Анализ стихотворения «Silentium» Мандельштама. Осип Мандельштам, "Силентиум": анализ стихотворения Молчание мандельштам

Анализ стихотворения «Silentium» Мандельштама. Осип Мандельштам,

Осип Эмильевич Мандельштам в своём непревзойденном стихотворении «Silentium», которое было представлено на рассмотрение широкой публике в 1910 году, с помощью особой манеры подачи говорит о том, что начало всех начал - это мысль.

Она зарождается чистой и нагой, и когда воплощается с помощью слов в жизнь, она будто обедняется, потому что слово не способно передать до конца и в полной мере грандиозность первоначального замысла.

Так же как и Фёдор Иванович Тютчев, Мандельштам решил дать название своему произведению «Silentium», только отбросив восклицательный знак в окончании слова. Осип Эмильевич имел особое отношение к творчеству Тютчева, зачитывался им, и знал на память множество стихотворений.

Небольшой стихотворный объём не помешал возникнуть спорам и версиям по поводу того, какую же основную идею заложил автор. Само название переводится как «Молчание», но мы можем выделить и другую основу написания - «Любовь».

Ведь там упоминается об античной богине, чьё имя навсегда запечатлелось в культуре мирового масштаба как олицетворение любви и красоты. Зарождение прекрасного чувства и есть первоосновой всему.

Мандельштам искренне полагал, что поэзия неизменно идёт под руку с музыкой. Их порождает воплощение сильнейшего из человеческих чувств, прочно объединяя.
Автор на примере своего стихотворения открывает перед нами своё искреннее убеждение, что именно Тишина зародилась прежде всего, а вовсе не Слово. Это особая утончённая разновидность некого искусства, которому не подвластно время, так как Молчание лежит в основе всех свершений.

Лирический герой этого литературного шедевра озадачен философскими вопросами. Наивысшим его стремлением является возвращение тихой первозданности, что выступает жизненным фундаментом. Повелительные восклицания, с помощью которых написано «Silentium», свидетельствует о жарком порыве возвратить первозданную тишину.

Делая анализ стихотворения, у читателя зарождается мысль, что поэзия, подобно музыке, слову основывается на первоначальном порыве, на волне внезапной мысли, но каким бы гениальным образом творец не восполнил свою идею, всё-таки изначально она была намного глубже, наполнена неповторимыми образами и эмоциональной окраской.

О.Э. Мандельштам своим бессметным творением погружает нас в осознание того, что внутренний мир каждого без исключения человека, неприкосновенен и свят, это потайная кладезь сознания, что бережно хранит нерушимую силу первоосновы жизни.

Мандельштам Осип Эмильевич - поэт, прозаик, эссеист.

ОНА ЕЩЁ НЕ РОДИЛАСЬ

Она еще не родилась,
Она и музыка и слово,
И потому всего живого
Ненарушаемая связь.

Спокойно дышат моря груди,
Но, как безумный, светел день.
И пены бледная сирень
В черно-лазоревом сосуде.

Да обретут мои уста
Первоначальную немоту,
Как кристаллическую ноту,
Что от рождения чиста!

Останься пеной, Афродита,
И, слово, в музыку вернись,
И, сердце, сердца устыдись,
С первоосновой жизни слито!

Осип Эмильевич Мандельштам (1891, Варшава – 1938, Владивосток, пересыльный лагерь), русский поэт, прозаик. Отношения с родителями были весьма отчуждёнными, одиночество, «бездомность» – таким Мандельштам представил своё детство в автобиографической прозе «Шум времени» (1925). Для социального самосознания Мандельштама было важным причисление себя к разночинцам, острое чувство несправедливости, существующей в обществе.
Отношение Мандельштама к советской власти с конца 1920-х гг. колеблется от резкого неприятия и обличения до покаяния перед новой действительностью и прославления И. В. Сталина. Самый известный пример обличения – антисталинское стихотворение «Мы живём, под собою не чуя страны…» (1933) и автобиографическая «Четвёртая проза». Наиболее известная попытка принять власть – стихотворение «Когда б я уголь взял для высшей похвалы…», за которым закрепилось название «». В середине мая 1934 г. Мандельштам был арестован и сослан в город Чердынь на Северном Урале. Его обвиняли в написании и чтении антисоветских стихотворений. С июля 1934 по май 1937 г. жил в Воронеже, где создал цикл стихов «Воронежские тетради», в которых установка на лексическое просторечие и разговорность интонаций сочетается со сложными метафорами и звуковой игрой. Основная тема – история и место в ней человека («Стихи о неизвестном солдате»). В середине мая 1937 г. вернулся в Москву, но ему было запрещено жить в столице. Он жил под Москвой, в Савёлове, где написал свои последние стихи, затем – в Калинине (ныне Тверь). В начале марта 1938 г. Мандельштам был арестован в подмосковном санатории «Саматиха». Спустя месяц ему объявили приговор: 5 лет лагерей за контрреволюционную деятельность. Умер от истощения в пересылочном лагере во Владивостоке.
http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/biografia39.html

