Интересные факты о первобытном человеке. Интересные данные о первобытных людях кратко История о первобытных людях

Интересные факты о первобытном человеке. Интересные данные о первобытных людях кратко История о первобытных людях

Цели урока:

  1. дать учащимся представление о первобытных людях;
  2. развивать кругозор, речь и память уч – ся
  3. воспитывать интерес к истории.

Ход урока

I. Организационный момент.

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь все понять,
Интересное узнать.

II. Вступительная беседа.

Сегодня мы приступим к изучению второй книги “Мир вокруг нас”. Откройте содержание и посмотрите, что мы будем изучать в этой книге? (Ответы детей. Историю)

Крошка сын к отцу пришёл
И спросила кроха:
“Историю знать хорошо, или это плохо?”

А что такое история? (Ответы детей. История - наука о прошлом. История изучает, как жили различные народы, какие события происходили.)

Слайд 1 “История – наука о прошлом”.

История – это наука, которая изучает, как жили различные народы, какие события происходили в их жизни, как и почему жизнь людей изменялась и стала такой, как сейчас. История – очень древнее слово. В переводе с греческого языка оно означает “исследование, рассказ о событиях прошлого”.

Слайд 2 “Древнегреческий учёный Геродот”.

Почти 2,5 тысячи лет прошло с тех пор, как грек по имени Геродот впервые познакомил людей со своим научным трудом. Геродот назвал свой труд “История”, он стал первым учёным-историком, мы называем его “отцом истории”. История учит нас справедливости, помогает по-новому взглянуть на окружающий мир.

История – это дорога во времени. Она уходит в глубь веков, в седую древность.

И сегодня мы начинаем наше путешествие по этой дороге.

Слайд 3 “История человечества”.

Историю человечества можно разделить на несколько больших эпох:

Первобытная история;
- история Древнего мира;
- история Средних веков;
- история Нового времени;
- история Новейшего времени.

III. Новая тема.

Слайд 4. Начало истории человечества.

Прочитайте тему урока. Как вы думаете, о чем пойдет речь? (Ответы детей. О наших предках, о первобытных людях.)

Слайд 5. Первобытный мир.

Сегодня мы отправимся в путешествие по первобытному миру. Предстоит узнать:

  1. Почему самая древняя эпоха истории человечества названа первобытной?
  2. Найти отличительные черты первобытного человека от современного.

А как люди узнали о первобытных людях? (Ответы детей. Ученые производят раскопки, извлекают из земли вещи древних людей, их кости.)
- А кто знает, как называют ученых, которые производят раскопки? (Ответы детей. Археологами.)

Археология – наука о древности. Она изучает историю общества по остаткам жизни и деятельности людей. Ученые считают, что древнейшие люди, “следы” которых обнаружены в Африке и Азии, жили более миллиона лет назад. По остаткам скелетов древнейших людей удалось установить, как они выглядели.

Слайд 6-13. Первобытный человек, живший около миллиона лет назад.

Древнейший человек сильно отличался от нас с вами - современных людей - и был похож на крупную обезьяну. Однако люди ходили не на четырех лапах, как ходят почти все животные, а на двух ногах, но при этом сильно наклонялись вперед. Руки человека, свешивавшиеся до колен, были свободны, и он мог выполнять ими простую работу: хватать, ударять, рыть землю. Лбы у людей были низкие и покатые. Мозг у них был больше, чем у обезьяны, но значительно меньше, чем у современных людей. Говорить древний человек еще не мог, он издавал лишь немногие отрывистые звуки, ими люди выражали гнев и страх, призывали на помощь и предупреждали друг друга об опасности.

IV. Физкультминутка.

Просмотр видеосюжета “Происхождение человека”.

Работа в группах. Первая группа “юные историки” получают задание.

Рассмотрите рисунки на стр. 5. Найдите отличительные черты первобытного человека от современного.
- Прочитайте текст на стр. 4-6 и постарайтесь ответить на вопрос. Почему самая древняя эпоха истории человечества названа первобытной?
- Вторая группа (одарённые дети) . Составить рассказ о первобытном человеке.

V. Закрепление изученного.

Почему первобытные люди жили группами? (Ответы детей. В одиночку не возможно было справится с трудностями жизни.)
- Почему им не нужно было заботиться о теплой одежде? (Ответы детей. Они жили там, где всегда тепло.)
- Для чего строили жилища первобытные люди? (Ответы детей. Дома им были необходимы для того, чтобы защититься от палящих солнечных лучей, непогоды, хищников.)
- Для чего они изготавливали орудия труда? (Ответы детей. Разделывать, разрезать шкуру животного)
- Чем занимались мужчины? (Ходили на охоту, рыбалку.)
- Чем занимались женщины? (Срывали плоды с деревьев, разыскивали яйца птиц, черепах, выкапывали съедобные корешки, собирали то, что давала им природа.)
- Почему первобытные художники рисовали животных? (От удачной охоты на этих животных зависела жизнь людей.)

