Конспект урока по Литературе "Исторические народные песни. Предания «о Пугачеве», «о покорении Сибири Ермаком»". Устное народное творчество. Предания как исторический жанр русской прозы

Конспект урока по Литературе

Услыхал царь Иван, что за Уралом лежит земля богаче той, которая ему подвластна. Знал он, что ту землю Сибирью зовут, много в ней всякого добра таится, да только далеко она от его царства. Много ночей и дней нс спал царь Иван, все думу думал: как это царство хана покорить, а его землю к своему царству прирезать? Думал, думал Иван, но ничего придумать не мог, не было у него той силы, которая бы покорила Кучумово царство. Занемог царь и слег в постель. Прислужники его, бояре, запечалились, боялись, как бы им без царя-спасителя не остаться, что же они тогда делать будут. Подошли они к его постели и спрашивают:

Отчего же ты, царь-батюшка, занемог, какая дума тяжелая на сердце твоем лежит?

Царь закрыл глаза и подумал, сказать ли им про свою думу или нет? Он знал, что бояре в деле ему не помогут, что потрясут они бородами да кафтанами, повздыхают, на том их совет и кончится. Так оно и получилось. Ушли бояре к себе восвояси. Подходит к царю один его бедный слуга из крестьян и спрашивает:

Откуда на тебя, царь-батюшка, хвороба навалилась?

Издалека, - ответил царь.

Может, помогу я тебе?

Бояре были - не помогли, а тебе и Бог не велел. Ты скажи-ка лучше, кто есть в моем царстве храбрый да удалый, кто смерти не боится, кого молния не ударит и гром не оглушит?

Подумал слуга и говорит:

Найдется в твоем царстве такой человек, слыхал я про него с малых лет, зовут его Ермак Тимофеевич, удалый казак донской, службу верную, царь-батюшка, он тебе сослужит.

Да и то верно, слыхал про него я, да только где он теперь есть, наверное, как в поле ветер, гуляет, где ночь проведет, где день просвищет.

Встал Иван-царь с постели, позвал к себе слуг верных и отправил их на Дон казака Ермака Тимофеевича искать. Объездили слуги весь Дон, всех конных и пеших порасспросили, все знают удалого казака Ермака, но никто не зияет, где он теперь гуляет. Вернулись слуги через год и сказали царю:

Всех птиц на Дону повидали, всех баб и мужиков пересчитали, а казака Ермака Тимофеевича нету.

Выгнал царь своих слуг из палат царских и позвал к себе верного слугу-крестьянина.

Разыщи ты мне Ермаки, службу верную сослужи, тогда ты у меня будешь слугой над всеми с лугами, а бояре тебе в пояс будут кланяться.

Ничего мне, царь-батюшка, от тебя не надо, а службу верную для Руси святой отслужу.

Надавал царь Иван мужику разные доспехи, из своей конюшни велел ему коня вывести, благословил ого своей рукой н и добрый путь отправил. Только выехал мужик за Москву, снял е себя все доспехи, облачился в крестьянскую одежу и пошел пешочком с посохом по дороге, куда глаза глядят. Долго шел мужик по дороге против солнца, борода по колено выросла, а про Ермака ни слуху ни духу. Не опечалился мужик, идет себе потихоньку и идет. Не заметил он, как дошел до крутых гор. Осмотрелся и видит - навстречу ему идет такой же странник, как и он. Встретились, остановились и завели разговор. Долго ли разговор шел, но только мужик узнал от странника, что Ермак бродит по Уралу.

Исходил мужик реки п горы Урала вдоль и поперек. Наконец ему удалось напасть на след атамана. Вскоре он нашел семью Ермака и передал ему просьбу царя Ивана. Ермак Тимофеевич явился к царю бел поклона, в шапке. Царь посмотрел на атамана и говорит:

Слыхал я про тебя разные вести, не носить бы тебе головы нa плечах, да царь милостив. Искупи свою вину, сослужи мне службу добрую. За Уралом нехоженая землица лежит, на земле той богатства несметные, ты пройди ту землю, излови хана Кучума, я людей его под власть Руси подведи.

