Как древние люди представляли себе вселенную. Представление жителей Месопотамии

Как древние люди представляли себе вселенную.  Представление жителей Месопотамии

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Тема нашего урока: «Как древние люди представляли себе Вселенную» География 5 класс Учитель: Дрозд В.Г.

Цель урока: изучить ранее представления о Вселенной.

Вы, наверное, не раз слышали слово «Вселенная». Что это такое? Вселенная – Это космическое пространство и всё, что его заполняет: небесные тела, газ, пыль Иными словами, это весь мир. Наша планета – часть необъятной вселенной, одно из бесчисленных небесных тел

Современные представления о строении Вселенной складывались постепенно. В древности они были совсем не такими, как сейчас. Долгое время центром Вселенной считалась Земля.

Представления древних народов о Вселенной

Представления древних индийцев

Представление жителей Месопотамии По их мнению, Земля –это гора, которую со всех сторон окружает море и которая держится на 12 колоннах.

Иной виделась Вселенная народам Вавилона.. Земля, по их мнению, это гора, которую со всех сторон окружает море. Над ними в виде опрокинутой чаши расположено звёздное небо.

Физминутка Я из тьмы на вас смотрела Вместе с тысячей подруг, (Звезда встает в полный рост, поднимает руки и смотрит вверх.) Я сверкала и блестела, (Звезда ритмично то прижимает согнутые в локтях руки с сжатыми в кулаки пальцами к бокам, то разводит их в стороны, растопырив пальцы, изображая свое свечение) А потом упала вдруг. (Звезда снова приседает на корточки.)

Пифагор (ок. 580-500 до н. э.) Великий древнегреческий математик. Первым предположил, что Земля не плоская, а имеет форму шара.

Аристотель (384-322 до н. э.) Система мира по Аристотелю

Аристарх Самосский (320-250 до н. э.) Древнегреческий ученый. Считал, что центром Вселенной является не Земля,а Солнце

Клавдий Птолемей (ок. 90-160 н. э.)

Задание. Используя, материал учебника заполни таблицу Имя ученого Представление о Вселенной Аристотель(384-322 г. до н.э.) Создал модель Вселенной.Считал, что в центре Вселенной расположена неподвижная Земля вокруг которой вращаются 8 небесных сфер Аристарх Самосский (320-250 г до н.э) Считал, что центр Вселенной это Солнце, а Земля и другие планеты движутся вокруг него Клавдий Птолемей (ок. 90-160 г. н.э) Разработал систему мира, в центре которой Земля и вокруг которой вращаются пять планет, Луна и Солнце).Написал труд «Великое математическое построение астрономии» в 13 книгах.

Проверьте свои знания 1. Кто из древних учёных впервые предложил, что Земля имеет форму шара? А – Аристотель Б – Пифагор В – Птолемей 2. По мнению древних индейцев, Земля является: А – плоской и опирается на черепаху Б – круглой и опирается на спины гигантских слонов В – плоской и опирается на спины гигантских слонов, которые, в свою очередь, покоятся на черепахе Г – круглой и опирается на спины гигантских слонов, которые, в свою очередь, покоятся на черепахе. 3.Первым из учёных, кто считал, что центром Вселенной является Земля, был: А – Пифагор Б – Аристотель В – Аристарх Самосский Г – Клавдий Птолемей 4.Сиситема Птолемея господствовала в науке на протяжении: А- 13 веков Б – 15 веков В – 10 веков Г – 8 веков

Домашнее задание: 1. Параграф 8 и нарисовать рисунок « Представление древних народов о вселенной» 2. Параграф 8, подготовить сообщение о представлениях древних народов о Вселенной 3. Параграф 8, подготовьте презентацию по теме.

Спасибо за внимание!


На данном уроке мы узнаем о том, что такое Вселенная, как она устроена. Мы откроем для себя мир загадочного и непостижимого космического пространства. Поговорим о том, как представляли себе Вселенную древние цивилизации. Познакомимся с учеными, представления которых заняли важное место в развитии науки.

Тема: Вселенная

Урок: Как древние люди представляли себе Вселенную

Как мы выяснили, методы познания могут быть разными. Задачи и цели, поставленные перед изучением, тоже различны. Но единственным самым важным останется интерес познания мира, Вселенной, живого и неживого. Что же такое Вселенная?

Определение. Вселенная - это безграничное космическое пространство и все, что его заполняет: небесные тела, газ, пыль.

Если вглядываться в звездное небо, то мы увидим различные звездные созвездия, солнечные системы, Луну - все они составляющие Вселенной, даже звезды, которые невозможно увидеть без помощи специальных приборов - телескопов (рис. 1).

