Есенин тема родины в творчестве поэта презентация. Тема Родины в лирике Есенина

Есенин тема родины в творчестве поэта презентация. Тема Родины в лирике Есенина

«Сергей Есенин поэт» - А.А. Блок. Гостиница «Англетер». Выяснить причины популярности творчества Сергея Есенина. 1) И. А. Мусский «100 Великих кумиров 20 века». 2) Сергей Есенин. Татьяна и Александр Есенины. Сергей Есенин - великий поэт XX века. Есенин 1915 г. Вывод: И молиться не учи меня. Береза. И клен твой головой поник…

«Женщины Есенина» - За горами, за жёлтыми долами Протянулась тропа деревень. С мая 1916 по сентябрь 1918 гг. Друг юности поэта. Да и сам я любил не одну... Сергей Есенин. Что со мною сталось? А вряд ли найдётся женщина, которая сможет долго терпеть такого мужа. Августа Миклашевская. Мария Парменовна Бальзамова. Иль хочешь в косы-ветви Ты лунный гребешок?

«Есенин Пугачёв» - О чём горюет? Слово о поэте. «Пугачёв» - поэма на историческую тему. В стихах больше просматривается современная Россия, нежели времена Екатерины Второй. Есенин - Сергей Александрович (1895-1925), русский поэт. О чём говорит Пугачёв у Есенина? Подготовил учитель русского языка и литературы Судакова С.Р.

«Урок по Есенину» - Мчусь, как ветер, на коньках Вдоль лесной опушки… Кайма бахрома заря. С.Есенин «Берёза». Только скажут – «Сергей Есенин», всей России встают черты… Станция «Запоминай-ка» С.Есенин «Поет зима – аукает…». Станция «Соображай-ка». Какое словосочетание лишнее? Почему? жемчужные берёзы коралловые ветки белый снег.

«Жизнь Сергея Есенина» - Музеи. История знаменитого любовного треугольника. Смотри здесь Есенин - Райх - Мейерхольд. Зинаида Райх и Сергей Есенин. Здесь ты можешь познакомиться с уникальными материалами о гибели великого поэта. Проверь себя. Здесь ты можешь посмотреть фотографии. А ТАМ… начало тайны… Биография поэта. Есенинские места.

«Стихотворения Есенина» - До наших дней сохранился родительский дом поэта. Отсюда открывается необъятный простор заливных лугов. Во второклассной учительской школе поэт получил звание «учителя грамоты». К 90-летию со дня рождения С. А. Есенина отреставрирована второклассная учительская школа Сохранился в Константинове и дом, с которым связаны многие страницы жизни и творчества поэта.

Всего в теме 35 презентаций

В этом имени – слово «есень» . Осень, ясень, осенний цвет. Что-то есть в нём от русских песен – Поднебесье, тихие веси, Сень берёзы и синь-рассвет. Что-то есть в нём и от весенней, Грусти, Юности и Чистоты… Только скажут: «Сергей Есенин» , – Всей России встают черты…


Сергей Есенин

Продолжите ассоциативный ряд:

  • пейзажи, освещенные золотым светом луны


Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким «Русь». С. Есенин

Эволюция темы Родины в лирике Есенина


Цель урока

некоторы.. факт.. биографии

особенност…. стихотворений поэта (поэтическ….. манер…. поэта)

особенност…. образного мышления поэта на определённом этапе его творческого пути

поэтической зоркости

динамик… развития темы Родины в лирике С. Есенина

образа Родины в лирике

С. Есенина

любви к Родине

Определение

Знакомство

Выявление

Воспитание

Исследование

Определение


«Загадочная фотография»

I группа

Кто изображен?

Когда сделан снимок?


«Загадочная фотография»

II группа

Кто изображен?

Когда сделан снимок?

Краткая характеристика жизни и

творчества поэта в этот период.


«Загадочная фотография»

III группа

Кто изображен?

Когда сделан снимок?

Краткая характеристика жизни и

творчества поэта в этот период.


III периода творчества

«светлые» стихи

I группа: 1914-1915 годы

II группа: 1920-1921 годы

«мрачные» стихи

III группа: 1924-25 годы

  • тучи над Есениным сгущаются…

каково творчество?


Наша задача:

выяснить, какая она, есенинская Русь , какие краски, образы дарит поэт родному краю, как развивается тема родины в его творчестве.


III периода творчества

1. Край любимый! Сердцу снятся…

2. Топи да болота…

3. Гой ты, Русь, моя родная…

4. Тебе одной плету венок…

I группа: 1914-1915 годы

1. Я последний поэт деревни…

2. Мир таинственный, мир мой древний…

3. Сторона ль ты моя, сторона!

II группа: 1920-1921 годы

1. Мы теперь уходим понемногу…

2. Несказанное, синее, нежное…

3. Спит ковыль. Равнина дорогая…

4. Синий май. Заревая теплынь.

