Заочная физико математическая школа при нгу. В новосибирской фмш (сунц нгу) запретили работать профессорам

Заочная физико математическая школа при нгу. В новосибирской фмш (сунц нгу) запретили работать профессорам
Директор

Николай Иванович Яворский

Тип

школа-интернат

Учеников Адрес Телефон

Work 330-30-11

Сайт Профиль обучения

физико-математический и химико-биологический

Фи́зико-математи́ческая шко́ла им. М. А. Лаврентьева при НГУ (СУНЦ НГУ) - учебно-образовательное учреждение Российской Федерации, обеспечивающее получение последней ступени среднего образования (10-е и 11-е классы).

История

Учащиеся ФМШ ежегодно принимают участие в Всесибирской Олимпиаде Школьников. По её результатам они могут поступить в самые престижные ВУЗы страны без сдачи ЕГЭ .

С 1986 года между Новосибирской Физико-Математической Школой и Phillips Academy происходили ежегодные обмены учениками.

Летняя школа

Поступление

Значок ФМШ.

Кроме школьников, получивших приглашение для участия в Летней Школе, есть возможность поступить без приглашения. В самом начале Летней Школы проводятся Олимпиады (физика, математика, химия), и все желающие могут принять участие в Олимпиадах. В случае поступления они приравниваются по правам к остальным ученикам.

В конце Летней школы проводятся контрольные работы (физика, математика, химия, раньше ещё и биология) и собеседования (по тем же дисциплинам). По результатам контрольных работ отбирают лучших учеников.

Посвящение

Учащиеся двухгодичного потока 10-го класса и одногодичного потока 11-го класса проходят посвящение в «Михайлов день»: день рождения М. А. Лаврентьева и М. В. Ломоносова . Посвящение происходит в Доме учёных СО РАН . «Фымышата» поют гимн школы, дают клятву, а затем 10-е классы двухгодичного потока и 11-е классы одногодичного потока поочерёдно поднимаются на сцену, где проходят обряд посвящения: берут щепотку соли, преклоняют колено перед магистром , касаются штандарта и получают значок ФМШ.

Правила

В самой ФМШ и Летней Школе действуют жесткие правила касательно поведения. Запрещается распивать спиртные напитки, драться, воровать, уходить на ночь из общежития без разрешения воспитателя класса. За подобные нарушения следует отчисление.

После 22:00 все школьники должны находиться в общежитии. В будние дни отбой в 23:00, в предпраздничные и на каникулах, отбой происходит на полчаса позже: в 23:30. За пол часа до отбоя звонит первый звонок, оповещающий о том, что пора расходиться по своим комнатам и готовиться ко сну. Блоки на ночь не закрываются и ночной воспитатель может контролировать, насколько школьники соблюдают расписание дня.

Клятва

Я, торжественно принимающий
Имя ФМШонка

КЛЯНУСЬ

Постоянно учиться,
шлифовать свой ум,
трудиться с предельной отдачей
своих сил.

КЛЯНУСЬ

Быть беспощадным
к своим слабостям
и недостаткам,
научиться жить и работать
в коллективе,
всегда быть верным нашему ФМШатскому братству.

КЛЯНУСЬ

Всегда и везде помнить
о чести своей школы,
преумножать её авторитет
и славу,
жить так, чтобы школа могла
гордиться мною.

КЛЯНУСЬ

Если же я нарушу эту клятву,
Пусть меня перестанут уважать
Мои товарищи, учителя и учёные

КЛЯНУСЬ

Гимн

Отовсюду мы съехались
В Академгородок.
В эту школу ребят вело
Много трудных дорог.

Но прошли мы через все преграды
Через конкурсы, олимпиады,
Потрудиться нам пришлось немало
В этих строгих лекционных залах.

Пусть трудны наши будни,
Нелегко нам порой.
Интегралы сложнее
Жизнь даёт нам с тобой.

Но запомнятся надолго споры,
Классы, лекции и коридоры,
Мы запомним всё: как мы тут жили,
Как учились мы и как дружили.

Годы быстро промчатся,
Пролетят чередой,
Где же нам повстречаться
Доведётся, друг мой?

Но мы свято верим в встречи эти
На Земле и на другой планете,
Где-нибудь под голубой звездой
Крепко руки мы скрестим с тобою.

Школьники произносят ФМШ как «ФыМыШа», а преподаватели их называют «фымышатами». По воспоминаниям первых преподавателей, одна из девочек - Наташа Усова - разрисовывала цветочные горшки и нарисовала на одном из них мышонка среди цветов. Ребята назвали его фымышонком, с того момента ФМШата начали и себя так называть. Ученики летней школы - «эЛШата». Также часто «фымышат» называют физматшкольниками, «эЛШат» - летнешкольниками.

