Список парусных кораблей русского флота. Парусники России (19 фото)

Список парусных кораблей русского флота. Парусники России (19 фото)

Линейные корабли Балтийского флота (1710-1724)

90-пушечные

  • Лесное , 90 ор., 1718
  • Гангут , 92 ор., 1719
  • Фридрихштадт , 90 ор., 1720

80-пушечные

  • Без названия, 80 ор., 1713. Строился для Балтийского флота, но заказ не был вовремя оплачен и не состоялся.
  • Северный Орёл, 80 ор., 1720
  • Фридемакер , 80 ор., 1720
  • Святой Пётр , 80 ор., 1720
  • Святой Андрей , 80 ор., 1721

70-пушечные

  • Леферм , 70 ор.
  • Святой Александр , 70 ор., 1717
  • Нептунус , 70 ор., 1718

66-пушечные

  • Ингерманланд , 64 ор., 1715
  • Москва , 64 ор., 1715
  • Ревель , 68 ор.
  • Исаак-Виктория , 66 ор., 1719
  • Астрахань, 66 ор., 1720
  • Святая Екатерина , 66 ор., 1721
  • Пантелеймон-Виктория , 66 ор., 1721
  • Дербент, 66 ор., 1724

60-пушечные

  • Святая Екатерина , 60 ор., 1713. Переименована в Выборг в 1721 г.
  • Шлиссельбург , 60 ор., 1714
  • Нарва , 60 ор., 1714
  • Мальбург / Мальборо, 60 ор. Построен в 1714 году в Голландии по заказу России. Выведен из состава флота в 1747 г.
  • Syurireis (=Surrey?) - Продан Испании в 1714 г. (как Real Macy, 60 ор.)? (никогда не входил в состав Русского флота).

54-х и 56-пушечные

  • Полтава , 54 ор., 1712
  • Портсмут, 54 ор., 1714
  • Лондон, 54 ор. (бывш. англ.) - Приобретён в 1714 г. Ф. С. Салтыковым, разбился 1. 10. 1719 г.
  • Санкт-Михаил, 54 ор., 1723
  • Рафаил, 54 ор., 1724
  • Ништадт, 56 ор. (1721, построен в Голландии по заказу России, пришёл в Россию как Rotterdam) - Разбился в 1721 г. на пути в Россию.
  • Без названия, 56 ор. (1710, бывш. франц. Beau Parterre, бывш. голланд. Schonauwen, захвачен в 1711 г.) - На пути в Россию захвачен Швецией и переименован в Kronskepp.

50 и 52-пушечные

  • Рига , 50 ор., 1710
  • Выборг , 50 ор., 1710
  • Пернов , 50 ор., 1710
  • Без названия (1711) , 50 ор., 1711
  • Гавриил , 52 ор., 1713
  • Рафаил , 52 ор., 1713
  • Михаил , 52 ор., 1713
  • Рандольф, 50 ор. (бывш. англ. Randolph) - Приобретён в Англии в 1712 г. Т. Стельсом, вышел из состава флота в 1725 г.
  • Булинбрук, 52 ор.(постройки 1702 г., бывш. англ. Sussex) - Взят шведами в 1714 г. на пути в Россию, возвращён Англии.
  • Оксфорд, 50 ор. (постройки 1699 г., бывший Tankerfield ) - Приобретён в 1712 г., продан в Англии в 1717 г.
  • Виктория, 50 ор. (1706, Англия , бывш. франц. Grand Vainqueur, (бывш. франц. Gaillard) Oaillard ? бывш. голланд. Overwinnaer, захвачен в 1708 г.) - Приобретён для русского флота в 1712 г. Ф. С. Салтыковым, переделан в провиантшип (1716), выведен из состава флота после 1739 г.
  • Страфорд 50 ор. (построен в 1700 г. в Англии, бывш. англ. Wintworth) - Приобретён для русского флота в 1712 г. Ф. С. Салтыковым, госпиталь (1717), брандер (1727), разобран в 1732 г.
  • Фортуна, 50 ор. (бывш. англ. Fortune) - Приобретён для русского флота в 1713 г. Ф. С. Салтыковым, разбился в 1716 г.
  • Армонт , 50 ор. (бывш. англ. Armont) - Приобретён для русского флота в 1713 г. Ф. С. Салтыковым, брандер (1734), разобран в 1747 г.
  • Арондель , 50 ор. (бывш. англ. Arundel) - Приобретён для Русского флота в 1713 г. Ф. С. Салтыковым, выведен из состава флота в 1747 г.
  • Перл, 50 ор. (1706/13, бывш. голланд. Groote Perel) - Приобретён для русского флота в 1713 г., госпиталь (после 1734).
  • Ричмонд, 46 ор. (бывш. англ.) Приобретён для русского флота в 1714 г. Ф. М. Салтыковым. Разобран в 1721 г.
  • Британия, 50 ор. (бывш. англ. Great Allen) - Приобретён для русского флота в 1714 г. Ф. С. Салтыковым, переоборудован в прам (1728).
  • Девоншир, 52 ор. (1714, построен в Голландии по заказу России) - Выведен из состава флота после 1737 г.
  • Уриил , 52 ор., 1715
  • Ягудиил , 52 ор., 1715
  • Селафаил , 52 ор., 1715
  • Варахаил , 52 ор., 1715
  • Принц Евгений, 50 ор. (1721, построен в Голландии по заказу России) - Выведен из состава флота после 1739 г.

Линейные корабли Балтийского флота 1725-1740 гг

100-110-пушечные

  • Пётр Первый и Второй , 100 ор., 1727
  • Императрица Анна , 114 ор., 1737

66-пушечные

  • Нарва, 66 ор.
  • Святая Наталья, 66 ор.
  • Слава России , 66 ор., 1733
  • Северный Орёл , 66 ор., 1735
  • Ревель , 66 ор., 1735
  • Ингерманланд , 66 ор., 1735
  • Основание благополучия , 66 ор., 1736
  • Леферм , 66 ор., 1739

54-пушечные

  • Не тронь меня, 54 ор., 1725
  • Пётр Второй, 54 ор. 1728
  • Рига, 54 ор., 1729 - в перестроен в госпитальное судно.
  • Выборг, 54 ор., 1729
  • Новая Надежда, 54 ор., 1730
  • Город Архангельск , 54 ор., 1735
  • Северная звезда , 54 ор., 1735
  • Нептунус , 54 ор., 1736
  • Азов , 54 ор., 1736
  • Астрахань , 54 ор., 1736
  • Святой Андрей , 54 ор., 1737
  • Кронштадт , 54 ор., 1738
  • Святой Пантелеймон , 54 ор., 1740
  • Святой Исаакий , 54 ор., 1740

Линейные корабли Балтийского флота (1741-1770)

80-100-пушечные

  • Святой Павел, 80 ор., 1743
  • Захварий и Елисавет, 100 ор., 1748
  • Святой Иоанн Златоуст Первый, 80 ор., 1751
  • Святой Николай, 80 ор., 1754
  • Святой Павел, 80 ор., 1755
  • Святой Дмитрий Ростовский, 100 ор., 1758
  • Святой Андрей Первозванный, 80 ор., 1758
  • Святой Климент Папа Римский, 80 ор., 1758
  • Кир Иоанн (Король Фридрих), 80 ор., 1762
  • Святая Екатерина (бывш. Принц Георг), 80 ор., 1762
  • Святослав, 80 ор., 1769. Переделан в двухдечный 72-пушечный корабль в Англии в 1769 г.
  • Чесма (Святой Иоанн Креститель), 80 ор., 1770