III группа: 1924- 1925 годы


ЦЕЛЬ

«Чтобы достичь цели, нужно, прежде всего, идти».

Оноре де Бальзак

задание

I V ступень

задание

III ступень

задание

II ступень

I ступень:

ЦЕЛЬ


Шкала оценивания:

II ступень

«ЛОТО»

задание

I ступень:

ЦЕЛЬ


«Стихи мои, спокойно расскажите про жизнь мою»

Шкала оценивания:

-за каждое правильно выбранное соответствие – 1 б. Максимальное количество баллов: 4 б.

II ступень

«ЛОТО»

задание

I ступень:

ЦЕЛЬ


«Какие краски дарит С. Есенин отчему краю?»

III ступень

«ЦВЕТ»

задание

II ступень

«ЛОТО»

задание

I ступень:

ЦЕЛЬ

! КРИТЕРИИ


2 групповое задание «Какие краски дарит

С. Есенин отчему краю?»

Какими цветами наполнены стихотворения Есенина исследуемого вами периода творчества? Результаты исследования (сколько раз используется данный оттенок в стихотворениях вашего периода и примеры использования цветообразов) занесите в таблицу. Делая вывод, определите, что цвета символизируют? Какой цвет преобладает во всех прочитанных вами стихотворениях? Как вы думаете, почему?


Критерии

Темы задания

А (max 3)

Уровень достижения

Отмечено не менее четырех оттенков цвета. приведены примеры их использования в произведениях

Отмечены 3 оттенка цвета, приведены примеры их использования в произведениях

Баллы за выполнение задания

Отмечен 1-2 оттенка цвета, приведены примеры их использования в произведениях


B (max 4)

Заполните графу, соответствующую вашему периоду, примерами использования цветообразов в произведениях: 1 пример для каждого отмеченного вами оттенка.

Верно приведены примеры из исследуемых произведений для каждого отмеченного оттенка цвета.

Верно приведены примеры из исследуемых произведений, но 1 пример отсутствует.

Верно приведены примеры из исследуемых произведений, но 2-3 примера отсутствует.

Указаны примеры употребления цвета, но неправильно соотнесены с оттенком

Не достиг ни одного из критериев


Сделайте вывод: Какова гамма цветов, используемых поэтом в этот период? Что они символизируют? Какой цвет преобладает во всех прочитанных вами стихотворениях? Как вы думаете, почему?

В выводе прослеживается понимание специфики задания: указана гамма цветов, ее символика, преобладающий цвет, содержится ответ на вопрос, почему этот цвет преобладает.

В выводе прослеживается понимание специфики задания: указана гамма цветов, ее символика, преобладающий цвет, но не содержится ответ на вопрос, почему этот цвет преобладает.

В выводе прослеживается понимание специфики задания, но отсутствует 1 из составляющих ответа: гамма цветов, ее символика или преобладающий цвет и ответ на вопрос, почему этот цвет преобладает.

Не достиг ни одного из критериев


Физминутка для глаз

Закройте глаза и представьте перед собой большой белый экран. Мысленно раскрасьте этот экран поочерёдно любым цветом: например, сначала жёлтым, потом оранжевым, зелёным, синим, но закончить раскрашивание нужно самым любимым цветом.

Несказанное, синее, нежное,

тих мой край после бурь, после гроз…


«И о милом и нежном крае

Мог такими словами сказать…»

I V ступень

«ОБРАЗЫ»

задание

III ступень

«ЦВЕТ»

задание

II ступень

«ЛОТО»

задание

I ступень:

ЦЕЛЬ

! КРИТЕРИИ


3 групповое задание

«И о милом и нежном крае

Мог такими словами сказать…»

Каков образ родины и каково отношение к ней поэта в исследуемых вами произведениях? Исследуйте, какие ключевые образы и тропы характерны для стихотворений вашего периода (не менее 2 примеров в каждом столбце).

Вывод на этот вопрос оформите в виде

небольшого текста или нескольких предложений, в которых для подтверждения своих мыслей используйте выписанные вами образы.


Критерии

Темы задания

Проверяемые элементы

Исследуйте, какие звукообразы, образы-запахи и явления природы использованы поэтом в стихотворениях вашего периода. Заполните таблицу (не менее 2 примеров в столбцах 1,2,3).

Уровень достижения

Верно найдено и записано в таблицу не менее 2 примеров в каждом столбце 1-3.

Примерами верно заполнены все столбцы (1, 2, 3), но в одном из них менее 2 примеров использования поэтом образов. Допускается 1 ошибка в классификации образа.

Примерами заполнены только 2 столбца таблицы. Допускается 2 ошибки в классификации образа.

Примерами заполнен только 1 столбец таблицы. Допускается 3 ошибки в классификации образа.


Заполните примерами использования тропов 5 столбец таблицы.

Верно приведены примеры не менее 3 разных тропов.

Верно приведены примеры 2 разных тропов.

Верно приведены примеры 1 тропа.