Внутри школы существует система ночных (следящих за отбоем в 23:00 местного времени), утренних дежурных (за подъемом в 7:15), санитаров, физоргов и культоргов. Доступ в общежития, учебный корпус и столовую ФМШ осуществляется по специальным пропускам (жетонам). Между двумя общежитиями ФМШ и учебным корпусом существует подземный переход.

В Летней Школе за досуг отвечает группа выпускников (как правило текущего года), так называемый «КомсОтряд» или коротко «Комса». За каждый класс ответственны два воспитателя (большей частью студенты старших курсов или воспитатели / преподаватели ФМШа) «ПедОтряд». «ПедОтряд» и «КомсОтряд», в том числе проводят концерты «Визитки», в которых показывают номера из капустников НГУ, собственные номера или старые, проверенные номера из репертуара ФМШа. В таких концертах в свое время принимали участие такие известные личности, как Александр Пушной , Руслан Великохатный.

Судебный процесс против школы

СУНЦ НГУ обжаловал данное решение в областном суде. Кроме того, его опротестовал прокурор Советского района. 18 сентября г. областной суд Новосибирской области отменил решение районного суда, ссылаясь на то, что деятельность СУНЦ НГУ регулируется постановлением

Многие сибмамы, чьи дети учатся или готовятся поступать в СУНЦ НГУ, обеспокоены появившейся в СМИ информацией о прекращении государственного финансирования этого учебного заведения. Пресс-служба Новосибирского государственного университета разъясняет сложившуюся ситуацию.

Новосибирский госуниверситет, ученые и бизнесмены оказывают финансовую поддержку СУНЦ НГУ. Из-за сокращения бюджетного финансирования школа вынуждена поднять плату за интернатное содержание, однако планирует частично компенсировать ее детям из малообеспеченных семей, а также сохранить бесплатные спецкурсы для школьников Новосибирска.

На прошлой неделе в Москве состоялась встреча директоров Специализированных учебно-научных центров (СУНЦ), в которой принял участие директор СУНЦ НГУ Николай Яворский. Директора обсудили ситуацию, сложившуюся в физматшколах после того, как министерство финансов РФ урезало бюджетное финансирование СУНЦ.

Сейчас в России функционирует четыре СУНЦ — при МГУ, СПбГУ, УрФУ (Екатеринбург) и НГУ. Для полноценной работы в следующем учебном году каждому СУНЦ необходимо около 200 млн рублей, говорит Николай Яворский. Минфин РФ выделил лишь 35 млн рублей — это сумма составлена по нормативам для обычной средней школы. Это менее 20% затрат Специализированных учебно-научных центров ведущих университетов, в которых работает высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав, создаются оригинальные образовательные программы, имеется большое количество дополнительных спецкурсов и практикумов, и, самое главное, интерната для одаренных учеников.

СУНЦ НГУ удалось возместить часть недостающих средств, благодаря финансовой поддержке НГУ — университет выделил школе 65 млн рублей на образовательную деятельность.

Еще как минимум 70 млн рублей школа должна заработать самостоятельно, чтобы обеспечить интернатное содержание учеников. В связи с эти СУНЦ НГУ вынужден повысить родительскую плату за интернатное содержание со 108 до 133 тысяч рублей.

Такая же ситуация, по словам Николая Яворского, сложилась в СУНЦ Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга. Наиболее существенное повышение платы коснулось СУНЦ УрФУ и Академической гимназии СПбГУ.

«Мы, конечно, думаем о тех ребятах, у которых трудное финансовое положение в семье. Мы планируем компенсировать часть родительской платы таким ученикам, насколько это будет в наших силах. Минимальная плата будет составлять 42 тыс. рублей — эта сумма фактически равна стоимости продуктов питания на одного ребенка», — говорит Николай Яворский.

Для учеников, которые поступили в СУНЦ НГУ в предыдущие годы, повышение платы за интернатное содержание будет в размере инфляции, т.е. 4%.Также продолжит оказывать поддержку школьникам благотворительный фонд «ФМШанс», созданный три года назад выпускниками СУНЦ при поддержке ректора НГУ Михаила Федорука.

Помимо этого, сейчас идет формирование целевого капитала на развитие СУНЦ НГУ. Для начала его работы до 6 ноября 2017 года надо собрать 3 млн рублей. Свой вклад в создание целевого капитала уже внесли ученые, бизнесмены, многие из них — выпускники СУНЦ. Перечислить средства для целевого капитала может любой желающий.