66-пушечные

  • Счастие , 66 ор., 1741
  • Благополучие , 66 ор., 1741
  • Святой Пётр , 66 ор., 1741
  • Екатерина , 66 ор., 1742
  • Фридемакер , 66 ор., 1742
  • Лесное , 66 ор., 1743
  • Полтава , 66 ор., 1743
  • Архангел Рафаил , 66 ор., 1745
  • Святая великомученица Варвара , 66 ор., 1745
  • Святой Сергий , 66 ор., 1747
  • Святой Александр Невский , 66 ор., 1749
  • Святой Иоанн Златоуст , 66 ор., 1749
  • Архангел Гавриил, 66 ор., 1749
  • Архангел Уриил, 66 ор., 1749
  • Москва, 66 ор., 1750
  • Ингерманланд, 66 ор., 1752
  • Наталья, 66 ор., 1754
  • Полтава , 66 ор., 1754
  • Астрахань, 66 ор., 1756
  • Ревель, 66 ор., 1756
  • Рафаил, 66 ор., 1758
  • Без названия, 66 ор., 1758
  • Москва, 66 ор., 1760
  • Святой Пётр, 66 ор., 1760
  • Святой Иаков, 66 ор., 1761
  • Святой Александр Невский, 66 ор., 1762
  • Не тронь меня, 66 ор., 1763. Переделан во фрегат в 1772, продан в Ливорно в 1775 г.
  • Северный Орёл, 66 ор., 1763. Продан в Англии в 1770 г.
  • Евстафий Плакида, 66 ор., 1763
  • Януарий, 66 ор., 1763 - Продан на Паросе в 1775 г.
  • Саратов, 66 ор., 1765
  • Тверь, 66 ор., 1765
  • Трёх Иерархов, 66 ор., 1766
  • Трёх святителей, 66 ор., 1766. Продан на Паросе в 1775 г.
  • Европа, 66 ор., 1768
  • Всеволод, 66 ор., 1769
  • Ростислав, 66 ор., 1769
  • Святой Георгий Победоносец, 66 ор., 1770
  • Граф Орлов, 66 ор., 1770
  • Память Евстафия, 66 ор., 1770
  • Победа, 66 ор., 1770

54-пушечные

  • Святой Николай - 54 ор., 1748
  • Варахаил - 54 ор., 1749
  • Шлиссельбург - 54 ор., 1752
  • Варахаил - 54 ор., 1752
  • Нептунус - 54 ор., 1758
  • Город Архангельск - 54 ор., 1761
  • Азия - 54 ор., 1768. Потерян в Эгейском море в 1773 г. (погибло 439 чел.)

Линейные корабли Балтийского флота (1771-1796)

100-пушечные

  • Иоанн Креститель, 100 ор. Разломан в 1802 г. в Ревеле
  • Трёх иерархов, 100 ор. Исключён из списков после 1792 г.
  • Ростислав, 100 ор. Разломан в 1802 г. в Ревеле
  • Саратов, 100 ор. Разломан в Ревеле в 1803 г.
  • Двунадесять апостолов, 100 ор. Разломан в Кронштадте в 1802 г.
  • Святой Равноапостольный князь Владимир, 100 ор. Разломан в Кронштадте в 1802 г.
  • Святой Николай Чудотворец, 100 ор. Разломан в Кронштадте в 1807 г.
  • Евсений, 100 ор. Разломан в Кронштадте в 1803 г.
  • Без названия, 100 ор. Окончен набором, но в 1798 г. разломан за ветхостью.

74-пушечные

  • Святой Великомученик Исидор (1772), 74 ор. Разломан в 1784 г. в Кронштадте.
  • Святой Великомученик Пантелеймон (1772), 74 ор. Разломан в 1784 г. в Кронштадте
  • Иезекииль (1773), 78 ор. Тимберован в 1782 и в 1793 гг. в Кронштадте. Разломан в Кронштадте после 1797 г.
  • Царь Константин (1779), 74 ор. Последнее упоминание в 1790 г.
  • Победослав (линейный корабль, 1782), 74 ор. Разломан в 1804 г. в Кронштадте.
  • Ярослав (линейный корабль, 1784) , 74 ор. Разломан в 1798 г. в Кронштадте.
  • Владислав (линейный корабль, 1784), 74 ор. Захвачен шведами 6. 7. 1788 г. в Гогландском сражении
  • Всеслав (линейный корабль, 1785), 74 ор. Разломан в 1798 г. в Кронштадте.
  • Мстислав (линейный корабль, 1785), 74 ор. Разломан в 1811 г. в Кронштадте.
  • Святая Елена (линейный корабль) , 1785 г., 74 ор. Тимберован в 1798-1804 гг. Выбыл из состава флота 29. 9. 1808 г.
  • Святой Пётр (линейный корабль, 1786), 74 ор. В 1803 г. переоборудован в магазин.
  • Кир Иоанн (линейный корабль, 1786) , 74 ор. В 1798 г. разломан в Кронштадте.
  • Александр Невский (линейный корабль, 1787) , 74 ор. В 1795-1797 гг. тимберован в Кронштадте. Плавкран (с 1804 г.), разломан в 1814 г.
  • Сысой Великий (линейный корабль, 1788) , 74 ор. Разломан в Кронштадте в 1804 г.
  • Максим Исповедник (линейный корабль, 1788), 74 ор. Разломан в Кронштадте в 1803 г.
  • Принц Густав (линейный корабль, 1788), 74 ор., шведский приз. Затонул 4. 11. 1798 г. в Северном море.
  • Борис (линейный корабль, 1789), 74 ор. Переоборудован в магазин в 1802 г.
  • Глеб (линейный корабль, 1789), 74 ор. Тимберован в 1798 г. В 1802 г. обращён в плавказарму, в 1805 г. - в госпиталь.
  • София Магдалина (линейный корабль, 1790), 1774 ., шведский приз. Разобран после 1805 г.
  • Пётр (линейный корабль, 1790) , 74 ор. Разломан в 1821 г. в Кронштадте.
  • Алексей (линейный корабль, 1790), 74 ор. Разломан в 1815 г. в Кронштадте.
  • Память Евстафия (линейный корабль, 1791) , 74 ор. Разломан в 1817 г. в Ревеле.
  • Исидор (линейный корабль, 1795), 74 ор. В 1801 г. переведён в Черноморский флот.
  • Елисавета (линейный корабль, 1795), 74 ор. Разломан в 1817 г. в Ревеле.
  • Всеволод (линейный корабль, 1796), 74 ор. Погиб 14. 8. 1808 г. в бою с английскими кораблями.

66-пушечные

  • Виктор (линейный корабль, 1771), 66 ор.
  • Вячеслав (линейный корабль, 1771), 66 ор.
  • Дмитрий Донской (линейный корабль, 1771), 66 ор.
  • Мироносиц (линейный корабль) , (Святых жён Мироносиц), 66 ор.
  • Святой князь Владимир (линейный корабль, 1771) 66 ор.
  • Александр Невский (линейный корабль, 1772), 66 ор.
  • Борис и Глеб (линейный корабль, 1772), 66 ор.
  • Преслава (линейный корабль, 1772), 66 ор.
  • Дерись (линейный корабль, 1772), 66 ор.
  • Ингерманланд (линейный корабль, 1773), 66 ор.
  • Азия (линейный корабль, 1773), 66 ор.
  • Америка (линейный корабль, 1773), 66 ор.
  • Слава России (линейный корабль, 1774) , 66 ор.
  • Благополучие (линейный корабль, 1774)
  • Твёрдый (линейный корабль, 1774)
  • Святой Николай (линейный корабль, 1775)
  • Храбрый (линейный корабль, 1775)
  • Спиридон (линейный корабль, 1779), 66 ор.
  • Давид Солунский (линейный корабль, 1779)
  • Не тронь меня (линейный корабль, 1780)
  • Иануарий (линейный корабль, 1780)
  • Победоносец (линейный корабль, 1780)
  • Святослав (линейный корабль, 1781)
  • Трёх Святителей (линейный корабль, 1781)
  • Вышеслав (линейный корабль, 1781)
  • Родислав (линейный корабль, 1782)
  • Победослав (линейный корабль, 1782)
  • Мечеслав (линейный корабль)
  • Болеслав (линейный корабль, 1783)
  • Изяслав (линейный корабль, 1784)
  • Пантелеймон (линейный корабль, 1786)
  • Северный орёл (линейный корабль, 1787)
  • Прохор (линейный корабль, 1788)
  • Пармен (линейный корабль, 1789)
  • Никанор (линейный корабль, 1789)
  • Пимен (линейный корабль, 1789)
  • Принц Карл (линейный корабль, 1790)
  • Эмгейтен (линейный корабль, 1790)
  • Ретвизан (линейный корабль, 1790)
  • Финланд (линейный корабль, 1790), 56 ор.
  • Иона (линейный корабль, 1790)
  • Филипп (линейный корабль, 1790)
  • Граф Орлов (линейный корабль, 1791), Михаил (линейный корабль, 1796)
  • Европа (линейный корабль, 1793)
  • Азия (линейный корабль, 1796)

Линейные корабли Черноморского флота (1780-1796)

80-пушечные

  • Иосиф ΙΙ, Рождество Христово (с 15. 3. 1790), 80 ор. Разобран в 1800 г.
  • Святой Павел, 84/82 ор. Разобран в 1810 г.

