Для каких государств характерно старение населения. Демографическое старение наций

Для каких государств характерно старение населения. Демографическое старение наций

Цивилизованному миру пора избавляться от пенсионеров, - нередко можно услышать от самозваных "специалистов" по вопросам "старения наций". Пенсионеры тянут нас вниз, стариков некому кормить, скоро работающих вообще не останется, и пенсионный фонд опустеет. О катастрофе твердят уже давно, призывая немедленно принимать спасительные меры: повышать пенсионный возраст.

Стоит ли говорить о катастрофе, как обстоят дела со старением населения в разных государствах и чего следует ожидать в этой сфере, разбирались аналитики отдела "новости России" журнала "Биржевой лидер".

Как "стареют" разные народы

Известно, что наиболее актуальна проблема "старения населения" в развитых странах Европы . Если, например:

Австралия и США даже сегодня демонстрируют прирост населения, то из европейских государств этим могут похвастаться совсем немногие - Кипр, Великобритания, Швейцария;

А вот что касается Италии, Франции и особенно Германии, то тут проблема "старения населения" проявляется наиболее ярко. Быстрее всего стареет население Германии: с 1950 года количество жителей возрастом свыше 65 лет удвоилось, и к 2060 также увеличится почти вдвое. При этом рождаемость в Германии самая низкая в Европе. Женщины в Германии живут в среднем до 82-х лет, мужчины - до 78-ми. При этом в целом в Германии пенсионеры составляют более 18% от восьмидесятидвухмиллионного населения. В Италии - чуть менее 17%, а вот во Франции и вовсе 20%, несмотря на то, что темпы старения там ниже, чем в Германии. Объясняется это тем, что пенсионный возраст во Франции самый низкий в Европе - 60 лет.

Растёт и доля ВВП, которую различные государства тратят на поддержку граждан пенсионного возраста. В США она составляет около 6% (с 1935 года увеличилась тридцатикратно), в Турции - 8%, в Италии и вовсе 14%.

В постсоветских странах ситуация осложняется тем, что "старение населения" осуществляется в основном "снизу". То есть, не за счёт увеличения продолжительности жизни (жители мужского пола Украины и России в среднем и до 65-ти не дотягивают), а за счёт снижения рождаемости. По официальной статистике количество пенсионеров:

На Украине сравнялось с количеством работающих,

В России, по некоторым данным, даже превысило, то есть, ситуация даже хуже, чем в "традиционно стареющей" Западной Европе. Однако здесь эксперты отмечают некоторые манипуляции с процентами: например, в России в число работающих некоторые агентства по непонятным причинам не включают двадцать пять миллионов личного состава ОМОН (с их учётом количество работающих превышает численность пенсионеров - шестьдесят миллионов против сорока).

Кроме того, в рамках этой проблемы необходимо также учитывать факт нелегальной занятости. Когда идёт речь о том, что налоги не наполняют в нужной степени пенсионный фонд, то это происходит в первую очередь из-за недобора налогов, а не вследствие "раздувания" пенсионного фонда. Но, как бы там ни было, проблема "старения населения" выглядит актуальной и для России и Украины. Официальные украинские данные по средней пенсии - это 1 тысяча 225 гривен, российские - 8293 рублей (2063 гривны). Груз этих выплат, по утверждению чиновников, ложится на плечи работающих граждан, которых становится всё меньше, поскольку уменьшается "молодое пополнение".

Плоды политики сдерживания рождаемости и одновременного скачкообразного улучшения образа жизни пожинает Китай. На сегодня доля пожилых (старше 60 лет) китайцев достигает двенадцати процентов общей численности населения. По словам китайских чиновников, тот поворот в возрастной структуре населения, который европейские государства проходили в течение века, в Китае совершён менее, чем за двадцать лет. При этом сложности добавляются также в связи с тем, что к старению населения не готова система домов престарелых и учреждений по медицинскому уходу за пожилыми людьми. Однако о "финансовой" стороне проблемы, о том, что "стариков скоро некому будет кормить", китайцы говорят гораздо реже, чем европейцы или, тем более, чиновники постсоветских государств. Связано это с фактическим отсутствием единой пенсионной системы в государстве: пенсия выплачивается только отдельным категориям населения. Пенсия небольшая; но люди преклонного возраста имеют в Китае огромные льготы: частичное или даже полное освобождение от оплаты коммунальных услуг, бесплатный проезд в общественном транспорте, бесплатный вход в целый ряд общественных мест. Однако в сельской местности Китая пожилых поддерживает только клан; поэтому Китаю страшно не само по себе старение населения, а отток молодёжи из сёл в города (в результате чего пожилые крестьяне рискуют остаться вообще без поддержки).

Приблизительные данные по проценту пенсионеров в некоторых странах выглядят при обобщении следующим образом:

В последние несколько лет многие страны предпринимают меры по повышению пенсионного возраста разными методами. Так:

Украина приняла программу постепенного повышения пенсионного возраста (женщинам до 60 лет, мужчинам до 62),

Франция намерена постепенно поднять пенсионный возраст до 68 лет (хотя совсем недавно отменила повышение с 60 до 62 для работников с большим трудовым стажем),

Италия - до 67 лет,

В в Швеции и вовсе звучат предложения поднять пенсионный возраст до 70 лет. Отметим, что средняя продолжительность жизни в Швеции, Испании, Германии и Франции - около 80 лет.

Обратите внимание: при всей наглядности таблица не даёт оснований для каких-либо однозначных выводов. Например: нынешний "гигантский" процент пенсионеров на соседней Украине всего лишь на 2% отличается от количества 1996 года. Причём в абсолютном выражении тогда пенсионеров было больше на миллион - 14 487 000 (28,4% от всего населения Украины в 1996 году). Кроме того, из указанных в таблице почти 30% пенсионеров далеко не все - пенсионеры по старости; таковых на 1 января 2012 года было лишь 23%. Подобных нюансов в данном вопросе - бесконечное количество, поэтому приходится говорить лишь о тенденциях, и тоже с большой осторожностью. Например:

В 1980 году на одного пенсионера в УССР приходилось двое работающих,

В ближайшее время Украина может прийти к соотношению 1:1. Однако эксперты в очередной раз подчёркивают: нужно учитывать изменение не только в возрастной структуре, но и в структуре занятости. Очевидно, что численностьнелегально занятых украинцев сегодня на порядок выше, чем в 1980 году. Может быть, эта проблема всё же важнее, чем "старение населения"?

Само собой, процент пенсионеров не связан со "старением" нации напрямую, поскольку пенсионер - характеристика не возрастная, а социально-статусная, определяемая законодательно (т.е. искусственно) установленной границей. Ряд экспертов сходится в том, что страны, в которых процент пенсионеров превышает 20 (пятую часть всего населения), находятся на критической отметке. Пенсионные фонды этих стран могут не выдержать растущей нагрузки, если не будет реформирована система пенсионного обеспечения. Однако есть и другие мнения.