В новом учебном году в СУНЦ НГУ продолжат работу около 130 спецкурсов, которые могут посещать учащиеся любых школ Новосибирска и не только города. Как и ранее, эти спецкурсы будут бесплатны. В наступающем учебном году расширяется проект «Открытая ФМШ», позволяющий дистанционно учиться в любой точке страны и мира, где есть доступ в интернет. Здесь смогут получить образование по всем образовательным программам СУНЦ НГУ те, кто по каким-либо причинам не поступил в физматшколу. Помимо этого, в СУНЦ НГУ работает Заочная школа, в которой можно получить хорошее дополнительное образование по многим предметам с более раннего возраста.

«Я надеюсь: мы поймем, что физматшколы нужно сохранять. Надо всем миром об этом заботиться. Если же мы пойдем по тому пути, который определил для нас Минфин, они будут разрушены», — отметил Николая Яворский.

Справка: Специализированная физматшкола в Новосибирске открылась в 1963 году. Цель создания школы — поиск талантливых детей, создания условий для развития творческих способностей школьников, их самостоятельности, интереса к научной деятельности. Сейчас в СУНЦ НГУ 500 учащихся, их обучают более 260 высококвалифицированных преподавателей (более 40% с ученой степенью), в том числе академики РАН. За 54 года школу окончили около 15 тыс. человек, каждый четвертый - кандидат наук, около 500 докторов наук. Среди выпускников СУНЦ НГУ известные ученые, члены Российской академии наук, успешные бизнесмены и предприниматели, руководители крупных производств и высокотехнологичных компаний.

Фи́зико-математи́ческая шко́ла им. М. А. Лаврентьева при Новосибирском государственном университете (СУНЦ НГУ) - учебно-образовательное учреждение Российской Федерации, обеспечивающее получение последней ступени среднего образования (10-е и 11-е классы, а с 2013-2014 учебного года ещё и 9-е классы).

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Перечень директоров ФМШ (по году вступления в должность): П. Г. Семеряко (с 1963 г.), А. С. Карабасова (с 1963 г.), Н. Н. Бондарев (с 1964 г.), Н. Ф. Луканев (с 1965 г.), Е. И. Биченков (с 1965 г.), Н. М. Ногин (с 1967 г.), Л. Н. Паршенков (с 1967 г.) и М. А. Могилевский (с 1970 г.), А. Ф. Богачев (с 1972 г.), А. А. Никитин (с 1987 г.) и Н. И. Яворский (с 2006 г.).

    Учащиеся ФМШ ежегодно принимают участие во Всесибирской Олимпиаде Школьников. По её результатам они могут поступить в самые престижные ВУЗы страны без сдачи ЕГЭ . В 2013 году во впервые составленном Московским центром непрерывного математического образования списке 25 сильнейших школ России по показателям ЕГЭ, Всероссийских и международных олимпиад СУНЦ НГУ был поставлен на пятое место (второе среди образовательных учреждений за пределами Москвы и Санкт-Петербурга) .

    С 1986 года между Новосибирской Физико-Математической Школой и Phillips Academy происходили ежегодные обмены учениками.

    По состоянию на 2013 год - год пятидесятилетия - школу окончили 14 000 человек , две трети из которых затем обучались в НГУ. Около 4 тысяч выпускников стали кандидатами, а более 500 - докторами наук. Два выпускника были избраны действительными членами и семь - членами-корреспондентами РАН .

    Летняя школа

    Школьники произносят ФМШ как «ФыМыШа», а преподаватели их называют «фымышатами». По воспоминаниям первых преподавателей, одна из девочек - Наташа Усова - разрисовывала цветочные горшки и нарисовала на одном из них мышонка среди цветов. Ребята назвали его фымышонком, с того момента ФМШата начали и себя так называть. Ученики летней школы - «эЛШата». Также часто «фымышат» называют физматшкольниками, «эЛШат» - летнешкольниками.

    Внутри школы существует система ночных (следящих за отбоем в 23:00 местного времени), утренних дежурных (за подъемом в 7:00), санитаров, физоргов и культоргов. Доступ в общежития, учебный корпус и столовую ФМШ осуществляется по специальным пропускам (жетонам). Между двумя общежитиями ФМШ и учебным корпусом существует подземный переход.

    В Летней Школе за досуг отвечает группа выпускников (как правило текущего года), так называемый «КомсОтряд» или коротко «Комса». За каждый класс ответственны два воспитателя (большей частью студенты старших курсов или воспитатели / преподаватели ФМШ) «ПедОтряд». «ПедОтряд» и «КомсОтряд», в том числе проводят концерты «Визитки», в которых показывают номера из капустников НГУ, собственные номера или старые, проверенные номера из репертуара ФМШа. В таких концертах в своё время принимали участие такие известные личности, как

    В новосибирской ФМШ (СУНЦ НГУ) запретили работать профессорам

    12.09.2012

    Выпускники и сотрудники ФМШ №18 при МГУ (СУНЦ МГУ, Школа имени А.Н. Колмогорова) солидарны со своими коллегами из ФМШ при НГУ (СУНЦ НГУ имени М.А. Лаврентьева) в их борьбе за сохранение уникальной школы-интерната при Новосибирском Университете и её университетских традиций преподавания.

