Акустические физиологические и профессиональные характеристики речевого голоса. Диагностики и коррекции нарушений

Акустические физиологические и профессиональные характеристики речевого голоса. Диагностики и коррекции нарушений

Голос — это звук, который получается под давлением выдыхаемого воздуха при колебании в гортани приближенных друг к другу напряженных голосовых связок. Главные качества любого голоса — это сила, высота, тембр. Для хорошо поставленного голоса характерны еще и такие свойства, как благозвучность, полетность, подвижность и разнообразие тона.

Сила голоса — это его громкость, зависящая от активности работы органов дыхания и речи. Человек должен уметь варьировать силу голоса в зависимости от условий коммуникации. Поэтому одинаково необходимо умение говорить как громко, так и тихо.

Высота голоса — это его способность к тональным изменениям, то есть его диапазон. Для обычного голоса характерен диапазон в полторы октавы, однако в бытовой речи человек чаще всего использует лишь 3-4 ноты. Расширение диапазона делает речь выразительнее.

Тембр голоса — неповторимая индивидуальная окраска, которая обусловлена строением речевого аппарата, главным образом характером обертонов, образующихся в резонаторах — нижних (трахея, бронхи) и верхних (полость рта и полость носа). Если нижними резонаторами мы не можем произвольно управлять, то использование верхних резонаторов может поддаваться совершенствованию.

Благозвучность голоса — чистота его звучания, отсутствие неприятных призвуков (хрипоты, сиплости, гнусавости и т.п.). В понятие благозвучности включается прежде всего звонкость. Голос звучит звонко, когда он резонирует в передней части полости рта. Если же звук формируется у мягкого неба, он получается глухим и тусклым. Звонкость голоса зависит и от собранности звука (его концентрации у передних зубов), от направленности звука, а также от активности губ.

Благозвучность голоса подразумевает, кроме того, и свободу его звучания, что достигается свободной работой всех органов речи, отсутствием напряжения, мускульных зажимов. Такая свобода достигается ценой долгих упражнений. Благозвучность голоса не следует отождествлять c благозвучием речи.

Благозвучие речи — это отсутствие в речи сочетания или частого повторения звуков, которые режут слух. Благозвучие речи предполагает наиболее совершенное сочетание звуков, удобное для произношения и приятное для слуха.

Например, вызывает какофонию (то есть оценивается как дурно звучащее) повторение в пределах фразы или словосочетания свистящих и шипящих звуков без специальных стилистических целей: "в нашем классе много учащихся, добросовестно готовящихся к приближающимся экзаменам, но есть еще и лодыри"; нанизывание слов c несколькими согласными подряд: "всех чувств взор есть благороднее"; не рекомендуется строить фразы так, чтобы получалось зияние гласных: "и у Иоанна". Однако к технике речи проблемы ее благозвучности не относятся.

Подвижностью голоса — это его способность без напряжения меняться по силе, высоте, темпу. Эти изменения не должны быть непроизвольными, у опытного оратора изменение определенных качеств голоса всегда преследует определенную цель.

Тон голоса — эмоционально-экспрессивная окрашенность голоса, способствующая выражению в речи говорящего, его чувств и намерений. Тон речи может быть добрым, злым, восторженным, официальным, дружеским и т.д. Он создаётся c помощью таких средств, как увеличение или ослабление силы голоса, паузами, ускорением или замедлением темпа речи.

Темп речи — скорость произнесения элементов речи (звуков, слогов, слов). Абсолютный темп речи зависит от индивидуальных черт говорящего, особенностей его эмоционального состояния и ситуации общения, стиля произношения

Темп речи не является непосредственным свойством самого голоса человека, однако умение варьировать при необходимости скорость произнесения слов и фраз также можно отнести к тем навыкам, совершенствованием которых должна заниматься дисциплина «Техника речи».

Интонация — это ритмомелодический строй речи. Интонация включает: высоту тона, силу звучания, темп, ударения и паузы. Средства выразительности интонации условно делятся на логические и эмоциональные. Основными средствами логической выразительности интонации является логическая пауза, логическое ударение, логическая мелодия и логическая перспектива.

При эмоциональной интонации слова насыщаются эмоциональным содержанием при условии, когда должным образом оценивается мысль, проявляется своё отношение к ней. При этом в интонации появляются отчётливо напряжённые эмоциональные ударения и паузы, обусловленные чувствами, настроением, желанием. Они не всегда совпадают с логическими, но такое совпадение желательно.

Голос человека складывается из совокупности разнообразных по своим характеристикам звуков, которые образуются при участии голосового аппарата. Источником голоса являются гортань с колеблющимися голосовыми связками. Гортань представляет собой трубку, соединяющую между собой дыхательное горло (трахею) и глотку. Стенки гортани состоят из хрящей: перстневидного, щитовидного, надглоточного и 2х черпаловидных. Мышцы гортани делятся на наружные и внутренние, наружные мышцы соединяют гортань с другими частями тела, поднимают и опускают её. Внутренние мышцы при своем сокращении приводят в движение те или иные хрящи гортани, а так же голосовые связки, что расширяет или сужает голосовую щель. В верхней части гортани находятся ложные голосовые связки, мышечные волокна в которых развиты слабо (в ряде случаев при устранении голосовых расстройств у больных формируется ложно связочный или ложноскладочный голос). Ниже ложных располагаются истинные голосовые связки, которые выступают в виде складок и в основном состоят из мышечных волокон, расстояние между голосовыми связками называется голосовой щелью.

При вдохе голосовая щель полностью раскрыта и приобретает форму треугольника с вершиной у щитовидного хряща. На фазе выдоха голосовые складки несколько сближаются, но не замыкают просвет гортани. Во время фонации, то есть в процессе голосообразования, голосовые складки начинают колебаться, пропуская порции воздуха из легких. При обычном осмотре они кажутся сомкнутыми, так как глаз не улавливает скорости колебательных движений. На шепоте голосовые складки раскрыты в форме треугольника. Голосовые складки не колеблются, а выходящий из легких воздух встречает сопротивление органов артикуляции в виде щелей и смычек, что создает специфический шум. Иннервация гортани осуществляется симпатическим нервом и 2я ветвями блуждающего нерва – верхним и нижним гортанного нерва.

