Понятие образовательной системы, ее свойства. Школа как образовательная система Функции государственных образовательных стандартов

Понятие образовательной системы, ее свойства. Школа как образовательная система Функции государственных образовательных стандартов

Статья 10. Структура системы образования

1. Система образования включает в себя:

1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;

2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;

4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

2. Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

3. Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.

КонсультантПлюс: примечание.

О соответствии образовательных и образовательно-квалификационных уровней в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе см. ст. 2 Федерального закона от 05.05.2014 N 84-ФЗ.

4. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование;

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование.

5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование - бакалавриат;

3) высшее образование - специалитет, магистратура;



4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

6. Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

7. Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.

Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих структур, в число которых входят:

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ: ПОНЯТИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ

Определение понятия системы образования дается в ст. 8 Закона РФ «Об образовании». Она представляет собой совокупность изаимодействующих подсистем и элементов:

1) государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности и преемственных образовательных программ;

2) сети реализующих их образовательных учреждений; 3)

органов, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им учреждений и организаций; 4)

объединений юридических лиц, общественных и государ ственно-общественных объединений, осуществляющих деятель ность в области образования.

Системообразующим фактором в данном случае выступает цель, которая заключается в том, чтобы обеспечить право человека на образование. Рассматриваемая система представляет собой определенную целостность, упорядоченность и взаимосвязь различных частей структуры такого сложного явления, как образование. Если образование понимать как процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, то систему образования в самом общем виде можно представить как упорядоченную совокупность отношений между субъектами образовательного процесса. Основным субъектом образовательного процесса является обучающийся. Неслучайно в определении образования, приведенном в преамбуле указанного закона РФ, на первое место поставлены интересы человека. Все названные элементы системы образования призваны обеспечить их реализацию.

В системе образования можно выделить три подсистемы: -

функциональную; -

организационно-управленческую.

Содержательная подсистема отражает суть образования, а также конкретное содержание образования того или иного уровня. Она в значительной степени определяет характер взаимосвязей между остальными подсистемами и элементами системы образования. Элементами данной подсистемы являются государственные образовательные стандарты и образовательные программы. Функциональная подсистема охватывает образовательные учреждения различных типов и видов, которые реализуют образовательные программы и непосредственно обеспечивают права и интересы обучающихся. Третья подсистема включает в себя органы управления образованием и подведомственные им учреждения и организации, а также объединения юридических лиц, общественные и государственно-общественные объединения образовательной направленности. Очевидно, в контексте данной правовой нормы имеются в виду не образовательные, а прочие учреждения, находящиеся в ведении органов управления образованием (для их обозначения специалисты применяют термин «подведомственная инфраструктура образования»). Это могут быть научные и научно-исследовательские институты, полиграфические предприятия, издательские центры, оптовые базы и др. В системе образования они играют достаточно важную роль, организационно обеспечивая ее эффективное функционирование.

Включение в систему образования различных видов объединений, которые осуществляют свою деятельность в рассматриваемой сфере, отражает государственно-общественный характер управления образованием, развитие демократических институтов и принципов взаимодействия государства, муниципальных образований, общественных объединений и иных структур в области образования в целях наиболее эффективной реализации права личности на развитие посредством повышения образовательного уровня.

2. Формы, виды, уровни получения образования (ст 10 и 17)

2. Понятие «образование».

Термин «образование» может рассматриваться в разных значениях. Образование является одной из важнейших сфер общественной жизни. Образование - это отрасль социальной сферы и отрасль экономики. Часто говорят об образовании как о квалификационном требовании при замещении тех или иных должностей, при заключении трудового договора.

Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Таким образом, образование - это процесс, который отвечает следующим признакам:

1) целенаправленность;

2) организованность и управляемость;

3) завершенность и соответствие требованиям качества.

3. Уровни образования.

В образовательном законодательстве понятие «уровень» используется для характеристики образовательных программ (ст. 9 Закона РФ «Об образовании»), образовательных цензов (ст. 27). В ст. 46 предусматривается, что договор о предоставлении платных образовательных услуг должен помимо прочих условий определять также уровень образования.

Образовательный уровень (образовательный ценз) - это минимально необходимый объем содержания образования, определяемый государственным образовательным стандартом, и допустимая граница нижнего уровня освоения этого объема содержания.

В Российской Федерации установлено шесть образовательных уровней (образовательных цензов):

1. основное общее образование;

2. среднее (полное) общее образование;

3. начальное профессиональное образование;

4. среднее профессиональное образование;

5. высшее профессиональное образование;

6. послевузовское профессиональное образование (п. 5. ст. 27 Закона РФ «Об образовании»).

7. дополнительное образование.

Достижение того или иного образовательного ценза обязательно подтверждается соответствующими документами. Освоение определенного образовательного уровня является необходимым условием для продолжения обучения в государственном и муниципальном образовательном учреждении последующего образовательного уровня. Наличие профессиональных образовательных цензов является условием для допуска к определенным видам деятельности, к занятию определенных должностей.

Можно сделать вывод, что уровень образования определяется уровнем реализуемой образовательной программы. Общеобразовательные программы реализуются на таких уровнях образования, как дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее, а профессиональные образовательные программы - на уровнях начального, среднего, высшего и послевузовского образования. Дополнительные образовательные программы (ст. 26 Закона РФ «Об образовании») осуществляются в пределах каждого уровня профессионального образования.

Дошкольное образование (ст. 18 Закона РФ «Об образовании») преследует цели воспитания детей раннего возраста, охраны и укрепления их здоровья, развития индивидуальных способностей детей и подготовки их к обучению в школе.

Общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее и среднее (полное) образование. Задачами начального общего образования являются воспитание и развитие обучающихся, обучение их чтению, письму, счету, основным навыкам учебной деятельности, элементам теоретического мышления, простейшим навыкам самоконтроля, культуры поведения и речи, а также основам личной гигиены и здорового образа жизни. Начальное общее образование - это база для получения основного общего образования, которое должно создать условия для воспитания, становления и формирования личности обучающегося, для развития его склонностей, интересов и способностей к социальному самоопределению. Оно является базой для получения среднего (полного) общего образования, а также для начального и среднего профессионального образования. Среднее (полное) общее образование должно развить в обучающихся интерес к познанию окружающего мира, их творческие способности, сформировать навыки самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения. На этой ступени обучения вводятся дополнительные предметы по выбору самого обучающегося в целях реализации его интересов, способностей и возможностей. Таким образом осуществляется первичная профессиональная ориентация школьников.

Начальное профессиональное образование (ст. 22 Закона РФ «Об образовании») обеспечивает подготовку работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного или полного общего образования.

Среднее профессиональное образование (ст. 23 Закона РФ «Об образовании») направлено на подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования. Базой для его получения могут быть основное или полное общее и начальное профессиональное образование. Среднее профессиональное образование может быть осуществлено на двух образовательных уровнях - базовом и повышенном. Базовый реализуется по основной профессиональной образовательной программе, обеспечивающей подготовку специалистов среднего звена, которая должна включать в себя общие гуманитарные, социально-экономические, математические, общие естественно-научные, общепрофессиональные и специальные дисциплины, а также производственную (профессиональную) практику.

Срок обучения на базе основного общего образования составляет не менее трех лет. Повышенный уровень среднего профессионального образования обеспечивает подготовку специалистов среднего звена повышенного уровня квалификации. Основная профессиональная образовательная программа на этом уровне состоит из двух компонентов: программы обучения специалиста среднего звена по соответствующей специальности и программы дополнительной подготовки, которая предусматривает углубленную и (или) расширенную теоретическую и (или) практическую подготовку по отдельным учебным дисциплинам (циклам дисциплин). Срок обучения в данном случае составляет не менее четырех лет. В документе об образовании делается запись о прохождении углубленной подготовки по специальности.