Старение населения: миф и реальность

Общепринятый взгляд на старение населения таков: развитие цивилизации на сегодняшнем этапе приводит к тому, что в большинстве стран увеличивается количество пожилых людей и уменьшается количество молодёжи и людей средних лет, то есть, работающего населения. Вместе со старением обычно упоминают и падение рождаемости: дескать, именно сочетание старения населения и падения рождаемости приводит к тому, что возникает кризис . Как демографический (население "не обновляется"), так и экономический (количество работающих налогоплательщиков уравнивается с количеством пенсионеров, а постепенно становится даже меньше), в рамках которого иссякают источники наполнения пенсионных фондов. Обычно в качестве общепринятого же вывода заявляют о предстоящем банкротстве систем социального обеспечения и необходимости срочного принятия "непопулярных" мер (в первую очередь - повышение пенсионного возраста).

Верно здесь только одно: доля детей и молодых в составе населения действительно постепенно уступает доле пожилых. Что же касается "кризисности" этого процесса, то тут много штампов и стереотипов, далеко не всегда имеющих под собой реальные основания.

Причиной "старения" населения в развитых странах (например, в Японии, в Германии) является, в первую очередь, снижение смертности. Медицина, изменение образа жизни приводит к тому, что вымирание поколений замедляется. Очевидно, что снижение смертности касается и детей (детская смертность ещё век назад была на порядок выше нынешней). Детей выживает больше, чем раньше, соответственно воспроизводство работоспособного населения должно поддерживаться. Однако характерное для Европы снижение рождаемости сводит эту тенденцию к минимуму.

Необходимо осознавать, что снижение рождаемости - это, в первую очередь, закономерная, естественная реакция человечества на увеличение продолжительности жизни. Это эволюция, если уж быть до конца точными. Здесь работает механизм снижения потребностей, вызывающий замедление или прекращение демографического роста, для того, чтобы снизить разрыв между возможностями и потребностями человечества.

Обратите внимание на ту же Германию: по качеству с немецкой медициной могут соревноваться, пожалуй, лишь швейцарская и израильская, которые, однако, значительно уступают ей по доступности. Поэтому немецкое население стареет: и поэтому снижается рождаемость в Германии, это саморегуляция населения. Те, кто льёт слёзы по поводу "старения населения", исходят из псевдо-нормы, когда возрастная структура общества представлена в виде пирамиды (основание - многочисленная молодёжь, вершина - малочисленные старики). Но эта самая пирамида вовсе не является единственным вариантом возрастной структуры. Она ведь и естественной-то не была, просто старики умирали в огромных количествах и достаточно рано, вот и получалась пирамидка. Стоит ли по ней горевать и тосковать?

С точки зрения гуманитарной эта ситуация является исключительно позитивной. И никакими формулами и графиками этого не опровергнуть. Во-первых, длинная жизнь - больше достижений, полнее самореализация. Во-вторых, много поколений в семье (а раньше ведь крайне редко встречались семьи с живыми прадедами и прабабушками) - это более значимая культурная база, эффективная преемственность, доступ молодёжи к более разнообразному и устойчивому жизненному опыту.

Но как быть с экономикой? Регулярно звучат угрожающие заявления: пенсионные фонды пустеют, налоги платить некому, и стариков кормить тоже некому.

Проблема "старения населения" и варианты её решения

По мнению специалистов-демографов (А.Вишневский, Г.Босбах), в "популяризации" идеи о том, что "старение населения" - это катастрофа, немалую роль сыграли государственные чиновники. Причём апокалипсические прогнозы с одинаковой интенсивностью звучали в той же Европе и восьмидесятые, и в пятидесятые, и даже в двадцатые годы двадцатого века.

Сегодня министры, депутаты и руководители пенсионных фондов то и дело напоминают, что содержание пенсионеров осуществляется за счёт тех, кто работает. Им выгодно представлять проблему "старения населения", как ошибку мироустройства, как стихийное бедствие. Ведь в качестве средства борьбы обычно предлагается повышение пенсионного возраста. Дескать, работать некому, пенсионеров слишком много.

Отечественные чиновники любят кивать на зарубежный опыт - в европейских странах, мол, мужчины на пенсию выходят в 65 лет, а то и в 67-68. Совсем недавно повышение пенсионного возраста произошло во многих европейских государствах, например, в Италии, Германии, Польше. Правда, при этом почему-то не упоминают, что тамошние мужчины после этого выхода на пенсии живут ещё лет десять, не меньше. А в постсоветских государствах при таком пенсионном возрасте пенсионеров просто может не остаться (несмотря на оптимистические, но слабо обоснованные заявления российской власти о том, что к 2018 году средняя продолжительность жизни россиянина достигнет 68 лет). Что, конечно, чиновников устроило бы вполне.

Дело в том, что содержание пенсионеров вовсе не является исключительной персональной нагрузкой ныне работающих. Существует две группы иждивенцев в современном обществе: дети и пенсионеры. Дети живут в "кредит", который им предоставляется в расчёте на их будущую трудовую деятельность. Раньше, когда детская смертность была высокой, этот "кредит" нередко улетал в пустоту. Сегодня, при снижении рождаемости, нагрузка на общественную экономику за счёт этой иждивенческой группы снижается. Это важно, поскольку дети - "чистые" или полные иждивенцы. А вот пенсионеры - это совсем другая иждивенческая группа:

- во-первых, своей трудовой деятельностью они уже внесли свой вклад в развитие общественной экономики. Сегодняшние работающие в значительной степени пользуются тем, что было создано сегодняшними пенсионерами. В том числе и существующее производство, в частности, здания, в которых работают нынешние "кормильцы". Следовательно, иждивенчество пенсионеров имеет частичный характер, в то время как работающие отдают долг по своему "детскому" кредиту.

Во-вторых, пенсионеры имеют такое же право на ренту от использования природных ресурсов, как и все иные граждане страны. В случае с Россией это особенно важно, если учесть, какую часть бюджета составляют поступления от продажи углеводородов.

В-третьих, уровень общественного богатства даже в постсоветских странах, с учётом всех негативных последствий распада СССР , значительно вырос по сравнению даже с серединой двадцатого века (вместе с производительностью труда). Содержать пенсионера сегодня обществу значительно легче, чем тогда - даже при "катастрофическом" соотношении работающих и пенсионеров один к одному. Кроме того, не надо забывать, что пенсионеров всегда меньше, чем было работающих в их поколении, чьи накопления (овеществлённый труд) которыми используется обществом сегодня.

Учитывая вышесказанное, постоянно озвучиваемые "механизмы спасения":

1) пропагандируемое МВФ повышение пенсионного возраста,

2) недавние предложения Минфина по сокращению категорий граждан, имеющих право на досрочные пенсии,

3) предложения Минтруда по увеличению нормативного трудового стажа до 40-45 лет, которые были раскритикованы Счётной палатой,

представляются неуместными. Не надо забывать и о том, что повышение пенсионного возраста автоматически повысит и без того не маленький уровень безработицы.

