Современные образовательные технологии в коррекционной работе учителя-дефектолога в доу. Выступление на педсовете Коррекционные технологии в доу по фгос

Современные образовательные технологии в коррекционной работе учителя-дефектолога в доу. Выступление на педсовете Коррекционные технологии в доу по фгос

«Использование инновационных технологий в коррекционной работе с детьми с особыми образовательными потребностями с целью их адаптации и социализации в современном мире»

(из опыта работы)

Актуальность опыта . Состояние здоровья детей с расстройствами аутического спектра, легкой умственной отсталости, синдрома Дауна препятствует освоению всех разделов образовательной программы дошкольного учреждения вне специальных условий воспитания и обучения. Они имеют ограниченные представления об окружающей среде, предметах и их функциональном назначении, что впоследствии негативно влияет на их дальнейшее развитие, социализацию в обществе, адекватное взаимодействие с окружающими. Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода, так как не все дети, имеющие нарушения в развитии, могут успешно интегрироваться в социум. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения, удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития.

Освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от педагогов, занимающихся данной категорией детей, компетентных решений и действий. Это и разработка специальных программ, и использование инновационных технологий в коррекционной работе с детьми с особыми образовательными потребностями с целью их адаптации и социализации в современном мире.

Коррекционное обучение «особенного» ребенка, начатое как можно раньше, может привести к значительным положительным сдвигам в развитии ребенка, что повлияет на дальнейшую его судьбу. Обучение, которое ориентируется на актуальный уровень развития детей и возможности «зоны ближайшего развития», основывается на ведущей деятельности дошкольного возраста, играет решающую роль в получении знаний ребенком с особыми образовательными потребностями. В процессе обучения эти знания систематизируются, и все это способствует познавательному развитию ребенка, его адаптации и социализации в современном мире. В этой связи возникает необходимость изучения инновационных походов и технологий, их адаптация к условиям специального дошкольного учреждения и внедрение в практику работы.

Основная идея опыта состоит в том, что использование нетрадиционных форм проведения занятий, инновационных технологий и методик способствует повышению активности, самостоятельности и социальной мобильности ребенка, развитию его познавательных способностей.

Инновационность опыта и его практическое значение состоит в постоянном поиске и внедрении новых максимально эффективных технологий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Результатом этой работы стало формирование адаптированной к условиям социума личности с особыми образовательными потребностями. Об эффективности использования выбранных инноваций и технологий свидетельствуют результаты диагностических обследований воспитанников.

Технологичность опыта заключается в разработке и реализации системного подхода к организации коррекционной работы с использованием выбранных инноваций и технологий, которые в своей совокупности гарантируют результат, влияющий на уровень мастерства педагогов учреждения и степень развития каждого ребенка. Опыт изложен в форме проекта по теме «Использование инновационных технологий в коррекционной работе с детьми с особыми образовательными потребностями с целью их адаптации и социализации в современном мире». Содержательная часть проекта охватывает постановку цели, формулировку общих и конкретных целей для достижения результатов, в приложениях раскрыто содержание учебного материала: картотека тематических прогулок с целью ознакомления с окружающим миром детей с ограниченными возможностями здоровья; описание методов и форм организации коррекционно-учебного процесса; оценивание текущих результатов во время проведения мониторинга; заключительная оценка результатов.

Опыт работы подтверждает, что одной из важных задач работы по коррекции нарушений в развитии детей является рас­ширение их представлений об окружающем мире, жизненных представлений, открыв им новые возможности, научив воспри­нимать окружающий мир всеми органами чувств. Только тогда этот мир станет для них шире и многограннее.

Ориентация в окружающем пространстве осуществляется посредством его деятельностного освоения в следующих направлениях:

Ознакомление с предметным миром;

Ознакомление с природой (живой и неживой);

Формирование элементарных социальных знаний (семья, родственные отношения, деятельность людей и др.);

Формирование навыков безопасного поведения.

Формирование у ребенка первых представлений о себе становится первым существенным звеном привлечения его к социальному миру и стимулом для познания окружающего. На протяжении дошкольного возраста представления ребенка о себе постоянно меняются. У наших воспитанников первые проявления самосознания, выделение своего «я» и «я» других детей не возникает без специального обучения. Необходимо постоянно формировать у малышей целостное восприятие и правильное представление о себе и человеке вообще. Эта работа ведется как учителем-дефектологом, учителем-логопедом, так и воспитателем группы во время всех режимных моментов и в повседневной жизни, на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях.