74-пушечные

  • Иоанн Предтеча, 74/78 ор. Турецкий приз. В 1800 г. в Севастополе переоборудован в батарею.
  • Святой Пётр, 74 ор. Магазин с 1803 г.
  • Святые Захарий и Елизавета, 74 ор. Обращён в магазин в 1803 г.

66-пушечные

  • Преображение Господне (линейный корабль) , Слава Екатерины (до 3. 3. 1778), 66 ор. Последнее упоминание в 1791 г.
  • Святой Павел (линейный корабль, 1784) , 66 ор. Разобран после 1794 г.
  • Мария Магдалина (линейный корабль, 1785) , 66 ор. Захвачен турками 13. 9. 1787 г.
  • Александр (линейный корабль) , 66 ор. Разбился у м. Тарханкут 24. 9. 1786 г.
  • Святой Владимир (линейный корабль) , 66/70 ор. Разобран после 1804 г.
  • Мученик Леонтий (линейный корабль, 1788), 58 ор. Турецкий приз. Разобран после 1791 г.
  • Мария Магдалина (линейный корабль, 1789) , 66 ор.
  • Богоявление Господне (линейный корабль, 1791), 66/72 ор. Разобран в 1804 г. в Севастополе.
  • Святая Троица (линейный корабль, 1791), 66/72 ор. Разобран в 1804 г. в Севастополе.

Фрегаты, считавшиеся линейными кораблями (1787-1792)

Линейные корабли Балтийского флота (1797-1824)

100-130-пушечные

  • Благодать (линейный корабль, 1800), 130 ор. Разломан в 1814 г.
  • Гавриил (линейный корабль, 1802), 100 ор. В 1804 г. корпус обшит медными листами. В 9. 1812 г. сдан к порту, в 1819 г. разломан в Кронштадте.
  • Храбрый (линейный корабль, 1808), 120 ор. Тимберован в 1817 г. Выброшен на мель 7. 11. 1824 г. в Военной гавани Кронштадта. Там же разобран в 1828-1829 гг.
  • Ростислав (линейный корабль, 1813), 110 ор. Разобран в Кронштадте в 1827 г.
  • Лейпциг (линейный корабль, 1816), 110 ор. Выброшен на мель 7. 11. 1824 г., снят с мели (15. 12.), «годен для плавания в здешнем море». В 1829 г. обращён в магазин.
  • Твёрдый (линейный корабль, 1819), 110 ор. Выброшен на мель 7. 11. 1824 г., разобран в 1828 г.

80 и 90-пушечные

  • Рафаил (линейный корабль, 1802), 80/82 ор. Передан английскому флоту в Лиссабоне 23. 8. 1808 г.
  • Уриил (линейный корабль, 1802), 76/80 ор. В 1804 г. корпус корабля обшит медными листами. Сдан французскому правительству 10. 10. 1809 г.
  • Смелый (линейный корабль, 1808), 88 ор. Тимберован в 1817 г. в Кронштадте. Разломан в 1819 г.
  • Эмгейтен (1822), Кронштад (1829), 84 ор.

74-пушечные

  • Северный Орёл (линейный корабль, 1797), 74 ор. Разломан в 1809 г. в Кронштадте.
  • Без названия (линейный корабль), 74 ор. Был заложен только киль. Разломан в 1798 г.
  • Москва (линейный корабль, 1799), 74 ор. В 1804 г. обшит медными досками. Перешёл в распоряжение Франции в 1808 г.
  • Ярослав (линейный корабль, 1799)
  • Святой Пётр (линейный корабль, 1799
  • Зачатие Святой Анны (линейный корабль, 1800)
  • Архистратиг Михаил (линейный корабль, 1800), 64/72 ор.
  • Селафаил (линейный корабль, 1803), 74 ор.
  • Сильный (линейный корабль, 1804)
  • Твёрдый (линейный корабль, 1805), 74 ор. Заложен как 90-пушечный, но в 1803 г. переделан в 74-пуш.
  • Орёл (линейный корабль, 1805
  • Северная звезда (линейный корабль, 1807)
  • Борей (линейный корабль, 1807
  • Не тронь меня (линейный корабль, 1809)
  • Три иерарха (линейный корабль, 1809)
  • Святослав (линейный корабль, 1809)
  • Память Евстафия (линейный корабль, 1810)
  • Принц Густав (линейный корабль, 1810)
  • Чесма (линейный корабль, 1811)
  • Берлин (линейный корабль, 1813)
  • Гамбург (линейный корабль, 1813)
  • Дрезден (линейный корабль, 1813)
  • Любек (линейный корабль, 1813)
  • Арсис (линейный корабль, 1816)
  • Кацбах (линейный корабль, 1816)
  • Ретвизан (линейный корабль, 1818)
  • Трёх Святителей (линейный корабль, 1819)
  • Святой Андрей (линейный корабль, 1821)
  • Прохор (линейный корабль, 1823)
  • Князь Владимир (линейный корабль, 1824)

66-пушечные

  • Победа (линейный корабль, 1797), 66 ор. Перечислен в 1801 г. в Черноморский флот.
  • Мощный (линейный корабль, 1805), 66 ор. 29. 9. 1808 сдан Английскому флоту.
  • Скорый (линейный корабль, 1805), 66 ор.? 29. 9. 1808 сдан Английскому флоту.
  • Победоносец (линейный корабль, 1809), 64 ор. В 1821 г. переделан в блокшив в Свеаборге.
  • Всеволод (линейный корабль, 1809) , 66 ор. В 1821 г. переделан в блокшив в Свеаборге.
  • Саратов (линейный корабль, 1809) , 66 ор. В октябре 1812 г. сел на камни у о. Грохара и был разобран.
  • Эммануил (линейный корабль, 1824), 66 ор. Разобран в 1833 г. на дрова.

Линейные корабли Черноморского флота (1797-1824)

110-пушечные

  • «Ягудиил», 110 ор. Разобран после г.
  • «Ратный», 110 ор. Разобран после г.
  • «Полтава» , 110 ор. Разобран в Севастополе в г.
  • «Двенадцать апостолов», 110 ор. Разобран в г. в Херсоне .
  • «Париж», 110 ор. Обращён в блокшив в г.
  • «Император Франц», 110 ор. Разобран в г.

80-пушечные

  • Пантелеймон (линейный корабль, 1824), 80 ор. Обращён в блокшив в 1838 г.

74-пушечные

  • Симеон и Анна (1797), 74 ор. Последнее упоминание в 10. 1804 г.
  • Святой Михаил (1798) / Михаил, 74 ор. Госпиталь в 1807 г. Оставлен в Корфу в 12. 12. 1807 г., продан.
  • Тольская Богородица (1799), 74 ор. Разбит штормом 8. 12. 1804 г. у берегов Кавказа.
  • Мария Магдалина Вторая (1799) , 74 ор. Брандвахта в 1807-1810 гг. в Севастополе. Разобран после 1810 г.
  • Святая Параскева (1799), 74 ор. Сдан в Корфу 27. 9. 1809 г. Франции.
  • Исидор (1795), 74 ор. - переведён в 1801 г. из Балтийского флота на Черноморский.
  • Правый (1804), 74/76 ор. Последнее упоминание в 1813 г.
  • Анапа (1807), 74 ор. Обращён в блокшив в 1827 г.
  • Мария (1808), 74 ор. Разобран после 1812 г.
  • Дмитрий Донской (1809), 74 ор. Принимал активное участие в русско-турецкой войне 1806-1812 гг. Последнее упоминание в 1818 г.
  • Азия (1810), 74 ор. Разобран в 1825 г.
  • Лесное (1811) / Лесной, 74 ор. Обращён в блокшив в 1825 г.
  • Максим Исповедник (1812), 74 ор. Разобран в 1832 г. в Севастополе.
  • Кульм (1813), 74 ор. Обращён в блокшив в 1826 г.
  • Бриен (1813), 74 ор. Обращён в блокшив в 1826 г.
  • Красной (1816), 74 ор. Обращён в блокшив в 1827 г.
  • Николай (1816), 74 ор. В 1827 г. обращён в блокшив.
  • Скорый (линейный корабль, 1818), 74/81 ор. Госпиталь с 1829 г. Разобран после 1830 г.
  • Норд-Адлер (1820), 74/91 ор. Разобран в 1839 г.
  • Пимен (1823), 74/95 ор. Обращён в блокшив в 1839 г.
  • Пармен (1823), 74/89 ор. Обращён в блокшив в 1835 г. Разобран в 1842 г.