Высшее профессиональное образование (ст. 24 Закона РФ «Об образовании») направлено на подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня. Оно может быть получено на базе среднего (полного) образования либо среднего профессионального образования.

Основные образовательные программы высшего образования могут быть реализованы непрерывно и по ступеням.

Установлены следующие ступени высшего образования:

Неполное высшее образование;

Бакалавриат;

Подготовка дипломированных специалистов;

Магистратура.

Минимальные сроки обучения на указанных ступенях составляют соответственно два, четыре года, пять и шесть лет. Первый уровень является неполным высшим образованием, которое должно осуществляться по части основной образовательной программы. Завершение данной части программы позволяет продолжить высшее образование или, по желанию студента, без итоговой аттестации получить диплом о неполном высшем образовании. Второй уровень обеспечивает подготовку специалистов с квалификацией «бакалавр». Он завершается итоговой аттестацией и выдачей соответствующего диплома. Третий уровень высшего образования может осуществляться по образовательным программам двух типов. Первый из них состоит из программы обучения бакалавров по определенному направлению и специализированной научно-исследовательской или научно-педагогической подготовки в объеме не менее двух лет и завершается итоговой аттестацией, включающей в себя выпускную работу (магистерскую диссертацию), с присвоением квалификации «магистр», удостоверенной дипломом. Второй вариант образовательной программы предполагает подготовку и государственную итоговую аттестацию с присвоением квалификации специалиста (инженер, учитель, юрист и др.), что также подтверждается дипломом.

Послевузовское профессиональное образование (ст. 25 Закона РФ «Об образовании») обеспечивает повышение уровня образования, а также научной, педагогической квалификации на базе высшего образования. Оно может быть получено в аспирантуре, адъюнктуре и докторантуре, создаваемых в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных организациях. Его также можно условно разделить на две ступени: подготовка и защита диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук и доктора наук по специальности.

От профессионального образования следует отличать профессиональную подготовку (ст. 21 Закона РФ «Об образовании»), которая преследует цель - ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы. Она не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося и может быть получена в образовательных учреждениях начального профессионального образования и других образовательных учреждениях: в межшкольных учебных комбинатах, учебно-производственных мастерских, учебных участках (цехах), а также в образовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующие лицензии, и в порядке индивидуальной подготовки у специалистов, прошедших аттестацию и имеющих соответствующие лицензии.

Особую подсистему образует дополнительное образование, но оно не включено в структуру уровней образования, поскольку призвано обеспечить дополнительные образовательные потребности граждан, общества и государства.

4. Формы получения образования.

Определяя образование как целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах гражданина, общества и государства, необходимо принимать во внимание, что оно может быть получено в различных формах, наиболее полно отвечающих потребностям и возможностям субъектов образовательного процесса, прежде всего обучающегося. Форму получения образования в самом общем смысле можно определить как способ организации образовательного процесса. Классификация форм получения образования осуществляется по нескольким основаниям. В первую очередь в зависимости от способа участия образовательного учреждения в организации учебно-воспитательного процесса разграничивается получение образования в образовательном учреждении и вне его.

В образовательном учреждении обучение может быть организовано по очной, очно-заочной {вечерней), заочной формам. Различия между ними заключаются в основном в объеме аудиторной нагрузки, точнее - в соотношении между аудиторной нагрузкой и самостоятельной работой обучающегося. Например, если при очной форме обучения на аудиторную работу должно приходиться не менее 50 процентов всего объема часов, отведенных для освоения образовательной программы, то для обучающихся по очно-заочной форме - 20, а по заочной - 10 процентов. Этим обусловливаются и другие особенности организации образовательного процесса на разных формах обучения (в частности, определение количества консультаций, методического обеспечения и др.).

В последние годы в связи с развитием информационных технологий (компьютеризация, Интернет-ресурсы и др.) все большее распространение получают дистанционные образовательные технологии. Образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника, называются дистанционными (ст. 32 Закона РФ «Об образовании»). Она обеспечивает доступ к образованию для тех граждан, которые по каким-то причинам не имеют возможности получить образование в традиционных формах (проживающие в отдаленных местностях, страдающие теми или иными заболеваниями и др.). Дистанционные образовательные технологии могут использоваться при всех формах обучения. Порядок использования дистанционных образовательных технологий был утвержден приказом Минобрнауки РФ от 6 мая 2005 г. № 137. Наряду с традиционными информационными ресурсами для обеспечения процесса дистанционного обучения используются специализированные учебники с мультимедийным сопровождением, учебные видеофильмы, аудиозаписи и т. п. Текущий контроль и промежуточная аттестация могут осуществляться традиционными методами или с использованием электронных средств, обеспечивающих идентификацию личности (цифровой электронной подписи). Обязательная итоговая аттестация проводится в форме традиционного экзамена или защиты дипломной работы. Производственные практики обучающиеся проходят в обычном режиме, в то время как учебные могут быть организованы с применением дистанционных технологий. Соотношение объема проведенных учебных, лабораторных и практических занятий с использованием дистанционных технологий или путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся определяется образовательным учреждением.

Вне образовательного учреждения организуется семейное образование, самообразование и экстернат. В форме семейного образования могут быть освоены только общеобразовательные программы. Такая форма образования актуальна для определенных категорий обучающихся, которые могут испытывать трудности в освоении образовательных программ в обычных условиях. Возможно, кроме того, получение помощи педагогов, работающих на договорной основе, или родителей. В любом случае обучающийся проходит промежуточную и государственную итоговую аттестацию в образовательном учреждении.

Для организации семейного образования родители (иные законные представители) обучающегося заключают с общеобразовательным учреждением соответствующий договор, который может предусматривать обеспечение руководства по освоению общеобразовательной программы педагогами учреждения, проведение индивидуальных занятий по всем или нескольким предметам учителями данного учреждения либо самостоятельное их освоение. Образовательное учреждение согласно договору предоставляет обучающемуся на время обучения бесплатно учебники и другую необходимую литературу, оказывает ему методическую и консультативную помощь, предоставляет возможность выполнения практических и лабораторных работ на имеющемся оборудовании и осуществляет промежуточную (четвертную или триместровую, годовую) и государственную аттестацию. Труд учителей, которых образовательное учреждение привлекает для работы с обучающимся по данной форме, оплачивается на условиях почасовой оплаты исходя из тарифной ставки учителя. Порядок учета проведенных занятий определяется самим образовательным учреждением.

За освоение обучающимся образовательной программы родители совместно с образовательным учреждением несут ответственность в полном объеме. Родителям должны выплачиваться дополнительные денежные средства в размере затрат на образование каждого обучающегося на соответствующем этапе образования в государственном или муниципальном учреждении. Конкретный размер определяется исходя из местных нормативов финансирования. Выплаты производятся в соответствии с договором из фонда экономии средств образовательного учреждения. Дополнительные расходы родителей на организацию семейного образования,

превышающие установленные нормативы, покрываются ими за счет собственных средств. Родители вправе на любом этапе обучения расторгнуть договор и перевести ребенка на другую форму освоения образовательной программы. Образовательное учреждение также имеет право расторгнуть договор в случае неуспеваемости обучающегося по итогам двух и более четвертей по двум и более предметам, а также в случае неуспеваемости по итогам года по одному или нескольким предметам. При этом повторное освоение программы в данной форме не допускается.

Самообразование представляет собой самостоятельное освоение обучающимся образовательной программы. Юридическое значение оно приобретает только в сочетании с экстернатом. Под экстернатом понимается аттестация лиц, самостоятельно осваивающих образовательную программу. Экстернат допускается как в системе общего, так и в системе профессионального образования. Положение о получении общего образования в форме экстерната было утверждено приказом Минобразования РФ от 23 июня 2000 г. № 1884. Любой обучающийся вправе избрать экстернат как форму обучения. Для оформления экстерната необходимо подать заявление руководителю общеобразовательного учреждения не позднее чем за три месяца до аттестации и представить имеющиеся справки о промежуточной аттестации или документ об образовании. Экстерну предоставляются необходимые консультации по учебным предметам (включая предэкзаменационные) в объеме не менее двух часов, литература из библиотечного фонда учреждения, возможность пользоваться предметными кабинетами для проведения лабораторных и практических работ. Экстерны проходят промежуточную аттестацию в порядке, определяемом учреждением. Если они прошли аттестацию за полный курс переводного класса, их переводят в следующий класс, а по окончании определенной ступени обучения допускают к итоговой аттестации.

