Царь-колокол. Царь-колокол: фото и описание памятника русского литейного искусства XVIII века Царь колокол история кратко для детей 2

Царь-колокол. Царь-колокол: фото и описание памятника русского литейного искусства XVIII века Царь колокол история кратко для детей 2

Адрес: Россия, Москва, Московский Кремль
Дата создания: 1735 год
Поставлен на постамент: 1836 год
Координаты: 55°45"02.9"N 37°37"07.1"E

Содержание:

Московский Кремль известен одной из своих самых заметных исторических достопримечательностей - Царь-колоколом.

Причем поражает он не своим звучанием (Царь-колокол никогда не звонил), а в первую очередь собственной массой и громадными размерами. В настоящее время колокол находится на Ивановской площади и все желающие могут его увидеть. Достоверно известно, что Царь-колокол был отлит в XVIII веке семьёй известных в то время мастеров-литейщиков Моториных: отцом Иваном и сыном Михаилом .

Безусловно, Царь-колокол - лучшая и самая монументальная их работа, однако Моторины отлили множество других колоколов и свыше 10 пушек. Причем не только для храмов российской столицы - колокола их работы, например, можно увидеть в Петербурге и Киеве.

История создания Царь-колокола

Царь-колокол, который сегодня можно увидеть в Москве, не первый. Оказывается, был его более ранний вариант. Отлили его в 1600 году и весил он примерно 40 тонн. К сожалению, в середине XVII он разбился. Сразу после этого печального события решили выплавить новый колокол, гораздо больше предыдущего. Вес нового колокола составил 130 тонн, который был установлен рядом с колокольней царя Ивана Великого. Но и ему не суждено было «жить». Известна точная дата его падения - это был 1654 год, Рождество. Пострадал колокол во время рождественского колокольного звона. Но и на этом решили не останавливаться. Обратившись к профессиональному литейщику А. Григорьеву, мастеру заказали колокол ещё больше - весом уже 160 тонн.

Однако и ему не суждено было долго звонить - григорьевский колокол разбился во время сильного пожара, случившегося в 1701 году. И уже только спустя 30 лет императрица Анна Иоановна решила предпринять ещё одну попытку возрождения Царь-колокола. Длительность подготовительных работ составила 4 года.

Для литья нового колокола на Ивановской площади была создана специальная форма в яме глубиной 10 метров. Стенки формы были укреплены с помощью кирпича и специальных вставок из дуба, а на дно была положена железная решетка. В качестве основания данной конструкции были использованы дубовые сваи. Далее в яму была помещена форма колокола, в которую залили расплавленный в четырёх плавильных печах металл. На материал для литья пошли остатки старого Царь-колокола, разбившегося во время пожара. Проектом «официально» руководил и его исполнял Иван Моторин. Начиная с этого момента, хронология создания Царь-колокола такова: подготовительные работы были полностью закончены в ноябре 1734 года. 26 ноября была проведена служба в Успенском соборе, сразу после которой затопили плавильные печи.

И вот, казалось бы, ничто не должно помешать отливке нового колокола. Однако опять случились непредвиденные вещи. Две печи дали сбой, расплавленная медь начала вытекать и всё закончилось большим пожаром. А через некоторое время Иван Моторин умер...

Начатое дело решили не оставлять и за очередную попытку создания Царь-колокола взялся сын Ивана Моторина Михаил. 1 час и 12 минут - это точное время, которое понадобилось для отливки последнего варианта Царь-колокола. Также известна и точная дата его создания - 25 ноября 1735 года. После отливки колокол начали украшать чеканкой. Однако и здесь вмешалась судьба. В мае 1737 года в Москве начался очередной пожар. В результате чего загорелись деревянные бревна и доски, которые служили каркасом для кожуха в литейной яме. Царь-колокол начал нагреваться и чтобы он опять не расплавился, было принято решение заливать его водой. Естественно, такого перепада температур металл не выдержал, и от Царь-колокола откололся кусок. Вес этого куска составил 11.5 тонн. Самое интересное, что после пожара его никто не вытаскивал из литейной ямы. А пролежал Царь-колокол в ней немало - почти 100 лет.

И только при восстановлении Кремля после войны с Наполеоном, в 1836 году Царь-колокол был водружен на специальный постамент. Таким его можно увидеть в настоящее время . Установленный вблизи колокольни царя Ивана Великого, это поистине шедевральный памятник литейного искусства царской России.

С историей создания последнего Царь-колокола, который сегодня доступен взглядам туристов, неразрывно связан ещё один замечательный человек - Август Монферран. Август Монферран приобрел славу классного специалиста по работе с тяжелыми конструкциями весом в несколько десятков тонн после постройки Исаакиевского собора. К слову, он был его главным архитектором. Именно он помог организовать подъём Царь-колокола на постамент. Кстати, сам постамент был также выполнен по проекту Августа Монферрана. Люди того времени буквально обомлели, увидев мощь и красоту поднятого Царь-колокола! Особенно здорово были выполнены орнаментальные украшения, это было отмечено в газетах того времени.

Всё тот же Август Монферран отлил медную державу с крестом, установленную наверху Царь-колокола. Крест не золотой, как многие думают, а всего лишь позолоченный. Тем не менее вид Царь-колокола от этого не становится менее захватывающим. На барельефах, украшающих Царь-колокол, можно увидеть царя Алексея Михайловича, при котором был создан предыдущий экземпляр, и императрицу Анну Иоановну, вдохновительницу создания данного экземпляра.

