Цели и задачи краеведческой и полевой практики. Программа полевой практики Полевая практика по естествознанию готовый дневник

Цели и задачи краеведческой и полевой практики. Программа полевой практики Полевая практика по естествознанию готовый дневник

Учебно-полевая практика по предмету

«Теоретические основы и технологии начального образования по естествознанию»

Для студентов факультета подготовки учителей начальных

классов)

Составитель: Осолодкова Е.В.

Челябинск 2012 г.

Учебно-полевая практика по предмету «Теоретические основы и технологии начального образования по естествознанию»: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических университетов факультетов подготовки учителей начальных классов. – Челябинск; Издательство «Цицеро», 2012. – 76 с.

В учебно-методическом пособии изложены технологии проведения занятий с растениями непосредственно в природных условиях по шести темам; описана техника, способы сбора и наблюдений над растениями. Приведены формы описания растений и растительных сообществ. Приводятся методические рекомендации к проведению экскурсий, фенологических наблюдений.

Рецензенты:

В.И.Павлова, доктор биологических наук, профессор;

А.И.Семкина, кандидат биологических наук, доцент

ISBN 978-5-91283-206-2

© Издательство Челябинского государственного педагогического университета, 2011


Введение

Полевая практика по естествознанию в вузах и других учебных заведениях имеет целью улучшить качество профессиональной подготовки учителей начальных классов по естествознанию. Она направлена на то, чтобы углубить и расширить знания, полученные в процессе изучения теоретических курсов, приобщению студентов к общественно - полезному труду. Она способствует формированию экологического мировоззрения и эстетическому воспитанию учащихся. В процессе полевой практики особое внимание уделяется вопросам охраны природы. Их значение особенно возрастает в ХХІ веке, когда исключительную важность приобретает деятельность по спасению природы от разрушительного воздействия человека. В период проведения полевой практики по естествознанию у студентов вырабатываются умения и навыки проведения наблюдений и экскурсий с младшими школьниками в природу.

Практика по естествознанию способствует развитию у студентов наблюдательности, умения ориентироваться в природе, способствует повышению интереса к ботанике и обеспечивает более эффективное ее усвоение.

Основные формы работы на полевой практике:

а) экскурсии с преподавателем;

б) обработка собранного материала;

в) самостоятельные наблюдения по выбранной теме.

Полевая практика является одним из наиболее важных видов учебной работы студентов. Экскурсии в природу не могут быть заменены никакой другой формой обучения: они всегда методически индивидуальны и практически почти неповторимы. Успех любой экскурсии зависит от подготовки к ней. Подготовить экскурсию – это значит определить тему, разработать маршрут, запастись необходимым оборудованием. Порядок проведения экскурсий может быть выбран преподавателем произвольно: в зависимости от расписания практики, местных природных условий он может меняться. Хорошие результаты дает предварительное ознакомление по книгам (определителям растений) с основными видами растений, которые могут оказаться на выбранном маршруте. Основное внимание уделяется правилам поведения в природе. Главное из них - не причинять вреда природе. На экскурсии нельзя ничего срывать, ломать, нельзя шуметь, пугать зверей и птиц. При работе в природе студенты должны руководствоваться непреложным принципом: максимальное сохранение целостности флоры и растительности. Особенно внимательными следует быть к редким и исчезающим видам растений.

Экскурсии обычно предшествует инструктаж, проводимый преподавателем, в ходе которого студенты знакомятся с правилами поведения, кратким содержанием темы, необходимым оборудованием, а также с планами обработки материала экскурсии, для того чтобы быть готовым к проведению самостоятельных наблюдений. На экскурсии преподаватель раскрывает основное содержание темы; его рассказ и демонстрация растительных объектов сочетаются с выполнением студентами конкретных заданий, которые дают им возможность самостоятельно и правильно ответить на контрольные вопросы преподавателя. К объяснению отдельных вопросов темы могут быть привлечены студенты, заранее подготовившие материал с помощью преподавателя. Такой прием способствует развитию компетенций у будущих учителей.

На экскурсиях студенты знакомятся с разнообразием видового состава в районе практики (флорой) и закономерностями сложения растительных сообществ, с биологией и экологией отдельных видов, осваивают методику биоморфологического описания и определения растений.

Программа по полевой практике содержит в основном материал по летним экскурсиям, но только в сочетании с сезонными экскурсиями – осенью, зимой, весной – можно изучить основные природные комплексы, особенности их растительного и животного мира.



Необходимым условием успешной работы является ведение записей и зарисовок в полевом дневнике. Проводить записи необходимо на месте работы, во время экскурсии и самостоятельных наблюдений. Для этого нужна записная книжка с гнездом для простого карандаша, которым делаются все записи и зарисовки. Затем все записи из полевой книжки переносятся в специальную тетрадь - чистовой дневник, где полевые наблюдения дополняются данными из литературных источников.

Обработка собранного на экскурсиях материала включает записи и зарисовки, а также фотографирование объектов во время наблюдения на экскурсии.

Индивидуальное самостоятельное задание студенты выполняют на протяжении всех дней практики (наблюдения в природе, сбор материала и его обработка, работа с литературой и т.д.).

Для выполнения самостоятельного задания требуется работа с литературой, изготовление рисунков, ведение записей. При выполнении самостоятельной работы студент может использовать литературу по описанию природы района полевой практики, выпускаемую местными издательствами.

Полевая практика по ботанике рассчитана на четыре учебных дня для студентов дневного отделения и на один день для студентов заочного отделения.


Программа полевой практики по
биологии растений:

  1. Введение

Правила ведения отчетной документации (дневник, флористическая тетрадь и т.д.). Сбор и лабораторная обработка растений. Методика сбора и сушки растений, методика биоморфологического описания, фенологических наблюдений над растениями. Понятие о жизненных формах и экологических группах. Практическое значение различных групп растений.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

БРЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АКАДЕМИКА И.Г.ПЕТРОВСКОГО

Кафедра естественно-математических дисциплин и методик их преподавания

"У Т В Е Р Ж Д А Ю"

зав. кафедрой ЕМД и МП

_________________________

"____"_______________2006г.

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

Программа полевой практики

Специальность:

031200 - педагогика и методика начального образования

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: Стационар

КУРСЫ : 1 СЕМЕСТРЫ : 1,2

Рабочая программа составлена:

доц. Бова Э.Ю.

Брянск – 200 6

Объем и сроки полевой практики

Полевая практика по естествознанию на дневном отделении выполняется на 1 курсе.

Сезонная полевая практика – 6 ч.

летняя полевая практика – 18 ч.

Итого : Общий объем полевой практики - 24 ч.

Сезонная полевая практика выполняется в 1 семестре (2 часа), зимняя и весенняя – во 2 семестре (4 часа).

ПОЛЕВАЯ ПРАКТИКА

(раздел «Землеведение»)

Осенний период практики. (2 часа)

Литература:

(5) Гл.3; Гл.13 п. 1.

Контрольные вопросы:

1. Устройство школьной географической площадки.

2. Методика ведения метеонаблюдений.

3. Дневник и календарь природы.

Задание на дом:

Ежедневное ведение дневника наблюдений, обобщение данных за каждый месяц.

Зимний период практики. (2 часа)

Литература:

(5) Гл.13 п. 2.

Контрольные вопросы:

    Схема описания снежного шурфа.

2. Описание снежного покрова в роще Соловьи.

Задание на дом:

Описать снежный покров по месту жительства описать в январе и феврале.

Весенний период практики. (2 часа)

Литература:

(5) Гл.13 п. 3; Гл. 2, п. 2; Гл. 4, п. 1.

Контрольные вопросы:

    Причины эрозии почвы.

    Эрозия почвы в роще Соловьи.

