Разложение квадратного трехчлена на множители с помощью теоремы виета. Разложение на множители Квадратный трехчлен разложен

Разложение квадратного трехчлена на множители с помощью теоремы виета. Разложение на множители Квадратный трехчлен разложен

Класс: 9

Тип урока: урок закрепления и систематизации знаний.

Вид урока: Проверка, оценка и коррекция знаний и способов действий.

Цели:

  • Образовательные:
– выработать у учащихся умение раскладывать квадратный трехчлен на множители;
– закрепление знаний в процессе решения различных заданий по указанной теме;
– формирование математического мышления;
– повысить интерес к предмету в процессе повторения пройденного материала.
  • Воспитательные:
  • – воспитание организованности, сосредоточенности;
    – воспитание положительного отношения к учебе;
    – воспитание любознательности.
  • Развивающие:
  • – развивать умение осуществлять самоконтроль;
    – развивать умение рационально планировать работу;
    – развитие самостоятельности, внимания.

    Оборудование: дидактический материал для устной работы, самостоятельной работы, тестовые задания для проверки знаний, карточки с домашним заданием, учебник по алгебре Ю.Н. Макарычева.

    План урока.

    Этапы урока Время, мин Приемы и методы
    I. Этап актуализации знаний. Мотивация учебной проблемы 2 Беседа учителя
    II. Основное содержание урока. Формирование и закрепление у учащихся представления о формуле разложения квадратного трехчлена на множители. 10 Объяснение учителя. Эвристическая беседа
    III. Формирование умений и навыков. Закрепление изученного материала 25 Решение задач.
    Ответы на вопросы учащихся
    IV. Проверка усвоения знаний. Рефлексия 5 Сообщение учителя.
    Сообщение учащихся
    V. Домашнее задание 3 Задание на карточках

    Ход урока

    I. Этап актуализации знаний. Мотивация учебной проблемы.

    Организационный момент.

    Сегодня на уроке мы проведем обобщение и систематизацию знаний по теме: “Разложение квадратного трехчлена на множители”. Выполняя различные упражнения, вы должны отметить для себя моменты, на которые вам необходимо уделить особое внимание при решении уравнений и практических задач. Это очень важно при подготовке к экзамену.
    Запишите тему урока: “Разложение квадратного трехчлена на множители. Решение примеров”.

    II. Основное содержание урока. Формирование и закрепление у учащихся представления о формуле разложения квадратного трехчлена на множители.

    Устная работа.

    – Для успешного разложения квадратного трехчлена на множители нужно помнить как формулы нахождения дискриминанта и формулы нахождения корней квадратного уравнения, формулу разложения квадратного трехчлена на множители и применять их на практике.

    1. Посмотрите на карточки “Продолжите или дополните утверждение”.

    2. Посмотрите на доску.

    1. Какой из предложенных многочленов не является квадратным?

    1) х 2 – 4х + 3 = 0;
    2) – 2х 2 +х – 3 = 0;
    3) х 4 – 2х 3 + 2 = 0;
    4) 3 – 2х 2 + 2 = 0;

    Дайте определение квадратного трехчлена. Дайте определение корня квадратного трехчлена.

    2. Какая из формул не является формулой для вычисления корней квадратного уравнения?

    1) х 1,2 = ;
    2) х 1,2 = b + ;
    3) х 1,2 = .

    3. Найти коэффициенты а, b, с квадратного трехчлена – 2х 2 + 5х + 7

    1) – 2; 5; 7;
    2) 5; – 2; 7;
    3) 2; 7; 5.

    4. Какая из формул является формулой для вычисления корней квадратного уравнения

    x 2 + px+ q = 0 по теореме Виета?

    1) x 1 + x 2 = p ,
    x
    1 · x 2 = q .

    2) x 1 + x 2 = p ,
    x
    1 · x 2 = q .

    3) x 1 + x 2 = p ,
    x
    1 · x 2 = – q .

    5. Разложить квадратный трехчлен х 2 – 11х + 18 на множители.

    Ответ: (х – 2)(х – 9)

    6. Разложить квадратный трехчлен у 2 – 9у + 20 на множители

    Ответ: (х – 4)(х – 5)

    III. Формирование умений и навыков. Закрепление изученного материала.

    1. Разложите на множители квадратный трехчлен:
    а) 3x 2 – 8x + 2;
    б) 6x 2 – 5x + 1;
    в) 3x 2 + 5x – 2;
    г) -5x 2 + 6x – 1.