Ермак Тимофеевна не стал перечить царю, вышел из царских палат, попросил есть-пить и пошел к своим казакам на Урал. Пришел. Рассказал обо всем своим удалым молодцам, и начали они собираться в поход, в чужую землю, куда русская душа не хаживала.

Летом в тот же год Ермак Тимофеевич дошел до Тобола, там построил лодки и добрался до Иртыша. Здесь он встретился с людьми из Кучумова царства. Долго бился Ермак с Кучумовыми людьми, пока они не испробовали казацкую силу и пока их много не полегло. Казаков погибло тоже немало, но Ермак все же одолел сибирского хана и привел его людей под власть русского царя. Самого страшного - Кучума - Ермак Тимофеевич хотел доставить в Москву, но он несколько раз обманывал атамана, и за это его казаки убили. Когда Кучумовы люди покорились Ермаку, казаки ему сказали:

Поезжай, наш атаман, и скажи, что теперь русские могут жить в Сибири, да и Кучуырвым людям с нами легче будет. Царь их был злой, как волк, а жадный, как поп.

Ермак Тимофеевич не поехал в Москву, а послал туда своего верного казака. Узнал царь Иван, что в Сибирь ворота открыты, и стал посылать в нее разных людей, кого по доброй воле, а кого так, силком. Вот и появились русские на сибирской земле и посейчас живут, а добра в ней всем хватит. Потому мы и про Ермака Тимофеевича помним, и про его удалых казаков.

Вопросы и задания

1. Какой из текстов преданий нам понравился? Какими народ представляет себе Пугачева и Ермака?

2. Уверены ли рассказчики, что говорят правду? Подтвердите примерами.

3. Так ли вы представляли себе эпизод покорения Сибири, как его изобразил художник В. Суриков на картине «Покорение Сибири Ермаком»?

Развивайте дар слова

1. Подготовьте пересказ предания «О покорении Сибири Ермаком», включив характерную для этого предания лексику, например: много в ней всякого добра таится, занемог, хвороба, доспехи, завел разговор, богатства несметные, нехоженая землица лежит, одолел сибирского хана и т. д.

2. В чем сходство и различие преданий и народных сказок? Покажите это на примерах в процессе пересказа фрагментов.

3. Какие слова и выражения из этого предания можно использовать в нашей речи и сегодня?

Проверенные ответы содержат информацию, которая заслуживает доверия. На «Знаниях» вы найдёте миллионы решений, отмеченных самими пользователями как лучшие, но только проверка ответа нашими экспертами даёт гарантию его правильности.

