Методика логопедической работы по коррекции свистящих звуков. Методика логопедической работы при сигматизме и парасигматизме свистящих звуков

Методика логопедической работы по коррекции свистящих звуков. Методика логопедической работы при сигматизме и парасигматизме свистящих звуков

Артикуляция звуков С, С", З, З", Ц.

прежде чем рассматривать недостатки произношения свистящих звуков С, С", З, З", Ц надо знать их правильную артикуляцию.

Артикуляция звука С:

Губы - не напряжены, растянуты, как при улыбке.

Зубы

Язык - кончик языка широкий, находится за нижними зубами, у нижних альвеол; передняя часть спинки языка широкая, она поднимается к верхним деснам и образует с ними линию в форме желобка; средняя часть спинки языка образует по середине продольный желобок, задняя часть спинки языка незначительно поднята, боковые края языка плотно прилегают к внутренней стороне верхних и отчасти нижних боковых зубов, закрывая проход воздуха к струе по бокам.

Мягкое небо - поднято, закрывая проход воздушной струе в ротовую полость.

Звучание - шум, похожий на свист.

Артикуляция звука С":

Губы - растянуты в «улыбку» больше, чем при произнесении звука С , и напряжены.

Зубы - сближены на 1-1,5мм, верхние и нижние резцы обнажены.

Язык - кончик языка за нижними резцами, сильнее упирается в резцы; среднепередняя часть спинки языка более выгнута и несколько перемещена вперед, чем при произнесении звука С , вследствие чего полость между языком и резцами значительно сокращается (сужается); боковые края языка шире, чем при произнесении звука С и более направленно касаются неба, образуя более узкий проход для воздуха.

Мягкое небо

Звучание - звучит мягко, глухо; шум выше, чем при произнесении твердого С .

Артикуляция звука З:

Губы

Зубы - сближены на 1-1,5мм, верхние и нижние резцы обнажены.

Язык - кончик языка широкий, находится за нижними зубами, у нижних альвеол; передняя и средняя часть спинки языка несколько выше приподнимается к верхним деснам, чем при произнесении звука С, но напряжение языка несколько слабее и в форме продольного желобка между спинкой языка и альвеолами уже, чем при глухих С и С "; задняя часть спинки языка приподнята, боковые края языка плотно прилегают к внутренней стороне верхних и отчасти нижних боковых зубов, закрывая проход воздушной струе по бокам.

Мягкое небо - поднято, закрывая проход воздушной струе в носовую полость.

Воздушная струя - узкая, холодная, но слабее и менее напряжена, чем при произнесении звука С.

Артикуляция звука З":

Губы - не напряжены, растянуты, как при легкой улыбке, затем принимают положение следующего за ним гласного.

Зубы - сближены на 1-1,5мм, верхние и нижние резцы обнажены.

Язык - кончик языка широкий, находится за нижними зубами, у нижних альвеол, вибрирует; среднепередняя часть спинки языка более выгнута и несколько подвинута вперед к верхним деснам, чем при произнесении звука З, щель в форме продольного желобка между спинкой языка и альвеолами уже, чем при произнесении глухих С и С "; задняя часть спинки языка приподнята, боковые края шире и плотнее, чем при произнесении звука З прилегают к внутренней стороне верхних и отчасти нижних боковых зубов, (закрывая проход воздушной струе по бокам), напряжены, касаются неба, образуя более узкий проход воздуха.

Мягкое небо - поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход воздушной струе в носовую полость.

Воздушная струя - узкая, холодная.

Артикуляция звука Ц:

Губы - при произнесении звука Ц в нейтральной позиции.

Зубы - чуть разомкнуты на расстоянии 1-1,5мм.

Язык - кончик языка находится за нижними зубами; передняя часть спинки языка в первый момент касается верхних десен и альвеол, образуя смычку; затем под напором выдуваемой струи воздуха передняя часть спинки языка отходит от верхних альвеол и чуть опускается вниз, касаясь только верхних десен и образуя щель в форме желобка; средняя часть спинки языка в момент смычки слегка сгорблена, затем поднимается выше, образуя по середине продольный желобок; задняя часть спинки языка незначительно поднята; боковые края языка касаются верхних коренных зубов.

Мягкое небо - поднять, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход воздушной струе в носовую полость.

Воздушная струя - умеренная.

Чтобы разбираться в недостатках произношения свистящих С, С", З, З", Ц звуков надо знать все виды сигматизма. (К сигматизмам относятся отсутствие и искажения свистящих звуков). Если одна фонема заменяется другой фонемой, например Т (собака - тобака или фобака ), такие нарушения называются парасигматизмами .

Виды сигматизма.

Рассмотрим основные виды сигматизма.

Межзубный сигматизм. Этот вид сигматизма наиболее распространен в данной группе нарушений. Характерный для звука С свист отсутствует. Вместо его слышится более низкий и слабый шум, обусловленный положением языка, просунутого между зубами: круглая щель при этом заменяется плоской. Этот же недостаток распространяется на парный звонкий З и аффрикат Ц.

Боковой сигматизм. Этот вид сигматизма характерен тем, что выдыхаемая струя воздуха проходит не по средней линии языка, а через боковую щель, одностороннюю или двустороннюю, так как боковые края языка не прилегают к коренным зубам. Кончик языка и передняя часть спинки образуют смычку с резцами и альвеолами. При такой артикуляции вместо С слышится шум. Такой же шум, только озвученный голосом, слышится при произнесении З . С боковой артикуляцией может произноситься и Ц . Дефект распространяется и на соответствующие парные мягкие свистящие звуки.

Губно - зубной сигматизм . При нем в образовании щели участвует, кроме языка, нижняя губа, которая сближается с верхними резцами (как при образовании звука Ф ), поэтому акустический эффект при искажен С близок к звуку Ф . подобный дефект наблюдается при произнесении остальных свистящих.