66-пушечные

  • Варахаил (1800), 68 ор. Разобран после 1813 г.
  • Азия (1796), 66 ор. -переведён в 1801 г. из Балтийского флота на Черноморский.
  • Победа (1797), 66 ор. - переведён в 1801 г. из Балтийского флота на Черноморский.

Линейные корабли Балтийского флота (1825-1855)

110-130-пушечные корабли

  • Император Александр I (линейный корабль) , 1827 г., 110 ор.
  • Император Пётр I (линейный корабль) , 1829 г., 110/118 ор. Тимберован в 1850 г. Исключён из списков 5. 1. 1863 г.
  • Святой Георгий Победоносец (линейный корабль, 1829) , 110/118 ор. Разобран в 1858 г.
  • Россия (1839), 120/128 ор. С 1857 г. использовался как плавказарма.
  • Цесаревич (линейный корабль) , 135 ор.
  • Синоп (1858), 135 ор.
  • Император Николай Ι (1860), 111 ор.

90-пушечные корабли

  • Эмгейтен (1828), 94 ор. Тимберован в Кронштадте в 1846 г. Разобран в 1858 г.

84-пушечные корабли

  • Гангут (линейный корабль, 1825), 84 ор.
  • Императрица Александра (линейный корабль, 1827), 84/96 ор.
  • Полтава (линейный корабль, 1829) , 84/90 ор.
  • Не тронь меня (линейный корабль, 1832), 84/92 ор.
  • Владимир (линейный корабль, 1833), 84/92 ор.
  • Лефорт (линейный корабль, 1835), 84/94 ор.
  • Вола (линейный корабль, 1837), 84/92 ор.
  • Андрей (линейный корабль, 1844), 84 ор.
  • Прохор (линейный корабль, 1851), 84 ор.
  • Орёл (линейный корабль, 1854) , 84 ор.
  • Ретвизан (линейный корабль, 1855), 84/81 ор.

74-пушечные корабли

  • Царь Константин (линейный корабль, 1825), 74 ор.
  • Иезекииль (линейный корабль, 1826), 74/80 ор.
  • Азов , (1826) 74/80 ор.
  • Александр Невский (линейный корабль, 1826), 74 ор.
  • Великий князь Михаил (линейный корабль, 1827), 74/86 ор.
  • Кацбах (линейный корабль, 1828), 74/80 ор.
  • Култьм (линейный корабль, 1828), 74/90 ор.
  • Арсис (линейный корабль, 1828), 74/80 ор. Тимберован в г. в Кронштадте . После г. обращён в блокшив в Свеаборге .
  • Лесное (линейный корабль, 1829), 74/80 ор.
  • Нарва (линейный корабль, 1829), 74/80 ор.
  • Бриен (линейный корабль, 1829), 74/80 ор.
  • Красной (линейный корабль, 1830), 74/80 ор.
  • Бородино (линейный корабль, 1830), 74/80 ор.
  • Березино (линейный корабль, 1830), 74/80 ор.
  • Смоленск (линейный корабль, 1830), 74/80 ор.
  • Память Азова (линейный корабль, 1831), 74/86 ор.
  • Орёл (линейный корабль, 1833), 74/80 ор.
  • Фершампенуаз (линейный корабль, 1833) , 74/82 ор.
  • Остроленка (линейный корабль, 1834), 74/80 ор.
  • Лейпциг (линейный корабль, 1836), 74/80 ор.
  • Константин (линейный корабль) , 74 ор.
  • Ретвизан (линейный корабль, 1839), 74/80 ор.
  • Финланд (линейный корабль, 1840), 74/80 ор.
  • Выборг (линейный корабль, 1841) , 74 ор.
  • Ингерманланд (линейный корабль, 1842), 74/80 ор.
  • Нарва (линейный корабль, 1846), 74 ор.
  • Иезеркиль (линейный корабль, 1847), 74 ор.
  • Красной (линейный корабль, 1847), 74 ор.
  • Память Азова (линейный корабль, 1848), 74 ор.
  • Сысой Великий (линейный корабль, 1849) , 74 ор.
  • Бородино (линейный корабль, 1850), 74 ор.
  • Вилагош (линейный корабль, 1851), 74 ор.

Линейные корабли Черноморского флота (1825-1855)

110-130-пушечные

  • Дербент, линейный корабль, (1826), Париж (с 2. 1827), 110/112 ор. Разобран в г.
  • Память Евстафия (линейный корабль, 1830), 84/108 ор. Отчислен к порту (). Разобран в г.
  • Адрианополь (линейный корабль, 1830), 84/108 ор. Отчислен к порту (). Разобран в г.
  • Варшава (линейный корабль) , 120 ор. Разобран в г.
  • Три Святителя (линейный корабль, 1838), 120/130 ор. Тимберован в г. Затоплен 11. 9. у входа в Севастопольскую бухту.
  • Двенадцать апостолов (линейный корабль, 1841) , 120/135 ор. Госпиталь с 18. 12. г. Затоплен на рейде 13. 2. г.
  • Париж (1849), 120/130 ор. Затоплен 28. 8. г. при оставлении Севастополя .
  • Великий князь Константин (1852), 120 ор. Затоплен 28. 8. г. при оставлении Севастополя .

84-пушечные

  • Чесма, 84/91 пушка.
  • Анапа (линейный корабль, 1829), 84/108 пушек.
  • Память Евстафия (линейный корабль, 1830), 84/108 пушек.
  • Адрианополь (линейный корабль, 1830), 84/108 пушек.
  • Императрица Екатерина (линейный корабль, 1831), 84/96 пушек.
  • Силистрия (линейный корабль, 1835), 84/88 пушек.
  • Султан Махмуд (линейный корабль, 1836), 86 пушек.
  • Три Иерарха (линейный корабль, 1838), 84/90 пушек.
  • Гавриил (линейный корабль, 1839), 84/86 пушек.
  • Селафаил (линейный корабль, 1840), 84/96 пушек.
  • Уриил (линейный корабль, 1840), 84/96 пушек.
  • Варна (линейный корабль, 1842), 84/96 пушек.
  • Ягудиил (линейный корабль, 1843), 84/96 пушек.
  • Ростислав (линейный корабль, 1844), 84/96 пушек.
  • Святослав (линейный корабль, 1845), 84/96 пушек.
  • Чесма, 84/72 пушки.
  • Императрица Мария (линейный корабль, 1853), 84/90 пушек.

Линейный корабль - это парусное военное судно из дерева с водоизмещением до 6 тыс. тонн. Они имели до 135 орудий на бортах, расположенных в несколько рядов, и до 800 человек экипажа. Эти корабли использовались в боях на море с применением так называемой линейной тактики боя в 17-19-м веках.

Появление линейных кораблей

Название «корабль линейный» известно со времен парусного флота. Во время многопалубники выстраивались в одну линию для того, чтобы дать залп всех орудий по противнику. Именно одновременный огонь со всех бортовых пушек наносил врагу существенный урон. Вскоре такая тактика боя стала называться линейной. Постройка в линию кораблей во время морских боев впервые стала использоваться английскими и испанскими флотами в начале 17-го века.

