Как проверяются безударные окончания 1 склонения. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных

Как проверяются безударные окончания 1 склонения. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных

Какие же безударные окончания надо проверять, а какие надо просто запомнить. Проверять надо безударные окончания -е, -и в существительных родительного, дательного, а также предложного падежа. Запомнить следует безударные окончания в существительных в творительном падеже.

1-е склонение: -ой(-ей) памяткой, деревней.

2-е склонение: -ом(-ем) годом, полем.

Для проверки правильного определения безударного окончания существительного следует определить падеж. Затем определить склонение. Далее вспоминаем окончание существительного определенного склонения в требуемом падеже.

Пример:

Летом ребята купались в озере.

Ребята купались (где? в чем?) в озере , значит это предложный падеж.

Озеро (оно, мое) - существительное среднего рода, имеет окончание -о, значит оно относится ко второму склонению. Существительное второго склонения в предложном падеже имеет окончание -е. Итак, записываем:

Ребята купались (где? в чем?) ПП 2-е скл., -е) в озере .

Еще один способ проверить окончание существительного - вставить вместо существительного с безударным окончанием, подставить существительное того же склонения и в том же падеже, но с ударным окончанием: ребята купались в реке, в озере .

Теперь разберем правописание безударных окончаний существительных во всех падежах.

Склонение существительного определяется по именительному падежу .

Родительный падеж

Существительное в родительном падеже отвечает на вопросы кого? чего? (откуда? где?) . Используемые предлоги: от, до, из, без, у, для, около, с .

Окончания:

1-е склонение: -и, -ы.

2-е склонение: -а, -я.

3-е склонение: -и.

Пример: У овцы мягкая длинная шерсть . → Шерсть (у кого?) у овцы - 1-е склонение.

Дательный падеж

Существительное в дательном падеже отвечает на вопросы кому? чему? (где? куда?) . Используемые предлоги: к, по .

Окончания:

1-е склонение: -е.

2-е склонение: -у, -ю.

3-е склонение: -и.

В предложении играет роль второстепенного члена.

Пример: Мальчик бежал к озеру . → Бежал (куда? к чему?) к озеру - 2-е склонение.

В родительном падеже существительные первого склонения имеют окончание -и, в дательном - окончание -е.

Существительные третьего значения в обоих падежах имеет окончание -и.

Винительный падеж

Существительное в винительном падеже отвечает на вопросы кого? что? (куда? где?) . Используемые предлоги: в, на, за, через, про .

Окончания:

1-е склонение: -у, -ю.

2-е склонение: -а, -я.

Пример: На болотах часто можно встретить цаплю . → Встретить (кого?) цаплю - 1-е склонение.

Существительные в родительном и винительном падеже можно различить по предлогам. В первом склонении существительные в этих падежах различаются по окончанию.

Творительный падеж.

Существительное в творительном падеже отвечает на вопросы кем? чем? (где? куда?) . Используемые предлоги: с, за, под, над, между .

1-е склонение: -ой(-ей).

2-е склонение: -ом(-ем).

3-е склонение: -ю.

В предложении играет роль второстепенного члена.

Пример: Рыбу ловят удочкой . → Ловят (чем?) удочкой - 1-е склонение.

Предложный падеж

Существительное в предложном падеже отвечает на вопросы о ком? о чем? (где?) . Используемые предлоги: о (об), в, на, при .

1-е склонение: -е.

2-е склонение: -е.

3-е склонение: -и.

В предложении играет роль второстепенного члена.

Пример: Мы говорили об осени . → Говорили (о чем?) об осени - 3-е склонение.

Цели: обобщить знания о 1 склонении имён существительных, развивать умение распознавать тип склонения имён существительных, упражнять в проверке безударных падежных окончаний, обогащать словарный запас, совершенствовать логическое мышление, развивать связную аргументированную речь и устойчивость внимания.

    Мобилизующий этап.

СЛАЙД 2-3

Прочитайте слова, обращая внимание на их смысловую связь. Составьте вторую пару слов.