Носовой сигматизм . При этом виде сигматизма струя воздуха идет в нос, что чаще всего зависит от поднятого корня языка,и звуки заменяются храпом в нос. Нужные движения челюсти и образование желобка на языке не формируются или оказываются не плотными, только намеченными.

Призубный сигматизм . Этот недостаток произношения отличается тем, что при произнесении свистящих звуков кончик языка упирается в края верхних и нижних зубов, образуя затвор и мешая проходу воздуха через зубную щель, вследствие чего отсутствует характерный для этих звуков свист и вместо звуков С, З слышатся звуки Т и Д .

Шипящий парасигматизм . При этом виде сигматизма язык принимает артикуляцию, характерную для Ш , или артикуляцию смягченного шипящего звука, напоминающего укороченный Щ.

Приемы постановки свистящих звуков.

Постановка обычно начинается с глухого твердого С. Основным приемом постановки правильного звучания является межзубное произношение С , а затем и З , что является возможностью зрительно контролировать правильное положение языка и правильное смыкание челюстей (линия желобка языка и средняя линия между верхними и между нижними резцами должны совпадать, а весь язык должен быть распластанным). В тех случаях, когда не образуется желобок, его нужно вырабатывать. Подготовительные артикуляционные упражнения могут использоваться следующие: распластывание языка, свертывание трубочкой, а затем задувание на кончик языка (задувание горящей свечки при высунутом языке, сдувание с кончика языка ваты, узкой бумажной полоски и др.)

В качестве использования артикуляции близких по произношению звуков нужно использовать следующие приемы:

Постановка свистящих звуков от звука Ф , который подготавливает направленную достаточно длительную плавную воздушную струю, проходящую по средней линии языка. Выдвигание языка между зубами и отодвигание губ с механической помощью, а затем самостоятельно с зеркальным контролем во время произнесения Ф дает звучание С .

Упражнения в произнесении сочетания ИЕ с напряжением подготавливают нужную форму языка (его распластывание и желобок по средней линии) и вырабатывает концентрированную воздушную струю. Непосредственный переход к звуку С обычное и хорошее звучание его.

В случаях пригубного сигматизма достаточно с механической помощью опустить кончик языка к нижним зубам и таким образом получить щель вместо смычки.

При губно-зубном сигматизме необходимо снять губную артикуляцию. Это может быть достигнуто демонстрацией правильной позы губ при артикулировании этого звука, либо с механической помощью (шпателем или пальцем отводят нижнюю губу от зубов). Подготовительные артикуляционные упражнения могут использоваться типа: «трубочка».

При межзубном сигматизме, чтобы избежать ассоциаций с нарушенным свистящим звуком, нужно произносить слог СА со сжатыми зубами в начале его произнесения. Можно при произнесении слога СА несколько удлинить произнесение согласного, а на гласном А опустить челюсть. Особое внимание обращается на зрительный и слуховой контроль.

При исправлении бокового сигматизма сначала надо научить ребенка дуть с просунутым между губами широко распластанным передним краем языка. При этом виде сигматизма необходима специальная подготовительная работа по активизации мышц боковых краев языка, которые в результате проведенных упражнений могут подниматься до плотного соприкосновения с боковыми зубами. Для получения чистого произношения надо применить двухэтапный метод постановки этого звука: вызвать межзубное произношение, чтобы избавиться от хлюпающего шума, а затем перевести язык в зазубное положение.

При устранении носового сигматизма также необходимо предварительно работать над формированием правильного выдоха воздушной струи через середину ротовой полости. Упражнения надо проводить при межгубном, а затем межзубном положении передней части языка. Достигнув шепелявого произношения звука С , можно дать ребенку упражнения на этот звук в слогах. Таким образом, будет закрепляться навык произнесения звука при правильном выдохе - воздушную струю ребенок может ощутить на кончике своего языка, просунутого между зубами. Когда язык окончательно укрепится в этом положении, нужно постепенно переводить его кончик за нижние резцы, и временное шепелявое произношение заменится правильно артикулируемым С .

Звук Ц ставится от звука Т при опущенном кончике языка к нижним резцам и прижатии к верхним резцам передней части спинки языка. Ребенок должен произнести звук Т с сильным выдохом (при этом как бы последовательно произносится Т и С ). Элемент свистящего звука оказывается протяжным. Чтобы получит слитный звук с укороченным свистящим элементом, надо предложить ребенку произнести обратный слог с гласным А (при произнесении слышится как бы сочетание АТС), затем нужно теснее сблизить переднюю часть спинки языка с зубами (до соприкосновения одновременно с верхними и нижними резцами) и вновь произнести сочетание АТС с сильным выдохом в момент перехода от А к ТС. В тех случаях, когда ребенку трудно удержать кончик языка у нижних резцов, применяется механическая помощь.

Таким образом, зная правильную артикуляцию свистящих звуков, их нарушения в произношении и приемы постановки можно правильно построить коррекционную работу.

Рассмотрим конкретный случай.

Проходя практику в детской поликлинике №5 г. Иваново для коррекционной работы была взята девочка Катя. Было проведено логопедическое обследование. После обследования, сбора данных от специалистов и беседы с родителями была сделана запись в речевую карту ребенка.

РЕЧЕВАЯ КАРТА

1. Фамилия, имя ребенка Катя Петрова

2. Возраст 5 лет 7 месяцев

3. Домашний адрес у. Н. Неман, д. 83, к. 2, кв. 54 _

4. Анамнез: Ребенок от третьей беременности (роды - вторые). Мать стоит на учете у уролога. Во второй половине беременности была угроза выкидыша. Роды прошли нормально. Болезнь первого года жизни - коревая краснуха (в 3 месяца), отит (в 10 мес), ОРЗ (в 1г 7м), ОРВИ (в 10 мес).