    Антропогенное влияние на эрозию

Задание на дом:

Описать овраг по месту жительства.

Летний период практики.

1) Первый день. (6 часов)

Тема: Ориентирование в пространстве и глазомерная съемка мест-ности.

Литература:

Контрольные вопросы:

    Способы ориентирования.

    Методика глазомерной съемки местности.

    План парка им. А.К.Толстого, составленный глазомерной съемкой

Задание на дом:

2) Второй день. (6 часов)

Тема: Исследование рельефа горных пород, вод в роще Соловьи

Литература:

(5) Гл.2, п. 4; Гл. 4, п. 2, 3.

Контрольные вопросы:

1. Описание балки в р. Соловьи.

2. Описание обнажений горных пород на равных участках маршрута.

3. Описание долины реки Десны.

4. Поперечный профиль долины р. Десны.

5. Комплексная характеристика природы р. Соловьи.

Задание на дом:

В полевом дневнике оформить записи и зарисовки.

3) Третий день. (6 часов)

Тема: Изучение балко-оврагов Нижний и Верхний Судок. Отчет по полевой практике

Литература:

(5) Гл.2; Гл. 12.

Контрольные вопросы:

1. Барометрическое нивелирование в балко-овраге Верхний Судок.

2 . Описание почвенного разреза.

3. Описание родников "У Лесных сараев", "Белый колодец".

ОТЧЕТНОСТЬ ПО ПРАКТИКЕ

1 . Дневник метеонаблюдений.

2. Полевой дневник.

3. План проведения экскурсии в роще Соловьи или в балко-оврагах Нижний Судок и Верхний Судок с учащимися 3 класса.

ПРОГРАММА МЕТЕОНАБЛЮДЕНИЙ

1. Организовать постоянные наблюдения по месту жительства каждого студента. Место и время наблюдений остается постоянным. Запись ведется по форме:

Наблюдения \ Дни месяца

и т.д. по календарю

Температура воздуха

Направленность ветра

Облачность (степень и вид)

Другие явления

Условные обозначения

Снег

Ясно

Дождь

Пасмурно

Морось

Переменная облачность

Изморозь

Ветер северный

Гололед

Ветер западный

Роса

Ветер восточный

Туман

Ветер южный

Град

Ветер северо-западный

Гроза

Ветер северо-восточный

Метель

Ветер юго-западный

Поземка

Ветер юго-восточный

В конце месяца подвести краткий итог наблюдений по пунктам:

а) минимальная t воздуха;

б) максимальная t воздуха;

в) средняя t воздуха;

г) роза ветров.

Доп o лнительно отметить по сезонам:

ОСЕНЬ:

а) начало и конец сезона, выделить подсезоны {первоосенье, золотая осень, предзимье);

б) первый заморозок (определяют в утренние часы по наличию инея или появлению ледяной корки на мелких лужах);

в) появление первого снежного покрова (дата снегопада, то есть образования сплошного снежного покрова хотя бы на несколько часов);

г) первый лед на стоячих водоемах;

д} ледостав на реке (если она есть);

е) образование устойчивого снежного покрова.


ЗИМА :

а) подпериоды (первозимье, глубокая зима, предвесенье);

б) установление снежного покрова;

в) максимальная и минимальная температура;

г) оттепели в течение зимы;

д) случаи метелей, гроз;

е) появление первых проталин;

ж) анализ снежного покрова (по месяцам).

ВЕСНА:

а) разрушение сплошного снежного покрова (когда на ровном месте половина площади освободилась от снега);

б) полное исчезновение снежного покрова (остатки снега в оврагах, канавах, в затененных местах в расчет не принимаются);

в) ледоход на реке (начало, конец);

г) установление мягкопластичного состояния почвы;

д) первая гроза;

е) последний заморозок (фиксируется в утренние часы по наличию изморози на поверхности почвы и различных предметах).

2. Собрать и записать народные приметы, пословицы и поговорки о явлениях в неживой природе.

ПОЛЕВАЯ ПРАКТИКА

(раздел «Зоология»)

Осень. (2 часа)

Осенние явления в природе; продолжительность светового дня, дневные и ночные температуры воздуха, осадки, состояние животных осенью.

Беспозвоночные животные, активные осенью. Концентрация наземных и беспозвоночных в местах зимовки.

Особенности жизни позвоночных животных осенью и распределение по местам обитания. Миграции земноводных и рептилий к местам зимовки.

Видовой состав птиц осенью. Птицы оседлые, кочующие и перелетные. Наблюдение стай, мест кормежки, перелета птиц. Изучение следов деятельности млекопитающих (гнезда грызунов, роющая деятельность кротов, норы и т.д.)

Миграция синантропных грызунов в жилища человека и хозяйственных постройки. Концентрация их в стогах, скирдах, ометах.

Зима. (2 часа)

Зимние явления в природе; продолжительность дня и ночи, макси-мальные и минимальные температуры. снеговой покров, ледостав на водоемах, промерзание почвы.

Условия зимовки различных беспозвоночных. Насекомые, активные в зимний период.

Особенности распределения позвоночных животных по местам оби-тания. Приспособления к условиям зимовки. Концентрация около жилья человека.

Птицы. Видовой состав оседлых, кочующих и зимующих. Изучение по внешнему виду и голосам. Суточная активность, места кормежки и ночевок. Питание, способы добывания корма.

Млекопитающие, следы их деятельности: погрыз деревьев и кус-тиков, следы на снегу. Питание, способы добывания корма.

Подкормка птиц.

Весна. (2 часа)

Весенние явления в природе; увеличение продолжительности дня,

повышение ночной и дневной температуры, таяние снега, половодье, пробуждение животных.

Животные весной. Начало активной деятельности беспозвоночных насекомых. Насекомые - опылители.

Особенности жизни позвоночных, распределение их по местам оби-тания.

Нерест рыб.

Выход земноводных и рептилий с мест зимовки. Миграция земноводных к местам размножения. Места икрометания. Развитие головас-тиков.

Птицы весной. Видовой состав. Прилет и пролет птиц. Места массовых скоплений птиц для отдыха и кормежки. Поведение птиц весной; брачные игры, токование, интенсивность пения, образование пар, гнездование.

Млекопитающие. Следы их деятельности, размножение.

Лето. (18 часов)

I. Животный мир антропогенных ландшафтов (поселений человека, полей и садов, огородов).

Видовой состав животных антропогенных ландшафтов. Особенности условий обитания по соседству с человеком и приспособления к ним.

Насекомые - опылители с/х культур. Насекомые - вредители с/х

Земноводные и пресмыкающиеся антропогенных ландшафтов.

Их биология и значение.

Птицы антропогенных ландшафтов. Видовой состав, биология и значение. Привлечение птиц и их охрана.

Млекопитающие. Видовой состав, биология, значение. Меры борьбы вредными грызунами.

II. Животный мир водоемов и побережий, лугов, болот.

Беспозвоночные животные водоемов и побережий. Видовой состав условия обитания и приспособление организмов к водной среде. 3на-ние в биоценозе.

Земноводные водоемов. Водоем - среда размножения земноводных. Птицы водоемов, болот, лугов, их адаптивные особенности, практическое значение.

Млекопитающие водоемов. Видовой состав. Особенности организации и биологии, полуводных млекопитающим, их практическое значение.

Промысловые птицы и млекопитающие водоемов и побережий, лугов, болот, их охрана и рациональное использование.

III. Животный мир леса.

Беспозвоночные животные лесных ландшафтов. Видовой состав, биология, значение.

Земноводные и пресмыкающиеся леса. Видовой состав, биология, значение. Меры охраны рептилий.

Птицы леса. Приспособление птиц к обитанию в лесу. Размещение в различных участках леса (опушки, поляны, просеки, сплошной лес). Значение птиц.