Понятие звука рассматривается в русле различных наук. Среди окружающих нас звуков различют тоновые звуки и шумы. Тоновые звуки порождаются периодическими колебаниями источника звука с определенной частотой, шумы появляются при беспорядочных колебаниях различной физической природы. В голосовом аппарате человека образуются и тоновые звуки, и шумы (гласные звуки и глухие согласные).

1) Высота звука – это субъективное восприятие органов слуха частоты колебательных движений. В разговорной речи у мужчин частота основного тона голоса меняется в пределах от 85 до 200 Гц, а у женщин от 160 до 340 Гц. Модуляция голоса по высоте обеспечивает выразительность устной речи (7 типов интонационных конструкций в русском языке). Выделяют понятие тонового диапазона, то есть возможности производить звуки в определенных пределах, от самого низкого тона до самого высокого. Эти возможности и каждого человека индивидуальны. Певческий голос обладает большим диапазоном. Обязательным является владение голосом в 2е октавы для вокалистов. Однако известны случаи обладание голоса в 4-5 октав (звуки в диапазоне 43 – 2300 Гц).


2) Сила голоса – воспринимается объективно, как громкость звучания и зависит от амплитуды колебаний голосовых связок, от степени подскладочного давления воздушной струи. В разговорной речи интенсивность голоса составляет от 40 до 70 дБ, голос певцов имеет 90 – 110 дБ, а в некоторых случаях может достигать 120 дБ (сила шума авиационного мотора).

Слух человека обладает адаптивными возможностями, благодаря которым можно слушать тихие звуки на фоне громких, или постепенно привыкнуть к зашумлению и начинать различать звуки. Однако даже при этом громкие звуки не безразличны слуху человека – при 130 дБ наступает болевой порог, 150 дБ – непереносимость, а 180 дБ смертельны для человека.

Выделяют понятие динамического диапазона голоса, то есть максимальной разницы между самым тихим и самым громким звучанием.

Широкий диапазон важен для певцов (до 30 дБ), а так же для лиц голосо-речевых профессий.

3) Тембр голоса , то есть его индивидуальная покраска. Тембр состоит из основного тона голоса и обертонов, то есть призвуков, обладающих большей высотой. Появление этих призвуков связано с тем, что голосовые складки колеблются не только по своей длине, воспроизводя основной тон, но и отдельными своими частями. Эти частичные колебания и создают обертоны, которые в несколько раз выше основного тона.

Головной резонатор, включающий полости лицевой части выше небного свода (носовая полость и её придаточные пазухи). Головной резонатор обеспечивает звонкость, полётность звучания голоса.

Грудной резонатор включает грудную клетку, трахеи и крупные бронхи, обеспечивает мощность и мягкость звучания голоса.

Человеческий голос складывается из совокупности разнообразных по своим характеристикам звуков, образующихся при участии голосового аппарата. Источником голоса является гортань с колеблющимися голосовыми складками. Расстояние между голосовыми складками принято называть ʼʼголосовой щельюʼʼ. При вдохе голосовая щель полностью раскрыта и приобретает форму треугольника с острым углом у щитовидного хряща (рис. 1). В фазе выдоха голосовые складки несколько сближаются, однако при ϶том не замыкают полностью просвет гортани.

В момент фонации, т. е. воспроизведения звука, голосовые складки начинают колебаться, пропуская порции воздуха из легких. При обычном осмотре они кажутся сомкнутыми, так как глаз не улавливает скорости колебательных движений (рис. 2).

Человеческий голос, ᴇᴦο акустические свойства, механизмы ᴇᴦο порождения изучают самые различные науки - физиология, фонетика, фониатрия, логопедия и др.
Размещено на реф.рф
Поскольку голосовой феномен - явление не только физиологическое, но и физическое, он становится предметом исследования такого раздела физики, как акустика, которая дает четкие характеристики каждого воспроизведенного звука. Согласно акустике, звуком считается распространение колебаний в упругой среде. Человек и говорит, и поет в воздушнои̌ среде, по϶тому звук голоса - ϶то колебание частиц воздуха, распространяющихся в виде волн сгущения и разрежения, как волны на воде, со скоростью 340 м/с при температуре +18°С.

Среди окружающих нас звуков различаются тоновые звуки и шумы. Первые порождаются периодическими колебаниями источника звука с определеннои̌ частотой. Периодичность колебаний создает в нашем слуховом органе ощущение высоты звука. Шумы появляются при беспорядочных колебаниях различнои̌ физической природы.

В голосовом аппарате человека возникают и тоновые, и шумовые звуки. Все гласные имеют тоновой характер, а глухие согласные - шумовой. Чем чаще совершаются периодические колебания, тем выше воспринимаемый нами звук. Таким образом, высота звука - ϶то субъективное восприятие органом слуха частоты колебательных движений. Качество высоты звука зависит от частоты колебаний голосовых складок в 1 с. Сколько смыканий и размыканий голосовые складки осуществляют в процессе своих колебаний и сколько порций сгущенного подскладочного воздуха они пропускают, таковой оказывается и частота рожденного звука, т. е. высота тона. Частота основного тона измеряется в герцах и может в обычнои̌ разговорнои̌ речи у мужчин изменяться в пределах от 85 до 200 Гц, а у женщин - от 160 до 340 Гц.

Изменение высоты основного тона создает выразительность речи. Однои̌ из составляющих интонации является мелодика - относительные изменения высоты основного тона звуков. Речь человека весьма богата сменами мелодического рисунка: повествовательным предложениям свойственно понижение тона в конце; вопросительная интонация достигается значительным повышением основного тона на слове, содержащем вопрос. Основнои̌ тон всегда повышается на ударном слоге. Отсутствие заметнои̌, меняющейся мелодики речи делает её маловыразительнои̌ и обычно свидетельствует о какой-либо патологии.

