История Древней Палестины

Древняя Палестина

ПАЛЕСТИНА (от древнееврейского Пелешет – Страна филистимлян), историческая и географическая область в Передней Азии, на восточном побережье Средиземного моря. Древнейшие следы человеческой деятельности (не менее 1 млн. лет назад) на территории Палестины относятся к олдовану. Фиксируются несколько волн заселения из Восточной и Северной Африки. К опорным памятникам принадлежит Убейдия, где есть и материалы Ашеля. Выделяют несколько групп ашельских памятников с локальной спецификой. Для позднего Ашеля Сиро-Палестинского региона выделяются ябрудская и сменившая её хуммалийская индустрии. На этой основе сложился местный вариант традиций среднего палеолита с индустрией Леваллуа. К этому кругу памятников принадлежат древнейшие в регионе (и одни из древнейших в мире) погребения (например, Кафзех, Схул); погребённых относят к древнейшим представителям Homo sapiens вне Африки, хотя одновременно и даже позднее в регионе жили и неандерталоиды с сапиентными чертами, например, находки в Табуне, Кебаре. По более поздним находкам из Кебары выделяется кебарийская культура поздней части верхнего палеолита – эпипалеолита.

Памятники эпипалеолита – мезолита – протонеолита, свидетельствующие о прочной оседлости и большой роли собирательства злаков, относятся к натуфийской культуре. Появляются выделяющиеся по размерам, интерьеру, находкам постройки (возможно, культовые), которые, как и некоторые погребения, например, девочки со щенком в Эйнане (Айн-Маллаха), свидетельствуют об усложнении социальной структуры.

Территория Палестины входит в один из древнейших и основных очагов становления земледелия и животноводства – Плодородный полумесяц. Расцвет культур докерамического неолита на территории Палестины представлен на Телль-эс-Султане (Иерихон), ряде памятников культуры Тахун (названа по Вади-Тахуна в Палестине). Развитие этих традиций прервала смена или перегруппировка населения. На севере региона памятники керамического неолита относятся к ярмукской культуре; в зоне степей и пустынь известны длинные (до 2,5 км) каменные стены, в плане образующие подобие воронок (так называемые воздушные змеи), что позволяет говорить о наличии загонной охоты. В целом территория Палестины находилась на периферии развития культур, основные центры которых представлены в Месопотамии (Хассуна, Самарра).

В энеолите регион входит в зону гхасульской культуры (около 4300–3300 до н. э.), центром которой, по-видимому, было поселение Гхассул (территория Иордании). К региональным культовым центрам относится храм в оазисе Эйн-Геди (Эн-Геди), с которым, возможно, связан уникальный клад в Нахаль-Мишмар. О важности металличских изделий свидетельствуют и находки в Нахаль-Кана. Около 4-й четверти 4-го тысячелетия до н. э. происходит распад гхассульской общности, а также ряд миграций, продолжавшихся и позднее. Центры развития формируются на юге (культура Беэр-Ше-ва) и севере (Голанские высоты); для них характерны захоронения в оссуариях.

В раннем бронзовом веке (около 3300–2300 до н. э.; делится на 3 фазы) ситуация постепенно стабилизируется, продолжает развиваться металлургия (в том числе на экспорт), связанная с основными центрами на Синайском полуострове, возрастает плотность оседлого населения, контактировавшего со скотоводами, появляются города [Мегиддо, Телль-эль-Фара, Ай (Гай), Иерихон, Иерусалим, Лахиш, Телль-эль-Хеси и другие]. Фиксируется миграция с Кавказа; например, кирбет-керакскую культуру связывают с переселением носителей куро-араксской культуры. Регион оставался периферийным на фоне центров цивилизаций Месопотамии и Египта. Финал раннего бронзового века отмечен опустошением ряда городских центров, что объясняют как внутренними неурядицами, так и вторжениями.