Али́са Бру́новна Фре́йндлих (р. 8 декабря 1934, Ленинград) - советская и российская актриса театра и кино, певица. Народная артистка СССР (1981). Лауреат четырёх Государственных премий Российской Федерации (1976, 1996, 2001, 2008).
С 1983 года Фрейндлих является одной из ведущих актрис Большого драматического театра имени Г. А. Товстоногова.
Фильмы с участием Алисы Фрейндлих входят в «золотой фонд» отечественного кинематографа. Наиболее известна по картинам: «Соломенная шляпка» (1974), «Агония» (1974), «Служебный роман» (1977), «Д’Артаньян и три мушкетёра» (1978), «Сталкер» (1979), «Жестокий романс» (1984) и «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину» (2009).
Алиса Фрейндлих - обладательница двух национальных театральных премий «Золотая Маска» (2001, 2006) и двух премий Российской Академии кинематографических искусств «Ника» (1994, 2005).

/ Анализ стихотворения «Silentium!» О.Э. Мандельштама

Во второй половине 20-х годов Мандельштам стихов не пишет, что переживает крайне тяжело. Он занимается газетной подёнщиной, много и без удовольствия переводит, выпуска-ет сборник статей “О поэзии” в 1928 году, книгу автобиографической прозы “Шум времени” (1925 г.), повесть “Египетская марка” (1928 г.). Можно справедливо назвать этот период творчества поэта “молчанием”.

К началу 30-х годов поэт понял, что если все против одного, то неправы – все. Мандельштам начал писать стихи и сформулировал свою новую позицию: “Все произведения мировой литературы я делю на разрешённые и написанные без разрешения. Первые – это мразь, вторые – ворованный воздух”.

В московский период своего творчества 1930 – 1934 гг. Мандельштам создаёт стихи, полные гордого и достойного сознания своей миссии.

С 1935 года начинается последний воронежский период творчества поэта.

Даже самые горячие поклонники Мандельштама по-разному оценивают воронежские стихи. Владимир Набоков, называвший Мандельштама “светоносным”, считал, что они от-равлены безумием. Критик Лев Аннинский писал: “Стихи эти последних лет - …попытка погасить абсурд абсурдом псевдосуществования… хрипом удавленника, клёкотом глухонемого, свистом и гудением шута”. Большинство стихотворений не окончено или не отделано, рифмы неточны. Речь лихорадочна и сбивчива. Метафоры Мандельштама здесь, пожалуй, ещё смелее и выразительнее, чем раньше.

“Silentium” – подлинный литературный дебют

О. Э. Мандельштама, несмотря на то, что его первые поэтические публикации появля-ются с 1907 года. Стихотворение “Silentium” вместе с другими четырьмя стихами было напе-чатано в девятом номере журнала “Аполлон” и впоследствии стало знаменитым.

Silentium
Она ещё не родилась,
Она и музыка и слово,
И потому всего живого
Ненарушаемая связь.

Спокойно дышат моря груди,

И пены бледная сирень
В черно-лазоревом сосуде.

Да обретут мои уста
Первоначальную немоту,
Как кристаллическую ноту,
Что от рождения чиста!

Останься пеной, Афродита,
И, слово, в музыку вернись,
И, сердце, сердца устыдись,
С первоосновой жизни слито!
1910, 1935

Кажется, что стихи Мандельштама возникают из ничего. Подобно живой жизни, поэзия начинается с любви, с мысли о смерти, с умения быть и тишиной, и музыкой, и словом, со способности схватить миг начала начал.