Ведь именно благодаря её указу начались работы по отливке нового медного колокола. Сразу под изображением императрицы Анны Иоановны красуется надпись, сообщающая о создателях Царь-колокола - отце и сыне Моториных. Также не забыли и про христианских святых - на Царь-колоколе есть изображения Христа с Богоматерью, апостола Петра и Иоана Предтечи. Однако пожар, который случился в 1737 году в очередной раз не дал довести намеченное до конца. Именно по этой причине на Царь-колоколе видны следы незавершенной чеканки. Кстати, чеканкой занимался другой мастер. Лишь недавно было установлено его имя - Фёдор Медведев.

Легенда о Царь-колоколе

Существует невероятная легенда о Царь-колоколе. Согласно ей, колокол отлили во времена Петра I (конец XVIIначало XVIII вв.). С возвращением царя в Москву после Полтавской битвы, в честь победы звонили все колокола. Лишь один колокол не звонил, не смотря на старания звонарей раскачать колокольный язык. В гневе Петр I послал на помощь роту военных, однако они лишь оторвали язык, а Царь-колокол так и не зазвонил.

В народе сказали, что колокол упрямей царя. В руках Петр держал отобранную у шведского короля дубинку. В ярости за то, что колокол не захотел оповещать о победе, царь ударил по нему дубинкой. От удара откололся кусок, а сам Царь-колокол с гулом ушел в землю. Старообрядцы и сектанты веруют, что в день Страшного суда Царь-колокол сам поднимется и начнет звонить.

  • В 1941 году в колоколе размещался узел связи Кремлевского полка. Чтобы великан не блестел и не был виден немецким бомбардировщикам, его специально покрасили;
  • Несколько раз начинались разговоры о том, чтобы спаять колокол для использования его по прямому предназначению. Но специалисты заверяют, что получить чистое звучание не получится;
  • В плавку было добавлено 72 кг золота и 525 кг серебра. Это должно было улучшить звучание;
  • У царь-колокола никогда не было языка. Тот язык, что находится рядом, был взят от другого колокола.

Рейтинг достопримечательности

← ПАМЯТНИКИ КРЕМЛЯ МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ →

Одна из достопримечательностей Москвы – царь-колокол, установленный в Кремле. Это – памятник литейного искусства восемнадцатого века, самый большой колокол в мире. Многие гости столицы, интересуются у экскурсоводов, сколько весит царь-колокол и какова история его создания.

История гигантского колокола

У самого известного колокола в мире есть свои предшественники, и каждый из них тоже имел приставку «царь». Первый был отлит еще в начале века. Около сорока тонн – вот сколько весит царь-колокол первый . Он прослужил верой и правдой столице пятьдесят лет, но потом вследствие пожара рухнул на землю и разбился.

Тогда, в 1654-м году москвичи отлили новый колокол, этот «гигант» весил уже 130 тонн, но ровно через полвека он в точности повторил судьбу своего предшественника, упал и разбился во время пожара в 1701 году.

Нынешний «монарх» был отлит в 1735 году по заданию императрицы Анны Иоанновны. Его создателем должен быть парижский мастер, член Академии Наук Жермень, но тот категорически отказался от такой миссии. А взялся за это дело русский мастер Иван Моторин вместе со своим сыном Михаилом.

Сколько весит царь-колокол в тоннах

Около 200 тоннн – вот сколько весит царь-колокол в Москве. Учитывая его размеры, отливали изделие прямо в Кремле. Для этого на Ивановской площади вырыли котлован десять метров глубиной. Рядом возвели четыре литейных печи, соорудили оборудование для подъема кожуха.

Сам процесс отлива колокола шло достаточно тяжело. Сначала вышли из строя две печи, потом из-за взрыва сгорели деревянные конструкции. А когда работы были в самом разгаре, вдруг умер Иван Моторин, продолжал их уже один Михаил.

Закончились работы 25 ноября. Если говорить о том, сколько точно весит царь-колокол, то специалисты называют цифру 201 тонна 934 килограмма. Другие параметры:

  • высота колокола с ушками – 6,24 метра;
  • диаметр – 6,6 метра;
  • состав сплава: медь (84 процента), олово (13,21 процента), серебро (0,25 процента), золото (0,036 процента).

Интересный факт: когда после остывания металла стали выполнять чеканные работы в 1937 году, случился очередной пожар в столице, и от колокола откололся кусок 11 тонн.

Кремль: мини-путеводитель по территории

Для этого на вырыли котлован глубиной 10 метров, и поместили туда форму. Неподалеку рабочие построили 4 литейные печи. Для лучшего звучания колокола в сплав из меди и олова добавили 525 кг серебра и 72 кг золота. Украсили Царь-колокол орнамент и барельефные портреты царя Алексея Михайловича и Анны Иоанновны.

По официальной версии, во время пожара 1737 года сгорели деревянные балки, на которых держался колокол. Чтобы он не расплавился, начали лить воду. Из-за перепада температур от колокола откололся кусок, весом 11,5 тонны.

Но историю с пожаром могли придумать для путеводителей, а трещины, вероятно, появились из-за неправильного охлаждения - технологической ошибки литейщика. Возможно, поэтому Моторин попросил за работу всего 1 000 рублей, тогда как за литье более простых колоколов для Новодевичьего монастыря и Троице-Сергиевой Лавры он получил 6 000 рублей за каждый.

В 1836 году архитектор Огюст Монферран поднял Царь-колокол на постамент и поместил на его вершине шар и золоченый крест - символ державы. Так в Московском появился памятник литейного искусства.

Но у Царь-колокола были «прадед», «дед» и «отец».

В 1600 году Андрей Чохов отлил по приказу Бориса Годунова огромный колокол «Царь». Он весил около 40 тонн и находился в специально построенной клети. Но во время пожара в начале XVII века он упал и разбился.