Млекопитающие леса. Видовой состав, особенности биологии, значение. Промысловые птицы и млекопитающие леса. Методы увеличения численности и рационального использования. 0храна животных леса.

литература

    Лавров Н.П. Учебно-полевая практика по зоологии позвоночных с заданиями на межсессионный период. – М.: Просвещение, 1974

    Банников А.Г и др. Определитель земноводных пресмыкающихся фауны СССР. – М., 1977

    Бене Р.Л., Кузнецов А.А. Птицы открытых околоводных пространств СССР. Полевой определитель. Пособие для учителей – М., 1983

    Бене Р.Л., Кузнецов А.А. Птицы лесов и гор СССР. Полевой определитель. Пособие для учителей. – М., 1981 Михеев А.В. Определитель птичьих гнезд. – М., 1975

    Благосланов К. Л. Охрана и привлечение полезных птиц. – М., 1983

    Нехлюдова А.С и др. Полевая практика по природоведению. – М.: Просвещение, 1986

    Михеев А.В. Определитель птичьих гнезд. – М., 1975

    Плавильщиков Н. Н. Юному энтомологу. – М., 1958

    Покровский С.В. Календарь природы. – М, 1958

    Райков Б.Е., Римский – Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии. – Л, 1956

ПОЛЕВАЯ ПРАКТИКА

(раздел «Ботаника»)

Осень. (2 часа)

Осенние явления в природе: продолжительность светового дня, дневные и ночные температуры воздуха, осадки.

Состояние растений осенью. Осеннее цветение растений. Плодоношение и способы распространения плодов и семян. Листопад. Осенняя окраска листьев. Состояние растений различных местообитаний.

Зима. (2 часа)

Зимние явления в природе: продолжительность дня и ночи, максимальные и минимальные температуры. Снеговой покров, ледостав на водоемах, промерзание почвы.

Состояние растений зимой. Деревья и кустарники в безлистном состоянии (формы кроны, расположение и типы побегов, кора, почки). Вечнозеленые деревья, кустарники и кустарнички.

Зимнезеленые травянистые растения леса, сада, поля, луга. Условия их перезимовки.

Распространение плодов и семян растений зимой. Растения как пища для животных зимой.

Весна. (2 часа)

Весенние явления в природе: увеличение продолжительности дня, повышение дневных и ночных температур, таяние снега, появление проталин, половодье.

Состояние растений весной. Весеннее пробуждение растений в различных условиях (лес, луг, болото). Сокодвижение у деревьев (клен, береза). Набухание и развертывание почек у деревьев и кустарников. Цветение и опыление первоцветов, приспособление к различным способам перекрестного опыления. Прорастание семян, развитие проростков.

Лето. (3 дня – 18 часов)

1) Растения леса

Видовой и возрастной состав леса. Ярусное строение лесного сообщества, сомкнутость крон, высота деревьев.

Подлесок. Подрост древесных деревьев и кустарников.

Травянистые растения леса. Высшие споровые растения. Охраняемые, ядовитые, лекарственные, медоносные и другие растения.

Съедобные и ядовитые грибы.

Отмершие листья и другие элементы опада.

2) Растения луга

Луга пойменные и материковые. Растения луга по группам: злаки, бобовые, осоки, разнотравье.

Луг как покосное и пастбищное угодье.

Особенности экологических условий произрастания растений в открытых луговых ландшафтах.

Приспособление растений к различным условиям пойменных и суходольных лугов.

Меры по охране лугов и уходу за ними.

3) Растения болот

Верховые и низинные болота.

Условия жизни растений на болотах: избыточная влажность, недостаток кислорода, плохая теплопроводность, недостаток основных элементов минерального питания. Приспособленность растений к экологическим условиям болота.

Сфагновые мхи. Образование болот.

Л И Т Е Р А Т У Р А

ОСНОВНАЯ

1. Банников А.Г. и др. Определитель земноводных и пресмыкающих-ся фауны СССР. – М., 1977.

2. Беме Р.Л., Кузнецов А.А.. Птицы лесов и гор СССР. Полевой оп-ределитель. Пособие для учителей. – М., 1981.

3. Беме Р.Л., Кузнецов А.А.. Птицы открытых и околоводных прост-ранств СССР. Полевой определитель. – М., 1983.

4. Бова Э.Ю. Полевая практика по естествознанию. Методические рекомендации. – Брянск, 2003.

5. Гуленкова М.А., Красникова А.А. Летняя полевая практика по ботанике. – М., 1976.

6. Нехлюдова Н.С. и др. Полевая практика по природоведению. – М.: Просвещение, 1986.

7. Ратобыльский Н.С., Лярский П.А. Общее землеведение и краеведение. – Минск, 1987.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

1. Афанасьев Т.В. и др. Почвы СССР. – М.: Мысль, 1979.

2. Благослонов К.Н. Охрана и привлечение полезных птиц. – М., 1983.

3. Верзилин Н.Н., Верзилин Н.М. Биосфера, ее настоящее, прошлое, будущее. – М.: Просвещение, 1976.

4. Воронцев-Вельяминов Б.А. Очерки о Вселенной. – М., Наука, 1980.

5. Галант Т.Г., Гурвич Е.И. Практические занятия по землеведению и краеведению. – М., Просвещение, 1988.

6. Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины. – М., Просвещение, 1985.

естествознания и экономики Кафедра зоологии, ...

  • ПРОГРАММЫ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПО ГЕОЛОГИИ И МИНЕРАЛЬНЫМ РЕСУРСАМ " ВОСПИТАНИЕ ГЕОЛОГИЕЙ" (Региональная) Оглавление

    Программа

    И целевые элементы. В программе четко прослеживаются репродуктивный и творческий... детей, имеющих склонность к естествознанию , особенно к неорганической части мира... 18 4 2 """" 12 к геологической экскурсии 1 Полевая практика 1 0 дней 60 . - 60 по 6 ...

  • ПРОГРАММА ИТОГОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ СТУДЕНТОВ 2012 год

    Программа

    Применение ГИС при обработке данных полевых практик . Науч. рук. – доц... Е.В. Громов. Секция КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ Руководитель - ст. преп. ... курс). Эффективность применения экспериментальной программы упражнений в повышении скоростно- ...

  • Зарипова Танзиля Валиахметовна
    Должность: преподаватель
    Учебное заведение: ОГБПОУ "Ульяновский педагогический колледж"
    Населённый пункт: Ульяновская область, город Ульяновск
    Наименование материала: методическая разработка
    Тема: "Программа полевой практики"
    Дата публикации: 15.10.2016
    Раздел: среднее профессиональное

    Министерство образования и науки Ульяновской области Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «
    Ульяновский педагогический колледж»

    ПРОГРАММА ПОЛЕВОЙ ПРАКТИКИ

    ПМ.01 Преподавание по программам начального общего образования

    МДК 01.05. ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ С МЕТОДИКОЙ ПРЕПОДАВНИЯ

    И ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
    основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по специальности СПО Специальность
    44.02.02. Преподавание в начальных классах