Не достиг ни одного из критериев


Сделайте вывод: «Каков образ родины и каково отношение к ней поэта в исследуемых вами произведениях?»

Оформите его в виде небольшого текста, в котором используйте выписанные вами образы для подтверждения своих мыслей.

В выводе прослеживается понимание роли созданных автором образов в раскрытии образа Родины и отношения к ней поэта. Вывод представлен в виде текста, то есть логически связанных друг с другом предложений.

В выводе прослеживается понимание роли созданных автором образов в раскрытии образа Родины, но отсутствует характеристика отношения к ней поэта. Вывод представлен в виде текста, то есть логически связанных друг с другом предложений.

В выводе прослеживается понимание роли созданных автором образов в раскрытии образа Родины, но отсутствует характеристика отношения к ней поэта. Вывод представлен в виде предложений, не связанных между собой логически.

Не достигнут ни один из критериев


«Поэтический поединок»

Стихи С.Есенина о временах года

I группа – о весне

II группа – о лете

III группа – об осени

учитель – о зиме


«Подбери эпиграф»

Найдите самые яркие, на ваш взгляд, строки, отражающие мироощущение поэта в произведениях исследуемого вами периода творчества.


Какой предстаёт Родина в стихотворениях?

«светлые» стихи

I группа: 1914-1915 годы

II группа: 1920-1921 годы

«мрачные» стихи

III группа: 1924-25 годы

  • тучи над Есениным сгущаются…

каково творчество?


«Оценивание»

Подсчитайте общее количество баллов, занесите в итоговую таблицу,

выставьте оценку в соответствии со шкалой:

21-24 баллов – «5»

17-20 баллов – «4»

10-16 баллов – «3»

0-9 баллов – «2»


Домашнее задание

(на выбор)

1. Ментальная карта: «Какой мы видим Родину в творчестве С.Есенина?»

2. Сочинение на одну из тем:

- «Природа и Родина в лирике Есенина»

- «Мой Есенин»

- «Стихотворение Есенина, которое меня взволновало»


он помог мне понять, что …

он обратил моё внимание на …

он научил меня видеть …

он научил меня…

он помог мне разобраться в …

Благодарю замечательного поэта С.Есенина за то, что

Класс: 11

Цель: познакомить учащихся с поэтическими произведениями С.Есенина, посвященными России, проследить эволюцию чувства к Родине в лирике поэта,как связано мироощущение поэта с образным строем его лирики.

Задачи: исследовать творчество С.Есенин; отметить особенности изображения родной природы в стихотворениях;выяснить, какое место тема Родины занимает в лирике Есенина

Вступительное слово учителя:

Сергея Есенина невозможно понять, если не говорить о теме родины в его лирике. В жизни каждого человека бывают светлые и мрачные периоды. Поэт острее воспринимает всё то, что его окружает. Посмотрим, как связано мироощущение поэта с образным строем его лирики. С этой целью выделим пять периодов в жизни Есенина.

1914 -1916 гг. Любовь-поклонение . Есенин переезжает в Москву, затем в Петербург. Оставленные и родные рязанские просторы снятся по ночам, рождая светлую тоску по тому, что покинуто, но даёт силы жить и творить. В эти годы поэт создаёт самые светлые свои стихи.

1-й блок стихотворений. (Слайды 1-9)

1917-1919 гг. Любовь-мираж . “О пашни, пашни, пашни...”, “О верю, верю, счастье есть...”, “Душа грустит о небесах”.

2-й блок стихотворений (Слайды 10-13)

1920 – 1921 гг.Кризис. Поэт видит, как гибнет то, что ему дорого и близко. Трагическое мироощущение рождает уродливые образы, “тёмные” метафоры определяют характер поэзии.

3-й блок стихотворений: “Сорокоуст”, “Не жалею, не зову, не плачу...”.(Слайды 14-19)

1922-1924 гг. Вдали от Родины .

4-й блок стихотворений: “Москва кабацкая”, “Страна негодяев”. (Слайды 20-23)

1924- 1925 гг.Возвращение на родину . Последние годы жизни. Поэт не ждёт от неё подарка, над ним сгущаются тучи. Художник не умещается в прокрустово ложе системы, набирающей скорость государственной машины. Слишком талантлив, слишком “прям”, слишком обаятельный, слишком шумный – во всём слишком.

5-й блок стихотворений. (Слайды 28-32)

Итак, первый период – “светлый”, второй – тёмный, третий - ...? Вот на этот вопрос и предстоит вам ответить на сегодняшнем уроке. Каково было мироощущение поэта в последние годы жизни? Каким предстаёт лирический герой Есенина 1924 – 1925 годов?

Работа в группах.