В процессе работы я пришла к выводу, что у наших воспитанников возникают сложности, прежде всего в понимании событий своей жизни, жизни окружающих их людей, событий социальной жизни. Все это влияет на формирование умения строить взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Навыки установления межличностных взаимоотношений, которые мы формируем у детей, помогают им овладевать культурой поведения, все это в свою очередь способствует развитию самосознания и самооценки, социальных чувств.

Успешность формирования элементарных знаний о явлениях живой и неживой природы, о социальной жизни зависит от выбора методов обучения с учетом психофизических возможностей детей с особыми потребностями. Выбранные мною формы работы, инновационные технологии, методы и приемы, направленные на формирование представлений об окружающем мире у детей с особыми потребностями, вся стратегическая программа долговременных занятий построена таким образом, что каждый этап подготавливал следующий. И пока не будут достигнуты убедительные и стабильные во времени результаты на данном этапе, переходить к следующему, - это значит попасть в неподготовленное поле деятельности.

Опыт работы подтверждает, что использование традиционных методов работы с детьми с ограниченными возможностями недостаточно для коррекции. Поэтому я решила построить свою работу, основываясь на современных нетрадиционных методах и инновационных технологиях:

- Структурированное обучение с опорой на визуальную поддержку (элементы TEACCH). Цель программы – повышение уровня самостоятельности и независимости ребёнка, его уверенности в себе, но только в особых, ограниченных или искусственно созданных условиях.

- Элементы прикладного анализа поведения (АВА – ТЕРАПИЯ) – это интенсивная обучающая программа, которая основывается на поведенческих технологиях и методах обучения. При этом подходе все сложные навыки, включая речь, творческую игру, умение смотреть в глаза, разбиваются на мелкие блоки - действия. Каждое действие разучивается с ребенком отдельно, затем действия соединяются в цепь, образуя сложное действие. Правильные действия подкрепляются поощрением. Для достижения желаемого поведения используют подсказки и стимулы, как положительные, так и отрицательные.

Для каждого ребенка составляется индивидуальный план поэтапного развития, педагогом выстраивается четкая система усложнения и поэтапного

освоения все новых и новых навыков. Конечная цель АВА - дать ребенку средства самостоятельно осваивать окружающий мир.

- Коммуникационная система обмена изображениями или PECS - это модифицированная программа прикладного поведенческого анализа (ABA) по раннему обучению невербальной символической коммуникации. Данная программа не учит устной речи напрямую, однако способствует развитию речи у ребенка с аутизмом. Некоторые дети после начала программы PECS начинают использовать спонтанную речь, обретают более эффективную коммуникацию.

- Глобальное чтение по методике Г. Домана. Суть этого метода обучения состоит в том, что ребенок на протяжении длительного времени регулярно воспринимает зрительно и на слух написанные целиком слова, словосочетания, короткие предложения. В результате обработанной мозгом информации, ребенком самостоятельно выводится технология чтения любых слов и текстов.

- Коммуникативные игры на формирование эмоционального взаимодействия и предпосылок к общению со сверстниками и взрослыми по системе КРУГ. Цель технологии заключается в изменении мотивационной стороны общения: повышении собственной активности ребёнка; формировании умения увидеть в другом человеке его достоинства и поддерживать его вербально или с помощью прикосновений; углублении осознания сферы общения; обучении умению сотрудничать, чувствовать настроение и сопереживать окружающим.

- Коррекция нарушений сенсомоторной интеграции основывается на подходе Э. Дж. Айрес, главной идеей которого является то, что обогащение ребенка сенсорным опытом и формирование у него полисенсорного восприятия происходят в условиях, максимально приближенных к жизни. Только при этом мозг способен интегрировать ощущения и формировать адаптивный ответ, «вписывающий» ребенка в контекст ситуации.

