Александр невский образец нравственных и духовных ценностей. Протоиерей Александр Зелененко

Александр невский образец нравственных и духовных ценностей. Протоиерей Александр Зелененко

События последних лет показали, что мы многое потеряли. Мы разучились жить по законам предков, в христианском духе – как Бог велит и учит святая Церковь. Мы утратили прежние устои и преемственность традиционного уклада жизни, и нам предстоит её восстанавливать, если не хотим духовно-нравственной деградации и вырождения. Среди множества задач, стоящих сегодня перед российским обществом, важнейшей является восстановление исторической памяти народа, православной веры, с нею связанных ценностей, идеалов, нравственных ориентиров, отечественных народных традиций в общественной, семейной жизни и в воспитании детей.

Проблема воспитания подрастающего поколения сегодня является главной для России

Проблема воспитания подрастающего поколения сегодня является главной для России. Её приоритет осознается педагогами, родителями, Церковью, общественными и государственными деятелями, но благотворно-действенных шагов очень и очень мало – по причине отсутствия единомыслия среди взрослых людей, призванных обеспечить достойное воспитание.

Воспитать духовно-нравственную личность – значит обрести в её лице опору для будущей семьи, церковной общины, профессионального коллектива, государства и общества. И здесь не обойтись без преемства национальных идеалов – подвижников веры и благочестия, примеров святости, патриотизма, доблести и чести. Одним из ярких примеров в этом уже на протяжении многих веков для наших соотечественников служит святой благоверный великий князь Александр Невский – потомок и наследник легендарного княжеского рода Мономаховичей. Рода, который дал России 15 из 18 великих князей и 20 святых. Рода, не просто принявшего Православие, а вместившего в себя всю глубину христианского образа жизни и понимания, что власть означает служение Богу, своему народу и сама от себя ничего не имеет. Именно Мономаховичи стали дей­ственно формировать на Руси идею единого православного государства.

В Александре Невском наиболее полно сочетается служение Богу, Православию и народу

Святой благоверный великий князь Александр Невский на протяжении многих веков служит для наших соотечественников образом святости. Из той трагической эпохи нам трудно найти подобные примеры такого последовательного жизненного подвига, так как в благоверном князе Александре наиболее полно сочетается служение Богу, Православию и своему народу.

В чем же состоял бессмертный подвиг и благой пример Александра Невского? Почему он стал национальным героем Руси, выдающимся великим князем, мудрым политиком-дипломатом, храбрым полководцем и прославленным святым Православной Церкви? Какими путями шла его земная жизнь, проходившая, по слову историков, как «между молотом и наковальней»? Ответить на эти вопросы можно, только внимательно изучив свидетельства древних летописей, житий и других источников.

Судьба отвела князю Александру Ярославичу всего 43 года (1220-1263 гг) земной жизни. Вначале он был правителем Новгородской земли, защитником Новгорода и Пскова, а с 1249 г. стал великим князем Владимирским, главою всей Руси. Правил Александр страною русичей в труднейшее время татаро-монгольского ига и ополчившихся с запада и севера немецких, ливонских и шведских католических рыцарских орденов. Прославился он как мудрый политик и талантливейший полководец, вызывавший восхищение даже у своих врагов.
В 1263 году, в конце ноября, возвращаясь из Орды, он скончался в Городце на Волге, приняв монашеский постриг – схиму с именем Алексий. Узнав о кончине князя от гонца во время службы, митрополит Кирилл с амвона храма сказал тогда: “Дети мои, знайте: зашло солнце земли русской”. И тогда произошли чудеса, знаменовавшие, что жизненный путь завершил человек необычайный. А летописец русский записал слова: «...прослави Бог угодника своего, иже много тружася за землю нашу и за Новгород и Псков и за всю землю Русскую живот свой полагая, за православное христианство».

Современный мир, не исключая и христиан, просто болен параличом безответственности

Из жизненного подвига Александра Невского мы видим, какой нравственной высоты и силы достигали в нём христианский долг и гражданская ответственность. Современный мир, не исключая и христиан, просто болен параличом безответственности. Безответственность постыдна и отвратительна во всех областях человеческой жизни. Но именно ею пронизаны сегодня все слои общественной и семейной жизни.

Русский философ И.А. Ильин в свое время писал, что в связи с оскудением духовности, неспособности к переживанию религиозного опыта, «в человечестве поколебалось чувство долга и ответственности. Дух есть творческая энергия; ему естественно вменять себе совершаемое и отвечать за совершённое. Это чувство есть вернейший признак духовности».

Любой человек может стать подвижником, стать святым, достигнуть меры великих святых, если только пожелает этого всем своим существом. Многие читали ответ преподобного Серафима Саровского на вопрос: «Почему сейчас нет тех чудес, которые совершали древние христиане?» И преподобный ответил: «Потому что нет у людей как прежде, той решимости и ревности к богоугождению и служению». В этом контексте понятия «решимость» и «ответственность» чрезвычайно близки.

Все его житие можно уподобить иконе, образу, сверяясь с которым и должно строить свою деятельность правителям Руси и ее защитникам. На иконе святого Александра Невского в Александро-Невской Лавре, у раки с мощами, отражены четыре главные ипостаси князя: как идеал руководителя – он одет в великокняжескую мантию, как защитник веры – указывает путь ко Христу, как воин – облачен в воинские доспехи, как народный герой – стоит на русской земле, как «Солнце земли Русской». Эта дивная икона полностью олицетворяет Александра Невского как символ России.

Каков правитель народа, таковы и служащие при нем (Сир. 10,2). Воспитание личности, особенно в молодом возрасте, основано на подражании положительным примерам. Для всех христиан Высшим Идеалом является Христос. Апостол Павел указывает и путь приближения к Идеалу: Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу (Кор. 4,16).

Святые отцы Церкви рекомендуют совершен­ствоваться, восходя «от силы в силу»: «Нелегко сразу подражать Христу. Подражай сначала своим добрым соседям. Пусть это будет первой ступенью. Подражай добрым людям твоего народа. Пусть это будет вторая ступень. Потом подражай великим святым Церкви. Это будет третья ступень. И, наконец, подражай Христу. Это – вершина, на которую невозможно подняться одним рывком» (святитель Николай Сербский).

Своим примером Александр Невский задаёт нам образ воспитания цельной, духовно-нравственной личности – как христианина, семьянина и гражданина. Эти три важнейших слагаемых и составляют генеральную линию педагогической деятельности, осуществимой в сотрудничестве семьи, школы и Церкви, родителей, педагогов и пастырей. Без их единомыслия и без подвижнического труда в заботе «о малых сих» недостижимо и воспитание цельной личности.

  • Воспитание духа – это воспитание христианина , которое осуществимо лишь при участии Церкви, пастырском окормлении родителей, детей и педагогов для обретения ими единодушия, согласия и христианской любви.
  • Воспитание души благонравной и благородной – это воспитание семьянина благодатным строем жизни семьи в христианском укладе и церковной традиции.
  • Воспитание тела – это воспитание гражданина – патриота, любящего Отечество и способного защитить его, к чему более всего призваны юноши – усилиями Государства, Церкви и государственной школы.