    Ульяновск 2015г
    Пояснительная записка
    Программа полевой практики по ПМ.01 Преподавание по программам начального общего образования МДК 01.05. Естествознание с методикой преподавания и экологическое воспитание разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования 44.02.02. Преподавание в начальных классах. В системе профессиональной подготовки учителя начальной школы педагогическая практика занимает свое особое место. Главное назначение полевой практики – соединить теоретическую подготовку, которую будущий учитель получает по дисциплинам подготовки, с практической деятельностью учителя начальной школы. «Полевая практика» по естествознанию с методикой преподавания и экологическому воспитанию– составная часть подготовки учителя начальных классов. В процессе работы во время полевой практики студенты колледжа углубляют и расширяют знания по естествознанию, методике преподавания естествознания, а так же приобретают базовые знания по основам сельского хозяйства, т.к., работая в школе, учителя обязательно ведут опытническую работу на пришкольном участке. В ходе изучения природы у студентов формируется диалектико-материалистическое мировоззрение: природа рассматривается как единое целое, студенты учатся понимать и объяснять явления природы, устанавливать между ними взаимосвязи, выявлять закономерности. Практика расширяет кругозор студентов, способствует их всестороннему развитию. В процессе выявления причинно-следственных связей в явлениях природы у студентов развивается мышление. Практика способствует выработке у студентов таких моральных качеств как коллективизм, дисциплинированность, бережное отношение к природе. В ходе практики формируются следующие общие и профессиональные компетенции: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Оценивать риск и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. 2
    ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. ПК 4.2. Создавать на участке колледжа предметно – развивающую среду. ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений. Неоценима роль практики в профессиональной подготовке студентов. Все содержание практики, формы и методы проведения ее отвечают задачам 3

    План проведения комплексной полевой практики

    Наименование тем практики

    Количество часов
    Макс. нагрузка Инфор.- метод. работа Прак. работа Самост. работа 1 Инструктаж. Наблюдения за солнцем, погодой. Экскурсия в окрестностях колледжа. Ориентирование на местности с помощью компаса и местных признаков. Составление плана местности. Практическая работа на участке. 1 7 1 2 3 2 2 Наблюдения за солнцем, погодой. Экскурсия в Краеведческий музей. Описание растений и животных нашего края. Практическая работа на участке. 9 3 3 3 3 Экскурсия «Формы поверхности нашего края». Знакомство с работой учителя начальных классов на пришкольном участке в отделе начальных классов. Практическая работа на участке. 8 2 4 2 4 Экскурсия на Черное озеро. Описание растений и животных водоема. 9 2 4 3 5 Экскурсия на гидрометеостанцию. 8 3 3 2 6 Экскурсия на реку Волгу. Подведение итогов практики 7 1 2 1 3 2
    ВСЕГО:

    14
    4

    1 занятие – 6ч
    1. Инструктаж. Содержание, задачи, порядок проведения комплексной полевой практики. 2. Приборы, используемые при наблюдениях за погодой: барометр, барограф, психрометр, осадкомерное ведро, гномон. Наблюдение за длиной тени по гномону в 9, 12, 15часов. 3. Наблюдения за погодой: осадками, облачностью, температурой, направлением ветра; их фиксация. 4. Экскурсия в окрестности колледжа с целью изучения влияния погодных условий на рост и развитие растений. 5. Ориентирование на местности с помощью компаса и местных признаков. Составление плана местности. 6. Работа на участке педагогического колледжа (посадка, полив, прополка цветочно- декоративных культур).
    2 занятие – 6ч
    1. Наблюдения за погодой: облачностью, осадками, температурой, направлением ветра; фиксация в дневниках практики. 2. Экскурсия в Краеведческий музей. Знакомство с экспонатами музея. 3. Знакомство с травами, деревьями, кустарниками, растущими в нашем крае. Знакомство с животными, которые обитают в нашем крае, и которые могут встретиться учащимся начальных классов на экскурсиях на луг, в лес, к водоему. Описание данных животных и растений в дневниках практики. 4. Сбор травянистых растений для гербария. 5. Работа на участке педагогического колледжа (полив, прополка цветочно-декоративных культур).
    3 занятие – 6ч
    1. Наблюдения за погодой: облачностью, осадками, температурой, направлением ветра; фиксация в дневниках практики. 2. Экскурсия «Формы поверхности нашего края. Знакомство с рельефом и формами поверхности нашего края: равниной, горами, холмом, оврагом. Описание данных форм поверхности в дневниках практики. 5
    3. Изучение теоретического материала об организации участка начальных классов на школьном учебно-опытном участке. 4. Знакомство с агротехникой основных культур, используемых при постановке опытов. Знакомство с особенностями оборудования, используемого при постановке опытов. 5. Работа на участке педагогического колледжа (полив, прополка цветочно-декоративных культур).
    4 занятие – 6ч
    1. Наблюдения за погодой: облачностью, осадками, температурой, направлением ветра; фиксация в дневниках практики. 3. Экскурсия на Черное озеро Изучение растительного и животного мира озера. Наблюдение антропогенного воздействия на водоем. 4. Составление конспекта экскурсии в дневниках практики. 5. Работа на участке педагогического колледжа (полив, прополка цветочно-декоративных культур).
    5занятие – 6ч
    1. Экскурсия на гидрометеостанцию. Знакомство с приборами, которыми оборудована станция, с методами работы с ними. 2. Знакомство с историей создания гидрометеостанции в г. Ульяновске. 3. Составление конспекта экскурсии в дневниках практики. 4. Работа на участке педагогического колледжа (полив, прополка цветочно-декоративных культур).
    6занятие – 6ч
    1. Экскурсия на реку Волга. Наблюдение антропогенного воздействия на водоем. 2. Оформление гербарных листов с травянистыми растениями. 3. Подведение итогов наблюдений за солнцем и погодой. Оформление дневников комплексной полевой практики. 4. Зачетные вопросы. 5. Работа на участке педагогического колледжа (полив, прополка цветочно-декоративных культур). 6

    Литература
    1. Аквилева Г.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учебное пособие. –М.: ВЛАДОС, 2011. 2. Герасимов, В.П. Животный мир нашей Родины / В.П.Герасимов. – М.: Просвещение, 2011. – 208с. 3. Козина Е.Ф. Методика преподавания естествознания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Е.Ф.Козина, Е.Н.Степанян. – М.: Академия, 2010. 4. Козина Е. Ф. Практикум по методике преподавания интегративного курса «Окружающий мир»: учеб. пособие для студентов вузов / Е. Ф. Козина. − М.: Академия, 2009. 5. Колесников, Е.В. Основы сельскохозяйственных знаний / Под редакцией доктора с/х наук Е.В.Колесникова. – М.: Просвещение, 2011. – 257с. 6. Петров, В.В. Растительный мир нашей Родины / В.В.Петров. – М.: Просвещение, 2009. – 201с. 7. Петросова, Г.А. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе / Г.А.Петросова, В.П. Голов, В.И. Сивоглазов - М.: Академия, 2010. – 176с. 8. Петросова, Г.А. Естествознание и основы экологии. - / Г.А.Петросова, В.П. Голов, В.И.Сивоглазов, Е.К. Страуд. - М.: Просвещение, 2009. – 30 7

    Министерство образования и науки Российской Федерации

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

    «Челябинский государственный педагогический университет»

    (ФГБОУ ВПО «ЧГПУ»)

    Учебно-полевая практика по предмету

    «Теоретические основы и технологии начального образования по естествознанию»

    (для студентов факультета подготовки учителей начальных

    классов)

    Составитель: Осолодкова Е.В.

    Челябинск 2012 г.

    Учебно-полевая практика по предмету «Теоретические основы и технологии начального образования по естествознанию»: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических университетов факультетов подготовки учителей начальных классов. – Челябинск; Издательство «Цицеро», 2012. – 76 с.

    В учебно-методическом пособии изложены технологии проведения занятий с растениями непосредственно в природных условиях по шести темам; описана техника, способы сбора и наблюдений над растениями. Приведены формы описания растений и растительных сообществ. Приводятся методические рекомендации к проведению экскурсий, фенологических наблюдений.