Результативность проведенной работы оценивалась проведением мониторинга, который осуществлялся как способ контроля над процессом адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья путём сбора, обработки информации о результатах коррекционного воздействия с использованием инновационных технологий и методик. Таким образом, систематическая, целенаправленная коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья приво­дит к отчетливо выраженным положительным результатам: к улучшению вер­бального и невербального общения, развитию межличностных отношений между взрослыми и сверстниками и как итог - к усилению активности, само­стоятельности, что выражается в росте социальной активности этих детей.

Подводя итоги реализации проекта, я пришла к выводу, что выбранные мной технологии и методики способствовали коррекции не только познавательного, но и коммуникативно-речевого, эмоционального, а также общего психического развития детей с особыми образовательными потребностями. В дальнейшей работе планирую продолжать работу по

выбранной теме, изучая и внедряя новые инновационные технологии в тесном сотрудничестве с педагогическим коллективом и родителями.

Учитывая полученные результаты, педагогический коллектив учреждения считает необходимым внедрять опыт и проект, разработанный на основе опыта, в работу всех групп учреждения.

Применение современных коррекционных технологий

Основная задача педагога социально-реабилитационного центра – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют развитию личности ребенка, его успешной адаптации и социализации в обществе.

Деятельность воспитателя социально-реабилитационного центра имеет свою специфику, поскольку весь образовательный процесс направлен не на обучение, а на развитие и воспитание детей, но, зачастую, и коррекцию. Следовательно, целесообразно вести разговор о педагогических технологиях не как о технологиях обучения, которые конечной своей целью ставят формирование у детей знаний, умений, навыков, а как о технологиях, которые помогают эти знания, умения, навыки сделать средством развития личностных качеств ребенка.

Приоритетным направление в моей деятельности является развитие социально – культурной компетентности детей, поэтому в своей практической профессиональной деятельности использую следующие педагогические технологии и методики:

Личностно - ориентированные

Обоснование выбора

    Приоритет личностных отношений.

    Индивидуальный подход к воспитанникам.

    Обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребенка.

Занятия

Например, на занятиях по продуктивной деятельности дети выбирают себе материал (карандаши, краски, гуашь, крупу, бисер и т.д.) по интересу.

Планируя занятие, я учитываю, какие знания, умения, навыки по данному материалу уже накоплены воспитанниками и продумываю различные проблемные, творческие задания, позволяющие ребенку самому выбирать вид и форму работы.

В конце занятия даю оценку (поощрение) каждому ребенку, отмечаю, что у него особенно удалось и т.д.

Создаю положительный эмоциональный настрой на занятии. Это способствует более успешному овладению материалом. Чтобы у ребенка появилось желание приобретать знания, нужно для этого ребенку иметь опыт положительных эмоций от процесса приобретения знаний, умений и навыков или от результата их приобретения. Я учитываю, личностные особенности детей, помня, что у разных людей одну и ту же эмоцию не всегда можно вызвать одним и тем же способом.

Дидактические игры

Применяю дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий.

Образно - ролевые игры

Этюды

Интонационные игры со словом

Уменьшилось число конфликтных ситуаций, агрессивных проявлений в группе. Повысился уровень самооценки, уверенности в себе у воспитанников, они стали более открытыми, раскрепощёнными, свободнее общаются с педагогами и сверстниками.

Игровые технологии

Обоснование выбора

Комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает формированию мотивационной и эмоционально-волевой готовности к успешной социализации в обществе, каждая игровая ситуация общения воспитанника со взрослыми, с другими детьми является для ребенка "школой сотрудничества”, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и спокойно переносить свои неудачи; регулировать свое поведение в соответствии с социальными требованиями, одинаково успешно организовывать подгрупповые и групповые формы сотрудничества.

Описание внедрения технологий в практической профессиональной деятельности

Развивающие игры.

Словесные.

Дидактические.

Хороводные.

Театрализованные.

Игры с правилами.

Сюжетно – ролевые.

Интонационные игры со словом.

Тренинги и брейнсторминг (мозговой штурм)

Результат использования технологий

В результате применения данной технологии у детей проявляются организаторские способности, инициатива, коммуникабельность. Они овладевают необходимыми для полноценного умственного и личностного развития умениями и навыками. Происходит формирование основ базовой культуры личности, развитие игрового опыта детей, применения в повседневной жизни игровых умений и навыков, развитие творческого потенциала воспитанников.