В древние времена не существовало таких телескопов, и люди тысячелетиями наблюдали за движением Луны, Солнца, планет, поэтому понятно, что современные взгляды о строении Вселенной возникли не моментально, а складывались постепенно, и самые ранние воззрения значительно отличались от того, что мы знаем сегодня. Различные народы мира по-разному представляли Вселенную.

Согласно представлениям древних индийцев, наша Земля была, как полусфера, которая опиралась на спины огромных слонов, которые стояли на гигантской черепахе. Черепаха опиралась на змею, которая замыкала пространство и олицетворяла собой мир (рис. 2).

К примеру, египтяне иначе представляли себе устройство Вселенной. Их воззрения выражались в форме мифа.

Бог земли - Геб и богиня неба - Нут очень любили друг друга, и поэтому вначале наша Вселенная была слита воедино. Каждый вечер Нут рождала звезды, которые появлялись на небе. Каждое утро перед восходом солнца она проглатывала их. И так продолжалось изо дня в день, из года в год, пока Геб не начал раздражаться, из-за чего назвал Нут свиньей, которая поедает своих поросят. Тогда вмешался бог солнца - Ра и позвал бога ветра - Шу для того, чтобы он разделил небо и землю. Так Нут вознеслась на небо в виде коровы. Иногда на помощь своему мужу Шу приходила Технуд, но она очень быстро уставала поддерживать небесную корову и начинала плакать, а ее слезы падали дождем на землю (рис. 3).

Огромной горой представляли себе землю древние вавилоняне. На западе этой горы располагалась Вавилония, которую с востока окружали горы, а на юге было море. Море в целом окружало и всю эту гору, и на нем сверху, в виде перевернутой чаши, находилось небо. Жители Вавилонии думали, что на небе тоже есть суша и вода, возможно, даже есть жизнь. Небесная суша — это пояс 12 созвездий Зодиака: Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы. Также они считали, что солнце выходит и входит обратно в море (рис. 4). Наблюдаемые явления природы они так и не смогли объяснить.

Иначе представляли себе Землю древние евреи. Они жили на равнине, и Земля казалась им равниной, на которой кое-где возвышаются горы. Особое место в мироздании евреи отводили ветрам, которые приносят с собой дождь или засуху. Обиталище ветров, по их мнению, находилось в нижнем поясе неба и отделяло собой Землю от небесных вод: снега, дождя и града. Под Землей находятся воды, от которых кверху идут каналы, питающие моря и реки. Представления о форме всей Земли у древних евреев, по-видимому, не было.

Древние греки внесли большой вклад в развитие взглядов о строении Вселенной. Например, философ Фалес (рис. 5) представлял Вселенную в виде жидкой массы, внутри которой находится большой пузырь, имеющий форму полушария. Вогнутая поверхность этого пузыря — небесный свод, а на нижней, плоской поверхности, наподобие пробки, плавает плоская Земля. Нетрудно догадаться, что представление о Земле как о плавающем острове Фалес основывал на том факте, что Греция расположена на островах. Пифагор (рис. 6) первым предположил, что наша Земля не плоская, а похожа на шар. А Аристотель (рис. 7) развивая эту гипотезу, создал новую модель мира, согласно которой в центре располагается неподвижная Земля и ее окружают восемь твердых и прозрачных сфер. Девятая - обеспечивала движение всех небесных сфер. По этим воззрениям к восьми сферам были прикреплены Солнце, Луна и известные на тот период планеты (рис. 8). Взгляды Аристотеля разделяли не все ученые. Ближе всех к истине подобрался Аристарх Самосский, потому что он считал, что в центре Вселенной располагается не Земля, а Солнце, но доказать это он не смог. Впоследствии его взгляды были забыты на долгие годы.

Воззрения Аристотеля на долгое время укрепились в науке, так, например древнегреческий ученый Клавдий Птолемей в центре Вселенной также располагал неподвижную Землю, вокруг которой вращались Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн. Вся Вселенная была ограничена сферой неподвижных звезд. Все эти воззрения ученый изложил в своем труде «Математическое построение в астрономии». Взгляды Клавдия Птолемея просуществовали более ХІІІ веков и долгое время являлись настольной книгой многих поколений астрономов.

Рис. 7

На следующем уроке мы поговорим о дальнейшем развитии взглядов на Вселенную.

1. Мельчаков Л.Ф., Скатник М.Н. Природоведение: учеб. для 3,5 кл. сред. шк. - 8-е изд. - М.: Просвещение, 1992. - 240 с.: ил.

2. Андреева А.Е. Природоведение 5. / Под ред. Трайтака Д.И., Андреевой Н.Д. - М.: Мнемозина.