    2. Разложение на множители помогает нам при сокращении дробей.

    3. Не используя формулу корней, найдите корни квадратного трехчлена:
    а) x 2 + 3x + 2 = 0;
    б) x 2 – 9x + 20 = 0.

    4. Составьте квадратный трехчлен, корнями которого являются числа:
    а) x 1 = 4; x 2 = 2;
    б) x 1 = 3; x 2 = -6;

    Самостоятельная работа.

    Самостоятельно по вариантам выполнить задание с последующей проверкой. На первые два задания необходимо дать ответ “Да” или “нет”. Вызываются по одному ученику от каждого варианта (они работают на отворотах доски). После того как самостоятельная работа выполнена на доске, проводится совместная проверка решения. Учащиеся оценивают свои работы.

    1-й вариант:

    1. D<0. Уравнение имеет 2 корня.

    2. Число 2 является корнем уравнения х 2 + 3х – 10 = 0.

    3. Разложить квадратный трехчлен на множители 6x 2 – 5x + 1;

    2-й вариант:

    1. D>0. Уравнение имеет 2 корня.

    2.Число 3 является корнем квадратного уравнения х 2 – х – 12 = 0.

    3.Разложить квадратный трехчлен на множители 2х 2 – 5х + 3

    IV. Проверка усвоения знаний. Рефлексия.

    – Урок показал, что вы знаете основной теоретический материал этой темы. Мы обобщили знания

    Найдем сумму и произведение корней квадратного уравнения. Используя формулы (59.8) для корней приведенного уравнения, получим

    (первое равенство очевидно, второе получается после несложного вычисления, которое читатель проведет самостоятельно; удобно использовать формулу для произведения суммы двух чисел на их разность).

    Доказана следующая

    Теорема Виета. Сумма корней приведенного квадратного уравнения равна второму коэффициенту с противоположным знаком, а их произведение равно свободному члену.

    В случае неприведенного квадратного уравнения следует в формулы (60.1) подставить выражения формулы (60.1) примут вид

    Пример 1. Составить квадратное уравнение по его корням:

    Решение, а) Находим уравнение имеет вид

    Пример 2. Найти сумму квадратов корней уравнения не решая самого уравнения.

    Решение. Известны сумма и произведение корней. Представим сумму квадратов корней в виде

    и получим

    Из формул Виета легко получить формулу

    выражающую правило разложения квадратного трехчлена на множители.

    В самом деле, напишем формулы (60.2) в виде

    Теперь имеем

    что и требовалось получить.

    Вышеуказанный вывод формул Виета знаком читателю из курса алгебры средней школы. Можно дать другой вывод, использующий теорему Безу и разложение многочлена на множители (пп. 51, 52).

    Пусть корни уравнения тогда по общему правилу (52.2) трехчлен в левой части уравнения разлагается на множители:

    Раскрывая скобки в правой части этого тождественного равенства, получим

    и сравнение коэффициентов при одинаковых степенях даст нам формулы Виета (60.1).

    Преимущество этого вывода состоит в том, что его можно применить и к уравнениям высших степеней с тем, чтобы получить выражения коэффициентов уравнения через его корни (не находя самих корней!). Например, если корни приведенного кубического уравнения

    суть то согласно равенству (52.2) находим

    (в нашем случае Раскрыв скобки в правой части равенства и собрав коэффициенты при различных степенях получим

    Разложение многочленов для получения произведения иногда кажется запутанным. Но это не так сложно, если разобраться в процессе пошагово. В статье подробно рассказано, как разложить на множители квадратный трехчлен.

    Многим непонятно, как разложить на множители квадратный трехчлен, и для чего это делается. Сначала может показаться, что это бесполезное занятие. Но в математике ничего не делается просто так. Преобразование нужно для упрощения выражения и удобства вычисления.

    Многочлен, имеющий вид – ax²+bx+c, называется квадратным трехчленом. Слагаемое «a» должно быть отрицательным или положительным. На практике это выражение называется квадратным уравнением. Поэтому иногда говорят и по-другому: как разложить квадратное уравнение.

    Интересно! Квадратным многочлен называют из-за самой его большой степени – квадрата. А трехчленом — из-за 3-х составных слагаемых.