Прародителями линейных кораблей являются галеоны с тяжелым вооружением, карраки. Первое упоминание о них появилось в Европе в начале 17-го века. Эти модели линейных кораблей были намного легче и короче галеонов. Такие качества позволяли им быстрее маневрировать, то есть выстраиваться в линию бортом к противнику. Построиться нужно было таким способом, чтобы нос следующего корабля обязательно был направлен в корму предыдущего. Почему не боялись выставлять борта кораблей под вражеские атаки? Потому что многослойные деревянные бока были надежной защитой корабля от ядер противника.

Процесс становления линейных кораблей

В скором времени появился многопалубный линейный корабль парусный, который более чем на 250 лет стал основным средством ведения войны на море. Прогресс не стоял на месте, благодаря новейшим методикам расчета корпусов стало возможным прорезать пушечные порты в несколько ярусов еще в самом начале сооружения. Таким образом, можно было рассчитать силу корабля еще до того, как он будет спущен на воду. В середине 17-го века возникло четкое разграничение по классам:

  1. Старые двухпалубные. Это корабли, у которых палубы располагаются одна над другой. Они заставлены 50 пушками, стреляющими по противнику через окна в бортах корабля. Данные плавучие средства не обладали достаточной силой для ведения линейного боя и в основном применялись в качестве эскорта конвоев.
  2. Двухпалубные линейные корабли с количеством пушек от 64 до 90 представляли основную часть флота.
  3. Трех- или четырехпалубные корабли, имеющие 98-144 боевых орудия, исполняли роль флагманов. Флот, содержащий 10-25 таких кораблей, мог контролировать торговые линии и в случае военных действие перекрывать их для противника.

Отличия линейных кораблей от других

Парусное оснащение у фрегатов и линейных кораблей одинаковое - трехмачтовое. На каждом обязательно присутствовали прямые паруса. Но все же фрегат и корабль линейный имеют некоторые отличия. Первый обладает только одной закрытой батареей, а линейные корабли несколькими. Кроме того, у последних количество пушек гораздо больше, также это касается и высоты бортов. Но фрегаты более маневренные и могут действовать даже на мелководье.

От галеона корабль линейный отличается прямыми парусами. Кроме этого, у последнего нет прямоугольной башни на корме и гальюна на носу. Линейный корабль превосходит галеон и в скорости, и в маневренности, также в артиллерийском бою. Последний более приспособлен для абордажного боя. Помимо всего прочего, они очень часто использовались для перевозки войск и грузов.

Появление линейных кораблей в России

До правления Петра I в России таких конструкций не было. Первый российский корабль линейный именовался как «Гото Предестинация». К двадцатым годам 18-го века в состав Российского Императорского флота входило уже 36 таких судов. В начале это были полные копии западных моделей, но к концу правления Петра I, линейные российские корабли стали иметь свои отличительные черты. Они были намного короче, имели меньшую усадку, которая негативно влияла на мореходность. Данные корабли очень хорошо подходили к условиям Азовского, а затем и Балтийского морей. Непосредственное участие в проектировке и постройке принимал сам император. Свое название - Российский Императорский флот носил военно-морской флот России с 22 октября 1721 года по 16 апреля 1917 года. Морскими офицерами могли служить только выходцы из дворян, а матросами на кораблях - рекруты из простого народа. Срок службы на флоте для них был пожизненным.

Линейный корабль «Двенадцать апостолов»

«12 апостолов» был заложен в 1838 году и спущен на воду в 1841 году в городе Николаеве. Это корабль со 120 пушками на борту. Всего в существовало 3 судна такого типа. Данные корабли отличались не только своим изяществом и красотой форм, они не имели равных в бою среди парусников. Линейный корабль «12 апостолов» был первым в составе Российского Императорского флота, который имел на вооружении новые бомбические пушки.

Судьба корабля сложилась таким образом, что ему не удалось участвовать ни в одном бою Черноморского флота. Его корпус остался цел и не получил ни одной пробоины. Но этот корабль стал образцовым учебным центром, он обеспечивал оборону российских фортов и крепостей на западе Кавказа. Кроме того, корабль занимался перевозкой сухопутного десанта и уходил в длительные плавания на 3-4 месяца. Впоследствии судно было затоплено.

Причины, по которым линейные корабли утратили свою значимость

Положение деревянных линейных кораблей как основной силы на море пошатнулось из-за развития артиллерии. Тяжелые бомбические орудия с легкостью пробивали деревянный борт бомбами, начиненными порохом, тем самым нанося кораблю серьезные повреждения и вызывая пожары. Если раньше артиллерия не представляла большой угрозы корпусам судов, то бомбические орудия могли пускать на дно линейные корабли России всего лишь несколькими десятками попаданий. С этого времени возник вопрос о защите конструкций броней из металла.

В 1848 году изобрели винтовой движитель и относительно мощные паровые машины, поэтому деревянные парусники медленно стали уходить со сцены. Некоторые корабли были переоборудованы и снабжены паровыми агрегатами. Также было выпущено несколько крупных судов с парусами, их по привычке называли линейными.

Линейные Императорского флота

В 1907 году появился новый класс судов, в России они назывались линейными, или сокращенно - линкорами. Это бронированные артиллерийские военные корабли. Их водоизмещение составляло от 20 до 65 тыс. тонн. Если сравнить линейные корабли 18 века и линкоры, последние имеют длину от 150 до 250 м. На вооружении у них орудие калибра от 280 до 460 мм. Экипаж линкора - от 1500 до 2800 человек. Применялся корабль для уничтожения противника в составе боевого соединения и артиллерийской поддержки сухопутных операций. Свое название кораблям было дано не столько в память о линейных суднах, сколько по причине того, что им нужно было возродить тактику линейного боя.

Со времен Советского Союза в российских мореходных училищах сохранились шесть учебных парусников: «Юный Балтиец», «Крузенштерн», «Седов», «Мир», «Надежда» и «Паллада».

1. Парусник «Юный Балтиец» приписан к Морскому техническому колледжу имени адмирала Д.Н. Сенявина, который находится в Санкт-Петербурге.

2. Парусники «Крузенштерн» и «Седов» приписаны к Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота, которая находится в Калининграде.

3. Парусник «Мир» приписан к порту Санкт-Петербурге и находится в распоряжении ФГУП «Росморпорт».

4. Парусник «Надежда» приписан к порту Владивосток и находится в распоряжении ФГУП «Росморпорт».

5. Парусник «Паллада» приписан к Дальневосточному государственному техническому рыбохозяйственному университету, который находится во Владивостоке.

Таким образом, шесть учебных парусников сосредоточены в трёх портах: Владивосток, Калининград и Санкт-Петербург, по два в каждом, при этом, три: «Юный Балтиец», «Мир» и «Надежда», принадлежат учебным заведениям Росморречфлота, и три: «Крузенштерн», «Паллада» и «Седов», принадлежат учебным заведениям Федерального агенства по рыболовству.

Парусник «Юный Балтиец»

Построен на Балтийском заводе в 1989 г и стал первым парусно-моторным судном, построенным в России с 1914 года.

У набережной лейтенанта Шмидта.

По типу парусного вооружения относится к двухмачтовым шхунам с гафельно-бермудским вооружением. Высота мачт 32 м.

Водоизмещение 441 рег.т. Длина 49,5 м. Ширина 8,4 м. Осадка 3,1 м. Скорость до 12 узлов. Может принять на борт 32 практиканта. В основном выполняет рейсы с практикантами в акватории Балтийского моря. В навигацию 2017 года на нем прошли практику 109 курсантов колледжа и клубов «Юнга» и «Адмиралтеец».

Парусник «Крузенштерн»

Построен в 1926 г в Германии. По типу парусного вооружения это четырехмачтовый барк. Полное водоизмещение 6400 т. Длина 114,5 м. Ширина 14,02 м. Осадка максимальная 7,2 м. Скорость под парусами до 16 узлов. Максимальная высота мачт 56 м. Площадь парусов до 3800 кв. м. Может принять на борт до 203 практиканта. Район плавания неограниченный.

В 1991 г барк был передан из объединения «Эстрыбпром», Калининградскому высшему инженерному морскому училищу, и сменил порт приписки Таллинн на Калининград.

