Сосредоточение внимания на объекте. Непроизвольное внимание — это сосредоточение сознания на объекте в силу каких-то его особенностей

Сосредоточение внимания на объекте. Непроизвольное внимание — это сосредоточение сознания на объекте в силу каких-то его особенностей

Внимание – это психический познавательный процесс, направленный на отражение психических свойств, состояний объекта, который обеспечивает сосредоточенность сознания. Такой фокус на определенных предметах имеет избирательную направленность и способствует формированию индивидуального отношения к ним.

В качестве объектов внимания могут выступать как другие лица, так и неодушевленные предметы. Явления природы, предметы искусства и науки тоже часто оказываются в поле внимания субъекта. Надо признать, что в зону внимания человека попадают только те объекты, которые вызывают у него существенный интерес, или обусловлены социальной необходимостью для изучения. Развитие внимания напрямую зависит от таких факторов как возраст человека, целенаправленность его стремлений, интерес к изучаемому предмету или явлению, регулярность выполнения специальных упражнений.

Виды внимания

Непроизвольное внимание

Характеризуется отсутствием сознательного выбора человека. Возникает при появлении воздействующего раздражителя, который заставляет на мгновение отвлечься от повседневных дел и переключить свою психическую энергию. Этим видом внимания трудно управлять, поскольку оно напрямую связано с внутренними установками личности. Говоря иными словами, нас всегда привлекает только то, что представляет существенный интерес, что будоражит и заставляет «шевелиться» чувства, эмоциональную сферу.

Объектами непроизвольного внимания могут стать: неожиданный шум на улице или в помещении, новый человек или явление, которое появилось перед глазами, любые движущиеся предметы, психическое состояние человека, индивидуальное настроение.

Непроизвольное внимание ценно своей непосредственностью и естественностью возникновения, что обеспечивает всегда живой эмоциональный отклик. Но, в то же время, оно способно отвлекать личность от выполнения насущных задач, решения значимых проблем.

Как правило, у детей – дошкольников преобладает непроизвольное внимание. Воспитатели детских учреждений, конечно, согласятся с тем, что привлечь их внимание можно только яркими интересными образами и событиями. Именно поэтому занятия в детском саду так изобилуют красивыми персонажами, привлекательными заданиями, огромным простором для фантазии и творчества.

Произвольное внимание

Характеризуется сознательным удержанием сосредоточенности на объекте. Произвольное внимание начинается тогда, когда появляется мотивация, то есть, человек понимает и сознательно концентрирует на чем – либо свое внимание. Устойчивость и усидчивость являются его неотъемлемыми атрибутами. Для того, чтобы необходимое действие выполнялось, от личности требуется предпринять волевое усилие, прийти в состояние напряжения, активизировать психическую активность.

Например, студент перед экзаменом изо всех сил старается фокусировать внимание на изучаемом материале. И даже в том случае, если ему не совсем интересно то, что он должен будет рассказывать преподавателю, внимание его поддерживается за счет серьезной мотивации. Необходимость закрыть семестр, поскорее приехать домой подчас добавляет мощный стимул для того, чтобы немного поднапрячься, отложить в сторону все развлечения и поездки.

Однако следует помнить о том, что длительная концентрация произвольного внимания приводит к состоянию усталости, даже сильного переутомления. Поэтому между серьезной интеллектуальной работой рекомендуется делать разумные перерывы: выходить на улицу дышать свежим воздухом, делать несложные физические упражнения, зарядку. А вот читать книги на отвлеченные темы не нужно: голова не успеет отдохнуть, кроме того, наличие лишней информации может спровоцировать дальнейшее нежелание возвращаться к делам. Замечено, что сильный интерес побуждает к деятельности, активизирует работу мозга, и к этому можно и необходимо стремиться.

Послепроизвольное внимание

Характеризуется отсутствием напряжения у субъекта деятельности при выполнении задачи. В данном случае достаточно сильна мотивация и желание достичь конкретной цели. Этот вид внимания отличается от предыдущего тем, что внутренняя мотивация преобладает над внешней. То есть, человеком, его сознанием руководит не социальная необходимость, а индивидуальная потребность в действии. Такое внимание весьма продуктивно сказывается на любой деятельности, дает значительные результаты.

Основные свойства внимания

Свойствами внимания в психологии называют ряд значительных характеристик, тесно связанных с составляющими деятельности личности.

  • Концентрация – это намеренное сосредоточение на объекте деятельности. Удержание внимания происходит за счет сильной мотивации и желания субъекта выполнить действие как можно лучше. Интенсивностью сосредоточения на интересующем предмете руководит сознание личности. Если концентрация достаточно высокая, то результат не заставит себя ждать. В среднем без перерыва человек может фокусировать внимание в течение 30 — 40 минут, но и за это время можно сделать очень многое. Следует помнить о том, что при работе за компьютером следует устраивать себе короткие перерывы в 5 – 10 минут, чтобы глаза отдохнули.
  • Объем – это количество объектов, которые сознание может держать одновременно в поле своего зрения. Иными словами, объем измеряется во взаимном соотношении предметов и степени устойчивости внимания на них. Если личность способна достаточно долгое время сохранять сосредоточенность на объектах и их число большое, то можно говорить о высоком объеме внимания.
  • Устойчивость. Устойчивостью называют умение длительно сохранять внимание на одном объекте и не переключаться на другой. Если произошло отвлечение, то говорят обычно о лабильности. Устойчивость внимания характеризуется возможностью открывать в привычных вещах новое: обнаруживать взаимосвязи и аспекты, ранее не замеченные и не изученные, видеть перспективы для дальнейшего развития и движения.
  • Переключаемость. Переключаемостью называют осмысленное целенаправленное изменение направления фокуса внимания. Это свойство характеризуется обусловленностью внешними обстоятельствами или явлениями. Если переключение внимания происходит не под влиянием более значимого объекта и не отличается особенной преднамеренностью, то говорят о простой отвлекаемости. Надо признать, что переключить внимание с одного объекта на другой бывает трудно ввиду сильной сосредоточенности. Тогда даже случается, что человек переходит к другой деятельности, а мысленно продолжает концентрироваться на прежней: обдумывает детали, анализирует, эмоционально переживает. Переключаемость внимания нужна, чтобы отдохнуть после напряженной умственной работы, для включения в новую деятельность.
  • Распределение. Распределением называют способность сознания одновременно концентрировать внимание на нескольких объектах, которые по степени важности находятся примерно в одинаковой позиции. Соотношение предметов между собой, безусловно, оказывает влияние на то, как происходит это распределение: переход от одного объекта к другому. При этом у личности нередко возникает состояние усталости, вызванное необходимостью находясь в одной точке фокуса постоянно помнить о других существующих.