Ходить начала с 1 года 1 мес. Лепет появился в 8-9 мес., первые слова произнесла в 10 месяцев, фразы в 1 год 7 мес.

5. Состояние общей и мелкой моторики. Нарушений в развитии и состоянии опорно-двигательного аппарата и общей моторики нет. Подвижна, координация удовлетворительна, но некоторыми основными движениями по программе возрастной группы владеет недостаточно, мелкая моторика рук развита слабо: затрудняется в штриховке, неуверенно владеет ножницами, движения неточные.

6. Слух - без патологии.

7. Зрение - без патологии.

8. Общее развитие ребенка. Запас знаний и представлений об окружающей действительности в пределах возрастной нормы.

Память: зрительная - из 6 картинок запоминает 4

слуховая - из 6 слов запоминает 4

ассоциативная - из 6 картинок -5

словесно-логическая память - прослушанный текст запоминает и пересказывает достаточно полно и точно.

Внимание, работоспособность. Концентрация внимания неплохая, но объемная устойчивость недостаточна (быстро отвлекается); работоспособность невысокая: с интересом берется за работу, но недостаточно усидчива, быстро устает.

Мышление:

Конструктивная деятельность - + (пирамидку, разрезанную картинку, пазлы составляет методом зрительного соотнесения)

прямой и обратный счет - + (в пределах10)

счетные операции и простейшие задачи - + (в пределах10)

классификация, обобщение - + (иногда с объяснениями)

причинно-следственные связи - + (серию сюжетных картинок раскладывает в логической последовательности).

10. Состояние артикуляционного аппарата.

Строение - нормальное (незначительная прогнатия).

Артикуляционная моторика - движения губ медленные; наблюдается вялость языка, отсутствует «желобок», «чашечка», «катушка», «ковшик»; ребенок испытывает затруднения в переключении артикуляционных органов с одного движения на другое, в удержании заданной позы.

11. Особенности звукопроизношения.

Свистящие С, С", З", Ц - межзубные и

Шипящие Ш Ж, Ч, Щ - межзубные.

12. Фонематический слух - в норме. Выделяет на слух заданный звук из звукового ряда (п - т - к - х)

слогового ряда (па - та - ка - ха)

ряда слов (порт- торт - корт - хор )

Различает на слух сходные звуки в:

парах звуков (п - б), (с - з), (ш - ж)

парах слогов (па - ба), (са - за), (ша - жа )

парах слов (почка - точка), (сок - цок), (шар - жар ).

Воспроизводит:

звуковой ряд (б - п - б) ; слоговой ряд (ба - ба - па )

ряда слов (почка - точка - бочка), (сом - ком - дом ).

13. Звуковой анализ:

выделение первого ударного гласного (у тка, о вощ, а ист )-+

выделение последнего глухого согласного (су п , ко т , то к )-+

выделение первого согласного (д ом, р от, п от )-+

14. Произношение слов сложной звуко-слоговой структуры - нарушено незначительно (сохраняются ритмичный контур, ударение, число слогов)

клубника -+ кома н дировка - «комадировка»

сковорода -+ стихо т ворение - «стиховорение»

лекарство -+ вел о с и педист - «велесепедист»

15. Лексика. Допускает ошибки в толковании лексических значений слов:

чашка - кружка, ключ - замок, шапка - шляпа, кофта - свитер;

многозначительностью слов, абстрактными понятиями - не владеет.

Понимает антонимы и синонимы.

Знает и называет детенышей животных, распространенные профессии.

Обобщающими (видовыми, родовыми) понятиями (одежда, обувь, мебель, посуда) - владеет.

16. Грамматический строй. Составляет простые предложения по картинке (с данным звуком по опорным словам). Допускает ошибки в согласовании количественных числительных существительных - «пять яблоков ». Понимает значение простых предлогов и правильно употребляет их в речи. Может образовать: прилагательные слова от существительных камень (каменный), существительные от прилагательных - деревянный (дом), существительные от глаголов - клеить (клей ), существительные с уменьшительно-ласкательным значением - рука (ручка ).

17. Связная речь. Логична, последовательна, но не выразительна, схематична.

18. Заключение о состоянии речевого развития: Сложная дислалия.

Нормальная артикуляция свистящих звуков

Нормальная артикуляция звуков с, с", з, з". Губы растя­нуты как бы в улыбке, в положении оскала, зубы находятся на расстоянии 1-1,5 мм, язык широкий, кончик языка опу­щен книзу и находится у основания нижних резцов, спинка языка выгнута, посредине ее образуется желобок. Прохож­дение струи воздуха через желобок вызывает специфический резкий шум, похожий на свист. Боковые края языка подня­ты и прилегают к внутренней стороне верхних зубов. Мяг­кое нёбо приподнято и закрывает проход в носовую полость. Голосовые складки при произношении звука с раскрыты, при произношении звука з сомкнуты и вибрируют. При про­изношении палатализованных с", з" передняя часть спинки языка становится более выгнутой, продольное углубление в виде желобка разрушается, средняя часть спинки языка боль­ше приподнимается вверх, чем при произношении сиз.

Нормальная артикуляция звука ц. Губы, зубы, нёбная за­навеска, голосовые складки при произношении звука ц нахо­дятся в таком же положении, как и при произношении зву­ка с. В артикуляции звука ц выделяются два этапа. I этап: кончик языка опущен вниз, упирается в нижние резцы, спинка языка круто выгнута и своей передней частью обра­зует смычку у шеек верхних резцов. II этап: передняя часть спинки языка после взрыва отходит от шеек верхних резцов, образуя щель, посредине языка - желобок.