чемпион – медаль

отличник - … (грамота)

    Чистописание.

Буквы, которые мы будем с вами писать, вы определите сами.

1 буква: в слове грамота –это глухой согласный в корне слова;

2 буква: в слове грамота – это безударный гласный в корне слова;

    буква: в слове грамота является окончанием.

тоа ато оат ттооаа ааатттооо

    Словарная работа.

Определите ошибко-опасное место в слове (гра′мо та)

Это словарное слово. Что такое грамота?

СЛАЙД 4

Толковый словарь

2. Официальный документ. Похвальная грамота.

3. В старину: документ, письмо. Берестяные грамоты.

Устойчивые выражения (фразеологизмы)

Филькина грамота - недействительный, неправильно и безграмотно составленный документ.

Китайская грамота - о чём-нибудь совершенно непонятном.

СЛАЙД 3 берестяная грамота

Запишите однокоренные слова к слову грамота. Выделите корень, подчеркните букву, которую надо запомнить.

Грамота грамотный грамотей грамотно грамотность безграмотный неграмотный

    Изучение нового материала.

К какой части речи относится новое словарное слово? (сущ.)

Что мы можем определить в имени сущ.? (род, число, падеж и склонение)

Грамота- ед.ч., ж.р., И.п., 1 скл..

Измените по падежам слово грамота, поставьте ударение, назовите окончание. (Устно)

СЛАЙД 5

И.п. гра′мота

Р.п. гра′моты

Д.п. гра′моте

В.п. гра′моту

Т.п. гра′мотой

П.п. о гра′моте

Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.

Тема: «Правописание падежных окончаний имён существительных 1-го склонения»

Проблема: Как проверить безударные падежные окончания имён существительных 1 склонения?

Рассмотрим таблицу из упр 169.

Поставьте ударение в словах стена (1в), зима (2в) (ударение падает на окончание)

Могут эти слова быть проверочными? (да)

Для каких существительных?(1 скл.)

Проверим по слову грамота.

Поставьте ударение в слове земля (1в), дядя (2в)?

Почему не совпадают окончания с проверочным словом?(основа на мягкий согласный, основа на твёрдый согл.)

Чему должны научиться на уроке?

Выделять окончания сущ. 1 скл..

Правильно подбирать проверочное слово для сущ. 1 скл. с безударным окончанием.

Физкультминутка.

Игра «Закончи фразу»

Если в проверяемом слове перед окончанием стоит мягкий согласный, то проверочное слово … (земля). Если в проверяемом слове перед окончанием стоит твёрдый согласный, то проверочное слово … (стена).

    Закрепление.

Индивидуальное задание по карточкам.

Упражнение

Прочитайте предложения. Ориентируясь на таблицу, определите порядок их записи. Напишите. Выделите окончания существительных 1 склонения.

пред ложе ния

Падеж имени существительного

У каждой ягод... есть свой адрес.

Душистая земляника созревает на лесной опушк... или на солнечном пригорке.

Малин... можно чаще увидеть на вырубк... или в овраге.

Кислую клюкв... вы найдёте на болоте.

За брусник... надо идти к ельнику.

Какие окончания имеют сущ. 1 скл.?

СЛАЙД 6

Чему научились сегодня на уроке?

Что нового узнали?

Какие сущ. будем проверять словом зима?

Какие сущ. будем проверять словом земля?

    Урок на тему: Безударные окончания имен существительных

    1). Орг. момент

    Прозвенел звонок – начинаем наш урок.

    Ребята, какое у вас настроение?

    Повернитесь друг к другу, улыбнитесь друг другу и скажите: «Я желаю тебе добра. Ты желаешь мне добра. Если будет трудно, справимся вместе всегда ».

    Запись числа

    Перед письмом вспомним, как нужно правильно сидеть за партой:

    «Сяду прямо, не согнусь, на отлично потружусь»

    Откройте тетради, запишите число и классная работа

    2.Минутка чистописания. Самоопределение к деятельности.

    Какое время года хозяйничает сейчас на земле?