В 1652 Алексей Михайлович поручил изготовить новый Царь-колокол Даниле и Емельяну Даниловым. «Дед» весил 130 тонн, но не отличался прочностью: при рождественских звонах 1654 года он разбился. Перелить колокол Алексей Михайлович доверил Александру Григорьеву. Вес нового колокола достиг уже 160 тонн. Его басовый звон звучал над Москвой более тридцати лет, но при пожаре 1701 года «отец» упал и разбился. Из осколков по приказу императрицы Анны Иоанновны отлили новый колокол.

В 1747 году мастер Слизов предлагал перелить Царь-колокол, а архитектор Форстенберг хотел даже впаять вышибленный край и уверял, что звук не пострадает.

Александр III даже хотел поставить в Кремле гигантскую Царь-колокольню. Но от дорогостоящей идеи пришлось отказаться. Больше гигантских колоколов на Руси не отливали.

Говорят, что... ...Царь-Колокол перекрасили для маскировки во время Великой Отечественной войны.
...изначально отливку Царь-колокола предложили королевских золотых дел мастеру французу Жерменю. В ответ он рассмеялся: «Никто в мире этого сделать не сможет, господа», и от работы отказался.
...Царь-колокол разбил тяжелой рукой Петр Великий. Когда царь вернулся в Москву после Полтавского сражения, он приказал в честь победы звонить во все колокола. Но Царь-колокол не зазвонил, как ни старались звонари раскачать его тяжелый язык. Петр разгневался и прислал в помощь звонарям роту гвардейцев. Язык колокола сорвался, но он не зазвонил. Петр в бешенстве ударил по колоколу дубинкой, и от него откололся кусок, а сам колокол загудел и ушел в землю.

По инициативе Николая I Московский Кремль обрел еще одну достопримечательность – знаменитый Царь-колокол. Отлитый во времена Анны Иоанновны гигантский колокол целый век пролежал в глубокой яме. В июле 1836 года его извлекли оттуда и выставили для всеобщего обозрения.

В эпоху Николая I Московский Кремль преобразился: исчезли последние следы французского нашествия 1812 года, появились новые здания Большого Кремлевского дворца и Оружейной палаты. Началась и реставрация исторических памятников. Одним из крупнейших достижений стало решение буквально «проблемы века» – подъема на поверхность земли Царь-колокола.

Его размеры не могут не впечатлять. В свое время парижский «золотых дел мастер, член Академии наук» Жермень, получив предложение от русской императрицы Анны Иоанновны отлить колокол весом в 10 тыс. пудов (более 163 тонн; 1 пуд равен 16,3804964 кг), счел это шуткой: выполнение такого заказа казалось ему невозможным. А вот русский мастер Иван Моторин не только не испугался поставленной задачи, но и значительно этот план «перевыполнил»: отлитый им Царь-колокол весил 202 тонны – свыше 12 тыс. пудов! Неправильно держать такое чудо в земле, рассудил император Николай.

Колокололитейные рекорды

По одной из версий, первый Царь-колокол появился еще в XVI веке, при Иване Грозном : при церкви Иоанна Лествичника висел колокол весом в 1 тыс. пудов (чуть больше 16 тонн), которому и дали столь громкое и почетное название. Другому колоколу по наследству оно перешло уже в эпоху царя Алексея Михайловича: вес колокола, отлитого в 1654 году мастером Александром Григорьевым , составил около 8 тыс. пудов (131 тонна). Согласно преданию, этот Большой Успенский колокол (таким было его официальное название) долгое время никто не решался поднять, и только в 1668 году механику-самоучке, исполнявшему обязанности царского привратника, сложная задача оказалась под силу. Колокол благовестил в звоннице, находившейся неподалеку от колокольни «Иван Великий», до 19 июня 1701 года. Случившийся в тот день пожар, охвативший значительную часть Кремля, не пощадил и колокол: несколько полученных серьезных трещин не могли не повлиять на звучание – звонить в него стало уже невозможно.

Работами по подъему Царь-колокола и водружению его на постамент руководил французский архитектор и инженер Огюст Монферран. Литография из альбома «Описание Царь-колокола в Москве», вышедшего в Париже в 1840 году

Решения своей судьбы он ждал долго, поскольку после перевода столицы в Санкт-Петербург московскими колоколами в течение многих лет никто не интересовался. Лишь в 1730 году его наконец сняли и по приказу Конторы артиллерии и фортификации (она ведала Пушечным двором, где отливали не только пушки, но и колокола) разбили на мелкие кусочки для последующей переливки в новый колокол. Анна Иоанновна, недавно вступившая на престол, задумала явить миру Царь-колокол, который превосходил бы рекорд предшественника, с использованием этих фрагментов. Тогда-то по ее указанию граф Иоганн Эрнст Миних (сын знаменитого фельдмаршала), служивший в российском посольстве в Париже, и обратился к мастеру Жерменю. Правда, француз, оправившись от первоначального удивления, предложил столь сложный и дорогостоящий проект, что императрица сама поспешила от его проекта отказаться.

Подъем Царь-колокола. Чертеж ХIХ века

После неудачи с иностранными специалистами было решено обратить внимание на отечественных мастеров. Выбор пал на Ивана Федоровича Моторина и его сына Михаила – представителей старинной московской династии литейщиков, уже прославленных созданием Воскресенского и Великопостного колоколов для «Ивана Великого», колокола для Набатной башни Кремля, колоколов для ряда больших соборов и известных монастырей России, а также 115 артиллерийских орудий по заказу Петра I во время Северной войны. Чертежи будущего колокола, смету и предварительно отлитую Моториными модель весом в 12 пудов отправили в Петербург для утверждения, и разрешение на продолжение работ было получено.