    Рецензенты:

    В.И.Павлова, доктор биологических наук, профессор;

    А.И.Семкина, кандидат биологических наук, доцент

    ISBN 978-5-91283-206-2

    © Издательство Челябинского государственного педагогического университета, 2011

    Введение

    Полевая практика по естествознанию в вузах и других учебных заведениях имеет целью улучшить качество профессиональной подготовки учителей начальных классов по естествознанию. Она направлена на то, чтобы углубить и расширить знания, полученные в процессе изучения теоретических курсов, приобщению студентов к общественно - полезному труду. Она способствует формированию экологического мировоззрения и эстетическому воспитанию учащихся. В процессе полевой практики особое внимание уделяется вопросам охраны природы. Их значение особенно возрастает в ХХІ веке, когда исключительную важность приобретает деятельность по спасению природы от разрушительного воздействия человека. В период проведения полевой практики по естествознанию у студентов вырабатываются умения и навыки проведения наблюдений и экскурсий с младшими школьниками в природу.

    Практика по естествознанию способствует развитию у студентов наблюдательности, умения ориентироваться в природе, способствует повышению интереса к ботанике и обеспечивает более эффективное ее усвоение.

    Основные формы работы на полевой практике:

    а) экскурсии с преподавателем;

    б) обработка собранного материала;

    в) самостоятельные наблюдения по выбранной теме.

    Полевая практика является одним из наиболее важных видов учебной работы студентов. Экскурсии в природу не могут быть заменены никакой другой формой обучения: они всегда методически индивидуальны и практически почти неповторимы. Успех любой экскурсии зависит от подготовки к ней. Подготовить экскурсию – это значит определить тему, разработать маршрут, запастись необходимым оборудованием. Порядок проведения экскурсий может быть выбран преподавателем произвольно: в зависимости от расписания практики, местных природных условий он может меняться. Хорошие результаты дает предварительное ознакомление по книгам (определителям растений) с основными видами растений, которые могут оказаться на выбранном маршруте. Основное внимание уделяется правилам поведения в природе. Главное из них - не причинять вреда природе. На экскурсии нельзя ничего срывать, ломать, нельзя шуметь, пугать зверей и птиц. При работе в природе студенты должны руководствоваться непреложным принципом: максимальное сохранение целостности флоры и растительности. Особенно внимательными следует быть к редким и исчезающим видам растений.

    Экскурсии обычно предшествует инструктаж, проводимый преподавателем, в ходе которого студенты знакомятся с правилами поведения, кратким содержанием темы, необходимым оборудованием, а также с планами обработки материала экскурсии, для того чтобы быть готовым к проведению самостоятельных наблюдений. На экскурсии преподаватель раскрывает основное содержание темы; его рассказ и демонстрация растительных объектов сочетаются с выполнением студентами конкретных заданий, которые дают им возможность самостоятельно и правильно ответить на контрольные вопросы преподавателя. К объяснению отдельных вопросов темы могут быть привлечены студенты, заранее подготовившие материал с помощью преподавателя. Такой прием способствует развитию компетенций у будущих учителей.

    На экскурсиях студенты знакомятся с разнообразием видового состава в районе практики (флорой) и закономерностями сложения растительных сообществ, с биологией и экологией отдельных видов, осваивают методику биоморфологического описания и определения растений.

    Программа по полевой практике содержит в основном материал по летним экскурсиям, но только в сочетании с сезонными экскурсиями – осенью, зимой, весной – можно изучить основные природные комплексы, особенности их растительного и животного мира.

    Необходимым условием успешной работы является ведение записей и зарисовок в полевом дневнике. Проводить записи необходимо на месте работы, во время экскурсии и самостоятельных наблюдений. Для этого нужна записная книжка с гнездом для простого карандаша, которым делаются все записи и зарисовки. Затем все записи из полевой книжки переносятся в специальную тетрадь - чистовой дневник, где полевые наблюдения дополняются данными из литературных источников.

    Обработка собранного на экскурсиях материала включает записи и зарисовки, а также фотографирование объектов во время наблюдения на экскурсии.

    Индивидуальное самостоятельное задание студенты выполняют на протяжении всех дней практики (наблюдения в природе, сбор материала и его обработка, работа с литературой и т.д.).

    Для выполнения самостоятельного задания требуется работа с литературой, изготовление рисунков, ведение записей. При выполнении самостоятельной работы студент может использовать литературу по описанию природы района полевой практики, выпускаемую местными издательствами.

    Полевая практика по ботанике рассчитана на четыре учебных дня для студентов дневного отделения и на один день для студентов заочного отделения.


    5.2 ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПОЛЕВОЙ ПРАКТИКИ.
    5.3 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
    5.4 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
    6. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
    7. ТРЕБОВАНИЯ К ВЕДЕНИЮ ДНЕВНИКА ПРАКТИКИ
    8.ТРЕБОВАНИЯ ОФОРМЛЕНИЮ ЭЛЕКТРОННОГО ГЕРБАРИЯ
    9. ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ.
    9.1 Наблюдение за погодой
    9.2. Ориентирование на местности. План местности.
    9.3. Литосфера
    10.ПОЛЕВЫЕ ЭКСКУРСИИ
    10.1 Ознакомление с водоемами своей местности
    10.2. Биоценоз леса
    10.3. Биоценоз луга
    10.4. Биоценоз степи
    10.5. Экскурсия в краеведческий музей
    10.6. Биоценоз парка
    11.ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
    12. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАКТИКИ

    ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ И ПОЛЕВОЙ ПРАКТИКИ.

    Учебная полевая практика - один из важнейших этапов учебных знаний по естествознанию. Полевая практика направлена на отработку знаний и умений, полученных в процессе естественнонаучной подготовки учителя начальных классов.



    Обучающиеся знакомятся с экологией, жизненными формами растений родного края. Наблюдение и изучение растений на месте их произрастания помогает практически убедиться в единстве растительного организма и условий его существования. В ходе изучения природы у обучающихся формируется диалектико-материалистическое мировоззрение: природа рассматривается как единое целое, обучающиеся учатся понимать и объяснять явления природы, устанавливать между ними взаимосвязи, выявлять закономерности. Учебная полевая практика способствует развитию наблюдательности, прививает навыки самостоятельной работы, воспитывает бережное отношение к родной природе.

    ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ.

    Программа учебной полевой практики – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах, 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании в части освоения основных видов профессиональной деятельности.

    ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПОЛЕВОЙ ПРАКТИКИ.

    Цели учебной полевой практики

    Закрепление, углубление знаний, умений и навыков, полученных при изучении теоретического курса дисциплины «Методика преподавания естествознания»;

    Знакомство обучающихся с объектами растительного и животного мира своей местности;

    Подготовка обучающихся к работе в природе с младшими школьниками.

    Полевая практика проводится концентрированно при освоении профессионального модуля ПМ.01. Преподавание по программам начального общего образования и является продолжением интегрированного курса естествознания и включает в себя практикумы по земледелию, ботанике с основами с\х труда, зоологии с основами экологии и краеведению с основами туризма.



    В ходе освоения программы практики, обучающиеся должны иметь практический опыт:

    - по определению сообществ: луга, степи, водных объектов.

    - по уходу за растениями цветника;

    Составлению гербария,

    Ведению документации.

    В ходе освоения программы практики, обучающиеся должны уметь:

    Находить и использовать методическую литературу и другие источники информации;

    Планировать и проводить работу в соответствии с программой практики;

    Осуществлять самоанализ и самоконтроль.

    В ходе освоения программы практики, обучающиеся выполняют виды работ:

    1. Знакомство с основными биоценозами характерными для территории на которой проходит полевая практика.

    2.Выявления основных признаков растительного сообщества и условия его обитания.

    3. Изучение геологического строения местности.

    4. Изучения водоемов района практики и их экологического состояния.

    5. Овладение методами ориентирования на местности.

    6. Выявления роли хозяйственной деятельности в изменение района практики. Овладение элементарными правилами охраны природы или проведение учебно- полевых занятий.

    7. Приобретение навыков проведения экскурсий в природу, документирование результатов полевых наблюдений (записи в дневниках, зарисовки, сбор гербария и другое).

