Краткий конспект лекций. Конспект лекций по общей психологии

Краткий конспект лекций. Конспект лекций по общей психологии

Министерство образования и науки Украины

Приазовский государственный технический университет

Кафедра социологии и социальной работы

В.В. Маслова

Конспект лекций по дисциплине

«Психология»

для студентов дневного и заочного отделения

технических специальностей

Мариуполь 2009

Психология. Конспект лекций для студентов дневного и заочного отделения технических специальностей. / ПГТУ. Каф. Социологии и социальной работы, ИПФ; сост. В.В.Маслова. – Мариуполь.2009.- 92 с.

Учебное пособие подготовлено в соответствии с государственными требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы по циклу ”Социально–гуманитарные дисциплины”. В предлагаемом курсе лекций приведены основные психологические понятия и категории, а также их характеристика. Особое внимание уделено психологии личности; раскрыты психологические механизмы становле­ния личности и ее взаимодействия с другими людьми.

Предназначено для студентов технических специальностей.

Рецензент: М.Д.Лапина, ст.пр.

Сост. В.В. Маслова, ст.пр.

Ответственный за выпуск: В.В.Харабет, доц.,к.п.н.,

Зав.каф.социологии и

Социальной работы

Утверждено

На заседании кафедры

«Социология и социальная работа»

Протокол № 3 от 16.10.2009г.

Утверждено

На заседании ученого совета

Инженерно-педагогического факультета

Протокол № от 2009г.

введение

Особенности современного этапа развития нашего общества обу­словливают необходимость коренного улучшения подготовки специалистов, овладения ими основами психологических знаний и успешного применения их на практике.

Учебное пособие подготовлено для широкого круга студентов независимо от профессионального направления и специальности, предназначено для концентрированного изучения и систематизации учебного материала по дисциплине ”Психология”.

Пособие представляет собой компактный очерк теории и практики психологии. Учебный материал пособия депрофессионализирован, изложен в краткой и доступной форме, как по содержанию, так и по стилю изложения.

Цели и задачи изучения дисциплины ”Психология”:

Получить представление о природе психики человека, о соотноше­нии природных и социальных факторов в ее становлении, а также о том, как происходит осознание человеком окружающего мира и самого себя;

Научиться давать психологическую характеристику лич­ности, а также объяснять собственные психические процессы, свойства, состояния;

Овладеть простейшими приемами их психической саморегуляции;

Научиться осознавать особенности взаимодействия людей в процессе общения и совместной деятельности;

Овладеть прие­мами, повышающими эффективность общения.

Последовательность изложения тем в предлагаемом курсе лекций отражает логику восприятия будущим специалистом нового круга проблем. Пособие включает в себя пять тем, относительно самостоятельных по содержанию, но взаимосвязанных между собой.

Для удобства освоения курса каждая из программных тем подразделена на несколько относительно самостоятельных вопросов, которые могут стать предметом выступлений на семинарских занятиях, послужить темой рефератов.

Круг проблем, рассматриваемых в предлагаемом курсе лекций, конкретизирован в перечне умений, предваряющем каждую тему.

Осознанному и более глубокому усвоению материала будет спо­собствовать поиск ответов на контрольные вопросы и задания, пред­ложенные к каждой теме. При этом целесообразно пользоваться ис­точниками, приведенными в списках литературы к каждой теме.

ЛЕКЦИЯ 1

^ ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ

1. Предмет, принципы и отрасли психологии.

2. Этапы становления и направления психологической науки.

3. Методы психологического исследования.

4. Понятие о психике. Классификация психических явлений.

5. Сознание как высшая ступень развития психики.

6. Особые состояния психики и сознания человека.

Основные понятия : психология, принципы психологии, направления психологии, методы психологии, психические явления, сознание, сознательное, подсознательное, бессознательное.

Изучив данную тему, вы должны уметь :

Сформулировать предмет и задачи психологии как науки;

Объяснить методологические принципы психологии;

Выделить основные этапы становления психологической науки;

Выявить место психологии в системе наук о человеке;

Перечислить отрасли и основные направления психологической науки;

Проанализировать методы психологии и условия их правильного применения;

Раскрыть сущность понятия психика, перечислить основные формы проявления психики;

Объяснить взаимосвязь сознательного, подсознательного и бессознательного.

^ 1. Предмет, принципы и отрасли психологии

Психология - наука об общих психических закономерностях взаимодействия человека со средой. Психология (psyche – душа, logos – наука) – изучает мир душевных явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых человеком.

В целом методология (от греч. methods - путь исследования, по­знания, logos - учение) определяет те принципы, приемы, которыми руководствуется человек в своей деятельности. Отечественная психология в качестве методологических выделяет следующие принципы материалистической психологии:

1) Принцип детерминизма означает, что пси­хика определяется образом жизни и перестраивается с изменением образа жизни.

^ 2) Принцип взаимосвязи психики и деятельности , принцип единства сознания и деятельности озна­чает, что сознание проявляется и формируется в процессе осуществления деятельно­сти человеком.

^ 3) Принцип развития психики, сознания в деятельно­сти означает, что психика и сознание рассматриваются как продукт развития и результат деятельности (игро­вой, учебной, трудовой и др.).

^ 4) Принцип изучения психики человека во взаимосвязи биологических и со­циальных факторов ;

5) Личностный подход означает, что при изучении любых психических явлений человека (свойств, состояний, процессов) учитывается включенность явления в структуру целостной личности.

Психология тесно взаимосвязана с другими науками, занимая ва­жное место в системе наук о человеке. Так, долгое время, являясь одним из разделов философии , психо­логия неизбежно взяла из этой науки принципиально важные теорети­ческие положения, определяющие подход к решению проблем. Таким образом, философия является методологической основой психологии. Очевидна связь психологии с естественными науками – биоло­гией, физиологией, химией, физикой и др., с помощью которых можно изучить физиологические и биологические процессы мозга, ле­жащие в основе психики. Психологию сближают с гуманитарными науками (социологией, историей, языкознанием, искусствоведением и др.) изучение взаимо­действия личности и ее ближайшего окружения; интерес к особенно­стям психического, душевного склада человека в различные истори­ческие эпохи; роль языка в культурном и психическом развитии человека, проблема творчества. Не менее очевидна связь психологии с педагогикой . Эффективно обучать и воспитывать можно только на основе знания закономерностей, по которым развивается психика человека. Многообразны связи психологии с медициной . Общие точки со­прикосновения эти науки находят в изучении проблемы нарушения психической деятельности, в психологическом обосновании особен­ностей взаимодействия врача и пациента, в диагностике и лечении целого ряда заболеваний. Взаимосвязь психологии и технических наук проявляется, с одной стороны, в выявлении оптимальных психологических условий взаимодействия человека и машины, с другой – в разработке технических средств, приборов для изучения проявлений психики.

^ Отрасли психологии

Зоопсихология - изучает особенности психики животных.

Возрастная и педагогическая психология - изучает психологические особенности людей разного возраста, а также закономерности развития личности в процессе обучения и воспитания

^ Социальная психология - изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, социально-психологические проявления в больших группах.

^ Психология труда - рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков.

Инженерная психология - изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники.

^ Медицинская психология - изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии

Патопсихология - изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии.

^ Юридическая психология - изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса, психологические проблемы поведения и формирования личности преступника.