    12 сентября, 13:37


    Николай Яворский. фото с сайта www.nsu.ru

    Физико-математическая школа при Новосибирском государственном университете (СУНЦ НГУ), оштрафованная судом на 100 тысяч рублей за нарушение штатного расписания и вузовский уровень обучения, не планирует менять подходы к образованию, заявил 12 сентября корреспонденту Сиб.фм директор учреждения Николай Яворский.

    7 сентября судья Советского районного суда Новосибирска Сергей Самулин счёл необходимым пересмотреть организацию учебного процесса в физматшколе НГУ и оштрафовал учреждение на 100 тысяч рублей.

    «Судья Самулин опирался на типовое положение министерства образования. Согласно ему, в школе должны преподавать исключительно „учителя“, а не „профессоры“, „доценты“ и прочие „преподаватели“. Мы, в свою очередь, работаем в соответствии с постановлением Совета министров СССР 1988 года (когда был организован СУНЦ), действие которого может отменить только федеральное правительство», - описал Яворский корреспонденту Сиб.фм основания для обжалования этого решения.

    Первоначально ФМШ НГУ являлось школой-интернатом № 165

    Яворский напомнил, что организация учебного процесса в физматшколе изначально предполагала углублённое изучение фундаментальных дисциплин и выявление у одарённых школьников исследовательских способностей.

    «Вместо этого мы должны руководствоваться нормативами для школ-интернатов для детей, оказавшихся в сложных социальных условиях и нуждающихся в базовом образовании, - продолжил директор. - Но у нас другие задачи и уровень наших специалистов другой».

    Новосибирский университет и ФМШ уже подали апелляцию в Новосибирский областной суд. Решение суда также опротестовал районный прокурор.

    На вопрос корреспондента Сиб.фм о возможных изменениях в учебном процессе физматшколы Яворский ответил, что все преподаватели «как работали, так и будут работать».

    «Пока нас в наручниках не выведут», - заключил директор.

    Физико-математическая школа (специализированный учебно-научный центр - СУНЦ) при Новосибирском государственном университете (НГУ) оштрафована на 100 тысяч рублей, а также в ней запрещено работать профессорам и университетским преподавателям. Об этом сообщает ИТАР-ТАСС .

    Такое решение принял судья Советского районного суда Новосибирска Сергей Самулин, 7 сентября вынеся решение о совершенном администрацией СУНЦ НГУ правонарушении. По решению суда, работать в школе должны только "учителя", а не "преподаватели", а расписание занятий не должно отличаться от стандартного.

    По словам директора СУНЦ НГУ Николая Яворского, по факту такое решение означает закрытие школы, так как она вынуждена будет преобразоваться в обычную общеобразовательную. Администрация СУНЦ обжаловала решение суда. Опротестовал его также районный прокурор.

    Кроме того, Яворский заявил, что СУНЦ не обязан подчиняться типовому положению, на которое опирался судья. "Имеется типовое положение, в котором прописано, что в школе-интернате преподавать могут только учителя, а у нас учителей нет, у нас есть только профессорско-преподавательский состав, который определен нами постановлением Совета министров СССР при создании СУНЦ в 1988 году. Это документ более высокого уровня, чем типовое положение", - цитирует директора "НГС. Новости".

    По словам Яворского, учебный процесс в СУНЦ не претерпит изменений, по крайней мере, вплоть до рассмотрения апелляции в Новосибирском городском суде. "Все преподаватели как работали, так и будут работать, пока нас в наручниках не выведут", - сказал директор.

    К судебным слушаниям по СУНЦ НГУ привела проверка Рособрнадзора, проведенная в ответ на жалобу матери одного из учащихся, которому грозило отчисление за неуспеваемость. Рособрнадзор со своей стороны уличил школу в отсутствии дефектолога, логопеда, нянечки и вожатого.

    Источник: В новосибирской физматшколе запретили работать профессорам
    http://readers.lenta.ru/news/2012/0 9/12/suntsngu/

    Решение, фактически запрещающее профессорско-преподавательскому составу НГУ преподавать в собственной физико-математической школе /СУНЦ НГУ/ вынес районный суд Новосибирска http://www.tass-sib.ru/news/one/637 4

    В Новосибирске решение районного суда поставило под угрозу существование физматшколы в Академгородке. Проверка Рособрнадзора выявила "нарушения" - старшеклассников обучают не учителя, а преподаватели и даже профессора. Суд оштрафовал школу и потребовал привести штатное расписание к стандартной норме...
    http://www.rg.ru/2012/09/12/reg-sibfo/p rofessora-anons.html

    Куда пропал Колмогоровский проект?