Класс разделён на 5 групп. Каждая получила задание проанализировать стихотворения С.Есенина определённого периода и выявить особенности образного мышления поэта в этот период времени. В конце урока учащиеся каждой группы должны оформить свои наблюдения в виде таблицы:

Задание первой группе:

Прочитайте стихотворения, написанные С.Есениным в первый период творчества (см. слайды). Найдите самые яркие, на ваш взгляд, строки, отражающие мироощущение поэта в это время (1914-1916 гг.). Оформите их в качестве эпиграфа над таблицей. Найдите в приведённых поэтических текстах интересующие нас образы и оформите в виде таблицы.

Каков образ родины и каково отношение к ней поэта? Ответ на этот вопрос оформите в виде небольшого текста или нескольких предложений, в которых используйте выписанные вами образы для подтверждения своих мыслей.

Задание для второй группы:

Прочтите стихотворения, написанные поэтом в 1917-1919 годах. В таких стихотворениях, как “Я по первому снегу бреду...”,“О пашни, пашни, пашни...”, “О верю, верю, счастье есть...”, “Вот оно, глупое счастье... ,“О муза, друг мой гибкий...”, “Теперь любовь моя не та...”), “Зеленая прическа...” , “Вот такой, какой есть...”,“Закружилась листва золотая...” и в ряде других, на первый взгляд, мало приметвремени. Но чем больше мы вслушиваемся в их звучание, тем отчетливее улавливаем в них новый душевный настрой поэта:

О верю, верю, счастье есть!
Еще и солнце не погасло.
....................................
Звени, звени, златая Русь,
Волнуйся, неуемный ветер!
(1917)

Подберите эпиграф к таблице и запишите в неё наиболее характерные образы, отражающие мироощущение Есенина в этот период творчества.

Как воспринимает поэт окружающую его действительность?

Задания для третьей группы:

Анализ стихотворения “Сорокоуст”

В начале 20-х гг. Есенин переживал глубокий духовный кризис,вызванный непониманием революционной действительности, и это накладываетотпечаток на его поэзию: в ней появляются мотивы одиночества, душевнойусталости и трагической безысходности.

В 1920 году он пишет “Сорокоуст” (Сорокоуст - молитвы об умершем в течение сорока дней после смерти православной церкви), в которомзаявляет о своем неприятии машины и города. Стихотворение открываетсяпредчувствием надвигающейся на деревню катастрофы, которая “тянет к глоткамравнин пятерню”. Природа очень тонко чувствует приближениекатастрофы: это и мельница, и бык. Образ врага в первой части стихотворенияне конкретизируется, но Есенин указывает на главные его признаки. Этожелезное существо, а значит, холодное, бездушное, искусственное, чуждоеприроде.

Во второй части стихотворения образ врага разрастается. Это уженекто, кто всё крушит и ломит, несёт в деревню погибельную болезнь подназванием “стальная лихорадка”. Поэт резко противопоставляет “железным”качествам врага незащищённость старой деревни, дорогой и милой сердцуЕсенина.

В третьей части стихотворения этот конфликт представлен какпоединок жеребёнка и чугунного поезда, догнать которого пытается бедноеживотное. Поэтические строки пронизаны горькой болью лирического героя,который понимает бессмысленность поступка животного. Поэт передаёт резкоменяющуюся на его глазах картину мира, смещение ценностей, когда за убитыхживотных покупают железного монстра:

И за тысячи пудов конской кожи и мяса
Покупают теперь паровоз.
(1920)

Возникающий в этих строках мотив насилия над природой получаетсвоё развитие в четвёртой части стихотворения через мотив смерти:

Головой размозжась о плетень,
Облилась кровью ягод рябина.
(1920)

Гибель русской деревни передаётся через мелодии русской гармоники.Сначала гармоника жалостно плачет, затем “тужиль” предстаёт уже какнеотрывное качество русской гармоники. Лирический герой этого стихотворениянесёт в себе всю грандиозную боль и горечь, переживая гибель старой деревнии народной культуры.

Задания для четвертой группы.

Как появляется тема родного дома?

Европа и Америка произвели удручающее впечатление на поэта. В одном

из писем он отзывался о загранице, как об “ужаснейшем царстве мещанства...”, где “в страшной моде Господин доллар, а не искусство...самое высшее - мюзик-холл”. Взгляды С. Есенина меняются. “Там, из Москвы, нам казалось, что Европа - это самый обширнейший рынок распространения наших идей в поэзии, а теперь отсюда вижу: боже мой! до чего прекрасна и богата Россия в этом смысле. Кажется, нет еще такой страны и быть не может”

Начинается период его возрождения, очень трудный, но плодотворный.Поэт с ужасом увидел, что “очутился в узком промежутке”, что Родина, которой он посвятил свое творчество, в нем теперь не нуждается, что оностался в стороне от жизни народа, сам от него отгородился, стал ему“чужим”. Есенин стремится преодолеть это отъединение, включиться в трудовойритм новой жизни.

Задания для пятой группы.

Прочитайте стихотворения, написанные в последнее годы жизни поэта. Выпишите в таблицу наиболее характерные образы, подберите эпиграф из стихотворений данного периода (1924 – 1925годы).

