История броненосца потемкин. Восстание на броненосце «потемкин

История броненосца потемкин. Восстание на броненосце «потемкин
Русские вновь оказались впереди планеты всей и на этом витке истории. Первой ласточкой крушения империализма стала революция 1905 – 1907 годов. Первым массовым выступлением под знаменами революции, стало восстание на знаменитом броненосце «Потемкин».
Историки посвятили ей не так много исследований, как двум другим русским революциям. Но от этого нисколько не меньше ее значение в смене политического, экономического строя, крутого поворота мировой истории. Ни у одного народа не получилось пока переписать историю наоборот и отречься от своего прошлого. Знание истории, правдивая оценка событий даст главное: объективную оценку последующих исторических событий.
Одной из значимых страниц революции 1905-1907 годов считается восстание на броненосце «Потемкин». Если быть до конца точным, то «полное» имя этого корабля «Князь Потемкин – Таврический».

История и причины восстания

История донесла до нас внешнюю причину восстания матросов на этом корабле. О ней просто и бесхитростно рассказали нам школьные учебники. На первый взгляд она проста. Матросы флагмана российского флота отказались есть борщ, при приготовлении которого было использовано червивое мясо. На отказ последовал жесткий приказ командира: группу взбунтовавшихся матросов окружить и накрыть брезентом. По тем временам это был прямой приказ к расстрелу. Караул приказ не выполнил, Конфликт стал еще более острым, когда матрос Григорий Вакелинчук, открыто высказал протест и его причины. Не задумываясь, старший офицер Гиляровский смертельно ранил мятежного матроса. После этого урегулировать конфликт мирным путем было уже не возможно: на корабле началось восстание, матросы пошли на убийство ненавистных офицеров.
На первый взгляд расстрел трех десятков матросов из-за некачественного борща ситуация трудно воспринимаемая сознанием. Тем более, по свидетельству очевидцев, положение матросов не было такое уж плохое. Они не были обременены непосильным трудом, пища была в основном качественная, в рационе были и мясо, и масло, рыба, и овощи. И уж если случались факты присутствия в питании некачественных продуктов, то редко и по недосмотру. В отношениях с офицерами, в соответствии с уставом, сохранялись определенные рамки, не способствующие скандальному поведению. Да и офицеры, следуя традициям флота, соблюдали тактичность в отношениях с «нижними чинами».
В последующем следствие показало, что червивое мясо в борще было скорее исключением, чем правилом, и стало только предлогом к бунту, а сама ситуация была подготовлена и спрогнозирована определенной частью личного состава команды.
Кроме того, историческим фактом являются воспоминания служивших, свидетельствующие, что не все матросы были сторонниками бунта. Верные присяге офицеры, пытавшиеся предотвратить бунт, были убиты. Часть представителей команды из числа офицеров, перешла на сторон. мятежников. Анализируя ситуацию накануне бунта, есть основания предполагать, что офицеры команды и командир Голиков, были не готовы к компромиссу, и жесткостью только усугубляли ситуацию.
Но, конечно, настоящей причиной бунта на «Потемкине» не был борщ с червивым мясом. Причины лежали гораздо глубже. Политический строй царской России во всех слоях которого нарастало недовольство, существенно тормозил развитие общества. То, что режим сдаваться не собирается, ярко продемонстрировал расстрел мирной демонстрации в День кровавого воскресенья, 9 января 1905 года. Офицеры, перешедшие на сторону восставших, сами матросы и те, кто вел среди них политическую пропаганду, понимали, что не сегодня, завтра может последовать приказ с оружием в руках идти против своего народа, подавляя его протест против обнищания. Это и было основной причиной волнений, а затем и открытого выступления матросов «Потемкина».
На бой кровавый, святой и правый.
Чтобы управлять захваченным кораблем, матросы Потемкина создали судовую комиссию, поменяли командный состав, взяли под охрану места хранения оружия, выставлен караул в местах содержания арестованных офицеров.
К морякам, объявившим свой корабль «кораблем революции» присоединились матросы команды миноносца № 267. Оба корабля подняли красный революционный флаг. Естественно, открытое выступление матросов против устава, и строя в целом должно было быть подавлено. Режим простить неповиновение не мог. 17 июня 1905 года правительственная эскадра приступила к подавлению мятежа на броненосце. Восставший корабль приготовился к бою. «Свобода, равенство, братство» и «Да здравствует народное правление» провозглашали надписи на обеих сторонах боевого флага, развевавшегося на грот – мачте. Не оставлял сомнений о намерениях восставших и красный революционный флаг под клотиком фок – мачты. Сомнений быть не могло: матросы решились на первое открытое революционное выступление среди флотских. Они демонстрировали угрожающей им эскадре, что готовы сражаться с царским режимом до последней капли крови за идею пролетарской революции. Готовность могучего броненосца дать бой эскадре сомнений не вызывала. Командование это поняло и решило в бой не вступать. Правительственные корабли отошли к Севастополю, броненосец Потемкин ушел на стоянку в Одессу, празднуя первую победу. По тактико-техническим характеристикам эскадренный броненосец "Князь Потемкин-Таврический" был мощнейшим в своем классе кораблем Российского военного флота, именно поэтому, вступить с ним в открытый бой командиры правительственной эскадры не решились.

Предыстория восстания

Экипаж броненосца формировался практически с момента закладки корабля. Ожидая спуска на воду, матросы постоянно общались с рабочими Николаева, которые уже были революционно настроены. Встречи и беседы с агитаторами-партийцами, чтение нелегальной литературы сделали свое дело. Еще до спуска броненосца на воду, его экипаж проникся идеями революции сполна. Это было время начала активной революционной деятельности в России: на Черноморском флоте начали действовать социал – демократические кружки во главе с подпольным Центральным морским исполнительным комитетом РСДРП. Членом исполкома был и Григорий Вакуленчук, унтер – офицер с броненосца «Потемкин» В планах революционно настроенных моряков было восстание на Черноморском флоте. Выступления планировали на осень. Процесс ускорила попытка командования флота расправиться с инициаторами выступления команды. Изначально организаторы планировали, что выступление должно было стать составной частью всеобщего восстания в России. Ход событий изменился. Морякам броненосца пришлось дать бой империализму в гордом одиночестве.
Придя в Одессу после первого успеха противостояния с правительственным флотом, моряки поддержали стачку и митинг одесских рабочих, приняли участие в похоронах своего товарища Вакуленчука.

Последний бой революционных мятежников

Матросы понимали – их бой не закончен. Готовились, не планируя сдать судно. И время сражения настало. Царь Николай 11 хорошо понимал реальную политическую опасность восстания на Потемкине и сил на подавление мятежа решил не жалеть.17 июня эскадра в составе броненосцев "Двенадцать Апостолов", "Георгий Победоносец", "Три Святителя", минного крейсера "Казарский, других мощнейших кораблей Черноморского флота отправились на подавление восстания. Был отдан высочайший приказ: мятеж подавить или затопить броненосец. Утром 18 июня смотрящие Потемкина доложили о приближении к рейду 11 мощных кораблей эскадры. Намерения были понятны: торпедами и снарядами расстрелять стоящий на рейде Одессы корабль.
Броненосец Потемкин, под красным революционным флагом, был готов принять бой. Огонь первыми решили не открывать Восставшие рассчитывали на поддержку личного состава кораблей эскадры. И, действительно, получили ее. Матросы эскадры отказались стрелять в товарищей. Это позволило мятежному кораблю пройти между флагманским« Ростиславом» и броненосцем "Три Святителя". Революционный броненосец прорезал строй эскадры, не сделав ни единого выстрела. Команды эскадры приветствовали Потемкин. Правительственная эскадра отошла в открытое море. К мятежному кораблю присоединилась команда броненосца "Георгий Победоносец».
С этого дня начались мытарства мятежного броненосца. Порт Одессы отказал команде в пополнении запасов воды и еды, отправившись в Румынию, в порту Констанци он вновь получил отказ в пополнении провизии. Корабль направился в Феодосию, опубликовав в Румынии воззвание "Ко всем европейским державам" и "Ко всему цивилизованному миру", объяснив в них причины и цели восстания. Попытки высадиться в Феодосии провалились, корабль вновь ушел в Румынию. Здесь моряки сдали свой непобежденный корабль румынским
Властям, спустив с мачты красный революционный флаг, и сошли на берег в статусе политэмигрантов.
Румынские власти ссориться с царским режимом России не решились и броненосец «Князь Потемкин – Таврический» России вернули.
Подвиг, отвага, готовность к самопожертвованию русских моряков без внимания в мире не остались. Ими восхищались, им сочувствовали. Возвращение их в Россию было сложным. В пути им помогали и поддерживали и делом, и материально. Все вернувшиеся в Россию моряки были арестованы властями в Полтавской губернии и посажены в тюрьму Севастополя. Февральская революция помогла им обрести свободу. Большинство из них примкнуло к профессиональной политической деятельности, революционному движению в России.
Первое открытое выступление моряков против правящего режима имело огромное историческое значение. Это был первый в истории флота факт, когда команда большого военного корабля открыто перешла на сторону революционного движения, продемонстрировал,
Оплот правления, колеблется, и больше таковым не является. Свершившиеся после этого Февральская и Октябрьская революции это доказали.

27 июня 1905 года вспыхнуло восстание матросов на броненосце "Князь Потемкин Таврический".
Мятеж состоялся когда крейсер стоял недалеко от Одессы, где происходила общая стачка рабочих. Считается, что поводом для мятежа стала попытка начальства накормить матросов гнилым червивым мясом. Это восстание стало одним из главных событий революции 1905—1907 годов и первым случаем вооружённого мятежа целой воинской части в России.