По аналогичной схеме (правда, с некоторыми особенностями) реализуются в форме экстерната профессиональные образовательные программы. Например, Положение об экстернате в государственных, муниципальных высших учебных заведениях Российской Федерации, утвержденное приказом Минобразования РФ от 14 октября 1997 г. № 2033, предоставляет право на получение высшего образования в такой форме лицам, имеющим среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование. Прием и зачисление в вузы осуществляются в общем порядке. Кроме студенческого билета и зачетной книжки экстерну выдается аттестационный план. Он бесплатно обеспечивается примерными программами учебных дисциплин, заданиями для контрольных и курсовых работ, другими учебно-методическими материалами. Текущая аттестация экстернов включает в себя прием экзаменов и зачетов по дисциплинам, предусмотренным основной образовательной программой по избранному направлению подготовки или специальности; рецензирование контрольных и курсовых работ, отчетов по производственной и преддипломной практикам; прием лабораторных, контрольных, курсовых работ и отчетов по практике. Прием экзаменов проводится комиссией из трех штатных профессоров или доцентов, назначаемой распоряжением декана факультета. Сдача экзамена протоколируется членами комиссии. К протоколу прилагаются письменные ответы и другой письменный материал, сопровождающий устный ответ. Другие виды текущей аттестации проводятся в устной форме. Оценка выставляется в специальной аттестационной ведомости, которая подписывается членами комиссии и визируется заведующим кафедрой. Положительные оценки проставляются затем председателем комиссии в зачетную книжку. Итоговая аттестация экстернов осуществляется в общеустановленном порядке и предусматривает сдачу государственных экзаменов и защиту дипломного проекта (работы). Аттестация может проводиться как в одном, так и в нескольких вузах.

В системе профессионального образования право обучающихся на выбор отдельных форм обучения может быть ограничено с учетом специфики подготовки по определенным специальностям. Например, постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. № 463 утвержден Перечень специальностей, получение которых в очно-заочной {вечерней) форме и в форме экстерната в образовательных учреждениях среднего профессионального образования не допускается; постановлением Правительства РФ от 22 ноября 1997 г. № 1473 был утвержден Перечень направлений подготовки и специальностей, по которым не допускается получение высшего профессионального образования в заочной форме и в форме экстерната. В частности, в такие перечни включены некоторые специальности в области здравоохранения, эксплуатации транспорта, строительства и архитектуры и др.

Образовательное законодательство допускает сочетание различных форм получения образования. При этом для всех его форм в рамках конкретной основной образовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт.

5. Заключение.

Таким образом, образование как система может рассматриваться в трех измерениях, в качестве которых выступают:

– социальный масштаб рассмотрения,т. е. образование в мире, стране, обществе, регионе и организации, образование государственное, общественное и частное, образование светское и клерикальное и т. д.;

– ступень образования (дошкольное, школьное, среднее профессиональное, высшее профессиональное с различными уровнями, учреждения повышения квалификации, аспирантура, докторантура);

– профиль образования: общее, специальное, профессиональное, дополнительное.

Под системой принято понимать совокупность некоторого множества закономерно взаимосвязанных между собой элементов, образующих определенную целостность. Это определение в полной мере применимо к феномену образования, представляющего собой так называемую большую, или сложную систему, элементами которой выступают системы низшего уровня, или подсистемы. В то же время в силу своего динамичного характера образование как система должно рассматриваться в виде развивающейся сети элементов различного типа и уровня. Образовательными системами, вообще говоря, следует считать все те социальные институты, главной целью которых является образование человека.

Образование как система может рассматриваться в трех измерениях, в качестве которых выступают:

во-первых , социальный масштаб рассмотрения, то есть образование в мире, определенной стране, обществе, регионе, отдельной организации и т.д. Здесь же рассматривается система государственного, частного, общественного, светского, клерикального и т.п. образования;

во-вторых , уровень, или ступень образования. Такими ступенями являются дошкольное, школьное, среднее профессиональное, высшее образование, магистратура, различные системы повышения квалификации и переподготовки кадров, аспирантура, докторантура;

в-третьих , профиль образования. В соответствии с ним различают общее, специальное (математическое, гуманитарное, естественно-научное и т.д.), профессиональное, дополнительное образование.

Образовательная система имеет конкретные образовательные учреждения, в которых непосредственно осуществляется выполнение соответствующих задач. Основными структурными элементами феномена образования как конкретного образовательного учреждения являются следующие (рис. 16):

Цели и задачи образования.

Способы получения образования.

Формы организации образовательного процесса.

Качество образования.

Образовательная среда.

Субъекты и объекты образовательного процесса.

Результат образования, который определяет уровень образованности человека, приобретенный в процессе образования.

Рассмотрим подробнее сущность и назначение каждого из этих элементов.

Рис. 16. Общая структура феномена образования

Под целями и задачами образования принято понимать сознательно запланированные ожидаемые результаты, которых стремится достичь общество, государство и сам человек в настоящее время и в ближайшем будущем. Этим ожидаемым результатом является человек, обладающий современными знаниями и умениями и способный успешно их применять в профессиональной деятельности и в жизни. Целью современного образования является также развитие тех свойств и качеств личности, которые необходимы как ей самой, так и об­ществу для возможности эффективного включения человека в социально значимую деятельность.

Одной из характерных особенностей современного образования является то, что оно происходит в быстро изменяющейся информационной среде, богатой постоянно обновляющимися знаниями, в которой должны учиться и студенты, и преподаватели. В связи с этим в новых условиях для достижения указанной цели главными задачами образования являются:

Формирование базовых знаний;

Формирование у человека умения и стремления самостоятельно учиться и профессионально совершенствоваться;

Формирование мотивационной ориентации на продуктивно-контрибутивный процесс обучения.

Важнейшей же задачей образования сегодня является оптимизация обучения, то есть определение таких способов и форм подготовки специалистов, которые позволили бы улучшить качество их образования при возможном сокращении затрат.

Оптимизировать систему образования в данном случае возможно за счет сокращения необходимого объема информации и оставления только той, которая крайне необходима студенту для решения конкретных задач, указанных в требованиях социального заказа.

В современных условиях при определении целей образования обычно учитываются как социальный запрос государства и общества, так и цели отдельного человека, его интересы и склонности. Цели образования зависят от различных условий: от характера общества, от государственной образовательной политики, от уровня развития культуры, от системы приоритетных ценностей и социально-экономического положения страны.

Содержание понятия “образование” означает определенную совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, определенной практической подготовки, достигнутых в учебно-воспитательном процессе. В каждом конкретном образовательном учреждении под содержанием образования понимается содержание деятельности субъектов образовательного процесса, то есть педагогической деятельности преподавателя и учебно-познавательной деятельности студента.

Под общим понимается образование, результатом которого является способность человека к выполнению его общекультурных, общечеловеческих функций и видов деятельности. Специальное же образование обеспечивает подготовку к специальным, прежде всего профессиональным видам деятельности.

Политехническое образование рассматривается как область пересечения общего и специального образования, которая обеспечивает возможность успешной жизнедеятельности человека любой профессии в нашем сложном технизированном мире, в условиях постоянного развития и усложнения техносферы.

Профессиональное образование представляет собой определенный вид образования, который готовит человека к выполнению определенных социально-дифференцированных функций.