Для характеристики нормального голоса существует такое понятие, как тоновой диапазон - объем голоса - возможность продуцировать звуки в определенных пределах от самого низкого тона до самого высокого. Это свойство для каждого человека индивидуально. Тоновой диапазон разговорного голоса у женщин находится в пределах однои̌ октавы, у мужчин чуть меньше, т.е. изменение основного тона при разговоре исходя из ᴇᴦο эмоциональнои̌ окраски колеблется в пределах 100 Гц. Тоновой диапазон певческого голоса значительно шире - певец обязательно должен владеть голосом в две октавы. Известны певцы, у которых диапазон достигает четырех и пяти октав: они могут брать звуки от 43 Гц - самые низкие голоса - до 2 300 Гц - высокие голоса.

Сила голоса, ᴇᴦο мощность, зависит от интенсивности амплитуды колебаний голосовых складок и измеряется в децибелах, чем больше амплитуда этих колебаний, тем голос сильнее. Однако в большей степени ϶то зависит от подскладочного давления воздуха, выдыхаемого из легких в момент фонации. Вот почему, в случае если человек собирается громко крикнуть, он предварительно делает вдох. Сила голоса зависит не только от количества воздуха в легких, но и от умения расходовать выдыхаемый воздух, поддерживая постоянное подскладочное давление. Обычный разговорный голос, по данным разных авторов, составляет от 40 до 70 дБ. Голос певцов имеет 90-110 дБ, а иногда достигает 120 дБ - силы шума авиационного мотора. Слух человека обладает адаптационными возможностями. Мы можем слышать тихие звуки на фоне сильного шума или, очутившись в шумном помещении, сначала ничᴇᴦο не различаем, затем привыкаем и начинаем слышать разговорную речь. Однако и при адаптационных возможностях человеческого слуха сильные звуки небезразличны для организма: при 130 дБ наступает болевой порог, 150 дБ - непереносимость, а сила звука в 180 дБ для человека смертельна.

Особое значение в характеристике силы голоса приобретает динамический диапазон - максимальная разница между звуком самым тихим (piano) и самым громким (forte). Большой динамический диапазон (до 30 дБ) - необходимое условие для профессиональных певцов, но он важен в разговорном голосе и для педагогов, так как придает речи большую выразительность.

При нарушении координационных взаимоотношений между натяжением голосовых складок и воздушным давлением происходит потеря силы голоса и изменение ᴇᴦο тембра.

Тембр звука является значительнои̌ характеристикой голоса. По ϶тому ᴇᴦο качеству мы узнаем знакомых людей, известных певцов, ещё не видя их воочию. В человеческой речи все звуки сложны. Тембр отражает их акустический состав, т. е. строение. Важно отметить, что каждый звук голоса состоит из основного тона, определяющᴇᴦο ᴇᴦο высоту, и многочисленных добавочных или обертонов более высокой, чем основнои̌ тон, частоты. Частота обертонов в два, три, четыре и так далее раз больше, чем частота основного тона. Возникновение обертонов связано с тем, что голосовые складки колеблются не только по своей длине, воспроизводя основнои̌ тон, но и отдельными своими частями. Именно эти частичные колебания и создают обертоны, которые в несколько раз выше основного тона. Любой звук можно проанализировать на специальном приборе, расчленить на отдельные составляющие обертоны. Важно отметить, что каждый гласный в своем обертоновом составе содержит области усиленных частот, которые характеризуют только ϶тот звук. Данные области называются формантами гласных. В звуке их несколько. Для ᴇᴦο различения достаточно двух первых формант. Первая форманта - диапазон частот 150-850 Гц - при артикуляции обеспечивается степенью подъема языка. Вторая форманта - диапазон 500-2 500 Гц - зависит от ряда гласного звука. Звуки обычнои̌ разговорнои̌ речи располагаются в сфере 300-400 Гц. От того, в каких частотных областях возникают обертоны, зависят такие качества голоса, как ᴇᴦο звонкость, полетность.

Изучением тембра голоса занимаются и в нашей стране (В. С. Казанский, 1928; С. Н. Ржевкин, 1956; Е. А. Рудаков, 1864; М. П. Морозов, 1967), и за рубежом (В. Бартоломью, 1934; R. Husson, 1962; Г. Фант, 1964). Тембр формируется благодаря резонансу, возникающему в полостях рта, глотки, гортани, трахеи, бронхов. Резонанс - ϶то резкое возрастание амплитуды вынужденных колебаний, происходящих при совпадении частоты колебаний внешнᴇᴦο воздействия с частотой собственных колебаний системы. При фонации резонанс усиливает отдельные обертоны звука, формирующегося в гортани, и вызывает совпадение колебаний воздуха в полостях груднои̌ клетки и надставнои̌ трубки.

Взаимосвязанная система резонаторов не только усиливает обертоны, но и влияет на сам характер колебаний голосовых складок, активизируя их, что в свою очередь вызывает ещё большее резонирование. Выделяют два основных резонатора - головнои̌ и груднои̌. Под головным (или верхним) понимают полости, расположенные в лицевой части головы выше нёбного свода, - носовую полость и её придаточные пазухи. При использовании верхних резонаторов голос приобретает яркий полетный характер, а у говорящᴇᴦο или поющᴇᴦο возникает ощущение, что звук проходит через лицевые части черепа. Исследованиями Р. Юссена (1950) доказано, что вибрационные явления в головном резонаторе возбуждают лицевой и тройничный нервы, которые связаны с иннервацией голосовых складок и стимулируют голосовую функцию.

При грудном резонировании происходит вибрация груднои̌ клетки, здесь резонаторами служат трахея и крупные бронхи. При ϶том тембр голоса ʼʼмягкийʼʼ. Хороший, полноценный голос одновременно озвучивает головнои̌ и груднои̌ резонаторы и накапливает звуковую энергию. Колеблющиеся голосовые складки и система резонаторов увеличивают коэффициент полезного действия голосового аппарата.