    Какие ассоциации вызывает это слово? Что представляете?

    Вот север, тучи нагоняя,

    Дохнул, завыл – и вот сама

    Идет волшебница зима.

    Кому принадлежат эти строки? Пушкин

    С кем поэт ассоциирует зиму? Как он ее называет?(Волшебницей.)

    Действительно, в зимнюю пору происходит много сказочного, волшебного. И самый волшебный праздникНовый год.

    Назовите первую букву слова волшебница.

    Какие звуки обозначает буква «в»? Что можете о них рассказать?

    в обозначает мягкий согласный звук.

    Назовите слоги, в которых буква в обозначает твердый согласный звук.

    Напишите красиво эти слоги. (ходить по классу и смотреть кто как пишет и вслух указывать на недостатки, потом одну лучшую тетрадь показать под камерой. Посмотрите, вот у … очень красиво и аккуратно написаны слоги, соблюдены размеры букв, правильно соединены буквы)

    3. Словарная работа.

    Мы с вами уже сказали, что зима это к…ньки, ин…й , вал…нки, п…льто, с…п…ги, вет…р, м…роз , м…тель.

    А что за слова я такие назвала? Почему они называются словарными?

    Из данных слов выберите и запишите:

    1 вариант: те слова, называющие вещи, которые можно надеть

    2 вариант: те слова, которые характеризуют погоду зимой.

    А теперь, обменяйтесь тетрадями, возьмите в руки карандаши, будем проверять.

    Что написал 1 вариант?, какие буквы вставили?

    Что написал 2 вариант? Какие буквы вставили?

    Молодцы! Справились почти без ошибок!

    4. Сообщение темы и целей урока.

    Из земли из избушки

    По воде по дороге

    На стене на празднике

    Из глуши в степи

    Чем похожи эти группы слов? (окончаниями е, и)

    Чем отличаются группы слов? (в 1 столбике слова с ударными окончаниями

    Во 2 столбике с безударными окончаниями)

    Тема нашего урока «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных»

    Чему будем учиться на уроке? (Будем проверять безударные гласные в окончании)

    Какая цель урока?

    Закрепить знания проверки безударных падежных окончаний имен существительных .

    5. Работа над темой урока.

    Что называется склонением?( Изменение окончаний имён существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением.)

    - Сколько склонений в русском языке?

    Какие существительные относятся к 1 склонению? Приведите примеры

    (Имена существительные мужского и женского рода, которые в начальной форме имеют окончание –а или –я.)

    Какие существительные относятся ко 2 склонению? Приведите примеры

    (Имена существительные мужского рода с нулевым окончанием в начальной форме и имена существительные среднего рода с окончаниями –о, -е или –ё.)

    Какие существительные относятся к 3 склонению? Приведите примеры

    ( Имена существительные женского рода с нулевым окончанием в начальной форме с мягкой основой и с твёрдой основой на ж, ш.)

    Вспомните алгоритм правильного написания безударного окончания существительных. Для этого давайте обратимся к учебнику на стр.37

    Молодцы! Теперь мы без ошибок выполим следующее упражнение.

    Итак, пишем с комментированием на месте.

    Задание: вставь окончания, определи склонение и падеж.

    без ошибк.., на пароход…, в пол…, около площад…, в росош…, к рощ…

    Умнички! Давайте сделаем вывод, как же проверить безударные окончания имен существительных? Что для этого нужно сделать?

    6. Физкультминутка.

    Вы, наверное, устали немножко, давайте отдохнем, а потом опять писать начнем.

    7. Закрепление.

    Закрепим наши знания, выполнив упражнение в рабочей тетради стр. 29, упр 44.

    Вам нужно составить и записать по 2 словосочетания из слов каждой группы. Употребите глаголы в форме прошедшего времени ед.числа, в скобках укажите падеж и склонение существительных.

    Скажите на какие вопросы отвечает глагол прошедшего времени?

    По 1му человеку к доске, с комментированием.