Правильный отбор содержания образования определяет качество обучения и его влияние на формирование и развитие личности.

На различных исторических этапах развития общества содержание образования качественно меняется в зависимости от разных факторов - от социально-экономических, политических условий, от тех целей и актуальных задач, которые ставит общество перед учебно-воспитательными учреждениями различного типа, а также от целей и перспектив развития самого общества.

Содержание образования каждой дисциплины конкретизируется в образовательных программах, каждая из которых содержательно находит свое отражение в учебном плане, учебниках и учебных пособиях. Существует несколько способов структурирования и конструирования содержания образования, которые в педагогической практике определяют способы разработки образовательной программы по данной дисциплине и написание соответствующего учебника. Основными из этих способов являются линейный, концентрический, спиралеобразный и модульный.

Линейный способ структурирования содержания учебной дисциплины заключается в ее разбиении на некоторую совокупность относительно законченных разделов и тем, возможность последовательного изучения которых обеспечивается тем, что материал каждого последующего раздела базируется на уже известной студентам информации, усвоенной в предыдущих разделах (рис.17).


Рис. 17. Схема последовательного

На этой схеме сплошные стрелки показывают последовательность изучения разделов и тем курса, а пунктирные – возможные зависимости содержания данного раздела от содер­жания предыдущих разделов.

Концентрический способ структурирования содержания учебного материала также заключается в его разбиении на отдельные крупные разделы, как бы вложенные последовательно друг в друга. Изучение такой дисциплины происходит путем последовательного освоения понятийно-информационного поля каждого предыдущего уровня, что создает предпосылки перехода к освоению понятийно-информационного поля последующего, более глубокого уровня (рис. 18).


Рис. 18. Концентрический способ
структурирования содержания образования

Спиралеобразный способ структурирования содержания учебного материала несколько напоминает концентрический, однако принципиальным отличием здесь является изучение одного и того же материала с постепенным углублением уровня его сложности и строгости изложения на каждом новом витке спирали (рис. 19). Обычно таких витков может быть два-три. Примером использования этого способа может служить изучение физики в средней школе и вузе.

Рис. 19. Спиралеобразный способ
структурирования содержания образования

Модульный способ структурирования содержания учебного материала какой-либо дисциплины состоит в таком его разбиении на отдельные законченные, относительно самостоятельные модули, которое позволяет организовать различные варианты их изучения. Имеется в виду возможность не только последовательного, но и параллельного изучения, даже с различными преподавателями. При этом отдельные модули могут принимать форму самостоятельных дисциплин, результат итогового контроля по окончании их изучения может засчитываться студентам при сдаче экзамена или зачета по всему курсу. Схематически этот способ структурирования учебного материала можно представить в виде рис. 20.


Рис. 20. Модульный способ структурирования
содержания образования

Следует подчеркнуть, что для каждого из рассмотренных здесь способов структурирования содержания учебного материала можно привести как его достоинства, так и определенные недостатки. Поэтому в реальной педагогической практике следует исходить из конкретных задач учебной дисциплины, условий ее изучения и интересов студентов.

При проектировании содержания образования, помимо способов его структурирования, существует и играет очень важную роль такая педагогическая категория, как уровни формирования содержания образования. Обычно выделяется три основных уровня формирования содержания образования (рис. 21).

1. Уровень общего теоретического представления – необходимое содержание фиксируется в виде обобщенного представления об основных компонентах социального опыта, которым студентам необходимо овладеть в процессе обучения.

2. Уровень учебной дисциплины – работа над отдельными элементами, содержания и детализация их специфических целей и функций в общем контексте проектируемого содержания, а также формирование и конкретизация представлений об основных формах реализации данного содержания в образовательном процессе.


Рис. 21. Уровни формирования содержания образования

3. Уровень учебного материала – реализуется разработка содержания образования в составе, характере и содержании того материала, который и становится непосредственным предметом или средством учебной деятельности – в учебниках, учебных пособиях, методических руководствах.

Каждому из выделенных здесь уровней проектирования содержания соответствует тот или иной тип нормативной документации.

Важнейшим документом, фиксирующим содержание образования на уровне общего теоретического представления, является учебный план специальности , устанавливающий состав дисциплин, изучаемых в данном вузе, их распределение по годам обучения, недельное и годовое количество времени, отводимое на каждый из них. Он определяет общее направление и основное содержание подготовки специалистов, виды, формы и методы учебной работы, формы и сроки проверки знаний студентов. Каждые 5 лет учебные планы пересматриваются на основе накопленного опыта и с учетом происшедших и прогнозируемых изменений в науке, технике, производстве, культуре.

Свою конкретизацию учебный план получает на втором уровне проектирования содержания – на уровне учебных дисциплин, состав, содержание, цели и функции которых отображаются в учебных программах. В программе определяется содержание конкретной учебной дисциплины, объем знаний, умений, навыков, который должен быть получен в процессе ее изучения; формы, методы, средства обучения, виды промежуточного и итогового контроля. Программа включает также объяснительную записку, где раскрываются задачи изучения учебной дисциплины и ее связь с другими дисциплинами учебного плана.

Дальнейшая конкретизация содержания образования осуществляется на третьем уровне – на уровне учебного материала. Важнейшей формой фиксации учебного материала является учебник, выступающий ведущим элементом в комплексе учебных пособий и других элементов методического обеспечения процесса изучения данной дисциплины. Вузовский учебник должен удовлетворять определенным требованиям: иметь высокий научный уровень, ориентировать обучаемых на глубокое самостоятельное изучение дисциплины, соответствовать практике, учитывать межпредметные связи и т.д.

С 1991 года в Украине начали возрождаться гимназии, лицеи, колледжи, появились новые образовательные системы, центры творчества и др. В связи с этим различные школы и вузы работают сегодня по разным учебным планам и программам. Государством при этом устанавливаются только общие стандарты и требования, удовлетворение которых является обязательным условием выдачи государственного документа, подтверждающего уровень полученного образования – аттестата зрелости или диплома.

Существует несколько различных способов получения образования. К основным из них сегодня относятся:

Обучение в конкретном учебном заведении с последующей сдачей выпускных экзаменов или защитой дипломной работы (проекта).

Индивидуальное обучение на дому самостоятельно или с помощью педагогов и сдача экзаменов и других форм отчетности государственной экзаменационной комиссии при конкретном учебном заведении (экстернат).

Дистантное, или дистанционное образование (от англ. distanse – расстояние) представляет собой обучение с помощью компьютера и специальных обучающих программ, размещаемых в сети Интернет.

Заочная форма обучения с написанием контрольных работ, посещением установочных, обобщающих лекций по все­му курсу, консультаций, а также со сдачей зачетов и экзаменов и (или) защитой выпускной (дипломной) работы.

Различают следующие формы организации образовательного процесса:

Урок (длительностью 35 или 45 минут) – в школе;

Лекция (длительностью 90 или 120 минут) с перерывом или без – основная форма обучения в вузе;

Семинарские или практические занятия для всей учебной группы предназначены для более глубокой проработки и практического закрепления материала, прослушанного на лекции;

Лабораторный практикум – практическое занятие с применением техники, специальной аппаратуры, проведением эксперимента, опыта, исследования.

Групповые или индивидуальные консультации с преподавателем по отдельным учебным темам или вопросам.

Качество образования определяется:

Степенью соответствия целей и результатов образования;

Соответствием между различными параметрами в оценке результата образования конкретного человека (качеством и глубиной его знаний, степенью сформированности соответствующих умений и навыков, развитостью творческих и индивидуальных способностей, качеств личности и ценностных ориентаций);

Степенью соответствия теоретических знаний и умений их практическому использованию в жизни и профессиональной деятельности при развитии потребности человека в постоянном обновлении своих знаний и умений и непрерывном их совершенствовании.

Качество образования зависит от многих факторов, прежде всего от качества педагогической деятельности образовательного учреждения, а также от его учебно-материальной базы и научно-методического, организационно-управленческого, технического и кадрового обеспечения, научной школы, через которую проходит студент в годы обучения в вузе.

