А.Н. Майков "Пейзаж": анализ стихотворения

А.Н. Майков

помогите найти анализ стихотворения Майкова "Поле зыблется цветами..."

  1. Весна для поэтов всегда была особым временем года, вызывающим прилив жизненных сил и душевного волнения. Весна время возрождения и расцветания природы, новых надежд и радости, любви и счастья. Природа и человек едины в своем настроении, и это очень тонко и убедительно раскрывают лирические поэты.

    В стихотворении А. Н. Майкова рисуется картина весны и пение жаворонков. Подчеркивается простор, свежесть весны:

    Поле зыблется цветами
    В небе льются света волны
    Вешних жаворонков пенья
    Голубые бездны полны.

    Лирический герой не видит певцов, он лишь слышит их пение, но эти песни отзываются в его сердце новыми молодыми надеждами.

    Так надежды молодые
    Тешат сердце мне приветом

    Радость в душе, покой, умиротворение вызывает пение жаворонков.

    Обратить взоры к небу, подумать о вечном, о бессмертии души человека и о том, как прожить жизнь в гармонии с природой и миром, это одна из высших задач человеческого разума. А. Н. Майков связывает перемены в природе с настроением человека.

  2. Легкие и наполненные детской непосредственностью стихи Аполлона Майкова до сих пор вызывают искреннее восхищение у читателей. Автор никогда не претендовал на то, чтобы стать знаменитым, но честно признавался, что мечтает до самой смерти сохранить чистоту души и яркость восприятия окружающего мира. Именно по этой причине поэт подмечал каждую мелочь и находил любому явлению природы возвышенное объяснение. Далекий от философских вопросов, Майков все же время от времени проводил в своих произведениях параллели между человеком и окружающим его миром, находя удивительные сходства и совпадения.
    В 1857 году поэт опубликовал стихотворение Поле зыблется цветами, которое представляет собой небольшую зарисовку, посвященную теплому летнему дню. Пейзаж, открывшийся взгляду Майкова, вряд ли можно назвать примечательным. Обычное поле, обласканное солнечными лучами, вряд ли смогло бы привлечь внимание кого-то другого. Но поэт увидел в этой умиротворенной картине нечто возвышенное и божественное, признаваясь: Взгляд мой тонет в блеске полдня. Это ощущение безграничного счастья и свободы подкреплено пением жаворонков, которым голубые бездны полны. Поэт не видит птиц, но слышит их восхитительное щебетание, которое придает тривиальному летнему пейзажу особую красоту и дерзость. Автор мысленно переносится в обычный мир и тут же находит удивительно точное сравнение своим ощущениям, утверждая: Так надежды молодые тешат сердце мне приветом. Это фраза требует некоторого пояснения и расшифровки. Дело в том, что Аполлон Майков почти всю жизнь проработал библиотекарем в знаменитом Румянцевском музее, и к нему часто за помощью обращались молодые литераторы. Он не только был лично знаком с будущими знаменитостями, но и с волнением наблюдал за их восхождением на литературный Олимп. Очень мало кто из друзей Майкова знал о том, что и сам он пишет стихи, так как поэт никогда не стремился афишировать свое увлечение. Между тем, первый сборник произведений этого автора был удостоен императорской премии, благодаря которой поэт сумел побывать во многих городах Европы. Читая произведения своих юных друзей, Майков не испытывал зависти или же ревности. Наоборот, он радовался их достижениям даже больше, чем своим собственным победам, считая, что русскую литературу ждет прекрасное будущее.
    Поэтому последний куплет стихотворения можно трактовать двояко, так как в образе жаворонков представлены Такие начинающие литераторы, как Тургенев, Белинский и Некрасов. Поэт признается, что не знает, откуда раздаются их голоса. Однако при этом отмечает: Но, им внемля, взоры к небу, улыбаясь, обращаю.

Анализ стихотворения Майкова Поле зыблется цветами 8 класс

План

1.История создания

2.Жанр

3.Основная тема

4.Композиция

5.Размер произведения

6.Выразительные средства

7.Основная мысль

1. История создания. Стихотворение «Поле зыблется цветами…» было написано А. Майковым в 1857 г. К этому времени поэт уже многое повидал в жизни, побывал за границей. В его творчестве появились более серьезные философские темы. При этом он продолжал писать чисто эстетические, невероятно трогательные стихотворения. К ним принадлежит «Поле зыблется цветами…».