    В процессе практики у обучающихся должны быть сформированы общие и профессиональные компетенции (ОК и ПК):

    ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки.

    ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения.

    ПК 1.5. Вести документацию, обеспечивающую обучение по программам начального общего образования.

    ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

    ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

    ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

    ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

    ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

    ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

    ОК 11.Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих.

    Форма отчетности по итогам практики: дневник, отчет по полевой практике.

    Форма оценивания: зачет.

    База проведения практики

    Базой проведения является: территория учебного заведения,Шахтинский краеведческий музей, водоем непроточного типа, роща «20 лет РККА», река Грушевка, луг, степь.

    Оборудование

    Дневник, ручка, карандаш, линейка, лупа, фотоаппарат, термометр (атмосферный, водный), определители растений и животных.

    Форма отчетности

    Обучающийся получает зачет при наличии отчетной документации (дневник, гербарий), презентации по выполнению индивидуального задания.

    Руководство практики

    Руководство практикой осуществляется преподавателями естественнонаучных дисциплин учебной организации.

    ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

    № занятия Содержание занятия Кол-во часов
    Введение. 1.Инструктаж по технике безопасности, 2.Инструктаж по оформлению отчетной документации. 3.Выбор индивидуальных заданий. 4.Практическая работа «Наблюдение за погодой» 5.Экскурсия в окрестностях колледжа «Знакомство с видовым составом растительности». 6.Работа на участке колледжа
    1.Практическая работа «Ориентирование на местности. План местности». 2.Практическая работа «Литосфера» 3.Изучение теоретического материала об организации учебно-опытного участка для начальных классов на территории школы. 4. Работа на участке колледжа
    1.Экскурсия на водоем непроточного типа 2. Экскурсия в рощу «20 лет РККА». 3.Практическая работа «Работа с атласом- определителем». 4.Экскурсия «Биоценоз луга».
    1.Экскурсия на реку Грушевка. 2.Экскурсия в степь. 3.Работа на участке колледжа. Уход за цветочно-декоративными культурами.
    1.Экскурсия в Шахтинский краеведческий музей. 2.Просмотр документального учебного фильма 3.Экскурсия в городской парк «Александровский».
    1. Защита индивидуальных заданий. 2.Проверка отчетной документации по полевой практике: дневник, электронные гербарий. 3. Зачет.

    Занятие № 1. 6 часов.

    1.Инструктаж по технике безопасности, соответствующая запись заносится в журнал по технике безопасности.

    2.Беседа «Цели и задачи, план проведения полевой практики».

    3.Инструктаж по оформлению отчетной документации.

    4.Выбор индивидуальных заданий. Темы для индивидуального задания студенты выбирают из предлагаемого списка по желанию. Темы могут изменяться. Заполнение обучающимися дневника практики.

    5.Практическая работа «Наблюдение за погодой» (осадки, облачность, температура, направление ветра). Ведение календаря погоды

    Метеорологические наблюдения за элементами погоды: температурой воздуха, направление и силой ветра, влажностью воздуха и другими.

    6.Беседа «Правила сбора растений и оформления электронного гербария».

    7.Экскурсия в окрестностях колледжа «Знакомство с видовым составом растительности». Сбор гербария.

    8.Работа на участке колледжа. Уход за цветочно-декоративными культурами.

    Занятие № 2. 6 часов.

    1.Практическая работа «Ориентирование на местности. План местности». Измерение расстояния простейшими способами (шагами, пара шагами). Измерительные работы. Составление плана территории колледжа.

    2.Практическая работа «Литосфера»

    3.Изучение теоретического материала об организации учебно-опытного участка для начальных классов на территории школы.

    4. Работа на участке колледжа

    Занятие № 3. 6 часов.

    1.Экскурсия на водоем непроточного типа «20 лет РККА». Знакомство с представителями животного и растительного мира. Анатомо-морфологические особенности растений водоема. Приспособление животных к жизни в воде: моллюски, насекомые, амфибии, рыбы. Водные и прибрежные растения. Сбор гербария. Наблюдение антропогенного воздействия на территорию водоема. Экологический десант на территории.

    2. Экскурсия в рощу «20 лет РККА». Знакомство с представителями животного и растительного мира. Знакомство с видовым составом растительности рощи. Сбор гербария. Наблюдение антропогенного воздействия на рощу. Экологический десант на территории.

    3.Практическая работа «Работа с атласом-определителем».

    4.Экскурсия «Биоценоз луга». Знакомство с рельефом родного края. Экологические группы и жизненные формы луга. Особенности жизни животных луга. Знакомство с видовым составом растительности луга. Сбор гербария. Наблюдение антропогенного воздействия на луг.

    Занятие № 4. 6 часов.

    1.Экскурсия на реку Грушевка. Определение направления и скорости течения, температуры и цвета воды. Санитарное состояние реки. Водные и прибрежные растения. Сбор гербария. Экологический десант на прибрежной территории берега реки.

    2.Беседа «Редкие и исчезающие растения Ростовской области».

    3.Экскурсия в степь. Знакомство с рельефом родного края. Экологические группы и жизненные формы степи. Особенности животных степи. Знакомство с видовым составом растительности степи. Сбор гербария. Наблюдение антропогенного воздействия на степь.

    4.Работа на участке колледжа. Уход за цветочно-декоративными культурами.

    Занятие № 5. 6 часов.

    1.Экскурсия в Шахтинский краеведческий музей. Посещение зала «Флора и фауна». Знакомство с экспонатами музея: растениями (гербарные образцы), животными (чучела животных), минералами и горными породами родного края.

    2.Просмотр документального учебного фильма

    3.Экскурсия в городской парк «Александровский». Знакомство с правилами поведения в парке. Изучение видового состава растительности парковой зоны. Сбор гербария. Наблюдение антропогенного воздействия.

    Занятие № 6. 6 часов.

    1. Защита индивидуальных заданий. Форму защиты студент выбирает самостоятельно: мультимедийная презентация, фотовыставка, «раскладушка», папка, реферат.

    2.Проверка отчетной документации по полевой практике: дневник, электронные гербарий.

    КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

    Форма аттестации по итогам учебной полевой практики по естествознанию- недифференцированный зачет.

    Формы отчетности– дневник полевой практики, электронный гербарий.

    Время проведения аттестации июнь.

    Критерии оценки за практику – зачтено/не зачтено.

    После выполнения программы учебной полевой практики по естествознанию каждый обучающийся сдает зачет по следующим критериям:

    Высокий уровень – соблюден график практики; выполнены все задания, отсутствие замечаний по оформлению дневника и изложению материала, есть электронный гербарий.

    Средний уровень – соблюден график практики; выполнено 80% от общего числа заданий, несущественные замечания/отсутствие замечаний по оформлению дневника и изложению материала; есть недочеты в гербарии.

    Достаточный уровень – соблюден график практики; выполнено 70% от общего числа заданий, имеются замечания по оформлению дневника и изложению материала, помарки, исправления; гербарий с замечаниями.

    Низкий уровень – соблюден график практики; выполнено менее 70% от общего числа заданий, имеются грубые ошибки в изложении материала, замечания по оформлению дневника, помарки, исправления; гербарий отсутствует.

    Ознакомиться!

    ТРЕБОВАНИЯ К ВЕДЕНИЮ ДНЕВНИКА ПРАКТИКИ.

    Титульный лист дневника по полевой учебной практике включает следующие сведения:

    название практики, курс, отделение, место проведения практики, Ф.И.О обучающегося, руководитель практики.

    Вторая страница дневника включает в себя информацию о целях и задачах полевой учебной практики.

    Третья страница - календарь погоды.

    Последующие страницы:

    Описание, чем занимался обучающийся во время 6 часового рабочего дня.