Рассказ о первобытном человеке.

Пример рассказа:

Древнейший человек сильно отличался от современного, был похож на крупную обезьяну, но ходил на двух ногах. Руки были длинные, свешивались до колен. Лбы были низкие, покатые. Говорить древний человек еще не мог, он издавал лишь немногие отрывистые звуки, ими люди выражали гнев и страх, призывали на помощь и предупреждали друг друга об опасности.

Жили там, где всегда тепло. Поэтому им не нужно было заботиться о теплой одежде. Дома строили для того, чтобы защититься от непогоды и хищников. Большая часть времени первобытных людей уходила на поиски пищи. Женщины и дети срывали плоды с деревьев, находили съедобные корешки, разыскивали яйца птиц и черепах. А мужчины добывали на охоте мясо. В то время на земле жили мамонты.

Какой же стала жизнь людей к концу первобытной истории? (Люди не только занимались охотой и рыболовством, но и стали заниматься земледелием, скотоводством. Они научи
лись строить прочные дома, изготавливать орудия, шить одежду, изготавливать глиняную посуду).

Охота и собирательство занимали очень большое место в жизни первобытных людей. Но успех охоты и собирательства зависит от капризов природы: то лесной пожар погубит деревья со съедобными плодами и прогонит зверей, то засуха уничтожит траву, которая давала людям съедобное зерно. И вот однажды женщины заметили, что в том месте, где обычно на каменной терке перетирали зерна, выросли колоски с такими же зернами. Догадались они, что это проросли случайно рассыпанные зернышки. Попробовали специально рассыпать зерна - получилось, да еще как: где упало одно зерно, вырос целый колосок, а то и несколько. Теперь уже можно было выращивать зерно рядом с домом, а не бродить в поисках по лесам и лугам. Случалось так, что мужчины, убив на охоте, например, дикую свинью, приносили домой и оставшихся от нее поросят. Помещали детенышей в загон, кормили их, растили, и оказалось, что теперь неудача на охоте не страшна людям: вот она, еда - в загончике возле дома. Так возникли земледелие и скотоводство, так люди стали меньше зависеть от капризов природы.

VІ. Итог урока.

Почему самая древняя эпоха истории человечества названа первобытной?
- Чем отличается первобытный человек от современного?
- Дети, что интересного вы расскажите близким о первобытном человеке?

Домашнее задание: Составить рассказ о первобытном человеке.

Естественно, в каждом временном пространстве есть свои загадки и не раскрытые секреты. Первобытные люди вызывают много интереса и любопытства и у научных исследователей, и у обычных земных представителей человечества.

  • Где жили первобытные люди.
  • Чем питались первобытные.
  • Какие одежды носили.
  • Орудия труда первобытных людей.
  • Чем рисовали первобытные.
  • Продолжительность жизни.
  • Какие обязанности были у мужчин и женщин.

Где жили первобытные люди

Вопрос о том, как укрывались от непогоды и опасных животных той эры первобытные люди, очень интересный. Несмотря на свою, казалось бы, невысокую умственную развитость, первобытные люди отлично осознавали, что нужно организовать собственное гнездышко. Это говорит о многом и о том, что уже в то время у человечества был развит инстинкт самосохранения, и желание уюта имело свое место.

Хижины из костей и шкур животных . Если везло, и удавалось победить в охоте на мамонта, то из остатков зверя, после разделывания, люди прошлой эпохи выстраивали себе хижины. Они устанавливали мощные и прочные кости животного глубоко в землю, чтобы они держались и не выпали при неблагоприятных погодных условиях. После постройки основания, они натягивали достаточно тяжелую и крепкую шкуру зверей на эти кости, словно на фундамент, после чего закрепляли различными палками, веревками, чтобы сделать свой дом непоколебимым.


Пещеры и ущелья . Некоторым счастливилось разместиться в дарах природных, например, в ущелье гор или в пещерах, образованных самой природой. В таких сооружениях порой было намного безопаснее, нежели в самодельных хижинах. Проживало и в хижинах, и в пещерах порядка двадцати человек, так как жили первобытные люди племенами.