Если достигнут в единодушии родители, педагоги и пастыри этого в воспитании детей – сделав их чадами Божьими, Церкви, Отечества и родителей, – то все остальное: образование, развитие дарований, здоровье и необходимые средства к жизни – приложатся, как и сказал об этом Господь в Нагорной проповеди: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам (Мф. 6, З3).

Русское воинство издавна славилось своими великими полководцами. Большинству, вне всякого сомнения, в первую очередь приходят на ум фамилии Суворов, Кутузов, Багратион, Жуков. Но особо следует назвать святого благоверного князя Александра Невского, своими ратными подвигами навсегда прославившего русское воинство во всем мире. Историческую ценность и значимость двукратного отражение Александром Невским отрядов крестоносцев на реке Неве и Чудском озере невозможно недооценить. Это были первые действительно крупные победы России над иностранными европейскими захватчиками, надолго остудившие пыл католической Европы в своих притязаниях на территорию России.

За всю свою жизнь Александр Невский неоднократно своими личными отвагой, храбростью и мудростью спасал Россию от опустошающих набегов татаро-монгол, попутно вселяя в сердца русских людей надежду на будущее укрепление русского воинства и изгнание неприятеля с родных земель. За невероятные заслуги, за жертвенное служение России, за принятую в жесточайшем речном сражении смертельную болезнь «за други своя» великий князь Александр Невский, принявший перед смертью монашеский постриг в схиму с именем Алексий, был причислен к лику святых Русской Православной Церкви.

Но прижизненные подвиги благоверного князя не были забыты и после его смерти. 21 мая (1 июня н.ст.) 1725 г. по завещанию Петра I высочайшим указом императрицы Екатерины I была учреждена одна из высших наград Российской Империи - Орден во имя Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского. По замыслу Петра Великого орден должен был стать исключительно военной наградой, однако среди первых награжденных им лиц были и гражданские, в результате чего орденом награждались особо отличившиеся на государственной как военной, так и светской службе высокопоставленные лица. В 1917 году вместе с прочими имперскими наградами орден Александра Невского был упразднен, но восстановлен указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июля 1942 года одновременно с орденами Суворова и Кутузова для награждения командного состава Красной Армии за выдающиеся заслуги в организации и руководстве боевыми операциями и за достигнутые в результате этих операций успехи в боях за Родину. В СССР орденом Александра Невского было награждено свыше 40 тысяч человек, эта награда выдавалась исключительно офицерскому составу и была весьма почитаема среди военных - никто никогда не забывал ратных подвигов благоверного князя и с великим почтением относился к нему.

В настоящее время переосмысление роли духовности в жизни человека и общества получило новый импульс развития, в том числе и в области военного дела. Лишенный статута в лихолетье перестроечного бреда 1992 года орден Александра Невского был возвращен в список государственных наград в 2010 году. Этот факт свидетельствует о возрождении почитания святых русских воинов в России. В результате поиска новых духовных ориентиров многие обращаются к русской истории и находят примеры неоценимой пользы религиозно-нравственного воспитания в русле православной церкви. Проблемы современной российской армии обуславливают необходимость поиска таких подходов к воспитанию защитника Родины, которые должны формировать военнослужащего нового типа, отличающегося не только высоким профессионализмом, но и высоким уровнем духовно-нравственных качеств личности, примером для которых может стать и образ святого благоверного князя Александра Невского. Важно отметить, что исключительно силами Русской Православной Церкви невозможно решить вопрос религиозно-нравственного воспитания в российской армии, необходимо также провести глубокую реформу в области образования и воспитания будущих защитников отечества.

Перед современной российской армией стоит очень серьезная и важная задача - воспитание подлинного боевого духа, сочетающего в себе не только достойное физическое развитие воина, но в первую очередь духовно-нравственное воспитание. При этом необходимо учитывать опыт таких русских полководцев, как святой благоверный князь Александр Невский - один из самых достойных образцов для подражания, в котором мы находим обоснованные свидетельства необходимости православной веры для защитника отечества, как духовной опоры и поддержки для достойного прохождения всех тягот воинской службы.

Необходимо указать, что воспитание настоящего патриота, способного с оружием в руках защитить свою страну, следует начинать в школе. Это направление в реформировании образовательной системы РФ должно стать одним из важнейших, поскольку именно в школе закладываются нравственные основы воспитания. К сожалению, в последнее время образовательный ценз падает, в некоторой степени из-за интенсивного притока мигрантов в школы. Иммигрировавшие в нашу страну люди не только не отказываются от своих этно-культурных традиций и особенностей, но и продолжают ощущать себя гражданами своих родных государств и не стремятся к ассимиляции с коренным населением России - русскими, но держаться обособленно и не являются патриотами нашей страны, о чем говориться в частности в исследованиях военного историка и социолога Широкорада А. Б. О проблемах с мигрантами недавно говорил глава Федеральной миграционной службы Константин Ромодановский на встрече с Ассоциацией европейского бизнеса в Москве:

«Мигранты из СНГ, прежде всего, из стран Центральной Азии, которые едут работать в Россию, должны вести себя по правилам нашей страны, нарушениям должен быть положен конец. Я отлично отношусь к представителям всех государств, но они тоже должны нас уважать. Мы должны создать цивилизованную миграцию, чтобы люди жили по нашим правилам», - сказал глава ФМС. Также Ромодановский отметил, что россияне должны иметь приоритет при приеме на работу.

Мигранты в большинстве своем относятся к России как к месту большого заработка, соответственно и их дети, обучающиеся в наших школах, могут проявлять неуважение как к учителям, так и к учебному процессу, в связи с чем темп обучения вынужденно снижается и преподаватели не успевают подробно изложить всю программу обучения. Параллельно растет количество случаев хулиганства, пьянства, наркомании, источником которых нередко являются мигранты.

Огромные пробелы в воспитании и дисциплине, как в средних, так и в высших учебных заведениях приводят к оскудению нравственности, источником которой нередко являются антиправославные взгляды, широко распространенные среди всех слоев населения. В свою очередь совокупность этих факторов приводит к упадку духовности, что не способствует воспитанию будущих защитников Родины. К сожалению, сегодня и в армии, и в МВД офицерский состав относится к своим обязанностям весьма поверхностно: известны сотни случаев коррупции, превышения должностных полномочий. Отдельно стоит отметить резкое увеличение случаев применения огнестрельного и травматического оружия сотрудниками МВД в нетрезвом состоянии против мирных жителей. Офицер полиции, армии или других структур должен с честью носить свое звание и быть офицером и защитником интересов своей родины и ее граждан как на рабочем месте, так и вне его.

Но проблемы нравственности и чувства морали есть не только у офицерского состава - несущие службу в ВС РФ солдаты также бывают подвержены моральному разложению, о чем свидетельствует огромное количество случаев дедовщины, нарушения субординации в рядах военнослужащих. Разные источники сообщают о довольно значительном проценте отслуживших в рядах российской армии людей среди заключенных, но, к сожалению, на сегодняшний день еще нет ни одного объективного исследования на эту тему, поэтому проблема только обозначена.

