Конституционные основы гражданского общества в россии. Конституционные основы гражданского общества в рф Конституционное закрепление важнейших институтов гражданского общества

Конституционные основы гражданского общества в россии. Конституционные основы гражданского общества в рф Конституционное закрепление важнейших институтов гражданского общества

В отечественной и зарубежной литературе имеется множество определений гражданского общества . Однако представители различных отраслей науки и прежде всего юриспруденции, экономической теории, политологии, социальной и политической истории , философии и социологи сходятся в одном - гражданское общество является более высокой ступенью развития человеческой общности, отношений между людьми. Отсюда с логической последовательностью делается вывод, что его интерпретацию следует проводить через родовое понятие «общество», последовательно раскрывая сущность видового понятия, более низшего порядка.
Общество можно определить как исторически сложившуюся общность людей, объединенных определенными производственными, социальными, духовно-культурными и политическими отношениями, объективно соответствующими уровню его цивилизационного развития.
Важнейшей предпосылкой возникновения гражданского общества является ликвидация сословных привилегий и возрастание значения личности человека , который превращается из подданного в гражданина с равными правами и юридическими обязанностями со всеми другими гражданами. Общество никогда не станет гражданским, если в нем представлены рабовладельцы и рабы, феодалы и крепостные крестьяне, партийная номенклатура и прикрепленные к заводам рабочие, беспаспортные колхозники.
При тоталитарном режиме общество становится полностью огосударствленным. Властно-принудительное регулирование и управление государства охватывает все сферы жизнедеятельности общества, вплоть до семейной. Формула власти , господства над обществом, доведенная до своего логического завершения, превращает свободных граждан в широкие народные массы, настоящих крепостных государства, одинаково бессильных перед лицом власти, а потому равных. В этих условиях сама идея гражданского общества теряет всякий смысл.
Однако было бы опасным заблуждением считать, что в демократическом государстве общество не должно подвергаться его властному регулированию и управлению. Но производственные, социальные и духовно-культурные отношения общества должны упорядочиваться главным образом косвенными методами, исключающими непосредственное воздействие государства на волю их участников.
Опыт демократических стран свидетельствует, что в их национальных конституциях и законах формулируются нормы - принципы, предусматривается разработка целевых программ, определяется налоговая и бюджетная политика в отношении юридических и физических лиц , закрепляется механизм мотивации активной деятельности граждан и выбора оптимальных вариантов их поведения, разрешения противоречий и споров. С помощью таких методов формируется благоприятная среда, создаются оптимальные условия для развития производственных, социальных и духовно-культурных отношений, для самоопределения свободных индивидов и их объединений. Эти отношения ограждаются нормами конституций и законов от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти .
Вместе с тем следует отметить, что и в демократическом государстве все политические отношения, связанные с осуществлением публичной власти, подвергаются упорядочению методами прямого воздействия на волю их участников с целью стабилизации или перевода в более благоприятное состояние. Но в то же время сама власть должна осуществляться в рамках конституции и закона, что гарантирует определенную меру свободы личности, ее права и интересы.
Сказанное позволяет сделать вывод, что гражданское общество представляет собой исторически сложившуюся общность людей, объединенных определенными производственными, социальными, духовно-культурными и политическими отношениями, объективно соответствующими уровню его
цивилизационного развития, которые подвергаются властному регулированию и управлению со стороны государства методами как косвенного, так и прямого воздействия на основе и в рамках конституции и закона.
Субъектами гражданского общества являются: 1) личность; 2) семья ; 3) частные предприятия и хозяйственные организации; 4) экономические ассоциации и объединения; 5) профсоюзы ; 6) местное сообщество; 7) социальные группы и слои населения, средний класс; 8) религиозные организации; 9) общественные объединения ; 10) политические партии ; 11) политические и общественные движения; 12) независимые СМИ.
Характерная особенность субъектов гражданского общества заключается в том, что они вступают в различные отношения как свободные и формально равные участники» реализующие и защищающие свои частные интересы. Только частные интересы являются той силой, которая объединяет их в гражданское общество с его многочисленными отношениями, структурами и связями «Интерес, - совершенно правильно подметил К. Маркс, - вот что сцепляет друг с другом членов гражданского общества. Реальной связью между ними является не политическая, а гражданская жизнь. Не государство, стало быть, сцепляет между собой атомы гражданского общества... Только политическое суеверие способно еще изображать в наше время, что государство должно скреплять гражданскую жизнь, между тем как в действительности, наоборот, гражданская жизнь скрепляет государство».
В системе правового регулирования отношений в различных отраслях и сферах гражданского общества преобладают нормы частного права , обеспечивающие охрану интересов свободных и равноправных собственников, защиту их личной инициативы и . Тем не менее частное право не вытесняет за пределы гражданского общества публичное право. Если столетие назад нормы публичного права регулировали преимущественно отношения по осуществлению государственной власти, то теперь они помимо прочего закрепляют каркас гражданского общества, выражают общие интересы людей как разного рода объединений и сообществ. Они обеспечивают устойчивость гражданского общества и его жизнедеятельность, функционирование институтов политической, экономической и социальной сфер, что служит важнейшим условием реализации норм частного права , оптимального сочетания интересов личности с интересами общества и государства.
Гражданское общество и государство находятся в состоянии диалектической противоречивости. С одной стороны, государство представляет собой обособленную политическую организацию общества, а с другой - служит формой организации самого общества. В связи с этим чрезмерное усиление государства влечет распространение власти на те сферы жизнедеятельности общества, которые носят сугубо частный характер. В результате происходит свертывание рыночных механизмов регулирования национальной экономики , установление контроля государства над обществом, произвольное ограничение прав и свобод личности. Доминирование гражданского общества над государством, преобладание договорных начал в системе правового регулирования в публичных сферах связаны с ослаблением государства, что приводит к нарушению законности и правопорядка , возникновению угроз безопасности самого общества, переходу его в хаотическое состояние.
Разрешение диалектической противоречивости в данном случае заключается в формировании правового государства , призванного определить нормами конституционного права частную и публичную сферы жизнедеятельности общества, установить запрет на ограничение свободы реализации частных интересов административными методами. Его регулирующая роль в этой связи сводится к обеспечению государственной и общественной безопасности, укреплению правопорядка, созданию законодательных основ для беспрепятственной деятельности индивидуальных и коллективных собственников, реализации ими своих прав и свобод, проявлению активности и предприимчивости. В свою очередь гражданское общество сможет добиваться демократизации государственной власти за счет перераспределения полномочий между ее уровневыми структурами, путем обеспечения адекватного представительства интересов разных слоев населения в национальном парламенте , осуществления общественного контроля, защиты прав и свобод личности от нарушений, связанных с превышением должностными лицами своих служебных полномочий и злоупотреблений властью.
В то же время в конституционном праве появилось много норм, обеспечивающих оптимальное сочетание публичных и частных интересов, интересов личности и государства. В качестве примера можно привести положение ст. 2 Конституции РФ, провозглашающей: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Публичные интересы, нормативно закрепленные в данной статье, заключаются в признании необходимости охраны государством прав и свобод каждого члена общества. С точки зрения охраны частных интересов конституционная норма позволяет конкретному лицу в случае нарушения его прав и свобод обратиться за защитой к государству. Все нормы второй главы Конституции РФ, названной «Права и свободы человека и гражданина», охраняют, с одной стороны, публичные интересы, определяя возможности участия каждого в жизни общества и государства, а с другой стороны, они устанавливают определенные границы и условия реализации правомерных интересов отдельно взятого лица. С помощью таких норм можно достигнуть сбалансированности интересов правового государства и гражданского общества, установить их взаимные обязанности и ответственность, возвести в закон свободу и долг каждого лица.