Мандельштам начинает своё стихотворение с местоимения “она”: кто или что “она”? Может быть, разгадка таится в словах “всего ненарушаемая связь”. Всё в мире взаимосвяза-но, взаимообусловлено.

Поэт говорит: “Она и музыка и слово”. Если для Тютчева природа – это второе имя жизни, то для Мандельштама начало всего – музыка:

Нельзя дышать, и твердь кишит червями,
И ни одна звезда не говорит,
Но, видит Бог, есть музыка над нами…
(“Концерт на вокзале”, 1921 г.)

Музыка для Мандельштама – это выражение того состояния, при котором рождаются поэтические строки. Вот мнение

В. Шкловского: “Шиллер признавался, что стихи появляются у него в душе в виде музыки. Я думаю, что поэты сделались жертвами точной терминологии. Слова, обозначающего внутреннюю звукоречь, нет, и когда хочется сказать о ней, то подвёртывается слово “музыка” как обозначение каких-то звуков, которые не слова; в конце концов они выливаются словообразно. Из современных поэтов об этом писал О. Мандельштам”. В последнем четверостишии вновь появляется этот образ: “И, слово, в музыку вернись”.

Безмятежной картиной природы начинается вторая строфа: “Спокойно дышат моря груди…”, затем почти мгновенно прерывается этот покой:

Но, как безумный, светел день,
И пены бледная сирень
В чёрно-лазоревом сосуде.

Здесь противопоставление: “светлый день” и “чёрно-лазоревый сосуд”. На ум приходит тютчевское вечное противоборство “дневного” и “ночного”.

Для меня сложной в понимании была строка: “Но, как безумный, светел день”. Почему день – безумный? Может быть, это о светлом миге рождения творчества, ведь поэзия возни-кает из сумасшествия в самом высоком смысле этого слова.

Третья строфа – это поэтическое толкование тютчевского “мысль изречённая есть ложь”:

Да обретут мои уста
Первоначальную немоту,
Как кристаллическую ноту,
Что от рождения чиста!

Человек рождается неспособным разговаривать младенцем, Мандельштам называет это “первоначальной немотой”. Может быть, поэт, записывая эти строки, вспоминает свои дет-ские годы, проведённые в Петербурге.

Слово сливается с музыкой; как сама жизнь с её ненарушаемыми связями, входит в наше сознание мысль о святости, неприкосновенности внутреннего мира человека.

Останься пеной, Афродита,
И, слово, в музыку вернись,
И, сердце, сердца устыдись,
С первоосновой жизни слито!

Афродита – богиня любви, красоты, плодородия и вечной весны в греческой мифоло-гии. Согласно мифу, она родилась из морской пены, которую образовала кровь оскоплённого Урана.

Мандельштам интересовался античностью. У поэта был свой путь к античности, как и у всех крупных европейской поэтов, связавших с античностью поиск утраченной гармонии.

Осип Мандельштам был сугубо городским поэтом, точнее поэтом северной столицы России. Самые значительные его стихи обращены к Петербургу. “Камень” объял и “желтизну правительственных зданий”, и Адмиралтейство “с ладьёй воздушною и мачтой недотрогой”, и великое творенье “русского в Риме” – Казанский собор.

Из холодного Петербурга поэт мысленно уходит в прекрасную, светлую Элладу, и вместе с ней в мир “Камня” входит море:

Спокойно дышат моря груди…
Останься пеной, Афродита…

Любовь, красота, слово и музыка – это гармония мира, “всего живого ненарушаемая связь”.

Если Тютчев в своём “Silentium!” необычайно скуп на тропы, то у Мандельштама их более, чем достаточно. Метафоры: “моря груди” и “безумный, светел день”, “пены бледная сирень”, - все сосредоточены во второй строфе; очень выразительные эпитеты: “чёрно-лазоревый” или “кристаллическая нота”.

Стихотворение написано ямбом, никаких разногласий по этому поводу, я думаю, нет:

Она ещё не родилась,
Она и музыка и слово,
И потому всего живого
Ненарушаемая связь.

Сколько бы не говорил Поэт о молчании, ему никак не обойтись без Слова.

