Древняя Сирия и Финикия

3. Письменные источники

 

На территории Финикии и Сирии было найдено мало надписей, что, возможно, объясняется тем, что во время постоянных войн безжалостно уничтожались древние архивы и книгохранилища. Среди надписей особенно интересны найденные в Рас-Шамра документы, написанные алфавитной клинописью. Это главным образом мифологические произведения, ярко характеризующие религию народов Северной Сирии во II тысячелетии до н. э. Для изучения политической истории Финикии и Сирии очень важны дипломатические документы из Амарнского архива, а также хеттские надписи. Собственно финикийских надписей найдено сравнительно мало. Важнейшие из них обнаружены при раскопках Сидона и относятся к персидской эпохе. В 1946—1947 гг. на территории древней Финикии, в Кара-Тепе, в горах Антитавра были найдены финикийские надписи, проливающие новый свет на историю Северной Финикии в IX в. до н. э. Финикийские надписи из Библа и Сидона характеризуют упадок Финикии в V—III вв. до н. э. Большое значение для истории Сирии и Финикии имеют вавилонские и ассирийские надписи, в частности административная переписка ассирийских царей VIII—VII вв. до н. э.

Недостаточное количество собственно финикийских надписей заставило историков обратить особое внимание на свидетельства античных авторов, которые сохранили в своих трудах сведения, касающиеся Финикии. Некоторые сведения о финикийцах содержатся в поэмах Гомера; у Иосифа Флавия есть ссылки на древние анналы финикийского города Тира; данные о политической истории и культуре Финикии можно найти у Геродота. Наконец, сведения о религии и мифологии финикийцев сохранились у раннехристианского писателя Евсевия, который использовал труд финикийца Санхониатона, дошедший до него в греческом переводе Филона Библского.