А вот необходимость перехода к иному принципу организации и работы пенсионной системы очевидна. Достаточно взглянуть на приведенную нами таблицу. Существующие сегодня государственные пенсионные системы зарождались и развивались в совершенно иных условиях.

Сегодня пенсионная система должна быть максимально связана с прошлым трудовым вкладом нынешнего пенсионера, с его заработной платой. Сохранение действующей пенсионной системы, распределительной, не позволит обществу адаптироваться к новой социальной ситуации. Накопительные пенсии или возможность самостоятельно откладывать на жизнь соответствуют этой ситуации в большей степени. Однако меры в этом направлении нужно принимать немедленно, при этом они не должны быть резкими.

Одновременно эксперты отмечают: полный отказ от солидарной пенсионной системы был бы не только безнравственным, но и безграмотным. Только солидарная пенсионная система позволяет сохранить пенсионеров в качестве экономически активного слоя - как потребителей, необходимых для экономики. Другое дело, что её можно и нужно реформировать и дополнять. Но - не отказываться.

"Задумайтесь, - призывает наш эксперт: даже самый простенький налог на роскошь в разы перекроет ту экономию, которую позволяет осуществить полный отказ от солидарной пенсионной системы. А ещё можно по норвежскому примеру объединить Пенсионный фонд со Стабилизационным - почему этого чиновники не предлагают? Солидарная часть в пенсионной системе необходима, утверждает эксперт. Разговоры из разряда "откладывайте на старость сами, ни на кого не надейтесь" слишком удобны государству, которое с готовностью снимет с себя ответственность за значительную часть собственных граждан. А за сентенции типа "пенсионеры - дармоеды" вообще штрафовать надо, как за антиобщественное поведение"

За рубежом используется целый комплекс мер предупреждения потенциальных трудностей, вызванных старением населения (потенциальных, поскольку там старение, хоть и началось раньше, но идёт медленнее), в том числе развитие негосударственных пенсионных фондов, создание специальных рабочих мест для пенсионеров.

Разумеется, напрямую переносить эти меры на российскую или украинскую почву бессмысленно, ситуации слишком разные. Однако принять за образец своевременность разработки этих мер, их превентивность вполне возможно. И это было бы куда эффективнее, чем чиновничьи высказывания о том, что "люди быстро выходят из строя, а государство не должно за это платить". А то получается, что люди у нас сегодня живут дольше, и это, судя по официальным заявлениям, очень и очень плохо…

Если связь между стареющей нацией и ее курсом валюты к доллару USD , евро (EUR) , фунту, франку, рублю, гривне, тенге или юаню? Безусловно это связь существует, но она опосредованная и никто серьезно не занимался этим направлением долгосрочного прогнозирования фундаментального анализа форекс, - пояснил известный канадский эксперт Академии Masterforex-V Евгений Ольховский. Чем выше процент пенсионеров - тем большая нагрузка ложится на бюджет, налогообложение в государстве. Но данный фактор пока ни как не влияет на рынок форекс, - дополнил другой наш эксперт - аналитик брокерской компании MIG Bank Говард Френд, занимающий пост ведущего стратега (компания входит в ТОП мирового рейтинга брокеров форекс Академии Masterforex-V, отзывы о MIG Bank трейдеров MasterForex-V - позитивные):

Научитесь составлять управленческую отчетность в нашем новом . Собственники готовы платить за управленческие отчеты больше, чем за налоговые. Дадим алгоритм настройки отчетов и покажем, как встроить их в ваш повседневный учет.

Обучение дистанционно. Выдаем сертификат. на курс «Все про управленческий учет: для бухгалтера, директора и ИП». Пока за 3500 вместо 6000 руб.

Когда в тихой деревне Оттенштайн, в северной части Германии, столкнулись с закрытием школы из-за отсутствия детей, Манфред Вайнер, ее мэр, нашел новый способ привлечения молодых семей. Вместо сдачи в аренду сельской земли фермерам он дает ее бесплатно тем, кто захочет переехать в живописное селение.

Кандидаты будут награждены строительным участком при одном условии: они имеют маленьких детей и, желательно, намерены завести еще.

На сегодняшний день откликнулось около 30 пар. Новички не смогут самостоятельно омолодить стареющее население Оттенштайн, где проживает порядка 900 человек. Но их может быть достаточно, чтобы сохранить школу, которую власти обязались держать открытой.

По всей Германии другие мэры задают себе те же вопросы. Несмотря на всплеск иммигрантов - Германия ожидает прибытия 800 тыс лиц, ищущих убежища в этом году – численность населения продолжает снижаться и упадет с 82 млн в 2002 году до 74,5 млн в 2050 году, по данным ООН. Процент немцев в возрасте до 15 лет, по прогнозам, снизится до 13% и станет одним из самых низких в мире. Доля тех, кто старше 60, как ожидается, вырастет с 27% до 39%.

Иммиграция изменит этнический состав страны, но мигранты, поселившиеся в Германии, скорее всего, так же как и коренные немцы, не будут стремиться заводить детей. "Демографические изменения являются одной из наших самых крупных проблем", - сказал в этом году Вольфганг Шойбле , министр финансов.

В то время как многие страны ЕС сталкиваются с аналогичными проблемами, в Германии вопрос стоит особенно остро. Страна с сильной экономикой и низким уровнем безработицы, численность ее населения трудоспособного возраста сокращается, что создает огромное давление на работодателей. Есть также возможные геополитические последствия: с ростом населения Британии и Франции, Германия может перестать быть самой густонаселенной страной в ЕС, или даже его крупнейшей экономикой после 2050 года. Это, в свою очередь, может повлиять на баланс власти в Европе.

Впрочем, у такой богатой страны с высокообразованным населением, как Германия, есть возможность стать новатором в том, как управлять старением населения .

"Демографические изменения не обязательно должны быть катастрофой. Вопрос в том, как реагировать, - говорит Райнер Клингхолц , директор Института народонаселения и развития. - Правительства привыкли к управлению ростом. Теперь они должны научиться управлять спадом. Мы должны полностью переосмыслить наше общество".

Многие пожилые люди выражают озабоченность по поводу общества в целом. Однако когда речь заходит о политике, они, как правило, больше всего заботятся о себе и своих пенсиях. Правительства потворствуют их требованиям: канцлер Ангела Меркель пошла на большие траты, сократив минимальный возраст выхода на пенсию до 63 лет и повысив пенсии для неработающих матерей. Такое поведение может ухудшить ситуацию, считает Клингхолц.

Демографический вызов Германии проистекает и из низкой рождаемости. После 1945 года западногерманские власти придерживались точки зрения, что женщины должны ухаживать за детьми на дому, и предложили меньшую помощь по уходу за детьми работающим матерям, чем во Франции или Великобритании. Столкнувшись с выбором между работой и детьми, многие немецкие женщины предпочли сохранить свои рабочие места.