Броненосец «Князь Потёмкин Таврический» был на тот момент самым новым и одним из сильнейших кораблей Черноморского флота России. Постройка корабля шла дольше запланированного (из-за произошедшего во время постройки пожара в котельном отделении и обнаруженных дефектов брони орудий главного калибра). Незадолго до описываемых событий корабль успешно прошёл ходовые испытания и приступил к испытанию вооружения.

Из-за продолжительных контактов с рабочими судоремонтных заводов экипаж корабля был разложен революционной агитацией. Командир броненосца получал анонимные письма с предупреждениями о готовящемся восстании. За день до выхода в море на учебные стрельбы с корабля было списано 50 матросов, которые сами подали прошение о списании, так как они знали о готовящемся восстании и не желали в нём участвовать.

По штату экипаж состоял из 731 человека, в том числе 26 офицеров. На момент выхода в море на борту броненосца находился экипаж из 781 матроса, 15 офицеров, двух врачей и священника.
Матросы были в основном из крестьян. Для подавляющего большинства из них, «Князь Потёмкин-Таврический» был единственным местом прохождения службы — только 80 матросов служили до этого на других кораблях Российского флота.

Численность офицеров на корабле, вышедшем на стрельбы, была ниже штатной. Некомплект был связан с общей нехваткой офицерского состава на флоте из-за шедшей Русско-японской войны.

Повод для восстания был найден - черви в пище. Только вот закупали продукты в Одессе под руководством Мичмана А. Н. Макарова, не проверившего лично все купленные продукты. Группа закупки приобрела 28 пудов той самой говядины. Были также закуплены мука, зелень и свежие овощи, деликатесы и вино для кают-компании.

Так как холодильных камер в те времена ещё не было, мясо, пролежавшее сначала целый день на рынке, а затем всю ночь на борту миноносца, учитывая жаркую июньскую погоду, несомненно попало на борт броненосца к утру следующего дня уже несвежим.


Кадр из фильма "Броненосец Потемкин", снятый Сергеем Эйзенштейном на киностудии «Мосфильм» в 1925 году.

В то время дневной рацион русского матроса был вдвое дороже армейского, а по условиям жизни на флоте и отсутствию холодильной техники "мясо с червями на кораблях Черноморского флота в те времена было явлением нередким, всегда обходилось без конфликтов..." но не в этот раз, когда на судне было много выходцев из крестьян.

Команда отказалась есть приготовленный на таком мяче борщ и демонстративно ела сухари, запивая их водой.

В материалах следственного дела имелись свидетельства, что только один член экипажа — ученик кочегара Е. Ф. Резцов — получил порцию борща, ел его и нашёл его «вкусным и жирным».

Об отказе команды есть борщ было доложено. Командир приказал сыграть общий сбор. Выйдя к матросам и узнав от них причину, по которой они отказываются от обеда, командир корабля вызвал старшего врача из кают-кампании и приказал ему вторично освидетельствовать борщ. Врач С. Е. Смирнов вторично признал борщ съедобным.

После этого командир броненосца пригрозил матросам наказанием за бунт и приказал тем: «Кто хочет кушать борщ — выйти к 12-дюймовой башне. А кто не хочет — для тех на корабле имеются ноки (рея)».


Командир эскадренного броненосца "Князь Потёмкин-Таврический" капитан I ранга Евгений Николаевич Голиков.

Матросы стали потихоньку переходить к башне. Но в этот самый момент, когда в строю осталось около 30 совершенно случайно замешкавшихся матросов, старший офицер И. И. Гиляровский приказал караулу задержать оставшихся. Эта несправедливость и послужила главной причиной волнений, как и обеденная чарка водки, выпитая на пустой желудок.

В этот момент старший офицер отдал приказ принести брезент с 16-весельного баркаса. Команда расценила этот приказ таким образом, что старший офицер решил расстрелять «зачинщиков», используя, по существовавшему на флоте обычаю, для этого брезент... это и привело к открытому восстанию.

Восставшие, во главе с Григорием Вакуленчуком и Афанасием Матюшенко кинулись на офицеров и начали кидать их за борт. В перестрелке Вакуленчук погиб.

Прикладами винтовок был избит корабельный священник отец Пармен. Матросы начали расстреливать офицеров. Часть матросов прыгнула за борт, не желая участвовать в мятеже. Капитан укрылся в каюте. Видя, что у него нет шансов, он вышел, одетый только в нижнее бельё, так как собирался прыгать через иллюминатор за борт. Раздались крики, что командира нужно судить или повесить, кто-то крикнул «Сзади, разойдись!» — находившиеся за спиной командира разбежались — раздался залп. Тело командира было немедленно выкинуто за борт.


Фотография членов команды броненосца «Потёмкин». В центре группы — лейтенант Л. К. Неупокоев, одна из жертв бунта.

После расстрела командира по кораблю распространился слух, что лейтенант В. К. Тон намеревался взорвать артиллерийские погреба. На корабле начались его поиски, которые не давали результата. Спустя какое-то время внешне спокойный лейтенант Тон вышел к матросам сам. А. Н. Матюшенко потребовал, чтобы Тон, его непосредственный командир, снял погоны. Лейтенант ответил: «Ты мне их не давал и потому снимать не будешь». Матюшенко выстрелил в Тона из винтовки, тот раненый упал, после чего какой-то новобранец подбежал к нему и добил выстрелом в голову. Лейтенанта выкинули за борт.

Оставшиеся в живых офицеры были арестованы. Их разделили на две группы — строевых офицеров поместили в кают-кампании, а инженеров — в каюту командира корабля. К каютам были приставлены часовые.

Восставшие захватили и стоящий рядом миноносец № 267. Испугавшись, что миноносец сможет взорвать броненосец торпедой, они подняли сигналы с приказом миноносцу кормой подойти к борту броненосца и дали три предупредительных выстрела из 47-мм орудия в сторону миноносца. Командир миноносца, под угрозой артиллерийского обстрела, подчинился приказанию.

Восставшие высадили на борт миноносца свою команду, арестовали командира и перевели его на броненосец. Впоследствии на миноносце всё время находились вооружённые представители команды броненосца, которые следили, чтобы миноносец не покинул восставших.

"Потемкин" взял курс на Одессу. В пути был найден и выброшен за борт врач броненосца С. Е. Смирнов. «Потёмкин» поднял сигнал, запрещающий поднимать что-либо из воды. На миноносце № 267, следующем за броненосцем, видели человека в офицерском кителе, проплывающего за бортом, но не решились ослушаться сигнала.

Удивительная история произошла со шкипером Т. С. Зубченко. Спустя несколько дней после начала восстания он бросил бутылку с письмом своей семье следующего содержания:

Православные люди!
Прошу сообщить моей дорогой жене и деткам, что я умираю не от врага, а от руки своего брата. Был два раза на смертельном одре, то есть 14 июня и 16. По милости трюмного механика Коваленко, артиллерийского кондуктора Шапорева, боцмана Мурзака я оставлен ещё на мучения и каждую минуту жду смерти, только не знаю, какова она будет. Дорогая Маруся, прошу, прости меня. Я умираю за Веру, Царя и Отечество. Крепко вас обнимаю предсмертною рукою. 19 июня 1905 года. Ответ не пиши, а похорони меня на севастопольском кладбище.

Бутылка с письмом была поймана постом крымской пограничной стражи.

Его товарищи привели корабль в Одесский порт и устроили торжественное прощание с покойным товарищем.
Около четырёх часов утра с броненосца на берег был отвезён труп Г. Н. Вакуленчука. Труп разместили на Новом молу в специально сооружённой палатке и приставили караул.

В акватории порта «Потёмкин» захватил транспорт «Эмеранс» с грузом угля.

Под руководством прибывших на корабль революционеров был избран руководящий орган — «судовая комиссия»— прообраз придуманных уже в 1917 году «ревкомов». Они составили обращения восставших к войскам гарнизона и к гражданам Одессы с призывами поддержать восстание. Одесской группой при ЦК РСДРП эти воззвания были размножены в виде листовок и распространялись по городу.

По приказу командующего Одесским военным округом, в город из лагерей были введены два пехотных (274-й Ставучанский из Бендер и 133-й Симферопольский из Екатеринослава) и 8-й Донской казачий полки, в порту уже собралось до пяти тысяч человек. Войскам было приказано окружить порт, перекрыть все выходы из него.

Несколько дней на броненосце развевался красный флаг. Точного плана действий не было. Его команда хотела поднять восстание на всем Черноморском флоте, но этого не получилось. Чтобы подавить бунт, император Николай II направил против «Потемкина» эскадру других черноморских военных судов, но те отказались стрелять по потемкинцам.

В 18:15 было захвачено портовое судно «Веха», только что прибывшее в Одессу и не имевшее сведений о происходящем. Все офицеры судна, во главе с полковником П. П. Эйхеном, были арестованы. «Веху» начали переоборудовать в госпитальное судно, на случай боя с эскадрой.

В порт подтянулись уголовные элементы, которые принялись грабить склады и сжигать их. В советской историографии число жертв беспорядков в Одесском порту было сильно завышено, почти в 10 раз. Назывались цифры в 1260 и даже в 1500 погибших.

На следующий день восставшие матросы освободили и отправили на берег всех арестованных офицеров, а к командованию Одесского военного округа была отправлена делегация матросов для получения разрешения на похороны Г. Н. Вакуленчука.

В ходе переговоров разрешение на похороны было получено. В 2 часа дня на берег были отправлен двенадцать невооружённых матросов в качестве почётного караула во время похорон. При возвращении с похорон почётный караул матросов был обстрелян армейским патрулём — двое матросов было убито, трое арестовано.