Дети различают эмоциональные проявления окружающих и правильно на них реагируют.

Развитие взаимодействия «ребенок – ребенок», «ребенок – взрослый».

Воспитанник способен оценить себя собственными усилиями.

Разрушается барьер между педагогом и ребенком.

Дети ориентированы на сверстников, а значит, не являются покорными исполнителями указаний педагога.

Дети самостоятельны и инициативны, сами устанавливают правила игры, договариваются, общаются, помогают друг другу, а также контролируют друг друга. Неуверенным детям дает возможность преодолеть свои комплексы и нерешительность.

Технологии арт-терапии

Обоснование выбора

Решение разнообразных проблем с помощью искусства и творчества.

Описание внедрения технологий в практической профессиональной деятельности

Изотерапия

Музыкотерапия.

Драматерапия. Например, подгруппы детей инсценируют, обыгрывают эпизод сказки, ситуаций.

Сказкотерапия.

Результат использования технологий

Достигается положительный результат в области коммуникации, эмоционально-волевой сфере, более интенсивно развиваются интеллектуальные способности. В результате использования данных технологий у детей развивается любознательность, реализуются познавательные потребности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных и творческих способностей, умения взаимодействовать в коллективе. Применение технологии арт-терапии способствует реализации потребности детей в творчестве, движении, сохранению их психологического здоровья, самоорганизации.

Технология сотрудничества

Обоснование выбора

Реализация принципа демократизации воспитания, равенства в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «взрослый - ребенок».

Описание внедрения технологий в практической профессиональной деятельности

Совместная творческая деятельность воспитателя и ребёнка.

Совместное изготовление пособий, подарков к праздникам, поздравительных газет, продуктов художественного творчества для участия в конкурсах разного уровня, выставках.

Индивидуальные и дифференцированные занятия.

Результат использования технологий

Гуманное отношение к детям, которое включает: заинтересованность педагога в их судьбе; сотрудничество, общение, отсутствие принуждения, наказания, оценивания, запретов, угнетающих личность; отношение к ребенку как к уникальной личности («в каждом ребенке – чудо»); терпимость к детским недостаткам, веру в ребенка и в его силы («все дети талантливы»).

Технологии исследовательской деятельности

Обоснование выбора

Главное достоинство экспериментально-исследовательской деятельности заключается в том, что она близка детям, и дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. В процессе эксперимента, помимо развития познавательной деятельности, идет развитие психических процессов - обогащение памяти, речи, активизация мышления, умственных умений, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения, необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы. Происходит не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций. Кроме того, следует отметить положительное влияние экспериментально-исследовательской деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, формирование трудовых навыков, умение доводить начатое до победного конца.

Описание внедрения технологий в практической профессиональной деятельности

Опыты, экспериментирование (освоение причинно-следственных связей и отношений). (Состояние и превращение вещества, движение воздуха, воды, свойства почвы и минералов, условия жизни растений).

Трудовые поручения, действия.

Наблюдения.

Дидактические игры.

Результат использования технологий

Развивает способность к исследовательскому типу мышления, расширяет и уточняет знания об окружающем мире.

Свою работу считаю успешной: у детей повысился интерес к непосредственно коррекционной деятельности, развивается внимание, память, воображение, умственные способности; происходит воспитание нравственных качеств, коммуникабельности; созданы условия для положительного психоэмоционального состояния детей, что благотворно сказывается и на здоровье каждого ребёнка.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Дошкольное образовательное учреждение должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».

Главное назначение таких новых технологий – объединить педагогов, психологов, медиков, родителей и самое главное – самих детей на сохранение, укрепление и развитие здоровья. Так что же такое «здоровьесберегающая технология»? Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий- обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как:

  • технологии сохранения и стимулирования здоровья;
  • технологии обучения ЗОЖ;
  • коррекционные технологии .