Особенности развития внимания

Развитие внимания человека обязательным образом связано с умением сосредоточиваться на одном или нескольких объектах определенный промежуток времени без всякого отвлечения. Это не так легко, как может показаться на первый взгляд. Ведь чтобы сконцентрировать внимание на чем – то, нужно быть в достаточной степени заинтересованным на своем деле. Так, для развития непроизвольного внимания требуется только интересный предмет, на котором можно было бы фокусировать взгляд. Произвольное же внимание требует к себе серьезного подхода: нужна целенаправленность действий, волевое усилие, умение управлять своими чувствами, чтобы не допустить отвлечения в самый неподходящий момент. Послепроизвольное внимание является самым продуктивным из всех, так как не требует преодоления и дополнительных усилий.

Методы развития внимания

Приемы развития внимания на сегодняшний момент существуют самые различные, позволяющие добиться высоких результатов и научиться управлять вниманием.

Развитие концентрации внимания

Рекомендуется выбрать себе объект для наблюдения, и в течение определенного промежутка времени стараться сосредоточивать на нем свое внимание. Причем, чем проще будет этот предмет, тем лучше. К примеру, можно положить на стол книгу и представлять себе, о чем она написана, каковы главные действующие лица. Можно думать о книге только как о предмете, сделанном из бумаги и картона, воображать, сколько деревьев понадобилось для ее изготовления. В конце концов, можно просто обратить внимание на ее цвет и форму. Какое направление избрать – решать вам. Данное упражнение отлично тренирует сам фокус внимания, позволяет развить длительность концентрации на одном объекте.

Если есть желание, можно попробовать потренироваться удерживать в поле своего зрения два или более предмета. Тогда ко всему перечисленному необходимо прибавить развитие умения переключать внимание с одного объекта на другой, запоминая и отмечая значимые особенности каждого из них.

Развитие зрительного внимания

Упражнения должны быть направлены на расширение возможностей личности сосредоточиваться на объекте. Например, можно положить впереди предмет и поставить перед собой задачу рассматривать его в течение 3 — 5 минут, выделяя как можно больше деталей. Сначала у вас начнет складываться общее представление о предмете: его цвет и форма, величина и высота. Однако постепенно, чем больше вы будете концентрироваться, тем яснее начнут появляться новые подробности: мелкие детали, незначительные приспособления и т.д. Их тоже обязательно нужно увидеть и отметить про себя.

Развитие слухового внимания

Для совершенствования этого вида внимания, необходимо поставить себе цель не более десяти минут концентрироваться на звучащем голосе. Лучше всего, если это будет осмысленная человеческая речь, однако, если хочется отдохнуть, можно включить сюда пение птиц или любую мелодию, которая отвечает требованиям релаксирующей музыки.

Если звучит человеческая речь, во время прослушивания важно отмечать про себя скорость, с которой говорит лектор, степень эмоциональности подачи материала, субъективную полезность информации. Также вполне допустимо слушать в записи сказки, рассказы, а после пытаться вспомнить и воспроизвести их содержание. В случае прослушивания музыки важно улавливать уровни колебания звуковой волны, постараться «подключиться» к воспроизводимым эмоциям и представлять себе детали чего – либо.

Как управлять вниманием?

Многие люди, желающие повысить уровень своего внимания, сталкиваются с неизменными трудностями. У одних может не получаться концентрироваться на деталях, другие испытывают сложности с тем, когда нужно воспринимать предмет целиком. В данном случае хочется посоветовать тренироваться на разных объектах по всем направлениям и делать это каждый день. Согласитесь, ведь не трудно 5 – 10 минут в сутки уделять работе над собой.

Таким образом, проблемы развития внимания достаточно многогранны и глубоки. Нельзя рассматривать данный вид познавательных процессов только как составляющую деятельности. Нужно помнить и том, что внимание всегда необходимо нам в повседневной жизни, потому важно уметь сосредоточиваться на простых вещах, замечать даже мелкие подробности.

Различают пять свойств внимания: сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение и переключение. Эти свойства внимания могут проявляться во всех видах внимания - в непроизвольном, произвольном и послепроизвольном.

Сосредоточенность внимания - это удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального. Сосредоточенность внимания обычно связана с глубоким, действенным интересом к деятельности, какому-нибудь событию или факту.

Устойчивость внимания - это длительное удержание внимания на предмете или какой-либо деятельности. С точки зрения физиологии это значит, что очаг оптимального возбуждения достаточно устойчив. Возникает вопрос: сколько времени может непрерывно поддерживаться внимание на одном объекте? Все зависит от двух обстоятельств: во-первых, от того, подвижен или нет, изменяется или нет сам объект, а во-вторых, от того, активную или пассивную роль играет при этом человек. На неподвижном, неизменяющемся объекте пассивное внимание сохраняется примерно 5 секунд, после чего начинает отвлекаться.

Если человек активно действует с объектом, то устойчивое внимание может сохраняться 15-20 минут. Дальше могут следовать кратковременные отвлечения, дающие возможность маленького перерыва в сосредоточенности. Получается кратковременный и необходимый отдых, он незаметен и не разрушает устойчивости внимания, но позволяет сохранить внимание к данной деятельности до 45 и более минут.

Частое непроизвольное отклонение внимания от необходимой деятельности на посторонние объекты - называют неустойчивостью внимания. Неустойчивость внимания может возникнуть от непосильной, чрезмерно обширной, а также от неинтересной и никому не нужной работы, механической деятельности.

Объем внимания - это количество объектов, которые воспринимаются одновременно с достаточной ясностью, т.е. охватываются внимание одномоментно. Указание на одномоментность здесь важно, потому что наше внимание обычно может очень быстро переходить от одного объекта к другому, что создает иллюзию большого объема внимания.



Опыты показали, что объем внимания взрослого человека - от 4 до 6 объектов, школьника - от 2 до 5 объектов. Это при условии, что показывают отдельные, не связанные между собой буквы. Если в тахиостоскопе показать короткие слова, то для грамотного человека объектом внимания будет уже не буква, а целое слово. Формально объем внимания останется тем же, но букв человек воспримет уже не 4-6, а до 16, т.е. практически объем внимания увеличится. Отсюда видно, как важно уметь объединять предметы в одно целое, воспринимать их целыми комплексами.

Распределение внимания - это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действии с ними или наблюдении за ними. Другими словами, это умение одновременно выполнять две или более различные деятельности.

Физиологи распределение внимания объясняют тем, что привычная деятельность, не вызывающая особых затруднений, может управляться, как указывал И.П. Павлов, участками коры, находящимся в известной степени торможения.

При действии, требующем большого и полного сосредоточения, другие действия обычно невозможны. Нетренированному человеку предлагали идти по гимнастическому бревну, сохраняя равновесие и устойчивость, и одновременно решать простую арифметическую задачу. Совместить эти два действия не удавалось. Решая задачу, человек терял равновесие и падал с бревна, а сохраняя равновесие, он не мог решать задачу. Однако опытная гимнастка - мастер спорта - свободно выполнит такое задание.