Проблемы российской армии существенны и не могли не обратить на себя внимание. В частности, Президент Российской Федерации В. В. Путин еще в своей предвыборной кампании уделил много внимания вопросам реформирования всей армейской структуры. В одной из программных статей он заявляет, что в предельно сжатые сроки необходимо оснастить российскую армию принципиально новой техникой, «которая видит дальше, стреляет точнее и реагирует быстрее», чем аналогичные системы у любого потенциального противника. По мнению экспертов, энергичное перевооружение армии поднимает ее престиж в глазах молодежи. Еще одним направлением работы В. В. Путин назвал получение отслужившим в армии льгот для поступления в ВУЗы и на государственную службу.

Исключительно полезной для религиозно-нравственного воспитания военнослужащих российской армии можно назвать внимание президента к славной военной истории нашей Родины. Глава государства напомнил, напомнил, что рождение России началось не с 1917 и даже не с 1991г., и у страны есть неразрывная тысячелетняя история. Но, например, Первая мировая война была вычеркнута из памяти по ряду политических соображений, что «неправильно, и с этим необходимо покончить». Стране нужны памятники героям Первой мировой войны. «Наши предки называли ее великой войной, но она была незаслуженно забыта», - указал он.

Российский лидер выступил с неожиданной инициативой и предложил возродить Преображенский и Семеновский полки, которые являлись элитой российской армии в течение нескольких веков. «Боевой дух вооруженных сил держится на традициях, на живой связи с историей, на примерах мужества и самопожертвования героев», - сказал В. В. Путин.

Владимир Владимирович регулярно напоминает соответствующим ведомствам о социальных проблемах среди призывников. Нынешняя система призыва содержит большой элемент социального неравенства, считает Путин, поскольку в армию преимущественно попадают молодые люди из малоимущих семей, в то время как на защиту своей страны должен вставать каждый ее истинный гражданин и патриот. Дополнительными мерами по поднятию престижа военной службы как среди призывников и офицерского состава, так и среди остального населения, должны стать масштабное перевооружение и улучшенное финансирование вооруженных сил.

«Мы будем реализовывать программы, связанные с развитием ракетной техники, авиации, флота, средств связи и разведки. На каждую компоненту у нас прописана отдельная программа. Нет оснований сомневаться в том, что она будет выполнена», - заявил президент на встрече. Стоит подчеркнуть, что политика наращивания военной мощи пользуется явной поддержкой общества. Согласно данным опроса, проведенного «Левада-Центром», 46% респондентов поддерживают рост военных расходов, даже если он замедлит темпы экономического роста. 41% опрошенных высказался против. Предыдущий такой опрос проводился в 1998 году. Тогда 35% поддержали увеличение расходов, а 53% - нет. Институт русского социологического исследования получил несколько иные данные. Рост оборонных расходов одобряет 68% опрошенных, 12% опрошенных затруднились ответить и только 20% высказались против роста увеличения военных расходов.

В. Путин напомнил, что на комплексную программу перевооружения армии и флота предусмотрено финансирование в объеме 20 трлн руб. до 2020г. и еще 3 трлн руб. - на модернизацию производств предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК).

Сегодня общество активно ищет религиозные идеалы, нравственную опору, моральную поддержку, которую оно может найти и находит в Православной Церкви. Нельзя недооценивать возможность приобщения к нравственным идеалам не только гражданского общества, но и армии. О важной роли религии в воспитании воина свидетельствуют судьбы выдающихся полководцев: Владимира Мономаха, Александра Невского, Дмитрия Донского, Александра Суворова, Федора Ушакова, Дмитрия Скобелева, Михаила Драгомирова - их образ был для солдат примером, они поддерживали свое воинство.

Образ российской армии на протяжении веков сочетал в себе два основополагающих принципа - это любовь к Родине и любовь к Богу. Патриотизм и вера были присущи как простому солдату, так и главнокомандующему. Российская армия была очень мощной структурой и была достойна великого государства, которое она защищала. Важнейшими основами службы были личный пример командира, взаимовыручка и уважение, общая идея божиего благословения воинам, с честью и достоинством совершающим свое служение, и каждый воин знал, что нет большей чести, чем «умереть за други своя».

Христолюбивое воинство полагалось не только на свое умение, но и на божию помощь, и таким образом одерживало победы. Два раза превосходящая русскую армию по многим статьям немецкая армия пыталась покорить нашу землю, но всякий раз получала достойный отпор. Прекрасная немецкая армия выродилась, такие понятия как честь, благородство, идея служения родине и ближним была заменена фашистской националистической идеологией и привела вместо блистательной победы к полному краху.

Неоднократные попытки знаменитых полководцев, таких как Наполеон, известные нам из истории, покорить русскую землю оканчивались безусловной победой русского оружия. При этом российская армия проявляла человеческое, доброе отношение к пленным и простым гражданам захваченных стран, человеколюбие и сострадание, чем не могли похвастаться воины других стран. Из рассмотренного мы знаем, что Бог помогает в войнам праведным, и очевидное свидетельство этой помощи можно увидеть на примере русского христолюбивого воинства.

Примеры победоносных армий великих полководцев нашей страны, свидетельства из Священного Писания о доблести и чести воина, мнения известных военных историков могут стать одной из тем для проведения миссионерской деятельности среди военнослужащих и из родственников. Важность данной церковной миссии невозможно переоценить, как и важно несение слова Божьего русским воинам совмещать с государственной инициативой - только таким образом можно будет воспитать и укрепить боевой дух в российской армии, вернув ей славу очень мощной и победоносной армии в мире.

Нравственность едина во все века и для всех людей. Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя.

Д.С.Лихачёв

Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность в самом общем смысле - совокупность проявлений духа в мире и человеке. Процесс познания духовности связан с системным осмыслением значимых истин во всех сферах культуры: и в науке, и в философии, и в образовании, и в религиях, и в искусстве. Более того, принципы открытости, честности, свободы, равенства, коллективизма, являются основой, средой для создания и сохранения духовности. Духовность есть единство истины, добра и красоты. Духовность есть то, что способствует развитию человека и человечества.

Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В этом плане современный гуманистический идеал актуализирует такие качества личности, как патриотизм, гражданственность, служение Отечеству, семейные традиции. Понятия «духовность» и «нравственность» являются общечеловеческими ценностями.

Говорят, что Россия - это душа мира, а литература Руси отражает тот внутренний потенциал, который есть у русского народа. Не зная истории древнерусской литературы, мы не поймем всей глубины творчества А. С. Пушкина, духовной сущности творчества Н. В. Гоголя, нравственных исканий Л. Н. Толстого, философской глубины Ф. М. Достоевского.

Древнерусская литература несёт в себе очень большую нравственную силу. Добро и зло, любовь к Родине, способность пожертвовать всем во имя благого дела, семейные ценности - основные идеи древнерусской литературы. Древнерусская литература является средоточием русской духовности и нравственности. Кроме того, одним из основных лейтмотивов этих произведений является вера в Бога, которая поддерживает героев во всех испытаниях.