Виды нарушений произношения свистящих звуков

В логопедической литературе выделяются следующие ос­новные виды сигматизмов, которые отмечаются и у умственно отсталых детей:

1. Губно-зубной сигматизм. При этом виде сигматизма нижняя губа приближается к верхним резцам, произносится

звук, близкий к звуку ф. Предрасполагающим фактором воз­никновения губно-зубного сигматизма является прогнатия.

    Межзубный сигматизм. Кончик языка просовывается между зубами. К появлению этого вида сигматизма пред­ располагают следующие факторы: передний открытый при­ кус, смена зубов, отсутствие резцов в период появления свистящих звуков, вялый кончик языка при стертой дизарт­ рии, аденоидные разращения, когда ребенок вынужден ды­ шать ртом и др.

    Призубный сигматизм. При этом виде сигматизма кон­ чик языка находится на уровне щели между резцами. При произношении создается тупой шум, а не свист.

    Шипящий сигматизм. При этом недостатке кончик языка оттягивается в глубь ротовой полости, спинка языка высоко поднята, выгорблена, желобок не образуется. Вме­ сто свиста возникает шипение.

    Боковой сигматизм. Выделяется двусторонний и одно­ сторонний боковой сигматизм. При двустороннем сигматизме боковые края языка не касаются коренных зубов. Сбоку об­ разуются щели, через которые проходит выдыхаемый воз­ дух. При одностороннем боковом сигматизме щель образу­ ется с одной стороны, язык отклоняется вправо или влево. Предрасполагающими факторами могут служить аномалии зубочелюстной системы (боковой открытый прикус, нали­ чие слишком длинного и узкого языка), паретичность, вя­ лость мышц правой или левой сторон языка.

    Носовой сигматизм. При этом виде сигматизма звук приобретает носовой оттенок. Носовой сигматизм вызыва­ ется неплотным смыканием мягкого нёба с задней стеной глотки, парезом мышц мягкого нёба и задней стенки глот­ ки, расщелиной твердого и мягкого нёба.

Парасигматизмы проявляются чаще всего в следующих заменах: ц - с, ц - т, с - т, с - ф, с - с", з - д, з - в, з - з", з-с.

Коррекция сигматизма свистящих звуков

На этапе постановки звука проводится ра­бота по формированию фонематического восприятия, фо­нематического анализа и развитию речевой моторики.

Артикуляторная гимнастика включает сле­дующие упражнения:

для губ: улыбка, трубочка, улыбка-трубочка; опустить ниж­нюю губу, поднять ее; поднять верхнюю губу, опустить ее;

для языка: сделать язык широким; широкий - узкий язык; широким кончиком языка облизать верхнюю и нижнюю губу; широкий кончик языка поднять на верхнюю губу, опустить на нижнюю губу; широкий кончик языка поднять на верх­ние зубы, опустить на нижние зубы; широкий кончик язы­ка - за верхние зубы, то же - за нижние зубы; подуть на высунутый широкий язык, чтобы воздух шел посредине язы­ка; подуть в отверстие пузырька, сделать "лодочку" вне ро­товой полости, сделать "лодочку" внутри ротовой полости.

При развитии фонематического анализа на этом этапе предлагаются такие задания:

    Поднять руку, флажок, если в слове слышится дан­ ный звук.

    Отобрать картинки, название которых содержит дан­ ный звук.

    Определить место данного звука в слове (начало, сере­ дина, конец, какой по счету звук в слове, после какого звука, перед каким звуком слышится данный звук).

    Отметить место звука на графической схеме слова, на звуковой линейке.

Формирование навыка правильного произношения свистящих звуков — рекомендации для родителей и педагогов.

Дошкольник четырех лет не произносит свистящие звуки. Что делать? Можно попробовать вызвать звук самостоятельно. Однако, скорее всего, это не получится, так как у ребенка не сформирован правильный артикуляционный уклад. Помогут в решении этой проблемы специальные подготовительные артикуляционные упражнения.

Чтобы ваши усилия были эффективнее, воспользуйтесь несколькими советами:

1.​ Будьте терпеливы. Находите слова поддержки, хвалите ребенка за его терпение.

2.​ Не допускайте, чтобы ребенку было скучно во время занятий. Дошкольники плохо воспринимают монотонные занятия, поэтому лучше выбирать игровую форму деятельности.

3.​ Повторяйте упражнения. Развитие умения определяется временем и практикой.

КОМПЛЕКС ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПОСТАНОВКИ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ

«УЛЫБКА»

Улыбнуться без напряжения.

В таком положении удерживать губы до 5 – 7 секунд.

«Мы проснулись, улыбнулись,

Сладко-сладко потянулись»

«ЗАБОРЧИК»

Улыбнуться без напряжения, показать сомкнутые верхние и нижние зубы.

«Зубки дружно показали

И нисколько не устали»

«ОКОШКО»

Открыть рот достаточно широко. Стараться выполнять так, чтобы были видны верхние и нижние зубы.

Удерживать артикуляционную позу до 5 – 7 секунд.

«Солнце светит нам в окно.

Делаем мы всё легко»

«ЗАМЕСИТЬ ТЕСТО»

Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу, и, пошлепывая его губами, произносить: «Пя – пя – пя». Передний край языка должен быть широким.

Время выполнения – до 10 секунд.

«Тесто мы сейчас замесим,
Всех блинами угостим»

«БЛИНЧИК»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Боковые края языка касаются уголков рта. Губу на нижние зубы не натягивать.

Удержать широкий язык в спокойном положении при открытом рте до 5 – 7 секунд.

«Блинчики у нас большие,
Очень вкусные такие»

«ОСТУДИ БЛИНЧИК»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительный звук «ф – ф – ф», подуть по средней линии языка. Щеки не надувать.