Кремлевская катастрофа

По предложению мастеров формовку и отливку колокола производили прямо в Кремле, для чего была вырыта яма глубиной в 10 метров на Ивановской площади – между «Иваном Великим» и Чудовым монастырем. Изнутри яму укрепили дубовыми брусьями с металлическими ободьями и обложили кирпичом. А вокруг нее установили четыре плавильные печи, каждая из которых вмещала до 50 тонн металла. Для литья нового Царь-колокола, как уже говорилось, предполагалось использовать расколотые куски григорьевского колокола, пострадавшего при пожаре в 1701 году, но этого материала, естественно, недоставало, и потому из Петербурга были выписаны еще олово и сибирская медь. Что касается состава металла, то проведенные позднее исследования показали, что в сплаве Царь-колокола содержится также примерно 72 кг золота и около 525 кг серебра.

Царь-колокол в Московском Кремле. Худ. Э. Джильбертсон. 1838

Только подготовительные работы, начавшиеся в январе 1733 года, продолжались на протяжении почти двух лет. Не обошлось без проблем, случались и аварии. Так, при первой попытке литья в ноябре 1734 года обнаружилась утечка меди из печей, из-за чего пришлось срочно останавливать плавку и тушить возникший пожар. Для возобновления работ потребовалось время. В августе 1735 года – новый удар: скончался мастер Иван Моторин . Завершал дело уже его сын Михаил. 24 ноября 1735 года Царь-колокол был готов: плавка заняла 36 часов, а непосредственно отливка – всего 36 минут (каждую минуту в форму поступало 7 тонн металла!).

Колокол небывалых размеров украсили богатый орнамент и рельефные изображения: в клеймах наверху – образы Спасителя, Богородицы и Иоанна Предтечи, а также апостола Петра и праведной Анны Пророчицы. Выбор именно этих святых не случаен: прославляются небесные покровители самой императрицы, ее отца (царя Иоанна V ) и дяди (императора Петра I). Ниже расположены искусно выполненные портреты Анны Иоанновны и царя Алексея Михайловича в полный рост, а между ними в больших барочных картушах с завитками, ангелами и цветами – две надписи, повествующие об истории создания колокола. Над выполнением деревянных моделей икон, изображений и надписей для Царь-колокола трудилась целая группа специально выписанных из Петербурга мастеров-резчиков – Василий Кобылев, Петр Галкин, Петр Кохтев, Петр Серебряков и Петр Луковников . А вот имя скульптора долгое время оставалось неизвестным. Лишь недавно историкам удалось его установить: Федор Медведев.

После отливки колокол все еще пребывал в яме, поскольку продолжались чеканные работы. Он стоял на железной решетке, основой для которой служили 12 дубовых свай, вбитых в землю. Поднять его на поверхность так и не успели: 29 мая 1737 года грянула катастрофа. В Москве заполыхал грандиозный пожар, какого город не видел уже много лет. Загоревшуюся над колоколом кровлю и падавшие в яму охваченные огнем бревна принялись тушить водой, что и стало роковой ошибкой. Из-за быстрого и неравномерного охлаждения колокол сначала треснул, а потом от него откололся значительный кусок – весом в 780 пудов (11,5 тонны). После этих трагических событий колокол остался лежать в яме – как выяснилось, почти на… 100 лет.

Интересно, что впоследствии, когда в народе стали забываться истинные причины нахождения колокола в земле и приобретения им повреждений, появился целый ряд необычных легенд и мифов с различными версиями о том, как это произошло. Например, московские старообрядцы говорили о падении колокола в связи с реформами Никона и свято верили, что когда-нибудь его звон возвестит о победе сторонников древнего обряда. Не менее популярная легенда связывала произошедшее с именем Петра I. Дескать, вернувшись после победы под Полтавой в Москву, царь приказал звонить во все колокола, но звонари, как ни старались, этот гигантский колокол заставить зазвучать не могли. Тогда-то, утверждали в народе, разгневанный Петр и ударил его дубинкой со словами: «Вот тебе за то, что не хочешь о моей победе звонить!» В месте удара от колокола откололся огромный кусок, а сам он с гулом ушел глубоко под землю… Возможно, возникновение этой легенды обусловлено петровской кампанией по переплавке колоколов в пушки.


ЗАХАРОВ Н.Н. Кремлевские колокола. М., 1969
БОНДАРЕНКО А.Ф. Московские колокола XVII в. М., 1998

На свет Божий

На самом деле мысли об извлечении Царь-колокола из ямы возникали неоднократно. Императрица Елизавета, изъявившая желание поднять его и заново перелить, нашла составленную на этот случай смету завышенной. Не увенчались успехом и старания Екатерины II , затем ее внука Александра I. Николай I, узнав о новом способе починки колоколов, поначалу хотел его восстановить и соорудить для него особую звонницу, но и этот проект остался лишь на бумаге. В то же время яма с колоколом на Ивановской площади, мягко говоря, не украшала облик Кремля. Чтобы хоть как-то исправить положение, над ней соорудили деревянный помост, имевший дверь, через которую все желающие, взяв ключ у звонарей колокольни «Иван Великий», могли спуститься и увидеть дивный исполинский колокол.

Когда стало ясно, что Царь-колокол уже никогда не будет звонить, император Николай I распорядился установить его в Кремле как памятник, подняв на постамент. В 1836 году было принято окончательное решение о вызволении гигантского колокола из его вековой темницы. Эту работу поручили проверенному специалисту – французскому архитектору и инженеру Огюсту Монферрану , который к тому моменту уже получил известность в России благодаря строительству Исаакиевского собора и сооружению Александровской колонны на Дворцовой площади в Петербурге.