Атмосфера и среда образовательного процесса представляют собой комплексные понятия, включающие:

Хорошие взаимоотношения между всеми субъектами образования,

Помощь и доброжелательность преподавателя по отношению к студентам,

Рациональную и эффективную организацию учения,

Создание атмосферы творческого развития,

Постоянную поддержку интереса к учению.

Характерной чертой системы образования является то, что она представляет собой непрерывно развивающуюся систему. Она ориентирована на будущее, поэтому должна соответствовать требованиям времени и одновременно основываться на стратегии развития общества и человека в нем.

Принципы образования.

Педагогическая практика высшей школы сформировала некоторую совокупность общих методологические принципы определения содержания образования и планирования учебного процесса. Рассмотрим эти принципы.

Принцип соответствия содержания образования во всех его элементах и на всех уровнях конструирования требованиям развития общества, науки, культуры и личности. Он предполагает включение в содержание образования как традиционных знаний, умений и навыков, так и информации, отражающей современный уровень развития социума.

Принцип структурного единства содержания образования на различных уровнях его формирования предполагает наличие согласованности теоретических представлений, учебного предмета, учебного материала, педагогической деятельности, личности обучаемого.

Принцип гибкости, прогностичности, единства и непрерывности, разнообразия образования.

Принцип обязательности наличия полного общего среднего образования , поскольку содержание высшего образования базируется на знаниях, получаемых учениками в средней школе.

Принцип органической взаимосвязи с мировой и национальной культурой, традициями . В условиях глобализации его роль только усиливается, поскольку специалист, с одной стороны, должен обладать конкурентоспособностью на международном рынке труда, а с другой – заботиться о сохранении и приумножении достижений национальной культуры своей страны.

Существует и целый ряд других принципов, общая направленность которых состоит в формировании высоконравственной творческой личности с системным инновационным мышлением.

Таким образом, образование как система представляет собой основу всего интеллектуального, культурного, духовного, нравственного и социально-экономического развития общества и государства.

Модуль 1. Образовательные системы в общетеоретическом аспекте

Вопросы:

1. Понятие и виды образовательных систем.

2. Системы образования в общегосударственном масштабе.

3. Система образовательных организаций в современной России.

4. Образовательная организация как система.

5. Образовательный процесс как система.

Литература:

Воробьева С.В. Основы управления образовательными системами: учеб. пособие. для студ. высш. учеб. заведений / С.В.Воробьева. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 208 с. – с. 21-24, 84-94.

Вопрос 1. Понятие и виды образовательных систем.

Под системой (в общетеоретическом аспекте) понимается нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей (С.И.Ожегов).

Образовательной системой считается всякая специально организованная система, предназначенная для включения человека в культуру (прошлую, настоящую и будущую) для того, чтобы сформировать определенную готовность к действию, наладить механизмы ориентации, адаптации, побуждения, коммуникации, продуцирования ценностей культуры. (С.В.Воробьева)

Исходя из такого понимания, можно выделить следующие виды образовательных систем:

· Системы образования в общегосударственном масштабе (система образования РФ; система образования региона (субъекта РФ); муниципальная система образования).

· Система образовательных учреждений.

· Образовательное учреждение как система.

· Образовательный процесс как система.

Вопрос 2. Системы образования в общегосударственном масштабе. (Воробьева С.В. Основы управления образовательными системами: учеб. пособие. для студ. высш. учеб. заведений / С.В.Воробьева. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 208 с. – с. 21-24, 84-94; http://ru.wikipedia.org/)

Структура системы образования в РФ складывается из следующих компонентов:

· Государственные образовательные стандарты и образовательные программы различного уровня и направленности;

· Сеть образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов;

· Органы управления образованием.

Структуры региональной и муниципальной систем образования адекватны указанной выше структуре.

Государственные образовательные стандарты выступают, наряду с Законом РФ «Об образовании», Федеральной программой развития образования, Национальной Доктриной образования, а также Концепцией модернизации образования, важнейшим государственным законодательным документом в области образования.

Введенные в 90-е г.г. прошлого века, ГОСы выполняют следующие функции:

Выступают государственными механизмами обеспечения гарантий на образование для всех учащихся (независимо от того, по какой программе и в каком типе школ они обучаются).

Обеспечивают целостность образовательного пространства в рамках РФ.

Расписывают требования к результатам, содержанию и структуре образовательных программ и условиям реализации стандарта (три Т)

В настоящее время в российском образовании действуют ФГОСы начального общего образования (1-4 классы), принятые в 2009 г. (стандарты нового поколения). С сентября 2013 г. вступили в силу стандарты нового поколения для основного среднего образования (5-9 классы). Принципиальное отличие стандартов нового поколения в том, что они в качестве приоритетных провозглашают цели развития личности обучаемых средствами образования, в силу чего основными результатами образования признаются не только предметные (зуны), но и метапредметные (так называемые универсальные учебные действия, выступающие показателями самостоятельной учебной деятельности и, как следствие, показателями личностного развития).

Государственные образовательные стандарты создаются для различных уровней образования в РФ: начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования, среднего специального образования, высшего профессионального образования. В 2014 г. впервые был введен ФГОС дошкольного образования, придя на смену Федеральным государственным требованиям (ФГТ).

На основе стандартов создаются основные образовательные программы (ООП) для различных уровней образования.

Образовательная программа (ООП) – нормативный документ, определяющий содержание образования определенного уровня и направленности. В РФ реализуются образовательные программы, которые разделяются на:

· Общеобразовательные (основные и дополнительные);

· Профессиональные (основные и дополнительные).

К общеобразовательным программам относятся:

· Программы дошкольного образования;

· Программы начального общего образования;

· Программы основного общего образования;

· Программы среднего (полного) общего образования.

· Основные требования к результатам освоения ООП: предметным, метапредметным и личностным.

·- учебный план

·- программы учебных дисциплин

·- Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся

·- Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

·- Программа коррекционной работы

·- программы внеурочной работы

· Технологии, методы и методики обучения и воспитания.

· Формы обучения и воспитания, режимные условия реализации ООП.

· Набор диагностик (дидактических, социально-педагогических, психологических и пр.).

Основные требования к условиям реализации ООП.

Вопрос 3. Виды образовательных систем. Система образовательных организаций в современной России.

Система образовательных организаций (ОО) в современной России представлена следующими типами ОО:

- дошкольные. Виды ДОО: детский сад; детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития детей (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и т.п.); детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалификационной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников; детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур; детский сад комбинированного вида (в состав которого могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании); центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех детей;

- общеобразовательные. Виды ОО: средние общеобразовательные школы; школы с углубленным изучением отдельных предметов; гимназии; лицеи; вечерние школы; образовательные организации типа интернатов; специальные школы для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии; внешкольные образовательные организации (детские музыкальные и художественные школы, школы искусств, хоровые и хореографические студии, фольклорные ансамбли, детско-юношеские спортивные школы, станции юных техников, центры досуга и др.);
- организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей . Виды ОО: детский дом; детский дом семейного типа;

- организации дополнительного образования. Виды ОДО: (организации дополнительного образования детей; организации дополнительного образования взрослых;

- организации профессионального образования (Виды ОПО: средние, высшие);

- другие организации , предоставляющие образовательные услуги (учебно-производственный межшкольный комбинат).

Вопрос 4. Образовательная организация как система (Воробьева С.В. Основы управления образовательными системами: учеб. пособие. для студ. высш. учеб. заведений / С.В.Воробьева. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 208 с. – с. 21-24, 84-94.)

Рассмотрим с позиций системного подхода такой вид общеобразовательной организации, как школа. Школа как система имеет достаточно сложную структуру, тем более что необходимо говорить о системе школы в нескольких масштабах: в социальном масштабе, в масштабе коллективов, в масштабе процессов.