В нашей группе созданы педагогические условия здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей, основными из которых являются: организация разных видов деятельности детей в игровой форме; построение образовательного процесса в виде модели культуры; организация культурного творчества дошкольников; оснащение деятельности детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями. Вся эта работа осуществляется комплексно, в течение всего дня и с участием медицинских и педагогических работников: воспитателя, музыкального руководителя. Являясь участником этого общего процесса, я уделяю особое внимание обучению дошкольников основным движениям и навыкам здорового образа жизни, применяя на практике внедрение различных методов и приемов для создания среды здоровьесберегающего процесса в своей возрастной группе.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

  • Ритмопластика проводится 1 раз в неделю в форме кружковой работы. Во время занятий у детей развивается музыкальный слух, чувство ритма, гибкость и пластичность, формируется правильная осанка. Обращается внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и её соразмерность возрастным показателям ребёнка.
  • Динамические паузы проводятся во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
  • Подвижные и спортивные игры проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате- малой, со средней степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.
  • Релаксация . Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью в своей работе я использую специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Проводятся в любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей определяется интенсивность технологии. Используется для работы спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.
  • Пальчиковая гимнастика проводится индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.
  • Гимнастика для глаз проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное времяв зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения используется наглядный материал, показ педагога.
  • Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно - оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.
  • Игровая оздоровительная гимнастика проводится ежедневно после дневного сна 5-10 мин. В её комплекс входят упражнения на кроватках на пробуждение, упражнения на коррекцию плоскостопия, воспитания правильной осанки, обширное умывание. Для профилактических целей каждым родителем был изготовлен коврик- дорожка с пуговицами. Дети с удовольствием ходят по нему после дневного сна. Дорожка прекрасно массажирует ступни малыша, укрепляет мышцы и связочный аппарат стопы, защищая организм в целом.

Здоровьесберегающие образовательные технологии в нашей группе -это в первую очередь технология воспитания валеологической культуры или культуры здоровья малышей. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Иными словами, нам важно достичь такого результата, чтобы наши дети, переступая порог « взрослой жизни» , не только имели высокий потенциал здоровья, позволяющий вести здоровый образ жизни, но и имели багаж знаний, позволяющий им делать это правильно.

Технологии обучения здоровому образу жизни:

  • Утренняя гимнастика проводится ежедневно 6-8 мин. с музыкальным сопровождением. Музыка сопровождает каждое упражнение. У детей при этом формируются ритмические умения и навыки.
  • Физкультурные занятия проводятся 3 раза в неделю по 20-25 мин. в соответствии программой, по которой работает ДОУ (традиционные, сюжетно- игровые, интегрированные оздоровительные). Они направлены на обучение двигательным умениям и навыкам. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. А присутствие музыки на занятиях способствует улучшению психологического и физиологического состояния организма ребёнка.
  • Серия игровых занятий «Азбука здоровья». Занятия проводятся 1 раз в неделю в форме кружковой работы. Мною разработана система валеологического воспитания дошкольников и формирования представлений детей о здоровом образе жизни. Внедрение разработанных занятий с применением нетрадиционных методов и приёмов позволило повысить интерес ребёнка к получению валеологических знаний, увлечь игровым сюжетом и необычным содержанием. У детей легко формируется понятие о том, что каждый человек должен сам заботиться о себе и своём здоровье. Расширяется представление о том, как нужно заботиться о сохранении здоровья.
  • Самомассаж. Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком.Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Он способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики. Для детей самомассаж - это профилактика сколиозов, простудных заболеваний, вегетативных дистоний. Он благоприятствует психоэмоциональной устойчивости к физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм. Самомассаж проводится в игровой форме ежедневно в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрыва­ющие массажные движения, их простота, до­ступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время спо­собствуют изменению позиции ребенка из объекта в субъект педагогического воздейст­вия, а это гарантия успеха реабилитацион­ной, коррекционной и развивающей работы.
  • Активный отдых (физкультурный досуг, физкультурный праздник, музыкальный досуг, «День здоровья»). При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более непосредственно чем на физкультурном занятии, и эта раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения. При этом используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движениях. Физкультурные праздники и досуги обязательно сопровождаются музыкой: это благотворно влияет на развитие у детей чувства прекрасного, закрепляет умения двигаться под музыку, понимать характер музыкального произведения, развивает музыкальный слух, память. На участке детского сада имеется спортивное оборудование, которое позволяет обеспечить максимальную двигательную активность детей на прогулке.