Произведения древнерусской литературы раскрывают сложные мировоззренческие понятия о месте человека в жизни, о его целях и устремлениях, дают возможность получить опыт нравственной оценки событий и явлений окружающего нас мира. Это особенно актуально в наше время, когда Россия переживает глубокие преобразования, сопровождающиеся серьезными духовными потерями. Возрождение духовности и воспитание духовностью - это то, что необходимо нам сегодня.

Многие советские и русские учёные рассматривали произведения древнерусской литературы в контексте воспитания духовно-нравственных ценностей. Современному человеку непросто понять произведения древнерусской литературы, поэтому в школьную программу включены для изучения произведения древнерусской литературы: Повесть временных лет (фрагменты), Слово о полку Игореве, слово о разорении Рязани Батыем (фрагменты), Житие Бориса и Глеба, Поучение Владимира Мономаха, Сказание о Петре и Февронии Муромских, Преподобный Сергий Радонежский, Житие протопопа Аввакума.

Духовные и нравственные ценности в произведениях древнерусской литературы являются лейтмотивом и основой сюжета, а потому сегодня необходимо обращаться к этим произведениям в процессе обучения и воспитания и в семье, и в школе в силу их непреходящего значения.

Появление древнерусской литературы связано с возникновением государства, письменности и основывается на книжной христианской культуре и развитых формах устного поэтического творчества. Литература часто воспринимала сюжеты, художественные образы, изобразительные средства народного творчества. Принятие христианства также сыграло положительную роль в развитии древнерусской литературы. То обстоятельство, что новая религия пришла из Византии, центра христианской культуры, имело большое позитивное значение для культуры Древней Руси.

Говоря об особенностях древнерусской литературы, стоит выделить несколько основных её характеристик: 1) это религиозная литература , основной ценностью для человека в Древней Руси была его вера; 2) рукописный характер её существования и распространения; при этом то или иное произведение существовало не в виде отдельной, самостоятельной рукописи, а входило в состав различных сборников, преследовавших определенные практические цели, имеется в виду, что все её произведения были своего рода наставлениями, КАК жить праведно; 3) анонимность, имперсональность её произведений (в лучшем случае нам известны имена отдельных авторов, «списателей» книг, которые скромно ставят свое имя либо в конце рукописи, либо на ее полях, или в заглавии произведения); 4) связь с церковной и деловой письменностью , с одной стороны, и устным поэтическим народным творчеством - с другой; 5) историзм : её героями являются преимущественно исторические лица, она почти не допускает вымысла и строго следует факту .

Основные темы древнерусской литературы неразрывно связаны с историей развития Русского государства, русской народности, а потому проникнуты героическим и патриотическим пафосом. В ней звучит резкий голос осуждения политики князей, сеявших кровавые феодальные раздоры, ослаблявших политическое и военное могущество государства. Литература прославляет моральную красоту русского человека, способного ради общего блага поступиться самым дорогим - жизнью. Она выражает глубокую веру в силу и конечное торжество добра, в способность человека возвысить свой дух и победить зло. Закончить разговор о своеобразии древнерусской литературы хочется словами Д. С. Лихачёва: «Литература поднялась над Русью громадным защитным куполом - стала щитом ее единства, щитом нравственным» .

Жанром называют исторически сложившийся тип литературного произведения, отвлеченный образец, на основе которого создаются тексты конкретных литературных произведений. Древнерусские жанры тесно связаны с жизненным укладом, обиходом, бытом и различаются по тому, для чего они предназначены. Главным для жанров древнерусской литературы была «практическая цель», для которой предназначалось то или иное произведение.

Поэтому в ней были представлены следующие жанры : 1) Житие : жанр жития был заимствован из Византии. Это самый распространенный и любимый жанр древнерусской литературы. Житие создавалось всегда после смерти человека. Оно выполняло огромную воспитательную функцию , потому что житие святого воспринимали как пример праведной жизни, которой необходимо подражать; 2) Древнерусское красноречие: этот жанр был заимствован древнерусской литературой из Византии, где красноречие было формой ораторского искусства; 3) Поучение: это разновидность жанра древнерусского красноречия. Поучение - это жанр, в котором древнерусские летописцы пытались представить модель поведения для любого древнерусского человека: и для князя, и для простолюдина; 4) Слово: является разновидностью жанра древнерусского красноречия. В слове очень много элементов традиционного устного народного творчества , символов, ощущается явное влияние сказки, былины; 5) Повесть: это текст эпического характера , повествующий о князьях, о воинских подвигах, о княжеских преступлениях; 6) Летопись: повествование об исторических событиях . Это самый древний жанр древнерусской литературы. В Древней Руси летопись играла очень важную роль, она не только сообщала об исторических событиях прошлого, но и была политическим и юридическим документом, свидетельствовала о том, как необходимо поступать в определенных ситуациях.

Таким образом, рассматривая специфику различных жанров, необходимо отметить, что, несмотря на своеобразие каждого жанра древнерусской литературы, все они имеют в своей основе духовно-нравственные истоки - праведность, мораль, патриотизм.

Не зри внешняя моя, зри внутренняя моя.

Из моления Даниила Заточника

Лихачёв Дмитрий Сергеевич делал акцент на важную миссию древнерусской литературы и отмечал нравственную основу этих произведений, отражающую культурно-исторический и духовно-нравственный путь множества поколений наших предков . У путей «Добра» - вечные ориентиры, единые для всех времен, и, можно сказать, проверенные не только временем, но самой вечностью.

Проанализируем три произведения древнерусской литературы с точки зрения путей «Добра».

1. «Поучение» Владимира Мономаха»

Справедливость превыше всего, но милосердие превыше справедливости.

Ольга Брилёва

«Поучение» объединяет три разных произведения Мономаха, среди которых, кроме собственно «Поучения», есть еще автобиография самого князя и его письмо своему врагу князю Олегу Святославичу за то великое горе, которое он принес своими братоубийственными войнами Русской земле. Оно обращено к князьям - детям и внукам Мономаха и вообще ко всем русским князьям. Важной чертой «Поучения» является его гуманистическая направленность, обращённость к Человеку, его духовному миру, что тесно связано с гуманистическим характером авторского мировоззрения. По своему содержанию оно высоко патриотично и пристрастно к судьбам Русской земли в целом и каждого человека в отдельности, будь то князь, духовное лицо или любой мирянин.

Приводя выдержки из христианских священных книг, Владимир Мономах предлагает всем русским князьям для улучшения их положения и достижения мирных успехов, в первую очередь, учиться справедливости, состраданию, и даже, «уступчивости»: «Есть и пить без шума великого, …премудрых слушать, старшим покоряться, … не свиреповать словом, …глаза держать книзу, а душу ввысь… ни во что ставить всеобщий почёт» .

В нём можно найти и совет, как жить христианину в миру. В христианской литературе очень много пишется о жизни монашеской, но редко можно встретить поучения о том, как же спасаться вне монастырей. Мономах пишет: «Как отец, чадо свое любя, бьет его и опять привлекает к себе, так же и Господь наш показал нам победу над врагами, как тремя делами добрыми избавляться от них и побеждать их: покаянием, слезами и милостынею» .