Броненосец дал три холостых «траурных» выстрела в память о Г. Н. Вакуленчуке и два выстрела из 6-дюймовых орудий боевыми снарядами по городу. Позднее выяснилось, что хотели попасть в дом градоначальника и командующего войсками, но промахнулись.

Один снаряд поразил чердак жилого дома в центральной части города, но жертв по счастью не было, второй — пролетел на окраину города, насквозь пробив дом Стрепетова на Бугаёвской улице, он не разорвавшись упал на территории сахарного завода Бродского. Население начало массово драпать с Одессы.

В город были дополнительно введены артиллерийская часть, пять эскадронов драгун. Артиллерия была размещена на ведущих к порту улицах с приказом, в случае если броненосец попытается приблизиться к порту, открывать огонь шрапнелью по его палубам.
Одесские городские власти оценили прямые убытки городу в 2 510 850 рублей, что равнялось ½ годового бюджета Одессы. В порту сгорела больша́я часть складов и зданий вместе с хранившимися в них грузами и несколько стоявших у причалов пароходов.

На захваченном в порту буксире «Смелый» матросы с «Потёмкина» вышли в море в поисках приближающейся эскадры на разведку.

Вскоре на "Потемкин" доложили о приближающейся эскадре. "Потёмкин" снялся с якоря и пошёл навстречу эскадре. Но эскадра Ф. Ф. Вишневецкого отвернула от идущего с ней на сближение «Потёмкина» и пошла на встречу с кораблями эскадры А. Х. Кригера. Объединённые силы повернули обратно к Одессе имея намерение вместе атаковать мятежный броненосец.

В 12 часов 20 минут восставший корабль встретился в море с объединённой эскадрой. Но выстрелов не последовало. Броненосец Потёмкин прошёл сквозь строй эскадры, корабли разошлись без открытия огня.

В 12 часов 50 минут броненосец «Потёмкин» развернулся и вторично прошёл сквозь корабли эскадры, при этом к восставшему броненосцу присоединилась команда броненосца «Георгий Победоносец».

Не желая более подвергать риску настроения команд остальных кораблей, эскадра взяла курс на Тендровскую косу. Два восставших броненосца взяли курс на Одессу и встали там на якоря.
Восстание на «Победоносце» не сопровождалось избиением офицеров — их всех (кроме лейтенанта К. К. Григоркова, закончившего жизнь самоубийством) посадили в шлюпку и отправили на берег, высадив в семи милях восточнее Одессы.

Военные на берегу ничего не могли понять в происходившем, некоторые решили что "Потемкин" сдался "Победоносцу".

В Севастополе, под влиянием новостей с моря, произошли волнения среди военнослужащих минной и сапёрной рот, крепостного пехотного батальона. Команда броненосца «Екатерина II» на тайной сходке приняла решение присоединиться к восстанию. Заговор, однако, был тут же раскрыт, зачинщики арестованы, команда списана на берег, сам корабль разоружён.

Затем решил сдаться броненосец «Георгий Победоносец». Он снялся с якоря, объявив по семафору, что уходит в Севастополь, но проследовав мимо «Потёмкина», «Георгий» бросил якорь между ним и одесским берегом, таким образом как бы защищая последний от пушек «Потёмкина». На судне были произведены аресты зачинщиков мятежа. Всего было арестовано 67 человек.

Часть команды "Потемкина" требовала открыть огонь по изменнику, часть призывала последовать его примеру, но большинство приняло решение уходить из Одессы.

Из Севастополя на поиски «Потёмкина» отправился миноносец «Стремительный», имевший задачу потопить мятежный броненосец, укомплектованный исключительно офицерами-добровольцами, желавшими отомстить восставшей команде за гибель офицеров.

Но "Потемкин" ушел к берегам Румынии и сдался в Констанце местным властям. Вскоре Румыния вернула судно России, а матросы остались за границей. Русский священник отслужил молебен и окропил корабль святой водой, чтобы изгнать «дьявола революции»...

Некоторые из революционных матросов, в том числе Матюшенко попытались вернуться на родину, где были арестованы и казнены. В конце сентября 1905 года царское правительство переименовало мятежный броненосец в «Пантелеймон».

После февральской революции 1917 года кораблю вернули прежнее название, но вскоре присвоили имя «Борец за свободу». В мае 1918 года бывший «Потемкин» был захвачен немецкими кайзеровскими войсками. Позднее он перешел в руки белогвардейцев-деникинцев, а в канун прорыва в Крым Красной армии был взорван уходившими из Севастополя англо-французскими интервентами... такая вот незавидная революционная судьба.

Инфа и фото разные места инета.

Гулянья, сходки, митинги, сопровождавшиеся столкновениями с полицией. Весной в Одессе более месяца длилась «всеобщая стачка», охватившая все одесские заводы, фабрики и мелкие мастерские, парализовавшая городскую жизнь и сильно усложнив бытовые условия жителей. В город были введены казачьи части , которые патрулировали улицы совместно с усиленными нарядами полиции .

События на броненосце

Фотография членов команды броненосца «Потёмкин». В центре группы - лейтенант Л. К. Неупокоев, одна из жертв бунта.

Броненосец «Князь Потемкин Таврический» был на тот момент самым новым и одним из сильнейших кораблей Черноморского флота России. Постройка корабля шла дольше запланированного (из-за произошедшего во время постройки пожара в котельном отделении и обнаруженных дефектов брони орудий главного калибра). К формированию экипажа броненосца приступили одновременно с его закладкой. Для этого был создан 36-й флотский экипаж. На момент вступления в строй в мае 1905 года экипаж состоял из 731 человека, в том числе 26 офицеров. Из-за продолжительных контактов с рабочими судоремонтных заводов экипаж корабля был разложен революционной агитацией.

Незадолго до описываемых событий корабль успешно прошёл ходовые испытания и приступил к испытанию вооружения. 12 (25) июня 1905 года броненосец в сопровождении миноносца № 267, который должен был заниматься установкой мишеней, снялся из Севастополя и на следующий день прибыл к традиционному месту учебных сборов флота для проведения опытных стрельб из орудий главного калибра - Тендровской косе , отстоявшему от Одессы на примерно 100 морских миль . Экипаж состоял из 781 матросов и береговых специалистов, вышедших в море для устранения различных заводских недоделок, и 15 офицеров. Для наблюдения за стрельбами на корабле находились два специалиста прибывшие из Петербурга - начальник артиллерийской чертёжной мастерской МТК полковник И. А. Шульц и член комиссии морских артиллерийских опытов Н. Ф. Григорьев.

Ход восстания

14 июня. Начало восстания. Убийство офицеров. Захват миноносца № 267

Утром часть привезенного на броненосец мяса была положена в котёл для приготовления борща. 14 (27) июня 1905 года в 11 часов на броненосце был дан сигнал на обед. Команда отказалась брать баки для борща и демонстративно ела сухари, запивая их водой. В корабельную лавку выстроилась очередь. Об отказе команды есть борщ было доложено старшему офицеру И. И. Гиляровскому и командиру корабля Е. Н. Голикову .

Командир приказал собрать команду. Борщ был освидетельствован старшим врачом броненосца С. Е. Смирновым, который признал его хорошим. После этого командир пригрозил матросам наказанием за бунт и приказал тем, кто хочет есть борщ, перейти к 12-дюймовой башне. Из строя к башне вышло около ста человек. Видя упорство матросов, командир приказал вызвать караул, после чего большая часть команды перешла к башне. Когда в строю осталось около 30 человек, старший офицер задержал оставшихся, приказал переписать их фамилии и принести брезент. Приказание принести брезент было расценено командой как подготовка к расстрелу задержанных в строю матросов.

Часть команды побежала в батарейную палубу, взломала пирамиды с винтовками и вооружилась. Попытки офицеров успокоить команду и привлечь на свою сторону не участвовавших в бунте матросов ни к чему не привели. Первым выстрелом, сделанным из батарейной палубы Г. Н. Вакуленчуком, был убит старший артиллерийский офицер лейтенант Л. К. Неупокоев. В завязавшейся схватке старший офицер выстрелом из винтовки смертельно ранил Г. Н. Вакуленчука. В следующее мгновение он был убит несколькими матросами.

В ходе восстания были убиты 6 офицеров: командир корабля капитан 1 ранга Е. Н. Голиков, старший офицер капитан 2 ранга И. И. Гиляровский, старший артиллерийский офицер лейтенант Л. К. Неупокоев, старший минный офицер лейтенант В. К. Тон, штурманский офицер прапорщик Н. Я. Ливинцев и лейтенант 12-го флотского экипажа Н. Ф. Григорьев , член комиссии морских артиллерийских опытов Морского министерства. Был убит также старший врач броненосца С. Е. Смирнов. Оставшиеся в живых офицеры были арестованы. Восставших возглавил минно-машинный квартирмейстер А. Матюшенко .

Восставшие, решив что сопровождавший броненосец миноносец № 267, сможет взорвать его, начали обстреливать последний из винтовок и даже из 47-мм орудий. Командир миноносца лейтенант барон Пётр Михайлович Клодт фон Юргенсбург, поняв, что на броненосце произошёл бунт и с него по его кораблю ведётся огонь, попытался сняться с якоря и уйти, но не смог этого сделать по причине поломки якорной машины. Восставшие высадили на борт миноносца свою команду, арестовали командира и перевели его на броненосец .

Было организовано собрание, на котором броненосец объявили «территорией Свободной России». Выступавшие руководители призывали экипаж продолжать выполнять свои повседневные служебные обязанности с не меньшим прилежанием, чем ранее . На должности офицеров собранием были выбраны лица из своей среды. В частности на должность старшего офицера корабля был выбран старший боцман Ф. В. Мурзак .