2. Жанр произведения - пейзажная лирика.

3. Основная тема стихотворения - восхищение поэта прекрасным пейзажем. Главный образ - жаворонки, пение которых слышит автор. Он не видит самих птиц, их голоса словно изливаются из окружающей природы. Майков создает у читателя ощущение удивительной гармонии, образующейся из сочетания звуковых («жаворонков пенье») и зрительных образов («света волны»).

Чудесные звуки природы ассоциируются у автора с «надеждами молодыми». Майков в этот период работал библиотекарем и оказывал всяческую поддержку начинающим литераторам. Можно предположить, что молодых талантливых поэтов и писателей и имеет в виду автор. Юных певцов еще не видно «за светом», до лирического героя лишь доносятся их звонкие голоса. Но само их появление - свидетельство неиссякаемого источника творческой жизни. Автор с улыбкой приветствует их. Он безгранично счастлив возникновению новых талантов.

В целом произведение очень трогательное и по-детски непосредственное. Автор предлагает читателю взглянуть на окружающий мир глазами ребенка. Когда у человека еще не возникло взрослых проблем и переживаний, его душа открыта навстречу природе. В этом также можно увидеть намек автора на молодые таланты, которые еще только начинают нелегкий творческий путь. Их преимущества - молодость и наивная уверенность в своих силах.

4. Композиция. Стихотворение имеет небольшой размер. Но каждая из трех строф несет особую смысловую нагрузку. Первая строфа - набросок, описание красоты пейзажа. Во второй строфе автор проводит параллель между жаворонками и «надеждами молодыми». В финальной третьей строфе поэт отрывается от физических ощущений, устремляя «взоры к небу». В его душе расцветает любовь и радость за все юные здоровые силы.

5. Размер произведения - четырехстопный хорей с перекрестной рифмой.

6. Выразительные средства. В миниатюрном произведении поэт сумел мастерски использовать различные выразительные средства. Он применяет эпитеты («вешние», «голубые», «молодые»); метафору («света волны»); олицетворения («взор мой тонет», «надежды тешат»); инверсию («жаворонков пенья… бездны полны»). Центральный прием стихотворения - сравнение надежд с жаворонками. Почти половина строк произведения оканчивается многоточием, что создает ощущение спокойного размышления при виде прекрасного пейзажа.

7. Основная мысль стихотворения - надежда поэта на счастливое будущее, возникающая у него при созерцании чудесной природной гармонии.

Рассвет

Вот – полосой зеленоватой
Уж обозначился восток;
Туда – тепло и ароматы
Помчал со степи ветерок;

Бледнеют тверди голубые;
На горизонте – все черней
Фигуры, словно вырезные,
В степи пасущихся коней...

Эти строки написал Аполлон Николаевич Майков. Поэзия Майкова открывается прежде всего нашему взору как зарисовка к большой картине или законченный этюд. Стихи его требуют от читателей зрительного внимания: при их чтении боязно упустить сочетание красок, игру светотени.
Вслушайтесь, вглядитесь в стихотворение "Рассвет". Здесь, как на полотне художника, очень важно освещение. Каждая деталь выписана настолько, насколько ее можно увидеть в предутренней дымке. И каждая деталь освещена именно тем отсветом, которым она выхвачена из отступающей темноты. Неяркие изменчивые блики создают у нас неповторимое "рассветное" настроение. Зеленоватый (еще не зеленый) горизонт, бледнеющая голубизна неба и рельефы предметов на земле кажутся слитыми друг с другом... И все это – в восьми строках.
В русской поэзии XIX века поэзия Майкова – страница, похожая на холст художника.

И задымилася роса
На всем пространстве желтых нив,
И ночь взошла на небеса,
Тихонько звезды засветив.

