Какие виды наследования существуют по законам хаммурапи. Гражданское право по законам хаммурапи, право собственности, обязательственное право, семейное право и наследование - законы хаммурапи

Какие виды наследования существуют по законам хаммурапи. Гражданское право по законам хаммурапи, право собственности, обязательственное право, семейное право и наследование - законы хаммурапи

> ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО ПО ЗАКОНАМ ХАММУРАПИ

При рассмотрении тех норм Законов Хаммурапи, которые по современным представлениям относятся к гражданскому законодательству, выделим три их категории: право собственности, обязательственное право и семейно-брачные отношения.

> Право собственности

Во времена правления Хаммурапи частная собственность достигла полного развития. В Вавилоне существовали различные виды земельной собственности: были земли царские, храмовые, общинные, частные. Важнейшим источником доходов царя были именно доходы с земельных владений. Во времена Хаммурапи царские и храмовые земли сдавались в аренду издольщикам. Значение хозяйства царского двора было велико и в области торговли и обмена. Царствование Хаммурапи было отмечено интенсивным развитием частной собственности на землю, чему в немалой степени способствовало расширение сети каналов. Частное землевладение было различным по своему объёму: крупные землевладельцы использовали труд рабов и батраков, мелкие - сами обрабатывали свою землю. Развитие частной собственности на землю вело к сокращению общинных земель, упадку общины. Земли свободно могли продаваться, сдаваться в аренду, переходить по наследству; о каких-либо ограничениях со стороны общины источники не упоминают.

Особый правовой режим существовал в отношении имущества воинов («имущество илку»), о чём говорилось выше.

> Обязательственное право

В Законах Хаммурапи имеется ряд статей, регулирующих аренду земли, игравшую, очевидно, большую роль в земельных отношениях того времени. Плата за арендованное поле обычно равнялась одной трети урожая. При аренде на условиях отдачи половины урожая, сдавший в аренду обязывался участвовать в расходах или в работе по обработке поля. Сад, который давал больше дохода, сдавался за две трети урожая. Аренда была краткосрочной (на один или два года). На более длительный срок в аренду сдавалась ещё не освоенная земля. Законы Хаммурапи, определяя отношения между хозяином земли и арендатором, способствовали развитию хозяйства. Если арендатор не обрабатывал взятую землю, то он должен был уплатить хозяину поля исходя из объёма урожая, выращенного соседями.

Кроме аренды поля, сада Законы Хаммурапи упоминают о различных видах имущественного найма: помещения, домашних животных, повозок, судов, рабов. Законы устанавливают не только плату за наём вещей, но и ответственность в случае потери или гибели нанятого имущества.

Широко был распространён договор личного найма. Кроме рабочих для сельскохозяйственных работ, нанимали врачей, ветеринаров, строителей. Законы Хаммурапи определяют порядок оплаты труда этих лиц, а также ответственность за результаты труда (например, ответственность врача в случае смерти больного).

Довольно подробно Законы Хаммурапи регулировали договор займа. Характерной чертой законодательства Хаммурапи в этом вопросе является стремление ограничить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство. Об этом свидетельствуют положения о максимальном сроке отработке долга (3 года), ограничение процентов, взимаемых ростовщиком как с денежного, так и с натурального займа, ответственность кредитора в случае смерти должника-заложника в результате дурного обращения с ним.

В условиях существования частной собственности как на движимое, так и на недвижимое имущество, большое развитие получил договор купли-продажи. Продажа наиболее ценных предметов (земли, построек, рабов, скота) осуществлялась с заключением письменного договора (на глиняных табличках) при свидетелях. Продавцом мог быть только собственник вещи. Продажа имущества, изъятого из оборота (например, имущества илку), считалась недействительной.

Кроме названных, Законы Хаммурапи знают договоры хранения (поклажи), товарищества, меры, поручения.

Законам Хаммурапи были известны обязательства из причинения вреда. Ответственность несёт тот, кто причинит смерть рабу (хозяину следует отдать раба за раба). Корабельщик, потопивший корабль вместе с вверенным ему для перевозки имуществом, обязан был возместить стоимость всего погибшего.

> Семейное право и наследование

вавилонский право закон хаммурапи

Брак, согласно Законам Хаммурапи, был действительным только при наличии письменного договора между женихом и отцом невесты. Выкуп за невесту мог заменяться многолетними отработками жениха в пользу отца невесты. Семейные отношения строились на главенстве мужа. Измена жены сурово наказывалась, но Законы Хаммурапи допускают её с согласия мужа, причём особо оговаривается случай такого согласия для спасения своей жизни.