«Блинчик надо остудить,
На тарелку положить»

«ЧИСТИМ ДОРОЖКУ»

Улыбнуться, приоткрыть рот. С внутренней стороны зубов широким кончиком языка несколько раз выполнить движение снизу вверх.

Выполнить упражнение 4 – 5 раз.

«На прогулку мы пойдём,
Снег с дорожки уберём»

Улыбнуться, приоткрыть рот. Зацепить широкий кончик языка за нижние зубы. Не отрывая язык от зубов, выгнуть его как горку. Боковые края языка касаются уголков рта.

Удерживать артикуляционную позу до 5 – 7 секунд.

«Горку сделали большую
Да широкую какую»

«ВЕТЕРОК НА ГОРКЕ»

Улыбнуться, приоткрыть рот. Зацепить широкий кончик языка за нижние зубы. Не отрывая язык о т зубов, выгнуть его как горку и слегка прижать зубами. Боковые края языка касаются уголков рта. Подуть на язык. Воздушная струя идет по средней линии языка. Если упражнение выполняется правильно, то будет слышен звук, похожий на звук С.

«Дует ветер – ветерок.
Дует холод – холодок»

Следующим этапом работы будет формирование умения правильно произносить звук в слоге, слове, фразе, тексте и, наконец, в спонтанной речи.

Ионова О. Ю.,
учитель – логопед

Игра: «Насос»

Цель. Автоматизация звука с.

Описание игры. Дети сидят на стульях. Педагог говорит им: «Мы собираемся поехать на велосипедах. Надо проверить, хорошо ли надуты шины. Пока велосипеды стояли, шины немного спустили, надо их накачать. Возьмем насос и будем накачивать шину: «с-с-с... » Дети встают и по очереди, а потом все вместе накачивают шины, произнося звук с и подражая действию насоса.

Если у ребенка звук с не получается, значит, он неточно выполняет движения. Насос ремонтируется.

Игра: «Мяч»

Цель. Автоматизация звука с в словах и предложениях.

Описание игры. Дети стоят по кругу. Играют в мяч.

Мячик мой», лети высоко (бросок вверх),

По полу беги скорей (катит мяч по полу),

Скок об пол, смелей, смелей (бросок 4 раза об пол).

Игра: «Лиса»

Описание игры. Ребенок (лиса) сидит за кустом. У него жгут. Остальные дети - куры. Куры гуляют по полю, клюют зерна и червяков. Куры приговаривают:

Лиса близко притаилась -

Лиса кустиком прикрылась.

Лиса носом повела -

Разбегайтесь кто куда.

При слове «разбегайтесь» лиса выбегает и салит жгутом. Тот, кого осалит, становится лисой.

Игра: «Сова»

Цель. Автоматизация звуков с, с’ в тексте.

Описание игры. Прежде чем проводить игру, детям показывают картинку с изображением совы, рассказывают об этой птице.

Игра проводится следующим образом. Выбирается один из детей, он - сова. Остальные дети - птички. Сова сидит на дереве (стуле). Дети бегают вокруг нее, затем осторожно к ней приближаются и говорят:

Сова, сова, сова, совиные глаза,

На суку сидит,

Во все стороны глядит,

Да вдруг как слетит...

На слове «слетит» сова слетает с дерева и начинает ловить птичек, которые от нее убегают. Пойманная птичка становится совой. Игра повторяется.

Игра: «Ванька, встань-ка»

Цель. Автоматизация звуков с, с’ в тексте.

Описание игры. Дети делают движения: встают на носки и возвращаются в исходное положение. Затем приседают, опять встают на носки, приседают. Движения сопровождаются словами:

Ванька, встань-ка,

Ванька, встань-ка,

Приседай-ка, приседай-ка.

Будь послушен, ишь какой,

Нам не справиться с тобой.

Игра: «Пильщики»

Цель. Автоматизация звука з.

Описание игры. Дети становятся друг перед другом, соединяют крест-накрест руки и воспроизводят под счет педагога движения пилы по бревну, произнося длительно звук з. Того, кто неправильно произносит звук, выводят из игры и просят произнести правильно звук з. Педагог напоминает ребенку, как нужно держать язычок при произнесении этого звука.



Игра: «Вьюга»

Цель. Автоматизация звука з.

Описание игры. Дети изображают вьюгу. По сигналу педагога они начинают тихо произносить звук з, затем постепенно усиливают его, а потом постепенно ослабляют. На начальных стадиях можно проводить

эту игру перед зеркалом (продолжительность произнесения звука для каждого ребенка должна быть ограничена 5-10 секунда-ми).

Игра: «Цветы и пчелки»

Цель. Автоматизация звука з.

Описание игры. Перед началом игры условливаются, кто будет пчелками, а кто - цветами (например, мальчики - цветы, а девочки - пчелки). Затем все разбегаются по комнате или площадке. Как только раздается сигнал педагога (удар в бубен или хлопок в ладоши), дети, изображающие цветы, встают на колено. Пчелки машут крыльями и перелетают с цветка на цветок, при этом они подражают жужжанию пчел: в-з-з-з-з. При новом ударе бубна дети меняются ролями, разбегаются по площадке, и уже другие пчелки упражняются в произношении звука з.

Игра: «Зина и изюм»

Оборудование. Резиновая кукла.

Описание игры. Педагог вносит нарядную резиновую куклу и говорит: «Ребята, это кукла Зина. Ее купили в магазине. Она резиновая. Ножки у Зины резиновые, ручки у Зины резиновые. Щечки резиновые, носик резиновый». А затем спрашивает у ребят: «Как зовут куклу? Где ее купили? Из чего у нее сделаны руки, ноги, щеки, нос?» Дети отвечают. Педагог продолжает: «Зина любит изюм. Лена, иди угости Зину изюмом». Выходит Лена и говорит: «Возьми, Зина, изюм». Так дети по очереди, угощая Зину изюмом, проговаривают эту фразу.