Культуры среднего бронзового века (около 2300–1550 до н. э.; делится на 2 фазы) в основном связаны с пришельцами-скотоводами, хотя прослеживается и сохранение более ранних традиций. Возрождение и развитие городской жизни (в ряде случаев – у старых культовых центров), активное строительство храмов, начавшееся во 2-й фазе среднего бронзового века (около 2000–1550 до н. э., делится на 2 этапа), соотносят с продвижением в регион и оседанием ханаанеев. В их взаимодействии с амореями сложилась культурная общность, занявшая весь Сиро-Палестинский регион. Распространяются памятники письменности клинописью на аккадском языке, единичные памятники египетской письменности (стела из Бет-Шеана); во 2-м тысячелетии до н. э. сложились протоханаанское письмо и протосинайское письмо. Вероятно, некоторые группы с территории Палестины приняли участие в миграции гиксосов (17 век до н. э.) в Египет.

Египетская экспансия, последовавшая за разгромом гиксосов, не прервала в позднем бронзовом веке (около 1550–1200 до н. э.) старые традиции. При фараонах XVIII и XIX династий регион стал ареной войн Египта с хурритами, Митанни, хеттами. Местные города в основном сохранили автономию, но контролировались из Египта и были обложены данью. Резиденция египетского наместника находилась в Газе, другие центры – в Яффе, Беф-Шане. Несмотря на активное взаимодействие с культурами Египта, Восточного Средиземноморья и Месопотамии, войны, эксплуатация египтянами, усилившийся натиск кочевников привели к упадку многих городских центров.

Околло 1200 до н. э. с севера и запада на территорию Палестины начались вторжения народов моря, включая филистимлян и других. Их центрами стали Ашкелон, Ашдод, Газа, Экрон (Екрон), Геф (Гат) и другие города, как правило, основанные на месте городов предшествующего периода. В Телль-Касиле исследован культовый центр. Сохранялись и собственно ханаанейские центры, египетское присутствие. К 11 веку до н. э. завершился переход от пиктографических знаков к абстрактным (22 буквы), направление последовательности букв при письме стало устойчивым (к древнейшим памятникам относится остракон с ученическим упражнением из Избет-Сартаха – 80 букв в 5 линий, в том числе алфавит).

В это же время с юга и востока началась экспансия скотоводческих, в том числе еврейских (ибри) племён, захватывавших города и основывавших поселения на их руинах или на новых местах. В ходе освоения новых территорий и консолидации скотоводов, их войн с филистимлянами шло и усвоение местных, в основном ханаанейских, традиций, что способствовало усилению новых военно-политических образований. В ходе завоеваний Саула и Давида сложилось единое Израильское царство, столицей которого при Давиде стал Иерусалим. Оно достигло расцвета при Соломоне, построившем главный культово-обрядовый центр иудаизма – Иерусалимский храм. Со строительной деятельностью этого царя и его преемников связывают также изучавшиеся археологами постройки в Мегиддо, Асоре, Гезере, некоторых малых городах.

После смерти Соломона 10 колен Израилевых отделились и создали Израильское царство, во главе которого встал Иеровоам I, сын Навата, основавший и 2 новых культовых центра – Дан на севере и Вефиль на юге. После неоднократной смены столицей стала Самария. Активное строительство велось в Мегиддо, Асоре, Тирце (в Библии – Фирца) и других городах. Области, где власть сохранили потомки Соломона, вошли в Иудейское царство, оправившееся, как и Израильское царство, от последствий нападения около 925 до н. э. египетских войск Шешонка I. Столицей оставался Иерусалим, продолжавший расти в 8–7 веках до н. э. Строительная деятельность фиксируется также в Лахише и других городах, в том числе в городах на севере пустыни Негев, контролировавших путь к Красному морю и игравших важную роль в системе обороны от кочевников и государств Заиорданья. Несмотря на частые конфликты с соседями и междоусобицы (в том числе связанные с отказом ряда правителей и общин от иудаизма), городская культура региона постепенно достигла уровня её расцвета в среднем бронзовом веке, а затем и превзошла его, например, в размахе систем водоснабжения. Важную роль играли активные торговые связи, особенно с финикийцами. В 10–9 веках до н. э. сложилось раннее еврейское письмо, распространившееся окло 800 до н. э.