С объединением Германии в 1990 году власти пытались наверстать упущенное, в частности, путем расширения детских садов, но бороться с популярностью бездетного образа жизни оказалось непросто. Коэффициент рождаемости сейчас - 1,4 ребенка на одну женщину, 2 во Франции, 1,8 в Великобритании и 1,6 в среднем по ЕС. "Несмотря на крупные инвестиции в повышение рождаемости, она не поднялась в достаточной мере", говорится в докладе Deutsche Bank.

С меньшим количеством рожденных детей Германия быстро седеет: средний возраст в стране сейчас 46 лет, и по этому показателю страна уступает только Японии. Уже сейчас каждому двадцатому немцу за 80. К 2050 году это будет каждый шестой.

Проблема усугубляется и культурологическими особенностями. Если молодые люди в Британии и Франции разъезжались по стране, молодые немцы оставались дома. Этот процесс давно сдерживается децентрализованной структурой Германии, которая призывала людей оставаться в своих регионах, и распространением небольших семейных компаний, предлагающих высококачественное обучение даже в немодных местах. Но молодые немцы предпочитали университет фабрично-заводскому обучению.Таким образом, хотя общая численность населения упала с 2000 года, в крупных городах - Берлине, Мюнхене, Гамбурге, Кельне и Франкфурте – она выросла почти на 10%.

Усугубляет эту тенденцию перемещение 2 млн восточных немцев, которые после падения в 1989 году Берлинской стены отправились в поисках работы на Запад. Если бы Восточная Германия была отдельной страной, она бы имела самое старое население в мире со средним возрастом свыше 47.

Но бывшая ГДР не одинока, как показывает пример Оттенштайна. Население в окрестностях деревеньки снизилось почти на 15% за последние 20 лет и, по прогнозам, сократится на еще 15% в течение ближайших 10 лет. Там нет недостатка в рабочих местах, но молодые люди предпочитают жить в соседних городах, таких как Ганновер. Мэр Вайнер отрицает, что кампания по привлечению молодых семей проходит за счет других деревень. Тем не менее федеральный чиновник говорит:

"Конечно, есть растущая конкуренция между общинами. Населенные пункты должны предлагать не только лучшую работу, но и заботиться о привлекательности своего города или села".

Иммиграции недостаточно

Волна иммигрантов - результат кризиса на Ближнем Востоке и в Африке - остановила национальное сокращение населения с чистым притоком мигрантов около 400 тыс в год в течение последних двух лет. Чистый приток, почти наверняка, вырастет в этом году.

Но Берлин предполагает, что эта волна является временной, и даже если чистый приток в долгосрочной перспективе вырастет до 200 тыс в год, население будет по-прежнему сокращаться. Такой устойчивый рост рассматривается как маловероятный. Согласно прогнозам ООН, восточноевропейские государства, население которых перебиралось в Германию, сами сталкиваются с сокращением населения. Между тем многие немцы опасаются иммигрантов из дальнего зарубежья , в частности из Северной Африки и Ближнего Востока, считая, что им будет сложнее интегрироваться в общество.

Для работодателей наиболее актуальной задачей является растущая нехватка квалифицированной рабочей силы. С уровнем безработицы всего в 6% на рынке наблюдается некая вялость, а с уходом поколения бэби-бума ситуация только ужесточится. Некоторые пробелы удается заполнить иностранными специалистами, которых специально приглашают на работу.

Значимость занятости

Это повышает значимость занятости граждан трудоспособного возраста. После нескольких лет отставания от Великобритании и Франции, Германия почти догнала эти страны по количеству работающих женщин. На сегодняшний день работают 54% женщин трудоспособного возраста, по сравнению с 43% в 1990 году. Для работников в возрасте от 60 до 64 результат был еще более впечатляющим - коэффициент занятости вырос с 28% в 2008 году до 50%. В компании Siemens говорят, что этого удалось добиться за счет дополнительного обучения, гибкого графика работы и возможности работать из дома.

Работодатели надеются, что устойчивый рост пенсионного возраста с 65 до 67 продлит трудовую жизнь, особенно с распространением миниработ - гибких разовых контрактов, которые предлагаются пожилым работникам. Но есть ложка дегтя: закон Меркель о выходе на пенсию в 63.

"Любое отклонение от постепенного увеличения установленного законом пенсионного возраста до 67 лет к 2030 году было бы контрпродуктивно", - заявили аналитики Deutsche Bank в недавнем докладе. Без кардинальных изменений компаниям придется искать рабочих за пределами Германии. Двадцать лет назад акцент был сделан на Восточную Европу, а затем на Китай и другие развивающиеся страны. Сегодня же компании снова ищут рабочих в США - не в последнюю очередь из-за растущего в стране рынка рабочей силы.

Если число работающих немцев сократится, стране будет трудно поддерживать рост валового внутреннего продукта, даже при нынешних темпах. Пенсии и расходы на здравоохранение, как ожидается, вырастут и быстро увеличат нагрузку на сокращающееся трудоспособное население. Европейская комиссия прогнозирует, что общие расходы на пожилых людей вырастут в Германии с 19% ВВП в 2013 году до 23,8% в 2060 году, при экономическом росте в 1%.

В ответ на это правительство поднимает официальный возраст выхода на пенсию и поощрения для лиц, продолжающих работать. Берлин также сократил бюджетный дефицит, тогда как большинство правительств стран еврозоны находятся в минусе. Целью является сокращение государственных заимствований из почти 80% ВВП до менее чем 70%. "Со стареющим населением особенно важно, что мы можем избежать новых долгов", - говорит чиновник из министерства финансов.

Все чаще можно увидеть через различные средства массовой информации очередные вспышки национальных беспорядков, происходящих в разных уголках мира. Растущая агрессия и неприязнь к беженцам и иностранных рабочих заставляет задуматься о причинах этих явлений. Старение нации – это старение отдельных этнических групп путем снижением уровня рождаемости представителей этноса и увеличением уровня их средней продолжительности жизни. Простыми словами, нация стареет тогда, когда в ней стариков больше, чем молодых. Такие вопросы пытается решить демография — наука о закономерностях воспроизводства населения (демография).

Пример стареющей нации

Сегодня старение наций можно наглядно увидеть в европейских странах. Даже не имея цели углубляться в этот вопрос, лишь стоит приехать в любую европейскую страну и заметить, как большая часть этнического населения страны состоит преимущественно из пожилых людей. Прогуливаясь по улицам Германии, Италии и прочих подобных стран, можно заметить, как мало там этнической молодежи и как много стариков. Одновременно как много там молодых представителей других этнических групп, которые в будущем постепенно заменят коренной этнос, а вместе с тем национальное самосознание, культурное наследие, экономический подход, религиозные воззрения.

Пробежка на свежем воздухе в этом возрасте просто необходима

Проблема, с которой сталкиваются «старые» нации – это риск ее вымирания путем замещения другими этнос группами. Такая проблема психологически давит на каждого представителя стареющей нации, вызывая межэтнические конфликты, пробуждая экстремистские настроения, неприязнь к представителям другого этноса. Все это – проявления страха вымирания своей этнической группы. Инстинкт сохранения своего рода генетически заложен в каждом человеке, поэтому никто не может оставаться равнодушным к этой проблеме.