Услыхал царь Иван, что за Уралом лежит земля, а на той земле богатства несметные лежат. Знал,он что эту землю Сибирью зовут и что много в ней добра таится.Да только земля эта далеко от его царства и не знал он никак как это царства покорить, как сибирского хана покорить.
Долго царь мучился и не знал как поступить. Прислужники его, бояре, забеспокоились, боялись как бы им без царя не остаться. И спросили они его от чего же он так занемог, он им всё и рассказал, они покачали головой и ушли. Подошёл к царю один бедный слуга и спросил откуда на царя хвороба навалилась, он поведал всё слуге и тогда слуга рассказал что слышал об одном молодце Ермаке Тимофеевиче. Да вот только никто не знает где этот молодец, тогда царь вскочил с постели, позвал к себе слуг верных и отправил их на Дон казака Ермака искать. Объездили слуги весь Дон, всех порасспросили, все слыхали про удалого казака, но никто не знал где он находится. Вернулись слуги обратно и сказали царю что всю изыскали, но так и не нашли Ермака. Позвал царь к себе слугу своего верного крестьянина который всё ему поведал. Наказал ему что бы он разыскал Ермака, а государь в свою очередь даст слуге любые богатства, слуга согласился и без богатств.Снарядили слугу и отправили в путь, слуга снял всё это и отправился искать казака. Долго ходил мужик и услышал от странника, что Ермак по Уралу бродит.
Исходил мужик весь Урал вдоль и поперек. Наконец ему удалось найти след атамана, нашел он семью его и попросил передать просьбу царя. Явился Ярмак Тимофеевич к царю без поклона, в шапке.И рассказал царь о землице нехоженой за Уралом, о хане сибирском Кучуме, обо всём рассказал. Ярмак перечить не стал и пошёл казаков своих верных собирать.
Летом в тот же год казаки дошли до Тобола, там построили лодки и добрались до Иртыша.. Здесь встретились они с людьми из Кучумова царства,бились долго, много полегло народу. Казаков погибло не мало, но Ермак всё же одолел хана сибирского и привел людей его под власть русскую. Самого страшного Кучума, Ермак хотел доставить до царя, но тот был хитрым хотел обмануть казаков и им пришлось убить хана. Когда люди Кучума покорились Ермаку он отправил одного казака к царю, чтоб всё доложил ему. Узнал царь что ворота в Сибирь открыты теперь стал людей туда посылать, кого по воле, кого нет. Вот так и появились русские в Сибири и по сей день живут. Поэтому мы и помним про Ермака Тимофеевича и про всех его казаков удалых!

>>Предания. О Пугачеве. О покорении Сибири Ермаком

Предания

Прочитайте предания, связанные с Пугачевым и донским казаком Ермаком. Вспомним, что предания отражают события давно минувших лет и восприятие их современниками.

Разыщи ты мне Ермака, службу верную сослужи, тогда ты у меня будешь слугой над всеми слугами, а бояре тебе в пояс будут кланяться.

Ничего мне, царь-батюшка, от тебя не надо, а службу верную для Руси святой отслужу.

Надавал царь Иван мужику разные доспехи, из своей конюшни велел ему коня вывести, благословил его своей рукой и в добрый путь отправил. Только выехал мужик за Москву, снял с себя все доспехи, облачился в крестьянскую одежу и пошел пешочком с посохом по дороге, куда глаза глядят. Долго шел мужик по дороге против солнца, борода по колено выросла, а про Ермака ни слуху ни духу. Не опечалился мужик, идет себе потихоньку и идет. Не заметил он, как дошел до крутых гор. Осмотрелся и видит - навстречу ему идет такой же странник, как и он. Встретились, остановились и завели разговор. Долго ли разговор шел, но только мужик узнал oт странника, что Ермак бродит по Уралу.

Исходил мужик реки и горы Урала вдоль и поперек. Наконец ему удалось напасть на след атамана. Вскоре он нашел семью Ермака и передал ему просьбу царя Ивана. Ермак Тимофеевич явился к царю без поклона, в шапке.

Царь посмотрел на атамана и говорит:

Слыхал я про тебя разные вести, не носить бы тебе головы на плечах, да царь милостив. Искупи свою вину, сослужи мне службу добрую. За Уралом нехоженая землица лежит, на земле той богатства несметные, ты пройди ту землю, излови хана Кучума, а людей его под власть Руси подведи.

Ермак Тимофеевич не стал перечить царю, вышел из царских палат, попросил есть-пить и пошел к своим казакам на Урал. Пришел. Рассказал обо всем своим удалым молодцам, и начали они собираться в поход, в чужую землю, куда русская душа не хаживала.

Летом н тот же год Ермак Тимофеевич дошел до Тобола, там построил лодки и добрался до Иртыша. Здесь он встретился с людьми из Кучумова царства. Долго бился Ермак с Кучумовыми людьми, пока они не испробовали казацкую силу и пока их много не полегло. Казаков погибло тоже немало, но Ермак все же одолел сибирского хана и привел его людей под власть русского царя. Самого страшного - Кучума - Ермак Тимофеевич хотел доставить в Москву, но он несколько раз обманывал атамана, и за это его казаки убили. Когда Кучумовы люди покорились Ермаку, казаки ему сказали:

Поезжай, наш атаман, и скажи, что теперь русские могут жить в Сибири, да и Кучумовым людям с нами легче будет. Царь их был злой, как полк, а жадный, как поп.