Барк регулярно совершает плавания с курсантами из различных мореходок, преимущественно в морях, омывающих Европу. Он совершил два кругосветных плавания в 1995 – 1996 годах и в 2005 – 2006 годах. В 2015 г парусник совершил плавание в честь 75-ти летия Победы в Великой Отечественной Войне по маршруту: Сочи – Новороссийск – Керчь – Севастополь – Тулон – Рейкьявик – Мурманск – Архангельск – Калининград.

На паруснике ежегодно проходят плавательную практику несколько сотен курсантов из различных учебных заведений Федерального агенства по рыболовству России.

Парусник «Седов»

Построен в 1921 году в Германии. В настоящее время считается самым крупным учебным парусным судном. Парусное вооружение соответствует четырехмачтовому барку.

Полное водоизмещение 7320 т. Длина 117,5 м. Ширина 14,7 м. Осадка 6,7 м. Скорость до 18 узлов. Высота мачт максимальная от киля до клотика 63,5 м. Площадь парусов 4192 кв. м. Может принять на борт 164 курсанта. Район плавания неограниченный.

Паруснику принадлежит официальный мировой рекорд скорости под парусами для судов такого класса – 18,32 узла, который был установлен в 1987 году в Средиземном море.

С 1966 по 2015 год судно прошло более 500 тысяч миль, что равно расстоянию от Земли до Луны и обратно.

В 2006 и 2010 г парусник совершил плавания в высоких широтах Арктики посвященных памяти защитников Советского Заполярья в годы Великой Отечественной Войны. 23 сентября 2010 г он достиг широты 78°и стал первым судном такого класса поднявшемся так далеко на север.

В 2012 – 2013 гг «Седов» совершил кругосветное плавание посвященное 1150-ти летию создания древнерусского государства.

Также, как и на «Крузенштерне», на «Седове», ежегодно проходят плавательную практику несколько сотен курсантов из различных учебных заведений Федерального агенства по рыболовству России.

Парусник «Мир»

Построен в 1987 г в Польше. По типу вооружения – трехмачтовый парусный корабль. Водоизмещение 2984 т. Длина 108,6 м. Ширина 14,0 м. Осадка 6,6 м. Высота мачт 49,5 м. Скорость 11,6 узла. Площадь парусов 2771 кв. м. Может принять на борт 144 курсанта.

Судну принадлежит официальный рекорд скорости под парусами – 21 узел. Парусник участвовал во многих международных регатах и во время навигации совершает плавания с курсантами из различных мореходных и речных училищ преимущественно в морях, омывающих Европу.

На паруснике ежегодно проходят плавательную практику несколько сотен курсантов из различных учебных заведений Росморречфлота России.

Парусник «Надежна»

Построен в 1992 году в Польше. По типу вооружения – трехмачтовый парусный корабль. Водоизмещение 2984 т. Длина 108,6 м. Ширина 14,0 м. Осадка 6,6 м. Высота мачт 49,5 м. Скорость 11,6 узла. Площадь парусов 2768 кв. м. Может принять на борт 144 курсанта.

Своё название парусник получил в честь флагманского корабля первой русской кругосветной экспедиции «Надежда».

Парусник выполняет плавания преимущественно в морях Дальнего Востока.

В 2014 и 2016 году он принимал участие в регатах на Черном море, для чего проделывал путь через Индийский океан и Суэцкий канал.

На паруснике «Надежда», как и на однотипном паруснике «Мир», ежегодно проходят плавательную практику несколько сотен курсантов из различных учебных заведений Росморречфлота России, преимущественно находящихся на Дальнем востоке и в восточной Сибири.

Парусник «Паллада»

Построен в 1989 году в Польше. Своё название парусник унаследовал в честь фрегата «Паллада», на котором русский писатель Иван Гончаров, совершил плавание на Дальний восток и написал свой знаменитый роман «Фрегат Паллада». Ну что же, историческая преемственность в названии кораблей, это всегда хорошо.

По типу вооружения – трехмачтовый парусный корабль. Водоизмещение 2284 т. Длина 108,6 м. Ширина 14,0 м. Осадка 6,6 м. Высота мачт 49,5 м. Скорость 11,6 узла. Площадь парусов 2771 кв. м. Может принять на борт 144 курсанта.

В 2007 – 2008 г парусник совершил кругосветное плавание, посвященное 190-летию кругосветного плавания российских кораблей под командованием Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева и 50-ти летию начала русского освоения Антарктиды.

На паруснике ежегодно проходят плавательную практику несколько сотен курсантов из различных учебных заведений Федерального агенства по рыболовству России, расположенных на Дальнем востоке, Камчатке и Восточной Сибири.

В данной статье приведены лишь самые краткие сведения о каждом легендарном учебном паруснике. Разумеется, что у каждого из них своя история, насчитывающая десятки лет, и наполненная незабываемыми плаваниями и впечатлениями, десятков тысяч курсантов, которые приобщились к морю именно на их палубах и мачтах, совершая дальние плавания сквозь туманы и шторма, в разных уголках мирового океана.

Стоит отметить, что в нашей стране не только самое большое число мореходных и речных училищ, но и самый большой флот учебных парусных судов.

Кроме специализированных учебных парусников, приписанных к тем или иным морским учебным заведениям, в России имеются и другие парусные корабли, на которых приобщаются к морской жизни мальчишки и девчонки и даже, вполне себе взрослые люди. Море ведь притягивает не только молодежь, тяга к морю и желание попробовать себя в преодолении трудностей на море может появиться у человека в любом возрасте. Поэтому и бороздят каждый год водные просторы различные парусники и яхты, например, парусник «Штандарт» и парусная шхуна «Надежда».

Парусник “Штандарт”, построенный в честь первенца Балтийского флота, корабля времен Петра Великого.

Фото сделано в порту Гамбург в феврале 2012 г.

Парусная шхуна «Надежда» проходит защитную дамбу в Кронштадте и следует на Большой Кронштадтский рейд. Фото сделано в августе 2019 г.

Парусный корабль “Полтава” у Английской набережной

Парусник «Полтава» хотя и построен как исторический корабль, однако даже ступая на его палубу уже в какой-то степени происходит приобщение к морю, ну а уж если провести на нем несколько часов, еще в течении нескольких дней, так ведь и в море и корабли влюбиться можно.

Курсантам, которые впервые поднимутся на палубы учебных парусников, хочется сказать, что не корабль украшает моряка, а моряк, своей любовью к кораблю и морю, своим разумным служебным рвением и заботой о технической исправности корабля, становится его истинным украшением и основой безопасного и безаварийного плавания .

Ни один белоснежный, и с виду шикарный лайнер, не станет домом для безграмотного и безответственного моряка, а любой трудяга рыболовный траулер, или сухогруз на каботажной линии, преображается и становится надежным помощником и дорогой в будущее, заботливому моряку, который искренне любит корабли, предан морю и всегда добросовестно исполняет свои обязанности на каждом судне, куда бы его не занесла судьба моряка.

У настоящего моряка, сначала бумажные, а затем маленькие и ржавенькие кораблики, со временем сменяются на огромные океанские лайнеры. Нет такой силы на земле, которая может стать препятствием на пути человека, который хочет быть моряком и готов посвятить этому всю свою жизнь, и пусть напутствием ему в этом благородном стремлении, будут слова из великолепного романа Вениамина Каверина «Два капитана»:

«Бороться и искать, найти и не сдаваться!»


В 1800 г. распалась антифранцузская коалиция, в которую входила и Турция. Более того, последняя стала даже вынашивать план заключения союза с Наполеоном. В этой обстановке Россия вынуждена была еще больше укреплять свои позиции на Черном и Средиземном морях. Возросло значение созданной Ф.Ф. Ушаковым Республики Ионических островов. Она должна была стать центром оказания помощи национально-освободительному движению балканских народов и базой для действия русского флота и сухопутных войск на Средиземном театре боевых действий.
Однако после поражения русско-австрийской армии под Аустерлицем в ноябре 1805 г., оказавшись перед угрозой вторжения Наполеона в Россию, Александр I отдал приказ вернуть из Средиземноморья все русские войска, оставив лишь небольшие силы на о-ве Корфу. Приказ царя пришел с большим опозданием: лишь в марте 1806 г., когда Сенявин уже развернул активные боевые действия против французов в Адриатике и добился значительных успехов. Свое повеление об оставлении Средиземноморья царь вскоре отменил, и Вторая Архипелагская экспедиция русского флота продолжалась. Несмотря на отсутствие регулярного снабжения, и надежной связи с Россией, в условиях резких изменений военно-политической обстановки, русские средиземноморские эскадры сумели помешать Наполеону захватить Балканский полуостров.