    Президент Дмитрий Медведев под занавес решил-таки добиться выполнения одного из многих, так и не исполненных своих указаний: утвердить Концепцию российской национальной системы выявления и развития молодых талантов. Еще в апреле 2010-го он дал поручение создать две сети лицеев для «одаренных» детей – в федеральных округах и при ведущих университетах страны. До сих пор оно не выполнено. 27 февраля 2012-го, на заседании Президиума Госсовета, посвященного мерам господдержки талантливых детей и молодежи, на доработку Концепции выявления и развития молодых талантов выделен месяц.

    Дело, на первый взгляд, хорошее. Но почему на Госсовете рассматривается именно эта концепция, подготовленная Комиссией при администрации Президента по ЕГЭ и работе с одаренными детьми? Ведь, по словам проректора МГУ, академика Алексея Хохлова, еще в 2008-м году под его руководством (и по поручению того же президента), совместно с Минобрнауки был разработанКолмогоровский проект. Поручение последовало после того, как группой крупных ученых и учителей Президенту было направлено письмо о необходимости поддержки уже имеющихся и созданию сети технических и гуманитарных школ, гимназий и лицеев для старшеклассников (сначала – в федеральных округах, а потом – в регионах), и сети заочного, дистанционного образования, которая помогала бы на более раннем этапе отбирать мотивированных ребят. Эти идеи легли в основу Колмогоровского проекта. Важной его частью стала мысль о том, что для детей в таких школах чрезвычайно важна среда, в которой они учатся. Она создается в равной мере учителями, и увлеченными учебой школьниками. Важно строить такие школы (или интернаты) при ведущих университетах страны, по примеру Колмогоровского интерната, входящего составной частью в МГУ. Они должны быть равномерно распределены по всей территории России.

    Федеральное финансирование

    Один из авторов «президентского» проекта, академик Алексей Семенов считает, что специализированные школы не должны быть при университетах. Ведь вузы получают федеральное финансирование на обучение студентов. Как только им поручают учить детей, это сразу создает проблемы. Даже у МГУ. Поэтому, по мысли академика Семенова, эти специализированные школы должны иметь федеральное подчинение и финансироваться отдельной строкой в бюджете. Это касается и сети дистанционного образования.

    Лишним аргументом в пользу необходимости федерального подчинения, по мысли Алексея Семенова, является то, что такие школы не могут существовать в рамках существующего законодательства. Например, - в ситуации нормативно-подушевого финансирования (на него недавно перешли школы страны), когда количество денег зависит от числа учеников, а еще – от норматива региона (он везде – разный). Кроме того, спецшколам крайне вредно использовать новую систему оплаты труда (тоже – новшество последних лет). Ведь она не предполагает расходов на факультативы, дополнительные занятия, кружки (либо они сведены к минимуму). Альтернативой должен стать возврат таких школ к штатно-окладной системе. Вот такой парадокс! От себя заметим, что нормативная база сегодня такова, что работать с одаренными детьми школа не может в принципе. Базисный учебный план, концентры, которые вынуждают одно и то же изучать до 9-го класса, а потом – в 10-11-м, превращая учебу для одаренных детей в жвачку; невозможность брать в школу совместителей–ученых, и т.д.).

    Но генеральная идея «президентской» концепции заключается в том, что детям, признанным одаренными, и учителям, которые их готовят, нужно давать гранты. Для чего необходим специальный фонд.

    Этот пункт концепции вызвал критику не только потому, что слово «фонд» в нашем сознании часто связан с коррупционными схемами, а еще потому, что, по мнению авторов альтернативного, Колмогоровского проекта, методик определения одаренности не существует. Поэтому, если ввести «нормативное закрепление понятия одаренности» все может свестись к тестированию детей с помощью тестов, типа американского IQ. И поскольку родителей ребенка, признанного одаренным и его учителей, будут ждать гранты, за статус «одаренного» начнут бороться. Появятся «тренеры», которые будут «репетировать» на «IQ», курсы подготовки, учителя будут биться за таких учеников, переманивая их из других школ. А сами дети могут просто не выдержать: результаты окажутся плачевными для их психики. По мнению замдиректора Лицея «Вторая школа» Александра Ковальджи, чем моложе ребенок, тем опасней закреплять за ним тот путь, по которому он пойдет. Этого нет в Колмогоровском проекте, который позволяет детям свободно перемещаться по разным траекториям развития. По мысли Александра Ковальджи, «деньги нужно прежде всего давать тем, кто может работать не только с одаренными, но и с мотивированными, способными детьми.