Составьте 6-8 словосочетаний или предложений, которые характеризовали бы мироощущение лирического героя Есенина в 1924-1925 годы.

Перечень стихотворений для анализа:
“Низкий дом с голубыми ставнями...”
“Мы теперь уходим понемногу...”
“Неуютная жидкая лунность...”
“Несказанное, синее, нежное...”
“Спит ковыль. Равнина дорогая...”
“Синий май. Заревая теплынь”.

Возможные эпиграфы:

Первая группа:

  • “Всё встречаю, всё приемлю,/ Рад и счастлив душу вынуть...”
  • “Если крикнет рать святая: / “Кинь ты Русь, живи в раю!”/ Я скажу: “Не надо рая, / Дайте родину мою”.

Вторая группа:

  • “ Скоро, скоро часы деревянные / Прохрипят мой двенадцатый час!”
  • “Здравствуй ты, моя чёрная гибель, /Я навстречу к тебе выхожу!”
  • “Мир таинственный, мир мой древний, /Ты, как ветер, затих и присел. /Вот сдавили за шею деревню/ Каменные руки шоссе”

Пятая группа:

  • “И на этой на земле угрюмой/ Счастлив тем, что я дышал и жил”
  • “Радуясь, свирепствуя и мучась, /Хорошо живётся на Руси”
  • “И в этот вечер вся жизнь мне мила, /Как приятная память о друге”

Заключение.

Есенин - единственный среди великих русских лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине, о России в особый раздел, потому что все, написанное им, продиктовано, пронизано “чувством родины”. Это не тютчевская “вера”, не лермонтовская “странная любовь”, и даже не страсть-ненависть Блока. Это именно “чувство родины”. В определенном смысле Есенин - художественная идея России.

Есенин глубоко знал жизнь крестьянской России, был кровно связан с жизнью русского крестьянства - все это способствовало тому, что он смог стать истинно народным, национальным поэтом и в ярких произведениях сказать свое правдивое поэтическое слово о главных событиях своей эпохи.

Уйдя из жизни в 30 лет, С.А. Есенин оставил нам чудесное и богатое поэтическое наследие. И пока живёт земля, Есенину-поэту суждено жить с нами и “воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким “Русь”.

Домашнее задание.

  • Написать сочинение на тему “Эволюция темы родины в лирике С.А.Есенина”

Список литературы.

  1. Занковская Л.В. Новый Есенин: Жизнь и творчество поэта без купюр и идеологии. М., 1997.
  2. Прокушев Ю.Л. Сергей Есенин: Образ. Стихи. Эпоха.М., 1979.
  3. Обучающие практические работы по литературе. Под ред. Т.Н.Андреевой. М., Дрофа, 2005.









1 из 8

Презентация на тему: Тема Родины в лирике Есенина

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Во все века художники, размышляя о красоте и убогости России,свободолюбии её жизни и духовном рабстве, вере и безверии, стремилисьсоздать неповторимо-индивидуальный образ Родины. Для Есенина родной край,родина – это средняя Россия, село Константиново – это Русь деревенская с еётрадициями, сказками и песнями, с диалектными словами, передающимисвоеобразие деревенского говора с красочным миром природы. Русская деревня, природа средней полосы России, устное народноетворчество, а главное – русская классическая литература оказали сильноевлияние на формирование юного поэта, направляли его природный талант. С первых же стихов в поэзию Есенина входит тема родины. Сергей позжепризнавался: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине.Чувство родины – основное в моём творчестве»

№ слайда 3

Описание слайда:

Ещё в ранних, юношеских стихах автор предстаёт перед нами как пламенный патриот. Родина для Есенина – это село Константиново, где он родился, ближайшие окрестности села. «Рязанские поля, где мужики косили, где сеяли свой хлеб», стали его надёжной стартовой площадкой, колыбелью его поэзии. В его душе нет ещё представления об отчизне как социальной, политической, культурной среде. Чувство родины находит у него выражение пока ещё только в любви к родной природе. На страницах ранней есенинской лирики перед нами предстаёт скромный, но прекрасный, величественный и милый сердцу поэта пейзаж среднерусской полосы: сжатые поля, красно-жёлтый костёр осенней рощи, зеркальная гладь озёр. Поэт чувствует себя частью родной природы и готов слиться с ней навсегда: «Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных». Земная красота забрала в плен юное сердце поэта. Его лучшие ранние стихи пахнут весной, молодостью, полны очаровательного задора и веселья: «Темна ноченька, не спится, Выйду к речке на лужок. Распоясала зарница В пенных струях поясок. На бугре берёза-свечка В лунных перьях серебра. Выходи, моё сердечко, Слушать песни гусляра!» (1911г.)