На фоне этого появляется проблема, связанная с привлечением иностранной рабочей силы. Также, встает проблема потока беженцев, а также эмигрантов.

С увеличением количества беженцев, пребывающих из стран третьего мира, возрастает рождаемость представителей того самого этноса. Особенностью менталитета выходцев из малоразвитых стран является высокая рождаемость.

Высокая рождаемость, которая присуща им, связана с тем, что основной упор на развитие нации лежит в поддержке старого поколения со стороны молодых поколений. Особенно в аграрных странах это заметно. Низкий уровень медицинской помощи, слабые пенсионные программы, а иногда и их отсутствие, лежат в основе идее рожать как можно больше детей, чтобы они потом стали поддержкой престарелым родителям.


Демографическая политика в действии

В развитых странах, все происходит наоборот. Медицинская помощь оказывается на достаточном уровне, чтобы повысить не только продолжительность жизни человека, но и увеличить трудоспособный возраст. Пенсионные программы позволяют людям рассчитывать государственную поддержку до глубокой старости. Несмотря на высокий уровень жизни, экономический кризис – неизбежность в экономике любых стран. Тогда как, экономический кризис толкает представителей мало развитых стран рожать больше детей, то в развитых странах семьи больше приходят к решению уменьшения количества членов семьи.

Видео по теме экономического кризиса в Италии

Достаточно посмотреть на Италию. Там средний прирост количества новых членов семьи приходится на отметку от 0 до 1 человека. Это происходит на протяжении десятилетий, что уже стало частью менталитета итальянцев. Уровень социального страхования, пенсионных программ, медицинская поддержка, но при этом постоянный экономический кризис позволяют итальянцам отказаться от продолжения рода. Это связано с тем, что воспитать ребенка трудней, чем самим прожить нормально до старости.

Этническое смешение в результате старения наций

По такому принципу происходит старение наций в странах Западной и Восточной Европы. Вместе с тем, пенсионеров и стариков государствам нужно как-то содержать, обеспечивая достойный уровень жизни, материальную и медицинскую поддержку. Это можно сделать только за счет новых поколений. Но, сами представители коренного населения не хотят создавать новые поколения, поэтому разрабатываются новые привлекательные программы по привлечению иностранной рабочей квалифицированной силы, а также создаются программы привлечения беженцев, которые в дальнейшем пополнят рабочие ряды.

Новые представители жителей стран вступают в браки к коренными жителями.

Происходит смешение этноса. При этом растет численность за счет высокой рождаемости среди приезжих иностранных семей. Рабочие места занимают иностранные приезжие, вытесняя тем самым коренных жителей. Встает проблема старения нации и дальнейшего его замещения другими этническими группами.

Сегодня эта проблема актуальна как никогда в некоторых странах. Дружелюбное и толерантное отношение представителей коренных этнических групп заменяется неприязнью, агрессией и страхом.

Демографическое старение населения


Схематичное изображение демографического кризиса

Когда в общем числе населения страны преобладает подавляющая доля людей пожилого возраста, то можно говорить о демографическом старении населения. Причем, здесь не стоит упора на национальный признак.

Демографическое старение населения происходит медленно и складывается из нескольких факторов:

  • характер рождаемости;
  • уровень рождаемости;
  • порог смертности;
  • миграция;
  • соотношение рождаемости и смертности.

Старение населения по демографическому признаку представляет серьезную проблему экономического плана. Сегодня эта проблема касается не только нескольких стран, но она приобрела всемирный характер. Появилось понятие старения планеты.


Инфографика старения планеты

Факторы, влияющие на демографическое старение населения:

  1. социальный уровень жизни;
  2. экономика страны;
  3. уровень технологического прогресса;
  4. уровень медицины;
  5. автоматизация производственных процессов.

Пожилые люди сегодня могут позволить себе работать до глубокой старости даже на фоне не вполне удовлетворительного физического состояния здоровья. Многие компании предлагают пожилым сотрудникам работу на дому, что выгодно обеим сторонам. Таким образом, пожилой человек может рассчитывать не только на пенсионное обеспечение, но и на собственные силы. Это как-то уводит население от идеи продолжения рода. Экономическая необходимость в этом отпадает.

Видео Гаянэ Сафарова о демографических аспектах старения населения России

В развивающихся странах наряду с низкой рождаемостью по экономическим соображениям, высок и уровень смертности пожилых людей. Пожилые люди не успевают переступить рубеж глубокой старости по причинам низкого уровня экономики, медицинского обслуживания и чувства удовлетворенностью жизнью в целом. Такой характер присущ России и бывшим странам СНГ.

- 68.79 Кб

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Челябинский государственный университет»

Экономический факультет

Заочное отделение

Курсовая работа

“Старение нации как социальная проблема”

Работу выполнила студентка

гр. ЭСС-201 Заплатина К.Д.

Работу проверила

Соколова Н.А.

Введение………………………………………………………… ………………...3

Глава I Старение нации – проблема глобального масштаба

1.1 Причины старения общества. Индекс демографической старости населения.…………………………………………………… ………………………..5

1.2 Анализ демографических показателей старения населения…………………………………….……………… ………………….……10

Глава II Старение населения России

2.1 Демографические показатели старения населения современной России ……………………………………………………………………………… ………...21

2.2 Последствия и пути решения проблем старения общества ……………………………………………………………………………… ………...25

Заключение…………………………………………………… ……………………...31

Список литературы………………………………… ………………………………..33

Введение

Старение нации в современном мире - массовое явление. Все большее число людей вступают в период старости (75 лет и более). Каждый день около 200 тысяч человек на планете преодолевают 60-летний рубеж. Таким образом, проблема старения и старости становится одной из важнейших проблем нашего века. Общество, затронутое процессом старения, подвергается изменениям не только демографического, но и экономического, социального, психологического характера.

Рост доли пожилых и старых людей в составе населения обуславливает необходимость изучения состава этой части, их нужд, потребностей, биологических и социальных возможностей.

Тема моей курсовой работы достаточно актуальна, поскольку демографическое постарение становится государственной проблемой, требующей соответствующего решения уже в настоящее время и широкой подготовки на ближайшие годы.

Старение населения означает сокращение притока молодежи в экономику, а также увеличение демографической нагрузки на трудоспособное население со всеми вытекающими из этого последствиями.

Постоянный прирост пожилых людей, их медицинские, социальные проблемы, необходимость расширения домов-интернатов требуют все больших затрат.

Исходя из вышесказанного трудно переоценить актуальность проблемы старения населения не только в России, но и на планете в целом.

В курсовой работе будут затронуты вопросы старения населения как в целом по планете, так и России в частности, по причине того, что я живу в этой стране и её демографические проблемы волнуют меня, как и многих других.