^ Дифференциация психологии на отрасли дополняется встречным процессом интеграции , в результате которой происходит стыковка психологии практически со всеми науками: через инженерную психологию – с техническими науками; через педагогическую психологию – с педагогикой; через социальную психологию – с общественными и социальными науками.

^ 2. Этапы становления и направления

психологической науки

Становление психологической науки можно условно разделить на 4 этапа :

1 этап – психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более 2-х тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

2 этап – психология как наука о сознании. Возникает в 17 веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием.

3 этап – психология как наука о поведении. Возникает в конце 19 – начале 20 века. Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно увидеть – поведение, поступки, реакции человека.

4 этап – психология как наука, изучающая закономерности, проявления и механизмы психики.

С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека учитывать особенности психического склада людей. Первые психологические представления обозначились в древнем мире в связи с попытками мыслителей того времени дал ответ на вопрос: что такое душа? При этом выделились, различные подходы к изучению сущности души – материалистический и идеалистический.

Сторонник первого подхода Демокрит (около 460-370 до н.э.) утверждал, что душа состоит из подвижных атомов, которые при­водят тело в движение. Со смертью тела погибает и душа.

Платон (428- 348 до н.э.), напротив, утверждал, что душа бес­смертна. Цель души - познание идей, которые существуют вечно и сами по себе, образуя особый мир, противостоящий миру материи.

Идеи античных философов были систематизированы и развиты Аристотелем (384-322 до н.э.) в трактате «О душе». Этот трактат был первым собственно психологическим трудом, в связи с чем Аристотеля часто называют основателем психологии. В его представлении душа – бестелесная сущность живого тела, посредством кото­рой человек чувствует и мыслит.

В средние века в результате усиления позиций религии душа рас­сматривается в основном как божественное, сверхъестественное на­чало, руководящее человеком в его поисках высшего смысла жизни. В то же время накапливается знание об анатомо-физиологических особенностях организма человека как одной из основ психики. В связи с этим особо следует отметить деятельность арабских ученых Ибн -Сины (Авиценны, 980-1037), Ибн-Рушды (Аверроэса, 1126-1198), а также выдающегося деятеля эпохи Возрождения Леонардо да Винчи (1452-1519).

Второй этап в становлении психологии связывают с развитием естественных наук в XVII веке, когда ведущие ученые того времени пытались сформировать новые представления о мире и человеке, рас­сматривая психологию как науку о сознании. Так, французский уче­ный Р. Декарт (1596-1650) в своих трудах предпринял попытку раскрыть механизмы поведения человека, используя в качестве аналога законы механики и введя новое понятие - рефлекс. Б.Спиноза (1632-1677) и Г.Лейбниц (1646-1716), которые раз­рабатывали вопросы о соотношении физиологического и психичес­кого, а также Дж.Локк (1632-1704), который ввел в психологию понятие ассоциации (от лат. associatio - соединение, связка) - связи между явлениями, при которой возникновение одного из них вызы­вает появление другого. Именно это понятие было положено в основу возникшей в XVIII веке ассоциативной психологии (Д. Гартли , 1705-1757), в рамках которой утверждалось, что нервная система подчиняется физическим законам и, следовательно, явления сознания образуются путем ассоциации (механической связки) более простых элементов. В этот же период Г. Кониский (1717-1795) указывал на активный характер отображения психикой объективной реальности. Г. С. Сковорода (1722-1794) необходимым условием познания действительности считал самопознание человеком себя, своей сущности.

Началом третьего этапа – становления психологии как самостоя­тельной экспериментальной науки - можно считать 60-70-е годы XIX века, когда в психологию пришел эксперимент. Развитие экспери­ментальной психологии связывают прежде всего с немецким ученым В.Вундтом (3832-1920), открывшим в 1879 году первую в мире психологическую лабораторию.

На основе накопленных экспериментальных данных, работ И.М.Сеченова (1829-1905), И.П.Павлова (1849-1936), З. Фрейда (1856-1939) и многих других выдающихся ученых был сделан вы­вод о невозможности ограничения предмета психологии одним со­знанием, использования ассоциаций в качестве универсальной кате­гории, объясняющей всю психическую деятельность.

Это привело к возникновению в XX в. нескольких новых напра­влений психологии, каждое из которых по-своему определяло, что же должна изучать эта наука: поведение, бессознательное и пр.

^ Основные направления психологической науки

Одним из наиболее значимых для развития психологии XX века направлений является психоанализ , основателем которого считается австрийский психолог и психиатр 3. Фрейд.

Психоанализ основывается на идее о том, что поведение человека определяется не только его сознанием, но и бессознательными вле­чениями и желаниями, к которым Фрейд относил, прежде всего, стремление к любви и в то же время к смерти, разрушению. Эти вле­чения сосредоточены в особом структурном образовании психики, получившем название ”Ид” (Оно). Вторичный слой психики – ”Эго” (Я) – призван соизмерять влечения Ид с требованиями реального мира, представленными в ”Супер-Эго” (Сверх-Я) - носителе моральных стандартов. Поскольку требования Ид и Супер-Эго несовместимы, Эго пребывает в состоянии конфликта, напряжения, от которого спаса­ется с помощью специальных психологических защит (вытеснения, проекции, сублимации и пр.).

Учение 3. Фрейда развили его ученики. Так, центральной идеей А. Адлера (1870-1937), создателя индивидуальной психологии, явля­ется тезис о бессознательном стремлении человека к совершенству, которое определяется переживанием чувства неполноценности и необходимостью его компенсации.

По К. Юнгу (1875-1961), согласно принципам созданной им ана­литической психологии, психическое развитие личности в целом оп­ределяется коллективным бессознательным (архетипами), запечат­левшими опыт человечества.

Влиятельным направлением в психологии явился бихевиоризм (от англ. Behaviour – поведение), основателем которого считают аме­риканского исследователя Д. Уотсона (1875-1958). Научная про­грамма Уотсона основывалась на схеме S R, согласно которой вне­шнее воздействие, или стимул (S), порождает определенное поведе­ние организма, или реакцию (R). Отсюда следовал вывод: достаточно подобрать нужный стимул, чтобы получить требуемое поведение. Та­кие понятия внутреннего, психического мира человека, как созна­ние, переживание, игнорировались, считались ненаучными.

Еще одним направлением психологической науки явилась гештальтпсихология (от нем. Gestalt - образ, форма). Возникновение данного направления связано в первую очередь с именами немец­ких ученых М. Вертгеймера (1880-1943), К. Коффки (1886-1941), В. Келера (1887-1967), которые в противовес положениям ассоци­ативной психологии выдвинули идею целостности образа, свойства которого не могут быть выведены из свойств отдельных его частей. Так, М. Вертгеймером была показана возможность восприятия дви­жения при фактическом его отсутствии. В проводимых им опытах два отрезка, находящиеся друг от друга на расстоянии, поочередно высве­чивались и затемнялись. Оказалось, что при уменьшении интервалов времени между вспышками восприятие двух отрезков сменялось вос­приятием перемещения одного отрезка. (Это явление, получившее название (φ-феномена, применяется, например, в световой рекламе.)