Бездетность жены допускала применение нормы, использованной при составлении брачного договора семьи Тегаптилли, найденном в архиве среди развалин дома богатого купца в Нузу. В договоре есть такой пункт: «Если у жены будут дети, муж не имеет права брать вторую жену. Если же у неё детей не будет, она сама выберет мужу наложницу из числа рабынь, а детей, рождённых от этого союза, воспитает как своих собственных». Актом формального признания сына рабыни законным наследником рода было то, что наложница рожала на коленях у жены. Отметим, что Законы Хаммурапи всё же допускают за замужней женщиной на наличие собственного имущества, право развода и наследования.

Довольно сильная власть отца над детьми проявляется в возможности продавать детей, отдавать в качестве заложников на долги, за клевету или оскорбление родителей - отрезать язык. Тем не менее, законодательство ограничивает эту власть. Так, отец не имел права лишить наследства сына, не совершившего преступление.

В случае бездетности Законы Хаммурапи допускают также усыновление детей.

Право наследования в Законах Хаммурапи предусматривает наследование как по закону, так и по завещанию, причём первое является основным. Только по закону могло наследоваться имущество илку. Наследование по завещанию существовало только с известными ограничениями. В качестве наследников выступали: дети, внуки, дети от рабыни-наложницы, если отец признавал их своими. В то же время при наследовании по завещанию действовали узаконенные нормы обычного права. В архиве клинописных табличек из Нузу было обнаружено завещание, в котором отец оставляет старшему сыну статуэтку домашнего божка и главную долю наследства, при этом другие сыновья имеют право приходить в дом основного наследника и приносить жертвы божку. Эти изображения домашних богов упоминаются и в Законах Хаммурапи: зять, обладающий такой статуэткой, принадлежавшей тестю, имел право наследовать имущество наравне с сыновьями.

Общие понятия.

1. Собственность.

2. Виды обязательств.

3. Брачно-семейные отношения.

4. Виды преступлений и наказаний.

5. Процесс.

1. Первая кодификация законов Вавилонии, относившаяся к началу прав­ления царя Хаммурапи, до нас не дошла.

Известные нам Законы Хам­мурапи были созданы в конце этого правления.

Сборник законов выбит на черном базальтовом столбе. Текст законов заполняет обе стороны столба и начертан под рельефом, который по­мещен наверху, на лицевой стороне столба, и изображает царя, сто­ящего перед богом Солнца Шамашем - покровителем суда. Изложение законов отличается тем, что сделано в казуистической фор­ме, тексты не содержат общих принципов, не имеют религиозного и морализирующего элементов. Текст сборника состоит из трех частей:

✓ введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему цар­ство для того, "чтобы сильный не притеснял слабого", а также пере­числяет благодеяния, которые были им оказаны городам своего госу­дарства;

✓ 282 статьи законов;

»/ обширное заключение.

Источниками при составлении сборника послужили:

обычное право;

шумерские

новое законодательство.

2. При царе Хаммурапи частная собственность на землю достигла наивыс­шего уровня развития.

В Вавилоне существовали следующие виды земельной собственности: царские; храмовые; ✓ общинные; частные.

Царским и храмовым хозяйством управлял царь.

С развитием частной собственности на землю сокращались общинные земли, происходил упадок общины. Поэтому земли могли свободно продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, каких- либо ограничений на подобные сделки со стороны общины не суще­ствовало.

Крупные землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих, мелкие землевладельцы обрабатывали свою землю сами. Земельные наделы воинов, а также имущество солдат, как сказано в вопросе 9 "Государственное устройство Вавилонии", подчинялись осо­бому правовому режиму.

3, Законодательству Хаммурапи известны договоры:

имущественного найма; личного найма; займа;

купли-продажи;

хранения;

товарищества;

поручения.

Большую роль в земельных отношениях того времени играет аренда земли, поэтому в Законах Хаммурапи имеется ряд статей, посвящен­ных аренде - поля, сада, еще не освоенной земли.

В Законах Хаммурапи упоминаются различные виды имущественного найма: помещений, домашних животных, судов, повозок, рабов. Уста­навливается плата за наем вещей, а также ответственность в случае потери или гибели нанятого имущества.

При помощи договора личного найма нанимали сельскохозяйственных рабочих, врачей, ветеринаров, строителей. Законами определяются по­рядок оплаты труда этих лиц и их ответственность за результаты труда. Особенностью законодательства Хаммурапи в отношении договора займа (как денежного, так и натурального) является стремление оградить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство. Законы под­робно регулировали следующие положения:

ограничение максимального срока отработки долга тремя годами; ограничение процентов, ростовщиком;

✓ответственность кредитора в случае смерти должника в результате дур­ного обращения с ним.

Договор купли-продажи также был очень распространен ввиду суще­ствования частной собственности на движимое и недвижимое имуще­ство. Купля-продажа регламентировалась следующими положениями: ✓продажа ценных предметов (земли, построек, рабов, скота) осуществ­лялась в письменной форме при свидетелях;

продавцом мог быть только собственник вещи; ✓продажа имущества, изъятого из оборота, считалась недействительной.