Поднятие Царь-колокола тщательно готовили: прежде всего вынули землю, окружавшую колокол, укрепили стенки ямы, выкачали воду, в течение шести недель возводили строительные леса. Но первая попытка все же обернулась неудачей: при подъеме колокол повлек за собой железную решетку, на которой он был когда-то укреплен, из-за чего деревянная подъемная конструкция затрещала, лопнула часть канатов (Монферран впоследствии предположил, что канаты отсырели при доставке в Москву из Петербурга). Вся проделанная работа была бы напрасной, если бы не смелость одного из рабочих, который бесстрашно спустился в яму и под нависшим над ним колоколом установил подпорку из бревен. Колокол зафиксировали в таком положении, работы на время остановили.

Вторая попытка подъема, для которой было увеличено количество канатов и воротов, наконец оказалась удачной. 23 июля 1836 года за 42 с половиной минуты Царь-колокол извлекли из ямы и водрузили на восьмигранный постамент, установленный возле колокольни «Иван Великий». Монферран увенчал колокол большой державой с позолоченным крестом, подчеркнув таким образом его царское название. С тех самых пор он стоит на своем почетном пьедестале вместе с отколовшимся когда-то из-за пожара куском, припаять который так и не удалось, да и вряд ли теперь эта задача актуальна. Исполинский колокол во время Великой Отечественной войны сослужил добрую службу: в 1941 году в нем размещался узел связи Кремлевского полка.

Царь-колоколу, отлитому русскими мастерами при императрице Анне Иоанновне, без малого 300 лет, но его рекордный вес остается непревзойденным не только в России, но и за ее пределами. Это по-прежнему самый большой колокол в мире.

Царь-пушка

По повелению императора Николая I в Московском Кремле был установлен и другой памятник царского масштаба – Царь-пушка. Отлитая в 1586 году мастером Андреем Чоховым на Пушечном дворе, она украшена конным портретом царя Федора Иоанновича в короне и со скипетром в руке. Предполагалось, что на поле сражения для пушки будет вырыт специальный окоп, поэтому лафета у нее изначально не было. Впрочем, принять участие в боевых действиях ей так и не довелось: сперва она стояла на Красной площади, а в XVIII веке переехала во двор Арсенала.

В 1835 году по эскизам Александра Брюллова , брата знаменитого художника, для Царь-пушки на петербургском заводе Чарльза Берда (о чем сообщает надпись на торце оси лафета) были изготовлены декоративные ядра, а также сам лафет, украшенный львиной головой и богатым растительным орнаментом. В 1843 году пушке подыскали более заметное и почетное место – возле старого здания Оружейной палаты.

Этим преследовалась особая цель, озвученная в указе:

«Постановление старинных орудий у палаты будет прилично и соответственно уже потому, что само здание ее назначено для хранения достопамятностей».

В начале 1960-х, когда старое здание Оружейной палаты было снесено для строительства Кремлевского дворца съездов, Царь-пушке пришлось снова переселяться – теперь на Ивановскую площадь. Но новое ее расположение оказалось, пожалуй, самым удачным: сегодня Царь-колокол и Царь-пушка образуют единый ансамбль.

Никита Брусиловский

В многострадальной русской истории не последнее место занимает главный
исторический предметный символ страны - Царь-колокол. Его история
неразрывно связана с историей всей страны. Но преподносимая сегодня
массам как забавное приключение с известными началом и концом на
проверку оказывается не так однозначна. Представленные на сайте Музеев
Московского Кремля два изображения колокола , современного и
старинного, и имеющих принципиальные различия, заставляет взглянуть на
историю колокола критическим взглядом.

Согласно историческим данным именной указ императрицы Анны Иоановны
(АИ) о переливке Царь Колокола из остатков разбитого колокола царя
Алексея Михайловича (АМ), состоялся в 1730 году, вскоре после ее
восшествия на трон. Однако потребовалось порядка 4-х лет, чтобы
приступить к собственно отливке колокола. Отливал его колокольных дел
мастер Иван Моторин с сыном Михаилом. Первая попытка была неудачной. И
мастер Иван Маторин умер толи от расстройства, толи от чумы. Через год в
1735 году переливку повторил его сын Михаил Моторин. Эта попытка
оказалась удачней, однако когда колокол был еще в обработке в родной
яме, случился пожар. По одной из версий от холодной воды, при тушении
попавшей на колокол, последний треснул и от него откололся кусок весом
в12 тон. В земле колокол пролежал 99 лет, прежде чем был поднят и
установлен на пьедестал в 1836 году знаменитым архитектором Монферраном.
Вот вкратце основная история Царь Колокола. Высота колокола 6 м 14 см,
диаметр 6 м 60 см, общий вес 201 т 924 кг (12327 пуда).

Так в чем же странность упомянутых изображений Рис.1-3?

Рис. 1. Царь-колокол сегодня и на гравюре начала 19-го века.

Рис. 2. Портрет императрицы на колоколе и на гравюре.

Рис. 3. Портреты царя.

Как можно видеть на гравюре обе главные фигуры отлично получились и не
испорченны как ныне на колоколе. В том ракурсе в котором изображен
колокол, фигура справа видна быть не должна, если не считать, что это
дополнительное изображение отсутствующее ныне. Но поскольку над головой
фигуры изображен тотже картуш, можно предположить, что художник
преднамеренно исказил перспективу с целью показать оба персонажа в одной
картине. Гравюра эта была помещена в книге путешественника Эдвард
Кларка 1811 года издания и датирована 1809г. Помимо целых фигур,
видно, что еще отсутствует картуш с надписью, где говорится об отливки
колокола при Анне Иоановне.