Оптимальные условия для функционирования голосового аппарата появляются при создании в надскладочных полостях (надставнои̌ трубке) определенного сопротивления порциям подскладочного воздуха, проходящᴇᴦο сквозь колеблющиеся голосовые складки в момент фонации. Это сопротивление называется возвратным импедансом.
Понятие и виды, 2018.
При формировании звука ʼʼна участке от голосовой щели до ротового отверстия возвратный импеданс проявляет свою защитную функцию, создавая в рефлекторном адаптационном механизме предварительные условия для наиболее благоприятного, быстро повышающегося импедансаʼʼ. Возвратный импеданс на тысячные доли секунды предваряет фонацию, создавая для нее наиболее благоприятные щадящие условия. При ϶том голосовые складки работают с малой затратой энергии и хорошим акустическим эффектом.
Понятие и виды, 2018.
Феномен возвратного импеданса - один из важнейших защитных акустических механизмов в работе голосового аппарата.

1) сначала идет легкий выдох, затем смыкаются и начинают колебаться голосовые складки - голос звучит как бы после легкого шума. Такой способ считается придыхательнои̌ атакой;

Наиболее употребительна и физиологически оправдана мягкая атака. Злоупотребление твердым или придыхательным способами подачи голоса может привести к значительным изменениям в голосовом аппарате и потере необходимых качеств звука. Доказано, что долгое использование придыхательнои̌ атаки ведет к снижению тонуса внутренних мышц гортани, а постоянная твердая голосовая атака может провоцировать органические изменения голосовых складок - возникновение контактных язв, гранулем, узелков. Однако использование придыхательнои̌ и твердой атак звука все же возможно исходя из задач и эмоционального состояния человека, а иногда и в целях постановки голоса в каком-то одном, определенном периоде занятий.

Рассмотренные акустические свойства присущи нормальному, здоровому голосу. У всех людей в результате голосоречевой практики формируется достаточно четкое представление о голосовой норме детей и взрослых исходя из пола и возраста. В логопедии ʼʼпод нормой речи понимают общепринятые варианты употребления языка в процессе речевой деятельностиʼʼ. Это в полнои̌ мере относится и к определению нормы голоса. Здоровый голос должен быть достаточно громким, высота ᴇᴦο основного тона соответствующей возрасту и полу человека, соотношение речевого и носового резонирования должно быть адекватным фонетическим закономерностям данного языка.

ГЛАВА - 3

Тембральная характеристика певческого голоса

-Качественная оценка тембра певческого голоса.

-Акустическая характеристика певческого голоса.

-Форманты гласных звуков в .

-Певческие форманты.

-Биомеханизм образования певческих формант.

-Певческое вибрато.

-Особенности акустической структуры тембра детских голосов .

-Факторы педагогического воздействия на тембровое звучание

Тембр певческого голоса – наиважнейшая характеристика вокального искусства. Часто тембр голоса называют окраской или просто цветом голоса. По тембру мы легко различаем голоса знакомых. По тембру вокальные педагоги определяют тип голоса, степень его профессионализма.

-Какие же качества звукового тембра ценятся, и к чему следует стремиться в вокальной работе над тембром голоса певцов?

Первая забота вокального педагога – это свобода голосового аппарата учеников при пении. Оптимальная свобода или избыточная напряженность звучания голоса хорошо воспринимаются на слух. Специалисты ценят резонансное пение, округлённость и выравненность гласных, плавность регистровых переходов, звонкость и полетность голоса, близкую и высокую вокальную позицию, нормальное певческое вибрато, богатство и разнообразие тембровых красок.

Характеризуя качество тембрового звучания голоса на слух, музыканты нередко дают ему различные определения из областей зрительных, пространственных, осязательных, и других ассоциаций. Например: голос льется или, напротив, прямой, как палка. Тембр звука голоса может быть: округлый или плоский, мягкий или жесткий; резкий, трескучий или тусклый, матовый; металлический или ватный; разваленный или собранный; грудной или головной; опертый или худосочный; активный или вялый; позиционно заваленный или близкий; белый или темный; открытый или перекрытый; тремолирующий, гнусавый, гудкообразный, бархатный, надсадный, крикливый, задавленный, горловой, утробный и т.п.

Этот словарь различных определений тембрового звучания голоса может очень пригодиться учителю музыки, когда ему придется давать качественную оценку звучания певческих голосов в практической работе с учащимися в школе, хоровых студиях или в каких-либо других учебных заведениях, а так же при прослушивании профессиональных певцов на различных вокальных конкурсах.

С акустической точки зрения всё бесконечное разнообразие, которое мы различаем в звуках певческого голоса, является результатом различных сочетаний и изменений во времени только трех основных характеристик звука: частоты колебаний источника звука, амплитуды колебаний и обертонового состава спектра певческого голоса.

Эти три характеристики звука при оценке на слух мы воспринимаем соответственно как высоту, силу и тембр голоса. Высоту и силу голоса мы уже рассмотрели. Осталось рассмотреть и третью акустическую характеристику певческого голоса – тембр .

-От чего он зависит? Из чего складывается тембр голоса с акустической точки зрения?
Акустическая характеристика певческого голоса

Из теории голосообразования, как речевого, так и певческого голоса, хорошо известно, что любой музыкальный звук, в том числе и звук голоса человека сложный по своей природе (С.Ржевкин, Г.Фант, В.Морозов, Л.Дмитриев и др.). Он состоит из основного тона (F 0 ) и многочисленных обертонов , «сверх тонов» или «гармоник» , частота которых кратна основному тону и находится с ней в соотношении как 1:2:3:4 и т.д. и измеряется в герцах (Гц).

Например, если для ноты ля м частота основного тона F 0 = 220 Гц, то частота каждого последующего обертона возрастает на величину частоты основного тона: F 1 = 440 Гц, F 2 = 660, F 3 = 880 и т.д.

Этот акустический закон открыл в прошлом веке французский физик Фурье. Поэтому такая строго кратная последовательность обертонов, составляющих спектр любого звука, называется рядом Фурье или акустическим законом Фурье .

Ухо человека обычно воспринимает звук целостно, как определенную высоту, но не слышит каждую составляющую спектра. Как уже было отмечено, высота голоса определяется частотой его основного тона. Остальные обертоны, сливаясь в общее звучание, придают голосу ту или иную краску, которую мы воспринимаем как тембр.