    Дальше нам предлагают сравнить окончания сущ.2 скл и 3 скл в П.п. Что вы можете сказать? В чем особенность написаний окончаний у существительных 3го скл? Что же нужно знать, чтобы не ошибиться в выборе окончаний сущ-х 2 и 3 скл?

    А теперь разделимся на группы. Каждой группе дам определённое задание, которое, они в течении 5 минут должны выполнить, затем по 1 человеку о группы выступить с правильным ответом у доски.

    У каждой группы на столах лежит текст, в котором в словах пропущены окончания.

    1ой группе нужно найти и выписать существительные в Р.п.

    2ой группе в Д.п.

    3ей группе в П.п.

    4ой группе в Р.п.

    5ой группе в Д.п.

    6ой группе в П.п.

    Тексты у всех будут разные.

    Время истекло, прошу 1ю группу с ответом. (выходит к доске, на слайде подчеркивает слова, и объясняет свой выбор) и т.д.

    Итак, скажите мне еще раз, что нужно сделать, чтобы правильно написать безударное падежное окончание имен существительных?

    Ну и последнее задание, выполнив которое, я узнаю, как точно вы поняли нашу сегодняшнюю тему, научились ли правильно записывать безударные окончания сущ-х.

    Перед вами лежат листочки со словами, в которых пропущены окончания существительных, за 2 минуты, вы должны будете как можно больше и правильно вписать этих окончаний.

    Время пошло. Время истекло, положили листочки на край стола, в конце урока вы мне их сдадите.

    8. Домашнее задание.

    Молодцы, вы сегодня все поработали на отлично! Подошло время задать вам домашнее задание.

    1. повторить окончания существительных в каждом падеже.

    2. учебник стр. 37, повторить алгоритм написания безудар.окончаний сущ.

    3. выполнить уп. 64 на стр. 38. Здесь вам нужно воспользоваться повторенными правилами, правильно вписать окончания существительных, определить склонение, падеж и выделить окончания.

    9. Итог Урока.

    Чтобы подвести итог нашему уроку, я попрошу вас продолжить предложения.

    Я сегодня на уроке узнал___________________

    Я научился__________________________

    Я повторил______________________________

    Мне понравилось больше всего___________________

    Я работал с______________настроением

    Я испытывал затруднения, когда________________

    Спасибо вам за урок!

    Просмотр содержимого презентации
    «безударные окончания имен существительных»





    Словарная работа

    К…ньки, ин…й, вал…нки, п…льто, с…п…ги, вет…р, м…роз, м…тель .


    Словарная работа

    К о ньки, ин е й, вал е нки, п а льто, с а п о ги, вет е р, м о роз, м е тель.


    Из земли из избушки

    Из глуши в постели


    По воде по дороге

    На стене на празднике


    Из земли из избушки

    Из глуши в постели

    По воде по дороге

    На стене на празднике


    Тема урока:

    Правописание

    безударных

    падежных окончаний

    имен существительных


    Склонение имён существительных

    1 склонение

    1 склонение

    Ж.р. + М.р.

    2 склонение

    2 склонение

    М.р. + Ср.р.

    3

    склонение

    3 склонение

    Ж.р.










    Д омашнее задание

    • Повторить окончания существительных в каждом падеже.
    • Учебник стр. 37 , повторить алгоритм написания безударных окончаний.
    • Упр. 64, стр. 38

    Я сегодня на уроке узнал_______________ .

    Я научился_______________ .

    Я повторил________________ .

    Мне понравилось больше всего___________.

    Я работал с _____________настроением.

    Я испытывал затруднения, когда _________ .


    В этой статье разберем правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения.

    Итак, какие же безударные окончания надо проверять, а какие надо просто запомнить. Проверять надо безударные окончания –е , –и в существительных родительного, дательного, а также предложного падежа. Запомнить следует безударные окончания в существительных в творительном падеже.

    1-е склонение : -ой (-ей ) памяткой , деревней .

    2-е склонение : -ом (-ем ) год ом , пол ем .