15 июня. Прибытие в Одессу. Контакты с берегом. Погром в Одесском порту

Одесский порт горит, подожжённый чернью

17 июня. В море. Встреча с Черноморской эскадрой. Восстание на броненосце «Георгий Победоносец»

18 июня. Два броненосца возвращаются в Одессу. Переход «Георгия Победоносца» на сторону законной власти

«Потёмкин» и «Георгий Победоносец» вернулись на рейд Одессы. Между тем на «Георгии» начала брать верх та часть команды, которая отказывалась бунтовать. Опасностью для одумавшегося «Георгия» в тот момент представлял революционный «Потёмкин». Объявив, что броненосец снимается с якоря для похода на Севастополь, экипаж «Георгия» вечером 18 июня (1 июля) 1905 года , проследовав мимо «Потёмкина», бросил якорь между ним и одесским берегом, таким образом как бы защищая его, и сдался властям. Теперь уже «Георгий Победоносец» представлял угрозу для «Потёмкина». На «Потёмкине» приняли решение уходить из Одессы .

19 июня. Уход в Констанцу

20 июня. В Констанце

На «Георгии Победоносце» присланной властями военной командой арестовано 67 участников восстания. Из Севастополя в Одессу прибыл миноносец «Стремительный », имея команду найти и уничтожить восставший броненосец. «Стремительный» был укомплектован исключительно офицерами .

Когда «Потёмкин» прибыл в Констанцу, румынское правительство предложило матросам сдаться на условиях военных дезертиров, что освобождало от насильственной депортации в Россию, гарантировав им личную свободу, но запретило снабжать броненосец углём и провизией. Судовая комиссия броненосца отклонила это предложение. Днём 20 июня (3 июля) 1905 года «Потёмкин» и миноносец № 267 покинули Констанцу.

21 - 22 июня - в море. Прибытие в Феодосию

Броненосец «Потёмкин», прибывший в Констанцу

Матросы броненосца «Потёмкин», сошедшие на берег в порту Констанца

24 июня (7 июля) 1905 года броненосец снова в Констанце. На следующий день команда была свезена на берег, ей гарантировали свободу. Румынские власти спустили на броненосце андреевский флаг и подняли румынский, а матросов перевезли в места, отведенные для их проживания.

Миноносец № 267 ушел в Севастополь, не пожелав сдаться румынским властям. Уже 9 июля в Констанцу пришла эскадра из Севастополя под командованием контр-адмирала С. П. Писаревского в составе броненосцев «Чесма» и «Синоп», миноносок № 261, 262, 264, 265. В 14 часов шесть шлюпок с «Синопа» доставили на «Потемкин» десять офицеров и около 200 матросов. Произошла смена караулов, спущен румынский флаг, и в 14 часов 10 минут поднят Андреевский. Русский священник отслужил молебен и окропил корабль святой водой, чтобы изгнать «дьявола революции».

Корабль находился в удовлетворительном состоянии, поэтому уже 11 июля в 19 часов 20 минут эскадра Писаревского покинула Констанцу. «Синоп» вел на буксире «Потемкин», на котором в Россию возвращались 47 матросов и кондуктóров, прапорщик Д. П. Алексеев и подпоручик П. В. Калюжный. С ними находился и активный участник восстания машинист Ф. Я. Кашугин. Он не успел съехать с корабля, и русские офицеры схватили его.

14 июля «Синоп» ввел «Потемкин» в Южную бухту Севастополя. Остатки бывшей команды сняли с броненосца и отправили под арест на учебное судно «Прут». Моряков миноносца № 267 ещё до этого заключили в «Бомборы».

Судьба восставших

13 июля 1905 начались судебные дела по восставшим. Первым в Севастополе начался суд над матросами учебного судна «Прут», пытавшегося присоединиться к восставшему броненосцу. На скамье подсудимых находилось 44 матроса, осуждены были 28. Суд приговорил Александра Михайловича Петрова, 23 лет, Ивана Ферапонтовича Адаменко, 24 лет, Дмитрия Матвеевича Титова, 25 лет, и Ивана Арефьевича Чёрного, 27 лет, к смертной казни; 16 матросов - к каторге; одного - к отдаче в исправительные арестантские отделения; шестерых - к отдаче в дисциплинарные батальоны и одного - к аресту. Остальных оправдали за отсутствием прямых доказательств революционной деятельности.

Смертный приговор привели в исполнение на рассвете 6 сентября 1905 года у стены Константиновской батареи.

Суд по делу участников восстания на броненосце «Георгий Победоносец» длился с 29 августа по 8 сентября. Руководители восстания Семен Пантелеймонович Дейнега, 27 лет, Дорофей Петрович Кошуба, 26 лет, и Иван Кондратьевич Степанюк, 27 лет, были приговорены к смертной казни. Остальные 52 матроса были отправлены на вечную каторгу или приговорены к каторжным работам на срок от 4 до 20 лет, к отдаче в арестантские исправительные отделения на срок от 3 до 5 лет.

16 сентября расстреляли двух активных участников восстания на броненосце «Георгий Победоносец» (Степанюку удалось с помощью адвокатов заменить казнь бессрочной каторгой).

Несколько сотен матросов с «Прута», «Георгия Победоносца», «Потемкина» и других кораблей были высланы на Дальний Восток в Амурскую флотилию. После окончания службы их оставили там на поселение.

Все вернувшиеся в Россию «потемкинцы» и моряки миноносца № 267 также были преданы суду. Вначале их хотели судить гражданским судом как политических преступников. Но затем правительство сочло более выгодным рассматривать восстание потемкинцев как воинское преступление, и дело передали военно-морскому суду Севастопольского порта. Судили 68 человек (54 потемкинца, 13 матросов с миноносца № 267 и один матрос с судна «Веха»), разделив их на четыре группы. В первую включили тех, кто принадлежал к революционной организации и сознательно начал восстание с целью свержения существующего строя (среди них - А. Н. Заулошнов, Ф. П. Луцаев, Т. Г. Мартьянов); во вторую - тех, кто добровольно или под угрозой насилия присоединился к первой, но не разделял всех её политических убеждений (в том числе С. Я. Гузь, И. П. Задорожный, Ф. Я. Кашугин); в третью - тех, кто помогал восставшим под угрозой насилия (такие, как Д. П. Алексеев, А. С. Галенко, Ф. В. Мурзак и несколько матросов); в четвертую - тех, кто не принимал участия в восстании, но и не оказал ему активного противодействия и находился на корабле, имея возможность бежать и сдаться властям.

Часть фок-мачты броненосца «Потёмкин» в музее Черноморского флота в Севастополе . В 1924 году фок-мачта была установлена задним знаком створа на острове Первомайский. В 1957 году она была снята и разрезана на части, которые, как реликвии, хранятся в ряде музеев бывшего СССР.

Суд над потемкинцами начался 17 февраля 1906 г. после разгрома ноябрьского восстания в Севастополе. Троих потемкинцев - Александра Николаевича Заулошнова, 22 лет, Федора Пантелеймоновича Луцаева, 28 лет, и Тихона Григорьевича Мартьянова, 23 лет, - приговорили к смертной казни. Но на основании царского указа от 21 октября 1905 г. о смягчении наказаний за политические преступления, совершенные до издания манифеста 17 октября 1905 г., казнь заменили 15-летней каторгой. Матросы Сергей Яковлевич Гузь, 28 лет, Иван Павлович Задорожный, 23 лет, и Феодосии Яковлевич Кашугин, 27 лет, также были приговорены к каторге: первый - на десять, второй - на три с половиной года, третий - на шесть лет. Остальных отдали в арестантские роты и подвергли другим наказаниям. Прапорщика Д. П. Алексеева, врача А. С. Галенко и подпоручика П. В. Калюжного уволили со службы. 23 февраля вице-адмирал Г. П. Чухнин (командующий Черноморским флотом) приказом № 293 утвердил приговор .

Осужденных «потемкинцев» этапировали по маршруту Севастополь -Самара -Урал-Иркутск -Александровский централ. В Самаре к ним присоединили осужденных участников восстания на крейсере «Очаков» . Группа каторжников из шести человек, в числе которых были моряки с «Потемкина» и «Очакова», в пути следования перепилив решетку вагона, пытались бежать на станции Юшала . Вскоре они были пойманы охраной и расстреляны. Все беглецы похоронены в городе Камышлове . В 1951 году, усилиями местных энтузиастов - директора завода «Урализолятор» В.Шевченко и работника горсовета В.Завьялова, - им был поставлен памятник на территории завода .

Пытался бежать и А. Н. Заулошнов, но был схвачен. 9 марта 1910 г. он умер в одиночной камере саратовской тюрьмы.

Судебные процессы над потемкинцами продолжались до 1917 года. Всего из экипажа в 784 матроса к суду было привлечено 173 человека. И только в отношении одного - Афанасия Николаевича Матюшенко - смертная казнь была приведена в исполнение. В 1907 году он нелегально вернулся в Россию, был арестован в Николаеве как анархист и казнен в Севастополе 15 ноября того же года как потемкинец.

Большинство потёмкинцев жило в эмиграции в Румынии. Отдельные группы матросов уехали в Швейцарию, Аргентину и Канаду, матрос Иван Бешов уехал в Ирландию, где основал популярную сеть закусочных Beshoffs.

Всего до марта 1917 в Россию вернулось 245 человек (31 % команды). Большинство же вернулось в Россию уже после Февральской революции, освободившей матросов-бунтовщиков от грозившей им судебной ответственности.

В 1955 году все живые участники восстания были награждены орденами Красной Звезды, а двое - орденами Красного Знамени.