Зачем же властям понадобилось портить внешний вид колокола, и когда
это было сделано? Низкое разрешение не позволяет разглядеть в деталях
оба портрета, но то что видно уже не соответствует современной легенде о
колоколе. Особенно это относится к царской фигуре справа, где царь
изображен в ЧАЛМЕ! Фигура «Анны Иоановны», с трудом, но могла бы подойти
под нынешнюю легенду. А вот литография 1837 года заставляет усомнится и
в ней Рис.4.

Рис. 4. Царь Колокол. Рисунок с натуры Дж.И.Белла 1837г.

На литографии перспектива изображения показана верно и царской
фигуры справа не видно. А вот фигура царицы выглядит великолепно! Но
что удивительно, ее изображение отличается и от нынешнего на колоколе и
от предыдущего на гравюре. И уже есть картуш с надписью Рис.5.

Рис. 5. Фрагмент изображения колокола с женской фигурой на литографии.

Современный вид Царь-колокол приобрел где-то к середине 19-го века.
Поскольку англичанин Вильям Споттисвуд видел колокол в 1856 году и его
заметки были опубликованы в газете The Morning Post, 6 мая 1857 г.
Описывая колокол, он отмечает, что барельефы не окончены, более-менее
вышел только верх, все остальное — размазня . То есть колокол к
этому времени уже имел современный вид. Что же изменили в облике
императрицы? Прежде всего это платье и коврик на гравюре были заменены
на шикарное имперское манто 18-го века на литографии, т.е. когда колокол
уже был поднят из ямы. Но что-то поменялось в государственной идеологии
на историю колокола и барельефы были вновь изменены. Теперь решено
было просто испортить одежду фигур имитируя неудачную отливку. А вот
головы фигур подверглись серьезной переделке. Надо полагать, что при
первой «реставрации» они были не тронуты или же не значительно изменены и
стали опасны для новой парадигмы. Сегодня известно какой портрет был
взят за оригинал для барельефа императрицы. Это широко известный портрет
Анны Иоановны работы Луи Карравак Рис.6.

Рис. 6. Фрагмент портрета императрицы Анны Иоанновны работы Луи Каравакк (1730).

Чтобы достичь портретного сходства была полностью изменена корона, а
ее обруч опустили на лоб, из воротника манто сделали косы, убрали с
груди тугое ожерелье и сформировали мощный бюст. Анна Иоановна была
крупной женщиной под 2 метра роста. Из-за низкого разрешения невозможно
судить о чертах лица. Но очевидно, что исходный портрет принадлежал
другому человеку. Переделке подверглись не только основные фигуры, но и
барельефы над ними! Хорошо видно, что на нынешнем колоколе портреты в
КРУГЛЫХ рамках (по крайней мере с изображением Христа), а на картинах
они овальные и примерно равного размера, чего нельзя сказать о нынешних.
Да и сами персонажи на рисунках выглядят лицами скорее светскими чем
святыми или духовными, а лик Спасителя явно без бороды и коротко
стрижен, чего конечно быть не должно. В надписи «СВЯТА АННА ПРОРОЧИЦА»
последняя буква в слове АННА оказалась закрыта элементом декора, это
выглядит мало вероятным для исходного замысла.

Отдельного внимания заслуживает вопрос — зачем был убраны красивые
коврики из под ног фигур? Безобидные на первый взгляд, но с изображением
российского герба! А герб, как известно символ переменчивый и у каждого
правителя был свой...

Вспомним, что основные моменты истории колокола описаны в двух
надписях (всего их три) находящихся на нем. Эти надписи текстуально
независимы и расположены на противоположных сторонах колокола. Ода из
них утверждает, что некий колокол в 8000 пудов был отлит при царе
Алексее Михайловиче, а вторая, что при царице Анне Иоанновне был отлит
новый колокол из некоего старого в 8000 пудов с добавлением металла.
Согласно существующей на сегодня истории русских колоколов,
действительно при обоих этих монархах были отлиты гигантские колокола, и
при этом считается что нынешний великан был перелит из обломков
колокола царя АМ. А на проверку оказывается, что истории создания этих
колоколов выглядят как близнецы братья. Известно что свидетелем отливки
колокола Алексея Михайловича был Павел Алепский описавший в своих
записках весь процес . Ниже в таблице 1, сопоставлены основные
моменты создания двух колоколов на базе воспоминаний Алепского и истории
Царь-колокола.

Таблица 1.
Колокол АМ 1653-4

Царь А.М. сначала вызвал мастеров из Австрии и поручил им сделать
колокол. Они попросили у него пять лет сроку, чтобы его сделать, ибо
труды по его изготовлению и приспособления, для этого требующиеся,
весьма велики и бессчетны.

Колокол АИ 1735

Графу Миниху было поручено "отыскать в Париже искусного человека, дабы
сделать план колокола купно со всеми размерениями". Миних обратился к
"королевскому золотых дел мастеру и члену Академии наук Жерменю, который
по сей части преискуснейшим почитается механиком".

«Сей художник удивился, когда я объявил ему о весе колокола, и сначала
думал, что я шутил, но, уверившись в истине предложения, составил план,
где до того увеличил трудность работ и стоимость их, что императрица
отказалась от его планов».

АМ
«Рассказывают, что явился русский мастер, человек малого роста, невидный
собою, слабосильный, о котором никому и в ум не приходило, и просил
царя дать ему только один год сроку.» По этим характеристикам можно
предположить что человек был стар уже.