Ермак Тимофеевич нe поехал в Москву , а послал туда своего верного казака. Узнал царь Иван, что в Сибирь ворота открыты, и стал посылать в нее разных людей, кого по доброй воле, а кого так, силком. Вот и появились русские на сибирской земле и посейчас живут, а добра в ней всем хватит. Потому мы и про Ермака Тимофеевича помним, и про его удалых казаков.

Вопросы и задания

1. Какой из текстов преданий вам понравился? Какими народ представляет себе Пугачева и Ермака?
2. Уверены ли рассказчики, что говорят правду? Подтвердите примерами.
3. Так ли вы представляли себе эпизод покорения Сибири, как его изобразил художник В. Суриков на картине «Покорение Сибири Ермаком»?

Развивайте дар слова

1. Подготовьте пересказ предания "0 покорении Сибири Ермаком" включив характерную для этого предания лексику, например: много в ней всякого добра таится, занемог, хвороба, доспехи, завел разговор, богатства несметные , нехоженая землица лежит, одолел сибирского хана и т. д.

2. В чем сходство и различие преданий и народных сказок? Покажите это на примерах в процессе пересказа фрагментов.

3. Какие слова и выражения из этого предания можно использовать в нашей речи и сегодня?

Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. - 399 с. + 399 с.: ил.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Предания - это рассказ, который передается устно от поколения к поколению.

«Преданья старины глубокой» - так пишет А.С. Пушкин о событиях, которые лежат в основе его поэмы «Руслан и Людмила».

Исследователи фольклора спорят о классификации этого жанра. В.К. Соколова в роботе «Русские исторические предания» выделяет 6 циклов (рис. 1).

Рис. 1. Классификация преданий В.К. Соколовой ()

Н.А. Криничная выделяет 8 сюжетных тематических групп (рис. 2).


Рис. 2. Классификация Н.А. Криничной ()

Популярность преданий можно объяснить тем, что грамотность и книги были мало кому доступны, а знать свое место в жизни и разбираться в событиях хотелось каждому. До XIX века предания заменяли литературу, трактуя события прошлого и настоящего времени. Предания рассказывают нам о событиях, про которые нельзя прочитать в книгах, но чаще всего приукрашенных. Например, народ считал, что в прежние времена жили великаны (рис. 3), поэтому на местах сражений находятся большие кости.


Рис. 3. Скелет великана ()

Народные герои наделяются волшебными качествами, например, Ермак считался неуязвимым, Степан Разин был колдуном. В центре событий в преданиях находится яркая историческая личность - царь, князь, генерал, атаман, разбойник. Из них можно узнать о великих исторических событиях: о взятии Иваном Грозным Казани (рис. 4), о покорении Ермаком Сибири.


Рис. 4. Взятие Иваном Грозным Казани ()

Вызывала интерес частная жизнь исторических личностей, например предания о том, как Петр I крестил сына простого крестьянина, о полководце XVIII века Румянцеве, который ловил рыбу в своем имении, о разговоре Суворова с солдатами.

Героями преданий становились силачи и разбойники (рис. 5). Разбойники нападают на людей и грабят их, клады прячут, зарывая в земле. Рассказывают предания о разбойничьих деревнях, жители которых заманивают путников к себе ночевать, а ночью убивают и грабят их.

Рис. 5. Разбойники ()

Не во всех преданиях разбойники являются отрицательными персонажами, часто они представлены как народные заступники, которые грабят богатых и помогают бедным. Такими героями являлись Степан Разин и Емельян Пугачев (рис. 6). Множество преданий о них свидетельствует о том, что они пользовались популярностью у простого народа.

Прочитайте предание «Пугачев и пушка» (рис. 7).