Переключение внимания - это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи. Трудно назвать деятельность, которая не требовала бы такого переключения. Ведь объем внимания человека не очень велик. И только способность переключать внимание дает ему возможность познавать окружающий мир во всем его многообразии.

В переключении внимания ярко проявляются индивидуальные особенности человека - некоторые люди могут быстро переходить от одной деятельности к другой, а другие - медленно и с трудом. О человеке со слабой способностью к переключению внимания говорят, что у него «жесткое», «липкое» внимание.

Физиологически переключение внимания представляет собой перемещение по коре головного мозга участка с оптимальной возбудимостью. Способность к быстрому переключению внимания зависит от подвижности нервных процессов, т.е. в конце концов от типа нервной системы.

Существует такой недостаток внимания - рассеянность . Рассеянностью называют совершенно разные, в каком-то смысле даже противоположные недостатки внимания.

Первый вид рассеянности - это частая непроизвольная отвлекаемость от основной деятельности. Человек ни на чем не может сосредоточиться, все время отвлекается, даже интересная деятельность иногда прерывается из-за неустойчивости внимания. У рассеянных людей этого типа, как говорят, «скользящее», «порхающее» внимание.

Второй вид рассеянности - следствие чрезмерной сосредоточенности человека на работе, когда он, кроме своей работы, ничего не замечает и порой не отдает себе отчета в окружающих событиях. Такой вид рассеянности наблюдается у людей, увлеченных работой, охваченных сильными переживаниями, - у ученых, творческих работников в области искусства.

Указанные два вида рассеянности действительно противоположны по своей природе. Первый вид рассеянности есть слабость произвольного внимания, неумение сосредоточиться. Второй вид - чрезмерно сильное внимание и сильнейшее сосредоточение. В первом случае в коре отсутствует сильный и стойкий очаг оптимального возбуждения, во втором случае имеется очень сильный и стойкий очаг.

Со­знания на объекте в силу каких-то его особенностей.

Известно, что любой раздражитель, изменяя силу своего действия, привлекает внимание.

Новизна раздражителя также вызывает непроизвольное внимание.

Предметы, вызывающие в процессе познания яркий эмо­циональный тон (насыщенные цвета, мелодичные звуки, при­ятные запахи), вызывают непроизвольное сосредоточение вни­мания. Еще большее значение для возникновения непроизволь­ного внимания имеют интеллектуальные, эстетические и мо­ральные чувства. Предмет, вызвавший у человека удивление, восхищение, восторг, продолжительное время приковывает его внимание.

Интерес как непосредственная заинтересованность чем-то происходящим и как избирательное отношение к миру обычно связан с чувствами и выступает одной из важнейших причин длительного непроизвольного внимания к предметам.

Синонимами слова произвольное (внимание) являются сло­ва активное или волевое. Все три термина подчеркивают ак­тивную позицию личности при сосредоточении внимания на развиваться под влиянием специально организованной работы по развитию данных качеств.


ВОПРОС 24

Свойства внимания

Распределение внимания выражается в умении одновре­менно выполнять несколько действий или вести наблюдение за несколькими процессами, объектами.

В некоторых профессиях распределение внимания приоб­ретает особенно важное значение. Такими профессиями явля­ются профессии шофера, летчика, педагога. Учитель объясня­ет урок и одновременно следит за классом, нередко он еще и пишет что-нибудь на классной доске,

С точки зрения физиологии распределение внимания объяс­няется тем, что, при наличии в коре головного мозга оптималь­ной возбудимости, в отдельных ее участках имеется лишь час­тичное торможение, в результате чего данные участки в состо­янии управлять одновременно выполняемыми действиями.

Таким образом, чем лучше человек овладел действиями, тем легче ему одновременно выполнять их.

Устойчивость внимания не означает сосредоточенности сознания в течение всего времени на конкретном предмете или его отдельной части, стороне. Под устойчивостью понимается общая направленность внимания в процессе деятельности. На устойчивость внимания значительное влияние оказывает инте­рес.

Необходимым условием устойчивости внимания являет­ся разнообразие впечатлений или выполняемых действий. Вос­приятие однообразных по форме, цвету, размерам предметов, однообразные действия снижают устойчивость внимания. Фи­зиологически это объясняется тем, что под влиянием длитель­ного действия одного и того же раздражителя возбуждение по закону отрицательной индукции вызывает в том же участ­ке коры торможение, что и ведет к снижению устойчивости внимания.

Влияет на устойчивость внимания и активная деятельность с объектом внимания. «Внимание к объекту, - пишет Станис­лавский, - вызывает естественную потребность что-то сделать с ним. Действие же еще более сосредоточивает внимание на объекте. Таким образом, внимание, сливаясь с действием и взаимно переплетаясь, создает крепкую связь с объектом».

Свойством, противоположным устойчивости, является отвлекаемость. Физиологическое объяснение отвлекаемости - это или внешнее торможение, вызванное посторонними раз­дражителями, или продолжительное действие одного и того же раздражителя.

Отвлекаемость внимания выражается в колебаниях внима­ния, которые представляют собой периодическое ослабление внимания к конкретному объекту или деятельности.

Колебания внимания наблюдаются даже при очень сосре­доточенной и напряженной работе, что объясняется непрерыв­ной сменой возбуждения и торможения в коре головного моз­га.

Как свидетельствуют исследования психологов, даже час­тые колебания внимания в короткие промежутки времени (1- 5 секунд) не сказываются заметным образом на его устойчиво­сти при условии интересной и напряженной работы. Однако через 15-20 минут колебания внимания могут привести к не­произвольному отвлечению от объекта, что лишний раз дока­зывает необходимость разнообразить в той или иной форме деятельность человека.

К свойствам внимания относится и переключение внима­ния.

Переключение внимания состоит в перестройке внимания, в переносе его с одного объекта на другой.

Различают переключение внимания преднамеренное (про­извольное) и непреднамеренное (непроизвольное). Преднаме­ренное переключение внимания происходит при изменении характера деятельности, при постановке новых задач в услови­ях применения новых способов действий. Преднамеренное пе­реключение внимания сопровождается участием волевых уси­лий человека.

Непреднамеренное переключение внимания обычно проте­кает легко, без особого напряжения и волевых усилий.

Закономерность циркуляции, флуктуации внимания - через каждые 6-10 секунд мозг человека отключается от при­ема информации на доли секунды, в результате какая-то часть информации может быть потеряна.

Исследования Б. М. Теплова и В. Д. Небылицына показа­ли, чтокачества внимания зависят, от свойств нервной систе­мы человека.

Обнаружилось, что людям со слабой нервной системой до­полнительные раздражители мешают сосредоточиться, а с силь­ной - даже повышают концентрацию внимания. Люди с инер­тной нервной системой испытывают затруднения в переключе­нии и распределении внимания.
ВОПРОС 25

Общие понятия о памяти

Память - форма психического отражения, заключающая­ся в закреплении , сохранении и последующем воспроизведе­нии прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу созна­ния. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Память - основа психической деятельности. Без нее не­возможно понять основы формирования поведения, мышле­ния, сознания, подсознания.