Старение населения - глубинный процесс, который сильно сказывается на всех сторонах жизни людей. В экономической сфере старение населения отражается на экономическом росте, накоплениях, инвестициях, потреблении, занятости, пенсионном обеспечении, налоговой политике и передаче накопленных знаний и опыта из поколения в поколение. В социальной сфере старение населения сказывается на составе семьи и условиях жизни, потребностях в жилье, миграционных тенденциях, эпидемиологической обстановке и потребностях в медицинской помощи. В политической сфере старение населения может влиять на результаты выборов и систему политического представительства.

Актуальность социологического изучения старения населения как социального объекта является в настоящее время общепризнанной. Работа в данной области ведется лабораторией прикладных проблем сектора социальной геронтологии НИИ "МЦПП" с 1997г. В ее основе лежит новый дифференцированный подход к оценке образа, качества жизни и социальных потребностей граждан старшего возраста и влияния старения населения на политическую, социальную и общественную жизнь в России.

Осознание того факта, что социальная поддержка пожилых не может ограничиваться вниманием лишь к небольшой группе одиноких людей, находит свое решение в новых научных концепциях, рекомендациях федеральных структур, политических программах различных партий и движений. Многочисленные семинары и конференции, проводимые Министерством труда и социальной защиты населения совместно с международными организациями, подчеркивают необходимость перехода к новому этапу в социальной работе с пожилыми. Главная особенность этого этапа заключается в том, чтобы все большая часть пенсионеров оказывалась в эпицентре общественного внимания, чтобы каждый пожилой человек мог рассчитывать на поддержку и не чувствовать себя оторванным от общества гражданином второго сорта.

Социальные службы - такие как пенсионный фонд РФ, управления социальной защиты населения, центры социального обслуживания населения, учебные учреждения также работают в этом направлении.

Глава I Старение нации – проблема глобального масштаба

    1. Причины старения общества. Индекс демографической старости населения

Старение человека - это сложный процесс, в котором биологические факторы тесно связаны с социальными. Среди этих факторов, в том числе психосоциальных, огромное значение приобретает положение стареющего человека в обществе, национальная политика государства в организации медицинской и социальной помощи пожилым людям. Психофизическое состояние пожилого человека во многом определяется гуманистическим отношением государства, общественных организаций и всех членов общества к ним. В нашей стране при переходе к рыночной экономике в результате снижения уровня жизни расширяется круг лиц, нуждающихся в дополнительной социальной защите.

В настоящее время положение граждан старшего поколения характеризуется такими факторами как малообеспеченность, неудовлетворительное состояние здоровья, одиночество, которые в совокупности приводят к состоянию материальной и физической зависимости, увеличению потребности лиц пожилого возраста в социальной помощи и поддержке.

Существующий размер пенсий и твердая тенденция к уменьшению их реального размера ведут к массовому вымиранию стариков в результате невозможности обеспечить себе необходимый минимум жизненных благ. Согласно бюджету страны и Пенсионного фонда, к концу 2007 г. средняя пенсия должна увеличиться на 15%. В то же время, по прогнозам экспертов, рост цен на товары первой необходимости в 2008 г. составит около 30% ежегодно. Страдают от этой политики все категории пенсионеров.

Преобладающее большинство пожилых людей нуждается в самом широком спектре услуг и помощи, оказываемой им посторонними людьми, будь то члены семьи, соседи, медицинские, социальные или благотворительные организации. Проблемы социальной работы со старыми людьми в настоящее время находятся в центре внимания многих социальных институтов, социальных и исследовательских программ, направленных на обеспечение приемлемого уровня жизни пожилых людей. В России 75% пенсионеров все еще остаются вне сферы внимания и деятельности системы социальной защиты. Именно эти пожилые люди не могут реализовать свои потребности в необходимой им социальной помощи, а то, что она им необходима, особенно при решении материальных и бытовых трудностей, не вызывает сомнения. Именно в связи с данными обстоятельствами пожилые люди как особая социальная группа нуждаются в повышенном внимании общества и государства и представляют собой специфический объект социальной работы.

В течение последних 50 лет нашего столетия процесс старения населения в мировом масштабе развивается с такой стремительностью и последовательностью, что всякое игнорирование его значения связано с отрицательными последствиями для социальной политики любого государства. В настоящее время пожилые и старые люди стали третьей по значимости категорией населения, что породило очень серьезные экономические, социальные, медицинские проблемы, о возможности, существования которых в прошлом человечество не могло даже предполагать. В первую очередь возникла необходимость расширения служб социальной помощи старым людям, их медицинского обслуживания, создания условий и выделения средств для их содержания. Перед органами здравоохранения и социального обеспечения многих индустриальных развитых стран уже к концу 40-х годов стало множество проблем, к встрече с которыми они оказались неподготовленными и которые требовали незамедлительного решения. Таким образом, перед системой здравоохранения стала и такая важная проблема как старение.

Процесс старения человека- явление относительно новое. Он начался непосредственно после так называемой демографической революции, одним из двух основных проявлений которой был быстро прогрессирующий спад рождаемости (ему предшествовало уменьшение показателей смертности). Раньше всего на этот путь вступили Франция и Финляндия, в которых демографическая революция наступила в начале прошлого столетия, вслед за ними пошли другие страны Западной и Северной Европы. В XX в. процесс демографического старения охватил все европейские страны, затем, все более расширялись, многие страны на других континентах.

Демографическое старение - результат длительных изменений в характере воспроизводства населения. Старение идет как бы с двух сторон - «снизу», из-за постоянного сокращения численности детей вследствие снижения рождаемости, и «сверху», вызванное увеличением числа пожилых и старых людей, чему способствует сокращение смертности этих людей. Отдельная проблема - миграция, меняющая возрастную структуру. Уезжают обычно молодые, остаются старики, В результате в местах прибытия население «молодеет», а в местах убытия - «стареет».

Однако, известный французский демограф Р. Пресса в своей книге «Народонаселение и его изучение» высказывает другой подход к проблеме старения населения, не отрицая влияния миграции. Он утверждает, что старение населения вызывается исключительно снижением плодовитости, поскольку снижение смертности касается всех возрастов, а не только старших поколений. Он полагает, что на указанный процесс оказывает влияние лишь смертность людей в фертильных (обеспечивающих плодовитость) возрастах, от них зависит численность детей. Еще один важный фактор, но мнению француза, заключается в процессе урбанизации, оттягивающей сельскую молодежь в города и задающей свою моду на пониженную численность детей в семье.

Демографы ООН придерживаются следующей классификации обществ по степени старения: молодым называют население, в котором лиц в возрасте 65 лет и старше менее 4%; зрелым - общество, где таких людей от 4% до 7%; если же их доля превышает 7%, то население считается старым. В России людьми трудоспособного возраста считаются мужчины от 16 до 59 и женщины от 16 до 54 лет. Людей старше предельного трудоспособного возраста относят к категории пожилых

Общей тенденцией изменения возрастной структуры населения всех стран по мере снижения рождаемости и роста средней продолжительности жизни является неуклонный рост в возрастной структуре доли населения старших возрастов. Этот процесс получил название демографического старения населения (точнее, его возрастной структуры).