Основной задачей когнитивной (от лат. Cognilio – знание) психо­логии, возникшей в 60-х годах XX в. как направление психологи­ческой науки, явилось доказательство решающей роли знания в пси­хическом развитии человека. Представители этого направления (Ж. Пиаже, Дж. Брунер, А. Пайвио, У. Найссер, Л. Фестннгер и др.) сосредоточили свои усилия на изучении психических, прежде всего познавательных, процессов, которые по аналогии с ЭВМ рассматри­вались как последовательные блоки сбора и переработки информации. В результате были выявлены важнейшие свойства познавательной деятельности (зависимость от внешней среды, избирательность и др.). Одно из основных понятий когнитивной психологии - схема (внутренняя программа сбора и переработки информации). Схема за­дает развертывание всех познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления и пр.) подобно тому, как генотип определяет стро­ение организма.

Одним из ведущих направлений современной психологической науки является гуманистическая психология , которая, по определе­нию одного из ее основоположников А. Маслоу (1908-1970), представляет собой третью силу, противопоставляющую себя бихеви­оризму и психоанализу. В противовес бихевиоризму, ориентированному на анализ отде­льных событий, представители гуманистической психологии К. Род­жерс (1902-1987), Г. Олпорт (1897-1967) и другие рассматривают личность как единое целое. В отличие от психоаналитического под­хода предметом гуманистической психологии обозначается психоло­гически здоровая личность. При этом гуманистическая психология утверждает, что человек изначально добр или, в крайнем случае, нейтрален; агрессия, наси­лие возникают в результате воздействия окружающей среды. Выс­шими основополагающими потребностями человека является потребность в самоосуществлении (самоактуализации) или, по В. Франклу (род. 1905), основоположнику логотерапии, в нахожде­нии собственного смысла. В соответствии с этими представлениями в рамках гуманистичес­кой психологии разрабатываются подходы к обеспечению психичес­кого благополучия личности.

В 60-х годах XX века обозначилось еще одно направление - трансперсональная психология, изучающая предельные возможности чело­веческой психики с нетрадиционных позиций. Основными теоретическими источниками трансперсональной пси­хологии являются психоанализ и восточные философские системы, принципы которых сформулированы на основе представлений об энергетической природе мира. В центре этого направления - так называемые измененные состо­яния сознания, которых можно достичь с помощью специально орга­низованного интенсивного дыхания (С. Гроф) и особой, трансцен­дентальной музыки.

Отечественная психология в XX веке пошла по особому пути раз­вития на основе философии диалектического материализма. На развитие представлений о природе психического, сложившихся в отечественной психологии, существенно повлияли работы таких выдающихся ученых, как И. М. Сеченов. И. П. Павлов, В. М. Бех­терев (1875-1927), Л. С. Выготский (1896-1934), А. Н, Леонтьев (1903-1979), С. Л. Рубинштейн (1889-1960) и др.

Так, Л. С. Выготский явился создателем культурно-исторической концепции психического развития человека, в которой раскрываются механизмы формирования высших психических функций (логичес­кой памяти, абстрактного мышления и пр.) в процессе освоения че­ловеком культуры.

А. Н. Леонтьев, ученик и последователь Л. С. Выготского, основ­ное внимание уделял изучению строения и функционирования психи­ческого отражения реальности в процессе деятельности.

В русле теории деятельности была разработана концепция поэтапного формирования П. Я. Гальперина (1902-1988), практическая реализация которой позволяет повысить эффективность обучения.

С. Л. Рубинштейн фундаментально исследовал взаимосвязь внут­реннего и внешнего, сформулировав принцип детерминизма при объяснении психических явлений.

Выдающийся украинский психолог Г. С. Костюк (1899-1982) рассматривал психическое явление как особый вид деятельности, причем деятельности не мозга, а человека, который более или менее осознанно создает собственную психику.

В последние годы в отечественной психологии предпринимаются попытки объединить философский, культурологический и собственно психологический подходы к определению сущности психологических явлений человеческого бытия (А. В. Киричук, В. А. Роменец и др.). При этом возникновение и развитие всех психических феноменов опре­деляются взаимодействием ситуативного, мотивационного и других компонентов поступка как единицы анализа личности человека.

^ 3. Методы психологического исследования

Методологические принципы воплощаются в специальных методах психологии, с помощью которых выявляются существенно важные факты, закономерности и механизмы психики.

Методы, применяемые в психологическом исследовании, подразделяют на четыре группы :

^ 1. Организационные методы

Сравнительный метод - (метод “поперечного среза”) заключается в сопоставлении различных групп людей по возрасту, образованию, деятельности и общению (студенты и рабочие).

^ Лонгитюдный метод - (метод “продольного среза”) состоит в многократных обследованиях одних и тех же лиц на протяжении длительного времени (сту­денты на протяжении пяти лет обучения).

^ Комплексный метод - способ изучения, при котором в иссле­довании участвуют представители различных наук, что позволяет устанавливать связи и зависимости между явлениями разного рода.

^ 2. Эмпирические методы

Наблюдение – преднамеренное и фиксируемое восприятие внешних проявлений психики. Самонаблюдение – наблюдение человека засобственными психическими явлениями.

Эксперимент – целенаправленное изменение некоторых факторов и регистрация изменений в состоянии и поведении изучаемого, отличается от наблюдения вмешательством исследователя.

Тест - система заданий, позволяющих измерить уровень развития определенного качества (свойства) личности. Подразделяются на тесты достижений, тесты интеллекта, тесты креативности.

Анкета - представляет опросный лист для получе­ния ответов на заранее составленную систему вопросов, служит для получения первичной со­циально-психологической информации.

Социометрия - метод психологического исследования меж­личностных отношений в группе с целью определения структуры взаимоотношений и психологической совместимости.

Интервью - метод, заключающийся в сборе информации, полученной в виде ответов на поставленные, как правило, заранее сформулированные, вопросы.

Беседа - предусматривает прямое или косвенное получение психологической информации путем речевого общения.

3. Методы обработки данных : количественный и качественный анализ.

^ 4. Интерпретационные методы :

Генетический метод (анализ материала в плане развития с выделением отдельных стадий),

Структурный метод (установление структурных связей между характеристиками психики).

^ 4. Понятие о психике.

классификация психических явлений

С лово психика (по-гречески “душа”) имеет двойственное значение.

Одно значение – смысл сущности какой-либо вещи. Психика – это отражение объективного мира в его связях и отношениях, это виртуальное сжатие природы. Другой смысл связан с проблемой субстрата психики. Многие слышат и говорят: “Душа ушла в пятки”, “Волнение души”. В этих высказываниях присутствует некое движение, некоторый субстрат движения. Как предполагают некоторые физики - это могут быть микролептоны - мельчайшие ядерные частицы.

Связь психики и деятельности мозга не подлежит сомнению: неполноценность мозга приводят к неполноценности психики. Но доказана и независимость психического и физиологического процесса мозга – теория психофизиологического параллелизма , согласно которой психическое и физиологическое составляют 2 ряда явлений, которые соответствуют друг другу, но никогда не влияют друг на друга.

Существуют и другие теории о связи психических и физиологических процессов. ^ Теория механического тождества утверждает, что психические процессы – физиологические процессы, мозг выделяет психику, т.е. происходит отождествление психики с нервными процессами. Теория единства утверждает, что психические и физиологические процессы возникают одновременно, но они качественно различны, что психика - системное качество мозга.

Но обратим внимание, что человеческая психика не дана человеку в готовом виде от рождения, она развивается только в процессе общения и взаимодействия с другими людьми. Психика человека проявляется в различных формах - психических явлениях.