С конца 730-х годов до н. э. регион подвергся ряду опустошительных нападений ассирийских войск, что привело к падению Израильского царства (722 год до н. э.) и образованию здесь нескольких округов, входивших в Новоассирийскую державу. Её вассалами стали Иудея (хотя Иерусалим не был взят ассирийцами), а также некоторые города побережья Средиземного моря (Филистии). Войны сопровождались угоном населения в Месопотамию и Мидию (где началась его ассимиляция), переселениями в Палестину части жителей Месопотамии и Аравии. Палестина использовалась и как база ассирийских вторжений в Египет. В 7 веке до н. э., в условиях относительной стабильности, несмотря на антиассирийские выступления и карательные экспедиции, судя по археологическим данным, происходило восстановление разрушенных и развитие сохранившихся поселений. Царь Иудеи Иосия (около 640/639–609/608 до н. э.) провёл религиозную реформу с целью утверждения монотеизма, расширил территорию Иудеи. Археологами зафиксирован подъём экономики и синкретичной культуры Филистии, где были особенно сильны связи с эгейским миром. В 635 и 609 (или 608) до н. э. регион подвергался египетским нашествиям.

В 609 до н. э. ослабевшая Ассирия пала. Царь победившей Нововавилонской державы Навуходоносор II, разгромив егип. войска, вскоре стал контролировать Палестину. Участие Иудеи в антивавилонских коалициях привело к карательным походам и оккупации её вавилонянами. В 586 или 587 до н. э. был захвачен Иерусалим; город и Храм разрушены, значительная часть населения изгнана. Столицей новой вавилонской провинции стала Мицпа (вероятно, ныне Телль-эн-Насбе). Пострадали и другие города (особенно в Филистии и части Иудеи), некоторые из них так и не возродились. Выведенное из Палестины население компактно поселили в Месопотамии, а на опустевших землях начали селиться соседи, в том числе из Заиорданья.

В 539 до н. э. Вавилон был захвачен персидским царём Киром II, вавилонским пленникам было разрешено вернуться на родину. Часть иудеев во главе с Шешбацаром и первосвященником Иисусом вернулась в Палестину, персы разрешили воссоздание Иерусалимского храма (восстановлен Зоровавелем), куда вернули священные сосуды, захваченные вавилонянами. По возвращении евреев из вавилонского плена их ранняя письменность была оставлена и началось развитие её новой версии (на основе арамейского письма). Палестина стала частью государства Ахеменидов и была поделена на провинции, вошедшие, вероятно, при Дарии I в 5-ю персидскую сатрапию Аварнахара («Заречье», то есть к западу от Евфрата). С этого времени археологически зафиксированы возрождение и расцвет многих поселений, освоение пустовавших земель, активная торговля, чеканка монеты, строительство новых укреплений для защиты от нападений с юго-востока. При Артаксерксе I (465–424 до н. э.) в Иерусалим вернулась ещё одна группа иудеев во главе с Ездрой и завершилось формирование гражданско-храмовой общины, получившей юридический иммунитет. Она состояла из «сохранивших чистоту веры» иудеев, была отделена (вплоть до запрещения браков) от остального населения региона и постепенно стала господствовать в Палестине.

В ходе войны против Ахеменидов, после взятия в 332 до н. э. Тира, армия Александра Македонского прошла через Палестину по пути в Египет и обратно. В Палестине была сохранена система управления (наместник и его администрация, контролировавшие самоуправляющиеся общины). Сопротивление в Газе и восстание в Самарии были подавлены, в эти города поселены греческие колонисты. После смерти Александра в 323 году до н. э. за обладание Палестиной боролись диадохи Птолемей Лаг и Селевк I Никатор. С 301 до н. э. Палестина стала частью государства Птолемеев, но с 200 года до н. э. отошла к Селевкидам, хотя египетское влияние было отчасти восстановлено в результате брака Птолемея V Эпифана с Клеопатрой (дочерью победителя, Антиоха III Великого) и ослабления Селевкидов после поражения от римлян в 190 до н. э.

Эти войны существенно не повлияли на экономическое развитие Палестины, особенно активное в Газе и других городах, лежавших на путях в Египет. Важную роль играли и усиливавшиеся контакты с Финикией, другими регионами. Возрастало влияние эллинистической культуры (от архитектуры и быта до распространения культов и греческого языка), основными проводниками которой были торговцы, слои, связанные с администрацией, военные колонисты, получавшие в Палестине земельные наделы. Иудея с преобладающим сельским населением и единственным городом Иерусалимом, продолжавшим оставаться религиозным центром и символом идеи государственности у евреев, находилась на периферии этих процессов, так же как сравнительно слабозаселённая Самария.