3. Сергеев Б.Ф., Тиходеев О.Н., Тиходеева М.Ю. Природоведение 5.- М.: Астрель.

1. Мельчаков Л.Ф., Скатник М.Н., Природоведение: учеб. для 3,5 кл. сред. шк. - 8-е изд. - М.: Просвещение, 1992. - с. 150, задания и вопросы. 3.

2. Изложите интересные факты, которые касаются взглядов древних греков на строение Вселенной.

3. Представьте, что вам необходимо провести наблюдение за звездным небом. Продумайте и опишите последовательность действий, которые вы будете выполнять.

4. * Придумайте новую Вселенную. Опишите, что в ней находится. Как называются планеты и созвездия? Как они взаимодействуют между собой?

Конспект урока по географии в 5 классе (ФГОС)

1. ФИО учителя : Телепенина Татьяна Федоровна, учитель географии МКОУ «Брединская СОШ № 1»

2. Класс: 5

3. Тема урока : Как древние люди представляли себе Вселенную

4. Цель урока: изучить первые представления о строении Вселенной

5. Задачи урока:

Обучающие - дать понятие, что такое Вселенная; познакомить с представлениями о Вселенной древних народов и древнегреческих ученых.

Развивающие - продолжить развитие умения выделять главное при работе с учебником и дополнительной литературой; совершенствовать навыки самоконтроля.

Воспитательные - воспитывать умение работать в группах, слушать и слышать друг друга.

6. Планируемые результаты:

Предметные - научатся объяснять представления о Вселенной; получат возможность сформулировать понятие «Вселенная»; познакомятся с представлениями древних людей о Вселенной и форме Земли.

Метапредметные

Познавательные: определять основную и второстепенную информацию,

Регулятивные: оценивают достигнутый результат,

Коммуникативные: устанавливают рабочие отношения, эффективно сотрудничать, умеют слушать и слышать друг друга.

Личностные - формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

7. Методы обучения: частично поисковый, проблемный.

8. Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

9. Формы работы: Индивидуальная, групповая, фронтальная.

10. Форма урока: урок с использованием ИКТ

11. Используемые ресурсы: География. Начальный курс, авторы И.И.Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин, слайдовая презентация.

Ход урока:

Начало урока

Организационный момент (1-2 минуты).

Мотивация к учебной деятельности: подготовить учащихся к работе на уроке.

Настрой детей на работу. Создание благоприятной обстановки для работы на уроке. Формулировка цели и задач урока.

Начнем урок с интересных загадок (изображения отгадок вывешиваю на магнитную доску)

Бродит одиноко
Огненное око.
Всюду, где бывает,
Взглядом согревает. (Солнце)

Не месяц, не луна, не планета, не звезда,
По небу летает, самолеты обгоняет. (Спутник)

Осколок от планеты
Средь звезд несется где-то.
Он много лет летит-летит,
Космический... (метеорит)

С хвостом из яркого света
Несется по небу … (Комета)

По тёмному небу рассыпан горошек
Цветной карамели из сахарной крошки,
И только тогда, когда утро настанет,
Вся карамель та внезапно растает. (Звёзды)

То худеет, то полнеет,
Светит с неба, но не греет,
И на Землю лишь одной
Вечно смотрит стороной. (Луна)

В безднах космоса шары,

Водят хороводы,

И у каждого из них,

Цвет лишь свой особый! (Планеты)

Определение темы урока, постановка учебной задачи.

- Как назвать эти объекты? (ответы детей)

Из всех названных нами небесных тел никакой объект не вызвал сомнение? Если вызвал то почему? (спутник - искусственное небесное тело, созданное человеком)

В каком пространстве перемещаются все эти небесные тела?

Ребята, как вы думаете, какова тема нашего урока? (Что представляет собой Вселенная, что в неё входит)

А также мы познакомимся с тем, какой себе представляли люди в древности Вселенную.

Какие задачи мы должны поставить перед собой? (ответы детей)

Что же такое Вселенная? (ответы детей)

Обратитесь к учебнику с. 41 пар. 8.

О откройте раб. тетради на с. 23 и выполните задание 1. Запись под диктовку.

Тысячелетиями люди восхищались звездным небом, наблюдали за движением Солнца, Луны, планет. И всегда задавали себе вопрос: как же устроена Вселенная?

Послушайте стихотворение и определите с помощью учебника с. 41 в какой стране в древности так представляли землю?

По просторам вод глубоких

Черепаха все плывет,

На своей спине широкой

Трех слонов вперед везет

На хребте у них Земля,

Окружила их змея. (Древние индейцы)

Какие еще представления о Вселенной имели люди в древности?