^ Классификация психических явлений

Все психические явления делятся на три группы:

1) психические процессы,

2) психические свойства личности,

3) психические состояния личности.

^ Психический процесс – акт психической деятельности, имеющий объект отражения и регуляционную функцию. Психическая деятельность человека - совокупность психических процессов.

^ Психические свойства личности - типичные для данного человека осо­бенности его психики. К психическим свойствам относятся: темперамент, характер, способности, направленность.

^ Психическое состояние - это временное своеобразие психической де­ятельности, определяемое содержанием деятельности и отношением человека к этой деятельности (например, раздражение).

Психические процессы, состояния и свойства человека - это единое проявление его психики.

черножук Ю.Г., канд. психол. наук, доцент пнпу им. .Д.Ушинского

Конспект лекций по психологии

содержательный модуль І . ПсихологИя как наука . ПсихологИя личности

Тема 1. Предмет, задачи и отрасли психологии

Предмет психологии

Психология (от греч. «псюхе» - душа и «логос» - наука) - наука, которая изучает закономерности развития и функционирования психики. Психика - свойство мозга отображать объективный мир, выстраивать его субъективную картину и на ее основании регулировать поведение и деятельность человека. Психика обнаруживает себя в различных психических явлениях.

Во-первых, это психические процессы. Среди них выделяют те, с помощью которых человек познает мир (познавательные процессы : ощущения, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь), а также может выражать свое отношение к миру, управлять собственными действиями (эмоционально-волевые процессы : эмоции, чувства, воля).

Во-вторых, это психические свойства (упрямство, работоспособность, эгоизм и т.д.) и психические состояния (возбуждение, интерес, меланхолия и т.д.).

Они определяют как ситуативное , так и устойчивое (т.е. типичное для конкретного человека) поведение. Психические процессы, свойства, состояния человека, его общение и деятельность, составляют единое целое, которое называют жизнедеятельностью .

Психология, как любая наука, исследует определенный круг вопросов. Главные из них:

Как человек ориентируется в окружающем мире (исследование восприятия);

Как влияет на него приобретенный опыт (исследование процесса овладения знаниями и навыками);

Как он запоминает и воспроизводит то, что запомнил (исследование памяти);

Как решает жизненные задачи (исследование мышления и интеллектуальных способностей);

Как переживает собственное отношение к определенным объектам; к процессу удовлетворения актуальных потребностей (исследование чувств и эмоций);

Как управляет собственной психикой и поведением (исследование воли, процессов саморегуляции);

Почему направляет деятельность на определенные объекты (исследование мотивации) и т. п.

Долгое время психология не была самостоятельной наукой, а развивалась в русле других наук. Первые научные представления о психике возникли в Древнем мире (Єгипет, Китай, Индия, Греция, Рим). Они отражались в работах философов, врачей, педагогов. Можно выделить ряд этапов развития научного понимания психики и предмета психологии как науки.

На первом этапе (6 – 5 вв. до н.э. – 17 в. н.э.) явления, изучаемые психологией, обозначались общим термином «душа» и были предметом одного из разделов философии, названного «психологией». Современные исследователи спорят о происхождении этого термина. Существует две основных версии. Первая – он был придуман в 16 в. либо Ф.Меланхтоном, либо О.Кассманом, либо Р.Гоклениусом (книга последнего, изданная в 1590 г, называлась «Психология»). Вторая – этот термин в 17 веке ввел в употребление немецкий философ Х. фон Вольф.

Второй этап развития научной психологи начинается в 17 в. Прогресс естествознания, получивший свое отражение в трудах философов Р.Декарта, Б.Спинозы, Ф.Бэкона, Т.Гоббса, обусловливает смену предмета психологи: им становится сознание , познаваемое человеком через самонаблюдение (интроспекцию ). Этот этап продолжается до второй половины 19 в. В конце 19 в. психология отделяется от философии и становится самостоятельной экспериментальной наукой.

На третьем этапе (начало 20 века) сознание, как предмет исследования, а также интроспекция, как его метод, подвергаются резкой критике представителями бихевиоризма (от англ. «behavior» - поведение). Создатель этого научного направления, американский психолог Джон Бродэс Уотсон, полагал, что психология должна изучать только то, что можно непосредственно наблюдать, т.е. поведение , которое и предлагалось рассматривать в качестве предмета психологии. Поведение человека и животных может быть объяснено исходя из отношений между непосредственно наблюдаемыми воздействиями на организм физических раздражителей (стимулов) и также непосредственно наблюдаемыми ответами организма (реакциями). Отсюда и главная формула бихевиоризма: «стимул → реакция» (S-R). Развитие бихевиористских идей привело к созданию необихевиоризма (Э.Толмен, Р.Скиннер) и социального бихевиоризм (А.Бандура, Дж.Роттер).

В 20 в. возникает еще ряд направлений психологической науки, каждое из которых имеет свой собственный предмет исследований. К ним относятся психоанализ, гештальт-психология, гуманистическая психология, когнитивная психология и др.

Психоана́лиз (глубинная психология) – психологическая теория, разработанная в конце 19 - начале 20 в. австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом, а также метод лечения психических расстройств, основанный на этой теории. Психоанализ развивался в различных направлениях Альфредом Адлером (индивидуальная психология), Карлом Юнгом (аналитическая психология), а позднее Эрихом Фроммом, Карен Хорни, Гарри Салливаном, Жаком Лакан и др. (нео-фрейдизм). Основные положения психоанализа: 1) человеческое поведение, опыт и познание во многом определяются инстинктами, внутренними и иррациональными влечениями; 2) эти влечения бессознательны, попытки их осознания приводят к психологическому сопротивлению в форме защитных механизмов; 3) индивидуальное развитие во многом определяется событиями раннего детства; 4) конфликты между сознанием и бессознательным (вытесненными из сознания фактами, воспоминаниями и т.п.) могут приводить к психическим нарушениям (невроз, страх, депрессия и т.п.); 5) освобождение от влияния бессознательного может быть достигнуто через его осознание (например, при поддержке психоаналитика).

г ештальт-психология была создана немецкими психологами Максом Вертгеймером, Куртом Коффкой и Вольфгангом Кёлером в первой трети 20 в. Согласно гештальтистам, предметы, составляющие наше окружение, воспринимаются чувствами не как сумма отдельных элементов, а как гештальты (целостные образы, структуры). При этом свойства гештальтов не равны сумме свойств их элементов. Так, восприятие не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства частей.

Гуманистическая психология (нач. 60-х гг. 20 в.) – направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая стремится к самоактуализации, т.е. максимальной реализации заложенных в человеке возможностей. К данному направлению могут быть отнесены Абрахам Маслоу, Карл Роджерс, Виктор Франкл, Роло Мэй, Джеймс Бьюдженталь. Основное положение гуманистической психологии: человек творит самого себя, он обращен в будущее; в его жизни есть цель, ценности и смысл.

Когнитивная психология – раздел психологии, изучающий когнитивные (познавательные) процессы. Данное направление возникло в США в 50-60 гг. 20 в. и основывается на аналогии между преобразованием информации в компьютере и процессом познания у человека («метафора компьютера»). Исследования когнитивных психологов обычно связаны с вопросами памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решений. Основными представителями этого направления являются: Джордж Миллер, Джером Брунер, Ульрик Найссер и др.