АИ
Отливку ЦК поручили Ивану Федоровичу Моторину (1660-1735) которому на момент отливки колокола было 74 года.

АМ
По словам Павла Алепского, этот колокол, отлитый русским мастером, вскоре же от сильного звона раскололся и был спущен.

АИ
Первая попытка отливки колокола в 1734 была неудачна, протекли печи.

АМ
Летом того же, 1654 года умер от чумы и литец колокола Данила Данилов.

АИ
В начале 1735 г. Иван Моторин умер,

АМ

АИ
Через год отлит удачно новый колокол.

АМ
Когда он умер, и эта редкостная вещь осталась испорченною, явился еще
один мастер из переживших моровую язву, молодой человек, малорослый,
тщедушный, худой, моложе двадцати лет, совсем еще безбородый.

АИ
Отливал новый колокол сын Моторина Федор.

АМ
Для плавки метала построили 5 печей. В каждую печь положили 2500 пудов, а всего 12500 пудов.

АИ
Плавка металла для колокола производилась в четырех плавильных пламенных
печах, установленных вокруг литейной ямы. Каждая печь вмещала до 50 т
металла. т.е. 12500 пудов!

Для Царь Колокола приводятся довольно сложные подсчеты его веса: «От
первой отливки осталось металла 14 814 пудов 21 фунт (242 т 662 кг), к
этому было добавлено олова 498 пудов 6 фунтов (8 т 160 кг). Всего при
второй плавке было 15 312 пудов 27 фунтов (250 т 822 кг) металла. В
остатке оказалось 2985 пудов 8 фунтов (48 т 898 кг) металла,
следовательно, за вычетом угара вылитый колокол весит 12 327 пудов 19
фунтов, или 201 т 924 кг. Потери составили 1,3%» . При угаре меди в
1,3% вес колокола Алексее Михайловича оказывается практически равным
весу ЦК - 12337,5 пудов! Вряд ли такое совпадение может быть
случайным.

На гравюре на колоколе не видно надписи, но ведь быть она должна
(все большие колокола имеют надписи)! И если подумать, то можно считать,
что фигура с факелом на заднем плане внимательно что-то
рассматривающая, как раз и изображает человека читающего текст. Это
впечатление усиливается на варианте раскрашенной копии гравюры, где
автор более четко изобразил на колоколе, напротив смотрящего, что-то
напоминающее завиток от края свитка с надписью Рис.7.

Рис. 7. Фрагмент раскрашенной гравюры; человек с факелом по-видимому читает колокольную надпись.

В одном из ранних исследований посвященных ЦК автор удивляется
тому, что «... литье сего колокола хотя и не относиться к
глубокой древности, но за всем тем покрыто неизвестностью...». И далее
сетует, что ему не удалось отыскать первоначального проекта по отливке
колокола пологая, что архивы либо сгорели в московском пожаре 1812 года
либо находятся где-то в Санкт-Петербурге. Зачем же понадобилось так
трудоемко менять легенду ЦК? Является ли ЦК раритетом выдаваемым за
новодел? И кто на самом деле был изображен на Царь-колоколе?

Около 10 лет назад я сделал предположение , что женская фигура на
гравюре принадлежала шведской королеве Кристине Ваза. Сегодня,
благодаря появившимся новым данным, история колокола представляется
мне совсем иначе...

Как известно до подъема колокол находился в земле в литейной яме
обустроенной для его обозрения. На акварели Фёдора Алексеева 1800
года, перед домиком, подле Успенской звонницы, изображен забор, им - то и
огорожена яма с ЦК Рис.8.

Рис.8. Ивановская площадь в Кремле. Вид на колокольню Ивана Великого. Фёдор Алексеев. 1800-е гг.

Про звонницу нам говорят, что ее взорвали французы в 1812 году при
отступлении из Москвы. То что осталось от неё видно на старинной
литографии Рис.9.

Рис. 9. Вид остатков Успенской звонницы после взрыва.

Сегодня нам сообщают, что по одной из версий, причиной поломки ЦК было
падение на него горящего бревна во время пожара 1735г., когда колокол
был еще в литейной яме. Что же тогда от него могло остаться после
падения на яму всей Успенской звонницы?

Однако возникает и другой вопрос - кто на самом деле ее взорвал, да и
ее - ли вообще взрывали? Характер расположения обломков звонницы
говорит о направлении взрывной волны в сторону дворцовой площади т.е.
от колокола к зданию. Известно, что французы подорвали Кремль в ночь с 8
на 9-е октября (по другим данным с 11 на 12), а вот художник Иванов
Иван Алексеевич (1779-1848гг), на своей картине под названием «Изгнание
из Москвы неприятеля отрядом легкой кавалерии под командой ген.-майора
Иловайского 4-го, октября 10, 1812 г.», имел совсем иное представление о
судьбе звонницы на тот момент Рис. 10.

Рис. 10. "Изгнание из Москвы 10 октября 1812 года казаками генерала
Иловайского 4-го французов из отряда маршала Мортье, готовившего взрыв
Кремля".

Как видим, по мнению художника, при освобождении Кремля от французов,
Успенская звонница была еще цела. Спрашивается, о чем думал художник
выбирая такую натуру для своего сюжета и помещая под гравюрой
беспрецендентно пространную подпись с точной датой иллюстрируемого
события?

Вот и архитектор А.Н. Бакарев, участвовавший в восстановлении Кремля,
вторит Иванову, оставив рисунок с панорамой разрушений Рис.11.

Рис. 11. Кремль в 1812 году, после ухода французов. Рисунок архитектора А. Н. Бакарева.