Живописность поэзии Майкова не случайна: краски и кисть влекли его с детства. Майков родился в 1821 году в семье известного живописца. Талантливой была вся семья. Дом Майковых, по словам писателя И. А. Гончарова, "кипел жизнию, людьми, приносившими сюда неистощимое содержание из сферы мысли, науки, искусств... и все вместе с хозяевами составляли какую-то братскую семью или школу, где учились друг у друга..."
Аполлон Майков долго совмещал в себе поэта и художника. Он уже опубликовал первый сборник стихотворений, но так и не решался сделать окончательный выбор.
Книжка Майкова была встречена дружными похвалами. Виссарион Григорьевич Белинский сразу угадал в нем художника. "Какая мягкая, нежная кисть, какой виртуозный резец, обличающие руку твердую и искушенную в художестве!" – писал он. Белинский, критик строгий и придирчивый, сказал о стихотворении "Сон": одного такого стихотворения "достаточно, чтобы признать в авторе замечательное, выходящее за черту обыкновенности, дарование. У самого Пушкина это стихотворение было бы из лучших".
Окончив университет, Майков отправился в Италию, куда устремлялись тогда русские художники. Впрочем, Майков привез из Италии не альбом пейзажей, а книгу новых стихотворений. Из Флоренции поэт писал друзьям: "Чувство природы, возбуждаемое в нас ее созерцанием, везде одно – и в болотистых окрестностях петербургских, и где угодно. У нас в русской природе это чувство живее и непосредственнее, оттого что там вокруг вас леса, луг и нивы, и все это жужжит, шумит, шелестит... а здесь – камень, декорации, апельсины... Но этого живого трепета не чувствуете, как в еловом или в березовом лесу, или в лугах с кузнечиками, бабочками... Я и не воображал, что может быть такая мука на свете – не жить в России. Ума не приложу, как это делают другие".
"Живой трепет" русской природы и был одним из основных лирических мотивов Майкова. В его стихах изображение порой моментально, но вся картина надолго остается в памяти:

Но вот, как бы в испуге, тени
Бегут по золотым хлебам –
Промчался вихрь – пять-шесть
мгновений –
И, в встречу солнечным лучам,
Встают с серебряным карнизом
Чрез всё полнеба ворота,
И там, за занавесом сизым,
Сквозит и блеск и темнота.

Прихода грозы в этом стихотворении не слышно, она нема, но тем нагляднее гроза является.
Уже современники Майкова заметили, что его поэтическая речь удивительно естественна и точна. Сам он признавался: "Странное дело: не могу писать прозой; кажется, рифма по натуре и по трудности своей должна быть препятствием выражения мысли; для меня напротив – я в стихах не упущу той мысли, которую хотел выразить, а в прозе ее беспрестанно упускаю..."
Но Майков вовсе не был спокойным созерцателем природы, отрешенным от людских забот. О его общественных убеждениях можно судить по следующим строкам:

Пой красоту из полной груди,
И красоту полюбят люди,
И крепки правдой и добром,
Никто уж, никаким обманом,
Не будет слабого тираном,
Не будет сильному – рабом!

Поэт всерьез интересовался русской стариной. Он сдружился с лучшими историками и скоро стал настоящим знатоком прошедших веков. По его собственным словам, он погружался в историю до такой степени, что воочию видел лица князей, дружинников, путешественников, прославленных в русских летописях. Майков даже написал для детей "Рассказы из русской истории", в которых описал Мамаево побоище, эпоху Петра I и другие события.
Когда старший сын Майкова начал в гимназии изучать "Слово о полку Игореве" – великое творение русской словесности XII века, поэт решил ему помочь. Древнерусский текст восхитил Майкова, он увлекся разгадыванием непонятных мест "Слова". Вскоре оказалось, что другие исследователи понимали неясные строки и выражения иначе, чем поэт. Тогда Майков загорелся идеей самому перевести "Слово". Этот перевод стоил ему четырех лет напряженного труда. Поэт не только изучил древнерусский язык, но и проникся духом героических поэм народов Европы, написанных в о дну эпоху со "Словом". Когда перевод Майкова вышел в свет, читатели удивлялись и поэтическим достоинствам текста и научной осведомленности переводчика.
Аполлон Майков прожил долгую жизнь: он скончался 76 лет от роду, в 1897 году. Когда его попросили сообщить подробности биографии, он ответил: "Вся моя биография не во внешних фактах, а в ходе и развитии внутренней жизни, в ходе расширения моего внутреннего горизонта..., во внутренней работе ума над впечатлениями и наблюдениями жизни...". Приобретая с годами знания и опыт, поэт до конца жизни берег привязанность души к отеческим краям, "где в поле по росе мой след еще хранится". "Виртуозный резец", как когда-то писал Белинский, не уставал вытачивать рельефы Родины:

Картины бедные полунощного края!
Где б я ни умирал, вас вспомню, умирая:
От сердца пылкого все злое прочь гоня,
Не вы ль, миря с людьми, учили жить
меня!..