Среди современных психологов нет единого понимания предмета психологии. Наиболее универсальным его определением, которое не противоречит взглядам большинства исследователей, является следующее. Предмет психологической науки составляют факты психической жизни, механизмы и закономерности психики. Пример.

Задачи психологии

Современная психология решает две группы задач. Первая – задачи теоретические . Их решение предусматривает углубление, расширение, интеграцию (объединение) и систематизацию (приведение в систему) существующих знаний о психике. Вторая – задачи практические . Это решение повседневных психологических проблем в разных областях человеческой деятельности (образование, медицина, спорт, бизнес и т.д.).

Психологические знания необходимы человеку, во-первых, для успешного приспособления к изменениям в природе и социальной среде; во-вторых, для более глубокого понимания себя и окружающих, установления с ними эффективных взаимоотношений, в-третьих, для самоусовершенствования, оптимального использования личностного потенциала, повышения эффективности профессиональной деятельности, налаживания успешного взаимодействия со сложной современной техникой и т. п.

Основные отрасли психологии

Основу психологической науки составляет общая психология - фундаментальная дисциплина, которая исследует сущность и общие закономерности возникновения, функционирования и развития психики. Она стала базой для развития ряда прикладных (специальных) дисциплин, к которым относятся:

Дисциплина

Что изучает

Возрастная психология

Развитие психики на протяжении всей жизни человека

Педагогическая психология

Психологические основы обучения, воспитания и педагогической деятельности

Социальная психология

Взаимоотношения, возникающие при общении и взаимодействия людей в различных группах (семья, школьный класс, трудовой коллектив и т.п.)

Психология личности

Психологические особенности личности

Психогенетика

Взаимодействие факторов наследственности и среды в формировании психики человека

Дифференциальная психология

Индивидуальные различия в психике

Психодиагностика

Разрабатывает теорию, принципы, инструменты измерения и оценки психических явлений;

Специальная психология

Психику людей с различными отклонения в развитии психики, которые обусловлены врожденными либо приобретенными дефектами НС. Она включает психологию слепых (тифлопсихология ), глухих (сурдопсихология ), умственно отсталых (олигофренопсихология ) и тесно связана с дефектологией

Зоопсихология

Психику животных

Музыкальная психология

Психические явления, которые порождены музыкой, а также особенности личности и профессиональной деятельности музыкантов

Психология творчества

Психологические аспекты творчества

В наше время также успешно развиваются, психология бизнеса , психология спорта , психология танца, военная , юридическая , медицинская психология и другие области психологической науки, связанные с разными видами человеческой деятельности.

Психология. Краткий конспект лекций

Конспект

Психология и эзотерика

Краткий конспект лекций. Психология Складановская М.Г. ст. преподаватель кафедры философии Тема. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ. ЧТО ИЗУЧАЕТ ПСИХОЛОГИЯ. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУК. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛО...


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22539. Прочность и перемещения при центральном растяжении или сжатии 136 KB
Напомним что под растяжением сжатием понимают такой вид деформации стержня при котором в его поперечном сечении возникает лишь один внутренний силовой фактор продольная сила Nz. Поскольку продольная сила численно равна сумме проекций приложенных к одной из отсеченных частей внешних сил на ось стержня для прямолинейного стержня она совпадает в каждом сечении с осью Oz то растяжение сжатие имеет место если все внешние силы действующие по одну сторону от данного поперечного сечения сводятся к равнодействующей направленной вдоль...
22540. Расчет статически неопределимых систем по допускаемым нагрузкам 116.5 KB
Расчет статически неопределимых систем по допускаемым нагрузкам. Применение к статически определимым системам. Расчетная схема статически определимой стержневой системы Рассчитывая эту систему обычным путем найдем усилия N1 = N2 no формуле: из равновесия узла А. Это всегда имеет место для статически определимых конструкций при равномерном распределении напряжений когда материал по всему сечению используется полностью.
22541. Учет собственного веса при растяжении и сжатии 102 KB
Длина стержня l площадь поперечного сечения F удельный вес материала и модуль упругости Е. Подсчитаем напряжения по сечению АВ расположенному на расстоянии от свободного конца стержня. Эти напряжения будут нормальными равномерно распределенными по сечению и направленными наружу от рассматриваемой части стержня т. Наиболее напряженным опасным будет верхнее сечение для которого достигает наибольшего значения l; напряжение в нем равно: Условие прочности должно быть выполнено именно для этого сечения: Отсюда необходимая площадь стержня...
22542. Расчет гибких нитей 148.5 KB
Это так называемые гибкие нити. Обычно провисание нити невелико по сравнению с ее пролетом и длина кривой АОВ мало отличается не более чем на 10 от длины хорды АВ. В этом случае с достаточной степенью точности можно считать что вес нити равно мерно распределен не по ее длине а по длине ее проекции на горизонтальную ось т. Расчетная схема гибкой нити.
22543. Моменты инерции относительно параллельных осей 119.5 KB
Моменты инерции относительно параллельных осей. Задачу получить наиболее простые формулы для вычисления момента инерции любой фигуры относительно любой оси будем решать в несколько приемов. Если взять серию осей параллельных друг другу то оказывается что можно легко вычислить моменты инерции фигуры относительно любой из этих осей зная ее момент инерции относительно оси проходящей через центр тяжести фигуры параллельно выбранным осям. Расчетная модель определения моментов инерции для параллельных осей.
22544. Главные оси инерции и главные моменты инерции 157 KB
Главные оси инерции и главные моменты инерции. Как уже известно зная для данной фигуры центральные моменты инерции и можно вычислить момент инерции и относительно любой другой оси. Именно можно найти систему координатных осей для которых центробежный момент инерции равен. В самом деле моменты инерции и всегда положительны как суммы положительных слагаемых центробежный же момент может быть и положительным и отрицательным так как слагаемые zydF могут быть разного знака в зависимости от знаков z и у для той или иной площадки.
22545. Прямой чистый изгиб стержня 99.5 KB
Прямой чистый изгиб стержня При прямом чистом изгибе в поперечном сечении стержня возникает только один силовой фактор изгибающий момент Мх рис. Так как Qy=dMx dz=0 то Mx=const и чистый прямой изгиб может быть реализован при загружении стержня парами сил приложенными в торцевых сечениях стержня. Сформулируем предпосылки теории чистого прямого изгиба призматического стержня. Для этого проанализируем деформации модели стержня из низкомодульного материала на боковой поверхности которого нанесена сетка продольных и поперечных рисок...
22546. Прямой поперечный изгиб стержня 122 KB
Прямой поперечный изгиб стержня При прямом поперечном изгибе в сечениях стержня возникает изгибающий момент Мх и поперечная сила Qy рис. 1 которые связаны с нормальными и касательными напряжениями Рис. Связь усилий и напряжений а сосредоточенная сила б распределеннаяРис. Однако для балок с высотой сечения h l 4 рис.
22547. Составные балки и перемещения при изгибе 77.5 KB
Составные балки и перемещения при изгибе ПОНЯТИЕ О СОСТАВНЫХ БАЛКАХ Работу составных балок проиллюстрируем на простом примере трехслойной балки прямоугольного поперечного сечения. Это означает что моменты инерции и моменты сопротивления трех независимо друг от друга деформирующихся балок должны быть просуммированы Если скрепить балки сваркой болтами или другим способом рис. 1 б то с точностью до пренебрежения податливостью наложенных связей сечение балки будет работать как монолитное с моментом инерции и моментом сопротивления...