Чем питались первобытные люди

Первобытным людям были чужды такие продукты, которыми на сегодняшний день привыкли питаться мы. Они знали, что должны добыть и приготовить пищу собственными силами, поэтому всегда делали все возможное для получения добычи. В минуты удачи им удавалось полакомиться мясом мамонта. Как правило, за такой добычей шли мужчины, со всеми возможными для их времени орудиями для охоты. Часто бывало такое, что во время охоты погибало много представителей племени, все-таки мамонт не слабое животное, которое также способно себя защитить. Но если забить добычу удавалось, то вкусный и питательный рацион был обеспечен на длительный период времени. Первобытные люди готовили мясо на костре, который также раздобывали сами, ведь ни спичек, ни, тем более, зажигалок, в те времена и подавно не было.


Поход на мамонта опасен и не всегда увенчан успехом, поэтому не каждый раз мужчины рисковали и шли на столь непредсказуемый шаг. Основным рационом питания у людей первобытного времени было сыроедение. Они добывали различные плоды фруктов, овощей, коренья и зелень, которыми и насыщались.

Одежда первобытных людей

Первобытные люди часто ходили в том, в чем мать родила. Хотя, одежда в их повседневности также встречалась. Надевали они ее не из эстетических понятий, а с целью безопасности причинных мест. Чаще всего такую одежду надевали мужчины, чтобы во время охоты не повредить детородные органы. Женщины те же причинные места защищали для потомства. Одежду они делали из шкур животных, листьев, сена, найденных замысловатых корений.

Орудия труда первобытных людей


И для похода на мамонта, и для строительства очага первобытным людям, как и современным, были необходимы инструменты. Они самостоятельно сооружали и придумывали, какой формы, тяжести и предназначения должен быть каждый из них. Из чего их сделать, конечно же, они также придумывали сами. Для реализации придуманного использовали палки, камни, веревки, железки и много других деталей. Практически все орудия труда первобытных людей пришли в современный мир почти в неизменном виде, только поменялись материалы, из которых они производятся. Отсюда вывод, что уровень интеллекта у них был на высоком уровне.

Чем рисовали первобытные люди


Научные исследователи, расследуя секреты жизни первобытных людей, часто находят в их хижинах необычные и искусные рисунки. Чем же рисовали первобытные? Они придумали множество подручных средств, которыми можно было изобразить что-либо на стене. Это были и палки, которыми они выбивали узоры на стене, и твердые породы камня, и железные осколки. От того, что первобытные рисовали, приходят в восторг и удивление даже самые знатные ученые. У этих неизвестных людей был настолько высокоразвит уровень интеллекта и настолько высоко желание оставить о себе память, что они творили рисунки, которые сохранились на долгие тысячелетия.

Продолжительность жизни первобытного человека

Ни один ученый с точностью не смог озвучить точную цифру продолжительности жизни первобытных людей. Тем не менее, есть научные доказательства того, что практически ни один первобытный человек не прожил более сорока лет . Хотя, их жизнь была настолько насыщенной, полной свободы и творческих идей, что может и сорока лет достаточно, чтобы полностью воплотить все задуманное.


Их жизнь была опасна, непредсказуема, полна экстрима, в то же время, у них была высокая вероятность съесть испорченную, ядовитую или не пригодную для употребления еду. К тому же, охота, осуществление любых идей собственными руками, все это могло привести к летальному исходу.