№ слайда 4

Описание слайда:

Любовь к России - не просто чувство, но и жизненная философия, основная в есенинском миропонимании. Природа России у Есенина - это нечто одухотворенное, живое. «Вижу сад в голубых накрапах, Тихо август прилег ко плетню. Держат липы в зеленых лапах Птичий гомон и щебетню.» Родина для поэта - это все, что он видит, чувствует, все, что его окружает. Поэтому так трудно и порой невозможно отделить эту тему от других. Чувства к Родине переплетаются у Есенина с чувствами к женщине, природе, жизни. Вспомним есенинское стихотворение о женщине, так зримо окаймленное осенним пейзажем: «Пускай ты выпита другим,Но мне осталось, мне осталось Твоих волос стеклянный дым И глаз осенняя усталость.»Природа у Есенина - живое существо, наделенное одинаково беззащитной душой. Поэтому равно нежны его стихи и о женщинах, и о деревьях, и о животных.

№ слайда 5

Описание слайда:

Я вижу, как, “отражаясь, березы ломались в пруду”, как “ели, словно копья, уперлись в небо”. Просторы полей, синь родного неба с плывущими облаками, гладь озер и рек, “плакучие ивы”, “зеленоволосые красавицы березы”, “топи да болота”, “алый свет зари” -- во всем этом Есенин видел красоту родной стороны. В ранней поэзии Есенина запечатлен образ крестьянской Руси кануна Великой Октябрьской революции. Поэт видел Русь кроткой, печальной, и тяжелая жизнь Родины отразилась в его творчестве:«Край ты мой заброшенный.Край ты мой, пустырь,Сенокос нескошенный,Лес да монастырь.»Но чем печальнее были эти картины, тем сильнее в стихах поэта звучала беспредельная привязанность к Родине:«Холодной скорби не измерить.Ты на туманном берегу,Но не любить тебя, не веритьЯ научиться не могу.»

№ слайда 6

Описание слайда:

В начале 20-х годов Есенин совершает длительные зарубежные поездки. В результате он особенно остро почувствовал, чем является Родина для человека, и для русского человека, наверное, в особенности. Америку Есенин воспринял как безумный мир чистогана и духовной нищеты. И теперь он пытается по-другому увидеть оставленную им и проклинаемую новую Россию: «Теперь со многим я мирюсь Без принужденья, без утраты. Иною кажется мне Русь, Иными - кладбища и хаты.» Поэт пытается оправдать и принять новую большевистскую Россию: «Но Россия... вот это глыба... Лишь бы только Советская Власть!.. «Он хочет верить, что советская власть, социализм возвысят человека, что все делается во имя его и для него. Есенину кажется, что вдали от родной земли, наконец, "прояснился омут в сердце мглистом". "Учусь постигнуть в каждом шаге/ Коммуной вздыбленную Русь", - пишет поэт. Вспомним "Балладу о двадцати шести". Народ у автора - "и крестьянин, и пролетариат". У народа одна цель: "Коммунизм - знамя всех свобод". Поэт хотел найти себя в новой России, принять ее и поверить ей. Об этом - "Песня о великом походе", "Стансы", "Анна Снегина". Равнодушен я стал к лачугам.Мне теперь по душе иное...Через каменное и стальноеВижу мощь я родной стороны.

№ слайда 7

Описание слайда:

Судьба родины, народа, особенно многомиллионной массы русского крестьянства в революционную бурную эпоху,- вот что волнует поэта, вот что главным образом определяет идейно-художественное своеобразие стихов и поэм, написанных им в 1917-1918 годах («Преображение»), «Инония», «Иорданская голубица» Здесь новый мир предстает либо в виде утопических картин мужицкого «рая» на земле, либо в виде романтического «града Инонии», «где живет божество живых» и господствует«революционная» вера: «Новый на кобыле Едет к миру Спас. Наша вера - в силе. Наша правда - в нас!» (1918)

№ слайда 8

Описание слайда:

Есенин был на Кавказе, где написал цикл лирических стихотворений. Пленительна красота восточной природы, ласков ветер, легко сердцу поэта с любимой, но думы о Родине и здесь не покидают его. Они все время влекут его домой. Поэт вспоминает тоску бесконечных равнин, знакомую ему с юношеских лет, песню железных колес, вербы вдоль дорог, бесплодные поля и жалкие лачуги. Так возникает картина старой деревни, которая не радует взгляда, теперь она вызывает у поэта; горячее чувство протеста и жажду обновления Родины: «Полевая Россия! Довольно Волочиться сохой по полям! Нищету твою видеть больно И березам, и тополям.»Сила и обаяние лирики Есенина в ее правдивости, искренности и Задушевности. В его проникновенных стихах запечатлелись картины родной природы, его русская душа и глубокая любовь к Родине

Тема Родины в лирике Сергея Есенина

Тема Родины звучит, наверное, в творчестве всех поэтов, и у каждого по-разному. Вариации этой темы определяются историческими и социальными условиями, в которых живет поэт, его гражданской позицией, творческими идеалами. Сергей Александрович Есенин родился под Рязанью, в старинном приокском селе Константинове. Здесь прошли его детство и юность, здесь он написал свои первые стихи. Мир народнопоэтических образов окружал его с первых дней жизни. Поэтому у Есенина с Родиной прежде всего ассоциировалась деревенская, крестьянская Россия. «Моя лирика, - говорил Есенин, - жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины - основное в моем творчестве».