    Записи в дневнике ведутся ежедневно.

    Дневник должен содержать в себе описание, зарисовку, фото основных видов древесных и травянистых растений данного региона (20-30 видов).

    Последовательность определения растений приводится в текстовом изложении, выделяются и обобщаются признаки характерные для данного семейства, рода или вида.

    ТРЕБОВАНИЯ ОФОРМЛЕНИЮ ЭЛЕКТРОННОГО ГЕРБАРИЯ.

    Создание электронного гербария делится на три этапа:

    1.поиск и фотосъёмка растений;

    2.систематизация растений, поиск информации,

    3.создание и оформление электронного гербария.

    Гербарий должен быть тематическим:

    лечебные травы;

    ядовитые растения;

    цветы / цветковые растения (полевые, садовые);

    комнатные растения;

    различные формы соцветий;

    сложноцветные;

    растения степи;

    и любые другие классификации.

    Образец слайда гербария

    Практические сделать!

    ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ.

    Таблица календаря погоды.

    1. Таблица недели делится на квадраты по количеству дней. Квадраты, в свою очередь, делятся на 4 части для внесения условных знаков.

    КАЛЕНДАРЬ ПОГОДЫ

    2. В конце наблюдений подсчёт суммарных данных за неделю наблюдений по параметрам:

    1) Ясных дней - ____________________

    2) Пасмурных дней - ________________

    3) Облачных дней - _________________

    4) Дней с осадками - ________________

    5) Дней с сильным ветром - __________

    6) Дней без ветра - __________________

    3. Условные знаки обучающиеся вправе выбрать сами, но использовать их постоянно (одинаковые в течение всего месяца). Например:

    1) «Ясно» – незакрашенный круг или «солнышко»

    2) «Облачно» - наполовину закрашенный круг или «солнышко и тучка»

    3) «Пасмурно» - полностью закрашенный круг или «тучка» и т.д.

    Примеры условных обозначений, вы можете придумать свои обозначения.

    5. Все записи в «Календаре погоды» должны выполняться аккуратно, ровно, чётко, по линейке. Возможно использование цветных карандашей и цветных ручек, в том числе и гелиевых. Сама таблица не может быть начерчена шариковой ручкой синего (фиолетового) цвета. Допускается использование шаблона таблицы в печатном варианте.

    6. Приветствуется оформление свободного пространства вокруг таблицы рисунками, фотографиями, картинками, соответствующими времени года, изображениями животных и растений, явлений природы.

    Тема: «Ориентирование на местности. План местности».

    Цель: проработать на практике способы ориентирования на местности. Научиться составлять топографический план местности, используя масштаб и условные знаки.

    Оборудование: дневник, цветные карандаши, линейка, компас, гномон, планшет.

    Задание 1

    Определите на открытой местности стороны горизонта:

    А) по компасу.

    Б) По солнцу.

    В) По местным признакам.

    Г) По Полярной звезде (ночью).

    Проведите ориентирование по Солнцу и часам . При наличии механических часов стороны горизонта в безоблачную погоду по Солнцу можно определить в любое время дня.

    Для этого необходимо установить часы горизонтально и повернуть их так, чтобы часовая стрелка была направлена на Солнце (см. рисунок); угол между часовой стрелкой и направлением из центра циферблата на цифру "1" разделить пополам. Линия, делящая этот угол пополам и будет указывать направление на юг. Зная направления на юг, легко определить и другие направления.

    Проведите ориентирование по местным признакам

    Выбирите объекты для ориентирования например деревья, камни, муравейник и другие. Определите стороны света по двум и более местным признакам. Сделайте самопроверку использую компас.

    Из долголетних наблюдений установлено, что:

    · кора деревьев с северной стороны обычно грубее и темнее, чем с южной;

    · мох и лишайник покрывают стволы деревьев, камни, скалы с северной стороны;

    · муравейники располагаются с южной стороны деревьев, пней, кустов; их южная сторона более пологая, чем северная;

    · на хвойных деревьях смола накапливается с южной стороны;

    · ягоды и фрукты в период созревания приобретают зрелую окраску с южной стороны;

    · ветви дерева, как правило, более развиты, гуще и длиннее с южной стороны;

    · около отдельно стоящих деревьев, столбов, больших камней трава растет гуще с южной стороны;

    · просеки в больших лесных массивах, как правило, прорубают строго по линии север-юг, запад-восток;

    · на торцах столбов нумерации кварталов лесных массивов с запада на восток;

    · алтари и часовни православных церквей обращены на восток, колокольни на запад;

    · нижняя перекладина креста на церкви приподнята на север;

    · на склонах, обращенных к югу, весной снег тает быстрее, чем на склонах, обращенных к северу; вогнутая сторона луны, на минарете мусульманских мечетей, обращена на юг.

    Задание 2 Поднимитесь на возвышенностьпронаблюдайте за изменением горизонта при движении и при подъеме, сделайте зарисовкуизменения линии горизонта с необходимыми пояснениями.

    Задание 3 Составьте топографический план местности S= 100 X 100 м (по указанию преподавателя) в масштабе 1:1000 (в1см-10м).

    Как составить план местности? В первую очередь необходимо выбрать точку, откуда весь участок, который вы хотите нанести на план, будет хорошо виден. Затем выберите масштаб и сориентируйте планшет с помощью компаса на север, в верхнем углу плана нарисуйте стрелку, направленную вверх, и подпишите рядом букву «С» - направление на север. На плане обозначьте точку, с которой производится съемка, и нанесите на него основные ориентиры местности, например мост через реку или большое дерево. Далее с помощью компаса измеряйте азимут каждой точки, которую вы хотите нанести на план, и, пользуясь транспортиром, отмечайте на плане соответствующий угол. При этом каждый раз проводите в данном направлении вспомогательную сплошную линию, на которой откладывайте длину отрезка от «полюса» съёмки до искомой точки. Далее с помощью условных знаков укажите все объекты - реку, озеро, лес, луг, болото, сад, пашню, овраг и т. п. В заключение подпишите необходимые названия, заголовок плана и укажите выбранный масштаб.

    План местности

    Тема: «Литосфера».

    Цель : закрепление теоретических знаний по теме литосфера знакомство с геологическим строением окрестностей города Шахты с современными геологическими процессами на этой местности.

    Оборудование : дневник, линейка, цветные карандаши, рулетка, нивелир.

    Задание 1 Выделите основные формы земной поверхности своей местности.

    Задание 2 Измерьте высоту холма и склона оврага при помощи простого нивелира.

    Нивелир представляет собой деревянный брусик длиной 1м. с прикрепленной к его концу поперечной планкой. В середине планки вбивается гвоздь к которому привязывается отвес – тонкая крепкая нить с небольшим грузом. Чтобы измерить высоту склона нивелиром, необходимо установить прибор у подножия, в нашем случае, у уреза воды, строго вертикально, по отвесу. Горизонтальная планка должна быть направлена к склону холма. Глядя вдоль планки, необходимо отметить, в какую точку она направлена. В эту точку вбивается кол. Поскольку высота прибора 1м, вбитый колышек показывает превышение в 1м над уровнем воды. Затем нивелир переносят в место вбитого колышка и смотрят, куда необходимо вбить второй колышек. Таким образом, проводится измерение до вершины холма.

    Задание 3 Рассмотрите геологические обнажения своей местности и опишите их, составьте геологическую колонку, зарисуйте изображения горных пород.

    Схема примера составления геологической колонки.

    Овраги формируются на холмистых и увалистых равнинах, покрытых сверху слабосцементированными наносами (лёссы, покровные суглинки и супеси). Различают склоновые и донные овраги, последние образуются в днищах ложбин и балок. Овраги типичны для лесостепной и степной зон, но встречаются и в юж. половине лесной зоны, в полупустынях и в тундре, гл. обр. на териториях, освоенных человеком.