Память о восстании

В монументах

Памятники восставшим

Памятник матросам Броненосца Потёмкин
в Закаталы , Азербайджан

Памятник восставшим в городе Одесса, расположенный
на Таможенной площади у главных ворот Одесского порта

Памятник зачинщику восстания унтер-офицеру Г. Н. Вакуленчуку,
расположенный на Таможенной площади у главных ворот Одесского порта

В , и 1985 годах в СССР были выпущены почтовые марки с изображением броненосца:

Броненосец «Потёмкин» на почтовых марках


В СССР также выпускались почтовые открытки, посвящённые восстанию на броненосце Потёмкин:

Броненосец «Потёмкин» на почтовых открытках



  • Восстание было изображено в

Есть и другая версия сего события.

Почитаем, вдумаемся...

... Теперь вернемся в Крым, потому что деятельность «пятой колонны» того времени имеет непосредственное отношение к полуострову. Россия, выполняя судостроительную программу Александра III, наращивала свою морскую мощь. Так, 28 сентября 1898 года в городе Николаеве был заложен броненосец, который должен был стать мощнейшим кораблем Черноморского флота. Полное название этого корабля - «Князь Потемкин-Таврический». Однако благодаря классическому фильму Сергея Эйзенштейна в историю он вошел под более коротким именем - «Броненосец “Потемкин”».

После того как в ходе войны японцами были разбиты Дальневосточная и Балтийская эскадры русского военно-морского флота, единственной боеспособной единицей осталась наша Черноморская эскадра. Как уже было сказано, ее главным кораблем, олицетворением морского могущества России, должен был стать эскадренный броненосец «Князь Потемкин-Таврический». Это был самый современный корабль своего времени во всем флоте. После достройки он был принят в состав военно-морского флота в мае 1905 года. Через месяц на нем «вспыхнуло» восстание. Кому оно было выгодно? Тому, кто хотел поставить окончательный и жирный крест на морском могуществе России. Тому, кто хотел оставаться самой сильной морской державой, согласно канонам геополитики. И вот именно на Черном море вспыхивают флотские бунты? Опять совпадение? Просто сопоставим даты: Цусимское сражение произошло 14 (27) мая 1905 года, а восстание на броненосце «Потемкин» - 14 (27) июня того же года, то есть ровно через месяц.

За день до этого начинается восстание в Одессе. 13 июня 1905 года рано утром в Одессе происходят первые столкновения. Полицию провоцируют на огонь по толпе рабочих, в результате которого гибнет 2 человека, чего оказывается достаточно для разжигания конфликта. Тело одного из убитых рабочих носят по кварталам рабочих, что приводит к массовым забастовкам. За день до восстания в Одессе броненосец «Потемкин» выходит из Севастополя для проведения первых стрельб, взяв с собой более 2 тысяч боевых и учебных снарядов. Спустя два дня он вернется в Одессу, уже будучи захваченным мятежниками...

Почему произошел мятеж на борту броненосца - непонятно до сих пор. Считается, что поводом для бунта якобы послужило гнилое мясо в рационе матросов. Однако могли ли матросы только из-за недовольства пищей выбросить за борт капитана корабля и убить еще семь человек? Да и как в горячем супе могли плавать живые шевелящиеся черви? Их явно кто-то бросил уже после приготовления. Кто? История молчит на этот счет. Но то, что это провокация, так же очевидно, как очевидно, что спустя 109 лет, в мае 2014 года, в Одессе была совершена кровавая провокация. Базирующийся в Севастополе броненосец неожиданно направляется в Одессу. Почему - понять сложно.

Так каков же на самом деле был замысел тех, кто организовал мятеж на броненосце? Если учитывать тот факт, что «Потемкин» был самым мощным кораблем во всем флоте, вывод напрашивается сам собой. Главная цель - столкнуть в бою корабли русского Черноморского флота, чтобы уничтожить эскадру. Дальнейшее развитие событий показывает, что ситуация развивалась именно по такому сценарию. Дойдя до Одессы, команда спускает всех арестованных офицеров на берег и решает провести похороны единственного погибшего при начале мятежа моряка со стороны бунтовщиков. Во время похоронной процессии происходит очередная провокация, в результате чего сопровождающие ее войска вынуждены применить оружие. Затем «возмущенная» провокацией команда броненосца на следующий день выпускает следующую прокламацию: «...Солдаты и казаки: складывайте оружие и давайте вместе завоюем свободу народу. Мирных же жителей города Одессы просим выехать подальше, так как в случае принятия против нас насильственных мер, превратим Одессу в груду камней».

А потом броненосец «Потемкин» начинает артиллерийский обстрел города. По городу было сделано пять выстрелов: два боевых и три холостых. Но и этого было достаточно, чтобы в Одессе началась паника. На рейде Одессы появляется севастопольская эскадра, посланная усмирить бунтарей. Однако вместо боя... на сторону бунтовщиков переходит корабль «Георгий Победоносец». Командир эскадры адмирал Кригер разворачивает эскадру обратно, боя не получается. Недолго пробыв на стороне бунтовщиков, «Георгий Победоносец» возвращается в Севастополь. В отличие от «Потемкина» у него была возможность вернуться - никто на корабле офицеров не убивал, так как бунт на этом корабле произошел действительно стихийно.

Тем временем в обстрелянной «борцами за свободу» Одессе начались грабежи. Творилось что-то невообразимое: городские люмпены с наступлением сумерек стали грабить порт. Люди буквально сходили с ума, упиваясь безнаказанностью. В этот момент порт оцепили войска и полиция. С целью прекратить грабеж они открыли огонь, убив многих грабителей прямо на месте. Иные прыгали в воду, ища спасения на дне морском. От подожженных бочек с сахаром начался большой пожар. Утро следующего дня явило страшную картину: сгоревшие дотла здания, а также догорающие гражданские суда, между которыми плавали обгорелые трупы. Это Одесса. 1905 года...

Простояв четыре дня на одесском рейде, восставший корабль отправился «пиратствовать», нужен уголь, нужно продовольствие. Утром 22 июня 1905 года под угрозой стрельбы «Потемкин» заставляет власти Феодосии загрузить его углем и провизией. Пока иные матросы грузят награбленное на корабль, с него бежит один перебежчик: «...Во время отвоза на броненосец провизии с катера его бежал матрос Кабарда, который на допросе показал, что на “Потемкине” имеется 750 человек экипажа, в числе коего до 400 новобранцев, совсем не сочувствующих охватившему броненосец революционному движению, что всем руководят два севших в Одессе неизвестных статских, из коих один, судя по фуражке, студент, и что на броненосце имеется только 67 человек, проникнутых духом мятежа, людей наиболее решительных и отчаянных, держащих в руках весь экипаж...», - доносил начальник Таврического губернского жандармского управления.

Далее после недолгих скитаний по морю броненосец «Потемкин» сдался румынским властям, а они моментально согласились признать экипаж мятежного броненосца военными дезертирами. Это означало только одно - матросы не будут выданы России. К тому же власти Румынии сообщили, что таинственные «студенты» оказались якобы убиты. Имена их озвучены так и не были, что наводит на вполне определенные мысли... ...

Авторы: Николай Стариков , Дмитрий Беляев

"Россия, Крым, история"

Министерство образования РФ

Урал ГАХА

Кафедра Социальных наук

Реферат по отечественной истории

Восстание на броненосце

"Князь Потемкин - Таврический" 1905-1907гг.

Исполнила: ст. гр. …….

Руководитель: ……

Екатеринбург, 2009


Введение.

I. Глава: Восстание на броненосце « Князь Потемкин – Таврический»

1.1 Создание броненосца « Князь Потемкин – Таврический»

1.2 Причина восстания.

2.3 Красный флаг революции.

II. Заключение.

Список литературы.


Введение

Революция 1905 - 1907 годов была первой революцией эпохи империализма и среди трех российских революций испытала наименьшее внимание со стороны историков. Смена политического и экономического строя нашей страны повлекла интерес к пересмотру взглядов на историю России, в частности на революционные перемены начала XX века и их последствия. В настоящей работе сделана попытка беспристрастно осветить и осмыслить ключевые вопросы исторического периода, пришедшегося на период российской буржуазно-демократической революции, основываясь на ряде современных публикаций. Данная тема представляет немалый интерес для поиска и выяснения причин возникновения и исторических последствий этого важного события в отечественной истории.

За последние годы в России произошла смена общественно-политического строя, официальной идеологии, нравственных ценностей. Определились и новые подходы к изучению вопросов истории.

Некоторые историки, такие как Гросул В., Тютюкин С.Л., Т.Л.Шестова и К.Н. Дебихин переключаются на модную, конъюнктурно выгодную тематику, наблюдается погоня за сенсацией и стремление вытащить на свет как можно больше исторической грязи. Наблюдается явный парадокс: с одной стороны широкая гласность, отмена цензуры, плюрализм мнений и оценок, а с другой - тяга к оплёвыванию собственной истории. Такие настроения наблюдаются не только у "новых русских" - им не нужны ни новые революции, ни воспоминания о старых революциях, - но и у части народа, включая интеллигенцию. Изменились настроения и у историков революционного движения: одни предпочитают молчать, другие спешат отречься от своего прошлого, пытаются в очередной раз переписать историю с точностью наоборот.

Цель: Узнать, почему и как произошло восстание на броненосце "Князь-Потемкин Таврический", заложение броненосца, ставший сильнейшим в Черноморском флоте.