    Некоторые другие виды многочленов:

    • линейный двучлен (6x+8);
    • кубический четырехчлен (x³+4x²-2x+9).

    Разложение квадратного трехчлена на множители

    Сначала выражение приравнивается к нулю, затем нужно найти значения корней x1 и x2. Корней может не быть, может быть один или два корня. Наличие корней определяется по дискриминанту. Его формулу надо знать наизусть: D=b²-4ac.

    Если результат D получается отрицательный, корней нет. Если положительный – корня два. Если в результате получился ноль – корень один. Корни тоже высчитываются по формуле.

    Если при вычислении дискриминанта получается ноль, можно применять любую из формул. На практике формула просто сокращается: -b / 2a.

    Формулы для разных значений дискриминанта различаются.

    Если D положительный:

    Если D равен нулю:

    Онлайн калькуляторы

    В интернете есть онлайн калькулятор. С его помощью можно выполнить разложение на множители. На некоторых ресурсах предоставляется возможность посмотреть решение пошагово. Такие сервисы помогают лучше понять тему, но нужно постараться хорошо вникнуть.

    Полезное видео: Разложение квадратного трехчлена на множители

    Примеры

    Предлагаем просмотреть простые примеры, как разложить квадратное уравнение на множители.

    Пример 1

    Здесь наглядно показано, что в результате получится два x, потому что D положительный. Их и нужно подставить в формулу. Если корни получились отрицательные, знак в формуле меняется на противоположный.

    Нам известна формула разложения квадратного трехчлена на множители: a(x-x1)(x-x2). Ставим значения в скобки: (x+3)(x+2/3). Перед слагаемым в степени нет числа. Это значит, что там единица, она опускается.

    Пример 2

    Этот пример наглядно показывает, как решать уравнение, имеющее один корень.

    Подставляем получившееся значение:

    Пример 3

    Дано: 5x²+3x+7

    Сначала вычислим дискриминант, как в предыдущих случаях.

    D=9-4*5*7=9-140= -131.

    Дискриминант отрицательный, значит, корней нет.

    После получения результата стоит раскрыть скобки и проверить результат. Должен появиться исходный трехчлен.

    Альтернативный способ решения

    Некоторые люди так и не смогли подружиться с дискриминантом. Можно еще одним способом произвести разложение квадратного трехчлена на множители. Для удобства способ показан на примере.

    Дано: x²+3x-10

    Мы знаем, что должны получиться 2 скобки: (_)(_). Когда выражение имеет такой вид: x²+bx+c, в начале каждой скобки ставим x: (x_)(x_). Оставшиеся два числа – произведение, дающее «c», т. е. в этом случае -10. Узнать, какие это числа, можно только методом подбора. Подставленные числа должны соответствовать оставшемуся слагаемому.

    К примеру, перемножение следующих чисел дает -10:

    • -1, 10;
    • -10, 1;
    • -5, 2;
    • -2, 5.
    1. (x-1)(x+10) = x2+10x-x-10 = x2+9x-10. Нет.
    2. (x-10)(x+1) = x2+x-10x-10 = x2-9x-10. Нет.
    3. (x-5)(x+2) = x2+2x-5x-10 = x2-3x-10. Нет.
    4. (x-2)(x+5) = x2+5x-2x-10 = x2+3x-10. Подходит.

    Значит, преобразование выражения x2+3x-10 выглядит так: (x-2)(x+5).

    Важно! Стоит внимательно следить за тем, чтобы не перепутать знаки.

    Разложение сложного трехчлена

    Если «a» больше единицы, начинаются сложности. Но все не так трудно, как кажется.

    Чтобы выполнить разложение на множители, нужно сначала посмотреть, возможно ли что-нибудь вынести за скобку.

    Например, дано выражение: 3x²+9x-30. Здесь выносится за скобку число 3:

    3(x²+3x-10). В результате получается уже известный трехчлен. Ответ выглядит так: 3(x-2)(x+5)

    Как раскладывать, если слагаемое, которое находится в квадрате отрицательное? В данном случае за скобку выносится число -1. К примеру: -x²-10x-8. После выражение будет выглядеть так:

    Схема мало отличается от предыдущей. Есть лишь несколько новых моментов. Допустим, дано выражение: 2x²+7x+3. Ответ также записывается в 2-х скобках, которые нужно заполнить (_)(_). Во 2-ю скобку записывается x, а в 1-ю то, что осталось. Это выглядит так: (2x_)(x_). В остальном повторяется предыдущая схема.