Коррекционные технологии:

  • Артикуляционная гимнастика - упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения,помогают быстрее «поставить» правильное звукопроизношение, преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения. С детьми, имеющих дефекты звукопроизношения, занимается логопед.
  • Технология музыкального воздействия. Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности), покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии). В связи с этим важно обратить внимание на то, какую музыку слушаем мы и наши дети.

При использовании музыки помню об особенностях воздействия характера мелодии, ритма и громкости на психическое состояние детей. Использую в качестве вспомогательного средства как часть других технологий, для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя. Широко использую музыку для сопровождения учебной деятельности дошкольников (на занятиях по изодеятельности, конструированию, ознакомлению с окружающим миром и т.д.)Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви, способна гармонизировать эмоциональное состояние маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания. Также музыку использую перед сном, чтобы помочь с трудом засыпающим детям успокоиться и расслабиться. Когда дети лягут в постель, включаю спокойную, тихую, мелодичную, мягкую музыку и прошу их закрыть глаза и представить себя в лесу, на берегу моря, в саду или в любом другом месте, которое вызывает у них положительные эмоции. Обращаю внимание детей на то, как расслабляется и отдыхает каждая часть их тела.

  • Сказкотерапия – используется для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание. В своей работе чаще использую авторские сказки, т.к. в них есть много поучительного. Сказки не только читаю, но и обсуждаем с детьми. Дети очень любят «олицетворять» их, обыгрывать. Для этого используем кукольный театр, ролевые игры, в которых дети перевоплощаются в разных сказочных героев. Дети также сами сочиняют сказки, ведь придуманная сказка ребёнком, открывающая суть проблемы- основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми.

Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.

Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов. С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй. Мною организован семейный клуб «Здоровячок». Цель работы клуба- повышение психолого- педагогической компетентности родителей, в том числе в вопросах укрепления здоровья детей, включение их в процесс активного взаимодействия с ДОУ. В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи, я использую разнообразные формы работы: открытые занятия с детьми для родителей; педагогические беседы с родителями - общие и групповые родительские собрания; консультации; занятия с участием родителей; выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями; Дни открытых дверей; участие родителей в подготовке и проведении праздников, физкультурных досугов; совместное создание предметно – развивающей среды; работа с родительским комитетом группы, анкетирование.

Наглядные стенды знакомят родителей с жизнью группы, с Конвенцией о правах ребенка, с возрастными физиологическими особенностями детей. Широко используется информация в родительских уголках, в папках-передвижках («Развитие ребёнка и его здоровье», «Игры с движениями» «Движение - основа здоровья» , «Формирование правильной осанки и профилактика её нарушений», «Зимние игры с ребенком» и т.д.).

Таким образом, проводимая мною физкультурно-оздоровительная работа позволяет привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в дошкольном учреждении.

Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно- образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка- стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Литература:

1. Е. И Подольская, Формы оздоровления детей 4 -7 лет., Издательство «Учитель» 2008год.

2. Н.И. Крылова, Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. , Издательство «Учитель» 2008год.

3. Т.Г. Карепова, Формирование здорового образа жизни у дошкольников. , Издательство «Учитель» 2009год.

4. О.Ф. Горбатенко, Т.А. Кадраильская, Г.П. Попова, Физкультурно-оздоровительная работа., Издательство «Учитель» 2007год.

5. О.Н. Арсеневская, Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду., Издательство «Учитель» 2009 год.

6. Т.А. Тарасова, Л.С.Власова, Я и мое здоровье. М., Школьная Пресса. 2008год.

7. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Метод. пособие.- М.: Т.Ц. Сфера, 2005.

8. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2 010.

9. Павлова М.А., Лысогорская М.В. Здоровьесберегающая система ДОУ/ - Волгоград: Учитель, 2009.

К работе прилагается презентация которую можно скачать .

Коррекционные технологии: Технологии музыкального воздействия – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. Арт-терапия - Сеансами 10-12 занятий по 30-35 мин начиная со средней группы. Программа имеет диагностический инструментарий и предполагает ведение протоколов занятий. Сказкотерапия – 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста. Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения. Технологии воздействия цветом – как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач. Правильно подобранные цвета интерьера в группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка. Психогимнастика – 1-2 раза в неделю со старшего возраста по 25-30 мин. Направлена на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка.