Более того, опираясь на эти три добрых дела - покаяние, слезы и милостыня, автор развивает учение о малом доброделании . Он говорит, что Господь не требует от нас великих подвигов, потому что многие люди, видя тяжесть подобных трудов, не исполняют вообще ничего. Господу надо лишь наше сердце. Мономах прямо советует князьям (потомственным воинам и правителям!) быть кроткими, не стремиться к захвату чужих вотчин, довольствоваться малым и искать успеха и процветания не с помощью силы и насилия над другими, а благодаря праведной жизни: «Что лучше и прекраснее, чем жить братьям вместе…. Дьявол ведь ссорит нас, ибо не хочет добра роду человеческому» .

«Автобиография Мономаха, — отмечает Лихачев, — подчинена той же идее миролюбия. В летописи своих походов Владимир Мономах приводит выразительный пример княжеского миролюбия» . Показательна также его добровольная уступчивость заклятому врагу - князю Олегу Рязанскому. Но еще сильнее воплощает в жизнь идеал «Поучения» собственное «Письмо» Мономаха к тому же Олегу Рязанскому, убийце сына Владимира Мономаха, на тот момент побежденному и бежавшему за пределы Руси. Это письмо потрясло исследователя своей нравственной силой. Мономах прощает убийцу своего сына (!). Более того, он утешает его. Он предлагает ему вернуться в Русскую землю и получить полагающееся по наследству княжество, просит забыть обиды. .

Когда к Мономаху пришли князья, но он всем сердцем стоял против новых междоусобных браней: «Убогих не забывайте, но, насколько можно, по силам кормите подавайте сироте, а не давайте сильным губить человека. Ни правого, ни виновного не убивайте, и не повелевайте его убить; если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души» .

И начав писать свое «Поучение» к детям и «иным, кто его услышит», Владимир Мономах постоянно цитирует Псалтирь как основу духовно-нравственных законов. Так, например, ответ на предложения воинственных князей: «Не соревнуйся с лукавыми, не завидуй творящим беззаконие, ибо лукавые будут истреблены, послушные же господу, будут владеть землёй» . Во время своих походов необходимо поить и кормить нищих, которые будут встречаться на пути, чтить гостя, откуда бы ни пришел: простолюдин он, знатный или посол. При этом, учитывается и то, что подобными поступками приобретается доброе имя человеку.

Особенно восстает автор против лености, которая губит все добрые начинания, и призывает к трудолюбию: Леность ведь всему мать: «что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится, Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее, прежде всего к церкви: пусть не застанет вас солнце в постели» .

Итак, истоками «Поучения» являются следующие ценности на пути «Добра»: вера в Бога , патриотизм, любовь к ближнему, гуманизм, миролюбие, праведность, доброделание, духовно-нравственное воспитание потомков. Поэтому личное и общечеловеческое переплетены в «Поучении» так тесно, что делает его гениальным человеческим документом, способным волновать душу и сегодня.

2. «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь

Антуан де Сент-Экзюпери

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» была любимым чтением русских людей от царей до простолюдинов, а ныне это произведение называют «жемчужиной древнерусской литературы». Попытаемся разобраться, почему эта повесть была так популярна на Руси.

Петр и Феврония Муромские - православные покровители семьи и брака, чей супружеский союз считается образцом христианского брака. К Муромскому князю Петру и его жене Февронии обращаются супруги с молитвами о семейном счастье. Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого Петр заболел проказой. В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь «древолазца» бортника, добывавшего дикий мед, Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле.

Дева Феврония была мудрой, её слушались дикие животные, она знала свойства трав и умела лечить недуги, была красива, благочестивая и добрая девушка. Несомненно прав был Д.С. Лихачев, назвав основной особенностью характера Февронии «психологическую умиротворенность» и проводя параллель её образа с ликами святых А.Рублева, несших в себе «тихий» свет созерцания, высочайшего нравственного начала, идеала самопожертвования. Убедительные параллели между искусством Рублева и «Повестью о Петре и Февронии Муромских» проводит Дмитрий Сергеевич в пятой главе своей книги «Человек в литературе Древней Руси .

Одним из самых высших культурных достижений Древней Руси явился идеал человека, созданный в живописных произведениях Андрея Рублева и художников его круга, и академик Лихачёв сравнивает Февронию с тихими ангелам Рублева. Но она готова на подвиг .

Первое появление в повести девушки Февронии запечатлено в зрительно отчетливом образе. Ее находит в простой крестьянской избе посланец муромского князя Петра, заболевшего от ядовитой крови убитого им змея. В бедном крестьянском платье Феврония сидела за ткацким станком и занималась «тихим» делом — ткала полотно, а перед нею скакал заяц, как бы символизируя собой слияние ее с природой . Ее вопросы и ответы, ее тихий и мудрый разговор ясно показывают, что «рублевская задумчивость» не бездумна. Она изумляет посланца своими вещими ответами и обещает помочь князю. Князь пообещал жениться на ней после исцеления. Феврония исцелила князя, однако он не сдержал своего слова. Болезнь возобновилась, Феврония вновь вылечила его и вышла за него замуж.

Когда он наследовал княжение после брата, бояре не захотели иметь княгиню простого звания, заявив ему: «Или отпусти жену, которая своим происхождением оскорбляет знатных барынь, или оставь Муром». Князь взял Февронию, сел с ней в лодку и отплыл по Оке. Они стали жить простыми людьми, радуясь тому, что вместе, и Бог помогал им. «Пётр не захотел нарушить Божьих заповедей…. Ведь сказано, что если кто прогонит жену свою, не обвинённую в прелюбодеянии, и женится на другой, тот сам прелюбодействует» .

В Муроме же началась смута, многие пустились домогаться освободившегося престола, пошли убийства. Тогда опомнились бояре, собрали совет и решили звать князя Петра обратно. Князь и княгиня вернулись, и Феврония сумела заслужить любовь горожан. «Ко всем питали они равную любовь, … не любили тленного богатства, но богатели Божьим богатством.… А городом управляли со справедливостью и кротостью, а не с яростью. Странником принимали, голодных насыщали, нагих одевали, бедных от напастей избавляли» .

В преклонных летах, приняв монашеский постриг в разных монастырях, они молили Бога, чтобы им умереть в один день. Скончались они в один день и час (25 июня (по новому стилю - 8 июля) 1228 года).

Таким образом, духовно-нравственным истоком данной повести является образец христианских семейных ценностей и заповедей как вехи на пути «Добра»: вера в Бога, доброта, самоотречение во имя любви, милосердие , преданность, духовно - нравственное воспитание .

3. «Житие Александра Невского»

Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше. Это - сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней.

Толстой А. Н.

Александр Невский - второй сын переяславского князя Ярослава Всеволодовича. В 1240 году 15 июня в битве со шведскими рыцарями с небольшой дружиной князь Александр одержал блестящую победу. Отсюда и прозвище Александра - Невский. До настоящего времени имя Александра Невского является символом единения, частью общей национальной идеи.