Конституционно-правовое регулирование производственных отношений гражданского общества

В гражданском обществе производственные отношения складываются при многообразии форм собственности и экономической свободе личности . В нем собственность существует в таких основных формах, как публичная и частная. Все остальные формы собственности являются производными от них.

Назначение публичной собственности заключается в удовлетворении интересов народа, населения региона или местного сообщества, что обусловливает распространение на объекты публичной собственности принципов неотчуждаемости и неприменимости сроков давности. Как сказано в ст. 132 Конституции Испании, закон регулирует правовой режим публичного имущества, исходя из принципов его неотчуждаемости, неприменимости сроков давности, невозможности обращения на него взыскания, а также охраны его от использования не по назначению.

Важную роль в развитии производственных отношений гражданского общества играет рыночная экономика . Однако в конституциях демократических стран отсутствуют правовые нормы, детально регулирующие отношения в системе рыночной экономики, определяющие ее тип. Обычно закрепляются лишь такие основные принципы рыночной экономики, как свобода экономической деятельности, свобода заключения договоров , свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств на всей территории страны, поддержка конкуренции .

Значительно реже конституции зарубежных стран для обозначения рыночной экономики используют собирательные понятия, определяющие ее тип. Так, в ст. 20 Конституции Польши сформулирована правовая норма, согласно которой «социальное рыночное хозяйство, опирающееся на свободу хозяйственной деятельности, частную собственность, а также солидарность, диалог и сотрудничество социальных партнеров, образует основу экономического устройства Республики Польша». В Конституции Перу говорится о сложившейся в стране «социальной рыночной экономике», о роли государства, призванного обеспечить «свободу рынка » (ст. 58, 61). В соответствии с Конституцией Португалии государство обязано «обеспечить эффективное функционирование рынка» (п. «е» ст. 81).

На основе принципа экономической свободы осуществляется конституционно-правовое регулирование производственных отношений гражданского общества в Швейцарии. В соответствии с Конституцией Союз и кантоны обеспечивают в стране единство экономического пространства, пресекают экономическую деятельность влиятельных на рынке предприятий и организаций, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, не допускают злоупотреблений в ценообразовании . Ограничения экономической свободы могут практиковаться только в случаях, когда они прямо предусмотрены в Союзной конституции или обосновываются историческими прерогативами некоторых кантонов (ст. 94-96).

1. Отношения между трудом и капиталом в демократических странах регулируются конституционными нормами с целью достижения социального партнерства между работодателями и работниками, обеспечения их сотрудничества при разрешении трудовых конфликтов. В этой связи государство наделяет каждого правом на свободный труд и возлагает на работодателя юридические обязанности создавать благоприятные условия для его осуществления, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, и выплачивать вознаграждение за проделанную работу без какой бы то ни было дискриминации (ст. 35 Конституции Нидерландов). Одновременно государство определяет посредством конституционных норм порядок установления минимального размера оплаты труда , ниже которого работодатель не вправе выплачивать работнику вознаграждение за его труд (ч. 3 ст. 37 Конституции РФ, § 110 Конституции Норвегии).

Конституции стран с развитым гражданским обществом закрепляют механизм разрешения трудовых конфликтов между работодателем и работниками. Он включает правовые нормы , которые устанавливают порядок деятельности профсоюзов , судебных органов и самих работников по разрешению трудовых конфликтов, определяют условия обеспечения безопасности и поддержания в надлежащем состоянии оборудования и сооружений в период проведения забастовки , сохранения минимального набора услуг, необходимых для удовлетворения неотложных социальных нужд (ст. 54- 57 Конституции Португалии).

Роль государства здесь сводится к тому, чтобы гарантировать конституционными нормами демократические процедуры разрешения трудовых споров , не допустить их разрастания до такой степени, когда они перейдут в политические конфликты и создадут угрозу безопасности страны, анархии и распада гражданского общества.

2. Отношения по социальному обеспечению населения страны регулируются нормами конституционного права посредством юридических предписаний, адресованных их участникам. В национальной конституции закрепляются право каждого на социальное обеспечение и соответствующая ему юридическая обязанность государства принимать все необходимые меры по его реализации, а также определяются категории населения страны, нуждающиеся в социальной защите. Государство обычно гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом .

Вместе с тем следует отметить, что конституции некоторых стран с развитым гражданским обществом расширяют круг участников и состав объектов отношений по социальному обеспечению.

Так, Конституция Португалии выделяет в качестве субъекта таких отношений молодежь, которая пользуется в соответствии с ее нормами особой защитой государства в реализации своих социальных прав, в том числе при приеме в первый раз на работу и получении жилья (ч. 1 ст. 70). Конституции Исландии (ст. 76), Испании (ст. 42), Монако (ст. 26), Финляндии (§ 19) наряду с другими объектами отношений по социальному обеспечению населения называют и безработицу , при наступлении которой назначаются и выплачиваются пособия каждому лицу, лишившемуся рабочего места не по своей вине.