Физминутка «Космос» - отдельно презентация (источник интернет)

Слайд 11-14

Но эти представления изменили древнегреческие ученые Пифагор, Аристотель и Птолемей

Какие небесные тела были известны древним грекам, как вы думаете?

Раб. тетрадь вопрос № 2, 3, 4

3. Первичное закрепление.

Слайд 15-16

А теперь из предложенных ниже высказываний определим, какие являются верными, а какие нет. Самостоятельно, затем вместе.

Давайте вспомним, какие задачи мы ставили в начале урока?

Все ли нам удалось сделать?

4. Домашнее задание. 1. п. 8, отвечать на вопросы к параграфу

2. РТ стр. 23 выполнить не законченные задания

3. Сообщение (презентация)о наиболее интересных на ваш взгляд моментах по теме нашего урока

Если вам было интересно и все понятно на уроке нарисуйте в тетради мордашку


Интересно, но совсем понятно


Цель урока: изучить
ранее представления о
Вселенной.

Вы, наверное, не раз слышали слово «Вселенная». Что это
такое?
Вселенная –
Это космическое пространство и
всё, что его заполняет:
небесные тела, газ, пыль
Иными словами, это весь мир.
Наша планета – часть необъятной
вселенной,
одно из бесчисленных небесных тел

Современные представления о строении Вселенной складывались постепенно
В древности они были совсем не такими, как сейчас. Долгое время центром
Вселенной считалась Земля.

Представления древних народов о
Вселенной

Представления древних индийцев

Представление жителей Месопотамии

По их мнению,
Земля –это гора,
которую со всех
сторон
окружает море
и которая
держится на 12
колоннах.

Иной виделась Вселенная народам Вавилона.. Земля, по их
мнению, это гора, которую со всех
сторон окружает море. Над ними в виде опрокинутой чаши
расположено звёздное небо.

Физминутка

Я из тьмы на вас смотрела
Вместе с тысячей подруг,
(Звезда встает в полный рост, поднимает руки и смотрит
вверх.)
Я сверкала и блестела,
(Звезда ритмично то прижимает согнутые в локтях руки с
сжатыми в кулаки пальцами к бокам, то разводит их в
стороны, растопырив пальцы, изображая свое свечение)
А потом упала вдруг.
(Звезда снова приседает на корточки.)

Пифагор (ок. 580-500 до н. э.)

Великий
древнегреческий
математик. Первым
предположил, что
Земля не плоская, а
имеет форму шара.

Аристотель (384-322 до н. э.)

Система мира по Аристотелю

Аристарх Самосский (320-250 до н. э.)

Древнегреческий
ученый.
Считал, что
центром
Вселенной
является не
Земля,а Солнце

Клавдий Птолемей (ок. 90-160 н. э.)

Задание. Используя, материал учебника заполни
таблицу
Имя ученого
Представление о Вселенной
Аристотель(384-322 г. до н.э.)
Создал модель Вселенной.Считал,
что в центре Вселенной
расположена неподвижная Земля
вокруг которой вращаются 8
небесных сфер
Аристарх Самосский (320-250 г до н.э)
Считал, что центр Вселенной это
Солнце, а Земля и другие планеты
движутся вокруг него
Клавдий Птолемей (ок. 90-160 г. н.э)
Разработал систему мира, в центре
которой Земля и вокруг которой
вращаются пять планет, Луна и
Солнце).Написал труд «Великое
математическое построение
астрономии» в 13 книгах.

Проверьте свои знания

1. Кто из древних учёных впервые предложил, что Земля имеет форму
шара?
А – Аристотель
Б – Пифагор
В – Птолемей
2. По мнению древних индейцев, Земля является:
А – плоской и опирается на черепаху
Б – круглой и опирается на спины гигантских слонов
В – плоской и опирается на спины гигантских слонов, которые, в свою
очередь, покоятся на черепахе
Г – круглой и опирается на спины гигантских слонов, которые, в свою
очередь, покоятся на черепахе.
3.Первым из учёных, кто считал, что центром Вселенной является
Земля, был:
А – Пифагор
Б – Аристотель
В – Аристарх Самосский
Г – Клавдий Птолемей
4.Сиситема Птолемея господствовала в науке на протяжении:
А- 13 веков
Б – 15 веков
В – 10 веков
Г – 8 веков

Поменяйтесь тетрадями и оцените друг
друга:
4 правильных ответа – «5»
3 правильных ответа – «4»
2 правильных ответа – « 3»
1 правильный ответ – «2»

Оцените свою работу на уроке:
Все получилось на уроке и понравилось
Было сложно, но интересно
Я допустил(а) много ошибок,надо
еще поработать над темой

Домашнее задание:
1. Параграф 8 и нарисовать рисунок
« Представление древних народов о
вселенной»
2. Параграф 8, подготовить сообщение о
представлениях древних народов о
Вселенной
3. Параграф 8, подготовьте презентацию
по теме.