В боевых действиях против турок силами Д.Н.Сенявина удалось одержать ряд ярких побед. Особенно результативными для русских моряков были Дарданелльское и Афонское сражения. В последнем из них, произошедшем 19 июня 1807 г., турки потеряли треть своих кораблей, около 1000 человек убитыми и ранеными, более 700 человек сдались в плен. Русская эскадра не потеряла ни одного корабля.

Поражение на море явилось главным фактором, который вынудил Турцию пойти на перемирие с Россией. С 1805 по 1818 гг. Россия непрерывно вела войны, в основном на сухопутных направлениях. В ходе Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов 1813-1814 гг. флот почти не использовался. Его деятельность ограничивалась перевозками войск, незначительными действиями на приморских флангах армии, блокированием, совместно с англичанами, побережья Голландии и Франции.

В 1803-1813 и 1826-1827 гг. прошли две войны с Персией. Действия русских войск в Восточном Закавказье поддерживались Каспийской флотилией, базировавшейся на Астрахань. Персидским войскам, вторгшимся на территорию Талы-Шинского и Карабахского ханств, было нанесено поражение. По мирному договору 1828 г. к России отошли Эриванское и Нахичеванское ханства, а также часть Каспийского побережья до р. Астары. Россия получила право держать военные суда на Каспийском море.

В начале XIX в. во главе флота стоял адмирал П.В.Чичагов, который в отличие от своего отца, талантливого адмирала В.Я. Чичагова, не блистал большим умом, считая флот "обременительной роскошью для государства". При его преемниках адмиралах И.И. Траверсе и фон Моллере флот пришел в еще больший упадок. Ввиду отказа Турции предоставить Греции автономию Россия, Англия и Франция в 1827 г. решили провести совместную военно-морскую демонстрацию у турецких берегов. К Архипелагу была послана с Балтики эскадра в составе 4 линейных кораблей, 4 фрегатов, корвета и 4 бригов. Ею командовал контр-адмирал Л.П. Гейден. Соединившись с английской эскадрой вице-адмирала Э. Кондрингтона и французской контр-адмирала Де-Реньи у о-ва Занте, корабли подошли к Наваринской бухте. 8(20) октября 1827 г. здесь произошло сражение с объединенным турецко-египетским флотом, которым командовал Мухаррембей. Русско-англо-французская эскадра имела 26 кораблей при 1298 орудиях, у турок и египтян было 66 кораблей и 2224 орудия. Линейные корабли русских находились в центре боя. Умелыми и решительными действиями они уничтожили основную часть неприятельского флота. Особенно отличился корабль "Азов" под командованием капитана 1 ранга М.П. Лазарева , за что впервые в русском флоте был удостоен Георгиевского флага. Мужественно и с высоким боевым мастерством сражались англичане и французы. В результате четырехчасового боя был уничтожен весь турецко-египетский флот, погибло 7000 человек. Разгром турок в Наваринском сражении существенно ослабил военное могущество Турции, но вопроса о независимости Греции не решил. Борьба греков продолжалась.

Новая война России с Турцией началась в апреле 1828 г. наступлением русской армии на двух направлениях - на Балканы и Эрзурум. Черноморский флот призван был оказать содействие сухопутным войскам в овладении вражескими крепостями. В результате месячной осады Анапы, поддержанной огнем кораблей черноморской эскадры вице-адмирала А.С. Грейга, гарнизон крепости капитулировал. Такая же судьба постигла крепость Варну, где русскими взято в плен свыше 9 тыс. турок, захвачено около 300 орудий, много боеприпасов. В феврале 1829 г. пала крепость Сизополь.

Наступая на Балканах, русская армия заняла Адриаполь и стала угрожать Константинополю. Черноморский флот высадил пять десантов на побережье противника. В конце августа 1829 г. русские войска достигли берегов Эгейского моря, в котором действовала балтийская эскадра вице-адмирала Л.П. Гейдена. Военные поражения в сражениях вынудили Турцию пойти на заключение мирного договора, по которому к России отошло устье Дуная с островами, восточное побережье Черного моря. Турция признала присоединение к России Грузии, Имеретии, Мегрелии, Гурии. Греция получила широкую автономию.

Несмотря на начавшуюся эру парового флота, темп строительства парусных кораблей в России не спадает. В состав Черноморского флота входят парусные линейные корабли, прототипом которых был хорошо зарекомендовавший себя в плаваниях 84-пушечный корабль "Силистрия".

Первый русский винтовой фрегат "Архимед"
1848 г.

Особенно интенсивно пополняется корабельный состав при адмирале М.П. Лазареве, назначенным главным командиром Черноморского флота и портов. На вооружение кораблей принимаются более современные 68-фунтовые бомбические пушки.

Впервые в России строятся и вступают в строй 120-пушечные линейные корабли "Двенадцать апостолов" (Николаев) и "Россия" (Петербург). Они являлись одними из самых мощных и быстроходных парусных судов своего времени. На Александровском заводе Петербурга по проекту инженер-генерала К.А. Шильдера строится металлическая подводная лодка, снабженная оригинальной оптической трубой, предшественницей современного перископа.

В Крымскую войну 1853-1855 гг. Черноморский флот вступил, имея в своем составе 14 линейных кораблей, 6 фрегатов, 4 корвета, 12 бригов, 7 пароходо-фрегатов, построенных на иностранных верфях, и десятки других кораблей и судов. В составе Балтийского флота к началу войны было 26 линейных кораблей, 14 фрегатов, 2 корвета, 6 бригов, 9 пароходо-фрегатов и более 100 малых парусных и гребных судов.

Разгром турецкой эскадры в Синопском сражении черноморской эскадрой под командованием вице-адмирала П.С. Нахимова , держащего флаг на линейном корабле "Императрица Мария", и героическая оборона Севастополя вошли в историю Российского флота особенно яркими, как героическими, так и трагическими, страницами. В последнем крупном сражении эпохи парусного флота турки потеряли 7 фрегатов, 3 корвета, пароход и 4 транспорта. Из 4500 человек, составлявших экипаж турецкой эскадры, погибло 3000 человек. Много турок было взято в плен, в их числе командующий эскадрой адмирал Осман-паша. Эскадра Нахимова не потеряла ни одного корабля, выбыло из строя 37 убитых и 229 раненых.

Тем не менее, Россия в Крымской войне потерпела поражение. Англо-французский флот, вошедший в Черное море в качестве союзного турецкому, состоял главным образом из паровых кораблей. Русский парусный флот был не в состоянии противостоять противнику, которому удалось овладеть Севастополем, Евпаторией, Керчью, Кинбурном.

Россия понесла в войне незначительные территориальные потери. Занятые союзниками города России возвратили. Однако участь русского флота оказалась тяжелой. Парижским мирным договором 18 марта 1856 г. России запрещалось иметь на Черном море военный флот. Юг страны стал беззащитным от вражеского нападения с моря (унизительные статьи этого договора Россия отвергла только в 1871 г., что было подтверждено Лондонской конференцией). И все же флот жил.


"Герцог Эдинбургский"
1877 г.

В 1863-1864 гг. Россией была осуществлена военная акция помощи Северным штатам США, ведших гражданскую войну с конфедератами, защищавшими интересы рабовладельческого Юга страны. С этой целью летом 1863 г. к берегам Америки были посланы две эскадры русского флота - Атлантическая и Тихоокеанская. В составе первой, отправившейся из Кронштадта в Нью-Йорк под командованием контр-адмирала С.С. Лесовского, входило 3 фрегата, 2 корвета и клипер. Вторую, дальневосточную, состоящую из 4 корветов и 2 клиперов, направлявшуюся в Сан-Франциско, возглавил контр-адмирал А.А. Попов. Снаряжение и переход эскадр осуществлялись в строжайшей тайне, и поход кораблей не был замечен англо-французской коалицией.