Принято считать, что написано произведение не позднее 80-х годов XIII века в монастыре Рождества Богородицы во Владимире, где был погребён князь Александр Невский. Автором повести был, вероятно, как считают исследователи, книжник из окружения владимирского митрополита Кирилла, пришедшего из Галицко-Волынской Руси в 1246 году.

«Житие» выделяет основные моменты биографии Александра, связывая их с победоносными битвами, и библейские воспоминания сочетаются здесь с русским историческим преданием, литературные традиции - с реальными наблюдениями над битвой. По словам И.П. Еремина, Александр предстает перед нами в образе то царя-военачальника библейской древности, то храброго витязя книжного эпоса, то иконописного «праведника» . Это ещё одна со стороны восторженная дань светлой памяти покойного князя.

Храбрость Александра восхищали не только его соратников, но и врагов. Однажды Батый повелел князю прийти к нему, если он хочет уберечь Русь от подчинения. Царь был уверен, что Александр испугается, но тот приехал. И сказал Батый вельможам своим: «Правду мне говорили, нет князя подобного ему в отечестве его». И отпустил его с великой честью» .

Выбрав для описания два победоносных сражения русского войска под началом Александра - картину сражений русских со шведами на реке Неве и с немецкими рыцарями на льду Чудского озера, автор постарался представить потомкам Великого князя и его войско, как наделенных героизмом, самоотверженностью и стойкостью во имя интересов русского народа мифических воинов - героев. Возвеличивание русского народа, развитие чувства патриотизма и ненависти к врагам, поддержание авторитета военачальников отголоском эха пронесется по истории России вплоть до наших дней.

Он исполнен церковных добродетелей - тих, кроток, смирен, при этом - мужественный и непобедимый воин, в бою стремителен, самоотвержен и беспощаден к противнику. Так создается идеал мудрого князя, правителя и храброго полководца. «Было тогда насилие великое от поганых язычников: сгоняли они христиан, приказывая ходить с ними в походы. Великий же князь Александр пошёл к царю, чтобы отмолить людей от беды» .

Один из эпизодов борьбы с недругами описан следующим образом: была у князя перед битвой со шведами малочисленная дружина, и ожидать помощи неоткуда. Зато была крепкая вера в помощь Бога. Главной книгой детства Александра была Библия. Он знал её хорошо, а много позже пересказал се и цитировал. Александр пошёл в церковь святой Софии, «пал на колено перед алтарём и стал молиться со слезами Богу… Вспомнил он песнь псаломную и сказал: «Суди, Господи, и рассуди распрю мою с обидящим меня, побори борющихся со мною» . Окончив молитву и получив благословение архиепископа Спиридона, князь, укрепившись духом, вышел к своей дружине. Подбадривая её, вселяя в неё мужество и заражая собственным примером, Александр сказал русичам: «Не в силе Бог, но в правде» . С малой дружиной князь Александр встретил врага, бился бесстрашно, зная, что сражается за правое дело, защищает родную землю.

Итак, духовно-нравственными истоками «Жития» являются следующие ценности: вера в Бога, патриотизм, чувство долга перед Родиной, героизм, самоотверженность, стойкость, милосердие.

Представим сравнительную таблицу, отражающую общее и особенное в трёх произведениях:

Произведение

Главные герои

«Повесть» о Петре и Февронии Муромских

Петр и Феврония

Муромские

Вера в Бога, семья как христианская ценность, утверждение любви как великого всепобеждающего чувства; семейные традиции, духовно - нравственное воспитание, преданность, самоотверженность и доверие в супружестве, доброта, самоотречение во имя любви, милосердие, преданность, духовно - нравственное воспитание

«Житие» Александра Невского

Александр

Вера в Бога, патриотизм, чувство долга перед Родиной, героизм, самоотверженность, стойкость, доброта, доброделание, милосердие

«Поучение» Владимира Мономаха

Владимир

Вера в Бога, патриотизм, любовь к ближнему, гуманизм, миролюбие, праведность, доброделание, духовно-нравственное воспитание потомков: «не ленитесь», «напойте и накормите просящего», «ни правого, ни виновного не убивайте», «гордости не имейте в сердце и в уме», «старых чтите, как отца», «больного навестите» (и так далее)

Интересным было проследить различия двух произведений - «Поучение» Владимира Мономаха и «Житие» Александра Невского . Оба они были полководцами, оба защищали родную землю, оба были милосердны. Хотя, читая «Житие», может показаться (иногда), что Александр, якобы, хотел просто завоевывать чужие земли и побеждать, но это не так. «Житие» рассказывает об Александре как о полководце и воине, правителе и дипломате. Оно открывается «славой» герою, которая уподобляется славе всех всемирно известных героев древности. Князя Александр, с одной стороны, был славным полководцем, с другой - праведным (живущим по правде, исполняющем христианские заповеди) правителем. Несмотря на юность, как написано в «Житии», князь Александр «везде побеждал, был непобедим» Это говорит о нём как об умелом, храбром полководце. И ещё одна интересная деталь - Александр, сражаясь с врагами, всё же был милостивым человеком: «…опять пришли те же из западной страны и построили город в земле Александровой. Великий князь Александр немедля пошёл на них, город срыл до основания, одних избил, других с собой привёл, А иных помиловал и отпустил, ибо был он милостив без меры» .

Таким образом, можно подвести итог: данные произведения, несмотря на своеобразие различных жанров и литературные особенности, связаны между собой темами, раскрывающими душевную красоту и нравственную силу героя, то есть, общность их содержания заключается в следующем: вера в Бога, патриотизм и чувство долга перед Родиной; сила духа и милосердие, самотверженность и любовь, доброта и доброделание.

Особенность : 1) семья и семейные ценности - основной исток в «Повести о Петре и Февронье Муромских», но, думается, что и это является общим в том плане, что Родина - эта как большая семья, а любовь к Родине в двух других произведениях также является общей ценностью; 2) в «Поучении» Мономаха большое внимание уделяется просвещении и наставлению молодых. Но это также можно отнести и к общему в содержании трёх разных произведений, поскольку сами деяния, как Мономаха, так и Александра представляют собой образец для подражания, и нет необходимости давать читающим словесные наставления, то есть, воспитание личным примером, а это основа духовно-нравственного воспитания.

В данных произведениях древнерусской литературы выделяются общие ценности для всех трёх произведений: 1) вера в Бога; 2) патриотизм и чувство долга перед Родиной; 3) сила духа и милосердие; 3) семейные ценности; 4) доброта и доброделание; 5) самоотверженность и любовь.

В заключение хочется отметить, что древнерусская литература даёт шанс осмысления жизненных ценностей в современном мире и сопоставление их с приоритетами людей времен Древней Руси. Это позволяет сделать вывод о том, что произведения древнерусской литературы являются истоком духовно-нравственного развития для любого человека и, более того, для человечества в целом, поскольку они основаны: на высоких нравственных идеалах, на вере в человека в возможностях его безграничного нравственного совершенствования, на вере в силу слова и его способности преобразовать внутренний мир человека. Поэтому их идеалы остаются актуальными и в наши дни.