Игра: «Назови картинку»

Цель. Автоматизация звуков з, з" в словах и предложениях.

Оборудование. Картинки на звук з, например: зайка, замок, глаза, завод, забор.

Описание игры. Дети сидят за столами. На столе у педагога лежит стопка картинок рисунками вниз. У каждого ребенка такие же парные картинки. Педагог вызывает кого-нибудь из детей и просит его взять из его стопки верхнюю картинку, показать ребятам и сказать, какую картинку он взял. Тот, у кого есть такая же картинка, встает, показывает ее ребятам и говорит: «И у меня на картинке зайка». Дети кладут обе картинки на стол. Игра продолжается до тех пор, пока не будут разобраны все картинки со стола педагога. (По аналогии игру можно проводить, используя другие звуки.

Игра: «Коза рогатая»

Цель Автоматизация звука з в тексте.

Описание игры. Чертой (стульчиками) отгораживается дом. По площадке гуляет коза. Дети хором говорят!

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая,

Ножками топ-топ,

Глазками хлоп-хлоп!

Ой, забодает, забодает!

Коза делает из пальцев рога и бежит за детьми, говоря: «Забодаю, забодаю!»

Дети прячутся в дом, коза их ловит. Пойманные становятся помощниками козы.

Игра: «Кто внимательней?»

Описание игры. Педагог показывает детям картинки и спрашивает: «Кто знает, как свистит свисток?» (Дети отвечают: с-с-с...) А как звенит звонок? (Дети з-з-з...) А сейчас я посмотрю, кто из вас более внимательный. Я буду показывать то одну, то другую картинку, а вы произносите то звук с, то звук з».

Игра: «Испорченный телефон»

Цель. Дифференциация звуков с-з.

Описание игры. Дети садятся в один ряд и друг другу пере-дают звуки, то з, то с. Тот, кто услышал звук з, передает соседу с и т.д. Кто собьется, тот 5 раз произносит любой звук.

Игра: «Не ошибись»

Цель. Дифференциация звуков с-з.

Оборудование. Картинки «Свисток» и «Звонок».

Описание игры. Детям дают по две картинки. На одной нарисован свисток, на другой - звонок. Картинку со свистком дети берут в левую руку, со звонком- в правую. Педагог показывает им и называет картинки, в названии которых есть звук с или з, немного выделяя голосом эти звуки. Если в слове есть звук с, то дети поднимают картинку со свистком и говорят: с-с-с.,. а если есть звук з, то - со звонком и говорят: з-з-з.... Повторяя игру, можно вводить картинки, в названии которых нет ни того, ни другого звука. В таком случае дети не должны поднимать свои картинки.

Игра: «Зайцы и лиса»

Описание игры. По числу играющих по краям площадки чертятся норки или ставятся стулья. Дети (зайчики) стоят у своих норок. Один из играющих - лиса. Зайчики произносят текст: Серый зайка прыгает Возле мокрых сосен, Страшно в лапы лисоньки, Лисоньки попасть...

Зайки выбегают из норок и скачут на обеих ногах. Затем они образуют хоровод и прыгают по кругу. Раздаются слова педагога:

Зайки, ушки навострите, Влево, вправо поглядите, Не идет ли кто?

Зайцы оглядываются по сторонам, увидев лису, которая потихоньку пробирается к ним, кричат: «Лиса!»- и разбегаются по норкам. Лиса ловит зайцев. Игра повторяется.

Игра: «Зайка»

Цель. Автоматизация звуков с-з в тексте.

Описание игры. Вариант 1. Дети становятся в круг, держась за руки. Посредине круга сидит грустный зайка. Дети поют:

Зайка! Зайка! Что с тобой? Ты сидишь совсем больной. Ты не можешь даже встать, С нами вместе поплясать. Ты вставай, вставай, скачи! Вот морковку получи, Получи и попляши!

Все дети подходят к зайке и дают ему морковку.

Зайчик берет морковку и начинает плясать. А дети хлопают в ладоши. Потом выбирается другой зайка.

Вариант 2. Дети образуют круг. Один из играющих- заинька. Он стоит вне круга. Дети поют песенку и хлопают в ладоши:

Заинька, прыгни в садик.

Серенький, прыгни в садик.

Вот так прыгни в садик.

Вот так прыгни в садик.

Дети прыгают. (Заинька прыгает в круг.)

Заинька, поскачи. Серенький, поскачи. Вот так поскачи. Вот так поскачи.

Делают поскоки. (Заинька скачет.)

Заинька, попляши. Серенький, попляши. Вот так попляши. Вот так попляши.

Кружатся, (Заинька пляшет.)

Заинька, уходи. Серенький, уходи, Вот так уходи. Вот так уходи. Спокойно идут по кругу.

Заинька уходит из круга. Игра повторяется, выбирается другой заинька.

Игра: «Что кому?»

Цель. Автоматизация звука ц в словах.

Оборудование. Предметы, в названии которых есть звук ц (огурец, пуговица, сахарница, ножницы, чернильница, яйцо, блюдце и т.п.).

Описание игры. Педагог раскладывает на столе предметы, в названии которых встречается звук ц, и говорит: «Сейчас, ребята, вы должны отгадать, кому какой предмет нужен». Вызывая детей по очереди, он говорит: «Мальчику-школьнику подарим... (чернильницу)» или «Портнихе для работы нужны... (ножницы)». Вызванный ребенок угадывает, показывает и называет подходящий предмет. (Аналогично игра может проводиться и на другие звуки.)

Игра: «Что пропало?»

Цель. Дифференциация звуков с, с", з, з’, ц в словах.