I. Глава: Восстание на броненосце «Князь Потемкин – Таврический».

2.1 Создание броненосца «Князь Потемкин – Таврический»

Первая встреча броненосца «Князь Потемкин-Таврический» с правительственной эскадрой произошла утром 17 июня 1905 года. На восставшем корабле все было готово к бою. Под клотиком его фок-мачты развевался красный революционный флаг, сшитый матросами из двух сигнальных. На грот-мачте алел такой же боевой флаг: на его левой стороне было начертано «Свобода, равенство, братство», на правой - «Да здравствует народное правление!» Этими лозунгами потемкинцы бросали вызов эскадре, давая понять, что идут принять бой с ненавистным царским режимом за идею революции.

При виде движущегося полным ходом, готового открыть огонь могучего броненосца корабли эскадры, следуя команде флагмана, сбавили ход и повернули в сторону Севастополя. «Потемкин» победителем вернулся в Одессу...

10 октября 1898 года на стапеле Николаевского адмиралтейства в городе Николаеве был торжественно заложен броненосец, ставший сильнейшим в Черноморском флоте. Его создание ознаменовало собой завершение перехода от традиционных для XIX столетия технических решений к целому ряду новшеств, более характерных для века будущего. Разработку проекта, а впоследствии и руководство строительством осуществлял корабельный инженер Севастопольского военного порта А. Э. Шотт, работавший ранее под руководством видного кораблестроителя Н. Е. Кутейникова.

Прототипом для "Потемкина" послужил построенный ранее броненосец "Три Святителя", однако проект нового корабля вобрал в себя ряд перспективных конструкторских решений, примененных при строительстве и других броненосцев. Так, его мореходные данные соответствовали ранее построенному броненосцу "Пересвет".

На "Потемкине" предусматривался возвышенный полубак, что позволяло уменьшить заливаемость носовой части корабля при волнении и поднять до 7.6 метра над поверхностью воды ось носовых орудий главного калибра. К тому же впервые было использовано централизованное управление артиллерийским огнем, которое осуществлялось из центрального поста, расположенного в боевой рубке.

Броненосец стал первым кораблем с котлами новой конструкции - вместо огнетрубных были установлены водотрубные, предназначенные для жидкого топлива. Чтобы усилить артиллерийское вооружение по сравнению с кораблем-прототипом, на "Потемкине" применили более совершенную броню с повышенной сопротивляемостью и за счет этого добились уменьшения ее толщины, а следовательно и массы. Первым на Черноморском флоте этот броненосец оснастили кранами для подъема шлюпок и катеров.

В сентябре 1900 года в торжественной обстановке эскадренный броненосец "Князь Потемкин-Таврический" был спущен на воду, а летом 1902 года переведен в Севастополь - для достройки и вооружения. Первоначальный срок ввода в строй был сорван из-за большого пожара, вспыхнувшего в котельном отделении. Урон, причиненный огнем, оказался значительным. Особенно пострадали котлы. Пришлось заменить их другими, рассчитанными уже под твердое топливо. В том же, 1902 году во время испытаний артиллерии главного калибра обнаружились раковины в броне башен. Пришлось заменять их новыми, которые изготовили лишь к концу 1904 года. Все это в итоге чуть ли не на два года задержало ввод корабля в строй.

По тактико-техническим характеристикам эскадренный броненосец "Князь Потемкин-Таврический" был мощнейшим в своем классе кораблем Российского военного флота. Кстати, по вооружению он превосходил близкий ему по типу эскадренный броненосец "Ретвизан", строившийся в Америке для русского флота, а также английские броненосцы типа "Куин" значительно большего водоизмещения. "Потемкин", правда, уступал им в скорости полного хода, но русское военно-морское командование считало 16 узлов вполне достаточной скоростью для броненосцев Черноморского флота.

Проектное водоизмещение "Потемкина" составляло 12,480 тонн, фактическое - 12,900 тонн. Длина корпуса - 113.2 метра, ширина - 22.2 метра и осадка - 8,4 метра. "Сердцем" энергетической установки являлись три группы паровых котлов, причем две из них (14 котлов) работали на жидком топливе, и одна, установленная взамен испорченных пожаром и состоящая из 8 котлов, - на угле. Их паропроизводительности было достаточно для привода двух вертикальных паровых машин тройного расширения суммарной мощностью 10,600 л.с. Скорость полного хода корабля составляла 16.7 узла. Гребные валы располагались симметрично, побортно и были оснащены винтами диаметром 4.2 метра каждый, допускавшими частоту вращения до 83 оборотов в минуту. Полный запас топлива составлял 950 тонн, усиленный - 1,100 тонн, причем 340 тонн приходилось на уголь, остальное - нефтяное топливо. Корабельные запасы воды рассчитывались на 14-суточное автономное плавание, а запасы провизии - на 60 суток. Дальность плавания составляла 3,600 миль при следовании экономическим десятиузловым ходом. (Изд: "Сергей Эйзенштейн" (избр. произв. в 6 тт) "Искусство", М., 1968)

В носовой части корпус корабля имел таран, располагавшийся ниже конструктивной ватерлинии. По бортам, в подводной части корпуса, устанавливались бортовые скуловые кили - пассивные успокоители качки. Основные отсеки корабля отделялись друг от друга водонепроницаемыми переборками. Такими были подбашенные отсеки и котельные, а также машинные отделения.

Защита корабля проектировалась с учетом воздействия артиллерийского, минного и торпедного оружия противника. Для этого на нем предусмотрели броневую защиту жизненно важных объектов, включающую вертикальное наружное противоснарядное бронирование бортов и надстроек, и горизонтальное - броневую палубу со скосами из только что освоенной Ижорским заводом новой экстрамягкой никелевой стали, впервые примененной на крейсере "Диана". Бронировались также артиллерийские установки, шахты, боевые рубки. Предусматривалась и конструктивная подводная защита от мин и торпед.

Эскадренный броненосец обладал достаточно мощной по тому времени артиллерией: орудиями главного, среднего (противоминного) и малого калибров, установленными по всей длине корабля на полубаке, главной палубе, в носовых и кормовых срезах, а также на боевом марсе фок-мачты. Пулемет находился на специальной платформе грот-мачты.

Главный калибр был представлен четырмя 305-мм орудиями со стволами длиной 40 калибров, установленными в двух башнях - носовой и кормовой. Носовая располагалась на полубаке, перед средней надстройкой, а кормовая - позади надстройки на главной палубе. Масса одного такого орудия составляла 43 тонны. Скорострельность - 0.75 выстрела в минуту, начальная скорость снаряда - 792.5 м/с, масса снаряда - 331.7 килограмма. Предельный угол возвышения орудий составлял 15 градусов. Заряжали их с помощью электромеханизмов - в мирных условиях практически за две минуты, а в соответствии с контрактными требованиями это время должно было составлять 1.25-1.5 минуты. Боекомплект одного орудия главного калибра состоял из 60 305-мм снарядов: 18 бронебойных, 18 фугасных, 4 сегментных, 18 чугунных и 2 картечных.

В артиллерию среднего калибра входили 152-мм орудия: причем 4 из них размещались на верхней палубе и 12 - на главной. Для защиты обслуживающей прислуги орудия размещались в бронированных казематах. По углам средней надстройки для установки 152-мм орудий были сделаны специальные выгородки с выходами из шахт элеваторов подачи боеприпасов. Ниже, на главной палубе, под надстройкой и до носовой башни главного калибра ставились только 152-мм орудия.

Несколько слов о 152-мм и 75-мм орудиях. Первые имели ствол длиной 45 калибров и массу 5 тонн. Скорострельность 152-мм орудий составляла 3 выстрела в минуту, начальная скорость снаряда - 792 м/с. Параметры вторых следующие: длина ствола 29.5 калибра, масса - 0.9 тонны, скорострельность - 4-6 выстрелов в минуту, начальная скорость снаряда - 823 м/с. Боекомплект в расчете на один ствол составлял: для 152-мм орудий - 180 снарядов (47 бронебойных, 47 фугасных, 31 сегментный, 47 чугунных и 8 картечных), для 75-мм - 300 снарядов (125 бронебойных, 50 сегментных и 125 картечных). Оба типа орудий являлись артиллерийскими системами патронного заряжания. Масса 152-мм снаряда - 41.3 килограмма, а 75-мм - 4.9 килограмма.

Помимо этого, на корабле было четыре 47-мм пушки Гочкиса на боевом марсе фок-мачты, две 37-мм пушки Гочкиса, две десантные пушки Барановского и пулемет. Таким образом, полное вооружение эскадренного броненосца "Князь Потемкин-Таврический" состояло из четырех 305-мм, шестнадцати 152-мм, четырнадцати 74-мм орудий, а также из четырех 47-мм, двух 37-мм пушек и пулемета. Помимо этого, корабль имел пять торпедных аппаратов, установленных ниже ватерлинии.

Броневая защита в районе ватерлинии состояла из листов толщиной 229 мм в средней части (между башнями главного калибра) и 203 мм в районе самих башен. Бронирование казематов артиллерии среднего калибра достигало 127 мм (бортовое, между палубой полубака и главной). Подбашенные отделения артиллерии главного калибра и внутренние помещения корабля, находившиеся под надстройкой между башнями, защищались бортовой 152 мм броней, а также носовой и кормовой броневыми 178 мм переборками, располагавшимися под углом к диаметральной плоскости корпуса. Артиллерийские башенные установки имели вертикальное 254 мм бронирование и горизонтальное (крыша) толщиной 51 мм. 75-мм орудия, установленные в носу корабля и на срезах полубака (побортно по одному), а также в корме ниже главной палубы, броневой защиты не имели.