Слово – это мост от души и земли на небо. Умение пройти по такому мосту даётся не каждому. “Читать стихи – величайшее и труднейшее искусство, и звание читателя не менее почётно, чем звание поэта”, - писал Мандельштам.

Одно из самых известных и в то же время самых спорных стихотворений, которые написал Осип Мандельштам - "Силентиум". В этой статье содержится анализ произведения: что повлияло на поэта, чем он был вдохновлен и как создавались эти знаменитые стихи.

Стихи Мандельштама "Силентиум"

Напомним текст произведения:

Она еще не родилась,

Она и музыка, и слово,

И потому всего живого

Ненарушаемая связь.

Спокойно дышат моря груди,

Но, как безумный, светел день,

И пены бледная сирень

В черно-лазоревом сосуде.

Да обретут мои уста

Первоначальную немоту,

Как кристаллическую ноту,

Что от рождения чиста!

Останься пеной, Афродита,

И слово в музыку вернись,

И сердце сердца устыдись,

С первоосновой жизни слито!

Ниже представим анализ данного произведения великого поэта.

История создания стихотворения и его анализ

"Силентиум" Мандельштам написал в 1910 году - стихи вошли в его дебютный сборник "Камень" и стали одним из самых ярких произведений тогда еще начинающего девятнадцатилетнего писателя. Во время написания "Силентиума" Осип проходил обучение в Сорбонне, где посещал лекции философа Анри Бергсона и филолога Жозефа Бедье. Возможно, именно под влиянием Бергсона Мандельштаму пришла идея написать это стихотворение, философской глубиной отличающееся от более ранних произведений автора. В это же время поэт увлекся творчеством Верлена и Бодлера, а также начал изучать старофранцузский эпос.

Произведение "Силентиум", переполненное восторженным и возвышенным настроением, относится к лирическому жанру в свободной форме и философской тематике. Лирический герой произведения повествует о "той, кто еще не родилась", но уже является музыкой и словом, нерушимо соединяя в себе все живое. Скорее всего, "она" Мандельштама - это гармония красоты, объединяющая в себе как поэзию, так и музыку и являющаяся апогеем всего совершенного, что есть в мире. Упоминание о море связано с богиней красоты и любви Афродитой, которая родилась из морской пены, соединив в себе красоту природы и высоту чувств души - она и есть гармония. Поэт просит Афродиту остаться пеной, подразумевая, что богиня являет собой слишком громкое совершенство.

Возможно, во втором четверостишье автор намекает на библейский сюжет создания мира: из моря появилась суша, и под светом, едва отделенным от тьмы, стали видны красивые оттенки среди общей черноты океана. Под днем, который "светел, как безумный", может подразумеваться какой-то момент озарения и вдохновения, испытанный автором.

Последнее четверостишье вновь отсылает к библейской теме: устыженные друг другом сердца скорее всего намекают на стыд, испытанный Адамом и Евой, после того как они вкусили плод с Дерева Познания. Здесь Мандельштам призывает вернуться к первоначальной гармонии - "первооснове жизни".

Название и выразительные средства

Анализировать "Силентиум" Мандельштама невозможно, не понимая, что означает название. Латинское слово silentium означает "молчание". В этом названии явная отсылка к стихам другого знаменитого поэта - Федора Тютчева. Однако у него произведение называется Silentium! - восклицательный знак придает форму повелительного наклонения, в связи с чем название правильнее всего переводится как "Молчи!". В этих стихах Тютчев призывает наслаждаться красотой внешнего мира природы и внутреннего мира души без лишних слов.

В своем стихотворении "Силентиум" Мандельштам вторит словам Тютчева, однако избегает прямого призыва. Из этого можно сделать вывод, что "молчание" или "тишина" - и есть гармония красоты, которая "еще не родилась", но вот-вот должна появиться в умах и сердцах людей, позволив им безмолвно, в "первоначальной немоте" наслаждаться окружающим жизнь великолепием естественных чувств и эмоций.

Основными выразительными средствами данного стихотворения являются синкретизм и циклические повторения ("и музыка и слово - и слово в музыку вернись", "и пены бледная сирень - останься пеной, Афродита"). Также используются характерные для всей поэзии Мандельштама живописные образы, например "бледная сирень в черно-лазоревом сосуде".

Мандельштам использует четырехстопный ямб и свой излюбленный способ цикличной рифмовки.