    ПОЛЕВЫЕ ЭКСКУРСИИ

    Тема: «Биоценоз леса».

    Цель : изучить биоценоз леса выявить основные признаки растительного сообщества и условия его обитания, изучить видовой состав живых лесонасаждений и их ярусности.

    Оборудование : дневник, линейка, карандаши, фотоаппарат, сачок.

    Задания для обучающихся:

    1. Определите пробную площадку. Выделите на ней ярусность растительного сообщества, с помощью определителя определите какими видами образован каждый ярус.

    2. Установите на небольшой площадке соотношение числа взрослых деревьев, подроста и всходов деревьев (высота последних не более 10 см). Определите в какой вегетативной фазе находятся растения каждого яруса.

    4. Проверьте, наблюдается ли ярусность в распределении беспозвоночных животных. Разложите несколько горстей лесной подстилки на чистый лист бумаги и найдите беспозвоночных животных. Не забудьте потом выпустить рассмотренных животных и положить на место лесную подстилку.

    5. Опишите или зарисуйте птиц и млекопитающих встречающихся во время экскурсии. Соберите фотоматериал для гербария растений леса произрастают их в разных ярусах.

    Тема: «Биоценоз луга».

    Цель: изучить сообщество луга и его хозяйственное значение, изучить видовой состав животных луга.

    Оборудование : дневник, карандаш и линейка, фотоаппарат, сачок.

    Задания для обучающихся :

    2.Определите, какие доминирующие виды однолетние и многолетние травы преобладают на данном лугу. Соберите фотоматериал для гербария из 12- 15 луговых растений в вашей местности.

    3. Найдите растения на лугу которые используются человеком как лекарственные кормовые и другие, какова хозяйственная ценность данного лугового участка.

    Опишите или зарисуйте насекомых, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих встречающихся во время экскурсии. Соберите фотоматериал для гербария растений луга.

    Тема: «Биоценоз степи».

    Цель: изучить сообщество степи и ее хозяйственное значение, изучить видовой состав животных степи.

    Оборудование

    Задания для обучающихся :

    1. Определите тип степи, её флористический состав, Отметьте разнообразие жизненных форм растений, на признаки и свойства, обеспечивающие возможность произрастания разных видов в условиях водного дефицита, повышенной солнечной инсоляции и иссушающего ветра.

    2. Определите ярусное сложение сообщества, доминантные виды в каждом ярусе. Виды, определяющие аспект степи, опишите их морфологические особенности.

    3.Какие растения встречаются в степи используются человеком как лекарственные кормовые и другие, какова хозяйственная ценность данного степного участка.

    4. Опишите или зарисуйте насекомых, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих встречающихся во время экскурсии. Соберите фотоматериал для гербария из 12- 15 степных растений в вашей местности.

    Тема: «Биоценоз парка».

    Цель: изучить сообщество парка и его значение, изучить видовой состав растений и животных парка.

    Оборудование : дневник, карандаш и линейка, фотоаппарат.

    Задания для обучающихся:

    1. Определите тип парка. Выделите в нем ярусность растительного сообщества, с помощью определителя определите какими видами образован каждый ярус.

    2. Установите на небольшой площадке соотношение числа взрослых деревьев и молодого подроста деревьев, кустарников. Определите в какой вегетативной фазе находятся растения каждого яруса. Определите доминирующие виды растений. Опишите их морфологические особенности.

    3. Путем наблюдения установите связи с растениями активно летающих насекомых (комары, бабочки, шмели). Изучите комплекс насекомых, связанных с древесными породами (опишите или зарисуйте их). Сделайте схему биоценотических связей, сформированных на основе питания в данном биоценозе.

    4. Проверьте, наблюдается ли ярусность в распределении беспозвоночных животных. Отметьте это в дневниках.

    5. Опишите или зарисуйте птиц и млекопитающих встречающихся во время экскурсии. Соберите фотоматериал для гербария растений парка произрастают их в разных ярусах.

    Не делать!

    ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

    Разработайте экскурсию по одной из тем:

    1. Осенние явления в природе.

    2.Редкие и исчезающие растения Ростовской области.

    3.Редкие и исчезающие животные Ростовской области.

    4.Охраняемые территории родного края.

    5.Лекарственные и ядовитые растения Ростовской области.

    6. Растения городского парка.

    7. Растения водоема.

    8.Животные водоема.

    9. Обитатели леса.

    10.Растения степи.

    11.Весна на лугу.

    12. Растения пришкольного участка.

    13. Растительный и животный мир культурных ландшафтов (сад, огород, парк).

    Разработайте дидактические игры по одной из тем:

    1.Сезонные явления в неживой природе.

    2. Сезонные явления в живой природе.

    3.Растения и животные луга.

    4. Растения и животные степи.

    5. Растения и животные леса.

    6. Растения и животные водоема.

    7. Редкие и исчезающие растения Ростовской области.

    8.Редкие и исчезающие животные Ростовской области.

    9.Охраняемые территории родного края.

    10.Лекарственные и ядовитые растения Ростовской области.

    11. Насекомые-вредители деревьев или кустарников.

    12. Растительный и животный мир культурных ландшафтов (сад, огород, парк).

    13. Правила поведения в природе.

    УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАКТИКИ

    Натуральные пособия.

    · объекты неживой природы: виды почв, горные породы и минералы, полезные ископаемые;

    · живые растения: комнатные растения, сухие плоды, семена дикорастущих и культурных растений;

    · гербарный материал.

    2.Иллюстративные пособия:

    · комплект «Таблицы по естествознанию»;

    · муляжи и модели по естествознанию;

    3.Вспомогательные пособия:

    · оптические приборы: микроскопы, лупы;

    · измерительные приборы: термометры, весы и разновесы, барометр, барограф, психрометр, флюгер, линейки, компасы, гномон;

    4.Экранные пособия:

    · видеофильмы по основным темам;

    · мультимедийные презентации;

    5.Технические средства обучения:

    l мультимедиапроектор;

    l фото камера;

    l принтер.

    II.Участок территории колледжа

    ПМ. 01 Преподавание по программам начального общего образования, МДК.01.05 Естествознание с методикой преподавания.

    В методических указаниях рассматриваются цели и задачи учебной полевой практики по естествознанию, программа и содержание работы, требования к отчету.

    Данное методическое пособие может с успехом использоваться при подготовке студентов в области изучения природы, направлено на формирование диалектико-материалистического мировоззрения: природа рассматривается как единое целое, обучающиеся учатся понимать и объяснять явления природы, устанавливать между ними взаимосвязи, выявлять закономерности. Учебная полевая практика способствует развитию наблюдательности, прививает навыки самостоятельной работы, воспитывает бережное отношение к родной природе для специальностей 44.02.02 Преподавание в начальных классах, 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании в педагогических колледжах.


    1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ И ПОЛЕВОЙ ПРАКТИКИ
    1.1ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ
    1.2ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПОЛЕВОЙ ПРАКТИКИ
    2 РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
    3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПОЛЕВОЙ ПРАКТИКИ
    4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПОЛЕВОЙ ПРАКТИКИ
    5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К УЧЕБНОЙ ПОЛЕВОЙ ПРАКТИКЕ
    5.1 ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЛЕВОЙ ПРАКТИКИ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ

    Самое обсуждаемое
    Ученые обнаружили, что кислорода на земле становится все меньше Когда закончится кислород на земле Ученые обнаружили, что кислорода на земле становится все меньше Когда закончится кислород на земле
    Почему земля вращается против часовой стрелки Солнце движется часовой стрелке против Почему земля вращается против часовой стрелки Солнце движется часовой стрелке против
    История создания табели о рангах российской империи История создания табели о рангах российской империи


    top