ЛЕКЦИЯ № 1. Психология как наука

1. Предмет психологии. Отрасли психологии. Методы исследования

1. Определение психологии как науки.

2. Основные отрасли психологии.

3. Методы исследования в психологии.

1. Психология – это наука, которая занимает двойственное положение в ряду других научных дисциплин. Как система научных знаний она знакома лишь узкому кругу специалистов, но в тоже время о ней знает практически каждый человек, обладающий ощущениями, речью, эмоциями, образами памяти, мышления и воображения и т. д.

Истоки психологических теорий можно найти в пословицах, поговорках, сказках мира и даже частушках. Например, о личности говорят «В тихом омуте черти водятся» (предостережение тем, кто склонен судить о характере по внешности). У всех народов можно найти подобные житейские психологические описания и наблюдения. Та же пословица у французов звучит так: «В тихий ручей не погружай ни руки, ни даже пальца».

Психология – наука своеобразная. Овладевание человеком знаниями происходило с древних времен. Однако долгое время психология развивалась в рамках философии, достигнув высокого уровня в трудах Аристотеля (трактат «О душе»), поэтому многие считают его основателем психологии. Несмотря на такую древнюю историю, психология как самостоятельная экспериментальная наука сформировалась сравнительно недавно, лишь с середины XIX в.

Термин «психология» впервые появился в научном мире в XVI в. Слово «психология» происходит от греческих слов:» syhe» – «душа» и «logos» – «наука». Таким образом, дословно психология – это наука о душе.

Уже позднее, в XVII–XIX вв., психология значительно расширила сферу своих исследований и стала изучать деятельность человека, бессознательные процессы, сохранив при этом прежнее название. Рассмотрим подробнее, что же является предметом изучения современной психологии.

Р. С . Немов предлагает следующую схему.

Основные явления, изучаемые современной психологией

Как видно из схемы, психика включает в себя многие явления. С помощью одних происходит познание окружающей действительности – это познавательные процессы , которые состоят из ощущения и восприятия, внимания и памяти, мышления, воображения и речи. Другие психические явления необходимы для того, чтобы управлять поступками и действиями человека, регулировать процесс общения, – это психические состояния (особая характеристика психической деятельности за некоторый отрезок времени) и психические свойства (наиболее устойчивые и значимые психические качества человека, его особенности).

Приведенное разделение достаточно условно, так как возможен переход из одной категории в другую. Например, если какой-либо процесс протекает длительное время, то он уже переходит в состояние организма. Такими процессами-состояниями могут становиться внимание, восприятие, воображение, активность, пассивность и т. п.

Для лучшего понимания предмета психологии приведем таблицу примеров психических явлений и понятий, представленную в работах Р. С. Немова (1995).

Таблица 1

Примеры психических явлений и понятий

Продолжение табл. 1

Итак, психология – это наука, изучающая психические явления.

2. Современная психология – это достаточно разветвленный комплекс наук, который продолжает развиваться очень быстрыми темпами (каждые 4–5 лет возникает новое направление).

Тем не менее можно выделить фундаментальные отрасли психологической науки и специальные.

Фундаментальные (базовые) отрасли психологической науки одинаково важны для анализа психологии и поведения всех людей.

Такая универсальность позволяет их иногда объединять под названием «общая психология».

Специальные (прикладные) отрасли психологических знаний изучают какие-либо узкие группы явлений, т. е. психологию и поведение людей, занятых в какой-либо узкой отрасли деятельности.

Обратимся к классификации, представленной Р. С. Немовым (1995).

Общая психология

1. Психология познавательных процессов и состояний.

2. Психология личности.

3. Психология индивидуальных различий.

4. Возрастная психология.

5. Социальная психология.

6. Зоопсихология.

7. Психофизиология.

Некоторые специальные отрасли психологических исследований

1. Педагогическая психология.

2. Медицинская психология.

3. Военная психология.

4. Юридическая психология.

5. Космическая психология.

6. Инженерная психология.

7. Экономическая психология.

8. Психология управления.

Таким образом, психология представляет собой разветвленную сеть наук, которая продолжает активно развиваться.

3. Методы научных исследований – это приемы и средства получения учеными достоверных сведений, которые затем используются для построения научных теорий и разработки рекомендаций для практической деятельности.

Для того чтобы получаемые сведения были достоверными, необходимо соблюдать требования валидности и надежности.

Валидность – это такое качество метода, которое свидетельствует о его соответствии тому, для изучения чего первоначально он и был создан.

Надежность – свидетельство того, что при многократном применении метода будут получаться сопоставимые результаты.

Существуют различные классификации методов психологии. Рассмотрим одну из них, согласно которой методы подразделяются на основные и вспомогательные.

Основные методы: наблюдение и эксперимент; вспомогательные – опросы, анализ процесса и продуктов деятельности, тесты, близнецовый метод.

Наблюдение – это метод, с помощью которого познаются индивидуальные особенности психики посредством изучения поведения человека. Может быть внешним и внутренним (самонаблюдение).

Черты внешнего наблюдения

1. Планомерность и систематичность проведения.

2. Целенаправленный характер.

3. Длительность наблюдения.

4. Фиксация данных с помощью технических средств, кодирования и т. п.

Виды внешнего наблюдения

1. Структуированное (имеется подробная пошаговая программа наблюдения) – неструктуированное (имеется лишь простое перечисление данных, подлежащих наблюдению).

2. Сплошное (фиксируются все реакции наблюдаемых) – выборочное (регистрируются лишь отдельные реакции).

3. Включенное (исследователь выступает как член группы, в которой осуществляется наблюдение) – невключенное (исследователь выступает как сторонний наблюдатель).

Эксперимент – метод научного исследования, в ходе которого создается искусственная ситуация, где изучаемое свойство проявляется и оценивается лучше всего.

Виды эксперимента

1. Лабораторный – проводится в специально оборудованных помещениях, часто с использованием специальной техники.

Отличается строгостью и точностью фиксации данных, что позволяет получать интересный научный материал.

Трудности лабораторного эксперимента:

1) необычность ситуации, в силу чего могут искажаться реакции испытуемых;

2) фигура экспериментатора способна вызывать либо желание угодить, либо, наоборот, сделать что-то назло: и то, и другое искажает результаты;

3) пока еще не все явления психики могут быть смоделированы в условиях эксперимента.

2. Естественный эксперимент – искусственная ситуация создается в естественных условиях. Впервые был предложен А. Ф. Лазурским . Например, можно изучать особенности памяти дошкольников, играя с детьми в магазин, где им предстоит «сделать покупки» и тем самым воспроизвести заданный ряд слов.

Опросы – вспомогательные методы исследования, содержащие вопросы. Вопросы должны удовлетворять следующим требованиям.

Перед опросом необходимо проводить с испытуемыми краткий инструктаж, создавать доброжелательную атмосферу; если можно получить сведения из других источников, то не следует спрашивать об этом.

Выделяют следующие методы опроса: беседа, анкетирование, интервью, социометрия.

Беседа – метод опроса, при котором и исследователь, и испытуемый находятся в равных позициях.

Может применяться на различных этапах исследования.

Анкетирование – метод, благодаря которому можно оперативно получить большое количество данных, зафиксированных в письменной форме.