    Число 3 дают числа:

    • -1, -3;
    • -3, -1;
    • 3, 1;
    • 1, 3.

    Решаем уравнения, подставляя данные числа. Подходит последний вариант. Значит, преобразование выражения 2x²+7x+3 выглядит так: (2x+1)(x+3).

    Другие случаи

    Преобразовать выражение получится не всегда. При втором способе решение уравнения не потребуется. Но возможность преобразования слагаемых в произведение проверяется только через дискриминант.

    Стоит потренироваться решать квадратные уравнения, чтобы при использовании формул не возникало трудностей.

    Полезное видео: разложение трехчлена на множители

    Вывод

    Пользоваться можно любым способом. Но лучше оба отработать до автоматизма. Также научиться хорошо решать квадратные уравнения и раскладывать многочлены на множители нужно тем, кто собирается связать свою жизнь с математикой. На этом строятся все следующие математические темы.

    Вконтакте

    Данный онлайн-калькулятор предназначен для разложения функции на множители.

    Например, разложить на множители: x 2 /3-3x+12 . Запишем как x^2/3-3*x+12 . Также можно использовать и этот сервис , где все выкладки сохраняются в формате Word .

    Например, разложить на слагаемые . Запишем как (1-x^2)/(x^3+x) . Чтобы посмотреть ход решения, нажимаем Show steps . Если необходимо получить результат в формате Word используйте этот сервис .

    Примечание : число "пи" (π) записывается как pi ; корень квадратный как sqrt , например, sqrt(3) , тангенс tg записывается как tan . Для просмотра ответа см. раздел Alternative .

    1. Если задано простое выражение, например, 8*d+12*c*d , то выражение разложить на множители означает представить выражение в виде сомножителей. Для этого необходимо найти общие множители. Данное выражение запишем как: 4*d*(2+3*c) .
    2. Представить произведение в виде двух двучленов: x 2 + 21yz + 7xz + 3xy . Здесь уже надо найти несколько общих сомножителей: x(x+7z) + 3y(x + 7z). Выносим (x+7z) и получаем: (x+7z)(x + 3y) .

    см. также Деление многочленов уголком (показаны все шаги деления столбиком)

    Полезным при изучении правил разложения на множители будут формулы сокращенного умножения , с помощью которых будет ясно, как раскрывать скобки с квадратом:

    1. (a+b) 2 = (a+b)(a+b) = a 2 +2ab+b 2
    2. (a-b) 2 = (a-b)(a-b) = a 2 -2ab+b 2
    3. (a+b)(a-b) = a 2 - b 2
    4. a 3 +b 3 = (a+b)(a 2 -ab+b 2)
    5. a 3 -b 3 = (a-b)(a 2 +ab+b 2)
    6. (a+b) 3 = (a+b)(a+b) 2 = a 3 +3a 2 b + 3ab 2 +b 3
    7. (a-b) 3 = (a-b)(a-b) 2 = a 3 -3a 2 b + 3ab 2 -b 3

    Методы разложения на множители

    Изучив несколько приемов разложение на множители можно составить следующую классификацию решений:
    1. Использование формул сокращенного умножения.
    2. Поиск общего множителя.

    На данном уроке мы с вами научимся раскладывать квадратные трёхчлены на линейные множители. Для этого необходимо вспомнить теорему Виета и обратную ей. Данное умение поможет нам быстро и удобно раскладывать квадратные трёхчлены на линейные множители, а также упростит сокращение дробей, состоящих из выражений.

    Итак вернёмся к квадратному уравнению , где .

    То, что стоит у нас в левой части, называется квадратным трёхчленом.

    Справедлива теорема: Если - корни квадратного трёхчлена, то справедливо тождество

    Где - старший коэффициент, - корни уравнения.

    Итак, мы имеем квадратное уравнение - квадратный трёхчлен, где корни квадратного уравнения также называются корнями квадратного трёхчлена. Поэтому если мы имеем корни квадратного трёхчлена, то этот трёхчлен раскладывается на линейные множители.

    Доказательство:

    Доказательство данного факта выполняется с помощью теоремы Виета, рассмотренной нами в предыдущих уроках.

    Давайте вспомним, о чём говорит нам теорема Виета:

    Если - корни квадратного трёхчлена, у которого , то .