В XIX в. остатков скелетов древнейших людей было известно очень мало. Самые древние найдены в Африке, поэтому считают, что именно на этом континенте эволюция человекообразных обезьян, продолжавшаяся много миллионов лет, привела к появлению человека. 3,5-1,8 млн лет назад по степям Африки уже бродили существа, которых назвали австралопитеками. У них были небольшой мозг и массивные челюсти, но они уже могли передвигаться в выпрямленном положении и держать в руках палку или камень.Учёные считают, что первые каменные орудия появились около 2,5 млн лет назад. Это были камни с острыми краями. Такими орудиями можно было срезать ветку, снять шкуру с убитого животного, расколоть кость или выкопать из земли корень. «Человек умелый» передвигался на ногах, а кисти его рук были приспособлены для того, чтобы не только держать палку или камень, но и изготавливать орудия. Говорить эти древнейшие люди ещё не умели; подобно обезьянам, они подавали друг другу сигналы криками, жестами, гримасами. Кроме растительной пищи они ели мясо животных, на которых, вероятно, охотились. Их группы были небольшими и состояли из нескольких самцов, самок с детёнышами и подростков.Около 1 млн лет назад появился новый вид - «человек выпрямленный». Это существо всё ещё напоминало своих предков - животных. Оно было покрыто шерстью, имело низкий лоб и сильно выдающиеся вперёд надбровные дуги. Но размер его мозга был уже довольно большим, приближаясь к размеру мозга современного человека. «Человек выпрямленный» научился делать различные орудия из камня - крупные рубила правильной формы, скребки, резцы. Такими орудиями можно было рубить, резать, строгать, копать, убивать животных, снимать с них шкуры, разделывать туши.Развитие трудовых навыков, способность мыслить, планировать свою деятельность позволили этим людям приспособиться к жизни в разных климатических условиях. Они жили в холодных областях Северного Китая и Европы, в тропиках острова Ява, степях Африки. Во время существования «человека выпрямленного» начался ледниковый период. Из-за образования ледников понизился уровень Мирового океана, между разделёнными прежде водой участками суши возникли сухопутные «-мосты», по которым люди смогли проникнуть, например, на остров Ява, где были найдены первые кости питекантропа.Стоянки располагались по берегам рек и озёр, в местах, где обитали большие стада животных. Питекантропы иногда жили и в пещерах, но не в глубине, где было опасно, а у выхода. Смелые охотники, добычей которых были крупные и сильные животные, загоняли стада оленей, быков, слонов на обрывы, в овраги или ущелья, где и убивали их копьями и камнями. Добычу делили между всеми. Первобытные люди начали пользоваться огнём, который согревал их, защищал от зверей и помогал охотиться. На огне начали готовить пищу, которую прежде ели сырой. Охота на крупных животных, защита от опасностей, переселение на новые территории - всё это требовало объединённых усилий многих людей. Их коллективы должны были быть достаточно многочисленными и сплочёнными. Усложнение образа жизни привело к тому, что старшие стали обучать младших, и подростки дольше, чем прежде, оставались с родителями и сородичами. Эти люди уже умели говорить. И всё же и их физическое развитие, и развитие культуры шло очень медленно: питекантропы, как и создававшиеся ими орудия, почти не изменяясь, просуществовали около 1 млн лет.

Историки определили время появления первого человека на Земле – это произошло около 2, 5 миллионов лет назад: тогда он еще был покрыт шерстью и не имел собственного языка. Его называют “человек умелый” или австралопитек. Около полутора миллионов лет назад ему на смену пришел “человек умелый” – более развитый и имеющий зачатки культуры.

Как жили древние люди: быт

В суровых условиях выжить в одиночку было невозможно, поэтому люди объединялись в общины, где занимались коллективным трудом. Орудия труда у них были общие, добыча также разделялась между всеми членами общины. Благодаря такому устройству появилась возможность передавать знания из поколения в поколение: старшие члены общины обучали младших нужным навыкам, если появлялась новая информация, она добавлялась к уже известной – так происходило ее накопление.

Орудия труда и огонь

Орудия труда древних людей были достаточно примитивными: основные орудия делались из камня, которым потом обрабатывали дерево и кость. Из каменей, откалывая куски нужной формы и размера, первобытные люди делали скребки, рубила и копья, которые пришли на смену просто заостренной палке. Посуда, в основном, выдалбливалась из дерева или костей животных. Позже человек научился плести корзины и сети для ловли рыбы. Раскапывая стоянки древних людей, археологи получили массу важных находок, по которым и были восстановлены эти факты.

В то время человек уже пользовался огнем, но добывать его еще не мог, так что костры тщательно сохранялись.

Рис. 1. Древний человек добывает огонь.

Охота и собирательство

Труд уже на этой стадии делился на женский и мужской. Более слабые, женщины, занимались собирательством, отыскивая в лесу травы, корешки и ягоды, а также птичьи яйца, личинки, улиток и т. п. Мужчины уходили на охоту. Как охотились древние люди?

Они не только использовали облавы, но и рыли ловушки, делали капканы.

И охота, и собирательство – это присваивающие формы хозяйства, которые принуждали племена к кочевому образу жизни: опустошая одну местность, они переходили в другую. Когда появились лук и стрелы, пищи стало добываться больше, опустошение происходило быстрее. К тому же стоянки нужно было располагать близко к воде, а это усложняло поиски нового места. Так условия вынудили людей перейти от присваивающей формы к производящей.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Рис. 2. Первобытный охотник.

Земледелие и скотоводство

Сначала люди стали приручать животных, и первым они одомашнили собаку, которая впоследствии помогала пасти стада и охотиться, а также охраняла дом. Затем были приручены свиньи, козы и овцы. Овладев навыками их разведения, древний человек смог завести и крупный рогатый скот. Стада также были общинными.

Последней одомашнили лошадь – это произошло приблизительно в 4 веке до н. э. Самыми первыми, по археологическим свидетельствам, это сделали племена, проживавшие в западной части евразийских степей.