Инвариантным структурным компонентом в системе «общеобразовательная школа» при любом масштабе выступает целевой блок, включающий миссию и цель деятельности школы.

Миссия школы (термин заимствован из понятийного аппарата педагогического менеджмента) – принятое коллективно и в добровольном порядке решение о предназначении школы. Миссия – это своего рода идеал, отражающий общие ценности, к которым стремится педколлектив школы. Пример формулировки миссии школы: Мы обеспечим самое лучшее образование для всех учащихся, будем поддерживать профессиональный рост педагогов и способствовать развитию сообщества педагогов, родителей и учеников.

Миссия стала формулироваться школами достаточно недавно в связи с возрастанием самостоятельности школы, ее роли как регионального центра культуры и образования (в населенном пункте, районе). Миссия школы формулируется с учетом социального заказа региона и возможностей педагогического коллектива. Часто, определяясь со своей миссией, школа определяется с собственным видом и статусом.

Цель деятельности школы – прогнозируемые образовательные результаты, к которым стремится школа, достижение которых планируется за определенный, достаточно длительный временной период. Долгосрочная цель школы формулируется в зависимости от ее миссии. Цели школы, планируемые на краткосрочную перспективу, - это уже задачи школы. В формулировках задач расписываются этапы и способы достижения цели школы. Требования к цели и задачам школы (целевому компоненту деятельности школы):

· достижимость (=реальность);

· измеримость (формулируемость в количественных показателях);

· конкретность (выражается в том, что формулировки содержать указание сроков достижения прогнозируемых результатов).

Пример формулировки цели школы: К ….году (через пять лет) создать условия для достижения 80% учащихся школы планируемых образовательных результатов; повышения квалификации и переподготовки 60% педагогов школы; вовлечения 40% родителей в деятельность по организации досуга учащихся во внеурочной среде школе.

Вариативные структурные компоненты школы как системы:

В социальном масштабе структура школы аналогична структуре системы образования в России:

· Совокупность образовательных программ и стандартов, реализуемых школой.

· Структурные подразделения, реализующие образовательные программы (классы, группы, кружки и др.).

· Школьные службы и структуры управления.

В масштабе коллективов:

· Структуры общественного управления школой (совет школы, собрание школы, попечительский совет школы).

· Администрация школы.

· Педагогический коллектив.

· Ученический коллектив.

· Коллектив родителей.

В масштабе процессов, осуществляющихся в школе (образовательного, инновационного, обеспечивающего и управленческого). Рассмотрим систему школы с позиции образовательного процесса:

· Процессы обучения по отдельным предметам.

· Процессы обучения по циклам предметов.

· Процессы обучения по классам.

· Процессы обучения по параллелям.

· Процессы обучения по ступеням школы.

· Процессы обучения по сменам.

· Процесс воспитания различных категорий учащихся.

· Процесс дополнительного образования.

Вопрос 5. Образовательный процесс как система.

Образование необходимо рассматривать с позиции комплексного системно-процессуального подхода, т.е. как процесс и как систему.

Образование как процесс - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов (Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», 2013 г.).

Из формулировки видно, что образование как процесс носит двусторонний характер, т.к. является совокупностью таких со-процессов, как процесс обучения и процесс воспитания.

При рассмотрении образования как процесса, однако, сохраняется системный подход, с точки зрения которого:

Образовательный процесс как система представляет собой совокупность таких находящихся во взаимосвязи и взаимообусловленности компонентов образовательного процесса, как целевой, содержательный, процессуальный компонент (технологии, методы, формы, средства образования и его организации), диагностический (результативный) компонент.

С позиции системного подхода образовательный процесс – это также совокупность систем обучения и систем воспитания.

В силу того, что современное образование нацелено на развитие человека в процессе обучения и воспитания, то схематически развивающее образование как процесс и как систему можно представить как совокупность развивающих процессов и систем обучения и воспитания:

Развивающее образование как процесс

Развивающее образование как система

При изучении содержания данного учебного курса мы с системных позиций раскроем образовательный процесс в современной начальной школе, вникнув в особенности его целевого, содержательного и процессуального компонентов, а также изучим образовательные системы, действующие в современной начальной школе.

Образовательные системы представляют собой основной объект обновления и реформирования в условиях переходного периода при развитии общества. Содержание образования, а также его дальнейшая реализация позволяют воплотить цели, которые ставятся обществом перед новым поколением, и укрепить незыблемые ценности. Но при этом успешная реализация установленных реформ представляет собой достаточно сложную и труднодостижимую задачу, которая подразумевает тщательное планирование, грамотно разработанную стратегию, особое внимание к ресурсам и, конечно же, приверженность данной цели тех людей, которые занимаются ее реализацией.

Реформы, затрагивающие образовательные системы, затрудняются в реализации еще и тем, что их проведение осуществляется в таком обществе, где инфраструктура и преподаватели не обеспечиваются соответствующим количеством ресурсов.

Как было раньше

Предыдущая советская система отличалась наличием достаточно жестких учебных планов, составление которых осуществлялось централизованно. Такие планы основывались на том, что ученики постоянно зарабатывали факто-логические познания в различных предметах, направленных на узкие специализации. Основной акцент делался на науку, а также на инженерное дело, в то время как каким-либо педагогическим инициативам со стороны учителей или школьного руководства практически не отводилось никакого места.

Образовательные системы СССР предусматривали наличие общего учебного плана для всех обслуживаемых школ, и его составление осуществлялось под пристальным руководством со стороны правительственных учреждений. Производство учебников осуществлялось монопольно государством, и при этом они были абсолютно бесплатными. Таким образом, полностью отсутствовала структурированная система оценки образовательных стандартов в масштабе нации, а все потребности определялись в соответствии с централизованным планированием распределения рабочих сил.

Как сейчас

Российское общество постоянно перестраивается и параллельно старается переоценивать свои цели и ценности, что влечет за собой демократизацию в образовательной сфере. Индивидуализация, гуманизация, а также использование новых концепций гражданского образования – образовательные системы нынешнего времени выделяют место для указанных этих факторов. Во многом это обеспечивается за счет широчайшего разнообразия доступных типов общеобразовательных заведений (наподобие ФРГ), а также вариативности образовательных программ, что имеет непосредственную связь с развитием нынешней сети негосударственных общеобразовательных учреждений.

Особенности образования в РФ

На сегодняшний день Министерство образования РФ использует такую систему, которая является предельно схожей с немецкой, но все-таки представлена в гораздо более упрощенном виде:

  • Дошкольное образование, которое должно обеспечивать детей элементарными знаниями, не приравнивается к первой ступени школьного образования. В детский сад малыши отдаются приблизительно с возраста года или полутора лет, и находятся там вплоть до достижения шестилетнего возраста (также добровольно при наличии желания со стороны родителей).
  • Начальное образование стартуе с достижения ребенком возраста полных шести лет и длится на протяжении четырех лет (в соответствии с результатами последних реформ в области образования). В отличие от Германии Министерство образования РФ позволяет получить детям начальное образование уже в лицеях или же гимназиях, так как в России эти типы заведений имеют комплексное представление и предлагают обучение с 1 по 11 классах.
  • Неполное среднее образование в гимназиях, лицеях, а также любых общеобразовательных школах длится на протяжении пяти лет. Окончание девяти классов любого из перечисленных учебных заведений дает ученику право на аттестат о получении общего среднего образования.
  • Производственно-техническое, или полное среднее образование, дающее возможность человеку поступать в дальнейшем в колледж, техникум или какие-либо другие профессиональные учреждения допускается после завершения обучения в 10 и 11 классах гимназий, школ или лицеев с получением диплома о среднем образовании. Данное право также распространяется на тех людей, которые уже закончили любые профессиональные учреждения, в то время как в Германии подобное считается неприемлемым.
  • После получения высшего образования человеку вручают диплом специалиста, а также присваивают степень бакалавра, магистра или же мастера, и при этом ему дается право повышения своей квалификации в НИИ или университете, чтобы получить степень кандидата или даже доктора наук.