Это явление можно сравнить с закономерностью восприятия света. Если белый свет пропустить через линзу, то можно увидеть, что луч света состоит из семи цветов радуги . Однако без линзы мы их не видим в отдельности, а воспринимаем целостно, как белый свет. В природе радуга появляется на небе после дождя, когда воздух насыщен капельками воды, которые действуют как линза на пути лучей солнца. Таким образом, тембр звука человек воспринимает также целостно, как и свет. Однако существуют акустические приборы – спектроанализаторы , которые позволяют сделать тембр звука видимым и даже показать составляющие его обертоны.

Визуальная картина звука, выраженная графически в координатах А-F, где А – амплитуда, а F – частота, называется спектром звука. На экране спектроанализатора или компьютера можно видеть ряд светящихся столбиков, высота которых отражает амплитуды составляющих спектра (рис. 7 и 8).

Если снять спектр певческого или речевого звука, например, гласного «а» непосредственно с уровня голосовых складок и сравнить его со спектром этого же звука на выходе рта, то можно убедиться в том, что они резко отличаются друг от друга.

Рис.7. Спектрограммы гласного «а» с уровня голосовых складок:

1-при пении фальцетом; 2-при пении в грудном звуком

Рис.8. Спектрограммы гласного «а» на выходе рта

при пении в грудном регистре

Количество составляющих спектра звука с уровня голосовых складок зависит исключительно от голосового регистра : при грудном звучании спектр голоса относительно богатый по количеству спектральных составляющих, а при фальцетном – бедный.

Речевой тракт (все полости глотки и рта от уровня голосовых складок до выхода рта) или надставная труба работает, как фильтрующая система, которая одни частоты усиливает, а другие гасит, как бы вырезает их. В результате происходит перераспределение энергии в первоначальном спектре.

Важнейшей характеристикой спектра является огибающая линия , обрамляющая пики составляющих спектра. Вид этой огибающей зависит от конфигурации речевого тракта , которая определяется укладом языка, положением мягкого неба и формой губ при произношении различных фонем, а также особенностями артикуляционного уклада гласных того или иного диалекта. Кроме того огибающая линия спектра зависит ещё и от морфологической структуры гортани индивидуума, манеры его произношения, речевого или певческого режима, вокальной школы и пр. Все это накладывает свой отпечаток на спектр как певческого, так и речевого звука на выходе рта певца или диктора.

Отдельные сильно выдающиеся пики в спектре на выходе рта , состоящие из групп обертонов, называются формантами .

В спектре звука певческого голоса обычно можно выделить несколько формант, которые делятся на два вида: фонетические и тембральные . Первые несут в себе информацию о типе гласного, а вторые - о тембре голоса, который зависит от степени их выраженности. При всем многообразии индивидуальных различий учеными установлены общие закономерности структуры спектра гласных в речи и в пении.
-Почему мы говорим о спектрах лишь гласных звуков?
Потому, что все качественные характеристики тембра голоса проявляются только при звучании гласных. Спектры гласных звуков отражают характер гармонических колебаний их источника, в отличие от спектров согласных звуков, которые отражают их шумовую природу.

Форманты гласных звуков в речи и пении

Для каждой фонемы характерно усиление определенных групп частот, которые мы называем формантами . Эти форманты отличаются друг от друга местом расположения на частотной шкале, шириной полосы усиленных частот, их интенсивностью. Благодаря различному сочетанию этих формант наше ухо и отличает одну фонему от другой. Следовательно, наш слух работает как спектроанализатор. Для каждого гласного звука может быть несколько формант, но особо важное информативное значение имеют 1-я, 2-я и 3-я форманты, которые в специальной литературе выражены в следующих цифрах:


Гласные

F 1 (Гц)

F 2 (Гц)

F 3 (Гц)

У

300

625

2500

О

535

780

2500

А

700

1080

2600

Э

440

1800

2550

И

240

2250

3200

В данной таблице приведены усредненные данные, так как у разных людей для одних и тех же гласных имеются некоторые различия по частотному расположению формант, их ширине и интенсивности. В женских и детских голосах все форманты по частоте несколько выше по сравнению с мужскими голосами.

-Однако, как это простое, но очень полезное упражнение преподнести детям? Как привлечь внимание детей и вызвать интерес к ее содержанию при многократном её повторении?

Всё зависит от педагогического мастерства учителя. Например, можно создать какую-то игровую ситуацию или попросить детей, предположить по какой причине эти «Гули » оказались на воле, мимо чего они пролетали и почему они так громко ворковали. С каким эмоциональным выражением надо ее исполнять? Пожалеть их надо или порадоваться за них? Это будет зависеть от реакции детей на происходящие события. Если учитель сумеет направить фантазию детей, то можно было бы объявить конкурс на сочинение лучшей сказки на эту тему. Всё это создаст условия для активизации внимания и интереса учащихся при многократном повторении данного упражнения, что необходимо для формирования навыка правильного звукообразования в пении.

При пении первой фразы этой мелодии глотка раскрывается непроизвольно . На этот факт необходимо обратить внимание детей для того, чтобы при пении с другими словами они могли бы уже произвольно сохранять ощущение раскрытой глотки и на других гласных. Если это упражнение исполняется без стремления к сохранению единой вокальной позиции при пении различных гласных, то петь его бессмысленно.

Как вам уже известно, стабильное положение гортани при пении составляет сущность постановки голоса. Квалификация певца определяется по степени стабильности положения гортани в пении и не только на разных гласных, но и при смене высоты звуков мелодии. К этому и следует стремиться с первых шагов вокальной работы с учащимися. Отслеживание стабилизации положения гортани при пении со стороны педагога, а затем и самих учащихся и лежит в основе собственно вокальной работы в хоре с точки зрения технологии певческого процесса.

Благодаря этому приспособлению артикуляционного аппарата все гласные в пении поставленным голосом будут звучать несколько «ближе» друг к другу, т.е. более «сглажено», чем гласные бытовой речи.