Источники вдохновения

Написав "Силентиум", Мандельштам впервые раскрывается как серьезный самобытный поэт. Здесь он впервые использует образы, которые затем вновь и вновь будут возникать в его творчестве. Одним из таких образов является упоминание древнеримских и древнегреческих тематик - поэт не раз признавался, что именно в сюжетах мифов видит столь желанную для него гармонию, которую он постоянно ищет в окружающих его вещах. "Рождение также натолкнуло Мандельштама на использование образа Афродиты.

Море стало главным явлением, которым вдохновился поэт. "Силентиум" Мандельштам окружил морской пеной, уподобив молчание Афродите. В структурном отношении стихотворение начинается с моря и морем заканчивается, а благодаря звуковой организации гармоничный плеск слышится в каждой строке. Поэт считал, что именно на морском берегу можно ощутить, насколько безмолвен и мал человек на фоне стихийности природы.

Она еще не родилась,
Она и музыка и слово,
И потому всего живого
Ненарушаемая связь.

Спокойно дышат моря груди,
Но, как безумный, светел день,
И пены бледная сирень
В черно-лазоревом сосуде.

Да обретут мои уста
Первоначальную немоту,
Как кристаллическую ноту,
Что от рождения чиста!

Останься пеной, Афродита,
И слово в музыку вернись,
И сердце сердца устыдись,
С первоосновой жизни слито!

Анализ стихотворения «Silentium (Силентиум)» Мандельштама

Осип Эмильевич Мандельштам в ранней молодости тяготел к символизму. Типичным образцом такой поэзии является стихотворение «Silentium».

Стихотворение написано в 1910 году. Его автору в эту пору исполнилось 19 лет, он слушатель лекций Гейдельбергского университета, увлеченно изучает средневековую поэзию Франции и сам начинает публиковаться. Этот год — последний год материального благополучия его семьи. Стихи его в этот период беспредметны, возвышенны, музыкальны.

По жанру — философская лирика, размер — четырехстопный ямб с кольцевой рифмой, 4 строфы. Лирический герой — сам автор, но не как человек, а как поэт. «Silentium» переводится как «молчание». Стихи с таким названием (но с восклицательным знаком в конце) . Однако О. Мандельштам в свое произведение вкладывает другие смыслы. Первоосновой жизни он считает слияние слова и музыки. В мире людей эти понятия разделены, но если догадаться об их единой сущности, то можно проникнуть в тайны бытия. Чтобы соединить слово и музыку, нужно погрузиться в молчание, отринуть суету, повседневность, остановить поток мыслей в голове. Поэт призывает Афродиту «не рождаться», не приобретать конкретную форму, а остаться звучащей и шепчущей пеной морской. Сам он ставит перед собой ту же задачу: уста его должны умолкнуть, и в этом глубоком молчании зазвучит музыка.

Юный О. Мандельштам считает, что такое слияние — дело будущего, что все люди когда-нибудь обретут такую способность, но он, как поэт, желает стать первым обладателем звукоречи уже сейчас. Он полагает, что жизнь людей после возврата к «первооснове» полностью изменится, ведь она «всего живого ненарушаемая связь». Лексика возвышенная, торжественная. Эпитеты: черно-лазоревом (то есть, с синевой), бледная, кристаллическую, первоначальную. Сравнения: как безумный, как ноту. Олицетворения: дышат моря груди. Метафора: пены бледная сирень. Инверсия: дышат груди, обретут уста. Интонация стихотворения похожа на заклинание: да обретут мои уста, останься, вернись. Поэт будто взывает и повелительно приказывает, в том числе, древнегреческой Афродите. Экспрессия последних двух строф подчеркнута восклицательными знаками.

В произведении «Silentium» О. Мандельштам предполагает, что все беды человечества — из-за отказа от первоосновы бытия, которую он видел в сочетании звука и слова. Нынешняя расколотая действительность — последствие этого отказа.


Самое обсуждаемое
“Я лиру посвятил народу своему… ” (по произведениям Н “Я лиру посвятил народу своему… ” (по произведениям Н
Органический мир Индийского океана Органический мир Индийского океана
Лекция: Причины, характерные черты и особенности образования единого государства Лекция: Причины, характерные черты и особенности образования единого государства


top