Виды анкет:

1) индивидуальные – коллективные;

2) очные (имеется личный контакт исследователя и анкетируемого) – заочные;

3) открытые (анкетируемые сами формулируют ответы) – закрытые (представлен перечень готовых ответов, из которых надо выбрать наиболее походящий анкетируемому).

Интервью – метод, осуществляемый в процессе непосредственного общения, ответы даются в устной форме.

Виды интервью:

1) стандартизированное – все вопросы сформулированы заранее;

2) нестандартизированное – вопросы формулируются ходе интервьюирования;

3) полустандартизированное – часть вопросов сформулирована заранее, а часть возникает в процессе интервью.

При составлении вопросов следует помнить, что первые вопросы должны дополняться последующими.

Наряду c прямыми вопросами необходимо использовать косвенные.

Социометрия – метод, благодаря которому изучаются социальные отношения в группах. Позволяет определить положение человека в группе, предполагает выбор партнера по совместной деятельности.

Анализ процесса и продуктов деятельности – изучаются продукты человеческой деятельности, на основании которых делаются выводы о психических особенностях человека.

Могут изучаться рисунки, поделки, сочинения, стихи и т. д.

Близнецовый метод используется в возрастной генетической психологии.

Суть метода заключается в сопоставлении психического развития однояйцовых близнецов, силой обстоятельств воспитанных в различных жизненных условиях.

Тесты – стандартизированная психологическая методика, предназначение которой – дать количественную оценку изучаемого психологического качества.

Классификация тестов

1. Тест-опросник – тест-задание.

2. Аналитические (изучают одно психическое явление, например, произвольность внимания) – синтетические (изучают совокупность психических явлений, например, тест Кеттелла позволяет дать заключение о 16 качествах личности).

3. в зависимости от содержания тесты делятся на:

1) интеллектуальные (изучают особенности интеллекта, так называемый IQ);

2) тесты профпригодности (исследуют уровень профессионального соответствия);

3) личностные тесты (словесные; проективные, когда о качествах человека судят по тому, как он воспринимает и оценивает предлагаемую ему ситуацию).

Итак, методы психологии разнообразны и их выбор определяется задачами исследования, особенностями испытуемого и ситуации.

Из книги Деловая психология автора Морозов Александр Владимирович

Лекция 1. Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Отрасли психологии Психология – и очень старая и совсем молодая наука. Имея тысячелетнее прошлое, она тем не менее вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины едва насчитывает

Из книги Когда невозможное возможно [Приключения в необычных реальностях] автора Гроф Станислав

Приложение ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ТРАДИЦИОННАЯ

Из книги Клиническая психология автора Ведехина С А

1. Клиническая психология как: самостоятельная наука. Определение клинической психологии Клиническая психология является отраслью психологической науки. Ее данные имеют теоретическое и практическое значение как для психологии, так и для медицины.В некоторых странах

Из книги Педагогика: конспект лекций автора Шарохина Е В

ЛЕКЦИЯ № 1. Педагогика как наука Педагогику определяют как систему наук о воспитании и образовании детей и взрослых. Различают несколько отраслей педагогики в зависимости от задач и направленности данной науки:1) ясельная педагогика;2) дошкольная

Из книги Социальная психология и история автора Поршнев Борис Фёдорович

Из книги История психологии. Шпаргалка автора Анохина Н В

40 ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О НЕПОСРЕДСТВЕННОМ ОПЫТЕ Субъективный опыт – совокупность воспринятых человеком смысловых, понятийных взаимосвязей.Факторы влияния на субъективный опыт человека:1) объекты и явления окружающей реальности. С рождения ребенок приобретает новый

Из книги Лекции по общей психологии автора Лурия Александр Романович

ГЛАВА 1. Психология как наука. Ее предмет и практическое значение Человек живет и действует в окружающей его социальной среде. Он испытывает потребности и пытается их удовлетворить, получает информацию от окружающей среды и ориентируется в ней, формирует сознательные

Из книги Общественное животное [Введение в социальную психологию] автора Аронсон Эллиот

Социальная психология как наука Научный метод, вне зависимости от того, приложим ли он к физике, химии, биологии или социальной психологии, является наилучшим из тех, которыми мы, люди, обладаем, чтобы удовлетворить наше стремление к знанию и пониманию. Говоря более

Из книги Рефлекс свободы автора Павлов Иван Петрович

Из книги Психология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Психология познания: методология и методика преподавания автора Соколков Евгений Алексеевич

1.2. Психология как гуманитарная наука и цели ее

Из книги Психология управления: учебное пособие автора Антонова Наталья

1.1. Психология управления как наука

Из книги Общая психология автора Шишкоедов Павел Николаевич

Глава 1 Психология как наука Несмотря на то что психология является сравнительно молодой наукой, ее роль в современном обществе велика. За сто лет с того момента, как психология была названа самостоятельной наукой, она оказала значительное влияние на понимание природы

Из книги Юридическая психология. Шпаргалки автора Соловьева Мария Александровна

1. Юридическая психология как наука Как наука юридическая психология появилась в начале XX в. под названием психология следственной деятельности, или судебная психология. В конце 1960-х гг. ее было предложено переименовать в юридическую психологию, так как со временем

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Войтина Юлия Михайловна

1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА: ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ, ЗАДАЧИ С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. Идея неразделимости души и живого тела, которую выдвинул великий философ Аристотель в

Из книги Пути за пределы "эго" автора Уолш Роджер

НАУКА И ТРАНСПЕРСОНААЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Кен Уилбер Скорее всего, важнейшим из стоящих сегодня перед трансперсональной психологией вопросов является ее отношение к эмпирической науке. Ни сфера деятельности трансперсональной психологии, ни главный ее предмет, ни ее

Тема № 1

«Предмет и задачи психологической науки»

План:

    Предмет и задачи

    Отрасли психологии

Психология – это наука, изучающая в процессах активного отражения человеком объективной реальности в форме ощущений, восприятия, памяти, мышления и других процессов и явлений психики.

Психология – наука о душе. (Аристотель, Платон) Возникла в 7-6 веке до н.э. в Древней Греции. Само слово психология впервые появилось в 16 в. в западноевропейских текстах.

Человек в психологии одновременно выступает, как объект и как субъект познания.

Предметом психологии – являются факты психической жизни, механизмы и закономерности психики человека и формирование психологических особенностей его личности как сознательного субъекта деятельности и активного деятеля социально-исторического развития общества.

Т.о. предметом психологии, являются психические процессы, свойства, состояния человека и закономерности его поведения.

Задачи психологии:

    теоретическая – накопление знаний

    практическая – проведение исследований

Этапы развития представлений о предмете психология

1 этап – предмет исследования – душа человека, примерно 2000 лет назад наличием души объясняли все непонятные явления в жизни человека.

2 этап – психология – стала рассматриваться как наука о сознании, возникает в 17 веке, этот период связан с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать – называли сознанием.

3 этап – психология – это наука о поведении человека

4 этап – психология – это психика человека, изучает закономерности и факты.

Психология, как наука изучает факты, закономерности и механизмы психики.

Психика – это свойства высокоорганизованной материи мозга отражать объективную действительность и на основе формируется при этом психический образ, целесообразно реагирующий на деятельность и поведение.