Брак заключался на основе письменного договора между будущим му­жем и отцом невесты и был действительным только при наличии этого договора.

Главой семьи был муж. Замужняя женщина обладала некоторой право­способностью: она могла иметь свое имущество, сохраняла право на принесенное ею приданое, имела право на развод, могла наследовать после мужа вместе с детьми. Однако права жены были ограничены: за неверность (определяемую в законе как прелюбодеяние) она подверга­лась суровому наказанию; если была бесплодна, то мужу разрешалось иметь побочную жену.

Будучи главой семьи, отец имел над детьми сильную власть: он мог продавать детей, отдавать их в качестве заложников за свои долги, отре­зать язык за злословие на родителей.

Хотя закон и признает наследование по завещанию, преимущественным способом наследования является наследование по закону. В качестве на­следников выступали: дети;

«/Усыновленные дети (Законы Хаммурапи разрешают усыновление де­тей);

✓дети от рабыни-наложницы, если отец признавал их своими.

Отец не имел права лишить наследства сына, не совершившего пре­ступления.

5, Общего понятия преступления и перечня всех деяний, которые призна­ются преступными, Законы Хаммурапи не дают. Из содержания коди­фикации можно выделить три вида преступлений:

✓ против личности;

✓ имущественные; ✓против семьи.

К преступлениям против личности законы относят неосторожное убий­ство. Об умышленном убийстве ничего не говорится. Подробно рассмат­риваются различного рода членовредительства: повреждения глаза, зуба, кости. Отдельно отмечается причинение побоев.

Среди имущественных преступлений законы называют кражу скота, ра­бов. Отличными от кражи преступлениями считаются грабеж, укрыва­тельство рабов.

Преступлениями, подрывающими устои семьи, законы считают прелюбо­деяние (неверность жены, и только жены) и кровосмешение. Также преступными являлись действия, подрывающие отцовскую власть. Целью наказаний, предусмотренных Законами Хаммурапи, являлось возмездие, что определяло их виды. Основными видами наказаний являлись:

смертная казнь в различных вариантах - сожжение, утопление, посаже- ние накол;

членовредительские наказания - отрубание руки, отрезание пальцев, языка и т. п.;

✓ штрафы; изгнание.

определении наказания за преступления, совершенные против личности, законодатель руководствовался "принципом талиона" - "мера за меру", когда виновному назначалась та же участь, что и потерпев­шему.

Наказаниями за имущественные преступления были смертная казнь, членовредительство или штраф, многократно превышающий стоимость украденного. В случае неуплаты штрафа виновного казнили. Преступления, подрывающие основы семьи, также наказывались смерт­ной казнью (за прелюбодеяние) или членовредительством - например, отрубанием руки сыну, ударившему отца.

6. Ведение процессов по уголовным и гражданским делам осуществлялось одинаково и начиналось по жалобе потерпевшей стороны. Доказателъ- ствами служили свидетельские показания, клятвы, а также ордалии (например, испытание водой, регламентированное законодателем). Согласно нормам процессуального права судья обязан был лично ис­следовать дело. Изменить свое решение судья не мог под угрозой круп­ного штрафа и лишения должности без права возвращения к ней.

Базальтовый столб, со всех сторон покрытый клинописью - древнейший на земле свод законов; был составлен в царствование Хаммурапи, царя Вавилона, в XVIII столетии до н. э. На самом верху столба изображен сам Хаммурапи. Он стоит перед троном, на котором восседает верховный бог Вавилона - Маардук. В руках Хаммурапи жезл - символ судебной власти, врученный царю самим богом. Стремление представить законы исходящими от бога - так пытались придать им большую силу. Законник Хаммурапи состоит из 282 статей. Полностью сохранилось 247.

Для наиболее распространенных сделок, например купли-продажи, Законник предусматривает три условия действительности: чтобы имущество не было изъято из оборота (например, илку - земли воинов); чтобы продавец был действительным- собственником вещи и мог гарантировать нового приобретателя от эвикции, то есть истребования проданной вещи ее настоящим собственником; чтобы оформление сделки происходило в присутствии свидетелей.

Малоземелье (из-за роста населения и разграбления общинной земли), вызвало необычайное распространение арендных отношений. Условия аренды вследствие большого спроса были тяжелыми. Арендатор платил хозяину определенную долю, не зависящую от урожая: 1/3 или 1/2 того, что может принести поле.

Не лучшими были условия договора займа. %% составляли 20 годовых по займам и 30 для займа зерном. Заботясь об обеспечении долга, кредитор имел право требовать в залог обработанное и засеянное должником поле. Исполнение обязательств было непременным для обеих сторон. Только при их обоюдном согласии разрешалось "смочить договор" - размягчить глину, на которой он написан, стереть ненужное, вписать новое.