Конституционные нормы создают благоприятные условия для обеспечения частного интереса при наступлении социального риска и сохранения источников формирования публичных финансов , необходимых для развития гражданского общества, свободных собственников. Однако государство, как сказано в Основном законе Швейцарии, сможет обеспечить социальную защиту определенных категорий населения страны лишь в рамках своей конституционной компетенции и имеющихся у него финансовых средств (ч. 3 ст. 41). Даже в самых высокоразвитых странах мира оно не может стать общенациональным собесом.

3. Межнациональные отношения регулируются прежде всего методом установления равенства всех граждан независимо от их национальности, расы, языка и религии. Как сказано в ст. 14 Конституции Испании, «все испанцы равны перед законом, и не допускается никакая дискриминация по рождению, расе, полу, вероисповеданию, взглядам или по любым другим основаниям персонального или социального характера».

В несколько иной редакции это положение сформулировано в Конституции Швеции, нормативно установившей, что «в законе или ином предписании не может содержаться неблагожелательное отношение к какому-либо гражданину, который на основании расы, цвета кожи или этнического происхождения принадлежит к меньшинству» (§ 15).

Конституционными нормами в данном случае государство интегрирует свободных, равных по своему статусу лиц в единое гражданское общество. Однако при регулировании межнациональных отношений нормами конституционного права государство в демократических странах обеспечивает также защиту публичных интересов наций, народностей и этнических групп. На конституционном уровне им предоставлено право реализовать свой национальный суверенитет в форме субъекта федерации, территориальной автономии, самобытного муниципального образования , национально-культурной автономии. Соответствующие нормы имеются в Конституционном акте о Союзе Канады, Новой Шотландии и Нью-Браунсуика 1867 г., в конституциях Испании (ст. 2), Италии (ст. 114-115), Норвегии (§ 110а), Португалии (ст. 6) и Финляндии (§ 120).

Значительное место в системе конституционного регулирования межнациональных отношений в странах с развитым гражданским обществом занимают нормы, определяющие статусы коренных малочисленных народов и национальных меньшинств.

В законодательстве и научной литературе коренные малочисленные народы определяются как народы, проживающие на территории традиционного расселения своих предков, сохраняющие самобытный уклад жизни, имеющие незначительную численность и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.

Коренные народы являются потомками тех этносов, которые населяли его территорию до прихода туда людей с другой материальной и духовной культурой, другого этнического и расового происхождения. Они отличаются от остальной части населения страны своими обычаями и традициями, языком и религией, формами ведения экстенсивного хозяйства на базе возобновимых природных ресурсов. В местах традиционного проживания для них характерна высокая интеграция в исконную среду обитания, что выражается в духовной, экономической и физиологической зависимости от природы. Сами коренные малочисленные народы сознательно считают себя не только самостоятельными этническими общностями, но и неотъемлемой частью природной среды.

В целях защиты публичных интересов коренных малочисленных народов демократические государства гарантируют сохранение их исконной среды обитания, традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов, родного языка, самобытной культуры и общественного уклада, родоплеменной юстиции, этнического самоуправления.

Создание ценностей культуры возможно лишь в результате целостного, длительного и вдохновенного напряжения талантливой личности или творческого коллектива, способных отыскать прекрасную форму для выражения в ней глубокого содержания. Поэтому национальные конституции зарубежных стран нормативно определяют позицию государства по отношению к творческим работникам, признавая их исключительную роль в гражданском обществе. В Швейцарии, например, государство поддерживает на федеральном уровне культурные устремления, представляющие общенациональный интерес, а также содействуют искусству и музыке, особенно в сфере профессиональной подготовки (ст. 69 Конституции). В Конституции Турции выделена специальная статья, посвященная «защите искусств и художников» (ст. 64).

Конституции высокоразвитых стран возлагают на государство обязанности по созданию условий для самореализации талантов, обеспечению приоритете в развитии национальных культур, преодолению монополизма в данной области. На основании ст. 78 Конституции Португалии государство в сотрудничестве с учреждениями культуры обязано «поддерживать инициативы, которые способствуют индивидуальному и коллективному творчеству в его многообразных формах и проявлениях и большему распространению произведений и объектов культуры высокого уровня».

Конституция Финляндии наряду с провозглашением свободы занятия наукой и искусством предписывает властям принимать меры по развитию культуры народа саами и шведскоговорящего населения на основе принципов, применяемых и к финской культуре (§16-17).

Богатство культуры в любой стране в значительной степени зависит от многообразия методов познания реальной действительности, наличия разных научных и художественных школ и направлений, настоящей свободы творчества, В тоталитарных государствах нет условий для формирования высокой культуры, создания подлинных шедевров, поскольку существует идеологический диктат, политический подход к оценке научных и художественных явлений. Через всеохватывающую тоталитарную власть в жизнь воплощаются примитивные произведения, в которых глубокое содержание подменяется политическим и идеологическим эквивалентом.

Новейшие конституции зарубежных стран закрепляют принцип культурного многообразия, гарантируют соблюдение публичных интересов в сфере культуры. Так, Конституция Швейцарии в числе одной из важнейших целей федеративного государства называет содействие «совместному благосостоянию, устойчивому развитию внутренней сплоченности и культурному многообразию страны» (ч. 2 ст. 2). Конституция Бельгии «особо гарантирует права и свободы идеологических и философских меньшинств» (ст. 11).

Принцип культурного многообразия предполагает, что в стране созданы условия для творческого самовыражения личности, формирования различных научных и художественных школ и направлений, для их развития на основе свободы и конкуренции . В конституционном аспекте принцип культурного многообразия выражается, прежде всего, в том, что он является нормативной основой для реализации права каждого на свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества. Создавать произведения искусства, заниматься творчеством человек может только тогда, когда он живет в гражданском обществе, где личность свободна от какого-либо идеологического или политического диктата, жестких цензурных ограничений.

Одной из гарантий реализации принципа культурного многообразия служит светское государство. Оно занимает мировоззренческий нейтралитет не только по отношению к религии, но и по отношению к материализму. Государство согласно ст. 19 Конституции Бельгии гарантирует свободу культов, их публичное отправление, а также свободу выражать свои мнения любым способом. Тем самым оно создает условия для развития как религиозного, так и светского творчества, обогащения национальной культуры материальными и духовными ценностями.

2. Отношения по освоению достижений культуры регулируются способом позитивного обязывания государства по созданию условий, необходимых для оптимального развития духовно-культурной сферы человеческой личности. Для этого в национальных конституциях нормативно закрепляются важнейшие принципы, на базе которых обеспечивается доступность получения каждым лицом духовно-культурных благ. Среди них на первое место по своей значимости ставится принцип равного доступа к достижениям отечественной и мировой культуры (ст. 34 Хартии основных прав и свобод Чехии 1991 г., ст. 44 Конституции Испании, ст. 73 Конституции Польши).