Век Аполлона Майкова истек давно, но образы, изваянные им в плоти стиха, навсегда вошли в русскую поэтическую память. Значит, он не ошибся:

Рисунок А. Гришина.


В русском искусстве нередко встречается тема крестьянства, крестьянского труда, природы. Этим темам посвящены и стихотворения Майкова "Нива" (1842) и Случевского "Полдневный час. Жара гнетет дыханье...", в которых сочетаются природные картины и социальные проблемы. Несмотря на использование схожих образов, эти произведения кардинально отличаются друг от друга.

Оба поэта начинают свои стихотворения с пейзажной зарисовки - изображения жаркого летнего дня.

Описание природы в стихотворении "Нива" удивительно похоже на картину "Косцы" Г.Г. Мясоедова: то же бескрайнее ржаное поле, счастливые работающие крестьяне, взгляд на происходящее снизу вверх (лирический герой наблюдает за жнецами лежа). Герой Майкова любуется русской природой, подробно описывает все, что окружает его: и травы, и пчел, и яблони... Особое место в стихотворении занимает образ ржаных колосьев: герой "идет, с трудом ее [рожь] руками разбирая", ему "прилечь отрадно, в тени высокой ржи, где сыро и прохлодно". Колосья подвижны, шумят и качаются на ветру, что выражается олицетворением "колосья надо мной беседу важную ведут между собой...".

Картина мира в целом в стихотворении не менее подвижна, причем она наполнена не только движениями, но и запахами, и звуками: "стучат проворные цепы", "скрипят возы", "шумный народ", "воздух полн и розана и меда". Несмотря на то, что изображается летний жаркий день, лирическому герой чувствует себя комфортно, в стихотворении несколько раз встречается мотив воды: "сыро и прохладно", "ныряя, точно в море", "по влаге ударяя". Ключевое слово в описании природы Майкова - "благодать", оно несколько раз повторяется в стихотворении.

Совсем другая картина природы у Случевского. Летний полдень для лирического героя не блаженство, а мучение ("Полдневный час"="Ужасный час"). В каждой строке стихотворения присутствует мотив жары, сухости, подчеркивается всякое отсутствие воды. Герою некомфортно здесь: "жара гнетет дыханье", "блеск глаза слезит", "в ушах шумит", "жжет движенье". Вместо обилия и плодородия, которыми наполнено стихотворение Майкова, Случевский изображает мертвую, выжженую траву, вербу, сворачивающую листья, спрятавшихся животных. Вокруг так жарко, что даже воздух колеблется, "будто бы кипит", что помогает выразить аллитерация шипящих: "жара", "прищурясь", "прожжена", "шумит", "слышны". "ужасный", "жжет движенье" и др.

Противоположны в стихотворениях и изображения крестьянского труда. Для героев Майкова труд - удовольствие: "жнецы и жницы...уж вяжут весело тяжелые снопы". Даже в описании бурлаков, выполняющих действительно тяжелую, изнурительную работу, нет ни одного слова с негативной семантикой, наоборот, тянущие корабль сравниваются с грациозными журавлями.

Крестьяне Случевского трудятся, не получая удовольствия. Для них работа - вынужденная необходимость, даже страдание: "Но это время названо страдою//Другого слова нет его назвать...".

Различное восприятие труда обуславливает непохожее понимание лирическими героями урожая.У Случевского хлеб - это плод долгих и тяжелых трудов и даже страданий, а потому необыкновенно дорогая вещь, с которой нельзя обращаться пренебрежительно. Он воспринимается только как реальный физический объект. У Майкова наоборот, урожай - это "дар святой неба", появление которого зависит от Бога, а не от людей. Кроме того, в "Ниве" выстраивается антитеза материального хлеба и "хлеба духовного", а сама нива предстает не только как поле, но и как символ общества, где зреют зерна духовности. У героев этого стихотворения рожь в избытке, она дается им достаточно легко. Крестьяне Майкова нуждаются в духовном: в образовании, культуре.