Земледелием занимались женщины. Выглядел процесс посадки так: палкой-копалкой рыхлилась земля, куда кидались семена местных полезных растений. Позже на смену этому примитивному орудию пришла лопата, которая делалась из дерева с помощью каменного скребка, потом ее заменили мотыгой: палкой с суком, а потом палкой с привязанным к ней острым камнем.

Появление неандертальцев

Этот вид человека появился около 200 тысяч лет назад. К этому времени человек уже научился добывать огонь, его жизнь стала более ритуализированной. Из-за наступление ледникового периода люди перешли жить в пещеры, у них появились ремесла, например, выделываение шкур, из которых шили шубы. В тот же период зародилось искусство: рисунки, сделанный рукой первобытного человека, пока были очень примитивны – просто полосы и линии, но скоро появились и изображения животных. Такой развитой формы общения, как письмо, у неандертальцев не было.

Рис. 3. Неандерталец.

Неандертальцы вымерли 30 тысяч лет назад, и причина этого до сих пор не известна. Основная версия – вытеснение более развитыми кроманьонцами, “людьми разумными”.

Что мы узнали?

Из статьи на тему “Древние люди” (5 класс) мы узнали, что, согласно данным археологов, древнейшие люди по истории своего происхождения прошли четыре стадии развития от человека прямоходящего до человека разумного. У них были примитивные орудия труда и оружие, они занимались сначала присваивающими, а затем производящими формами деятельности, жили общинами.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 1337.

Как давно это было. Эволюция, теория Дарвина. Многие до сих пор не верят, что человек мог произойти от обезьяны. Как из древних полуобезьян могли получаться люди, которые со временем сделали кучу открытий, изобрели кучу полезных вещей и т.д. Ну вообще сейчас это не особо важно. Здесь мы собрались, чтобы рассказать вам интересные факты о первобытных людях, которые, мы надеемся, вам понравятся.

1. Первобытные люди очень долго не могли сами произвести огонь. Всё, что они могли сделать, это лишь поддерживать существующий огонь, который возникал из-за природных явлений. Но около 500 миллионов лет человек прямоходящий обнаружил, что если две сухие палки долго тереть друг о друга, то появляется огонь. Еще чуть позже они научились создавать огонь с помощью двух кусков кремня и сухой травы.

2. Первым животным, которое одомашнил человек был волк (предок ). Сначала эти животные использовались лишь для охоты, но чуть позже стали выполнять еще и сторожевые функции.

3. Первобытные люди, видимо, очень любили рисовать, так как в пещерах частенько находили древние рисунки, на которых в основном изображалась охота.

4. Древние люди часто охотились на мамонтов. Но несмотря на то, что мамонт — это огромное и мясистое животное, охота на него велась не ради мяса, а в основном ради бивней и кости, из которых они производили различные орудия труда.

5. 40000 лет назад люди уже играли на самодельных флейтах из слоновой кости. Это доказывают произведенные раскопки. А значит можно считать, что флейта — один из древнейших музыкальных инструментов.

6. Сколько зубов у здорового современного человека? Да, именно 32. А у первобытных людей их было аж 36. В то время пища была грубая и жесткая. И чтобы ее разжевать нужно было иметь большие и крепкие зубы. Но с умением готовить мясо на огне зубы стали уменьшаться, а некоторые вовсе исчезать со временем. Приготовленная пища становилась мягкой и нежной, поэтому в огромной челюсти больше не было необходимости и через поколения она подверглась изменениям.

7. Первобытные люди довольно быстро освоили украшения. Делали себе бусы из зубов хищников, амулеты из скорлупы, змеиная кожа и т.д.

8. У древних людей были свои орудия труда, которые являются прообразами современных инструментов. Например, существовал такой инструмент как «Рубило». Он имел заостренный конец и напоминал нечто среднее между ножом и топором. Но кроме того, чтобы резать и рубить, этот инструмент использовали еще и для дробления предметов и костей.

— Самые интересные факты обо всём на свете.


Самое обсуждаемое
Правители Османской империи Правители Османской империи
«Сонет к форме» В. Брюсов. Анализ стихотворения сонет к форме брюсова Пускай мой друг разрезав том «Сонет к форме» В. Брюсов. Анализ стихотворения сонет к форме брюсова Пускай мой друг разрезав том
Армия Великобритании: полная и безоговорочная оптимизация Кто является главнокомандующим всех вооруженных сил великобритании Армия Великобритании: полная и безоговорочная оптимизация Кто является главнокомандующим всех вооруженных сил великобритании


top