Поэтому и форманты певческих гласных, по сравнению с формантами гласных бытовой речи, оказываются несколько измененными . При пении поставленным голосом перед артикуляционным аппаратом стоят не только задачи формирования резонаторных полостей, необходимых для образования фонетической определенности гласных, но и другие задачи, связанные с образованием ровности их тембрового звучания. Именно поэтому у опытного певца при произношении различных гласных в пении полости рта и глотки оказываются стабильно расширенными, в отличии бытовой речи .

Однако данное утверждение не относится к поставленному речевому голосу профессиональных актеров или ораторов. Способ произношения гласных в сценической речи , такой же, как и при пении, поставленным голосом. Поэтому их спектральные характеристики оказываются более схожими.

От приспособления резонансных полостей при формировании гласных звуков в пении во многом зависит тембр певческого голоса. Однако секрет специфического тембра поставленного певческого голоса, по-видимому, заключается и еще в чем-то другом.

По исследованиям специалистов из области физиологической акустики известно, что секрет этот заключается в наличии и степени выраженности в спектре певческого голоса двух сугубо певческих формант.
Низкая и высокая певческие форманты
Как показали специальные акустические исследования, у всех певцов с хорошо поставленными голосами, независимо от высоты тона и типа гласного, для спектра их певческих гласных характерно наличие, кроме речевых формант, еще двух сугубо певческих формант: низкой певческой форманты (НПФ) и высокой певческой форманты (ВПФ ). Степень их выраженности в спектре певческого звука не имеет никакого влияния на распознавание фонем, т. е. не имеют информативного значения, а влияют только на качество его тембра.

Приоритет в открытии НПФ принадлежит отечественной науке.

В 1927 году Н. Казанский и С. Ржевкин установили, что в спектре хороших мужских голосов постоянно присутствует группа усиленных обертонов в области частоты 517 Гц. Эта форманта и получила название НПФ. С ее присутствием в спектре связаны определенные качества певческого голоса: округлость, полнота, мягкость и бархатистость звучания.

-Как же ученые установили эту взаимосвязь?

Очень просто. При помощи специальных акустических фильтров можно «вырезать» из спектра звука любую область частот. Если частотную область НПФ удалить из спектра голоса певца , то есть отфильтровать ее, то звук при восприятии на слух обеляется, становится плоским, теряет свою объемность.

После открытия НПФ, несколько позже, в 1934 году немецкий ученый В. Бартоломью обнаружил, что для хорошо поставленного певческого голоса характерно наличие еще одной области усиленных обертонов, локализующихся в высокочастотной части спектра: от 1000 до 3000 Гц. Эта область усиленных частот получила название высокой певческой форманты (ВПФ).

Эти данные впоследствии были подтверждены исследованиями отечественных ученых, таких как С. Ржевкин, Е. Рудаков, В. Морозов и др.

В результате их исследований с использованием более совершенной аппаратуры было установлено, что для взрослых певцов расположение ВПФ на шкале частот несколько меняется в зависимости от типа их голоса. Для низких голосов ВПФ = 2500-2800 Гц, а для более высоких она доходит до 3200 Гц и более. Для детских голосов значение ВПФ еще более сдвинуто в сторону высоких частот и доходит порой до 4000 Гц.

-Какое же влияние на качество тембра оказывает присутствие ВПФ в спектре голоса?

ВПФ привносит в звук яркость, звонкость, блеск, металл. От ее присутствия зависят такие качества голоса, как носкость и полетность. Звук голоса, из спектра которого вырезана ВПФ, при восприятии на слух становится глухим, заваленным, теряет блеск, уменьшается по силе, теряет красоту, чистоту интонации и прочие тембровые качества. Такие опыты и были проделаны в акустической лаборатории Московской государственной консерватории Е. М. Рудаковым, а значительно позже в Ленинградской консерватории повторены профессором В. П. Морозовым. Оба исследователя пришли к одинаковым выводам: все лучшие качества певческого голоса зависят от степени выраженности в спектре голоса ВПФ . Удаление из спектра голоса других частотных областей подобного влияния на тембр и силу звука не оказывает.


-Чем же это объясняется?
Оказывается это явление связано с особенностями физиологии восприятия звука слухом человека. Как мы с вами уже знаем , не все частоты наше ухо воспринимает одинаково. Звуки, приближающиеся по частоте к инфра- и ультразвукам, которые лежат за пределами слышимости, воспринимаются хуже, чем средние.

Самую высокую чувствительность наш слух проявляет к звукам, расположенным в области частот 1000 – 3000 Гц, что соответствует диапазону, примерно, c 3 – g 4 . Именно в этой области частот и локализуется ВПФ.

- Случайно ли это? По-видимому, нет.

Как пишет В. П. Морозов: «Вокальная речь в процессе эволюционного (исторического) и индивидуального (онтогенетического) развития человека формируется для слуха и под контролем слуха. Поэтому сосредоточение значительной части спектральной энергии в области максимальной чувствительности слуха следует рассматривать как вполне закономерное приспособление певческого голоса к особенностям слуховой функции слушателя» 14 .

Это приспособление голосового аппарата проявляется в том, что при минимальной затрате голосовой энергии со стороны певца достигается максимальная слышимость его голоса. В вокальной практике это и называется пением поставленным голосом в высокой певческой позиции , т. е. когда в спектре голоса ВПФ выражена достаточно ярко по интенсивности.

По образному выражению Е. Рудакова, ВПФ работает, как «бронебойный наконечник», воздействуя на наиболее чувствительные участки слуха. Вот почему голоса хороших певцов обладают большой звонкостью и полётностью.

Если из спектра голоса вырезать ВПФ и послушать ее отдельно, то она оказывается очень приятной для слуха и напоминает нам соловьиную трель или звон маленького серебряного колокольчика. Любопытно, что эта «соловьиная трель» содержится не только в высоких голосах (сопрано, тенора или детских голосах), но буквально во всех, даже у самого низкого баса. И во всех случаях проявляется одна и та же закономерность: чем сильнее выражена ВПФ в голосе певца, тем более звонким он нам кажется при восприятии на слух.

Звуковую энергию ВПФ в спектре голоса можно измерить. Специальные акустические исследования показали, что у мастеров вокального искусства в области ВПФ сосредоточено до 30-35% всей звуковой энергии спектра голоса; у относительно квалифицированных певцов – 15-20%; а у неопытных ее значение не превышает 3-5%.