Закончить работу хочется словами «Поучения»: «Что умеете хорошо, того не забывайте, что не умеете, тому учитесь» . Читайте древнерусскую литературу, находите в ней истоки души нашей!

Список используемой литературы:

1 . Еремин И.П. Житие Александра Невского / И.П. Еремин. Лекции и статьи по истории древней русской литературы. - Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1987. - С. 141-143. .

2. Ермолай-Еразм. Повесть о Петре и Февронии Муромских (перевод Л. Дмитриева)/ Древнерусская литература/Сост., предисл. и коммент. М.П. Одесского. - М.: СЛОВО/ Slovo, 2004. - С.508-518.

3. Житие Александра Невского (перевод И.П. Ерёмина)/Древнерусская литература. - М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997. - С.140-147.

4 .Кусков В.В. История древнерусской литературы : http://sbiblio.com/biblio/archive/kuskov_istorija/00.asp (дата обращения 11.01.2014).

5 . Лихачев Д.С. Великое наследие. Классические произведения литературы. М., 1975.

6. Лихачёв Д.С. Глава 5. Психологическая умиротворенность. ХV в. /Лихачёв Д.С. Человек в литературе Древней Руси. : http://www.lihachev.ru/nauka/istoriya/biblio/1859/ (дата обращения 12.12.2013).

7 . Лихачев Д.С. Русская культура. М.: «Искусство», 2000.

8 . Поучение Владимира Мономаха (перевод Д. Лихачёва)/ Древнерусская литература/Сост., предисл. и коммент. М.П. Одесского. - М.: СЛОВО/ Slovo, 2004. - С. 213-223.

Русское воинство издавна славилось своими великими полководцами. Большинству, вне всякого сомнения, в первую очередь приходят на ум фамилии Суворов, Кутузов, Багратион, Жуков. Но особо следует назвать святого благоверного князя Александра Невского, своими ратными подвигами навсегда прославившего русское воинство во всем мире. Историческую ценность и значимость двукратного отражение Александром Невским отрядов крестоносцев на реке Неве и Чудском озере невозможно недооценить. Это были первые действительно крупные победы России над иностранными европейскими захватчиками, надолго остудившие пыл католической Европы в своих притязаниях на территорию России.

За всю свою жизнь Александр Невский неоднократно своими личными отвагой, храбростью и мудростью спасал Россию от опустошающих набегов татаро-монгол, попутно вселяя в сердца русских людей надежду на будущее укрепление русского воинства и изгнание неприятеля с родных земель. За невероятные заслуги, за жертвенное служение России, за принятую в жесточайшем речном сражении смертельную болезнь «за други своя» великий князь Александр Невский, принявший перед смертью монашеский постриг в схиму с именем Алексий, был причислен к лику святых Русской Православной Церкви.

Но прижизненные подвиги благоверного князя не были забыты и после его смерти. 21 мая (1 июня н.ст.) 1725 г. по завещанию Петра I высочайшим указом императрицы Екатерины I была учреждена одна из высших наград Российской Империи - Орден во имя Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского. По замыслу Петра Великого орден должен был стать исключительно военной наградой, однако среди первых награжденных им лиц были и гражданские, в результате чего орденом награждались особо отличившиеся на государственной как военной, так и светской службе высокопоставленные лица. В 1917 году вместе с прочими имперскими наградами орден Александра Невского был упразднен, но восстановлен указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июля 1942 года одновременно с орденами Суворова и Кутузова для награждения командного состава Красной Армии за выдающиеся заслуги в организации и руководстве боевыми операциями и за достигнутые в результате этих операций успехи в боях за Родину. В СССР орденом Александра Невского было награждено свыше 40 тысяч человек, эта награда выдавалась исключительно офицерскому составу и была весьма почитаема среди военных - никто никогда не забывал ратных подвигов благоверного князя и с великим почтением относился к нему.

В настоящее время переосмысление роли духовности в жизни человека и общества получило новый импульс развития, в том числе и в области военного дела. Лишенный статута в лихолетье перестроечного бреда 1992 года орден Александра Невского был возвращен в список государственных наград в 2010 году. Этот факт свидетельствует о возрождении почитания святых русских воинов в России. В результате поиска новых духовных ориентиров многие обращаются к русской истории и находят примеры неоценимой пользы религиозно-нравственного воспитания в русле православной церкви. Проблемы современной российской армии обуславливают необходимость поиска таких подходов к воспитанию защитника Родины, которые должны формировать военнослужащего нового типа, отличающегося не только высоким профессионализмом, но и высоким уровнем духовно-нравственных качеств личности, примером для которых может стать и образ святого благоверного князя Александра Невского. Важно отметить, что исключительно силами Русской Православной Церкви невозможно решить вопрос религиозно-нравственного воспитания в российской армии, необходимо также провести глубокую реформу в области образования и воспитания будущих защитников отечества.

Перед современной российской армией стоит очень серьезная и важная задача - воспитание подлинного боевого духа, сочетающего в себе не только достойное физическое развитие воина, но в первую очередь духовно-нравственное воспитание. При этом необходимо учитывать опыт таких русских полководцев, как святой благоверный князь Александр Невский - один из самых достойных образцов для подражания, в котором мы находим обоснованные свидетельства необходимости православной веры для защитника отечества, как духовной опоры и поддержки для достойного прохождения всех тягот воинской службы.

Необходимо указать, что воспитание настоящего патриота, способного с оружием в руках защитить свою страну, следует начинать в школе. Это направление в реформировании образовательной системы РФ должно стать одним из важнейших, поскольку именно в школе закладываются нравственные основы воспитания. К сожалению, в последнее время образовательный ценз падает, в некоторой степени из-за интенсивного притока мигрантов в школы. Иммигрировавшие в нашу страну люди не только не отказываются от своих этно-культурных традиций и особенностей, но и продолжают ощущать себя гражданами своих родных государств и не стремятся к ассимиляции с коренным населением России - русскими, но держаться обособленно и не являются патриотами нашей страны, о чем говориться в частности в исследованиях военного историка и социолога Широкорада А. Б. О проблемах с мигрантами недавно говорил глава Федеральной миграционной службы Константин Ромодановский на встрече с Ассоциацией европейского бизнеса в Москве:

«Мигранты из СНГ, прежде всего, из стран Центральной Азии, которые едут работать в Россию, должны вести себя по правилам нашей страны, нарушениям должен быть положен конец. Я отлично отношусь к представителям всех государств, но они тоже должны нас уважать. Мы должны создать цивилизованную миграцию, чтобы люди жили по нашим правилам», - сказал глава ФМС. Также Ромодановский отметил, что россияне должны иметь приоритет при приеме на работу.

Мигранты в большинстве своем относятся к России как к месту большого заработка, соответственно и их дети, обучающиеся в наших школах, могут проявлять неуважение как к учителям, так и к учебному процессу, в связи с чем темп обучения вынужденно снижается и преподаватели не успевают подробно изложить всю программу обучения. Параллельно растет количество случаев хулиганства, пьянства, наркомании, источником которых нередко являются мигранты.