Тема Родины звучит в самых ранних стихотворениях С. Есенина. В 1912 году Есенин приезжает в Москву, а в 1916-м выходит его первый сборник «Радуница». За эти четыре года Есенин утверждается как поэт крестьянской культуры. Молодой Есенин проповедует христианство в своей поэзии, хотя в его стихах мы можем найти элементы язычества и пантеизма. Земная Русь в лирике Есенина периода «Радуницы» мифологизируется, она становится воплощением рая на земле. Картина рая создается при помощи библейских образов, с которыми ассоциируются детали крестьянского быта и русской природы:

Гей ты, Русь, моя родная,

Хаты - в ризах образа…

Между сосен, между елок,

Меж берез кудрявых бус,

Под венком, в кольце иголок,

Мне мерещится Исус.

Он зовет меня в дубровы,

Как во царствие небес…

В елях - крылья херувима,

А под пеньком - голодный Спас.

Ивы - кроткие монашки.

Для ранней поэзии Есенина характерна гармония в его стихах нет тех противоречий, душевных надрывов раздвоения лирического героям, которые появятся позже в его лирике. В ранних стихах Есенин является выразителем народного миропонимания, которому присуща органическая связь человека с природой и с мирозданием вообще.

В новом сборнике стихов, названном «Голубень» и вышедшем в 1918 году, Есенин продолжает развивать мотивы ранней лирики. Православное восприятие Есениным Родины как духовного отечества мы видим в стихотворении «Запели писаные дроги…». В этом стихотворении вся Русь вырастает в образ храма, вся она становится воплощением Божьего мира:

О Русь - малиновое поле

И синь, упавшая в реку, -

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

В стихотворении мы ощущаем полное единение лирического героя с Родиной, что было для Есенина подсознательным

Чувством, безотчетной потребностью, которая не поддается разуму и не управляется самим человеком:

Но не любить тебя, не верить

Я научиться не могу.

В этот же период в лирике Есенина появляются и другие мотивы, связанные с Родиной. В стихотворениях «Край ты мой заброшенный…», «Сторона ль моя, сторонка», «О край дождей и непогоды…» Русь предстает печальная, серая, тоскливая:

Край ты мой заброшенный,

Край ты мой, пустырь,

Сенокос некошеный,

Лес да монастырь.

Однако Есенин любит Россию и такой. Есенин чувствует наступающие перемены, он верит в будущие, события, которые разбудят дремлющую Русь. И вот произошло то, что с нетерпением ждали многие русские поэты и писатели, - свершилась революция.

Есенин с огромным воодушевлением принял революцию. Революция для Есенина стала воплощением христианской идеи преображения, очищения. Он создал целый ряд стихотворений и поэм, в которых приветствовал Октябрь как величайшее обновление мира («Пришествие», «Преображение», «Инония», «Иорданская голубица»). (Революция, по представлениям Есенина, должна была стать в том смысле обновлением жизни, что она вернёт человека вновь к природе, а поэзию - к народно-метафорическому миропониманию. Такое понимание революции выражено в стихотворении «О Русь, взмахни крылами…»:

О Русь, взмахни крылами,

Поставь иную крепь!

С иными племенами

Встает иная степь.

По золотой долине,

Меж телок и коров,

Идет в златой ряднине

Твой Алексей Кольцов…

Конкретные идеалы социалистической революции, а затем и практика социалистического строительства 20-х годов оказались, однако, весьма мало похожими на есенинские поэтические представления о революции и социализме. Социалистическая практика оказалась не возвратом к народно-крестьянскому миропониманию, а угрозой для него, разрушением дорогого Есенину «мира таинственного, мира древнего».

Мир таинственный, мир мой древний,

Ты, как ветер, затих и присел,

Вот сдавили за шею деревню

Каменистые руки шоссе

Напишет Есенин в 1920 году

И тогда Есенин решает собственными силами и силами небольшого кружка единомышленников-поэтов противостоять этому процессу разрушения, культивируя в своих стихах народно-крестьянское миросозерцание. Так возникает Есенин-имажинист, член небольшой группы, в которую, кроме него, входили поэты Р. Ивнев, А. Мариенгоф, В. Шершеневич, а также художники Б. Эрдман, Г. Якутов. В поэзии Есенина появляются сложные, метафорические образы, неожиданные сравнения: «Лижет теленок горбатый Вечера красный подол», «По пруду лебедем красным Плавает тихий закат и т. д.