На заднем плане рисунка виден шпиль колокольни Ивана Великого, а на его
фоне купол еще целой Успенской звонницы когда стены и башни уже
разрушены...

Достоин внимания и тот факт, что французами были взорваны только часть
стен и башен Кремля, но не был взорван ни один собор! А разрушенной
оказалась почему-то Успенская звонница...

Исходя из сказанного, можно предположить, что ЦК, как носитель
некой тайны, был взорван уже после освобождения Москвы от французов (от
чего возможно и рухнула колокольня). Так как колокол был хорошо
известен миру, тайну уничтожения решили сохранить... путем переливки! А
чтобы основное сходство колоколов сохранилось, у нового колокола
повидимому ВЫРЕЗАЛИ кусок по подобию с предшественником, но похоже не
совсем удачно (форма выреза получилась другой). О том что у современного
колокола выломанный кусок не мог быть результатом банальных трещин,
говорит например руководитель Московской школы звонарей Илья Дроздихин:
"Если посмотреть на сам колокол, то видно, что срезы очень ровные.
Колокола так не трескаются. Если вы увидите какой-то лопнувший колокол, у
него трещины идут как бы хаотично. А здесь как будто отрезали от него ломтик один" .

Самое первое изображение ЦК было помещено в книге Джонас Хенвэй
(Jonas Hanway) 1753г. . Изображение схематичное без декора, но с
демонстрацией формы выломанного отверстия. Схожее изображение поместил и
Лекоэнт де Лаво Ж. в своей книге «Описание Москвы» 1835г Рис.12.

Рис.12. ЦК из книги 1753г. (слева) и из книги 1835г.

Сравнивая эти рисунки не трудно увидеть разницу не только в форме
«вырезов», но и в форме самих колоколов. Причем «вырез» и форма колокола
на рисунке 1753 года больше соответствуют гравюре от 1809 г. чем
нынешнему оригиналу.

Прошло всего несколько лет со времени переливки колокола и что-то
поменялось во взглядах на прошлое, колокол опять перестал удовлетворять
новой легенде. Но теперь его решили не переливать, а подвергли
перечеканиванию его декор, при этом, повидимому из-за большой сложности
такой работы, на часть одежды фигур был просто наварен дополнительный
слой металла, имитирующий неудачную отливку. По нижнему краю верхнего
фриза видно сколько было срублено металла для формирования новых
барельефов Рис.13.

Рис. 13. Фрагмент края верхнего фриза ЦК.

О том когда был перелит колокол можно сделать предположение исходя
из истории другого большого колокола — Успенского, висевшего на
одноименной звоннице. Он погиб при ее взрыве и на ряде гравюр изображены
его обломки Рис.14.

Рис. 14. Разбор развалин Успенской звонницы. Автор рисунка и литографии Джеймс Джон Томас. Первая четверть XIX века.

В нижнем правом углу изображены остатки Успенского колокола. Его история
не менее загадочна и трагична чем история ЦК. Не вдаваясь здесь в ее
подробности, приведу надпись украшающую сегодняшний его экземпляр: « В
лето от сотворения мира 7325 от воплощения Бога Слова 1817 месяца Иуния в
22-й день, повелением Благочестивейшаго Великаго Государя и Самодержца
всея России Александра Павловича... по счастливом и достославном
окончании ужасных и кровопролитных браней и по утверждении прочнаго мира
во всей Европе, перелит сей колокол из стараго, слитаго в 1760 году, но
в 1812 году поврежденнаго при падении прежней колокольни, взорванной
неистовым Галлом, вторгшимся в Россию с двадесятью языками, когда они,
будучи наказуемы разгневанным Господом Сил, Коего имени и святыни
поругаться дерзнули, устремились бежать из столицы сея от гнева и ярости
Божия. Враги святыни и человечества, силою Божиею всюду гонимы и
поражаемы, все пространство от столицы сея до самых пределов Российских
покрыли трупами своими, и едва малая часть их спастись могла...» .

Надпись как видим патриотична, но на поверженного «неистового
Галла» свалили ВСЁ, плохо быть побежденным. А якобы в 1817 году был
перелит большой Успенский колокол. Но и эта дата не является
однозначной. Так известный писатель, журналист и знаток русской старины
Пыляев М.И. (1842-1899гг), в своей работе об исторических колоколах
, указывается за дату его отливки 1819 год. Решение дилеммы мы
находим в историческом путеводителе по Москве , где при описании
истории подъема ЦК в частности сообщается: «...Прочтем открытые на нем
при очистке его 1817-го года надписи...». То есть впервые надписи на
Царь-колоколе стали известными только в 1817 году, как результат его
очистки сразу после отливки. А как видно по гравюре 1809 года колокол
уже тогда был чист и доступен для полного обозрения. На отлитом в 1819
году Успенском колоколе была преднамеренно нанесена ложная дата.

И так, на основании выше изложенного можно предположить:

1. Царь-колокол это новодел, выдаваемый за раритет.

2. Предшественник ЦК был уничтожен вскоре после освобождения Москвы от французов.

3. Успенская звонница была взорвана не Наполеоном.

4. Нынешний Царь-колокол был отлит в 1817 году.

5. Через несколько лет после подъема колокола его декор подвергся переделке.

Так о чем же молчит самый большой в мире колокол?


Самое обсуждаемое
“Я лиру посвятил народу своему… ” (по произведениям Н “Я лиру посвятил народу своему… ” (по произведениям Н
Органический мир Индийского океана Органический мир Индийского океана
Лекция: Причины, характерные черты и особенности образования единого государства Лекция: Причины, характерные черты и особенности образования единого государства


top