    Нельзя финансировать по результату

    Главное отличие «президентского» проекта от Колмогоровского в том, что в первом финансирование, гранты выделяются в зависимости от достигнутого результата , в то время как в Колмогоровском проекте финансирование должно выделяться на саму работу . Ведь главный результат – победа в олимпиаде – далеко не всегда является гарантией одаренности. По мнению преподавателя информатики «Лиги школ» №1199 Сергея Бебчука, «дети, которые побеждали на Всероссийской олимпиаде, вовсе необязательно становились продуктивными взрослыми. И наоборот – школьники, яркие в учебе, но не показывавшие результаты в олимпиадах, чаще становятся выдающимися учеными». А, по мнению учителя литературы Лицея «Воробьевы горы» Евгении Абелюк, в гуманитарных школах победы в олимпиадах и вовсе не имеют такого значения, как в математическом и естественнонаучном профиле. Кстати, по мысли Евгении Абелюк, и гранты не являются решением проблемы: «Мы получили грант Москвы, но это не помогает работе с одаренными детьми. У нас есть дополнительные предметы «мифология» и «поэтика». А часов на них с каждым годом меньше. Их отбирают».

    Почему в законе «Об образовании» нет гимназий и лицеев

    Скоро профильные гимназии и вовсе лишатся своих факультативов и дополнительных часов. И вообще – своего статуса. Это происходит, благодаря «титанической работе» по «модернизации» образования: в проекте нового интегрированного закона «Об образовании» вообще нет типологии школ. То есть, нет лицеев, гимназий, спецшкол. И даже если случится чудо, и особым Указом главы государства вновь создающиеся Президентские лицеи и школы-интернаты при ведущих университетах переведут на федеральное финансирование, проблему работы с мотивированными детьми в целом это не решит. Ведь в эту категорию не попадут известные многопрофильные гимназии. Такие, как знаменитая московская «Пятьдесят седьмая школа», лицей «Вторая школа», и еще где-то полтора десятка учебных заведений только в столице. Заметим, что хорошие специализированные школы разбросаны по всей стране. Президентская концепция выявления и работы с одаренной молодежью явно не предполагает существования гимназий и лицеев. По мнению ее авторов – главное – результат, а не название.

    Но ведь результата можно скорее добиться в гимназиях и лицеях, где до сих пор позволено иметь усиленную программу и дополнительные часы, деление на группы по профильным предметам, наличие ассистентов, специализированные кабинеты и лаборатории. Там - больше свободы в выборе содержания и форм работы. Основная задача таких школ – подготовка будущих исследователей во всех областях интеллектуальной деятельности. Да и во всех рейтингах школ гимназии и лицеи занимают верхние строчки. Вузы тоже пока еще держатся за счет выпускников специализированных (при вузах) лицеях и гимназиях. Так, треть факультета Московского Института электроники и математики до определенного момента состояла из выпускников их физматшколы. Сегодня треть абитуриентов, поступивших в институт, не учатся вовсе: они пришли из обычной школы с нулем знаний. По мнению преподавателя этого факультета, их баллы ЕГЭ и победы в олимпиадах вуз совершенно не волнуют. А волнует, можно ли их учить. Но они не учатся и разлагают остальных. Хотят и могут учиться в основном, - выпускники лицеев при вузах. И если завтра их не станет, произойдет образовательная катастрофа.

    По мнению Александра Ковальджи, главный посыл президентской концепции – несостоятельность лицеев, гимназий и других «статусных» учреждений, которые превратились в элитарные школы для детей обеспеченных родителей. А дальше делается простой вывод – разогнать их и сделать обычными школами с обычным финансированием. При этом они готовы нарушить работу успешно работающих лицеев, гимназий. Как при коллективизации: раскулачить «богатых» и сделать всех равными в нищете. Последствия будут как в Китае, который сначала ликвидировал все лицеи, а потом мучительно их восстанавливал. Между тем, отличить школу, лишь носящую звание «гимназия» от качественного учебного заведения, достаточно просто. Нужно требовать от школ повышенного уровня соответствующих результатов, привлекая для этого все формы независимого, в том числе, общественного контроля. Тогда «элитарность» выветрится сама собой, апоявится «элитность» в смысле способностей и трудолюбия учеников.

    Что делать?

    Кто составляет Концепции работы с одаренной молодежью, которые «несовместимы с жизнью»? В том-то и дело, что об авторах мало что известно. Можно лишь строить догадки. Как сказал Сергей Рукшин, ученики которого завоевали больше 80 медалей на международных олимпиадах школьников, учитель великого Перельмана, «за последние годы никто мне не предложил поучаствовать ни в одном обсуждении программы для одаренных детей».