К формированию команды броненосца приступили практически одновременно с его закладкой. Для этого был создан 36-й флотский экипаж, в котором готовили корабельных специалистов различного профиля - артиллеристов, машинистов, минеров. При вступлении броненосца в строй в мае 1905 года экипаж состоял из 731 человека, в том числе 26 офицеров. (Изд: "Сергей Эйзенштейн" (избр. произв. в 6 тт) "Искусство", М., 1968)

Вывод: Его создание ознаменовало собой завершение перехода от традиционных для XIX столетия технических решений к целому ряду новшеств, более характерных для века будущего. Броненосец стал первым кораблем с котлами новой конструкции, этот броненосец оснастили кранами для подъема шлюпок и катеров. По тактико-техническим характеристикам эскадренный броненосец "Князь Потемкин-Таврический" был мощнейшим в своем классе кораблем Российского военного флота.

2.2 Причина восстания

"Почему и как произошло восстание на броненосце "Потемкин", вспыхнувшее летом 1905 года, всем нам хорошо известно из школьных учебников. Матросы российского флота отказались, есть борщ с червивым мясом. Командир приказал караулу окружить группу "отказников" и накрыть их брезентом, что означало расстрел. Но караул отказался стрелять в своих же. Матрос Григорий Вакуленчук вслух выразил протест. Старший офицер Гиляровский застрелил Вакуленчука. Началось восстание, в ходе которого наиболее ненавистные офицеры были убиты...

Сегодня многое в этой истории может показаться странным. Понятно, что служба на корабле определяется уставом. И расстрел трех десятков матросов непременно должен был бы вызвать расследование. Как бы эту казнь объяснил командир корабля? Дескать, матросики не пожелали есть борщ, поэтому пришлось их расстрелять? И зачем нужно было приговоренных к расстрелу накрывать брезентом? ...

Командир пообещал отправить пробу борща на исследование в Севастополь Инженер-механик Александр Коваленко, который присоединился к восставшим, в своих воспоминаниях, опубликованных в "Лiтературно-науковому вiснику" во Львове в 1906 году, писал: "... Вообще матросу живется совсем неплохо... обычная еда команды хорошая. Я, как и много кто из офицеров, часто охотно ел матросский борщ. Правда, бывали иногда, как я заметил, случаи неудовольствия команды мясом или маслом, но они были отдельные и всегда происходили от случайного недосмотра.

Тяжелым трудом матросы не обременены: обычный рабочий день не более восьми часов. В отношениях офицеров к команде постепенно завелся тот тон, который не только не позволяет им прибегать к кулачной расправе, но и вынуждает их оставаться в определенных рамках корректности. Даже те, которых очень немного между ними и которые, безусловно, являются исключением из них, что были бы не прочь припомнить иногда старину, вынуждены сдерживать себя: во-первых, из страха перед высшим начальством, которое скорее из осторожности, чем из каких-либо гуманных мотивов, обуславливает офицерам необходимость некой тактичности в отношениях к "нижнему чину", а во-вторых, из чувства неловкости перед товарищами".

Обратимся теперь к личности командира "Потемкина", капитана первого ранга Голикова. В 1903 году Голиков командовал крейсером "Березань". Во время перехода из Сухуми в Севастополь матросы отказались есть мясо, провисевшее на солнцепеке пять дней и ставшее червивым, и даже угрожали затопить корабль. Командир приказал выдать новую провизию, и инцидент был исчерпан. Следовательно, Голиков уже имел опыт поведения в такой ситуации.

Вообще-то, поскольку холодильников на кораблях не было, мясо с червями изредка появлялось на различных кораблях, но всегда удавалось избежать серьезных конфликтов.

А было ли червивое мясо на "Потемкине"? Утром 27 июня 1905 года во время уборки один из матросов заявил, что мясо, купленное накануне в Одессе, уже червивое. В материалах следствия значилось, что действительно на одном куске мяса были обнаружены личинки мухи. Судя по тому, что не все матросы в своих воспоминаниях придают значение этому обстоятельству, именно так и было. Корабельный врач Смирнов заявил, что достаточно помыть мясо соленой водой, и его можно употреблять в пищу. Матросы вспоминали, что когда прозвучал сигнал "к вину", то выполнять его пошли пьющие. Значит, на корабле были и непьющие матросы. Вполне возможно, что непьющие отдавали свои порции пьющим.

В материалах следствия указывалось также, что Панас Матюшенко и еще несколько матросов запрещали другим есть борщ - именно под их влиянием команда отказалась от еды.

Голиков приказал выстроить команду на палубе. Он пообещал запечатать пробу борща и послать в Севастополь на исследования. И приказал перейти на другое место тем, кто согласен есть. Матросы начали переходить. Перешли почти все. Но вдруг старший офицер Гиляровский задержал группу матросов, вызвал караул и приказал принести брезент. Большая часть команды отнеслась к восстанию неодобрительно С.Эйзенштейн писал, что сцена с накрытием матросов брезентом была режиссерской находкой. Бывший морской офицер, консультировавший съемочную группу, был в отчаянии от этой идеи. Он потом объяснил, что брезент расстилали под ногами приговоренных к расстрелу, чтобы кровь не испачкала палубу.

Интересно, что о начале восстания остались свидетельства только матросов. Офицеры, пытавшиеся его погасить, были убиты. Остались в живых только те офицеры, которые в момент вспышки восстания находились в каюте. О нем они потом рассказывали со слов тех же матросов. Корреспондент "Русского слова" И.Горелик в 1917 году в брошюре "Потемкинские дни", используя воспоминания участников восстания, утверждал, будто командир Голиков скомандовал: "Накрыть их брезентом. Расстрелять!" Но очевидцы свидетельствуют, что приказал подать брезент не Голиков, а Гиляровский. (Корреспондент "Русского слова" И.Горелик, в брошюре "Потемкинские дни")

Вывод: ... каковы же были причины восстания? Александр Коваленко вспоминал, что в матросской среде с каждым днем возрастала неприязнь к офицерам, к начальству.

Политический строй Российской Империи тормозил развитие общества, в стране нарастало недовольство. "Может ли матрос или солдат быть доволен тем, что он накормлен, - писал Коваленко, - если знает, что семья его голодает?"

После расстрела мирной демонстрации 9 января 1905 года матросы стали осознавать, что вскоре офицеры поведут их с оружием в руках против восставшего народа. Все это и стало глубинными причинами восстания. А в условиях матросского быта причин для мятежа не было.

Во всем мире восставшим сочувствовали. Когда Максименко и еще несколько человек отправились на родину, люди помогали им всем, чем могли. На границе русские пограничники, узнав, что перед ними потемкинцы, демонстративно отвернулись: мол, проходите, мы ничего не видим. Потемкинцев арестовали в Полтавской губернии и посадили в севастопольскую тюрьму. Они были освобождены только после Февральской революции."

2.3 Красный флаг революции

Тесные связи экипажа броненосца с революционно настроенными рабочими Николаева завязались практически с момента закладки корабля. Когда же командование узнало, что среди моряков распространяется нелегальная большевистская литература, корабль перевели на достройку в Севастополь.

Именно в этот период на Черноморском флоте стали появляться социал-демократические кружки, руководство которыми осуществлял подпольный Центральный военно-морской исполнительный комитет РСДРП во главе с большевиками А.М. Петровым, И.Т. Яхновским, А.И. Гладковым и другими. В его состав входил и организатор социал-демократической группы на "Потемкине" артиллерийский унтер-офицер Г.Н. Вакуленчук. Комитет поддерживал постоянные контакты с организациями РСДРП многих городов России и принимал деятельное участие в революционных событиях.

На Черноморском флоте готовилось вооруженное восстание, причем комитет планировал осуществить его осенью 1905 года. Это выступление должно было стать составной частью всеобщего восстания в России. Но получилось так, что на "Потемкине" оно вспыхнуло раньше - 14 июня, когда броненосец проводил опробование орудий на Тендеровском рейде. Поводом к нему послужила попытка командования броненосца учинить расправу над зачинщиками выступления команды, отказавшейся от обеда из испорченного мяса. В ответ на репрессии матросы захватили винтовки и разоружили офицеров.

Вспыхнула перестрелка. Были убиты командир корабля, старший офицер и несколько наиболее ненавистных команде офицеров. Остальных офицеров арестовали.

Следует отметить, что Г.Н. Вакуленчук был против восстания только на одном корабле. Однако обстановка заставила его принять руководство выступлением матросов на себя. Но случилось так, что в самом начале восстания Вакуленчук был смертельно ранен. Во главе революционных матросов встал другой большевик - А.Н. Матюшенко.

Овладев броненосцем, моряки избрали судовую комиссию и командный состав, приняли необходимые меры по охране оружия, механизмов корабля и арестованных. К восставшим присоединилась команда миноносца N 267, находившегося тогда на Тендеровском рейде и обеспечивавшего броненосец на стрельбах. На обоих кораблях были подняты красные революционные флаги. В 14.00 14 июня 1905 года команда новейшего корабля царского флота эскадренного броненосца "Князь Потемкин-Таврический" объявила его кораблем революции.

Вечером того же дня оба корабля пришли в Одессу, где происходила всеобщая стачка рабочих. Потемкинцы и одесские рабочие организовали массовую демонстрацию и траурный митинг во время похорон Вакуленчука. После этого броненосец произвел несколько боевых выстрелов по скоплениям царских войск и полиции. И такие ограниченные, скорее даже демонстративные действия, произвели ошеломляющий эффект, но:

17 июня 1905 года на усмирение восставших была послана правительственная эскадра кораблей Черноморского флота. В ее состав вошли броненосцы "Двенадцать Апостолов", "Георгий Победоносец", "Три Святителя", а также минный крейсер "Казарский". Царь Николай II счел восстание на "Потемкине" опасным и, не желая допустить, чтобы этот корабль крейсировал в Черном море под революционным красным флагом, отдал приказ командующему Черноморским флотом вице-адмиралу Чухнину немедленно подавить восстание - в крайнем случае потопить броненосец со всей командой. Однако первая встреча эскадры с революционным кораблем окончилась победой потемкинцев, но судьба готовила ему новые, еще более трудные испытания.