Образы предметов или процессов реальной действитель­ности, которые мы воспринимали ранее, а сейчас мысленно воспроизводим, называются представлениями.

Представления памяти делятся на единичные и общие.

Представления памяти являются воспроизведением, более или менее точным, предметов или явлений, когда-то воздей­ствовавших на наши органы чувств. Представление воображе­ния - это представление о предметах и явлениях, которые в таких сочетаниях или в таком виде никогда нами не восприни­мались. Подобные представления являются продуктом нашего воображения. Представления воображения также основываются на прошлых восприятиях, однако эти последние служат лишь материалом, из которого мы создаем с помощью воображения новые представления и образы.

В основе памяти лежат ассоциации, или связи. Предметы или явления, связанные в действительности , связываются и в памяти человека. Встретившись с одним из этих предметов, мы можем по ассоциации вспомнить другой, связанный с ним. Запомнить что-то - значит связать запоминание с уже извест­ным, образовать ассоциацию. С физиологической точки зре­ния ассоциация представляет собой временную нервную связь. Различают два рода ассоциаций: простые и сложные. К про­стым относят три вида ассоциаций: по смежности, по сходству и по контрасту.

Ассоциации по смежности объединяют два явления, свя­занных во времени или пространстве.

Ассоциации по сходству связывают два явления, имеющих сходные черты: при упоминании одного из них, вспоминается другое. Ассоциации опираются на сходство нервных связей, которые вызываются в нашем мозгу двумя объектами.

Ассоциации по контрасту связывают два противополож­ных явления. Этому благоприятствует то, что в практической деятельности эти противоположные объекты (организованность и расхлябанность, ответственность и безответственность, здоровье и болезнь, общительность и замкнутость и т. д.) обыкно­венно сопоставляются и сравниваются, что и приводит к обра­зованию соответствующих нервных связей.

Кроме этих видов, существуют сложные ассоциации - смысловые. В них связываются два явления, которые и в дей­ствительности постоянно связаны: часть и целое, род и вид, причины и следствие. Эти ассоциации являются основой на­ших знаний.

Принято считать, что образование связей между различ­ными представлениями определяется не тем, каков сам по себе запоминаемый материал, а прежде всего тем, что с ним делает субъект . То есть деятельность личности - основной фактор, детерминирующий (определяющий) формирование всех психических процессов, в том числе и процессов памяти.

Память обеспечивает целостность и развитие личности человека; занимает центральное положение в системе познавательной деятельности.

Рис, 4. Память в системе познавательной деятельности


Виды памяти

Виды памяти:

I. Непроизвольная память (информация запоминается сама собой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией). Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает. II. Произвольная память (информация запоминается целенап­равленно с помощью специальных приемов). Эффектив­ность произвольной памяти зависит: 1. От целей запоминания (насколько прочно, долго человек хочет запомнить). Если цель - выучить, чтобы сдать эк­замен, то вскоре после экзамена многое забудется, если цель - выучить надолго, для будущей профессиональ­ной деятельности, то информация мало забывается, 2. От приемов заучивания. Приемы заучивания бывают: а) механическое дословное многократное повторение - работает механическая память, тратится много сил, времени, а результаты низкие. Механическая па­мять - это память, основанная на повторении мате­риала без его осмысливания;

б) логический пересказ, который включает: логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пе­ресказ своими словами - работает логическая па­мять (смысловая) - вид памяти, основанный на ус­тановлении в запоминаемом материале смысловых связей. Эффективность логической памяти в 20 раз выше, лучше, чем у механической памяти;

в) образные приемы запоминания (перевод информа­ции в образы, графики, схемы, картинки) - работа­ет образная память. Образная память бывает разных типов: зрительная, слуховая, моторно-двигательная, вкусовая, осязательная, обонятельная, эмоциональ­ная;

г) мнемотехнические приемы запоминания (специаль­ные приемы для облегчения запоминания).

Выделяют также кратковременную память, долговремен­ную память, оперативную память, промежуточную память. Любая информация вначале попадает в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время (5-7 минут), после чего информация может забыться полностью либо перейти в долго­временную память, но при условии 1-2-кратного повторения информации. Кратковременная память (КП) ограничена по объему, при однократном предъявлении в КП помещается в среднем 7±2 элементов информации. Это магическая форму­ла памяти человека, т. е. в среднем с одного раза человек может запомнить от 5 до 9 слов, цифр, чисел, фигур, картинок, кусков информации.

Долговременная память обеспечивает длительное сохранение информации: бывает двух типов: 1) ДП с сознательным [ доступом (т. е. человек может по своей воле извлечь, вспомнить нужную информацию); 2) ДП закрытая (человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, а лишь при гипнозе, при раздражении участков мозга может получить к ней до ступ и актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни человека).

Оперативная память - вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определенной деятельности, обслуживающий эту деятельность благодаря сохранению информации, поступающей как из КП, так и из ДП, необходимой для выполнения текущей деятельности.

Промежуточная память - обеспечивает сохранение инфор­мации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня, а время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информа­ции, накопленной за прошедший день, переводя ее в долговре­менную память. По окончании сна промежуточная память опять готова к приему новой информации. У человека, который спит менее трех часов в сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мыслитель­ных, вычислительных операций, снижается внимание, крат­ковременная память, появляются ошибки в речи, в действиях.

Память можно развивать, тренировать, значительно улуч­шать, повышать ее продуктивность. Продуктивность памяти складывается из параметров: объем, быстрота, точность, дли­тельность, готовность к запоминанию и воспроизведению. На продуктивность памяти влияют субъективные и объективные причины. К субъективным причинам относятся: интерес чело­века к информации, выбранный тип запоминания, применяе­мые приемы запоминания, врожденные способности, состоя­ние организма, предшествующий опыт, установка человека. К объективным факторам, влияющим на продуктивность памяти относятся: характер материала, его количество, наглядность, ритмичность, осмысленность и понятность, его связность и особенности обстановки, в которой происходит заучивание.
ВОПРОС 27

Забывание

Забывание - это естественный процесс . Подобно сохране­нию и запоминанию, оно имеет избирательный характер. Фи­зиологическая основа забывания - торможение временных связей. Забывается прежде всего то, что не имеет для человека жизненно важного значения, не вызывает его интереса, не со­ответствует его потребностям.

Забывание может быть полным или частичным, длитель­ным или временным. При полном забывании закрепленный материал не только не воспроизводится, но и не узнается. Ча­стичное забывание материала происходит тогда, когда чело­век воспроизводит его не весь или с ошибками, а также когда узнает, но не может воспроизвести. Временное забывание, фи­зиологи объясняют торможением временных нервных связей, полное забывание - их угасанием.