    Для проверки правильного определения безударного окончания существительного следует определить падеж (как определить см.). Затем определить склонение (как определить см. ). Далее вспоминаем окончание существительного определенного склонения в требуемом падеже.

    Летом ребята купались в озере.

    Ребята купались (где? в чем?) в озере , значит это предложный падеж .

    Озеро (оно, мое) – существительное среднего рода, имеет окончание –о , значит оно относится ко второму склонению. Существительное второго склонения в предложном падеже имеет окончание –е . Итак, записываем:

    Ребята купались (где? в чем?) ПП 2-е скл ., -е ) в озере .

    Еще один способ проверить окончание существительного – вставить вместо существительного с безударным окончанием, подставить существительное того же склонения и в том же падеже, но с ударным окончанием: ребята купались в реке , в озере .

    Теперь разберем правописание безударных окончаний существительных во всех падежах.

    Склонение существительного определяется по именительному падежу и об этом мы говорили в .

    Родительный падеж

    Существительное в родительном падеже отвечает на вопросы кого? чего? (откуда? где?) . Используемые предлоги: от, до, из, без, у, для, около, с .

    Окончания:

    1-е склонение : -и , -ы .

    2-е склонение : -а , -я .

    3-е склонение : -и .

    Пример: У овцы мягкая длинная шерсть . → Шерсть (у кого?) у овцы – 1-е склонение .

    Дательный падеж

    Существительное в дательном падеже отвечает на вопросы кому? чему? (где? куда?) . Используемые предлоги: к, по .

    Окончания:

    1-е склонение : -е .

    2-е склонение : -у , -ю .

    3-е склонение : -и .

    В предложении играет роль второстепенного члена.

    Пример: Мальчик бежал к озеру . → Бежал (куда? к чему?) к озеру – 2-е склонение .

    В родительном падеже существительные первого склонения имеют окончание –и , в дательном – окончание –е .

    Существительные третьего значения в обоих падежах имеет окончание –и .

    Винительный падеж

    Существительное в винительном падеже отвечает на вопросы кого? что? (куда? где?) . Используемые предлоги: в, на, за, через, про .

    Окончания:

    1-е склонение : -у , -ю .

    2-е склонение : -а , -я .

    Пример: На болотах часто можно встретить цаплю . → Встретить (кого?) цаплю – 1-е склонение .

    Существительные в родительном и винительном падеже можно различить по предлогам. В первом склонении существительные в этих падежах различаются по окончанию.

    Творительный падеж.

    Существительное в творительном падеже отвечает на вопросы кем? чем? (где? куда?) . Используемые предлоги: с, за, под, над, между .

    1-е склонение : -ой (-ей ).

    2-е склонение : -ом (-ем ).

    3-е склонение : -ю .

    В предложении играет роль второстепенного члена.

    Пример: Рыбу ловят удочкой . → Ловят (чем?) удочкой – 1-е склонение .

    Предложный падеж

    Существительное в предложном падеже отвечает на вопросы о ком? о чем? (где?) . Используемые предлоги: о (об), в, на, при .

    1-е склонение : -е .

    2-е склонение : -е .

    3-е склонение : -и .

    В предложении играет роль второстепенного члена.

    Пример: Мы говорили об осени . → Говорили (о чем?) об осени – 3-е склонение .

    В следующей статье мы поговорим о склонении существительных во множественном числе.

    Какие падежные окончания имеют существительные? Ответ на этот вопрос вы найдете в материалах представленной статьи. Также мы расскажем вам о том, чем отличаются падежные окончания разного склонения, и приведем несколько примеров.

    Общие сведения

    Знать, как изменяются слова по падежам, крайне важно. Ведь правописание падежных окончаний приносит массу проблем во время создания грамотного текста. Следует отметить, что выбор той или иной буквы в существительных зависит полностью от того, к какому именно склонению они относятся. Кстати, ошибки в написании окончаний или возникают лишь в некоторых падежных формах: дательного, родительного и предложного падежей. Именно поэтому их рекомендуется запомнить.