Основной формой освоения достижений культуры является семейное воспитание. Его практическая значимость подчеркнута в ст. 42 Конституции Ирландии, согласно которой «первым и естественным воспитателем ребенка является Семья ». В этой связи государство «гарантирует уважение к неотъемлемому праву и обязанности родителей в соответствии с их возможностью давать своим детям религиозное и моральное, интеллектуальное, физическое и социальное воспитание» (ч. 1).

В семье происходит становление задатков личности, ее дарований и способностей, практических навыков. Родители могут оказать решающее воздействие на формирование у ребенка чувства восприятия красоты в природе и лучших творениях человека, приобщить его к миру прекрасного в определенной отрасли культуры, сознательно сориентировать на некоторые идеальные образы, на исторически зафиксированные в общественном сознании эталоны социального поведения личности. Воистину «человек станет тем, - верно подметил выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский, - чем он стал до пятилетнего возраста».

Второй формой планомерного освоения достижений культуры является образование. В демократических странах оно включает нравственное, культурное, профессиональное и физическое воспитание человека, формирование у него патриотических чувств, национального и религиозного сознания, восприятия себя как свободной и ответственной личности (ст. 16 Конституции Греции, ст. 15 Конституции Лихтенштейна).

Особую роль в освоении достижений культуры выполняют высшие и средние специальные учебные учреждения отраслевого профиля. Они дают профессиональное образование во всех областях культуры, готовят специалистов для практической деятельности. Многие из них пользуются академической свободой, которая позволяет преподавателям определять формы и методы обучения, а студентам - выбирать себе преподавателей. В Италии «учреждения высокой культуры, университеты и академии имеют право принимать собственные уставы в пределах установленных законами государства» (ст. 33 Конституции). Полностью самоуправляемыми являются и все вузы Греции (ч. 5 ст. 16).

Третьей формой освоения достижений культуры является просвещение. Оно заключается в приобщении населения страны к национальной и мировой культуре, распространении знаний о ее достижениях, воспитании молодежи на лучших образцах культуры. Конституция Андорры закрепляет право каждого на просвещение, «целью которого является наиболее полное раскрытие человеческой личности при уважении свободы и основных прав» (ч. 1 ст. 20).

Основная тяжесть в культурном просвещении населения каждой демократической страны ложится на публичные библиотеки, книжные издательства, театры, музеи, филармонии, творческие союзы, радио и телевидение. Их просветительная деятельность по-разному регулируется нормами конституционного права . Так, например, в Австрии художественное творчество, популяризация искусства и развитие его теории согласно ст. 17а Основного закона государства от 21 декабря 1867 г. «Об общих правах граждан королевств и земель, представленных в Имперском совете» полностью свободны. Напротив, в Греции радио и телевидение находятся под непосредственным контролем государства. Их деятельность должна быть направлена на объективную и на равных условиях передачу информации и известий, а также на распространение произведений литературы и искусства при обеспечении качественного уровня передач, диктуемого их специальной миссией и интересами культурного развития страны (ст. 15 Конституции).

Определить эффективность конституционных норм о просвещении в области культуры практически невозможно. Однако в странах с развитым гражданским обществом наблюдается тенденция отмены платы за вход во все музеи и другие музейные комплексы. Так, например, во Франции вход в государственные музеи стал с 4 апреля 2009 г. бесплатным для молодежи в возрасте от 18 до 25 лет. Это открыло доступ к музейным ценностям широкой публике, которая как раз и нуждается в эстетическом воспитании.

3. Отношения по охране материальных и духовных ценностей культуры регулируются конституционными нормами посредством возложения на каждого члена общества обязанности с уважением относиться к историческому, культурному и духовному наследию, заботиться о нем, охранять памятники истории и культуры (ст. 54 Конституции Беларуси, ст. 37 Конституции Казахстана). В этом случае государство обладает правом требовать от каждого индивида исполнения юридической обязанности по охране материальных и духовных ценностей культуры, должного поведения в обществе, обусловленного необходимостью проявления повседневной заботы о сохранении культурного наследия страны.

Однако такой способ конституционного регулирования отношений по охране уже созданных материальных и духовных ценностей культуры является недостаточно эффективным. Как свидетельствует новейшая история, культурное наследие народов обычно уничтожается, продается за бесценок скупщикам краденных музейных шедевров и антиквариата самими властями тоталитарных государств. Массовые преступления против культуры стали повседневной практикой в Советском Союзе, фашистской Германии, в Китае в годы так называемой великой пролетарской культурной революции, в Камбодже при кровавой диктатуре «красных кхмеров», в теократическом Афганистане.

Невольно напрашивается вывод, что оптимальным вариантом конституционного регулирования отношений по охране материальных и духовных ценностей культуры может служить лишь позитивное обязывание государства по их сохранению для нынешних и будущих поколений людей. Соответствующие нормы имеются в конституциях Андорры (ст. 34), Италии (ст. 90), Литвы (ст. 42), Португалии (ст. 78), Турции (ст. 63) и ряда других государств.

В конституциях отдельных зарубежных стран в числе объектов культуры, охраняемых государством, выделяются и природные ландшафты. Так, например, в ст. 9 Конституции Мальты записано: «Государство должно охранять ландшафт, историческое и художественное наследие нации».

Такой подход к регулированию конституционными нормами отношений по охране материальных и духовных ценностей культуры является вполне оправданным. Культурные ландшафты, музеи-усадьбы, заповедники и национальные парки, памятники природы есть не только лицо земли, но и лицо общества. Они в значительной степени отражают достижения народа в области культуры.

Конституционно-правовое регулирование политических отношений

Политические отношения как объект конституционно-правового регулирования отличаются своим многообразием. Но они объединены функциональными связями, поскольку складываются в рамках политической системы общества между социальными общностями, классами, коллективами, гражданами страны по поводу государственной власти .

Политические отношения с участием наций, народностей и этнических групп регулируются конституционно-правовыми нормами , когда они складываются при осуществлении ими права на самоопределение в формах субъекта федерации, унитарного государства , национально-территориальной или национально-культурной автономии, при реализации ими своего статуса (ст. 1-4 Конституции Бельгии, ст. 225 Конституции Португалии, § 75 Конституции Финляндии).