Процесс забывания протекает неравномерно: вначале быс­тро, затем медленнее. В течение первых пяти дней после зау­чиваний забывание идет быстрее, чем в последующие пять дней. Исследования процесса забывания выявили также одну инте­ресную особенность: наиболее полное и точное воспроизведе­ние сложного и обширного материала обычно бывает не сразу после заучивания, а спустя 2-3 дня. Такое улучшенное отсро­ченное воспроизведение называется реминисценцией.

Для уменьшения забывания необходимо: 1) понимание, осмысление информации (механически выученная, но не по­нятая до конца информация забывается быстро и почти полно­стью - кривая 1 на графике); 2) повторение информации (пер­вое повторение нужно сделать через 40 минут после заучива­ния, т. к. через час в памяти остается только 50% механически заученной информации). Необходимо чаще повторять в пер­вые дни после заучивания, т. к. в эти дни максимальны потери от забывания, лучше так: в первый день - 2-3 повторения, во второй день -1-2 повторения, в третий-седьмой день по од­ному повторению, затем одно повторение с интервалом в 7-10 дней. Помните, что 30 повторений в течение месяца эффектив­нее, чем 100 повторений за день. Поэтому систематическая, без перегрузки учеба, заучивание маленькими порциями в те­чение семестра с периодическими повторениями через 10 дней намного эффективнее, чем концентрированное заучивание большого объема информации в сжатые сроки сессии, вызываю­щее умственную и психическую перегрузку и почти полное забывание информации через неделю после сессии.

Рис. 5. Кривая забывания Эббингауза:


а) бессмысленный материал; б) логическая обработка; в) при повторении Забывание в значительной степени зависит от характера деятельности, непосредственно предшествующей запоминанию и происходящей после нее. Отрицательное влияние предше­ствующей запоминанию деятельности получило название проактивного торможения. Отрицательное влияние следующей за запоминанием деятельности называют ретроактивное тормо­жение, оно особенно ярко проявляется в тех случаях, когда вслед за заучиванием выполняется сходная с ним деятельность или если эта деятельность требует значительных усилий.

При полноценном функционировании памяти наблюдается «эффект Зейгарник», т. е. незавершенные действия запомина­лись лучше.

Для психики характерны парадоксальные явления: пожи­лые люди легко вспоминают о давно прошедшем, но столь же легко забывают только что услышанное. Этот феномен назы­вается «законом Рибо», законом обратного хода памяти.

Важным фактором забывания обычно считают степень ак­тивности использования имеющейся информации. Забывается то, в чем нет постоянной потребности или необходимости


Забывание может быть обусловлено работой защитных механизмов нашей психики, которые вытесняют из сознания в подсознание травмирующие нас впечатления. Следовательно, «забывается* то, что нарушает психологическое равновесие, вызывает постоянное негативное напряжение («мотивирован­ное забывание»).

Формы воспроизведения:

Узнавание - проявление памяти, которое возникает при повторном восприятии объекта;

Воспоминание, которое осуществляется при отсутствии восприятия объекта;

Припоминание, представляющее собой наиболее актив­ную форму воспроизведения, во многом зависящую от ясности поставленных задач, от степени логической упо­рядоченности запоминаемой и хранимой в ДП информа­ции.
ВОПРОС 28

Нарушения памяти

Память - одна из самых уязвимых способностей челове­ка, ее многообразные нарушения весьма распространены. Как отмечал Ларошфуко: «все жалуются на свою память, но никто не жалуется на свой разум».

Нарушение эмоционального равновесия, чувства неуверен­ности и тревожности задают тематическую направленность ги­перфункции памяти, которая принимает в этих случаях форму навязчивых воспоминаний. Мы непреодолимо вспоминаем (в самой яркой образной форме) свои крайне неприятные или по­зорные поступки. Изгнать подобные воспоминания практичес­ки невозможно: они возвращаются вновь и вновь, вызывая у нас чувство стыда и раскаяния («память совести»).

Гораздо чаще встречается ослабление функций памяти, ча­стичная утрата способности сохранять или воспроизводить име ющуюся информацию. К самым ранним проявлениям ухудше­ния памяти относится ослабление избирательной репродукции, затруднения в воспроизводстве необходимого в данный момент материала (дат, имен, названий, терминов и т. п.). Затем ос­лабление памяти может принять форму прогрессирующей ам­незии. Ее причины: алкоголизм, травмы, склероз, возрастные и негативные личностные изменения, некоторые заболевания.

При амнезии вначале утрачиваются способности запоминать новую информацию , а затем последовательно сокращаются информационные запасы памяти. В первую очередь забывает­ся то, что было усвоено совсем недавно, т. е. новые данные и новые ассоциации, затем утрачиваются воспоминания о после­дних годах жизни. Зафиксированные в памяти события дет­ства, юности сохраняются гораздо дольше.

Нарушение непосредственной памяти, или «корсаковский синдром», проявляется в том, что нарушена память на теку­щие события, человек забывает, что он только что сделал, ска­зал, увидел, поэтому накопление нового опыта и знаний ста­новится невозможным, хотя прежние знания могут сохранять­ся.

Могут наблюдаться нарушения динамики мнестической деятельности (Зейгарник Б. В): эффективность запоминания периодически то ухудшается, то улучшается, то вновь ухудша­ется. Например, человек заучивает 10 слов, и после 3-го предъяв­ления слов запомнил 6 слов, а после пятого предъявления - уже может сказать лишь 3 слова, а после шестого - опять 6 Слов, т. е происходят колебания мнестической деятельности. Указанное нарушение памяти часто наблюдается у больных с сосудистыми заболеваниями мозга, а также после травмы моз­га, после интоксикаций как проявление общей умственной ис-тощаемости работоспособности. Достаточно часто встречаются забывчивость, неточность усвоения информации, забывание на­мерений как следствие эмоциональной неустойчивости чело­века.

Интересные факты обманов памяти, имеющих обычно фор­му крайне односторонней избирательности воспоминаний, лож­ных воспоминаний (конфибуляции) и искажений памяти. Обус­ловлены они обычно сильными желаниями, неудовлетворен­ными потребностями и влечениями. Искажения памяти часто связаны с ослаблением способности различать свое и чужое, то, что человек переживал в действительности, и то, о чем он слышал или читал. При многократном повторении таких вос­поминаний происходит их полная персонификация, т. е. чело­век совершенно естественно и органично считает своими чу­жие мысли, идеи, которые он иногда сам и отвергал, вспоми­нает о деталях событий, в которых никогда не участвовал . Это показывает, насколько память тесно связана с воображением, фантазией и с тем, что иногда называют психологической ре­альностью.

Люди могут переносить обширные повреждения мозга без явных нарушений памяти. Единственная обнаруженная зако­номерность носила самый общий характер: чем обширнее по­вреждения мозга, тем серьезнее его последствия для памяти. Это положение называется законом действия массы: память разрушается пропорционально весу разрушенной мозговой тка­ни. Даже удаление 20% мозга (при хирургических операциях) не приводит к утрате памяти. Поэтому возникли сомнения в существовании локализованного центра памяти; некоторые психологи однозначно утверждали, что органом памяти следу­ет считать весь мозг.