Лирические герои стихотворений тоже выражены по-разному. Лирический герой Случевского не активен, он только наблюдатель. Читатель будто смотрит на мир его глазами, присутствие его самого видно только через его ощущения: слезящиеся глаза, шум в ушах и др. Герой Майкова более активен: он идет по меже, перепрыгивает через ограду, ложится среди колосьев. Стихотворение не только воспроизводит то, на что смотрит герой, читатель видит и его самого.

Интересно, что лирический герой Случевского не перемещается в пространстве, видит и описывает одну и ту же картину. Окружение героя у Майкова наоборот, постоянно меняется: в первой строфе он описывает то, мимо чего проходит, во второй герой лег в поле... Казалось бы, ему должны быть видны только колосья и жнецы, но поле его зрения вдруг расширяется. Теперь это уже взгляд не снизу, а сверху: герой замечает и поле, и некое пространство с возами и шумной толпой, вероятно, улицу, и реку с бурлаками.

Общие черты есть в ритмической организации стихотворений. Оба они написаны ямбом, в "Ниве" - шестистопным с мужской рифмой, в "Полдневном часе..." - чередующимися женскими шестистопными и мужскими пятистопными строками. Тип рифмовки у Майкова - парная, в некоторых строках также перекрестная. Случевский в своем стихотворении использует только перекрестную рифмовку.

Похожи и композиции этих произведений. Оба стихотворения композиционно и строфически делятся на 3 части, где первая - описание окружающей природы (1 строфа у Майкова, 1-3 у Случевского), вторая - изображение трудящихся (2 у Майкова и 4 у Случевского), а третья - мысли лирических героев, вызванные окружающей природой и крестьянским трудом, и выражение идеи произведений (последние строфы в обоих стихотворениях).

Идеи этих стихотворений совершенно различны. Образы у Майкова двойственны: они понимаются читателем и в прямом значении - как природные явления, и в переносном - как общественная ситуация. "Нива" написана в 1842 году, когда, по выражению поэта, "повеяла весна" над "семенами мыслей". Действительно, 30-е - 40-е годы 19 века - это время творчества Пушкина, Лермонтова, Гоголя, создание "Современника", кружков Станкевича, Белинского, петрашевцев. Но эти годы были и временем ужесточения цензуры, усиления политического сыска, репрессий. Возможно, именно поэтому поэт называет выжившие "ростки мысли" "непогодами несгубленными", "политыми слезами".

Таким образом, основная идея Майкова: Россия - страна богатая и обильная, только одного в ней не хватает - "духовного хлеба". Лишь тогда, когда "на тучных бороздах" созреют побеги мысли, наступит настоящая благодать.

Совсем другие мысли выражает в своем стихотворении Случевский. Основная идея его произведения: крестьянский труд необыкновенно тяжел, даже мучителен, а потому каждый плод этого труда бесценен, с ним нельзя обращаться пренебрежительно: "...игру и шутку с крошкой хлеба//За тяжкий грех считает наш народ!".

Авторскую идею в стихотворениях выражают различные средства выразительности. В "Ниве" основными тропами являются уже упомянутые развернутая метафора (нива=общество, "мысли семена", "духовный хлеб") и антитеза материального богатства и духовного. Особую роль играют синтаксические конструкции. Предложения в стихотворении необычайно длинные, с несколькими грамматическими основами, осложненные однородными членами и деепричастными оборотами. Такие "насыщенные" предложения выражают богатство, обильность, царящие в природе. Характерно, что в последней строфе, повествующей о "мыслей семенах", предложения короче и не обладают большим количеством основ и второстепенных членов, в чем в очередной раз проявляется антитеза материального и духовного.

В стихотворении Майков использует также множество восклицательных предложений. Они выражают то восхищение лирического героя, наслаждение, которое он испытывает, находясь в поле ("Куда ни оглянусь - повсюду рожь густая!", "О, божья благодать!"), то его мольбу, страстное желание увидеть "благодать" и в духовной сфере: "...Ей также, господи, духовного дай хлеба!".

Стихотворение Случевского не обладает таким разнообразием изобразительно-выразительных средств. Среди тропов можно выделить многочисленные олицетворения ("трава слегла", "хлеба не будут ждать"), подчеркивающее, что даже природа не может выносить такой жары, не говоря уже о работающем человеке. Также интересна используемая поэтом метафора с оттенком оксюморона: "огонь... неба": то, что обычно ассоциируется с прохладой, ветром, дождем, в стихотворении становится источником опасности, страданий, наводит на мысль о схожести между описываемым полем и адом.