Рис. 7. Предание «Пугачев и пушка» ()

В предании большую роль играет рассказчик, который излагает событие и передает свое отношение к нему, а образ Пугачева грозен и внушает читателю мистический ужас. Расправа над человеком, который не подчинился самозванцу, является закономерной для того времени. Расправа над пушкой кажется бессмысленной (рис. 8), здесь повествование окрашено иронией рассказчика над Пугачевым.


Прочитайте предание «О происхождении Пугачева» (рис. 9).

Рис. 9. Предание «О происхождении Пугачева» ()

Данное предание не соответствует исторической правде: рассказчик считает, что Пугачев на самом деле был царем, и не говорит о смертной казни. Пугачев якобы является в Москву, и императрица уступает ему престол. Хотелось народу верить в это.

Народные предания не могут являться историческими документами, потому что народу свойственно приукрашивать прошлое.

Прочитайте самостоятельно предание «О покорении Ермаком Сибири». Об этом историческом событии мы говорили на прошлом занятии, когда разбирали исторические песни. Составим план этого предания (рис. 10).


Рис. 10. План предания «О покорении Ермаком Сибири» ()

Основная задача предания - рассказать об истории освоения сибирских земель. Но снова события приукрашены, ничего не говорится о враждебном отношении Ивана Грозного к Ермаку. Для Ивана Грозного цель похода - освоение Сибири, для Ермака - получение свободы. В предании противопоставлены бояре и бедный слуга-крестьянин, боярские советы бестолковы, а советы крестьянина - дельные для царя. Данное предание воплощает мечту народа о том, чтобы царь оценил народную мудрость и преданность.

Предания - своеобразный источник эпических жанров русской литературы. Писатели обращаются к народному творчеству для создания ярких образов, например А.С. Пушкин в произведении «Капитанская дочка».

Список литературы

  1. Меркин Г.С. Литература. 8 класс. Учебник в 2 частях - 9-е изд. - М.: 2013., Ч. 1 - 384 с., Ч. 2 - 384 с.
  2. Курдюмова Т.Ф. и др. Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия в 2 частях Ч. 1 - 12-е изд., 2011, 272 с.; Ч. 2 - 11-е изд. 2010, 224 с.
  3. Коровина В.Я. и др. Литература. 8 класс. Учебник в 2 частях - 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. Ч. 1 - 399 с.; Ч. 2 - 399 с.
  4. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литература. 8 класс. Дом без стен. В 2 частях. - М.: 2011. Ч. 1 - 286 с.; Ч. 2 - 222 с.
  1. Toposural.ru ().
  2. Sokrnarmira.ru ().
  3. Nsportal.ru ().

Домашнее задание

  1. Что такое предание?
  2. Чем можно объяснить популярность преданий в свое время?
  3. Почему предания нельзя считать достоверным источником исторических событий?

Тема: Исторические народные песни. Предания «о Пугачеве», «о покорении Сибири Ермаком»

Цели: повторить жанры устного народного творчества; пока­зать особенности жанра народной песни, вызвать интерес учеников к этому жанру; развивать навыки выразительного чтения, навыки анализа текста.

Методические приемы: сообщения учащихся; работа в груп­пах, беседа, рассказ учителя, работа с учебником, выразительное чтение, элементы анализа текста.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Пересказ статьи учебника «русская литература и история».

2. Ответы на вопросы учебника

Фольклора.

I I . Беседа с учащимися

Каковы особенности жанра сказки? Какие мечты народа во­площены в сказках?

Какие свойства характера воспеваются в народных сказках?

Какие типы сказок вам известны?

Чем отличается былина от сказки и что между ними общего?

Какие циклы былин вы знаете?

Вспомните героев былин. Расскажите о некоторых из них, используя иллюстрации к былинам и. Билибина, репродук­ции с картин в. Васнецова.

Что такое пословицы, поговорки? Приведите примеры, объ­ясните их смысл.

Что общего у пословиц и поговорок и чем они различаются?

Что вы знаете об обрядовом фольклоре? Чему посвящаются произведения обрядового фольклора?