    В итоге получается, что Концепция, которую предложил до конца месяца доработать Президент, недееспособна. Если Лицеи в федеральных округах и лицеи при университетах еще можно Указом Президента, вывести из-под действия существующих законов, то, что делать с успешными профильными гимназиями и лицеями, не попадающими в эту категорию? Ведь в будущем законе «Об образовании» их просто нет. Значит, лицеи и гимназии превратятся в обычные школы, лишенные дополнительных часов на факультативы, кружки и т.д. Потери для государства - огромны.

    Напрашивается простая мысль: а не отменить ли принятые за последнее десятилетие «образовательные» законы? Они тормозят развитие как обычных, так и специализированных школ. Это позволило бы хотя бы не разрушать то хорошее, что есть. Оставить качественные лицеи и гимназии. Но возвращение старых законов – факт беспрецедентный. Должна быть политическая воля.

    И, конечно, необходимо делать то, о чем говорится в Колмогоровском проекте – развивать по всей стране широкую сеть школ и школ-интернатов для мотивированных старшеклассников. Впрочем, по словам академика Алексея Хохлова, в президентской концепции об этом не говорится вовсе. «После того, как я написал письмо президенту Медведеву, в комплексе мер появилась одна строчка о развитии системы интернатов и т.д. Но если все остальные меры предлагается реализовать в 2012-13 годах, то эту – в 2016-м. Это означает, что никто поддерживать такие школы не собирается».

    Между тем, от решения этой задачи напрямую зависит безопасность страны. 20 февраля Владимир Путин в своей очередной предвыборной статье написал: "Мы приняли и реализуем беспрецедентные программы развития Вооруженных сил и модернизации оборонно-промышленного комплекса России. В общей сложности в предстоящее десятилетие на эти цели выделяется порядка 23 триллионов рублей".

    Возникает подозрение, что модернизировать оборонно-промышленный комплекс скоро будет некому.

    А. Адамчук: я думаю, что это кафкианское судилище над новосибирской ФМШ и абсурдный вердикт суда, фактически запрещающий учёным работать в школе с талантливыми школьниками, на самом деле, послужит консолидации сил доброй воли, всех выпускников ФМШ разных поколений, выпускников и преподавателей физматклассов и физматшкол по всей стране.

    вот у нас в Чикаго, например, сейчас проходит всеобщая забастовка учителей с вполне разумными требованиями.

    так что и новосибирский прецедент может стать последней каплей перед началом всеобщей забастовки учителей в России.

    эффект таких событий непредсказуем.

    так что властям всех уровней следует поторопиться и разрешить ситуацию как можно быстрее, отменив абсурдное и несправедливое решение суда и публично извинившись за своих ретивых чиновников, фактически убивающих школы для умных и саботирующих решения высших инстанций по поиску и поддержке талантов среди молодёжи.

    недавно принятая государственная концепция должна заработать и новосибирская ФМШ должна стать образцом для создания подобных ей школ-интернатов ФМШ при самых сильных вузах во всех регионах России.

    иначе идея школ для умных в России будет похоронена навсегда.

    России нужны умные люди.

    ​ 23 августа исполнилось 55 лет со дня официального открытия Специализированного учебно-научного центра (СУНЦ НГУ) - первой в мире специализированной физико-математической школы-интерната. Сейчас СУНЦ НГУ входит в тройку лучших школ России, а выпускники физматшколы играют важную роль в развитии науки и бизнеса.

    Физматшкола (ФМШ) была открыта в 1963 году по инициативе основателя Академгородка академика Михаила Лаврентьева , чтобы обучать одаренных детей из разных регионов страны. Официальная дата открытия школы - 23 августа 1963 года: в этот день вышло соответствующее постановление Совета министров СССР. Фактически же первые ученики ФМШ НГУ сели за парты за 7 месяцев до этой даты - 21 января 1963 года. Первыми учениками двух девятых и двух десятых классов стали 119 школьников. Сегодня опыт новосибирской ФМШ заимствован во многие страны, а выпускники успешно работают по всему миру – в науке, бизнесе, политике, искусстве, образовании.

    23 августа в Доме ученых СО РАН состоялось торжественное собрание, посвященное юбилею СУНЦ НГУ .