В конце сентября эскадры прибыли в Америку. Они встретили достойный прием в Северных Штатах. За девять месяцев корабли посетили многие американские порты, крейсировали в водах Карибского моря и Мексиканского залива, заходили на Кубу и в Гондурас, на Ямайку и Бермудские острова, в Гонолулу и Ситку. Пребывание русских эскадр у берегов Америки способствовало победе северян, укреплению международных позиций США и дальнейшему русско-американскому сближению. "Андреевский крест сплетает свои складки со звездами и полосами", - гласили заголовки американских газет. Угроза вступления Англии и Франции в войну против России из-за "польского вопроса" миновала. В июле-августе 1864 г. эскадры С.С. Лесовского и А.А. Попова возвратились в Россию.

Александр II высоко оценил деятельность Российского флота в Америке, а в обнародованном рескрипте, не стесняясь мнения мировой общественности, назвал Польшу страной, "находящейся под гнетом крамолы и пагубным влиянием иноземных возмутителей". Престиж России, поколебленный польским восстанием, быстро возрос. Американская экспедиция русских эскадр явилась классическим примером влияния морской силы на мирное решение международных вопросов.

Рассказ о парусниках, которые бороздят просторы морей и океанов под флагом России, нужно начинать с самого старейшего российского четырёхмачтового барка «Седов». Этот парусник был построен в Германии на судоверфи в городе Киле и спущен на воду 14 февраля 1921. В момент своего появления на свет он был назван «Магдалена Виннен 11». В годы Второй мировой войны входил в состав вспомогательного флота фашистской Германии и перевозил военные грузы. По решению Потсдамской конференции о репарациях в декабре 1945 года барк был передан Советскому Союзу и получил новое название в память о русском гидрографе и полярном исследователе Георгии Яковлевиче Седове . За время службы в качестве учебного судна на барке «Седов» прошло судовую практику не одно поколение российских моряков. И в настоящее время красавец барк, который является самым крупным учебным парусником в мире (водоизмещение 7320 тонн), бороздит моря и океаны планеты.

Барк «Крузенштерн». Фото: www.russianlook.com

Вторым по возрасту среди российских парусников считается четырёхмачтовый барк «Крузенштерн». Он был построен на судостроительной верфи в городе Везермюнде (ныне Бремерхафен) в Германии и спущен на воду в 1926 году. До войны он использовался как грузовое судно, его трюмы принимали до 4 тысяч тонн угля. В 1946 году, как и барк «Седов», он был передан Советскому Союзу и переименован в честь российского мореплавателя и адмирала Ивана Фёдоровича Крузенштерна , руководителя первой Российской кругосветной экспедиции.

Барк «Седов». Фото: www.russianlook.com

Особое место среди российских парусников послевоенного периода занимает барк «Товарищ». В 1933 году на Гамбургской судостроительной верфи был построен трёхмачтовый учебный барк «Горх Фок» по заказу германского Имперского флота. Парусник оказался надёжным, устойчивым и маневренным. «Горх Фок» стал образцом для целой серии из шести немецких парусников, построенных в период с 1936 по 1958 годы. Начиная с 1934 года вышеназванный барк использовался в учебных целях, совершая походы по Атлантике, Северному и Балтийскому морям. После начала Второй мировой войны «Горх Фок» и его побратимы служили канцеляриями и казармами в германских портах. В конце войны парусник отбуксировали к острову Рюген, где 30 апреля 1945 года по приказу немецкого командования он был подорван и затонул. По решению Потсдамской конференции о репарациях в числе других судов парусник «Горх Фок» был передан Советскому Союзу. В 1947 году корабль был поднят со дна моря и за 4 года был капитально отремонтирован. Ещё находясь в Германии на капитальном ремонте, парусник получил рынду с именем «Товарищ», которое корабль унаследовал от первого учебного парусника на Чёрном море, погибшего в годы Великой Отечественной войны в порту города Мариуполь.

В 1950 году барк «Товарищ» пришёл в порт Лиепае в Латвии, а 8 июля 1951 года судно вышло в свой первый поход под советским флагом. Путь его лежал к берегам Чёрного моря, где парусник начал служить как учебное судно для прохождения судовой практики курсантов мореходных училищ Одессы и Херсона. За время своей службы под флагом СССР барк «Товарищ» неоднократно совершал длительные походы, наносил официальные визиты в другие государства, участвовал в парусных регатах и побеждал. Более 500 тысяч миль и порты 86 стран остались за кормой барка. Корабль сыграл несколько «ролей» в фильмах. Снимался в кинокартинах «Максимка», «Алые паруса», «Остров сокровищ», «Капитан Немо», «Узник замка Иф».

Барк «Горх Фок». Фото: www.globallookpress.com

Но вскоре паруснику стало не до кино. После распада Советского Союза и раздела Черноморского флота «Товарищ» перешёл в собственность Министерства образования Украины. Прослуживший до 1995 года под флагом Украины, барк был направлен в Англию на капитальный ремонт, где простоял три года. Требуемых для ремонта 3 млн долларов у Украины не нашлось. По предложению немецкой «Организации друзей парусного флота» парусник был прибуксирован из Англии в немецкий порт Вильгельмхафен, где принял участие в международной выставке «Экспо-2000». В 2003 году наступил закономерный финал: корабль был продан за 500 тысяч евро той же «Организации друзей парусного флота». В настоящее время «Горх Фок 1» (так теперь называется бывший «Товарищ») используется как корабль-музей для проведения банкетов и других церемоний. Эта история болью отдаётся в сердцах моряков-ветеранов, прошедших на «Товарище» судовую практику или служивших на нём.

Из других, подобных «Товарищу», парусников в строю осталось три: американский барк «Игл» (бывший «Хорст Вессель»), полученный по репарации, румынский «Мирча», построенный по заказу Бухареста в 1939 году, и немецкий «Горх Фок 11», последний из этой серии, спущенный на воду в 1958 году.

Шли годы, и необходимость в учебных парусных судах всё возрастала. Ветераны «Седов», «Крузенштерн» и «Товарищ» уже не могли обеспечить практику кадетам морских ВУЗов стремительно развивающейся страны.

12 августа 1981 года в Польской Народной республике на воду был спущен учебный парусный корабль (часто корабли этой серии называют фрегатами). Парусник был построен на Гданьской судоверфи имени Ленина на средства, собранные польской молодёжью для Морской академии в городе Гдыня. Фрегат «Дар молодёжи» участвовал во многих регатах и неоднократно одерживал победы среди парусников мира. В настоящее время ветеран польского флота находится на вечной стоянке как мемориальный корабль.

Фрегат «Дар молодёжи». Источник: Public Domain

Этот парусник стал образцом для серии учебных парусных фрегатов, построенных для Советского Союза в девяностые годы прошлого века. Все корабли строились на Гданьской судоверфи под руководством конструктора Зигмунда Хорена . Серия состояла из пяти парусников: «Дружба», «Мир», «Херсонес», «Паллада» и «Надежда». Судьба этих красивых учебных парусников в постсоветском пространстве различна. При разделе Черноморского флота фрегаты «Дружба» и «Херсонес» отошли к Украине. В 1992 году «Дружбу» перегнали в Итальянский порт Мессина, где она была переоборудована под круизную яхту. С начала 21 век красавец парусник стоит на приколе в порту Одессы и используется для практики кадетов младших курсов.

Более трагична судьба «Херсонеса». После раздела флота до 2006 года на условиях аренды фрегат использовался как круизное судно. С 2006 года из-за финансового спора между арендатором и судовладельцем судно находилось в отстое в порту Керчь. За эти годы парусник потерял былой нарядный вид, металлические детали заржавели, многие предметы интерьера были украдены. После присоединения Крыма к России забрезжила надежда, что «Херсонес», принадлежащий Керченскому морскому технологическому университету, будет восстановлен и снова поднимет паруса над своим красно-золотистым корпусом.

Фрегат «Херсонес».



top