Так как степень звонкости голоса зависит от выраженности ВПФ в его спектре, то В. П. Морозов назвал ее процентную величину коэффициентом звонкости (К зв). Его можно вычислить, если интенсивность спектральной энергии в области частот ВПФ (I F) разделить на суммарную интенсивность всего спектра (I S) и умножить на 100, то получим величину коэффициента звонкости голоса певца: К зв = (I F: I S) 100%

По данным В.П. Морозова, К зв у детей имеет ярко выраженную зависимость от возраста: у младших школьников К зв = 2-3%; у детей среднего и старшего возраста 4-7%. Конечно, могут иметь место индивидуальные различия, связанные с природными особенностями, а также с уровнем вокально-технического развития детей.

Однако уровень вокального развития певца характеризуется не только степенью выраженности ВПФ в спектре его голоса, но, главным образом, стабильностью ее интенсивности , независимо от типа гласного, высоты тона и продолжительности его звучания.

Чем квалифицированнее певец, тем изменения величины К зв при пении различных гласных менее заметны. У певца, владеющего своим голосом, все гласные звучат одинаково по тембру и силе, благодаря постоянству выраженности ВПФ в спектре на всех его звуках. У неопытного певца качество тембра певческого голоса на одних гласных выявляется лучше, чем на других. Одни гласные звучат хорошо, а другие как бы «заваливаются» или слишком «обеляются».

Такая же неровность в тембре у необученного певца наблюдается и в зависимости от тесситурных условий исполняемого произведения, то есть в различных участках диапазона. Например, центральная часть диапазона звучит хорошо, а верхняя – перекрывается, звучит глухо или наоборот – открыто, бело, или слишком напряженно и «крикливо».

Все эти неровности звучания связаны с неумением произносить различные гласные при пении на любой высоте своего диапазона так, чтобы частотное расположение и степень выраженности НПФ и ВПФ при этом оставались постоянными. Задача певцов – научиться этому.


-Но как этому научиться?
Для этого необходимо знать биомеханизмы образования этих специфически певческих формант, возникающих только при пении поставленным голосом.

Глава 1. Основные понятия и физические параметры, используемые для оценки и характеристики голоса

Голос - это совокупность звуков, производимых голосовым аппаратом человека, которые могут быть разнообразными. Человек может кричать, стонать, имитировать различные звуки, а самое главное - говорить или петь. Вот почему любой звук человеческой речи может быть объективно проанализирован с большой точностью, так как это - физическое явление, изучаемое акустикой.

Под звуком в акустике понимается распространение колебаний, т.е. волн, в упругой среде (Л.Б. Дмитриев и др., 1968, 1990). Фонация осуществляется в воздушной среде, другими словами, звук голоса - это колебание частиц воздуха, распространяющееся в виде вибрации волн сгущения и разрежения. Во время речи звуковые колебания проходят не только по воздушным путям в наружное пространство, но и по внутренним тканям организма, вызывая вибрации в груди, голове.

Источником голоса служат голосовые складки человека, которые при сближении напряжены и начинают колебаться (рис. 13). Это и является причиной возникновения периодических сгущений и разрежений воздушной струи, происходящих вследствие повышенного подскладочного давления. Звуковые волны, возникнув в гортани, распространяются по тканям, окружающим гортань, и вниз и вверх по воздухоносным путям. Таким образом, они лишь частично выходят в наружное пространство через ротовое отверстие, и только часть звуковой энергии, возникшей в гортани, достигает в конце концов уха слушателя. Следовательно, говоря о человеческом голосе, необходимо учитывать распространение звука не только внутри организма, но и в наружном пространстве.

Тоновые звуки возникают при периодических колебаниях с определенной частотой. Эта периодичность и порождает в слуховом органе ощущение высоты. Шумы представляют собой

непериодические колебания и поэтому не имеют определенной высоты.

Высота звука определяется частотой колебательных движений: чем чаще совершаются периодические колебания воздуха, тем выше звук. Местом, где зарождается высотные характеристики звука, является гортань - голосовые складки человека. Высота тона зависит от того, сколько смыканий и размыканий осуществляют складки в процессе своих колебаний и сколько, соответственно, порций сгущенного подскладочного воздуха они пропустят. Высота голоса определяется размером и напряжением колеблющегося тела (голосовых складок). Легко представить, что тонкая струна у гитары или скрипки издает высокий звук, а струна крупных размеров - низкий звук. Этим объясняется различие высоты детского и взрослого голоса. У ребенка голосовые складки короткие и тонкие, чем и объясняется высокий голос. Во время пубертатного периода длина голосовых складок увеличивается, в результате чего снижается тональность звучания.

Расстояние между двумя соседними волнами называется длиной волны (Л.Б. Дмитриев и др., 1990). Частота колебаний и длина волны находятся в обратно пропорциональной зависимости. Их произведение всегда равно 342 м/с, следовательно, зная частоту колебаний, легко можно вычислить длину волны, и наоборот. Таким образом, длина волны отражает то же качество, что и частота, т.е. высоту звука. Длинные волны и редкие колебания свойственны низким звукам, короткие волны и частые колебания - высоким.

Длины волн выражаются в метрах, а частота колебаний - в количестве полных колебаний (периодов) в секунду, так называемых герцах (Гц). Под периодом понимают время, полного колебания. Чем меньше частота колебаний, тем длиннее период каждого колебания.