Однако скоро Есенин разочаровывается в имажинизме. Есенин не приемлет наднациональности имажинистской поэзии. «У собратьев моих, - замечает Есенин, - нет чувства родины». Хотя Есенин противопоставляет свою поэзию идеологии имажинизма, в создании образных рядов, насыщенных яркими, неожиданными тропами, он остается имажинистом.

В 1920 году Есенин создает стихотворение «Я последний поэт деревни…». Это стихотворение - плач, панихида по уходящей Руси, погибающей крестьянской культуре. Как и в ранних стихах, посвященных Родине, здесь Россия - храм:

За прощальной стою обедней

Кадящих листвою берез.

Герой переживает близкую гибель этого храма словно свою собственную. В стихотворении крестьянской культуре противостоит пролетарская, городская. Новую, железную, бездуховную культуру символизирует образ-метонимия трактора - «железный гость». В этом стихотворении чувствуется тема неизбежной судьбы, с которой лирический герой не борется, а смиряется.

Судьба как предначертанный свыше путь, как данное стране, и лирическому герою испытание - эта тема нашла, свое выражение и в стихотворении «Не жалею, не зову, не плачу…».

В 1922-1923 годах Есенин создает драматическую оперу «Страна негодяев», которая свидетельствует о том, что Есенин встал в оппозицию по отношению к советской власти. В сборнике «Москва кабацкая», встав на сторону отверженного, униженного крестьянства, Есенин выразил протест против политики советской власти.

Цикл «Персидские мотивы», написанный в 1924-1925 годах, свидетельствует о желании Есенина преодолеть духовный кризис, успокоиться, очиститься от всех негативных эмоций. Работая над «Персидскими мотивами», Есенин ещё раз убеждается, что любовь к Родине для него самое главное чувство. Тегеранская экзотика только обостряет любовь лирического героя к северной Родине. Тема Родины в цикле переплетается с темой любви. В стихотворений «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», написанном в жанре послания, не тема любви, а тема Родины оказывается основной. В стихотворении вся эмоциональная нагрузка ложится на образ девушки с севера. Шаганэ для лирического героя лишь символ счастья, надежда на успокоение. В «Персидских мотивах» мы чувствуем неразрывную связь между душой лирического героя и его Родиной. В чужом прекрасном мире поэт не находит ничего ценнее, чем свое чувство к Родине. Есенин понимает, что он любит Россию любую, и он говорит о своей вере в будущее России.

Стихотворения последних лет жизни Есенина, посвященные Родине, наполнены трагическим пафосом. Если лирический герой первых сборников Есенина был гармонично слит с природой родной деревни, олицетворял духовную культуру крестьянина, (то теперь в стихотворения о Родине вошел мотив одиночества, отверженности, ненужности.

В стихотворении «Русь советская» Есенин пишет о Родине, пострадавшей от «урагана» (то есть от революции), и о переменах, происшедших в ней. Изменилась родная деревня в худшую сторону, изменились сами крестьяне, новое поколение крестьян поет совсем другие песни, читает и любит других поэтов, у них надкрестьянское, непатриотическое мышление («Уж не село, а вся земля им мать»). Есенинский лирический герой оказывается одиноким, никому не нужным в родном селе.

Вот так страна!

Какого ж я рожна

Орал в стихах, что я с народом дружен

Моя поэзия здесь больше не нужна,

Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен, -

Восклицает поэт

Однако стихотворение заканчивается очень противоречиво:

Приемлю все.

Как есть все принимаю.

Готов пойти по выбитым следам.

Отдам всю душу Октябрю и маю,

Но только лиры милой не отдам.

Творчество и душа впервые в лирике Есенина противостоят друг другу. Есенин принимает все новое, что принесла с собой революция, но разумом, а не сердцем, поэтому он не хочет воспевать постреволюционную Россию. У Есенина до конца его жизни осталось восприятие Родины не как Советской России, а как Руси.

В стихотворении «Неуютная жидкая лунность…» лирический герой, словно превозмогая себя, пытается полюбить новую деревню, новую Россию:

Через каменное и стальное

Вижу мощь я родной стороны.

Однако за искренним желанием увидеть в новой, стальной России гуманное, цивилизованное начало мы видим драму лирического героя Есенина:

Я не знаю, что будет со мною…

Может, в новую жизнь не гожусь…

Есенин понимает, что мир социалистической деревни для него чужой.

Таким образом, стихотворения, написанные на тему Родины, отражают основные идеи творчества Есенина, его миропонимание в. целом. Есенин не сомневается в законности и необходимости перемен в жизни России. Но сам он кровно привязан к старой Руси, он остался до конца с крестьянско-деревенским миром, его эстетикой. Ведь именно в этой эстетике находятся корни его собственной поэзии, она определяет и тему Родины в его стихах.


Самое обсуждаемое
Викторина по басням Крылова Викторина по басням Крылова
Программа полевой практики Полевая практика по естествознанию готовый дневник Программа полевой практики Полевая практика по естествознанию готовый дневник
Цианобактерии по способу питания являются Цианобактерии по способу питания являются


top