    Что такое склонение? Типы склонений

    Именные склоняются в соответствии с адъективным типом, а также субстантивным и местоименным. В данной статье нас интересует только субстантивное склонение. Оно подразделяется на три подтипа. Рассмотрим их более подробно:

    1. По 1-му склонению изменяются имена существительные (в единственном числе) общего (плакса), мужского (папа) и женского (мама) рода, которые имеют окончания -я или -а в именительном падеже.
    2. По 2-му склонению изменяются имена существительные (в единственном числе) мужского рода, имеющие (гвоздь, дом) или окончание -е, -о (домище, домишко), а также среднего рода с окончаниями -ё, -е и -о (поле, копьё, окно) в именительном падеже.
    3. По 3-му склонению изменяются имена существительные (в единственном числе) женского рода, которые оканчиваются на шипящий или мягкий согласный (например, гордость, мысль, ветвь). Если такое слово имеет на конце шипящий согласный, то его принадлежность к 3-му склонению следует обозначить мягким знаком (например, мышь, рожь, печь и проч.).

    Падежные окончания существительных единственного числа

    Чтобы грамотно написать, например, письмо, желательно знать все возможные окончания существительных разных склонений. Для этого следует просклонять по падежам соответствующие слова.

    Имена существительные 1-го склонения

    1. Именительный падеж (кто? что?) - пап(а), ив(а), Кол(я), Юл(я).
    2. Падеж родительный (чего? кого?) - пап(ы), ив(ы), Кол(и), Юл(и).
    3. Дательный падеж (чему? кому?) - пап(е), ив(е), Кол(е), Юл(е).
    4. Падеж винительный (что? кого?) - пап(у), ив(у), Кол(ю), Юл(ю).
    5. Творительный падеж (чем? кем?) - пап(ой), ив(ой), Кол(ей), Юл(ей).
    6. Предложный падеж (о чем? о ком?) - о пап(е), об ив(е), о Кол(е), о Юл(е).

    Падежные окончания существительных 1-го склонения одинаковы для всех аналогичных слов. Именно поэтому, если у вас возникают трудности во время их написания, то можно смело заглянуть в данную таблицу и определить правильное окончание.

    Имена существительные 2-го склонения

    1. Именительный падеж (кто? что?) - олень(_), арбуз(_), пол(е), неб(о).
    2. Падеж родительный (чего? кого?) - олен(я), арбуз(а), пол(я), неб(а).
    3. Дательный падеж (чему? кому?) - олен(ю), арбуз(у), пол(ю), неб(у).
    4. Падеж винительный (что? кого?) - олен(я), арбуз(_), пол(е), неб(о).
    5. Творительный падеж (чем? кем?) - олен(ем), арбуз(ои), пол(ем), неб(ом).
    6. Предложный падеж (о ком? о чем?) - об олен(е), об арбуз(е), о пол(е), о неб(е).

    Имена существительные 3-го склонения


    Безударные падежные окончания имен существительных

    Чтобы не совершать ошибки во время написания текста, учителя рекомендуют своим ученикам запомнить окончания всех трех склонений. Однако это не так просто, как кажется на первый взгляд. Особенно сложно запомнить те слова, которые имеют безударные падежные окончания. Но и на этот случай в русском языке существует отдельное правило. Представим его прямо сейчас.

    Если падежные окончания существительных стоят в безударном положении, то их правильное написание определяется путем проверки слов того же типа склонения, которые оканчиваются на аналогичную букву, стоящую под ударением. Приведем пример:

    • коле́но, по́ле, о́зеро (лицо́, окно́, долото́);
    • о кни́ге, (о руке́);
    • ко́ни, ча́ши (пни́, столы́);
    • сто́рожем, до́мом, по́лем, кле́ем (ножо́м, столо́м, остриём, окно́м) ;
    • о́зера, сту́ла, ка́мня (окна́, стола́, пня́);
    • о сто́роже, об учи́теле, в по́ле, о пла́тье, (о ноже́, о коне́, в окне́, о белье́);
    • пе́сням, слу́гам, о́кнам (учителя́м, города́м, моря́м).