Слайд 12 из презентации «Современные образовательные технологии в ДОУ»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Современные образовательные технологии в ДОУ.ppt» можно в zip-архиве размером 1827 КБ.

Скачать презентацию

Дошкольное образование

«Инновации дошкольного образования» - Волшебная астрономия. Дошкольное образование – традиции и инновации. Нововведение. План работы над проектом. Рабочие учебные программы. Инновационный проект для детского сада. Этапы осуществления проекта. Название проекта. Метод проектов в ДОУ. Инновации в ДОУ.

«Дошкольное образование» - Оценка результатов внедрения в практику модели системы муниципального дошкольного образования. ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ БЕЛОГОРСКОГО РАЙОНА: проблемы, задачи и пути развития. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КАРТА муниципального образования Белогорский район. Повышение профессиональной компетентности кадров. Обеспечение преемственности дошкольного и общего среднего образования.

«Планирование в детском саду» - Планирование образовательной деятельности. Перспективный план на год. Тематическое планирование. Растения. Мы живем в России. Определяет содержание работы. План включает в себя 3 блока. Принципиальные изменения в дошкольном образовании. Календарный план в системе планирования образовательного процесса ДОУ.

«Технологии обучения дошкольников» - Формы работы. Технологии обучения здоровому образу жизни. Познавательно-исследовательская деятельность. Классификация детских игр. Коррекционные технологии. Классификация проектов. Исследовательское обучение. Функции игры. Закаливающие мероприятия. Игровая технология. Особый вид человеческой деятельности.

«Финансирование дошкольного образования» - Совещания. Родительская плата за присмотр и уход за детьми. Средний размер родительской платы. Присмотр и уход за детьми. Состав расходов. Среднемесячный размер платы. Финансирование дошкольного образования. Субвенция. Учредитель. Количество детей. Частные образовательные организации. Расходы. Компенсация родительской платы.

Архипова Е.Ф. доктор педагогических наук, профессор МПГУ, г.Москва.

Здоровьеоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) рассматривают в современной трактовке как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, которая является на сегодняшний момент одной из самых перспективных образовательных систем ХХI века.

Все чаще встречаются рекомендации по использованию здоровьесберегающих (коррекционных) педагогических технологий в образовании особых детей (ОВЗ). Внедрение в систему дошкольной организации инклюзивного образования заставляет педагогов ДОО искать педагогические технологии, обеспечивающие адекватные приемы дошкольного образования с коррекционной направленностью в отношении детей с ОВЗ, поступивших в группу ДОО на условиях инклюзивного дошкольного образования.

В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) отражаются государственные гарантии получения бесплатного доступного качественного образования всем детям. Государственные гарантии распространяются, в том числе, и на особых детей, испытывающих особые образовательные потребности. В эту категорию особых детей могут входить дети с ограничением возможности здоровья (ОВЗ) и дети-инвалиды.

Приведем только некоторые задачи, рекомендуемые к выполнению в ДОО, для реализации требований выполнения государственных гарантий в получении бесплатного доступного качественного образования всем детям. На первом месте стоит задача расширения возможностей развития личностного потенциала и способностей каждого ребенка дошкольного возраста. Далее выносится задача обеспечения условий здорового образа жизни и безопасности каждого ребенка. Оной из самых актуальных задач рассматривается задача приобщения всех детей (через индивидуальные и возрастные особенности их видов деятельности) к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Другие задачи мы в данной статье опускаем, хотя и они очень значимы.

Перечисленные задачи относятся непосредственно к образованию особых детей, у которых есть особые образовательные потребности. При реализации этих задач в ДОО в образовательном процессе с особым ребенком будут учитываться индивидуальные особенности каждого ребенка, его потенциальные возможности и в итоге будет формироваться более успешная коммуникация с окружающими и, таким образом, будет обеспечиваться социализация детей с ОВЗ.