При прямом воздействии на некоторые участки мозга в со­знании могут всплывать сложные цепи воспоминаний, т. е. человек вдруг вспоминал то, что давно забыл, и легко продол­жал помнить «забытое» после операции. Во-вторых, был най­ден если не центр памяти, то, во всяком случае, участок, регу­лирующий перевод данных из кратковременной памяти в дол­говременную, без чего запоминание вновь поступившей новой информации невозможно. Этот центр называется «гиппокамп» и расположен в височной доле мозга. После двустороннего уда­ления гиппокампа больные сохраняли память о том, что было до операции, но запоминания новых данных не наблюдалось.

Установлено, что давным-давно известные гормоны гипо­физа могут служить стимуляторами памяти. «Короткие» це­почки из аминокислот - пептиды, особенно вазопрессин, кортикотропин значительно улучшают кратковременную и долго­временную память.
ВОПРОС 29

Развитие мышления в персоногенезе

Наше познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия и переходит к мышлению. Функция мышления - расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Задача мышления - рас­крытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Мышление оперирует понятиями и принимает на себя функции обобщения и плани­рования.

Мышление - наиболее обобщенная и опосредованная фор­ма психического отражения, устанавливающая связи и отно­шения между познаваемыми объектами.

Известно, что человек, выросший в полной изоляции от человеческой культуры, так никогда и не сможет научиться правильному, с нашей точки зрения, мышлению. Именно та­ким является ребенок Виктор, выросший в джунглях и описан­ный Ж. Годфруа. Таким образом, навыки и способы мышле­ния развиваются у человека в онтогенезе при воздействии среды - человеческого общества.

Развитие мышления ребенка происходит постепенно. По­началу оно в большой степени определяется развитием мани­пулирования предметами. Манипулирование, которое вначале не имеет осмысленности, затем начинает определяться объек­том, на который оно направлено и приобретает осмысленный характер.

Интеллектуальное развитие ребенка осуществляется в ходе его предметной деятельности и общения, в ходе освоения об­щественного опыта. Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление - последовательные ступе­ни интеллектуального развития. Генетически наиболее ранняя форма мышления - наглядно-действенное мышление, первые проявления которого у ребенка можно наблюдать в конце пер­вого - начале второго года жизни, еще до овладения им ак­тивной речью.

Примитивная чувственная абстракция, при которой ребе­нок выделяет одни стороны и отвлекается от других, приводит к первому элементарному обобщению. В результате создаются первые, неустойчивые группировки предметов в классы и при­чудливые классификации.

В своем становлении мышление проходит две стадии: до-понятийную и понятийную. Допонятийное мышление - это начальная стадия развития мышления у ребенка, когда оно имеет другую, чем у взрослых, организацию; суждения детей - единичные, о данном конкретном предмете . При объяснении чего-либо все сводится ими к частному, знакомому. Большин­ство суждений - суждения по сходству, или суждения по ана­логии, поскольку в этот период в мышлении главную роль иг­рает память. Самая ранняя форма доказательства - пример. Учитывая эту особенность мышления ребенка, убеждая его или что-либо объясняя ему, необходимо подкреплять свою речь, наглядными примерами.

Центральной особенностью допонятийного мышления яв­ляется эгоцентризм (не путать с эгоизмом). Вследствие эго­центризма ребенок до 5 лет не может посмотреть на себя со стороны, не может правильно понять ситуации, требующие некоторого отрешения от собственной точки зрения и принятия чужой позиции. Эгоцентризм обусловливает такие особеннос­ти детской логики, как 1) нечувствительность к противоречи­ям; 2) синкретизм (тенденция связывать все со всем); 3) трансдукция (переход от частного к частному, минуя общее). «Кам­ни тяжелее, чем лед: лед легче воды, а камни идут ко дну», - рассуждает 5-летний мальчик. Для характеристики таких умо­заключений В. Штерн ввел термин «трансдукция» - умозак­лючение, переходящее от одного частного случая к другому, минуя общее", 4) отсутствие представления о сохранении коли­чества. При нормальном развитии наблюдается закономерная замена мышления допонятийного, где компонентами служат конкретные образы, мышлением понятийным (абстрактным), где компонентами служат понятия и применяются формаль­ные операции. Понятийное мышление приходит не сразу, а постепенно, через ряд промежуточных этапов. Так, Л. С. Вы­готский выделял 5 этапов в переходе к формированию поня­тий. Первый - ребенку 2-3 года - проявляется в том, что при просьбе положить вместе похожие, подходящие друг к другу предметы, ребенок складывает вместе любые, считая, что те, которые положены рядом, и есть подходящие - это синкре­тизм детского мышления. На II этапе - дети используют эле­менты объективного сходства двух предметов, но уже третий предмет может быть похож только на один из первой пары - возникает цепочка попарного сходства. III этап проявляется в 6-8 лет, когда дети могут объединить группу предметов по сходству, но не могут осознать и назвать признаки, характери­зующие эту группу. И, наконец, у подростков 9-12 лет появ­ляется понятийное мышление , однако еще несовершенное, поскольку первичные понятия сформированы на базе житейс­кого опыта и не подкреплены научными данными. Совершен­ные понятия формируются на V этапе, в юношеском возрасте 14-18 лет, когда использование теоретических положений по­зволяет выйти за пределы собственного опыта. Итак, мышле­ние развивается от конкретных образов к совершенным поня­тиям, обозначенным словом. Понятие первоначально отража­ет сходное, неизменное в явлениях и предметах.

Таким образом, наглядно-образное мышление возникает у дошкольников в возрасте 4-6 лет. Связь мышления с практи­ческими действиями хотя и сохраняется, но не является такой тесной, прямой и непосредственной, как раньше. В ряде случа­ев не требуется практического манипулирования с объектом, но во всех случаях необходимо отчетливо воспринимать и на­глядно представлять объект. То есть дошкольники мыслят лишь наглядными образами и еще не владеют понятиями (в строгом смысле). Существенные сдвиги в интеллектуальном развитии ребенка возникают в школьном возрасте, когда его ведущей деятельностью становится учение, направленное на усвоение понятий по различным предметам. Формирующиеся у млад­ших школьников мыслительные операции еще связаны с кон­кретным материалом, недостаточно обобщены; образующиеся понятия носят конкретный характер. Мышление детей этого возраста является понятийно-конкретным. Но младшие школь­ники овладевают уже и некоторыми более сложными форма­ми умозаключений, осознают силу логической необходимос­ти. На основе практического и наглядно-чувственного опыта у них развивается - сначала в простейших формах - словесно-логическое мышление, т. е. мышление в формеабстрактных понятий. Мышление выступает теперь не только в виде практических действий и не только в форме наглядных образов, а прежде всего в форме отвлеченных понятий и рассуждений.