Особое место в гражданском обществе занимают политические партии . Будучи самыми активными субъектами политической системы общества, они участвуют в формировании и выражении политической воли народа, содействуют демократическим путем определению основных направлений внутренней и внешней политики государства, соперничают в рамках действующей конституции и демократических процедур в борьбе за власть (ст. 27 Основного закона ФРГ, ст. 6 Конституции Испании, ст. 49 Конституции Италии, ст. 10 Конституции Португалии). В парламентской республике или монархии политическая партия или партийная коалиция, имеющая большинство в парламенте , формирует из своих представителей правительство и получает, таким образом, возможность контролировать все структуры исполнительной власти , реализовать в их деятельности свою политику. В этой связи политические партии вступают в отношения с избирательным корпусом, избирательными комиссиями разного уровня, с органами государственной и муниципальной власти, которые регулируются нормами конституционного права (Закон ФРГ от 24 июля 1967 г. «О политических партиях» (в ред. Закона от 22 декабря 1988 г.).

На иных принципах осуществляется конституционно-правовое регулирование политических отношений государства с общественными и религиозными объединениями, бизнес структурами и их ассоциациями. В качестве таких принципов выступают сотрудничество, взаимопомощь, координация, определение основных направлений совместной деятельности, государственный контроль и надзор.

При этом в демократических государствах сохраняется их внутренняя самостоятельность и относительная независимость в решении вопросов на основе принципов самоуправления и самодеятельности.

Все негосударственные объединения гражданского общества действуют в рамках правового режима, установленного государством посредством конституционно-правовых норм, призванного создать благоприятные условия для реализации их уставных задач, удовлетворения частных и публичных интересов. Прежде всего, это выражается в предоставлении прав на объединение, на свободу мысли и слова, на проведение массовых публичных мероприятий (ст. 12, 14 Конституции Греции, ст. 77-78 Конституции Дании).

Религиозные объединения оказывают косвенное воздействие на состояние и динамику политических отношений. Хотя в демократических странах религиозные объединения отделены от государства, но их совершенно невозможно да и не нужно отделять от гражданского общества. Распространяя среди широких слоев населения страны религиозные учения, они тем самым формируют общественное мнение. В свою очередь религиозные идеи и убеждения, разделяемые массами граждан, в той или иной мере учитываются в деятельности органов государственной власти.

Государство защищает не только права и законные интересы общественных и религиозных объединений, бизнес структур и их ассоциаций, но и права и законные интересы граждан, добровольно вступивших в их состав. В случае необходимости оно применяет меры конституционно-правового принуждения. Так, в ст. 7 Основного закона Австрии от 21 декабря 1867 г. «Об общих правах граждан королевств и земель, представленных в Имперском совете» установлено, что «все объединения, направленные на подчинение личности и закрепление ее зависимости, ликвидируются навсегда. Всякое обязательство или повинность в отношении собственности на недвижимость , вытекающие из ее прежней принадлежности, может быть погашено, непогашаемая повинность в отношении недвижимости не может устанавливаться и в будущем».

Аналогичные нормы, но сформулированные в более современной редакции, имеются в текущем законодательстве почти все зарубежных стран с развитым гражданским обществом.

Однако главным участником политической жизни гражданского общества и носителем его политических отношений является гражданин государства. Национальные конституции наделяют каждого гражданина политическими правами и свободами и одновременно возлагают на государство корреспондирующие им обязанности. В свою очередь государству предоставляются определенные права по отношению к гражданину, а гражданина обременяют юридическими обязанностями по отношению к государству. Тем самым между государством и гражданином складываются на началах равенства и справедливости политические отношения, которые регулируются преимущественно нормами конституционного права.

Самостоятельными объектами конституционно-правового регулирования гражданского общества являются политические процессы, связывающие все элементы политической системы общества в единое целое. Признание их в качестве объектов конституционно-правового регулирования в политической сфере является вполне допустимо, поскольку они опосредованы общественными отношениями, связями между людьми. Правовому регулированию , в частности, подвергаются такие политические процессы, как развитие демократии, всенародное обсуждение проекта конституции, избирательный процесс , референдумный процесс, реализация народной законодательной инициативы, отзыв избирателями депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти. Эти процессы служат динамической характеристикой политической сферы гражданского общества, рычагом ее поступательного развития, средством расширения социальной базы поддержки государственной власти.

Человека и гражданина (ст. 2, 19);

  • правовое государство , основанное на принципе разделения и взаимодействия властей (ст. 1, 10);
  • политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции (ст. 13);
  • право на свободу мысли и слова, право на информацию, независимость СМИ (ст. 29);
  • светское государство, свободу совести и свободу вероисповедания (ст. 14, 28);
  • запрет вмешательства государства в частную жизнь личности (ст. 23);
  • гражданский мир, партнерство государства и гражданского общества , национальное согласие (вводная часть Конституции РФ);
  • эффективную социальную политику государства, обеспечивающую достойный уровень жизни людей (ст. 17);
  • признание и гарантированность местного самоуправления (ст. 12, 133).
  • Таким образом, в России сформирована прочная конституционная основа гражданского общества. Правовые нормы, взятые в своей совокупности, дают довольно полное представление об устоях гражданского общества, его структуре и механизме функционирования. Поэтому нет никаких оснований пересматривать ныне действующую Конституцию РФ под надуманным предлогом, что в ее структуре отсутствуют правовые нормы, регулирующие отношения гражданского общества. Проблема состоит в том, что в России не сложились основы гражданского общества, вследствие чего конституционные нормы остались благими пожеланиями, носят программный, разъяснительный характер.

    В России в отличие от западных стран нет рыночной экономики . Существующие олигархические группы являются субъектами централизованной, а отнюдь не рыночной экономики. В конце прошлого века государство выделило им в централизованном порядке огромные материальные и финансовые ресурсы. По существу за бесценок им были переданы все сырьевые отрасли экономики России, ведущие предприятия перерабатывающей промышленности. В результате сложилась национальная экономика, где в каждой ведущей отрасли господствуют несколько крупных компаний, которые контролируют рынок , практически делят его между собой, произвольно устанавливают цены на товары и услуги. Антимонопольные механизмы государства не могут обеспечить равновесные конкурентные цены, которые в нищей стране намного выше мировых.

    Создание в России крупнейших государственных корпораций, куда перекачиваются сотни миллиардов бюджетных средств, свидетельствуют, что государство намерено и впредь удерживать «командные высоты» в экономике.