I II . Рассказ учителя о народных песнях

Мы знакомы уже со многими жанрами устного народного твор­чества. В основном это эпические жанры. Особый пласт в русском фольклоре составляют народные песни. В песнях отображен и внешний мир, и внутренний мир человека. Одни песни посвящались историче­ским событиям, героям, выдающимся историческим личностям, дру­гие - переживаниям, связанным с любовными отношениями, семейной жизнью, с солдатской долей и т. Д. Известны бурлацкие, рекрутские, разбойничьи, ямщицкие песни.

Исторические песни часто не только изображают события или от­дельные их эпизоды, но и отражают чувства, переживания героев так, как это понимает народ. Частые герои исторических песен цари - иван грозный, петр первый, герои-воины - суворов, кутузов, народные вожди - ермак, разин, пугачев.

Народные песни в отличие от былин, исполнявшихся обычно ска­зителями, былинниками, создавались самыми разными людьми в ми­нуты, когда душевные переживания, потрясения требовали выражения в словах и мелодии. Песни передавались из уст в уста, от одного испол­нителя к другому, от одного поколения к другим, при этом шлифуясь и изменяясь. Среди множества безвестных певцов иногда появлялись талантливые народные поэты и исполнители.

Лирические песни изображают переживания, связанные с теми или иными жизненными обстоятельствами лирического героя. Этот герой безвестен, но каждый находил отклик чувствам, выраженным в песне. Исполнялись песни и в одиночку, и хором. Чаще всего лирические песни передают грустное, печальное настроение. Вся жизнь русского человека от рождения и до смерти сопровождалась песней.

Первые записи русских народных песен относятся еще к xvii веку. Интересно, что записаны они для английского путешественника ри­чарда джемса в 1619-1620 гг.

Особенно активно собиранием исторических и лирических песен, как и других видов фольклора, заинтересовались на рубеже xviii-xix веков. Среди собирателей - имена а.с. Пушкина, н.в. Гоголя, м.д. Чулкова, а.в. Кольцова, п.н. Рыбникова. Изучением песен занимались о.ф. И в.ф. Миллеры, а.н. Веселовский, б.н. Путилов, а.х. Востоков, а.н. Веселовский, в.я. Пропп и другие. Собиратели и исследователи песен оставили нам богатство, которое могло быть безвозвратно утеряно: ведь песни существовали в устной форме, лишь немногие из них поются до сих пор.

I V . Изучение темы «исторические песни и предания»

1. Слово учителя.

Мы ознакомимся сегодня с произведениями устного народного творчества, близкими по тематике, но различающимися по жанровым признакам; сопоставим исторические песни и предания, посвящен­ные конкретным историческим личностям - пугачеву и ермаку.

Предание - жанр устной несказочной прозы, рассказ об историче­ских лицах, событиях, отражающий восприятие их современниками.

Вспомним, что признаком жанра исторической песни тоже яв­ляется рассказ об определенных исторических лицах и событиях, в этих песнях тоже выражено отношение к ним народа.

В чем же различие этих жанров?

Сопоставив тексты исторических песен и преданий, попробуем ответить на этот вопрос.

2. Выразительное чтение исторических песен о пугачеве и предания о пугачеве

3. Беседа.

Что вы знаете о пугачеве, о восстании под его предводитель­ством?

Что вы узнали нового о пугачеве из предания?

Каким народ представляет себе пугачева?

Что общего в исторических песнях и предании о пугачеве? (общий герой, общее отношение к нему и событиям, связан­ным с его именем, как к реально существовавшим.)

В чем вы заметили разницу между исторической песней и преданием о пугачеве? (предание «о пугачеве» напоми­нает обычный бытовой рассказ, он лишен ритма, присущего народной песне, включает диалоги. Предание, скорее всего, более вариативно: при передаче его из уст в уста, из поколе­ния в поколение произошло столько дополнений и изменений текста, что потеряна логика событий, предание представ­ляет собой набор отрывочных и часто противоречащих друг другу сведений.)