    Имена существительные множественного числа

    О том, какие падежные окончания имеют существительные единственного числа, мы рассмотрели выше. Но иногда требуется правильно просклонять и слова, стоящие во множественном числе. Следует особо отметить, что их падежные окончания не зависят от того, какое склонение имеет Однако они могут заметно отличаться у неодушевленных и одушевленных предметов (не всегда).

    Неодушевленные существительные, стоящие во множественном числе

    1. Именительный падеж (что?) - стуль(я), арбуз(ы).
    2. Родительный падеж (чего?) - стуль(ев), арбуз(ов).
    3. Дательный падеж (чему?) - стуль(ям), арбуз(ам).
    4. Винительный падеж (что?) - стуль(я), арбуз(ы).
    5. Творительный падеж (чем?) - стуль(ями), арбуз(ами).
    6. Предложный падеж (о чем?) - о стуль(ях), арбуз(ах).

    Одушевленные существительные, стоящие во множественном числе

    1. Именительный падеж (кто?) - лан(и), львиц(ы).
    2. Родительный падеж (кого?) - лан(ей), львиц(_).
    3. Дательный падеж (кому?) - лан(ям), львиц(ам).
    4. Винительный падеж (кто?) - лан(ей), львиц(_).
    5. Творительный падеж (кем?) - лан(ями), львиц(ами).
    6. Предложный падеж (о ком?) - о лан(ях), львиц(ах).

    Разносклоняемые слова (имена существительные)

    Как говорилось выше, существительные имеют те или иные падежные окончания в зависимости от того, к какому из трех склонений они относятся. Однако в русском нередко встречаются и разносклоняемые слова. К ним относятся такие существительные, которые после изменения по падежам имеют окончания разных склонений.

    Итак, к разносклоняемым именам существительным относится десять которые оканчиваются на -мя. Назовем их по порядку:

    • бремя;
    • знамя;
    • племя;
    • время;
    • стремя;
    • вымя;
    • темя;
    • пламя;
    • семя.

    Помимо всего прочего, к разносклоняемым относится слово мужского рода «путь». Чтобы правильно склонять такие существительные, следует знать, что при изменении у них появляется суффикс -ен- или -ён (например: знамя - знамени, темя - темени, имя - имен и проч.).

    Примечание

    Имена существительные, которые оканчиваются на -ия (серия, армия, Мария, линия и проч.) представляют собой особый вариант склонения. Таким образом, в формах предложного, родительного и дательного падежей они имеют окончание -и. Приведем пример:

    • Родительный падеж (чего? кого?) - сери(и), армии(и), Мари(и), лини(и).
    • Дательный падеж (чему? кому?) - сери(и), армии(и), Мари(и), лини(и).
    • Предложный падеж (о чем? о ком?) - о сери(и), об армии(и), о Мари(и), о лини(и).

    Следует отметить, что данные слова не рекомендуется путать с именами существительными, оканчивающими на -ья, (например, Наталья, Марья, Софья). Ведь они склоняются по общим правилам, а также имеют в формах предложного и дательного падежей окончание -е (Наталье, Марье, Софье).

    Кстати, имена собственные, которыми называют населенные пункты (Кашин, Бородино Калинин), имеют особую форму в творительном падеже (в единственном числе). Таким образом, представленные слова склоняются по образцу существительных 2-го склонения и имеют падежное окончание -ом (Калинином, Кашином, Бородином). Нельзя не сказать и о том, что такие слова не следует путать с русскими фамилиями (Кашин, Бородин, Калинин), которые в творительном падеже имеют окончание -ым (Калининым, Кашиным, Бородиным).


Самое обсуждаемое
Креационная теория сотворения мира Кто сотворил мир Креационная теория сотворения мира Кто сотворил мир
Владимирский базовый медицинский колледж Владимирский базовый медицинский колледж
Явление которое происходит только в мейозе Явление которое происходит только в мейозе


top