Оборудование. Несколько предметов, в названии которых содержатся звуки с, с’ з, з’ ц (зонт, зебра, собака, гусь, сумка, замок, цапля, кольцо).

Описание игры. Педагог кладет предметы на стол. Ребенок запоминает их, потом ему предлагают отвернуться или закрыть глаза. В это время педагог убирает один из показанных предметов. Ребенок должен угадать, что пропало.

Игра: «Кот Васька»

Цель. Дифференциация звуков с, с’, з, з", ц в тексте.

Описание игры. Дети (мышки) сидят на стульчиках или ковре, один ребенок - кот. Он идет на носочках, смотрит то направо, то налево, мяукает.

Педагог и дети: Ходит Васька беленький, Хвост у Васьки серенький, А летит стрелой, А летит стрелой.

Кот бежит к стульчику, стоящему в конце комнаты, и садится на него - засыпает.

Дети: Глазки закрываются - Спит иль притворяется? Зубы у кота - Острая игла.

Одна мышка говорит, что она пойдет посмотрит, спит ли котик. Посмотрев, она машет руками, приглашая к себе других мышек. Мышки подбегают к ней, скребут по стулу, где спит кот. Кот Васька:

Только мышки заскребут, Серый Васька тут как тут. Всех поймает он!

Кот встает и бежит за мышками, они убегают от него.

Игра: «Два Мороза»

Цель. Дифференциация звуков с, с’, з, з’, ц в тексте.

Описание игры. На разных концах комнаты ставят два дома (стульчики). Дети располагаются возле обозначенных домов. Педагог выделяет двух водящих, которые становятся посредине комнаты, каждый лицом к сноси команде. Педагог говорит: «Это Мороз - Красным нос, и это Мороз» - Синий нос». Оба Мороза говорят:

Мы два братца молодые,

Два Мороза удалые:

Я Мороз - Красный нос,

Я Мороз - Синий нос.

Кто из вас решится

В путь-дороженьку пуститься?

Все дети хором отвечают Морозам: Не боимся мы угроз, И не страшен нам мороз.

Все играющие перебегают в дом на противоположный конец комнаты, а Морозы стараются заморозить детей, т.е. коснуться рукой, причем каждый Мороз должен заморозить детей из противоположной команды. Замороженные останавливаются там, где их захватил Мороз. Выигрывает тот Мороз, кто больше заморозил детей. Потом Морозы становятся лицом к своей ко-манде, и игра продолжается.

Нормальная артикуляция свистящих звуков

Нормальная артикуляция звуков с, с", з, з\ Губы растя­нуты как бы в улыбке, в положении оскала, зубы находятся" на расстоянии 1-1,5 мм, язык широкий, кончик языка опу­щен книзу и находится у основания нижних резцов, спинка языка выгнута, посредине ее образуется желобок. Прохож­дение струи воздуха через желобок вызывает специфический резкий шум, похожий на свист. Боковые края языка подня­ты и прилегают к внутренней стороне верхних зубов. Мяг­кое нёбо приподнято и закрывает проход в носовую полость. Голосовые складки при произношении звука с раскрыты, при произношении звука з сомкнуты и вибрируют. При про­изношении палатализованных с", з" передняя часть спинки языка становится более выгнутой, продольное углубление в виде желобка разрушается, средняя часть спинки языка боль­ше приподнимается вверх, чем при произношении сиз.

Нормальная артикуляция звука ц. Губы, зубы, нёбная за­навеска, голосовые складки при произношении звука ц нахо­дятся в таком же положении, как и при произношении зву­ка с. В артикуляции звука ц выделяются два этапа. I этап: кончик языка опущен вниз, упирается в нижние резцы, спинка языка круто выгнута и своей передней частью обра­зует смычку у шеек верхних резцов. II этап: передняя часть спинки языка после взрыва отходит от шеек верхних резцов, образуя щель, посредине языка - желобок.

Виды нарушений произношения свистящих звуков

В логопедической литературе выделяются следующие ос­новные виды сигматизмов, которые отмечаются и у умственно отсталых детей:

1. Губно-зубной сигматизм. При этом виде сигматизма нижняя губа приближается к верхним резцам, произносится


звук, близкий к звуку ф. Предрасполагающим фактором воз­никновения губно-зубного сигматизма является прогнатия.

2. Межзубный сигматизм. Кончик языка просовывается
между зубами. К появлению этого вида сигматизма пред­
располагают следующие факторы: передний открытый при­
кус, смена зубов, отсутствие резцов в период появления
свистящих звуков, вялый кончик языка при стертой дизарт­
рии, аденоидные разращения, когда ребенок вынужден ды­
шать ртом и др.

3. Призубный сигматизм. При этом виде сигматизма кон­
чик языка находится на уровне щели между резцами. При
произношении создается тупой шум, а не свист.

4. Шипящий сигматизм. При этом недостатке кончик
языка оттягивается в глубь ротовой полости, спинка языка
высоко поднята, выгорблена, желобок не образуется. Вме­
сто свиста возникает шипение.

5. Боковой сигматизм. Выделяется двусторонний и одно­
сторонний боковой сигматизм. При двустороннем сигматизме
боковые края языка не касаются коренных зубов. Сбоку об:
разуются щели, через которые проходит выдыхаемый воз­
дух. При одностороннем боковом сигматизме щель образу­
ется с одной стороны, язык отклоняется вправо или влево.
Предрасполагающими факторами могут служить аномалии
зубочелюстной системы (боковой открытый прикус, нали­
чие слишком длинного и узкого языка), паретичность, вя­
лость мышц правой или левой сторон языка.

6. Носовой сигматизм. При этом виде сигматизма звук приобретает носовой оттенок. Носовой сигматизм вызыва­ется неплотным смыканием мягкого нёба с задней стеной глотки, парезом мышц мягкого нёба и задней стенки глот­ки, расщелиной твердого и мягкого нёба.