    В сложившихся условиях в России отсутствуют объективные предпосылки для формирования среднего класса, класса свободных собственников. В странах Западной Европы с развитым гражданским обществом он составляет не менее 60-70% от общей численности населения. В России его численность не превышает 20-25% от численности городских слоев населения, поскольку сельские жители стали менее благополучными социальными слоями.

    Средний класс является главной движущей силой экономического, культурного и политического развития гражданского общества. Преследуя собственные интересы, представители среднего класса стремятся заработать как можно больше средств для обзаведения частной собственностью с тем, чтобы накопить ее, передать по наследству, обеспечить себе и своим детям свободу индивидуального выбора жизненного пути, образа жизни, привлекательной идеологии. Представители разных слоев среднего класса переплетаются между собой, связаны родственными, имущественными, профессиональными и политическими интересами. Это служит решающим фактором развития гражданского общества, расширения социальной базы поддержки государственной власти, сохранения политической стабильности.

    Отсутствие в российском обществе дифференциации экономических интересов различных слоев населения тормозит процесс формирования многопартийной системы. Ни одна из существующих в России партий не имеет четкой социальной ориентации, не представляет на какие слои населения ей необходимо опираться в своей политической деятельности, чьи конкретно интересы она должна защищать. Все партии вроде бы заняты защитой интересов народа, но на выборах в Государственную Думу Федерального Собрания РФ по их спискам проходят в основном миллиардеры.

    В России не существуют независимые средства массовой информации. Совершенно нормально, что в обществе имеются государственные, партийные и частные СМИ. Но они обеспечивают общество официальной, узко партийной и коммерческой информацией. Вместе с тем, между различными по своей принадлежности СМИ должна быть налажена такая же система сдержек и противовесов, что и в механизме осуществления государственной власти. На эту роль могут претендовать только независимые СМИ, способные в определенном смысле противостоять государственной власти, выполнять функции ее постоянного критика и официального оппонента. Общество нуждается в информации о деятельности государственных органов и должностных лиц. Информированность дает ему реальную возможность адекватно изменять поведение в различных политических ситуациях, принимать правильные и взвешенные политические решения в период организации и проведения выборов , массовых публичных акций. В конечном счете, это поможет обществу установить контроль и над СМИ, и над теми политическими силами, в чьих руках они находятся.

    В большинстве зарубежных стран Западной Европы и Северной Америки местное самоуправление легально признается как частный случай государственного управления . Между тем в России местное самоуправление в пределах своих полномочий является самостоятельным. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции РФ). Это дает возможность с полным основанием рассматривать местное самоуправление в России в качестве важнейшего института гражданского общества.

    Местное самоуправление может сформироваться только в определенных условиях, обязательно по инициативе граждан, снизу. Для него необходимы такие предпосылки, как высокий уровень развития экономики и культуры, успешное решение важнейших социальных проблем, формирования у людей истинного гражданского самосознания и чувства ответственности за положение дел в городе или на селе. В этих условиях у большинства граждан появляются потребности в самоутверждении, стремление освободиться от патернализма государства, объединить свои усилия для самостоятельного решения вопросов местного значения, обустройства своей малой Родины. Потребности выступают в качестве побудительных причин, определенных поводов для занятия местным самоуправлением. В итоге местное самоуправление есть результат удовлетворения потребностей личности, формирования у нее нового содержания бытия.

    В России пока не сложились условия для формирования местного самоуправления. В угоду Совета Европы оно было введено сверху, учреждено законом. Но нормы права не создают новые общественные отношения, они регулируют уже сложившиеся. Для самоуправления у нас нет автономной материально-финансовой базы, мало кто из «простых смертных» понимает его смысл и назначение. В общественном и индивидуальном сознании местное самоуправление воспринимается как система низовых органов государственной власти, призванных заботиться о благосостоянии населения, его физическом и духовном здоровье. Между тем местное самоуправление - это особый стиль жизни, принципиально новая форма самоорганизации граждан, особый экономический уклад. Оно по определению не может возникнуть и развиваться в государствах с авторитарными политическими режимами, разновидностью которых является авторитарно-консервативный режим, утвердившийся в России.

    Не обладают независимостью от государства и общественные объединения России. Эффективно осуществляют свою деятельность лишь те объединения, которые финансируются за счет средств государственного бюджета и выполняют роль приводных ремней от властных структур к избирателям страны.

    Исключением из общего правила являются лишь саморегулируемые организации России, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности в определенной отрасли производства, выполнения специальных работ или оказания услуг юридическим и физическим лицам . Они создаются в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. «О саморегулируемых организациях», а также федеральными законами, регулирующими соответствующий вид деятельности. Основная цель деятельности саморегулируемых организаций заключается в том, чтобы переложить контрольные и надзорные функции в определенной сфере с государства на самих участников рынка. При этом государство освобождается от избыточных функций, что влечет снижение бюджетных расходов и смещает акцент государственного надзора с хозяйственной деятельности на ее конечный результат.

    В странах Западной Европы и Северной Америки гражданское общество складывалось вне и помимо государства, постепенно заполняя ниши, свободные от воздействия государственной власти. При защите частных интересов оно во многом противостояло государству, отвоевывало у него позиции для самоорганизации и самоуправления, а также ставило пределы вмешательства в свою жизнь. В России гражданское общество никогда не сформируется без снятия государством административных барьеров для его самоорганизации, без разведения политической и экономической власти, публичных и частных интересов.

    Гражданское общество - такая общность людей, где достигнуто оптимальное соотношение всех сфер общественной жизни: экономической, политической, социальной и духовной. Гражданское общество предполагает активное проявление творческих возможностей во всех сферах социальных связей, а основными признаками такого общества является экономическая, политическая и духовная свобода личности. При этом государство выступает выразителем компромисса различных сил в обществе, создает необходимые условия для беспрепятственной реализации индивидами их и свобод.

    Наличие способствует созданию финансово-экономических условий формирования структур гражданского общества, автономных по отношению к государственной власти .

    Основным политическим признаком гражданского общества является функционирование в таком обществе правового государства.

    Экономической основой гражданского общества является право на частную собственность. В противном случае создается ситуация, когда каждый вынужден служить государству на тех условиях, которые ему диктует государственная власть.

    По сути дела, интересы меньшинств в гражданском обществе выражают различные социальные, политические, культурные и прочие союзы, группы, блоки, партии. Они могут быть как государственными, так и независимыми. Это позволяет отдельным людям осуществлять свои права и обязанности граждан демократического общества. Посредством участия в этих организациях разнообразными способами можно оказывать влияние на принятие политических решений.