Помимо всего прочего, в последнее время проводится активная индивидуализация обучения, что также сказывается на качестве образовательной системы.

Дошкольное образование

В России достаточно давно уже используется расширенная система обеспечения знаниями детей дошкольного возраста. На данный момент управление образовательными системами уделяет ей достаточно большое внимание, поэтому она по-прежнему играет огромную роль в процессе решения различных вопросов раннего воспитания и образования детей. Сегодня система построена таким образом, чтобы полностью соответствовать запросам детей в возрасте 3-7 лет, при этом ясли могут посещаться малышами возрастом от 1 до 3 лет, а в редких случаях допускается даже уход за детьми в возрасте от двух месяцев до года. В преимущественном большинстве детские сады финансируются государством, а также муниципальными или ведомственными органами.

Какие сады выбрать?

В последнее время управление образовательными системами привело к тому, что люди начали открывать большое количество частных или же получастных детских садов, но их объем на данный момент составляет еще менее 8% от общего. Даже в современных муниципальных садах сохраняется тенденция к тому, чтобы родители оплачивали приблизительно 10-15% от предоставляемых услуг, причем система их посещения является достаточно гибкой, и при желании взрослые всегда могут выбрать какой-то определенный вид посещения их ребенком, который они посчитают наиболее удовлетворительным – это полный или неполный рабочий день, полная или неполная рабочая неделя и т. п.

Также стоит отметить, что сохраняется тенденция построения откровенных и доверительных отношений между родителями и персоналам, благодаря чему воспитатели могут узнать множество интересных факторов о личности и каких-либо индивидуальных потребностях конкретного ребенка. За счет этого постепенно выстраивается и индивидуализация обучения.

Зачем они нужны?

Достаточно важным является тот факт, что детские сады представляют собой многофункциональные учреждения, которые вдобавок к образовательным берут на себя социальные, попечительские и здравоохранительные функции.

Немало внимания уделяется тому, чтобы стараться выявлять различные недостатки в интеллектуальном и физическом развитии учеников. Серьезную роль в разработке всевозможных учебных программ и планов, а также в дальнейшей диагностике детей отводится профессиональным психологам. Для лечения ребят, имеющих какие-либо физические отклонения, принято приглашать физиотерапевтов, в то время как в некоторых садах предусмотрено наличие бассейнов и спортзалов, где проводятся коррекционные работы. Также могут привлекаться логопеды, оказывающие помощь в области коррекции глотания и дефектов речи.

Начальные школы

Система образовательных организаций рассматривает начальную школу как первую ступень образования, когда детям даются фундаментальные знания, необходимые им для последующего обучения. На данный момент в школе представлены три основные системы начального образования, основывающиеся на традиционной системе и различных теориях, разработанных видными отечественными педагогами. Все эти системы в основном направляются на нравственное и интеллектуальное развитие обучающихся, а доступ в школу открыт для всех детей, достигших возраста шести лет. На данный момент будущие первоклашки в обязательном порядке должны проходить процедуру тестирования перед зачислением в школу, где они проходят проверку интеллектуального уровня.

Вместе с различными общепринятыми образовательными предметами многие современные школы уже со второго класса начинают преподавать детям иностранные языки, что в дальнейшем собираются сделать повсеместно. Также стоит отметить, что в недалеком будущем уже планируется введение такой системы, при которой дети со второго класса будут обучаться навыкам работы на компьютере.

Общее среднее образование

Развитие образовательной системы привело к тому, что общее среднее образование включает в себя начальное, пять классов общей средней школы, а также два старших класса. Таким образом, уже в возрасте десяти лет, то есть после полного завершения начальной школы, ребенок переходит на младшую ступень средней, где получает знания на протяжении пяти лет. В соответствии с действующим законодательством, данная ступень должна заканчиваться в пятнадцать лет, после чего ребенку выдается аттестат о неполном среднем образовании. После этого он может или продолжить свое обучение в школе, или же поступить в средние или начальные профессиональные училища.

Постепенно в РФ установился обновленный алгоритм получения знаний, существенно трансформировалось и само образование (образовательные системы, конечно же, изменились со времен СССР). Обязательное образование на протяжении одиннадцати лет вводилось в Москве, с течением времени данная практика распространилась и на другие области. Ранее в качестве обязательного воспринимался исключительно девятилетний курс школьного образования. Обучаются школьники совместно шесть дней в неделю, и дифференциация в данном случае затрагивает только уроки труда и физкультуры в старших классах. Общее количество часов в неделю составляет от 30 до 36.

За последние несколько лет система образовательных учреждений претерпела массу изменений, что привело к значительному расширению доступных школ на базовом уровне среднего образования. Все современные школы полностью отвечают за освоение базовых программ, а аттестат, который получает ученик, впоследствии признается всеми регионами России, а также различными республиками СНГ.

Образование в лицее

Среди современных видов учебных заведений наиболее популярными в России являются гимназии, лицеи и общеобразовательные школы.

Лицей представляет собой тип учебного заведения, который активно начал внедряться еще с начала 90-х годов прошлого века. При этом стоит отметить, что такое название достаточно часто носят различные средние учебные заведения, в которых организовано углубленное изучение дисциплин по определенному профилю.

Формирование системы образования привело к тому, что у лицеев и гимназий появилось достаточно большое количество схожих особенностей, но в то же время они принципиально различаются в некоторых моментах. В основном лицейское образование актуально в УО, имеющих физико-математический уклон.

Гимназии

Государственная образовательная система построена таким образом, что у преимущественного большинства людей понятие «гимназия» ассоциируется с определенной элитарностью, то есть с такими престижными учреждениями, в которых дети могут получить образование за счет связей и богатства, и где их стараются активно подготавливать к работе на различных руководящих постах.

На самом деле характеристика образовательных систем показывает, что такой формат используется в закрытых учебных заведениях, которые в большинстве случаев являются частными. Именно они предоставляют возможность на основной и старших ступенях школьного обучения вносить в образовательные планы новые предметы, среди которых логика, экономика, филология или какие-либо другие, необходимые для более эффективного ведения конкретной деятельности (например, предпринимательской). При этом гимназии в большинстве своем представляют собой государственные образовательные учреждения среднего типа, и здесь получают знания дети, имеющие повышенную мотивацию к обучению.

Точно так же, как и в остальных типах таких заведений, здесь предлагается возможность получения такого образования, которое будет достаточным для дальнейшего обучения в университете. Стоит отметить, что именно это составляет существенное различие между гимназиями России и Германии, так как в последней их окончание позволяет только поступать в вуз. Помимо того, формирование коллективов учащихся в таких заведениях в России начинается еще с первого класса. При желании можно перейти из другого формата школы в подобные учебные заведения, причем переводиться можно как на основной ступени образования, так и по ее завершении. В таком случае выпускникам девятого класса также вручают аттестаты о получении основного среднего образования, после чего они уже самостоятельно принимают решение о том, нужно ли им оставаться здесь для получения полного среднего или отправиться в какое-нибудь учреждение с профессиональным уклоном.

Понятие «система образования»

Вне зависимости от уровня экономического развития, религиозных взглядов, политического устройства, в каждом государстве приоритетной задачей является создание условий для гармонического и всестороннего развития своих граждан. Ответственность за реализацию данной задачи возлагается на существующую в данном конкретном государстве систему образования.

Чаще всего под системой образования понимают специально-разработанный обществом социальный институт, которому свойственна организованная система связей и социальных норм, соответствующих данному конкретному обществу, его потребностям и требованиям, которые оно предъявляет к социализированной личности. Но для того, чтобы более глубоко разобраться в том, что представляет собой система образования, нужно для начала проанализировать каждую составляющую этого сложного и емкого понятия.