В среднем и старшем школьных возрастах школьникам становятся доступны более сложные познавательные задачи. В процессе их решения мыслительные операции обобщаются, формализуются, благодаря чему расширяется диапазон их пе­реноса и применения в различных новых ситуациях. Соверша­ется переход от понятийно-конкретного к абстрактно-понятий­ному мышлению.

Интеллектуальное развитие ребенка характеризуется зако­номерной сменой стадий, в которой каждая предыдущая ста­дия подготавливает последующие. С возникновением новых форм мышления старые формы не только не исчезают, а со­храняются и развиваются. Так, наглядно-действенное мышле­ние, характерное для дошкольников, у школьников приобрета­ет новое содержание, находя, в частности, свое выражение в решении все усложняющихся конструктивно-технических за­дач. Словесно-образное мышление также поднимается на бо­лее высокую ступень, проявляясь в усвоении школьниками произведений поэзии, изобразительного искусства, музыки.


вопрос 30

Не получается решить тест онлайн?

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов.

Закажите консультацию за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.

1. Понятие бессознательного обрело конкретно-психологический смысл в концепции …
З. Фрейда
Г. Лейбница
К. Юнга
А. Адлера

2. Числом объектов или их элементов, одновременно воспринимаемых с одинаковой степенью ясности и отчетливости, оценивается такой показатель внимания, как…
концентрация
переключение
распределение
объем

3. Сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или переживании обеспечивает…
рефлексия
восприятие
внимание
память

4. Оценка личностью себя, своих возможностей, личностных качеств и места в системе межличностных отношений называется …
самооценкой
самопрезентацией
самовосприятием
самоощущением

5. Степень сосредоточенности сознания на объекте – это такой показатель внимания, как…
объем
концентрация
распределение
переключение

6. Внимание – это направленность сознания на определенный предмет, который представляется при этом ясно и отчетливо. Эта направленность…
избирательная
рассеянная
неосознаваемая
распределенная

7. О возможности субъекта направлять и сосредотачивать внимание на нескольких независимых переменных одновременно свидетельствует такой показатель внимания, как…
концентрация
распределение
устойчивость
избирательность

8. В отличие от других познавательных процессов особого содержания не имеет…
ощущение
восприятие
память
внимание

9. Техника медитации заключается в …
концентрации внимания субъекта
том, чтобы сузить поле экстравертированного сознания
замедлении метаболизма
все ответы верны

10. Сосредоточение внимания на объекте в силу каких-то его особенностей называется вниманием…
непроизвольным
произвольным
послепроизвольным
зрительным

11. Второй стадией развития психики является (в концепции А.Н.Леонтьева)…
стадия сенсорного развития психики
стадия перцептивного развития

сознание

12. По А.Н. Леонтьеву, критерием появления зачатков психики у живых организмов является …
способность к поисковому поведению
наличие чувствительности
способность к гибкому приспособлению к среде
умение проигрывать действия во внутреннем плане

13. Согласно современным исследованиям объем актуального сознания оценивается величиной
5 ± 2
6 ± 2
7 ± 2
8 ± 2

14. Высшая форма психики, продукт исторического развития человека в труде и постоянном общении с другими людьми – это ….
воля
рефлекс
сознание
эмоции

15. Временные параметры длительности психической активности без отклонения от исходного качественного уровня являются такой характеристикой внимания, как…
концентрация
распределение
устойчивость
избирательность

16. Самосознание можно определить как …
повышенное внимание к себе
уровень притязаний
направленность личности
образ себя

17. Психологическим механизмом самосознания выступает …
эмпатия
рефлексия
идентификация
атрибуция

18. Понятие «Я-концепция» зародилось в русле … психологии
гуманистической
когнитивной
гештальт
культурно-исторической

19. Нормальное (обычное) состояние сознания характеризуется … уровнем психологической активности.
низким
средним
высоким
повышенным

20. Уровень развития психики присущий только человеку – это …
сенсорная психики
перцептивная психика
элементарный интеллект
сознание

21. Способность избирательно и специфическим образом отвечать на жизненно значимые воздействия среды в соответствии с потребностями обмена веществ и сохранения целостности организма называется …
реакцией
раздражимостью
отражением
чувствительностью

22. Причиной возникновения произвольного внимания к любому объекту является…
отсутствие цели
постановка целей деятельности
новизна раздражителя
эмоциональная значимость раздражителя

23. Первой стадией развития психики является (в концепции А.Н.Леонтьева)…
стадия сенсорного развития психики
стадия перцептивного развития
стадия элементарного интеллекта
сознание

24. В настоящее время на основе данных электроэнцефалографии сон рассматривается как циклическое изменение мозговой активности, происходящее через … стадий
5
6
7
8

25. Первые теоретически разработки в области Я-концепции принадлежат …
В. Вундту
К. Роджерсу
Л.С. Выготскому
У. Джемсу

Внимание – процесс сосредоточения сознания на объекте или информации.

Различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

В психологической литературе употребляют несколько синонимов для обозначения непроизвольного внимания . В некоторых исследованиях его называют пассивным , в других эмоциональным. Оба синонима помогают раскрыть особенности непроизвольного внимания. Когда говорят о пассивности, то оттеняют зависимость непроизвольного внимания от объекта, который его привлек, и подчеркивают отсутствие усилий со стороны человека, направленных на то, чтобы сосредоточиться. Когда непроизвольное внимание называют эмоциональным, то выделяют связь между объектом внимания и эмоциями, интересами, потребностями. В этом случае также нет волевых усилий, направленных на сосредоточение: объект внимания выделяется в силу соответствия его причинам, побуждающим человека к деятельности.

Известно, что любой раздражитель, изменяя силу своего действия, привлекает внимание. Новизна раздражителя также вызывает непроизвольное внимание.

Предметы, вызывающие в процессе познания яркий эмоциональный тон (насыщенные цвета, мелодичные звуки, приятные запахи), вызывают непроизвольное сосредоточение внимания. Еще большее значение для возникновения непроизвольного внимания имеют интеллектуальные, эстетические и моральные чувства. Предмет, вызвавший у человека удивление, восхищение, восторг, продолжительное время приковывает его внимание.

Интерес , как непосредственная заинтересованность чем-то происходящим и как избирательное отношение к миру, обычно связан с чувствами и выступает одной из важнейших причин длительного непроизвольного внимания к предметам.

Синонимами понятия произвольного (внимания) являются слова активное или волевое . Все три термина подчеркивают активную позицию личности при сосредоточении внимания на объекте.

Произвольное внимание это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте. Человек сосредоточивается не на том, что для него интересно или приятно, но на том, что должен делать. Этот вид внимания тесно связан с волей. Произвольно сосредоточиваясь на объекте, человек прилагает волевое усилие , которое поддерживает внимание в течение всего процесса деятельности. Своим происхождением произвольное внимание обязано труду. Произвольное внимание возникает, когда человек ставит перед собой цель деятельности , выполнение которой требует сосредоточенности. Произвольное внимание требует волевого усилия, которое переживается как напряжение, мобилизация сил на решение поставленной задачи. Волевое усилие необходимо, чтобы сосредоточиться на объекте деятельности, не отвлечься, не ошибиться в действиях.