ФГОС ДО при реализации программ, в том числе и адаптированных, призывает к выполнению определенных требований. Одним из основных, на наш взгляд, является требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

К признакам здоровьесберегающего характера образовательной технологии можно отнести:

– индивидуализацию психологических и педагогических воздействий;

Согласованность, сочетаемость, насыщенность использования различных сенсорных каналов восприятия (зрение, слух, осязание, обоняние, двигательная сфера и другие);

Учет особенностей психического, эмоционального, двигательного и речевого развития дошкольника;

– учет особенностей вида и темпа деятельности;

Использование интерактивных форм образования дошкольников;

Творческий характер образовательного процесса;

Учет возрастных особенностей дошкольника;

Построение образовательного процесса с учетом физиологических особенностей дошкольника.

Понятие «здоровьесберегающие педагогические технологии» объединяет в себе все направления деятельности ДОО по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся. А если рассматривать категорию детей с ОВЗ, то естественно, добавляется еще направление по коррекции нарушений в психическом, физическом, эмоциональном и речевом развитии.

Категория дошкольников с ОВЗ может быть различной по составу. В нее могут входить дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РАС; с задержкой психо-речевого развития (ЗПР), а также дети с комплексными нарушениями развития. Поэтому педагогу ДОО необходимо найти оптимальное комплексное использование здоровьесберегающих (коррекционных) педагогических мероприятий, которые позволят повышать эмоциональный настрой и работоспособность всех детей группы. Это будет способствовать сохранению и укреплению здоровья обычных детей и детей с ОВЗ. Но наиболее значимым достижением должны быть успехи в освоение адаптированных программ детьми с ОВЗ, коррекция недостатков в их развитии, нивелирование их отставания от здоровых сверстников.

Под здоровьесберегающими (коррекционными) педагогическими технологиями подразумевается система мер по охране, укреплению здоровья детей и коррекции недостатков в развитии у детей с ОВЗ. Здоровьесберегающая деятельность в ДОО может включать в себя разные направления:

медико-профилактические технологии;

физкультурно-оздоровительные технологии,

технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

здоровьесберегающие образовательные технологии.

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем.

Приводим перечень основных здоровьесберегающих (коррекционных) образовательных технологий:

Артикуляционная и мимическая гимнастика;

Дыхательная гимнастика;

Развитие моторики общей, тонкой и артикуляционной;

Зрительная гимнастика;

Психогимнастика; Психокоррекционные игры;

Пальцевая гимнастика; Пальчиковый театр; Пальцевая гимнастика с мячом;

Игры на пространственную активность;

Самомассаж, массаж карандашами, массаж рефлексогенных зон: Плантарный массаж (стоп); Аурикулярный массаж (уха), Массаж волосистой части головы (профессор Ауглин);

Кинезитерапия;

Тактильные и сенсорные дорожки, физиороллы, массажные мячи, батуты, дорожки для ходьбы, дорожки здоровья;

Миофункциональная стимуляция для профилактики речевых и ортодонтических нарушений у детей (миофункциональные тренажеры) при формировании неправильного прикуса у детей;

Мышечная релаксация; Бассейны (водный и сухой);

Хаготерапия, Холдинг-терапия;

Имагопрофилактика и имагокоррекция;

Ароматерапия; Фитотерапия; Литотерапия; Песочная терапия;

Библиотерапия; Вокалотерапия; Арттерапия; Хромотерапия;

Сенсорная стимуляция по методу Глена Домана;

Логоритмика; Физкультминутки; Танцетворчество;

Музыкальная терапия, Пантомимика;

Игротерапия; Сказкотерапия;

Игры с водой; Монтессори – терапия;

Ниткография; Конструирование; Леготерапия; Пазлотерапия;

Рисование: пластилином, природным материалом;

Лепка из глины и пластилина, тестопластика;

Оригами; Бумаготворчество; Макраме;

Анималотерапия, канистерапия, иппотерапия;

Эрготерапия; Трудотерапия; Самообслуживание;

Каллиграфиотерапия;

Мульттерапия

Речедвигательная гимнастика и другие педагогические здоровьесберегающие технологии.

Список литературы:

Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства//Дошкольное воспитание. -2004.-N1.-С. 114-117.

Евдокимова Е. С. Проектирование как здоровьесберегающая технология в ДОУ// Управление ДОУ. 2004. N1.

Рунова М. А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. – М. : Мозаика – Синтез, 2002.

Терновская С. А., Теплякова Л. А. Создание здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении// Методист. -2005.-N4.-С. 61-65.



top