    Из данной теоремы вытекает следующее утверждение, что .

    Мы видим, что, по теореме Виета, , т. е., подставив данные значения в формулу выше, мы получаем следующее выражение

    что и требовалось доказать.

    Вспомним, что мы доказали теорему, что если - корни квадратного трёхчлена, то справедливо разложение .

    Теперь давайте вспомним пример квадратного уравнения , к которому с помощью теоремы Виета мы подбирали корни . Из этого факта мы можем получить следующее равенство благодаря доказанной теореме:

    Теперь давайте проверим правильность данного факта простым раскрытием скобок:

    Видим, что на множители мы разложили верно, и любой трёхчлен, если он имеет корни, может быть разложен по данной теореме на линейные множители по формуле

    Однако давайте проверим, для любого ли уравнения возможно такое разложение на множители:

    Возьмём, к примеру, уравнение . Для начала проверим знак дискриминанта

    А мы помним, что для выполнения выученной нами теоремы D должен быть больше 0, поэтому в данном случае разложение на множители по изученной теореме невозможно.

    Поэтому сформулируем новую теорему: если квадратный трёхчлен не имеет корней, то его нельзя разложить на линейные множители.

    Итак, мы рассмотрели теорему Виета, возможность разложения квадратного трёхчлена на линейные множители, и теперь решим несколько задач.

    Задача №1

    В данной группе мы будем по факту решать задачу, обратную к поставленной. У нас было уравнение, и мы находили его корни, раскладывая на множители. Здесь мы будем действовать наоборот. Допустим, у нас есть корни квадратного уравнения

    Обратная задача такова: составьте квадратное уравнение, чтобы были его корнями.

    Для решения данной задачи существует 2 способа.

    Поскольку - корни уравнения, то - это квадратное уравнение, корнями которого являются заданные числа. Теперь раскроем скобки и проверим:

    Это был первый способ, по которому мы создали квадратное уравнение с заданными корнями, в котором нет каких-либо других корней, поскольку любое квадратное уравнение имеет не более двух корней.

    Данный способ предполагает использование обратной теоремы Виета.

    Если - корни уравнения, то они удовлетворяют условию, что .

    Для приведённого квадратного уравнения , , т. е. в данном случае , а .

    Таким образом, мы создали квадратное уравнение, которое имеет заданные корни.

    Задача №2

    Необходимо сократить дробь .

    Мы имеем трёхчлен в числителе и трёхчлен в знаменателе, причём трёхчлены могут как раскладываться, так и не раскладываться на множители. Если же и числитель, и знаменатель раскладываются на множители, то среди них могут оказаться равные множители, которые можно сократить.

    В первую очередь необходимо разложить на множители числитель .

    Вначале необходимо проверить, можно ли разложить данное уравнении на множители, найдём дискриминант . Поскольку , то знак зависит от произведения ( должно быть меньше 0), в данном примере , т. е. заданное уравнение имеет корни.

    Для решения используем теорему Виета:

    В данном случае, поскольку мы имеем дело с корнями, то просто подобрать корни будет довольно сложно. Но мы видим, что коэффициенты уравновешены, т. е. если предположить, что , и подставить это значение в уравнение, то получается следующая система: , т. е. 5-5=0. Таким образом, мы подобрали один из корней данного квадратного уравнения.

    Второй корень мы будем искать методом подставления уже известного в систему уравнений, к примеру, , т.е. .

    Таким образом, мы нашли оба корня квадратного уравнения и можем подставить их значения в исходное уравнение, чтобы разложить его на множители:

    Вспомним изначальную задачу, нам необходимо было сократить дробь .

    Попробуем решить поставленную задачу, подставив вместо числителя .

    Необходимо не забыть, что при этом знаменатель не может равняться 0, т. е. , .

    Если данные условия будут выполняться, то мы сократили исходную дробь до вида .

    Задача №3 (задача с параметром)

    При каких значениях параметра сумма корней квадратного уравнения

    Если корни данного уравнения существуют, то , вопрос: когда .


    Самое обсуждаемое
    Оксид углерода (IV), угольная кислота и их соли Оксид углерода (IV), угольная кислота и их соли
    Цитаты из фильма Тёмный рыцарь Все фразы джокера Цитаты из фильма Тёмный рыцарь Все фразы джокера
    Вайда - пиратский корабль Вайда - пиратский корабль


    top