Силу звука, или уровень звукового давления, измеряют в децибелах (дБ). Различают два понятия: «интенсивность» - характеристика уровня звукового давления, продуцируемого говорящим, и «громкость» - субъективное восприятие колебательных движений, их суммационной амплитуды слушающим речь. Амплитуда - размах колебательного движения, который не зависит от его частоты. Во время выдоха голосовые складки сближаются, создают преграду выдыхаемому воздуху, который и приводит их в движение, в результате чего они начинают колебаться. Если струну на фортепиано слегка ударить молоточком, а потом ударить сильно, высота звука останется стабильной, изменится только сила вибраций струны, т.е. сила толчков, с которой струна будет давить на окружающие ее частицы воздуха. Размах колебаний частиц воздуха в этом случае будет значительным, а звук для нас - субъективно более громким. Сила звука голоса так же, как и его высота, возрастает с увеличением подскладочного давления в гортани. Чем с большим напором прорываются сквозь голосовую щель порции воздуха, тем выше энергия, которую они несут, больше степень сгущения и следующего за ним разрежения, т.е. сильнее амплитуда колебания частиц воздуха и, соответственно, их давление на барабанную перепонку. Повышенное подскладочное давление служит тем энергетическим резервуаром, который питает возникающую звуковую энергию. Однако только небольшая часть энергии подскладочного давления переходит в звук. Голосовые складки в этом случае играют роль периодически открывающегося со звуковой частотою крана, выпускающего в ротоглоточный канал порции сжатого воздуха. Кроме того, мышцы гортани вместе с мышцами, участвующими в выдохе, определяют повышение подскладочного давления. В конечном итоге акустическая энергия звука гортани есть результат работы дыхательных и гортанных мышц. В дальнейшем эта звуковая энергия только растрачивается и никогда не увеличивается.

Сила звуковых волн, возникших в результате колебаний голосовых складок, затем быстро убывает. Коэффициент полезного действия голосового аппарата очень мал, По данным, приведенным Юссоном, только 1/10-1/50 часть звуковой энергии, образовавшейся в гортани, выходит из ротового отверстия и носовой полости. Это значит, что основная часть энергии поглощается внутри организма, вызывая вибрацию тканей головы, шеи, груди.

Поскольку коэффициент полезного действия голосового аппарата мал, большое значение приобретают все механизмы, которые могут его повысить. В этой связи постановка голоса предполагает формирование и развитие его природных качеств.

Наиболее сложным параметром голоса является его тембр, или индивидуальная окраска. Музыкальные тоны, как и большинство окружающих нас звуков, - тоны сложные, состоящие из многих колебаний разной частоты и силы. В сложном звуке различают основной тон, определяющий высоту звучания сложного звука, и частичные тоны, или обертоны, сумма звучания которых создает совершенно индивидуальный тембр. Тембр определяется совокупностью силы и высоты голоса, тонов и шумов, возникающих в процессе фонации. Окончательное оформление тембра голоса происходит в резонаторах.

Резонатор, с точки зрения акустики, - полость, имеющая определенные физические характеристики (Л.Б. Дмитриев и др., 1968, 1990). Высота звука зависит от объема воздуха, формы резонатора и размеров выходного отверстия; она называется собственной высотой резонатора. Чем меньше объем резонатора, тем выше его собственный тон; чем меньше выходное отверстие, тем ниже собственный тон.

В голосовом аппарате человека множество полостей и трубок, которые обеспечивают резонанс: трахея, бронхи; полости гортани, глотки, рта, носоглотки, носа, околоносовых пазух. Одни из них неизменны по форме и размерам у взрослого человека (околоносовые пазухи, полость носа), следовательно, всегда усиливают одни и те же обертоны; другие подвижны и легко меняют свою форму и размеры (ротовая полость, глотка, надскладочный отдел гортани), благодаря чему исходный звук путем резонаторного усиления определенных групп обертонов может варьироваться в широких пределах.

Условно выделяют резонаторы: верхний - обеспечивает чистоту и полетность голоса, разборчивость речи и грудной - определяет мощь и силу звука.

Физиологи многочисленными исследованиями доказали, что раздражение током воздуха рецепторов дыхательных путей влияет на дыхательный центр, регулирующий процесс дыхания, глубину, частоту дыхательных движений.

Обязательным условием осуществления процесса фонации является сохранность физиологического дыхания. Дыхательные движения (вдох и выдох) происходят в строгой последовательности и регулируются дыхательным центром продолговатого мозга (О.Л. Бадалян, 1998).

Дыхание ребенка изменяется в своем развитии. У новорожденного из-за перпендикулярного положения ребер по отношению к позвоночнику грудная клетка приподнята (ребра не могут опускаться) и при входе почти не расширяется - действует только диафрагмальное дыхание. В дальнейшем ребра принимают саблевидную форму, грудь опускается. К 3-7 годам создаются условия для грудного дыхания. С развитием же плечевого пояса грудное дыхание становится господствующим. Но так как у дошкольника ребра меньше наклонены, чем у взрослого, то дыхание его в значительной степени поверхностно.

Учащенный дыхательный пульс нарушает ритм и плавность произношения слов и фраз, что, в свою очередь, ведет к искажению звуков.

Из-за легкой возбудимости дыхательного центра и недоразвития нервной регуляции всякое физическое напряжение и небольшое повышение температуры учащают дыхание ребенка, нарушают его ритм, а, следовательно, усиливают несовершенство речи. Наконец, неумение малышей дышать ртом также вносит известную дезорганизацию в произношение - пропуски звуков, задержки в их произношении, произношение на вдохе (А.Н. Гвоздев, 1961; М.Е. Хватцев, 1997).

Выделяют следующие типы дыхания:

=> Поверхностное

=> Грудное

=> Нижнереберное

Поверхностное ключичное (клавикулярное, верхнегрудное) - дыхательные экскурсии совершаются за счет расширения и поднятия верхней части грудной клетки, а диафрагма пассивно следует за этими движениями, живот на вдох втягивается, а верхняя часть грудной клетки, ключицы, а иногда плечи заметно поднимаются.

Грудное - вдох производится в основном за счет расширения и поднятия нижней части грудной клетки. Оно не является самостоятельным типом, так как при этом обязательно включается в работу диафрагма, и может считаться лишь вариантом.

Нижнереберно-диафрагмальное дыхание, при котором грудная клетка и диафрагма активно включены в работу, - наиболее физиологично.

Уже упоминалось, что невозможно нормальное голосообразование без правильной техники дыхания.

=> мягкий - дыхание и включение в работу голосовых складок происходят одномоментно, что обеспечивает и интонационную точность, и спокойное, плавное, без толчка или придыхания, начало звука, и его наилучший тембр.



top