    - Это очень важная дата, которой мы обязаны самоотверженному труду наших отцов-основателей. Надо сказать, что все начиналось в 1962 году, когда была проведена первая Летняя физико-математическая школа и Всесибирская олимпиада школьников. Наши отцы-основатели зародили много важных, серьезных движений в образовании. Первое - олимпиады. До 1962 года Всесоюзная олимпиада была только по математике. Именно Всесибирская олимпиада сделала возможным появление Всесоюзной олимпиады по физике, которая впервые прошла в 1964 году. Дальше появилась химия, и теперь без олимпиад мы вообще не живем. Все олимпиадное движение пошло отсюда - из Новосибирска, из Академгородка. И мы по праву считаемся первой в мире физматшколой. Реально наша школа начала работать 21 января 1963 года - на полгода раньше, чем вышло официальное постановление. Именно тогда академик Михаил Алексеевич Лаврентьев, проявив мужество и волю и найдя ресурсы, открыл школу-интернат, не имея на это никаких разрешений. После этого пошла волна, появились письма академиков из Москвы и Ленинграда. И в результате совместных усилий появилось постановление правительства об открытии физико-математических и химико-биологических школ-интернатов в Новосибирске, Москве, Ленинграде и Киеве, которое было подписано 23 августа, - отметил в своем выступлении директор СУНЦ НГУ Николай Яворский .

    Поздравление от первого заместителя министра науки и высшего образования РФ Григория Трубникова с юбилеем СУНЦ НГУ зачитал заместитель директора департамента науки и технологий Андрей Аникеев. «Начавшая свою работу в 1963 году, новосибирская физматшкола является в настоящее время признанным ведущим центром подготовки школьников к дальнейшему обучению в лучших вузах страны... Министерство отмечает большой вклад физматшколы в начальную подготовку высококвалифицированных специалистов по актуальным направлениям научно-технического развития России», – говорится в обращении.

    На юбилей школы съехались выпускники ФМШ разных лет. В этом году к юбилейным мероприятиям приурочен VI Конгресс выпускников НГУ . Центральным событием юбилея станет панельная дискуссия на тему «Развитие Новосибирского научного центра. Роль выпускников ФМШ и НГУ в проекте «Академгородок 2.0», которая начнется в 10 часов утра 24 августа в Большом конференц-зале Академпарк а. Модератором конференции будет главный ученый секретарь СО РАН, член-корреспондент РАН Дмитрий Маркович .

    После обеда в четверг выпускники сразятся в интеллектуальных математических и физических соревнованиях. А в субботу, 25 августа, гостей юбилея ждут спортивные соревнования, квест по Академгородку и интеллектуальные командные соревнования Квиз.

  • Юбилей академика Валентина Николаевича Пармона

    Валентин Николаевич Пармон родился 18 апреля 1948 года в городе Бранденбург (Германия). В 1972 году окончил Факультет молекулярной и химической физики Московского физико-технического института. После аспирантуры в 1975-1977 гг.

  • В новосибирском Академгородке отпраздновали юбилей ФМШ

    В Доме ученых СО РАН прошли торжества по случаю 55-летия Специализированного учебно-научного центра (СУНЦ-ФМШ) при Новосибирском государственном университете. На мероприятии в честь юбилея ученые поговорили о развитии интеллектуального потенциала России, вовлечении талантливых школьников в науку и трудностях, которые сопровождают жизнь СУНЦ НГУ.

  • НГУ 60 лет: как Михаил Лаврентьев построил университет в лесу и почему его называли Дедом

    В сентябре 2019 года Новосибирский государственный университет отмечает юбилей - 60 лет назад, когда ещё не было стен университета, академики начали читать лекции первым студентам. В официальных поздравлениях НГУ благодарят за тысячи выпускников, которые занимаются наукой и бизнесом по всему миру.

  • На всех парусах: ИХБФМ СО РАН отмечает 35-летие

    ​1 апреля 1984 года был создан Институт химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН. Сегодня он является одним из международных лидеров в области создания ген-направленных биологических препаратов, разработки биотехнологических подходов в генотерапии, изучении физико-химических процессов передачи и сохранения наследственной информации.

  • Андрей Травников познакомился с Академгородком

    Врио губернатора Новосибирской области Андрей Александрович Травников посетил Новосибирский научный центр СО РАН. В ходе визита он побывал в некоторых институтах Сибирского отделения, ознакомился с разработками, которые будут полезны региону, и сформулировал ряд задач для научного сообщества.


Самое обсуждаемое
Итальянский язык с носителем по скайпу Итальянский язык по скайпу с носителем языка Итальянский язык с носителем по скайпу Итальянский язык по скайпу с носителем языка
Все Все "сапоги" из вв чморят и чморят омон и собр
Отто Юльевич Шмидт – герой, мореплаватель, академик и просветитель Отто юльевич шмидт жизнь и деятельность Отто Юльевич Шмидт – герой, мореплаватель, академик и просветитель Отто юльевич шмидт жизнь и деятельность


top