Начать следует с того, что в педагогической науке понимают под образованием. В узком смысле слова, образование представляет собой процесс усвоение знаний, обучение и просвещение. В более широком смысле под образованием видится специальная сфера социальной жизни, которая создает как внешние, так и внутренние условия необходимые гармоническому развитию индивида в процессе усвоения им ценностей культуры, норм, моделей поведения и пр. Также под образованием понимают синтез процессов обучения и учения, а также воспитания, самовоспитания, развития и социализацию. Таким образом, можно говорить о том, что образование – это многоуровневое пространство, которое призвано создавать условия для развития и саморазвития личности.

Анализируя понятие «образование», стоит обратиться к определению, которое было принято на ХХ сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО: «образование – процесс и результат усовершенствования способностей и поведения личности, в результате которого она достигает социальной зрелости и индивидуального роста». Кроме того, под образованием также следует понимать формирование духовного образа человека, которое происходит под влиянием нравственных и духовных ценностей, принятых и являющихся эталонными в данном конкретном обществе. Также это процесс воспитания, самовоспитания и шлифования личности, в котором важным является не столько объем полученных и усвоенных человеком знаний, умений, навыков, сколько умелое сочетание их с личностными качествами и умениями самостоятельно распоряжаться своими знаниями, направляя свою деятельность на постоянное саморазвития и самосовершенствование.

Что касается системы, то это множество некоторых элементов или составляющих, которые находятся в определенных отношениях и связях между собой, в результате чего образуется определенная целостность, единство. Именно поэтому, рассматривая образования с позиции социальной системы, чаще всего дается следующее его определение: «сеть образовательных учреждений страны, а именно ДОУ, начальных и средних, средних специальных, высших и послевузовских учреждений, а также внешкольных». Наиболее часто под системой образования понимают модель, которая объединяет институциональные структуры (дошкольные учреждения, школы, вузы, колледжи и т.п.), основная цель которых заключается в создании оптимальных условий для обучения учащихся и их учения, как активной деятельности субъектов учебно-воспитательного процесса.

Определение

Итак, система образования – это существующая в масштабе страны структура учебно-воспитательных учреждений. В эту систему входят ясли, детские сады, начальные и общеобразовательные учебные заведения, специализированные и профессиональные школы, колледжи и техникумы, внешкольные учреждения, высшие учебные заведения. Часто в систему образования также входят различные учебные заведения для взрослых (послевузовское образование, образование для взрослых) и культобразовательные учреждения.

Основу системы образования составляют:

  • дошкольное образование (ясли, детские сады);
  • начальное (или элементарное) образование, длительность которого в различных странах варьируется от 5 до 9 лет (в нашей стране этой ступени соответствует девятилетняя основная школа);
  • среднее образование, которое дают школы с 4-х-6-летнем сроком обучения;
  • высшее образование (университеты, институты, академии, высшие технические училища, некоторые колледжи и пр.), срок обучения в которых составляет 4-6 лет, иногда – 7 лет.

Особенности образовательной системы

Система образования занимает центральное место в педагогическом процессе, ведь она не только обеспечивает передачу формальных знаний об окружающей действительности и существующих в окружающем мире законов, правил и закономерностей, но и оказывает существенное влияние на развитие и формировании личности человека. Именно поэтому главной системы образования является регулирование и направление общения, деятельности и взаимодействия всех субъектов образовательного процесса на способствование таких личностных качеств и свойств, которые являются необходимыми для самореализации каждого человека на данном конкретном этапе культурно-исторического развития государства и общества в целом.

Любая система образования, вне зависимости от того, в какое время она существовала и в какой стране, претерпевала некоторые трансформации. Но на развитие системы образования всегда, в том числе и нашей страны, оказывают воздействия определенные факторы, а именно:

  • существующий уровень развития общественного производства и совершенствование его научных и технических основ, что обуславливает возрастание требований к подготовке (как общеобразовательной, так и специализированной) будущих специалистов и соответствующему уровню развития (материально-технической базы, педагогического опыта и т.д.) учебно-воспитательных учреждений страны. Так, в странах, где уровень экономического и технического развития выше, соответственно, и сеть специализированных учебных заведений больше, и происходит возникновение все новых, усовершенствованных типов учебных заведений;
  • государственная политика в сфере образования, которая оказывает непосредственное влияние на развитие всех типов учебно-воспитательных учреждений станы и на особенности их функционирования, а также интересы различных сословий;
  • исторический опыт, национальные и этнические особенности, которые нашли свое отражение в сфере народного образования;
  • педагогические факторы, среди которых стоит выделить раннее воспитание детей, для чего создавались ДОУ (изначально это было необходимо для освобождения женщин от хлопот по уходу за своими детьми в рабочее время, чтобы они могли принимать активное участие в общественно-полезном труде); профессионально-техническое обучение, для подготовки молодежи к будущей профессиональной деятельности.

Каждая система образования имеет структуру, в которой можно выделить 3 больших раздела (см. схема.1).

Схема 1. Разделы в структуре системы образования

Представленные на схеме структурные компоненты системы образования являются основными, но если не учитывать специальное, профессиональное и дополнительное образование, то целостность непрерывного образования была бы разрушена. Именно поэтому в структуру образования входят также внешкольные образовательные учреждения и последипломное образование.

Также необходимо отметить, что система образования призвана создавать оптимальные условия для подготовки молодежи к трудовой деятельности, адекватному восприятию окружающей действительности, социума и внутренней жизни государства, именно поэтому система образования также включает:

  • образовательные организации;
  • государственные образовательные стандарты и планы, которые координируют деятельность образовательных учреждений;
  • органы управления.

Что касается существующих систем управления образованием, то на сегодняшний день их три: централизированная, децентрализированная и смешанная. Более подробно эти системы управления образованием описаны в Таблице 1.

Таблица 1

Структура образовательной системы России

Современная система образования России представлена совокупностью взаимодействующих составляющих, среди которых следует назвать:

  • преемственные образовательные программы (различного уровня, видов и направленности);
  • федеральные госстандарты и требования;
  • сеть образовательных учреждений, которые реализуют указанные стандарты, требования и программы, а также научные организации;
  • лица, осуществляющие педагогическую деятельность, родители, учащиеся, законные представители несовершеннолетних лиц и т.д.;
  • организации, которые осуществляют обеспечение образовательной деятельности;
  • организации, осуществляющие контроль за реализацией госстандартов, требований, планов и производящие оценку качества образования;
  • органы, которые осуществляют управление в сфере образования, а также учреждений и организации, которые подведомственны им (консультативные органы, совещательные и пр.);
  • объединение юридических лиц, а также общественные и государственно-общественные объединения, которые осуществляют деятельность в сфере образования.

На сегодняшний день российская система образования по праву считается одной из лучших в мире (она входит в лидирующую группу мировых образовательных системы и за последние два десятка лет не покидала мировую топ 10). Необходимо отметить, что если раньше образовательную систему России составляли лишь учебно-воспитательные учреждения государственного типа, то сегодня в нее входят также частные и корпоративные учреждения.

Система образования России представлена общим, профессиональным, дополнительным и профессиональным образованием, которое обеспечивает возможность реализации права человека на получения им образования в течение всей своей жизни, то есть на непрерывное образование. Более подробная информация о видах и уровнях образования в России представлена в Таблице 2.

Таблица 2


Самое обсуждаемое
Итальянский язык с носителем по скайпу Итальянский язык по скайпу с носителем языка Итальянский язык с носителем по скайпу Итальянский язык по скайпу с носителем языка
Все Все "сапоги" из вв чморят и чморят омон и собр
Отто Юльевич Шмидт – герой, мореплаватель, академик и просветитель Отто юльевич шмидт жизнь и деятельность Отто Юльевич Шмидт – герой, мореплаватель, академик и просветитель Отто юльевич шмидт жизнь и деятельность


top