Слайд 2
Цели:
создать условия для повторения и закрепления материала о бессоюзном сложном предложении; формирование навыков пунктуационной грамотности учащихся путём сравнивания и обобщения наблюдений над ролью бессоюзных сложных предложений в художественном тексте; привитие любви к родному языку, к чтению художественной литературы.
Слайд 3
Эпиграф (тезис)
Бессоюзные сложные предложения широко используются в произведениях художественной литературы
Слайд 4
Слайд 5
Запятая и точка с запятой в БСП
Перечисление фактовВ лесу весело и беззаботно поют птицы, над цветами летают бабочки ; ; . - перечисление фактов, предложения распространены, внутри уже могут быть знаки препинанияКусты орешника разрослись по берегам ручья; к воде склонили свои жёлтые головки цветы купальницы; воздух наполнен запахами лета.
Слайд 6
Двоеточие в БСП
: [причина].Путешественники спешили: в горах ночь наступает быстро. : [поясняет].Погода была ужасная: ветер вырывал кусты и молодые деревья с корнем. : [дополняет].Павел почувствовал: чья-то рука легла ему на плечо. : Путешественники смотрели на восток: над горизонтом медленно поднималось ярко-красное солнце
Слайд 7
Тире в БСП
Противопоставление Все ожидали увидеть его на балу - он бросил всё неожиданно и уехал в дальнюю деревню. [время, условие] - .Придёт отец - поедем на выставку. - [вывод, следствие].Ласточки летают низко над землёй - жди дождя. - [быстрая смена событий]. Сыр выпал - с ним была плутовка такова.
Слайд 8
Работа с поэтическим текстом
В поле чистом с..р..брит(?)ся Снег в..лнистый и р..бой Светит месяц тройка мчит(?)ся По дороге столбовой. Пой в часы дорожной скуки На д..роге в тьме н..чной Сла..ки мне родные звуки Звонкой песни удалой А.С. Пушкин
Слайд 9
Тест:
Какова роль тире в предложении:Высоко над нами зашумел ветер - предвестник бури.а) разделяет подлежащее и сказуемое;б) обозначает пропуск члена предложения;в) разделяет части БСП;г) отделяет предложение. Укажите, почему стоит тире в предложении:Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоёмы.а) содержание одного предложения сопоставлено другому;б) предложения рисуют быструю смену событий;в) второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чём говорится в первом предложении
Слайд 10
3. Объясните, почему стоит двоеточие в БСП: Перебрав по пальцам знакомые сёла, я обнаружил: они все стояли на реке. а)второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первом;б) второе предложение распространяет один из членов первого предложения;в) второе предложение поясняет первое, т.е. раскрывает его содержание. 4. Какое утверждение является неверным:а) в БСП простые предложения связываются в устной речи интонациейб) смысловые отношения в БСП зависят от содержания входящих в них простых предложений.в) знаки препинания в БСП не зависят от характера смысловых отношений между его частями.
Слайд 11
Сочинение-рассуждение «Нужны ли бессоюзные сложные предложения?»
Приведите аргументы, доказывая свою точку зрения. Желаю удачи, терпения и творческого вдохновения!
Посмотреть все слайды
Бессоюзное сложное предложение Уроки в 9 классе Учитель Тетерина Л. Н. Сравните 2 предложения
- Толстые сосульки свисавшие с крыш обтаивали на солнце и капли падая с них звонко ударяли о лёд пели песню весны.
- Толстые сосульки свисавшие с крыш обтаивали на солнце капли падая с них звонко ударяли о лёд пели песню весны. Найдите грамматические основы. Расставьте знаки препинания. В чём разница?
- Толстые сосульки, свисавшие с крыш, обтаивали на солнце, и капли, падая с них, звонко ударяли о лёд, пели песню весны.
- Толстые сосульки, свисавшие с крыш, обтаивали на солнце; капли, падая с них, звонко ударяли о лёд, пели песню весны.
- Двоеточие в БСП выполняет свою обычную функцию – разъяснительно – пояснительную.
- За столом и на скамейках сидели приезжие якуты; на столах стояли чашки с водкой; кое – где перемещались кучки играющих в карты.
- Макар ясно видел острые уши лисицы; ее пушистый хвост вилял из стороны в сторону, как будто заманивая Макара в чащу.
- Ему, как местному жителю, татарин оказал больше почета: широко отворив двери, он поддал бедняге сзади ногою леща.
- Поп Иван и не обижался; ему требовалось одно: всякий раз надо было поставить бутылку водки.