Утром 18 июня с "Потемкина", стоявшего на внешнем рейде Одессы, заметили приближающуюся к городу усиленную эскадру, в которую уже входило 11 кораблей - пять броненосцев и шесть миноносцев. Развернутым строем шли они к рейду, намереваясь торпедами и снарядами уничтожить восставших.

И вновь готовый к бою броненосец вышел навстречу эскадре, которую на этот раз возглавил старший флагман вице-адмирал Кригер. На "Потемкине" решили огонь первыми не открывать - матросы надеялись, что к восстанию примкнут экипажи кораблей эскадры. На предложения идти на переговоры потемкинцы ответили отказом и, в свою очередь, пригласили самого командующего флотом прибыть на их корабль для переговоров. На "Ростиславе" - флагманском корабле Кригера - подняли сигнал "Стать на якорь". В ответ на это "Потемкин" пошел на таран "Ростислава", однако в последний момент изменил курс и прошел между ним и броненосцем "Три Святителя" - кораблем контр-адмирала Вишневецкого. Последний, опасаясь тарана, ушел в сторону. Революционный броненосец прорезал строй эскадры, держа оба адмиральских корабля в прицелах своих орудий. Выстрелов, однако, не потребовалось. Команды кораблей эскадры отказались стрелять в восставших товарищей и вопреки запретам командиров вышли на палубы и приветствовали проходящий "Потемкин" криками "ура!". И на этот раз царским адмиралам не удалось расправиться с восставшим кораблем. Учитывая настроение экипажей, Кригер приказал дать полный ход и на большой скорости стал уводить эскадру в открытое море. Рядом с "Потемкиным" остался броненосец "Георгий Победоносец": после переговоров с потемкинцами его команда также арестовала офицеров и присоединилась к восставшим. Позднее среди моряков "Победоносца" произошел раскол, он отстал от "Потемкина" и сдался властям. Это произвело тяжелое впечатление на потемкинцев - в команде началось брожение.

В Одессе, куда броненосец вернулся после второй встречи с эскадрой, не удалось получить ни провизии, ни воды. После долгих совещаний решено было идти в Румынию. 19 июня "Потемкин" в сопровождении миноносца N 267 прибыл в Констанцу. Но и там местные власти отказались выдать морякам необходимые запасы. Революционные корабли вынуждены были идти в Феодосию. Перед уходом из румынского порта потемкинцы опубликовали в местных газетах воззвание "Ко всем европейским державам" и "Ко всему цивилизованному миру", объяснив в них причины и цели восстания.

После отказа румынских властей обеспечить "Потемкин" продовольствием, топливом и водой положение сложилось критическое. Пришлось питать котлы забортной водой, что вело к их разрушению. После восстания А.Н. Матюшенко говорил: "Мы знали, какие надежды возлагает на нас русский народ, и положили: лучше умереть с голоду, чем бросить такую крепость".

В Феодосию броненосец пришел в 6 часов утра 22 июня 1905 года. Там его уже ждали регулярные части царской армии и жандармы. Группа матросов, высадившаяся на берег, была обстреляна ружейным огнем... Пришлось снова идти в Констанцу.

Прибыв туда 24 июня, матросы сдали свой корабль румынским властям, и на следующий день, спустив красный флаг непобежденного корабля революции, сошли на берег в качестве политэмигрантов. Команда миноносца N 267 не пожелала сдаваться местным властям и поставила корабль на якорь на внутреннем рейде.

26 июня в Констанцу прибыл отряд кораблей Черноморского флота. А на следующий день Румыния вернула эскадренный броненосец "Князь Потемкин-Таврический" России.

Стремясь зачеркнуть в народной памяти даже само название корабля, в конце сентября 1905 года царское правительство переименовало его в "Пантелеймон". Но традиции потемкинцев продолжали жить на этом корабле. Экипаж "Пантелеймона" одним из первых на флоте поддержал восставших очаковцев, присоединившись к ним 13 ноября 1905 года.

Вывод: После февральской революции 1917 года кораблю вернули прежнее название, правда в несколько усеченном виде - он стал называться "Потемкин-Таврический". А месяцем позже, учитывая революционные заслуги его экипажа, присвоили новое имя - "Борец за свободу".

В годы первой мировой войны линейный корабль (с 10 декабря 1907 года в соответствии с новой классификацией эскадренные броненосцы отнесли к линейным кораблям) участвовал в боевых действиях в составе бригады линейных кораблей. Потемкинцы были активными участниками установления Советской власти в Крыму, многие из них позднее воевали и за Республику Советов.

В мае 1918 года линейный корабль "Борец за свободу" был захвачен кайзеровскими войсками. Позднее он перешел в руки деникинцев, а накануне прихода в Крым Красной Армии был взорван уходившими из Севастополя англо-французскими интервентами.


Заключение

Восстание на “Потемкине” имело историческое значение. Впервые большой военный корабль открыто перешел на сторону революционного народа. Восстание на броненосце показало, что армия, считавшаяся оплотом царизма, начала колебаться.

В. И. Ленин придавал громадное значение восстанию на броненосце «Потемкин». В статье «Революционная армия и революционное правительство» В. И. Ленин писал: «...Броненосец «Потемкин» остался непобежденной территорией революции и, какова бы ни была его судьба, перед нами налицо несомненный и знаменательнейший факт: попытка образования ядра революционной армии». (Изд: "Сергей Эйзенштейн" (избр. произв. в 6 тт) "Искусство", М., 1968)

По примеру потемкинцев, на основе их героического опыта в 1906-1907 годах последовал целый ряд мощных вооруженных выступлений революционных солдат и матросов, слившихся со всенародной борьбой против царского самодержавия. Этот опыт пригодился и позже, в ходе подготовки большевиками Февральской, а затем Великой Октябрьской социалистической революции...

Всякое явление имеет случайную, поверхностную видимость. И оно же имеет под собой глубоко таящуюся закономерность. Так было и с фильмом. "Потемкин". К двадцатилетнему юбилею годовщины 1905 года была задумана Агаджановой-Шутко и мною большая эпопея "1905", куда эпизод восстания на броненосце "Потемкин" входил наравне с другими эпизодами, которыми был так богат этот год революционной борьбы.

Начались "случайности". Подготовительные работы юбилейной комиссии затянулись. Наконец возникли осложнения со съемками картины в целом. Наступил август, а юбилей был назначен в декабре. Оставалось одно: из всей эпопеи выхватить один эпизод, но такой эпизод, чтобы в нем не утерять ощущение целостности дыхания этого замечательного года.

Еще беглая случайность. В сентябре есть съемочное солнце только в Одессе и Севастополе. В Севастополе и Одессе разыгралось восстание "Потемкина". Но здесь уже вступает и закономерность: эпизод восстания на "Потемкине", эпизод, которому Владимир Ильич уделял в свое время особое внимание, вместе с тем является одним из наиболее собирательных эпизодов для всего года. И вместе с тем любопытно вспомнить сейчас, что этот исторический эпизод как-то был в забытьи: где бы и когда бы мы ни говорили о восстании в Черноморском флоте, нам сейчас же начинали рассказывать о лейтенанте Шмидте, об "Очакове". "Потемкинское" восстание как-то более изгладилось из памяти. Его помнили хуже. О нем говорили меньше. Тем более важно было поднять его заново, приковать к нему внимание, напомнить об этом эпизоде, вобравшем в себя столько поучительных элементов техники революционного восстания, столь типичного для эпохи "генеральной репетиции Октября". " А эпизод действительно таков, что в нем звучат почти все мотивы, характерные для великого года. Восторженность на Одесской лестнице и зверская расправа перекликаются с Девятым января. Отказ стрелять в "братьев", эскадра, пропускающая мятежный броненосец, общие настроения поголовной солидарности - все это перекликается с бесчисленными эпизодами этого года в & всех концах Российской империи, передающими потрясение ее основ.

Один эпизод отсутствует в фильме - финальный рейс "Потемкина" в Констанцу. Тот эпизод, который к "Потемкину" сугубо приковал внимание всего мира. Но этот эпизод доигрался уже за пределами фильма - доигрался в судьбе самого фильма, в том рейсе по враждебным нам капиталистическим странам, до которого дожил фильм.

Авторы картины дожили до того величайшего удовлетворения, которое может дать работа над историческим революционным полотном, когда событие с экрана сходит в жизнь. Героическое восстание на голландском военном судне "Цевен провин-сиен", матросы которого на суде показали, что все они видели фильм "Потемкин",- вот то, о чем хочется вспомнить сейчас.

О тех броненосцах, на которых кипит такая же революционная энергия, такая же ненависть к эксплуататорской власти, такая же смертельная злоба к тем, кто, вооружаясь, зовет не к миру, а к новой бойне, к новой войне. О том величайшем зле, имя которому фашизм. И твердо хочется верить, что на приказ фашизма наступать на социалистическую родину пролетариата всего мира его стальные дредноуты и сверхдредиоуты ответят подобным же отказом стрелять, ответят не огнем орудий, а огнем восстаний, как это сделали великие герои революционной борьбы - "Князь Потемкин Таврический" тридцать лет тому назад и славный голландский "Цевен провинсиен" на наших глазах.


Список литературы

1. Гросул В. Истоки трёх русских революций - //Отечественная история, 1997. - № 6. - С.420.

2. ДебихинК.Н. и Шестова Т.Л. История России-//История России, 1997- С. 360.

3. Тютюкин С.Л. Первая Российская революция в Отечественной историографии 90-х годов - //Отечественная история, 1996. - № 4. - С. 320.



top