Огромные пробелы в воспитании и дисциплине, как в средних, так и в высших учебных заведениях приводят к оскудению нравственности, источником которой нередко являются антиправославные взгляды, широко распространенные среди всех слоев населения. В свою очередь совокупность этих факторов приводит к упадку духовности, что не способствует воспитанию будущих защитников Родины. К сожалению, сегодня и в армии, и в МВД офицерский состав относится к своим обязанностям весьма поверхностно: известны сотни случаев коррупции, превышения должностных полномочий. Отдельно стоит отметить резкое увеличение случаев применения огнестрельного и травматического оружия сотрудниками МВД в нетрезвом состоянии против мирных жителей. Офицер полиции, армии или других структур должен с честью носить свое звание и быть офицером и защитником интересов своей родины и ее граждан как на рабочем месте, так и вне его.

Но проблемы нравственности и чувства морали есть не только у офицерского состава - несущие службу в ВС РФ солдаты также бывают подвержены моральному разложению, о чем свидетельствует огромное количество случаев дедовщины, нарушения субординации в рядах военнослужащих. Разные источники сообщают о довольно значительном проценте отслуживших в рядах российской армии людей среди заключенных, но, к сожалению, на сегодняшний день еще нет ни одного объективного исследования на эту тему, поэтому проблема только обозначена.

Проблемы российской армии существенны и не могли не обратить на себя внимание. В частности, Президент Российской Федерации В. В. Путин еще в своей предвыборной кампании уделил много внимания вопросам реформирования всей армейской структуры. В одной из программных статей он заявляет, что в предельно сжатые сроки необходимо оснастить российскую армию принципиально новой техникой, «которая видит дальше, стреляет точнее и реагирует быстрее», чем аналогичные системы у любого потенциального противника. По мнению экспертов, энергичное перевооружение армии поднимает ее престиж в глазах молодежи. Еще одним направлением работы В. В. Путин назвал получение отслужившим в армии льгот для поступления в ВУЗы и на государственную службу.

Исключительно полезной для религиозно-нравственного воспитания военнослужащих российской армии можно назвать внимание президента к славной военной истории нашей Родины. Глава государства напомнил, напомнил, что рождение России началось не с 1917 и даже не с 1991г., и у страны есть неразрывная тысячелетняя история. Но, например, Первая мировая война была вычеркнута из памяти по ряду политических соображений, что «неправильно, и с этим необходимо покончить». Стране нужны памятники героям Первой мировой войны. «Наши предки называли ее великой войной, но она была незаслуженно забыта», - указал он.

Российский лидер выступил с неожиданной инициативой и предложил возродить Преображенский и Семеновский полки, которые являлись элитой российской армии в течение нескольких веков. «Боевой дух вооруженных сил держится на традициях, на живой связи с историей, на примерах мужества и самопожертвования героев», - сказал В. В. Путин.

Владимир Владимирович регулярно напоминает соответствующим ведомствам о социальных проблемах среди призывников. Нынешняя система призыва содержит большой элемент социального неравенства, считает Путин, поскольку в армию преимущественно попадают молодые люди из малоимущих семей, в то время как на защиту своей страны должен вставать каждый ее истинный гражданин и патриот. Дополнительными мерами по поднятию престижа военной службы как среди призывников и офицерского состава, так и среди остального населения, должны стать масштабное перевооружение и улучшенное финансирование вооруженных сил.

«Мы будем реализовывать программы, связанные с развитием ракетной техники, авиации, флота, средств связи и разведки. На каждую компоненту у нас прописана отдельная программа. Нет оснований сомневаться в том, что она будет выполнена», - заявил президент на встрече. Стоит подчеркнуть, что политика наращивания военной мощи пользуется явной поддержкой общества. Согласно данным опроса, проведенного «Левада-Центром», 46% респондентов поддерживают рост военных расходов, даже если он замедлит темпы экономического роста. 41% опрошенных высказался против. Предыдущий такой опрос проводился в 1998 году. Тогда 35% поддержали увеличение расходов, а 53% - нет. Институт русского социологического исследования получил несколько иные данные. Рост оборонных расходов одобряет 68% опрошенных, 12% опрошенных затруднились ответить и только 20% высказались против роста увеличения военных расходов.

В. Путин напомнил, что на комплексную программу перевооружения армии и флота предусмотрено финансирование в объеме 20 трлн руб. до 2020г. и еще 3 трлн руб. - на модернизацию производств предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК).

Сегодня общество активно ищет религиозные идеалы, нравственную опору, моральную поддержку, которую оно может найти и находит в Православной Церкви. Нельзя недооценивать возможность приобщения к нравственным идеалам не только гражданского общества, но и армии. О важной роли религии в воспитании воина свидетельствуют судьбы выдающихся полководцев: Владимира Мономаха, Александра Невского, Дмитрия Донского, Александра Суворова, Федора Ушакова, Дмитрия Скобелева, Михаила Драгомирова - их образ был для солдат примером, они поддерживали свое воинство.

Образ российской армии на протяжении веков сочетал в себе два основополагающих принципа - это любовь к Родине и любовь к Богу. Патриотизм и вера были присущи как простому солдату, так и главнокомандующему. Российская армия была очень мощной структурой и была достойна великого государства, которое она защищала. Важнейшими основами службы были личный пример командира, взаимовыручка и уважение, общая идея божиего благословения воинам, с честью и достоинством совершающим свое служение, и каждый воин знал, что нет большей чести, чем «умереть за други своя».

Христолюбивое воинство полагалось не только на свое умение, но и на божию помощь, и таким образом одерживало победы. Два раза превосходящая русскую армию по многим статьям немецкая армия пыталась покорить нашу землю, но всякий раз получала достойный отпор. Прекрасная немецкая армия выродилась, такие понятия как честь, благородство, идея служения родине и ближним была заменена фашистской националистической идеологией и привела вместо блистательной победы к полному краху.

Неоднократные попытки знаменитых полководцев, таких как Наполеон, известные нам из истории, покорить русскую землю оканчивались безусловной победой русского оружия. При этом российская армия проявляла человеческое, доброе отношение к пленным и простым гражданам захваченных стран, человеколюбие и сострадание, чем не могли похвастаться воины других стран. Из рассмотренного мы знаем, что Бог помогает в войнам праведным, и очевидное свидетельство этой помощи можно увидеть на примере русского христолюбивого воинства.

Примеры победоносных армий великих полководцев нашей страны, свидетельства из Священного Писания о доблести и чести воина, мнения известных военных историков могут стать одной из тем для проведения миссионерской деятельности среди военнослужащих и из родственников. Важность данной церковной миссии невозможно переоценить, как и важно несение слова Божьего русским воинам совмещать с государственной инициативой - только таким образом можно будет воспитать и укрепить боевой дух в российской армии, вернув ей славу очень мощной и победоносной армии в мире.


Самое обсуждаемое
5 августа 1943 года красная армия освободила 5 августа 1943 года красная армия освободила
Гдз рус яз 8 ладыженская Гдз рус яз 8 ладыженская
Учебные книги – азбуки и буквари Учебные книги – азбуки и буквари


top