человека в неподвижной, как бы застывшей позе, только в лице чувствуется стремление художника несколько свободнее передать натуру, причем особенное внимание обращено на изображение глаз, отличающихся большой выразительностью, что достигалось инкрустацией зрачка и отдельных частей глаза. Столь же примитивны и неподвижны изображения людей и животных на рельефах, например, на «Стэле коршунов» Эаннатума. Часто эти изображения схематизированы, как, например, на вазе Энтемены. Скульптуры и рельефы аккадской эпохи, в частности статуи, найденные в развалинах Эшнунны и Описа, сохраняют следы влияния шумерийского искусства. В статуе Ибих-или из Мари сохраняется своеобразная поза, традиционная одежда и обычная инкрустация больших выразительных глаз — типичные черты шумерийской скульптуры. Однако в эту эпоху был сделан большой шаг вперед в развитии искусства. Художники стали свободнее и ближе к природе изображать человеческое тело, в особенности в рельефе. Прекрасным произведением искусства эпохи Саргонидов является «Стэла Нарамсина», на которой изображен царь, подымающийся на гору во главе отряда воинов. С большой для того времени свободой и смелостью изображена фигура царя, перед которой падает наземь сраженный копьем неприятельский воин. Расположение фигур отличается не только строгой симметрией, но и большой внутренней гармонией. Художник искусно соединил массовую сцену — войско, подымающееся в горы, с главным сюжетом — триумфом обожествленного царя над врагами.

Среди скульптурных произведений вавилонской эпохи выделяются рельеф, изображающий Хаммурапи перед богом Шамашем на верхней части столба с текстом законов, а также выразительное и тонко сделанное рельефное изображение Хаммурапи, возможно, передающее черты сходства. Интересны далее скульптуры, найденные при раскопках в Мари и относящиеся к тому же времени. Во всех этих памятниках еще чувствуются следы шумерийского влияния. Так, например, рельеф на столбе с текстом законов Хаммурапи является лишь более поздним вариантом шумерийской сцены представления царя божеству. Однако вавилонские художники, использовав культурное наследство Шумера, сумели его творчески переработать, подняв на более высокую ступень.