    Принципы формирования гражданского общества:
      • Верховенство основного закона . Закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть изменен, отменен или приостановлен ни ведомственными актами, ни правительственными распоряжениями, ни решениями партийных органов, сколь бы высоки и авторитетны они ни были. Вся общественная деятельность осуществляется в строгом соответствии с законами, закрепленными конституцией правового государства.
      • Реальность прав и свобод граждан , причем предполагается, что они не являются неким «даром» властей, а принадлежат ему от рождения, т. е. неотчуждаемы.
      • Взаимная ответственность государства и личности . Государство путем издания законов берет на себя конкретные обязательства перед гражданами, общественными организациями, другими государствами и всем международным сообществом. Но соответственно и личность несет ответственность перед обществом и государством.
      • Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную . Власть не должна быть монополизирована одним лицом, органом или социальным слоем, а вся система публичной власти должна соответствовать требованиям права и последовательно его соблюдать.
      • Наличие эффективных органов контроля и надзора за осуществлением законов . В правовом государстве суд, прокурорский надзор, арбитраж должны обеспечивать исполнение законов.
    Условия формирования гражданского общества:
      1. наличие собственности в распоряжении людей (индивидуальное или коллективное владение);
      2. наличие развитой структуры различных объединений, отражающей многообразие интересов различных групп и слоев, развитой и разветвленной демократии;
      3. высокий уровень интеллектуального, психологического развития членов общества, их способность к самодеятельности при включенности в тот или иной институт гражданского общества;
      4. функционирование правового государства.

    Конституционные основы гражданского общества

    Нормы Российской Конституции создают основу для формирования политических отношений в обществе. Этому способствует провозглашение в ст. 1 Конституции России как демократического, федеративного государства с республиканской формой правления.

    Закрепляя демократический характер государства, ст.3 Конституции признает единственным источником власти и носителем ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть как непосредственно (через референдумы и свободные выборы), так и через органы государственной власти и местного самоуправления, общественные организации.

    Впервые в России на конституционном уровне закрепляется принцип разделения государственной власти на три ветви (законодательную, исполнительную и судебную), органы которых являются самостоятельными.

    Важное значение для развития политических отношений имеют закрепленные в ст. 13 Конституции РФ демократические принципы функционирования политической системы. Провозглашение в ней идеологического многообразия, отказ от одной идеологии обогащает политическую жизнь страны, дает возможность гражданину самостоятельно выбирать и следовать выбранной им системе взглядов и представлений. Запрещается существование в обществе государственной или иной обязательной идеологии.

    В этой же ст. 13 содержится и другой важный для политической жизни страны принцип - принцип политического многообразия. На его основе возникает возможность участвовать в политической жизни страны у всех социально-политических и иных объединений. Это способствует более полной реализации народовластия в стране, вовлечению в политическую деятельность новых групп населения, формированию легальной политической оппозиции, многопартийной системы.

    Для того, чтобы реализация принципа политического плюрализма не принесла ущерба обществу, в ч.5 ст. 13 Конституции РФ вводятся ограничения в отношении тех общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

    Политический плюрализм, представляя свободу политических действий в рамках закона, позволяет беспартийным гражданам России участвовать в политическом процессе, лично или с помощью независимых объединений и движений.

    Усматривая конституционные основы гражданского общества в Российской Федерации, прежде всего, следует обратить внимание на нормы, регулирующие основы экономической системы.

    Конституция РФ (ст. 8) устанавливает разнообразные формы собственности, равным образом защищая их.

    Основы конституционного строя закрепляют важнейшие характеристики российского государства как демократического, федеративного к правового государства с республиканской формой правления (ст. 1); устанавливают источник государственной власти, принцип неделимости суверенитета и высшие формы осуществления народовластия (ст. 3); формулируют начала федеративного устройства (ст. 4-5); определяют взаимоотношения граждан, государства и общества с закреплением приоритета человека, его прав и свобод (ст. 2). Равным образом закрепляются и иные конституционные положения: признание РФ социальным государством (ст. 7); гарантирование системы местного самоуправления (ст. 12); светский характер государства (ст. 14); забота о природных ресурсах как основы жизнедеятельнос­ти народов России (п. 1 ст. 9). Глава об основах конституционного строя, таким образом, составляет первичную основополагающую нор­мативную базу всех положений Конституции, всего текущего и кон­ституционного законодательства.

    Демократическое правовое государство - это общество сво­бодных, полноправных граждан, обладающих неотчуждаемыми, есте­ственными правами и реально участвующих в делах государства. Та­кое государство характеризуется, прежде всего, тем, что в нем чело­век, era достоинство, права и свободы утверждаются в качестве выс­ших (основных) ценностей с возложением при этом на государство конституционной обязанности их признания, осуществления и защиты, причем личности, из которых формируются структуры государства, это осознают и хотят этого.

    Конституционное закрепление народовластия в качестве основы российского общества с развертыванием системы политических, орга­низационных и правовых гарантий - одна из существенных отличи­тельных черт Конституции РФ. Государственная власть не может быть самостоятельна и независима от народа, поскольку она призвана осу­ществлять его совокупную волю и интересы. Однако нельзя утверж­дать, что с принятием Конституции РФ 1993 г. народовластие прочно укоренилось в стране. Еще должно пройти немало времени, когда человек воспитанный в новых условиях поймет, что он и есть власть, а не чиновники на различных должностях, пусть даже на выборных. Воспитание этого чувства очень сложная и длительная задача.

    Закрепляя организацию государственной власти, Конституция РФ в рамках парламентарно-президентской республики учреждает пре­зидентскую власть как наиболее приемлемую в условиях геополити­ческого положения России. Президент РФ - не только символ един­ства нации, но и гарант общественно-политической стабильности, един­ства и территориальной целостности страны. Характерным при этом является развитие парламентской демократии как одного из путей утверждения правовой государственности.


    На конституционном уровне закрепляются основные демократи­ческие принципы организации и функционирования государственной власти - участия граждан в управлении делами государства (ст. 3, 32 и др.), разделения властей (ст. 10), идеологического и политического плюрализма (ст. 13), обеспечивающие необходимую и наиболее пол­ную реализацию народовластия, а вместе с этим - и эффективность управления обществом. Отмеченные выше принципы защищены не только провозглашением их в качестве составной части конституци­онного строя, но и соответствующими гарантиями. Например, о само­стоятельности и взаимодействии ветвей государственной власти, о равном праве граждан на доступ к государственной (муниципаль­ной) службе, о независимости судей и т.д. Они обеспечиваются также конституционным, судебным контролем по вопросам законности, при­нимаемых на всех уровнях управления решений.