- Перечисление событий
- Второе предложение осложнено
- Пояснение
- Пояснение
- Пламя осветило его лицо глаза глядели тускло.
- Перестал слушаться жизнь моя кончилась.
- У него была задняя мысль выведать кое – что от старого попика.
- Макар удивился при виде этой бешеной скачки как мог он пеший догнать конного татарина.
- И потом туманы заколыхались золотые воины наклонились долу.
Проверь себя
Пламя осветило его лицо: глаза глядели тускло. (и я увидел)
- Пламя осветило его лицо: глаза глядели тускло. (и я увидел)
- Перестал слушаться - жизнь моя кончилась. (следствие)
- У него была задняя мысль: выведать кое – что от старого попика. (а именно)
- Макар удивился при виде этой бешеной скачки: как мог он, пеший, догнать конного татарина. (пояснение)
- И потом туманы заколыхались, золотые воины наклонились долу.
ЗАДАНИЕ: выписать СПП, расставить знаки препинания, обозначить границы простых предложений.
1)Кто помогает людям у того свои желания сбываются.
2) Брат отказался от моей помощи и хотел все сделать сам.
3) Сквозь серый камень вода сочилась и было душно в ущелье тесном и пахло гнилью.
4) Берег где остановилась машина был низкий и илистый.
5) Математику уже затем учить надо что она ум в порядок приводит.
6) Ты уверен что все будет в порядке?
7) Я знаю чем ты увлечен.
Снял часы, глядит: машина,точно мельница, в пыли.
Бессоюзное сложное предложение – это сложное предложение, части которого связаны по смыслу и интонации.
смысловые отношения между частями:
- последовательность явлений,
- перечисление;
- одновременность явлений
(можно поставить союз И)
[ ] , [ ]
последовательность
Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую осиновую рощу, лежавшую в полуверсте от сада.
[ , ] ; [ ]
последовательность
Задание: расставить знаки препинания, начертить схему предложения.
Когда я вижу эти далёкие суровые неприступные горы мне хочется взобраться на них и посмотреть какой мир откроется моим глазам за горами.
Когда я вижу эти далёкие, суровые, неприступные горы, мне хочется взобраться на них и посмотреть, какой мир откроется моим глазам за горами.
Печален я: со мною друга нет
/ потому что /
[ ] : [ ]
причина
Страшная мысль мелькнула в уме моем: я вообразил ее в руках разбойников.
/ а именно /
[ ] : [ ]
пояснение
Помню я: тени ложились косые на свежевымытый пол.
/ что, как /
[ ] : [ ]
дополнение
Проснулся: в широкие щели сарая глядятся весёлого солнца лучи.
/ и увидел, и услышал, и почувствовал /
[ ] : [ ]
дополнение
Задание: расставьте знаки препинания, объясните их постановку.
1.Никогда не отказывайтесь от малого в работе из малого строится великое.
2.Темные ели о чём-то шепчутся между собой на пригорке расправив кроны стоят могуче дубы и кивают нам свысока.
Семь раз отмерь-один раз отрежь.
[ ] ─ [ ]
противопоставление
Солнце взошло-начинается день.
/ когда, если /
[ ] ─ [ ]
время / условие
Кукушка закуковала – наступила глубокая весна.
/ так что /
[ ] ─ [ ]
вывод
Задание: выпишите БСП, объясните постановку знаков препинания.
1) В Подмосковье есть у меня заветное место - лесная поляна вдали от дорог. 2) Особенно хорошо здесь ранней осенью.
3) На рябину прилетают кормиться дрозды, в сухих листьях ежевики шуршат ежи, осенью сюда приходят лоси.
4) Я не сразу догадался, почему под вечер почти всегда вижу тут двух-трех лосей. 5) Однажды все прояснилось: они приходили пожевать яблоки. 6) Поляна упирается в заполоненный рыжим бурьяном брошенный сад. 7) Деревья в нем выродились, и плоды дают только растущие от корней ветки. 8) Охотников до нестерпимо кислых яблок в лесу, кажется, не было. 9) Однажды, присев на краю сада, я услышал: яблоки похрустывали на чьих-то зубах. 10) Я приподнялся и увидел: один лось, задирая голову, мягкой губой захватывал яблоки, другой собирал яблоки, лежащие на земле.
Валяться было не время: начиналась весенняя суета перед севом.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
3) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Вдруг слышу: кто-то зовёт меня по имени, тихонько так, почти шёпотом.
1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет смысл первой части.
4) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
Какое предложение является бессоюзным? (Знаки препинания не расставлены)
- Без росы и трава не растёт.