При Антиохе IV Эпифане (175–164 до н. э.) вновь началась война Селевкидов с Птолемеями, в ходе которой Антиох конфисковал (в соответствии с греческим правом) имущество Иерусалимского храма. В дальнейшем, опираясь на часть жителей Иерусалима и первосвященника Иисуса (принявшего греческое имя Ясон), он проводил политику активной эллинизации и жёсткого ограничения иудаизма (вплоть до запрещения ряда обрядов и строительства во дворе Храма алтаря Зевсу). В 166 году до н. э. началось восстание части иудеев под руководством Маттафии, добившихся при его 3-м сыне Иуде Маккавее ряда успехов. Селевкиды прекратили религиозные преследования, а открытое сопротивление в основном подавили. В 152 году до н. э. первосвященником стал брат Иуды Ионафан, достигший политическим лавированием восстановления контроля над евреями Палестины. При слабеющих Селевкидах многие общины Палестины получали независимость, продолжали богатеть. В 142 до н. э. от налогов была освобождена Иудея, ставшая фактически независимой.

После гибели Ионафана (143 до н. э.) его брат Симон (Шимон), сосредоточив всю полноту религиозной и военно-политической власти, положил начало правлению рода Хасмонеев (со 104 года до н. э. официально провозглашались царями). Захватывая территории, они заселяли их иудеями, нередко изгоняя, а иногда и уничтожая население, не принявшее иудаизм. Сложившаяся в Иудее общественно-экономическая модель (с жёсткой религиозной регламентацией, ориентацией на местное производство, культурным изоляционизмом и нетерпимостью) распространялась на новые территории. Однако авторитет богатевших Хасмонеев и связанных с ними семей падал (восстание фарисеев в 90–84 до н. э.), противоборство эллинизированных и ортодоксальных евреев, тех и других с прочими группами населения продолжалось; некоторые регионы стали фактически независимыми. При Александре Яннае (103–76 годы до н. э.) царство Хасмонеев достигло максимально широких границ, включив почти всю Палестину, значительную часть Ливана и Заиорданья. Между наследниками Александра Янная разгорелась борьба, и они обратились к Риму за поддержкой.

В 63 до н. э. римский полководец Гней Помпей занял Иерусалим, встал на сторону Гиркана II, но сделал Иудейское государство вассалом, а ряд приобретений Александра Янная вернул под прежнее управление, включив в римскую провинцию Сирия. В ходе вторжения войск Парфянского царства в 40 году до н. э. власть в Палестине получили противники Гиркана II, но при римской поддержке были разгромлены Иродом I Великим, в 37 до н.э. занявшим Иерусалим. Власть Ирода над Иудеей, Самарией, Галилеей и другими территориями в 30 до н. э. подтвердил Октавиан Август, на стороне которого Ирод оказался после битвы при Акции. Ирод стремился включить своё царство в римскую имперскую систему, сохранив в эллинизированной форме еврейскую религиозно-национальную специфику. С этим связано масштабное строительство, в том числе укреплённых дворцов в Масаде, Геродионе (Иродионе; в 12 км южнее Иерусалима, место погребения Ирода), Махероне (в 30 км юго-восточнее Мадабы), Иерихоне, нового Храма и дворцового комплекса в Иерусалиме, городов Кесария (Цезарея), Себастия (от греческого имени императора Августа) на месте Самарии, крепостей на границе с Набатейским царством (всего более чем в 20 местах в его владениях и в 13 за их пределами). Комплексы имели огромные размеры и сложную структуру, включали сады, театры, бассейны, бани, украшались фресками, резьбой, мозаиками.

После смерти Ирода в 4 году н. э. его царство разделили между 3 сыновьями, владения которых постепенно перешли к Риму: в 6 году н. э. – Иудея и Самария (ядро провинции Иудея с центром в Кесарии), в 44 году – Галилея и Перея, расположенная восточнее Иордана; около 90 года оставшиеся земли были включены в римскую провинцию Сирия при сохранении местной царской династии.

В начале 1 века н. э. Палестина стала местом Рождества, земной жизни, проповеди, Крестной смерти и Воскресения Иисуса Христа, колыбелью христианства.