    Конституционное закрепление идеологического и политического плюрализма, предоставляя гражданам свободу политических действий, предусматривает определенные ограничения в реализации данного принципа.

    Для защиты интересов общества вводятся ограничения в отношении тех общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание соци­альной, расовой, национальной и религиозной розни (п. 5 ст. 13), что для России особенно актуально.

    Подытоживая вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что в условиях развивающегося гражданского общества в России, любой народ может найти форму своего самовыражения и развития в рам­ках федерации без необходимости строить суверенное государство. В единстве сила, возможность свободной экономической интеграции и социального развития государства. Базовый закон (Конституция 1993) провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7).

    Гражда?нское о?бщество - один из феноменов современного общества, совокупность социальных образований (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными и т.д.), реализуемыми вне сферы деятельности государства и позволяющими контролировать действия государственной машины. Гражданское общество - общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами, которые способствуют образованию обратных связей между обществом и государством. Впервые термин «гражданское общество» был подробно рассмотрен

    Одно из общепризнанных определений гражданского общества: гражданское общество есть объединение людей для удовлетворения своих потребностей вне и возможно против государства в аспекте сохранения свободы, собственности и безопасности его граждан.

    Институтами гражданского общества можно считать все негосударственные организации: политические партии, профсоюзы, общественные неправительственные организации, прессу и т. д. Разумеется, это не относится к тоталитарному обществу, где все упомянутые институты носят государственный характер и гражданское общество подменено государством.

    Реализуется в виде самоорганизующихся посреднических групп.

    Общественно-политические процессы развития гражданского общества в современной демократической России неразрывно связаны с развитием ее конституционных основ.

    Конституционное развитие России происходит сложно и противоречиво. Тем не менее, на современном этапе развития нашего общества созрели условия для формирования целостной системы гражданского общества и ее конструктивного взаимодействия с системой государственной и местной власти. Сущность этого процесса можно определить как поэтапный переход от государственного (властного) к государственно-общественному управлению в масштабах страны, субъектов федерации и на местном уровне. Проблема развития гражданского общества - это, в первую очередь, проблема взаимодействия государства и общества, органов власти и общественных объединений в решении всего спектра социально-экономических и общественно-политических задач.

    Новая Конституция провозгласила Россию правовым государством, в центре внимания которого, как и всего общества, находится человек, его права и законные интересы, которые признаются высшей ценностью. Никогда за всю многовековую историю России даже в период, когда самодержавие, казалось, пошло на конституционные уступки, человек не выдвигался в центр государственной политики, а его интересы всегда открыто игнорировались властью.

    В России, впервые за всю ее многовековую историю, реально реализуются гражданские права и свободы по отношению ко всему населению. Вопрос лишь заключается в качестве и полноте обеспечения этих прав и свобод.

    Становление демократического правового государства в России зависит не только от самого государства, но и от каждого его гражданина. Если каждый человек станет стремиться к процветанию страны, отстаивать собственные и коллективные интересы, выполнять возложенные обязанности, только тогда возможно развитие России как правового государства с развитым гражданским обществом.

    Сегодня одной из важнейших потребностей России является развитие и усиление влияния гражданского общества и Конституция РФ является базовым документом для его развития. В этом заключается основной потенциал Основного Закона страны. Государству необходим общественный центр политической поддержки. В условиях демократии от гражданского общества исходят стратегические инициативы во всех областях национального строительства, а государство только выполняет общественный заказ. Однако, полноценный диалог между обществом и властью возможен лишь при наличии развитой системы гражданских институтов.

    Одним из важнейших прав является право участвовать в референдуме, избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления.

    Ограничение государственной власти правом имеет одной из главных своих целей создание оптимальных условий для функционирования гражданского общества. Современный подход рассматривает гражданское общество как систему самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые обеспечивают условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов и коллективов, для жизнедеятельности социальной, культурной и духовной сфер.

    Ядром правовой системы и базой для текущего законодательства в сфере регулирования элементов гражданского общества выступает Конституция РФ. В главе 1 «Основы конституционного строя» и 2 «Права и свободы человека и гражданина» устанавливаются базовые, основополагающие правовые связи, на которых строится и функционирует гражданское общество в современной России. В основу взаимоотношений государства и личности в РФ положен принцип: «Человек, его права и свободы, являются высшей ценностью». Это означает безусловный приоритет прав человека в России над правами и интересами государства. Статья 2 в совокупности со статьей 18 Конституции РФ призвана показать, через провозглашение прав и свобод человека высшей ценностью, производный от интересов отдельного человека, а значит, всего гражданского общества характер государственной власти. Как это принято в любом демократическом государстве: государство находится на службе у человека, обеспечивает его частные интересы, а не наоборот, человек служит орудием осуществления политики государства. Таким образом, ценность личности, на интересы и потребности которой ориентирована деятельность всех государственных и общественных институтов, является одним из важнейших устоев гражданского общества.

    На конституционном уровне закрепляются основные демократические принципы организации и функционирования государственной власти – участия граждан в управлении делами государства (ст. 3, 32 и др.), разделения властей (ст. 10), идеологического и политического плюрализма (ст. 13), обеспечивающие необходимую и наиболее полную реализацию народовластия, а вместе с этим – и эффективность управления обществом. Отмеченные выше принципы защищены не только провозглашением их в качестве составной части конституционного строя, но и соответствующими гарантиям. Конституционное закрепление идеологического и политического плюрализма, предоставляя гражданам свободу политических действий, предусматривает определенные ограничения в реализации данного принципа. Для защиты интересов общества вводятся ограничения в отношении тех общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (п. 5 ст. 13), что для России особенно актуально.


    Самое обсуждаемое
    Орфография как закон природы Какие ещё негативные последствия вызывает нехватка воды Орфография как закон природы Какие ещё негативные последствия вызывает нехватка воды
    Во Франции была принята законодательная база для ICO Франции была принята Во Франции была принята законодательная база для ICO Франции была принята
    Интересные факты о Сан-Франциско Интересные факты о Сан-Франциско Интересные факты о Сан-Франциско Интересные факты о Сан-Франциско


    top