Снижение смертности, рост средней продолжительности жизни и внутрисемейное регулирование деторождения начались в Европе гораздо раньше, чем в других регионах мира. Естественно, гораздо раньше здесь стало заметно и старение населения. Поскольку в России демографический переход начался позднее, чем в экономически развитых европейских странах, то ее население более «молодо». Но процесс старения в России ускоряется.

Рост средней продолжительности жизни может способствовать старению населения только в том случае, если он происходит в старших возрастных группах населения, т. е. в возрастах старше 60 лет. Однако в большинстве стран, и в нашей также, рост средней продолжительности жизни на всем протяжении ее эволюции происходил в основном лишь за счет снижения смертности в младших и средних возрастных группах, в то время как в старших возрастах смертность снижалась мало, медленнее или вовсе не снизилась за весь XX век. Как раз в нашей стране средняя продолжительность жизни населения в возрасте 60 лет и старше на протяжении XX в. сократилась, а не возросла. И таким образом ее динамика скорее тормозила демографическое старение населения, чем ускоряла.

Для оценки степени демографической старости населения существует очень простой показатель - удельный вес населения в возрасте 60 лет и старше.

Обычно внимание привлекают, в первую очередь, негативные последствия старения. Однако на одни и те же вещи можно смотреть по-разному. Как писал известный американский демограф Франк Ноутстейн, «проблема старения - вовсе не проблема, а лишь пессимистический взгляд на величайший триумф человечества» .

Увеличение бремени «иждивенчества», которое ложится на трудоспособное население, - одно из главных опасений, связанных со старением населения. Между тем, на протяжении трех-четырех последних десятилетий совокупное число пожилых (60 лет и старше) и детей (до 15 лет) в расчете на 100 человек трудоспособного возраста (15-59 лет) устойчиво снижается и в настоящее время гораздо ниже уровня 1960-х и 1970-х. И это не случайно, ибо снижение общей демографической нагрузки неизбежно возникает в процессе перехода от высоких уровней рождаемости и смертности к низким.

Краткое описание

Актуальность социологического изучения старения населения как социального объекта является в настоящее время общепризнанной. Работа в данной области ведется лабораторией прикладных проблем сектора социальной геронтологии НИИ "МЦПП" с 1997г. В ее основе лежит новый дифференцированный подход к оценке образа, качества жизни и социальных потребностей граждан старшего возраста и влияния старения населения на политическую, социальную и общественную жизнь в России.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I Старение нации – проблема глобального масштаба
1.1 Причины старения общества. Индекс демографической старости населения.……………………………………………………………………………..5
1.2 Анализ демографических показателей старения населения…………………………………….………………………………….……10
Глава II Старение населения России
2.1 Демографические показатели старения населения современной России ………………………………………………………………………………………...21
2.2 Последствия и пути решения проблем старения общества ………………………………………………………………………………………...25
Заключение…………………………………………………………………………...31
Список литературы…………………………………………………………………..33

Тех, кто может работать, в стране немногим больше половины

Россия стремительно теряет трудоспособное население: в прошлом году его доля снизилась до 56%. Тенденцию старения нации не удается переломить уже 11 лет, а в последнее время ситуация только обострилась. Это ведет к росту давления на пенсионную систему, дефициту рабочих ресурсов и снижению производительного потенциала экономики. У властей есть что противопоставить этой проблеме, но все возможные решения либо дороги, либо непопулярны. Чем может обернуться бездействие - в материале «Реального времени».

Сценарии депопуляции

Лишь трижды за последние 17 лет количество рождений в России преобладало над числом смертей: в 2013-м, 2014-м и 2015 годах. В остальное время все было наоборот; итог - естественная убыль населения на отрезке 2000-2017 годов составила 7,5 млн человек. Абсолютная численность населения в этот период не снижалась благодаря стабильному притоку мигрантов (в основном из Украины, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана и других государств СНГ).

Однако два из трех вариантов демографического прогноза Росстата предполагают начало общей депопуляции, которая сохранится как минимум до 2036 года - в негативном и умеренном варианте смертность и дальше будет превышать рождаемость, а миграция больше не сможет компенсировать эти потери.

Если ситуация пойдет по плохому сценарию, абсолютное сокращение популяции будет усиливаться с каждым годом, и в 2018-2035 годах страна потеряет 10,07 млн жителей. По умеренному прогнозу периоды общей убыли будут чередоваться с годами прироста, в результате к 2036 году население сократится на 982 тыс. человек. Наконец, высокий сценарий - плюс 10,12 млн человек к началу 2036 года.

Из этих трех прогнозов наиболее близок к реальности второй. Хотя и его качество небезупречно - в целом к прогностическим методам Росстата у специалистов много вопросов.

В середине прошлого десятилетия проблема предстала в новом ракурсе - Россия стала стареть. Доля граждан трудоспособного возраста неуклонно снижалась в течение 11 лет: с 62,9% в 2006 году (год абсолютного максимума) до 56,7% в 2017-м. По словам экспертов, во многом это отложенный результат социальных потрясений девяностых годов - периода резкого демографического спада (рождаемость упала с 1,99 млн человек в 1990-м до 1,27 млн в 2000-м). Словом, сейчас «в игру» вступает малочисленное поколение; даже если оно целиком вольется в экономическую жизнь, этого может быть мало.

Как слабая демография и старение нации могут отразиться на развитии страны, для всех более-менее очевидно: плохо. На поверхности лежат по меньшей мере три возможных последствия для бюджета, экономики и социальной сферы.

«Дальше - дело политического выбора»

Первое из этих последствий - кризис пенсионной системы. Сегодня каждый четвертый житель России является пенсионером по возрасту; 10 лет назад доля граждан в возрасте старше трудоспособного составляла 20,8%, к началу 2018-го достигла 25%.

Бюджет Пенсионного фонда России (ПФР) с 2014 года находится в состоянии хронического дефицита; в частности, в прошлом году для его покрытия власти впервые распечатали Фонд национального благосостояния. За 2014-2016 годы пенсионный фонд получил из федерального бюджета трансферты на 8,85 трлн рублей, при этом общий дефицит бюджета ПФР в этот период превысил 779 млрд рублей. Отчет об исполнении бюджета ПФР за прошлый год еще не публиковался, бюджет на 2018 год утверждался с дефицитом 106,57 млрд рублей.

Страховые пенсии в России сегодня способны защитить от бедности, но совсем не справляются со своей второй и идеальной функцией - компенсировать утраченный заработок. Самый действенный и быстрый (но и самый непопулярный) способ разгрузить пенсионную систему - увеличить возраст выхода на пенсию; на эту тему периодически высказываются в экспертном сообществе, реже - в правительстве. Однако увеличение возраста - это не только экономика, но и политика, поэтому дальше не вполне оформившейся дискуссии дело пока не идет.

Руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич видит несколько вариантов решения вопроса с пенсиями: повышение ставки пенсионных взносов, увеличение бюджетных трансфертов в пенсионную систему или сокращение доли пенсионеров за счет повышения возраста, ужесточения требований к трудовому стажу и оптимизации числа льготных категорий граждан, которые выходят на пенсию досрочно. Четвертый вариант - «смириться с падением коэффициента замещения» (отношение размера пенсий к зарплатам).

«Простой анализ на уровне правил арифметики доказывает, что других вариантов не существует - не может существовать. Дальше - дело вкуса (то есть политического выбора). Но замечу, что повышение ставки пенсионных взносов или увеличение трансферта из бюджета может быть только временным, не универсальным решением. А падение коэффициента замещения в стране, где пенсионеры скоро будут составлять больше половины активного электората, тоже имеет свои ограничения. Иными словами, любые решения, кроме повышения пенсионного возраста, не решают проблему кардинально, а лишь откладывают решение», - сказал «Реальному времени» Гурвич.

Справедливо сказать, что старение - проблема не только России: трудоспособное население сокращается повсеместно. Причин две: во-первых, современная медицина и растущий уровень жизни позволяют людям жить дольше; во-вторых, в домохозяйствах появляется все меньше детей. По данным Всемирного банка, всего за 10 лет, с 2005-го по 2015-й, ожидаемая продолжительность жизни в мире увеличилась с 69,1 до 71,9 года (а с 1960 года - на 19 лет). Одновременно число рождений на 1 тыс. человек снизилось с 20,5 до 19,1.

Это, а также кризис 2008-2009 годов вынудили многие развитые страны пойти на повышение пенсионного возраста. Планку постепенно поднимают Германия, Нидерланды, Испания, Австралия, Бельгия и другие государства-члены ОЭСР.

Дефицит работников и спад эффективности

Второе последствие, как отмечают эксперты, тоже дает о себе знать: оно касается рынка труда, который может выйти из равновесия из-за разницы в количестве новых и уходящих работников. В недавнем «Мониторинге экономической ситуации» Виктор Ляшок из Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС пишет , что в прошлом году в России проявились первые признаки дефицита рабочей силы.

Несмотря на многолетнее сокращение трудоспособного населения, общая численность трудовых ресурсов прежде не снижалась - в предыдущие годы этому помогал непрерывный переход безработных граждан в категорию занятых и то, что значительная часть молодых пенсионеров продолжала работать. Сейчас безработица зафиксировалась на одном из самых низких уровней за последние годы (5% в феврале 2018-го), и потенциал ее дальнейшего снижения, судя по всему, ограничен.

«Можно предположить, что в настоящее время в России отмечается ситуация полной занятости, а уровень безработицы близок к своей естественной норме. В ситуации снижения численности трудовых ресурсов можно ожидать, что работодатели будут все в большей мере сталкиваться с нехваткой рабочей силы», - указывает Ляшок.

Замдиректора Центра трудовых исследований ВШЭ Ростислав Капелюшников не сомневается, что тенденция падения общей численности рабочих ресурсов, возникшая в 2017-2018 годах, сохранится надолго: «В течение 10-15 лет мы будем наблюдать сокращение рабочей силы. По оценкам, оно может составить 7-8 млн человек. Масштабы могут варьироваться, но тенденция очевидна - все так и будет».

Дело в том, что значительная часть пенсионеров подступает к возрасту, в котором уровень экономической активности крайне низок; в то же время население, которое выходит на рынок труда, очень немногочисленно.

Общая численность трудовых ресурсов прежде не снижалась - в предыдущие годы этому помогал непрерывный переход безработных граждан в категорию занятых и то, что значительная часть молодых пенсионеров продолжала работать. Фото Максима Платонова

Третье возможное последствие старения гораздо хуже, чем два предыдущих, поддается количественной оценке и прогнозам - но от этого не становится менее значимым. Речь идет об эффективности труда. Мировой опыт показывает, что старшее поколение, как правило, вносит меньший вклад в производительность экономики, нежели люди молодого возраста.

«Это совершенно естественно, и причин тому много. Например, люди старшего поколения менее гибки в освоении новых технологий и методов, им намного сложнее сменить сферу деятельности, плюс чисто возрастные ограничения», - объясняет экономист, доцент РАНХиГС Сергей Хестанов.

В 1970-1980 годах смена методов и приемов работы происходила медленно, статичность знаний была высокой; считалось нормой, однажды освоив профессию, проработать до пенсии, ничего не меняя и не совершенствуя. Теперь все изменилось. И старение, даже без дополнительных внешних причин, тормозит производительность.

Выбор происходит сейчас

Способны ли власти изменить глобальные тенденции? Вероятно, нет. Но рождаемость и смертность восприимчивы к различным переменным, поэтому в определенной степени государство все же может регулировать демографию - с помощью бюджетной, фискальной и социальной политики. По словам экспертов, существуют исследования, которые доказывают, что рождаемость растет при благоприятных экономических условиях и начинает снижаться, когда ситуация ухудшается.

Андрей Коротаев, заведующий научной лабораторией мониторинга рисков социально-политической дестабилизации ВШЭ, уверен: если бы в середине 2000-х государство не предприняло мер по снижению смертности и стимулированию рождаемости, сегодня Россия имела бы менее 130 млн человек населения.

В ближайшие годы рождаемость будет сильно зависеть от решений, которые принимаются сейчас. Фото Олега Тихонова

В ближайшие годы рождаемость будет сильно зависеть от решений, которые принимаются сейчас: от того, «победит ли алкогольное лобби, отменят ли материнский капитал». Однако в целом остановить естественную убыль будет очень тяжело, говорит Коротаев: основные возможности в плане снижения смертности к настоящему времени исчерпаны, чтобы получить реальный эффект, придется увеличить расходы на здравоохранение примерно в два раза.

«В принципе сценарий, по которому население будет хоть на сколько-то расти, - очень оптимистичный», - полагает Коротаев. По его подсчетам, минимальный коэффициент рождаемости (среднее количество детей, рожденных одной женщиной в течение репродуктивного возраста), при котором остановится естественная убыль населения, должен превышать 2. В 2017 году он составил 1,6.

При этом в России уже есть пример дорогой, но эффективной демографической политики - это Сахалинская область. При рождении первого ребенка семьи в регионе получают ипотеку по ставке 3% годовых плюс деньги на первый взнос; для семей, где появился второй ребенок, ставка ипотеки обнуляется; многодетные семьи могут пользоваться дополнительной социальной поддержкой. Благодаря этим мерам коэффициент рождаемости в регионе в 2016 году достигал 2,16, хотя в среднем по стране составлял лишь 1,76.

Артем Малютин


Самое обсуждаемое
Одиноки ли мы во Вселенной? Одиноки ли мы во Вселенной?
«Ректор спросил, хочу ли я неприятностей»: интервью с преподавателем, уволенным за показ фильма Навального «Ректор спросил, хочу ли я неприятностей»: интервью с преподавателем, уволенным за показ фильма Навального
Задания: биологические термины и понятия Задания: биологические термины и понятия


top