Парасигматизмы проявляются чаще всего в следующих заменах: ц - с, ц - т, с - т, с - ф, с - с", з - д, з - в, з - з% з- с.

Коррекция сигматизма свистящих звуков

На этапе постановки звука проводится ра­бота по формированию фонематического восприятия, фо­нематического анализа и развитию речевой моторики.

Артикуляторная гимнастика включает сле­дующие упражнения:

для губ: улыбка, трубочка, улыбка-трубочка; опустить ниж­нюю губу, поднять ее; поднять верхнюю губу, опустить ее;

для языка: сделать язык широким; широкий - узкий язык; широким кончиком языка облизать верхнюю и нижнюю губу; широкий кончик языка поднять на верхнюю губу, опустить на нижнюю губу; широкий кончик языка поднять на верх­ние зубы, опустить на нижние зубы; широкий кончик язы­ка - за верхние зубы, то же - за нижние зубы; подуть на высунутый широкий язык, чтобы воздух шел посредине язы­ка; подуть в отверстие пузырька, сделать "лодочку" вне ро­товой полости, сделать "лодочку" внутри ротовой полости.

При развитии фонематического анализа на этом этапе предлагаются такие задания:

1. Поднять руку, флажок, если в слове слышится дан­
ный звук.

2. Отобрать картинки, название которых содержит дан­
ный звук.

3. Определить место данного звука в слове (начало, сере­
дина, конец, какой по счету звук в слове, после какого
звука, перед каким звуком слышится данный звук).

4. Отметить место звука на графической схеме слова, на
звуковой линейке.

Постановка звуков с, з

1. По слуховому подражанию. Звук с сравнивается со сви­
стом ветра, со звуком воды, текущей из крана, звук з срав­
нивается со звоном комара.

2. Используется и подражание, и показ нормальной ар­
тикуляции звука после предварительной отработки отдель­
ных элементов артикуляции звука.

3. По подражанию с использованием тактильных ощуще­
ний. Обращается внимание на узкую холодную струю воз­
духа, которая ощущается тыльной стороной ладони.

4. От других звуков. Звук с можно поставить: от звука ф
(ребенку предлагают улыбнуться, произнести звук ф и про­
сунуть язык между зубами - получится межзубное произно­
шение звука с, или во время произношения звука ф оттяги­
вать нижнюю губу вниз), от звуков и, т нижней артикуля­
ции (предлагается подуть на язык, чтобы ветерок погулял
по спинке языка, а на тыльной стороне ладони, располо-


женной горизонтально чуть выше подбородка, ощущалась холодная струя воздуха).

Постановка звука ц

1. Возможна постановка по подражанию.

2. Быстрое произнесение звуков тис.

3. Предлагается произносить звук т с опущенным кончи­
ком языка, при этом сильно подуть на спиинку языка, од­
новременно отодвигая язык назад.

Специфические приемы коррекции различных видов сигматизма

При губно-зубном сигматизме обращается внимание на положение губ. Звук произносится несколько утрированно. При произношении следует оттянуть вниз нижнюю губу.

При межзубном сигматизме обращается внимание на по­ложение кончика языка. Кончик языка следует перевести в зазубное положение. Предлагается произносить звук с зак­рытыми зубами либо закусить кончик спички. Используют­ся специальные зонды, с помощью которых кончик языка удерживается за нижними зубами, а посредине спинки язы­ка образуется углубление. При аномалии прикуса рекомен­дуется ортодонтическое вмешательство.

Аналогичная работа проводится при коррекции призуб-ного сигматизма.

При межзубном с- з вследствие переднего открытого прикуса для образования узкой щели рекомендуется круто поднять вверх переднюю часть спинки языка.

При шипящем сигматизме предлагаются упражнения в поднятии и опускании средней части спинки языка при опу­щенном кончике языка, задувание на язык при опущенной средней части спинки языка, а также упражнения на обра­зование глубокого желобка.

При боковом сигматизме постановка воздуха занимает длительное время из-за сложности этого речевого дефекта. Во многих случаях боковой сигматизм вызывается причина­ми органического характера, является симптомом стертой дизартрии. В связи с этим в процессе коррекции этого вида сигматизма большое место отводится артикуляторной гим­настике. Необходимо добиваться, чтобы ребенок умел сде­лать язык широким, чтобы боковые края языка касались верх­них коренных зубов. Обращается внимание на то, чтобы


Язык не отклонялся вправо или влево, а желобок образовы­вался по средней линии. Предлагается задувание на широ­кий язык, боковые края которого касаются коренных зу­бов, задувание на кончик языка, который находится снача­ла вне ротовой полости, между зубами, а затем внутри ро­товой полости, задувание в пузырек, в отверстие ключа. При этом в качестве контроля используется тактильное ощу­щение узкой струи воздуха при дутье на тыльную сторону ладони.

При коррекции носового сигматизма обращается внима­ние на плотность нёбно-глоточного затвора.

На этапе автоматизации звуки с, з, с", з" авто­матизируются сначала в прямых открытых слогах (са, сы, сэ, со, су и др.), затем в обратных слогах (ас, ос, ус и др.), закрытых (лос, сот и т.д.), в последнюю очередь в слогах со стечением согласных. Звук ц закрепляется сначала в обрат­ных слогах (ац, оц, уц), затям в прямых открытых слогах (ца, цы, цо, цу и др.). После закрепления звука в слоге переходят к автоматизации звука в словах, словосочетани­ях, фразах, связной речи.


Самое обсуждаемое
Партизанское движение – «дубина народной войны Партизанское движение – «дубина народной войны
Инновации по-метрополитеновски Инновации по-метрополитеновски
Создание славянской азбуки Создание славянской азбуки


top