- каковы различия в художественных особенностях жанров исторической песни и предания о пугачеве?

Ответ. Исторические песни о пугачеве близки по форме к лири­ческим песням, так как они ритмичны, напевны, хотя в них отсутст­вует рифма, в стихах (строках) разное количество слогов и ударений. Встречаются образы, присущие лирической песне: «добрый молодец», «родный батюшка», «сироты горемычны», постоянные эпитеты: «лес темный», «садик зеленый», «добрый молодец», «родный батюшка», «красное солнышко», «сироты горемычны», «крепку думушку»; по­вторы, анафоры (одинаковое начало строк), ряды синонимов: «выше леса темного, / выше садика зеленого», «кандалы мои, кандалики, / кандалы мои тяжелые», «как во темнице, во тюремнице». Характерен для лирической песни и параллелизм: пугачев умер - «красное сол­нышко закатилось».

В песнях явно выражено народное сочувствие пугачеву, сострада­ние. Это заметно и по множеству уменьшительных суффиксов: «звез­дочка», «садик», «кандалики», «тятенька», «маменька», и по обилию обращений, и по оценочной лексике: «добрый молодец», «походы уда­лые», «житье свободное», «народный заступник», «родный батюшка», «красное солнышко», «сироты горемычны». Пугачев изображается в песне как народный заступник, который отстаивал интересы народа, думал о нем и за него.

Песня «пугачев казнен» напоминает жанр плача, включает типич­ные для этого жанра устойчивые выражения: «на кого ты нас поки­нул?», «некому за нас заступиться».

Из художественных особенностей предания можно отметить на­личие диалогов, сочетание реалистичных деталей с полусказочными образами: «итальянская барышня», «княгиня», «оборотни казаки». Лексика предания приземленная: «сошелся», «скинула», «выпивка», «водка», «набегался», «народился». Для предания характерны обороты разговорной речи, разговорные частицы: «пугачев-то был-то был», «в конце-то концов», «ну вот», «мол». Достоверность предания прямо подчеркивается: «это все точно было».

- есть ли сходство исторических песен и предания о пугачеве с другими жанрами устного народного творчества? (исторические песни имеют общее с былинами: отсутствие рифмы, речитативный стих, в котором разное количество слогов и ударений. Как и былина, песни исполняются напевной ре­чью. Повторы, постоянные эпитеты, параллелизм тоже присущи былинам. Предание напоминает о жанрах легенды и сказки сочетанием реального и вымышленного.)

I II . Чтение предания «о покорении сибири ермаком» и беседа

К эпохе чьего царствования относится это предание?

Как проявляется в предании отношение народа к ермаку?

Внимательно посмотрите на репродукцию картины в. Сури­кова «покорение сибири ермаком». Так ли вы представляли себе эпизод покорения сибири, как его изобразил художник суриков?

Есть ли отличие в изображении ермака в предании и в исто­рической справке? Если да, то в чем? Приведите примеры из текста.

Какой из текстов преданий вам понравился? Какими народ представлял себе пугачева и ермака?

Уверены ли рассказчики, что говорят правду? Подтвердите примерами.

I V . Работа с пособием «читаем, думаем, спорим...»

1. Чтение преданий «петр и плотник», «царь петр и солдат».

2. Беседа по вопросам с. 13 («продолжаем знакомиться с пре­даниями...»).

Домашнее задание

1. Подготовить пересказ предания «о покорении сибири ермаком», включив характерную для этого предания лексику.


Самое обсуждаемое
Разум против войны Историческое значение манифеста рассела эйнштейна Разум против войны Историческое значение манифеста рассела эйнштейна
Что значит Что значит "охрана природы"
Этруски и Рим: гордость и ненависть двух цивилизаций в одном невероятном археологическом открытии Этрусской наукой называли в риме Этруски и Рим: гордость и ненависть двух цивилизаций в одном невероятном археологическом открытии Этрусской наукой называли в риме


top