Усиление романизации, противостояние иудейских и неиудейских общин, злоупотребления римских властей привели к Иудейской войне 66–74 годов, в ходе которой в 70 году был разрушен Иерусалимский храм (следы этой войны археологически прослежены повсеместно: Масада, Иродион, Махерон и другие). Римское присутствие во всех областях жизни (от юрисдикции до быта) резко возросло, в Иерусалиме был размещён X, а со 120 года к югу от Назарета – VI легион, возникали римские колонии, в том числе ветеранов, строились языческие храмы, театры, гимнасии, амфитеатры, ипподромы, дороги и т. д. Наблюдается активное экономическое развитие. Антиримские восстнаия в 116 и 132–135 (Бар-Кохбы) были подавлены, провинция стала называться Палестина.

В ходе административных реформ в эпоху домината Палестина и ряд прилегающих земель стали частью провинций Палестина I, II, III, вошедших в диоцез Восток, отошедший с конца 3 века к восточной (позднее – «византийской») части империи. Значительную часть населения региона составляли язычники разных исповеданий и христиане (их вера до эдикта Галерия 311 и Миланского эдикта официально не признавалась), а также общины самаритян (в основном в Самарии) и иудеев (главным образом в Галилее), старавшиеся сохранить, несмотря на затронувшую все области жизни романизацию, веру, связанные с ней обряды, определённую обособленность.

При единоличном правлении Константина Великого (в 324–337) в П. усилились позиции христианства, чему способствовала деятельность и его матери Елены Святой, в том числе строительство церквей, обретение Креста Господня. С 4 века в Палестине складывается один из центров монашества, здесь впервые появились лавры. В 451 на IV Вселенском (Халкидонском) соборе провозглашена автокефалия Иерусалимской православной церкви в статусе патриархата.

Несмотря на землетрясения, периодически случавшиеся в 4–6 веках, конфликты христиан с иудеями, самаритянами и представителями других религий (погромы христиан при Юлиане Отступнике, ряд жестоко подавленных восстаний самаритян, в 481 и 529 провозглашавших собственных царей, и т. д.), внутрихристианские споры, Палестина оставалась одной из сравнительно спокойных частей империи. Экономическому развитию способствовала и строительная деятельность, в том числе Юстиниана I Великого, охватившая и Палестину (например, церкви в Иерусалиме, среди них Новая базилика, а также в Самарии). Однако конфликтные вопросы не получили приемлемого для всех решения, как и в других землях, возрастал налоговый гнёт, что порождало недовольство центральной властью.

В 614 году, в ходе очередной войны Византии с Сасанидами, при поддержке части иудеев и самаритян, Палестину захватили войска Хосрова II, но по мирному договору с Ираклием I в 629 году здесь был восстановлен византийский контроль; персы вернули и вывезенный ими Крест Господень. Попытки усилить позиции Константинополя примирением с монофизитами в форме монофелитства закончились неудачей. Ослабленная внутренними неурядицами и войнами империя подверглась арабским завоеваниям (первые нападения на Палестину относятся к 634 году). После разгрома византийской армии на реке Ярмук (Эль-Ярмук), притоке Иордана (636), арабский отряд был направлен в Палестину, в 637 году сдался Иерусалим и ряд других городов. Сопротивление продолжалось лишь в нескольких городах на побережье Средиземного моря, но между 639 и 642 годами пала Кесария, а среди последних, в 644 году, – Аскалон (Ашкелон).

По материалам Большой Российской Энциклопедии. Авторы: Л. А. Беляев, С. Б. Григорян.



Древняя Палестина (по книге В. И. Авдиева "История Древнего Востока").*

1.Природные условия. 2.Раскопки. 3.Письменные источники. 4.Население. 5.Ханаан в III—II тысячелетиях до н. э. 6.Завоевание Палестины древнееврейскими племенами. 7.Развитие хозяйства и общественный строй. 8.Землевладение. 9.Образование Израильского царства. 10.Давид. 11.Соломон. 12.Отделение Израиля от Иудеи. 13.Пророки. 14.Падение Израиля и Иудеи. 15.Религия и литература.

 

* Высказанное автором мнение о происхождении Библии, деятельности пророков и по некоторым другим вопросам не совпадает с мнением администрации сайта.