Задумываться о том, что представляет собой Вселенная, люди начали еще в глубокой древности, до появления письменности и более-менее научных методов познания окружающего мира. Древний человек в своих представлениях исходил из того небогатого набора знаний, которые он мог получить путем наблюдений природы, среди которой он обитал.


Примерное понимание древнейших космогонических теорий современная наука заимствовала из мировоззрений народностей Африки и Северной Сибири, культура которых долгое время не соприкасалась с общечеловеческой.

Представления доисторических народов

Доисторические люди считали окружающий мир единым живым существом, огромным и непонятным. Так, у одного из сибирских племен до недавнего времени бытовало представление о мире как об огромной оленихе, пасущейся среди звезд. Ее шерсть – это бескрайние леса, а животные, птицы и люди – всего лишь блохи, живущие в шерсти. Когда они докучают слишком сильно, олениха пытается избавиться от них, купаясь в реке (дождливая осень) или валяясь в снегу (зима). Солнце и Луна – тоже гигантские звери, пасущиеся рядом с оленихой-Землей.

Древние египтяне и греки

Народы, чей уровень развития был более высок, получали возможность путешествовать в дальние страны и видели, что на свете существуют не только горы, или степи, или леса. Они представляли себе Землю в виде плоского диска или высокой горы, окруженной со всех сторон бескрайним морем. Небесный свод в виде огромной опрокинутой чаши опускался краями в это море, замыкая маленькую Вселенную древнего мира.


Такие представления существовали у древних египтян и греков. По их космогонической версии божество-Солнце каждый день катилось по небесному своду в огненной колеснице, освещая плоскость Земли.

Мудрость Древней Индии

У древних индийцев существовала легенда о том, что плоскость Земли не просто парит в небе или плавает в мировом океане, а покоится на спинах трех гигантских слонов, которые, в свою очередь, стоят на панцире черепахи. Учитывая то, что черепаха, в свою очередь, покоилась на свернувшейся кольцом змее, которая олицетворяла небесный свод, можно считать, что описываемые животные – не более чем символы могущественных природных явлений.

Древний Китай и мировая гармония

В Древнем Китае считали, что Вселенная подобна яйцу, расколотому пополам. Верхняя часть яйца образует небесный свод и является средоточием всего чистого, легкого и светлого. Нижняя часть яйца – это Земля, плавающая в мировом океане и имеющая квадратную форму.


Земным проявлениям сопутствуют тьма, тяжесть и грязь. Сочетание двух противоположных начал образует весь наш мир в его богатстве и многообразии.

Ацтеки, инки, майя

В представлениях древних обитателей Американского континента время и пространство представляли собой единое целое и обозначались одним и тем же словом «пача». Для них время представляло собой кольцо, на одной стороне которого находилось настоящее и видимое прошлое, т.е. то, что сохранялось в памяти. Будущее находилось в невидимой части кольца и в какой-то точке смыкалось с глубоким прошлым.

Научная мысль Древней Греции

Более двух тысяч лет назад древнегреческие математики Пифагор, а за ним Аристотель, разработали теорию шарообразной Земли, которая, по их мнению, была центром Вселенной. Вокруг вращались Солнце, Луна и многочисленные звезды, закрепленные на нескольких вложенных одна в другую хрустальных небесных сферах.

Вселенная Аристотеля, развитая и дополненная еще одним ученым древности – Птолемеем — просуществовала полтора тысячелетия, удовлетворяя интеллектуальным запросам большинства ученых умов древности.


Эти представления легли в основу исследований великого математика Николая Коперника, который на основании своих наблюдений и расчетов составил свою, гелиоцентрическую картину мира. Центр его занимало Солнце, вокруг которого располагались семь планет, окруженных неподвижной небесной сферой с размещенными на ней звездами. Учение Коперника дало толчок современной астрономии, появлению таких ученых как Галилео Галилей, Иоганн Кеплер и другие.


Самое обсуждаемое
Биография Офицерская кавалерийская школа Биография Офицерская кавалерийская школа
Утверждение священства выше царства связано с событиями Утверждение священства выше царства связано с событиями
Военные училища и кадетские корпуса россии Кадетский спортивный корпус военного института физической культуры Военные училища и кадетские корпуса россии Кадетский спортивный корпус военного института физической культуры


top