Стихотворение А.Н. Майкова написано в 1842 году и вполне характерно для его творчества в этот период. Этот поэт нередко обращался к темам русской природы, деревни. В 40-х годах он увлекается либеральными идеями, его произведения близки к натуральной школе. К концу десятилетия Майков меняет свои убеждения, становится сторонником "чистого искусства". Эту смену взглядов можно проследить в стихотворении "Нива": важная социальная проблема в нем отражена на фоне яркой природной зарисовки.

К.К. Случевский не датировал свои стихотворения, мы можем только предположить, что "Полдневный час. Жара гнетет дыханье..." написано в 1880-1890-е. Оно входит в цикл "Черноземная полоса", в котором поэт обращается к теме крестьянского труда, в особенности, работы в поле. Данное произведение вполне соответствует основным темам и идеям цикла.

Тема труда - вечная, именно поэтому к ней обращаются и Майков, и Случевский - такие непохожие, жившие в разные годы поэты. Повествуя о крестьянском труде (практически не изменившемся за те 50 лет, которые разделяют поэтов), они обращают внимание на совершенно разные проблемы, ставят перед собой разные вопросы. Но каждое из этих стихотворений по-своему интересно и занимает достойное место в русской поэзии 19 века.

Обновлено: 2014-10-16

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

Современники называли Аполлона Майкова поэтом-живописцем, поэтом-скульптором. И совершенно по праву. В его творчестве отображение и описание окружающей действительности занимало по-настоящему много места. Мягкие, лиричные строки, проникнутые бесконечной любовью к родине, описывают леса и природные явления, простые, доступные всем развлечения-промыслы — такие, как, например, рыбная ловля. Но самым заметным среди всех «природных» стихов Майкова является «Пейзаж» - настоящая словесная симфония русской природе.

Главная тема стихотворения

Центральной темой произведения, безусловно, является русская природа. Майков описывает, будто широкими мазками кисти нанося краски на полотно, тихий и спокойный, живущий своей жизнью лес, в который поэт удаляется, чтобы отрешиться от мирской суеты, погрузиться в созерцание.

Первые строки погружают читателя не в красоту леса ранней осенью, а именно в настроение лирического героя. Строка «Идешь — и нет конца пути...», заканчивающаяся многоточием, словно бы отображает бесконечную тропинку, по которой вглубь леса уходит автор. Желание прикоснуться к бесконечному, вечному лесному спокойствию — один из движущих мотивов стихотворения. Любовь к природе и уединению отражается в каждой строке, но именно в самом начале она особенно сильна.

Остальная часть лирического произведения — это тонкий, изящный гимн красоте природы. Поэт подмечает даже незначительные на первый взгляд изменения, происходящие с лесом, смена сезонов находит свое отражение в строках «Осинник желтый бьет тревогу» и «Уже румянит осень клены».

Осень в данном поэтическом произведении предстает художником, который любовно раскрашивает холст-лес, добавляя на него новые яркие краски.

В финальной части стихотворения уединение поэта прерывается: издалека, но все же в пределах видимости появляется воз со стариком и ребенком, символизируя собой безусловное единство человека и природы, мирное совместное существование.

Структурный анализ стихотворения

В стихотворении необычайно много олицетворений, поэт наделяет природу человеческими качествами: осень у него румянит клены, папоротник — дремлет. В достатке и необычных сравнений: палые листья Майков сравнивает с ковром, а обычные мухоморы — со сказочными существами-карлами.

В «Пейзаже» множество предложений заканчивается многоточием, что добавляет размеренности, неспешности произведению, настраивает читателя на философский и созерцательный лад. Рифма — перекрестная и попарная.

В данном произведении Аполлона Майкова нашло отражение его любви к родине и подлинный талант поэта-пейзажиста. Словами он воссоздает картину тихого осеннего леса, живущего своей, отдельной от человека и в то же время неразрывно связанной с ним, жизнью.


Самое обсуждаемое
Одиноки ли мы во Вселенной? Одиноки ли мы во Вселенной?
«Ректор спросил, хочу ли я неприятностей»: интервью с преподавателем, уволенным за показ фильма Навального «Ректор спросил, хочу ли я неприятностей»: интервью с преподавателем, уволенным за показ фильма Навального
Задания: биологические термины и понятия Задания: биологические термины и понятия


top