В древневавилонской семье господствует муж. Он ведет общее хозяйство семьи; представляет ее в деловых отношениях; ему принадлежит право распоряжения женой и детьми. В случаях крайней нужды отец вправе продать своих детей всякому, кто их захочет купить. Жену, которая "позорит" своего мужа или "расточает его имущество", разрешается "отвергнуть" и выгнать из дома. Во власти мужа оставить ее в доме на положении рабыни и жениться вторично. Бездетная жена может дать мужу наложницу, оставаясь хозяйкой в доме. Но муж и в этом случае имеет право на развод. Действуют два принципа: свобода развода для мужа и ограничение права на развод для жены (только три законных основания к разводу: прелюбодеяние мужа; оставление им дома и местности проживания; неосновательное обвинение в супружеской неверности). Жена вправе: распоряжаться своим имуществом, нажитым ею в браке: полученным по наследству, дарению и пр.; заключать сделки купли-продажи и займа, наживать деньги, приобретать землю, рабов. Мужу запрещалось: расточать имущество жены или распоряжаться им без ее согласия.



Два вида наследования - по закону и по завещанию.

Законник Хаммурапи говорит главным образом о законном наследовании. Завещательная свобода находится еще в зародыше. Отец вправе отказать сыну в наследстве, но не по произволу, а в наказание за "тяжелый грех", да и то по разрешению судей, которые исследуют дело. Дети наследуют в равной доле: сестры получают столько же, сколько и братья. Долю умершего сына получают его дети. Усыновленные дети наследуют на равных основаниях с "законными" детьми. Дети, прижитые от наложницы, наследуют, если отец признает их своими (и только движимое имущество).

Законы Ману

Законы Ману состоят из 12 глав и 2685 статей. Главное в Законах Ману - закрепление существующего варнового строя. Особенностью Законов Ману является религиозная окраска всех его положений.

Право собственности . Законы указывают 7 возможных способов возникновения права собственности: наследование, получение в виде дара или находки, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, а также получение милостыни. Ещё одним способом приобретения права собственности была давность владения (10 лет). Среди основных видов собственности Законы называют землю (была царская, общинная, частная). За незаконное присвоение чужой собственности (чужого участка земли) накладывался большой штраф. Также Законы Ману охраняют и движимое имущество. Наиболее значительным из него было: рабы, скот, инвентарь.

Обязательства . Обязательственные отношения получили в Законах Ману довольно тщательную разработку. В основном в Законах говорится об обязательствах из договоров, например, договор займа, найма, аренды земли.

Купля-продажа является одним из договоров, о котором упоминается в Законах Ману. Договор считался действительным, если совершался в присутствии свидетелей и в качестве продавца должен был выступать собственник вещи. В течение 10 дней после совершения купли-продажи сделку можно было расторгнуть без каких-либо уважительных причин.

Упоминается в Законах Ману договор дарения. Сделка расторгается таким же образом, как и заключается.

Законам Ману известны были и обязательства из причинения вреда. В качестве основания для возникновения такого обязательства называется порча имущества, вред, причиненный движением повозки по городу. При этом виновный должен был возместить причиненный ущерб и уплатить штраф царю.

Брачно-семейные отношения . Для Древней Индии характерна большая патриархальная семья. Глава семьи - муж. Законы Ману определяют положение женщины следующим образом: в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости - мужа, после смерти - под властью сыновей, ибо "женщина никогда не пригодна для самостоятельности". Законы Ману прямо требуют от жены почитать своего мужа, как бога. Муж мог иметь несколько жен, развестись с женой. Жена же не могла покинуть семью, даже если муж ее продал и оставлял, она продолжала считаться его женой. За измену жена подвергалась страшному наказанию, вплоть до смертной казни. Наследования по завещанию древнеиндийское право не знало.

Уголовное право и процесс . Среди преступлений, называемых Законами Ману, на первом месте стоят государственные (службу врагам царя, поломку городской стены, городских ворот). Более подробно Законы описывают преступления против собственности и против личности. Среди имущественных преступлений Законы большое внимание уделяют краже. Меры, применяемые к вору зависели от того, был ли он задержан на месте преступления или нет, совершена кража днем или ночью. Пойманного с краденым и с воровским инструментом Законы предписывают казнить.

Умышленное убийство влекло за собой смертную казнь. Убийство при защите себя, защите женщин и брахмана (необходимая оборона) не наказывалось.

Наказание зависело от принадлежности виновного и потерпевшего к варне. Среди видов наказания следует назвать смертную казнь (для брахмана она заменяется бритьем головы), членовредительские наказания (отрезание пальцев, рук, ног); штрафы, изгнание, тюремное заключение и другое.



top