Внимание человека обладает пятью основными свойствами : устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределе­нием и объемом.

Устойчивость внимания проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослаб­ляя внимание. Устойчивость внимания может определяться разными причинами. Одни из них связаны с индивидуальными физиологи­ческими особенностями человека, в частности со свойствами его нервной системы, общим состоянием организма в данный мо­мент времени; другие – характеризуют психические состояния (возбуж­денность, заторможенность и т. п.), третьи – соотносятся с мотива­цией (наличием или отсутствием интереса к предмету деятельности, его значимостью для личности), четвертые – с внешними обстоятель­ствами осуществления деятельности.

Люди со слабой нервной системой или перевозбужденные могут довольно быстро утомляться, становиться импульсивными. Человек, который не очень хорошо чувствует себя физически, также, как правило, характеризуется неустойчивым вниманием. Отсутствие ин­тереса к предмету способствует частому отвлечению внимания от не­го, и, напротив, наличие интереса сохраняет внимание в повышенном состоянии в течение длительного периода времени. При обстановке, которая характеризуется отсутствием внешне отвлекающих момен­тов, внимание бывает достаточно устойчивым. При наличии множе­ства сильно отвлекающих раздражителей оно колеблется, становится недостаточно устойчивым. В жизни характеристика общей устойчи­вости внимания чаще всего определяется сочетанием всех этих факторов, вместе взятых.

Сосредоточенность внимания (противоположное качество - рас­сеянность) проявляется в различиях, которые имеются в степе­ни концентрированности внимания на одних объектах и его отвле­чении от других. Человек, к примеру, может сосредоточить свое внимание на чтении какой-нибудь интересной книги, на занятии каким-либо увлекательным делом и не замечать ничего, что происходит вокруг. При этом его внимание может быть сконцентрировано на определенной части читаемого текста, да­же на отдельном предложении или слове, а также более или менее распределено по всему тексту. Сосредоточенность внимания иногда называют концентрацией, и эти понятия рассматриваются как синонимы.

Переключаемость внимания понимается как его перевод с одно­го объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Данная характеристика человеческого внимания проявляется в скорости, с которой он может переводить свое внимание с одного объекта на другой, причем такой перевод может быть как непроизвольным, так и произвольным. В первом случае индивид невольно переводит свое внимание на что-либо такое, что его случайно заинтересовало, а во втором - сознательно, усилием воли застав­ляет себя сосредоточиться на каком-нибудь, даже не очень инте­ресном самом по себе объекте. Переключаемость внимания, если она происходит на непроизвольной основе, может свидетель­ствовать о его неустойчивости, но такую неустойчивость не всегда можно рассматривать как отрицательное качество. Она нередко способствует временному отдыху организма, анализатора сохранению и восстановлению работоспособности нервной систем и организма в целом.

С переключаемостью внимания функционально связаны два разнонаправленных процесса: включение и отвлечение внимания . Первый характеризуется тем, как человек переключает внимание на нечто и полностью сосредоточивается на нем; второй - тем, как осуществляется процесс отвлечения внимания.

Все три обсуждаемые характеристики внимания связаны, по­мимо прочего, со специальными свойствами нервной системы че­ловека, такими, как лабильность, возбудимость и торможение. Соответствующие свойства нервной системы непосредственно опре­деляют качества внимания, особенно непроизвольного, и поэто­му их следует рассматривать в основном как природно обуслов­ленные.

Распределение внимания проявляется в способности рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий. Когда речь идет о распределении внимания между разными видами деятель­ности, это не всегда означает, что они в буквальном смысле слова выполняются параллельно. Такое бывает редко, и подобное впечатление создается за счет способности человека быстро пере­ключаться с одного вида деятельности на другой, успевая возвра­щаться к продолжению прерванного до того, как наступит забывание. Известно, что память на прерванные действия способна сохра­няться в течение определенного времени (эффект Зейгарник). В течение этого периода человек может без труда возвратиться к продолжению прерванной деятельности. Так именно и происходит чаще всего в случаях распределения внимания между несколькими одновременно выполня­емыми делами.

Распределение внимания зависит от психологического и физио­логического состояния человека. При утомлении, в процессе выпол­нения сложных видов деятельности, требующих повышенной концен­трации внимания, область его распределения обычно сужается.

Объем внимания оп­ределяется количеством информации, одновременно способной со­храняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека. Численная характеристика среднего объема внимания людей 7+ 2 единицы информации. Объем внимания обычно устанавливается в процессе эксперимента, в ходе которого человеку на очень короткое время предъявля­ется большое количество информации. То, что он за это время успевает запомнить, и характеризует его объем внимания. Поскольку экспериментальное определение объема внимания связано с крат­ковременным запоминанием, то его нередко отождествляют с объе­мом кратковременной памяти.

Память

Память – процесс сохранения, закрепления и воспроизведения информации при помощи органов чувств.

Виды памяти.

Мгновенная , или иконическая, память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Эта память – непосредственное отражение информации органами чувств. Её длительность от 0,1 до 0,5 с. Мгновенная память представляет собой полное остаточное впечатление, которое возникает от непосредственного восприятия стимулов. Это – память-образ.

Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. Длительность удержания мнемических следов здесь не превышает нескольких десятков секунд, в среднем около 20 (без повторения). В кратковременной памяти сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Эта память работает без предварительной сознательной установки на запоминание, но зато с установкой на последующее воспроизведение материала. Кратковременная память характеризует такой показатель, как объем. Он в среднем составляет от 5 до 9 единицам информации и определяется по тому их числу, которое человек в состоянии точно воспроизвести спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления ему этой информации.

Долговременная память. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты.

Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Слуховая память – это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых.

Двигательная память – представляет собой запоминание и сохранение, и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений.

Эмоциональная память – это память на переживания. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок.

Осязательная, обонятельная, вкусовая и другие виды памяти особой роли в жизни человека не играют, и их возможности по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью ограничены.

По характеру участия воли в процессах запоминания и воспроизведения материала память делят на непроизвольную и произвольную . В первом случае имеют в виду такое запоминание и воспроизведение, которое происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной мнемической задачи (на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение). Во втором случае такая задача обязательно присутствует, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий.


Самое обсуждаемое
Итальянский язык с носителем по скайпу Итальянский язык по скайпу с носителем языка Итальянский язык с носителем по скайпу Итальянский язык по скайпу с носителем языка
Все Все "сапоги" из вв чморят и чморят омон и собр
Отто Юльевич Шмидт – герой, мореплаватель, академик и просветитель Отто юльевич шмидт жизнь и деятельность Отто Юльевич Шмидт – герой, мореплаватель, академик и просветитель Отто юльевич шмидт жизнь и деятельность


top