2) В их сенях ветра шум и свежее дыханье и мглой волнистою покрыты небеса.
3) Куска лишь хлеба он просил и взор являл живую муку.
4) Пословица гласит и незаряженное ружьё однажды может выстрелить.
В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
- Любишь кататься – люби и саночки возить.
2) Сейчас вода в озере была очень черная, прозрачная: вся ряска к зиме спустилась на дно.
3) Наступал вечер: шел дождь, с севера порывисто дул ветер.
4) Только шагнули мы вперед – из-за куста раздался выстрел.
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Третье марта Классная работа Виды БСП Цели: систематизировать материал по синтаксису сложного предложения; формировать умения устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания; углубить знания по синтаксической стилистике сложного предложения;
2 слайд
Описание слайда:
Соотнести виды предложений и примеры Сложносочинённое предложение Вы должны были, братья, устоять, как стена. Простое предложение Садков одинаково хорошо писал не только городские, но и сельские пейзажи. Бессоюзное сложное предложение Мимо окна лилась, заглядывая в него, рыжая струя огня.. Предложение с однородными членами Зеленели дубы и островерхие пихты; вековые липы, развесив свои кудрявые кроны, закрывали небо. Сложноподчиненное предложение Все хотели знать, как он путешествовал, что видел. Предложение с обращением Скрывать истину было бесполезно, да я и не собирался этого делать. Сложносочинённое предложение Вы должны были, братья, устоять, как стена. Простое предложение Садков одинаково хорошо писал не только городские, но и сельские пейзажи. Бессоюзное сложное предложение Мимо окна лилась, заглядывая в него, рыжая струя огня.. Предложение с однородными членами Зеленели дубы и островерхие пихты; вековые липы, развесив свои кудрявые кроны, закрывали небо. Сложноподчиненное предложение Все хотели знать, как он путешествовал, что видел. Предложение с обращением Скрывать истину было бесполезно, да я и не собирался этого делать.
3 слайд
Описание слайда:
Свистят клесты, звенит синица, смеётся кукушка. (М. Горький) Б) [ , ];. (перечисление, но части сложного предложения осложнены) Дорога вилась передо мной между густым кустарником орешника, уже заметные мраком; я продвигался вперед с трудом. (И. Тургенев) : [причина]. Я не мог заснуть: передо мной во мраке всё вертелся мальчик с белыми глазами. (М. Лермонтов) : [пояснение]. (а именно) Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями. (А. Пушкин) : [дополнение]. (что?) Но решено: завтра двину рать. (А. Пушкин) Поработаешь до поту – поешь в охоту. (Пословица) А) [условие] – . (если) А) ,,. (перечисление, значение одновременности) Б) [время] – . (когда) Ехал сюда – рожь начала желтеть. (М. Пришвин)
4 слайд
Описание слайда:
– [следствие]. Вдруг мужики с топорами явились – лес зашумел, застонал, затрещал. (Н. Некрасов) – . (противопоставление (а, но)) Лето припасает – зима поедает. (Пословица) – . (сравнение (будто, как)) Молвит слово – соловей поёт. (Пословица) От вида БСП зависит расстановка знаков препинания интонация смысловое значение
5 слайд
Описание слайда:
Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Валяться было не время: начиналась весенняя суета перед севом. 1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части. 2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части. 3) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. 4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
6 слайд
Описание слайда:
Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Вдруг слышу: кто-то зовёт меня по имени, тихонько так, почти шёпотом. 1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части. 2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части. 3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет смысл первой части. 4) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
7 слайд
Описание слайда:
Сложные предложения отличаются от сложных предложений тем, что в них выражены смысловые отношения между частями. бессоюзные союзных менее четко
8 слайд
Описание слайда:
Какое утверждение является неверным? А) В БСП простые предложения связываются в устной речи интонацией; Б) Смысловые отношения в БСП зависят от содержания входящих в них простых предложений; В) Знаки препинания в БСП не зависят от характера смысловых отношений между его частями.
9 слайд
Описание слайда:
Какова роль тире в предложении «Высоко над горами зашумел ветер – предвестник бурана»? А) разделяет подлежащее и сказуемое; Б) обозначает пропуск члена предложении; В) отделяет приложение.
10 слайд
Описание слайда:
Укажите, почему стоит тире в БСП «Песенка кончилась – раздались обычные рукоплескания». А) содержание одного предложения противопоставлено содержанию другого; Б) предложение рисует быструю смену событий; В) второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чем говорится в первом предложении.