Выделяют три основные подхода к изучению психики:

    Органический – попытка объяснить психику, например, с помощью физических терминов или исключительно телесными причинами;

    Магический – средства описаний психики выходят за рамки природной причинности;

    Психологический – психика анализируется изнутри с помощью специфического инструментария, создаваемого психологической наукой.

Формы проявления психики:

1. процессы 2. свойства 3. состояния

Восприятие - характер - стресс

Ощущение - темперамент - горе, печаль

Мышление -доброжелательность - депрессия

Память - трудоспособность - активность

Воображение - агрессивность

Отрасли психологии

В настоящее время психология представляет собой разветвленную психологию знаний, в которой выделяется много отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающихся направлений научных исследований.

Все отрасли делятся на:

    Фундаментальные

    Прикладные

    Общие

    Специальные

    Фундаментальные или базовые отрасли психологии имеют общее значение для понимания и объяснения психологии и поведение людей.

    Прикладными отраслями – называют отрасли науки достижения которых используются на практике.

    Общие отрасли - ставят и решают проблемы одинаково важные для всех без исключений научных направлений.

    Специальные отрасли – выделяют вопросы представляющие особый интерес для познания какой-либо одной или нескольких групп, явлений (детская, возрастная, генетическая и другие).

Психология относится к наукам, изучающим поведение, однако не любой уровень поведения относится к предмету её изучения. Рассмотрим, что же в поведении человека изучает психология.

Традиционно выделяют следующие уровни поведения: инстинкты (врожденные формы поведения), научение (приобретенные формы поведения), психологическая (интеллектуальная) деятельность.

    Инстинкты – связаны главным образом с удовлетворением физиологических потребностей организма и выполняют функцию сохранения или продолжения рода. Отличительный признак инстинктивных реакций: функционирование в силу наследственной структуры организма. Инстинкты возникают в ходе эволюционного развития, являются полезными приспособлениями к устойчивым условиям окружающей среды. Происхождение их объясняется законами эволюции (Ч. Дарвин).

    Следующий уровень поведения научение. Реакции этого уровня являются результатом лично накопленного опыта. Пример подобной реакции – условный рефлекс, описанный И. Павловым.

    Условные рефлексы, надстраиваясь над безусловными, их видоизменяют. Пример, опыт И. Павлова, который воспитал у собаки условный рефлекс на прижигание кожи электрическим током. Сначала на болевое раздражение животное отвечало бурной оборонительной реакцией. Затем же после длительной серии опытов, в которых болевое раздражение сопровождалось пищевым, собака стала отвечать на болевое раздражение пищевой реакцией.

Уровень разумного поведения, наиболее представленный у человека, дает шанс человеку, став личностью, овладеть своим поведением, стать субъектом своей деятельности, иметь возможность её формировать, регулировать, быть ответственным за её результаты, приобретя свободу выбора.

Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что предмет психологии – это изучение закономерностей возникновения, функционирования и проявления психологических явлений на макро-, мезо- и микроуровне, в различных сферах, в нормальных, осложненных и экстремальных условиях.

Предмет психологии складывается из закономерностей психодиагностики, консультирования и применения психотехнологий в сфере социально-психологических явлений.

Тема № 2

«Методологические принципы»

План:

    Общая характеристика методов психологии

    Методологические принципы

Метод – это путь познания, способ, посредством которого познается предмет науки.

Методы психологии:

    Естественный (оценивающий) и лабораторный эксперимент – проводится в условиях лаборатории, должен быть хорошо продуман и только потом он может быть осуществлен.

Эксперимент – это научный метод исследования, не ограниченный простой регистрацией фактов, а научно объясняющий причины того или иного психологического явления.

Эксперимент предполагает вмешательство исследователя в деятельность испытуемого, с целью создания условий в которых выявляется психологический фактор.

Любой эксперимент имеет цель.

    Наблюдение – это целенаправленное и систематизированное восприятие окружающей действительности с обязательной последующей регистрацией наблюдаемой информации.

Разновидностью наблюдения является – интроспекция (вовнутрь), т.е. самонаблюдение (изучение души, внутреннего мира человека).

Для использования наблюдения необходимо:

    Цель

    Вести регистрацию информации

    Исследование продуктов деятельности человека – это могут быть поделки, сочинения, рисунки, графология, контент-анализ.

Контент-анализ – связан с толкованием, объяснением текстов или информации. Основан на выделении смысловых единиц.

Графология – это анализ подчерка человека, с целью выявления его индивидуальных особенностей.

Опрос – один из вспомогательных методов, психологически состоящий в выявлении отношений к определенным событиям и явлениям (система вопросов – продуманна заранее, бывают открытого и закрытого типа).

    Метод тестов и анкетирования

Тесты – стандартизированные системы вопросов или утверждений направленных на выявление различных особенностей испытуемых. Существуют проективные тесты – они дают возможность опосредованного ответа испытуемых, в отношении вопросов, либо графического стимульного материала.

Методологические принципы:

    Принцип детерлинизма – согласно этому принципу, всё существующее возникает, изменяется и прекращает существование закономерно.

    Принцип единства сознания и деятельности – это когда сознание и деятельность находятся в непрерывном единстве. Сознание формируется в деятельности, чтобы в свою очередь влиять на эту деятельность, образуя её внутренний план.

    Принцип развития – психика может быть правильно понята только в том случае, если она рассматривается в непрерывном развитии как процесс и результат деятельности.

Методы практической психологии

К основным методам относятся:

1. Психологическое консультирование

2. Психотерапия

3. Психокоррекция

4. Психологический тренинг

Психологическое консультирование – это консультации со специалистами, наиболее популярный и распространенный метод в практической психологии. Осуществляется по различным направлениям и проблемам в соответствии с потребностями клиента.

Психотерапия – предполагает воздействие на клиента психологическими методами.

Психоррекция – направлена на изменение особенности поведения отдельной личности либо группы. Используется в школьной практике, в работе инспекции по делам несовершеннолетних, школьная неуспеваемость и т.д.

Психологический тренинг – представляет собой форму групповой работы, направленную на решение проблем об участниках группы.

Существует большое количество направлений психологического тренинга:

Тренинг уверенности

Тренинг лидерских качеств

Тренинг общения

Помимо указанных методов существуют и другие методы изучения психических явлений. Следует иметь ввиду, что наиболее эффективное изучение психических явлений осуществляется при комплексном применении различных методов.

Тема № 3

«Личность»

План:

    Общее представление о личности в психологии.

    Типы личности

    Психологические образования личности.

Личность – это конкретный человек, являющийся представителем определенного государства, общества и группы (социальной, этнической, религиозной, политической и т.д.) осознающий свое отношение к окружающим его людям и социальной действительности.

Слово «личность» (от латин.) первоначально относилось к актерским маскам, которые в античном театре были закреплены за определенными типами действующих лиц (герой, ревнивец, завистник и т.д.).

Постепенно понятие личности наполнялось все большим многообразием смысловых значений, оттенки и диапазон которых в определенной мере специфичны для конкретного языка.

Развитие личности обусловлено разными факторами. От того насколько мы их знаем и учитываем специфику их проявления, зависит эффективность понимания всех индивидуальных и социальных действий и поступков человека.

Биологические факторы:

    Своеобразие физиологии высшей нервной деятельности личности – это специфика функционирования её нервной системы, выраженная в соотношении процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, проявлениями темперамента, эмоций и чувств.

    Анатомо-физиологические особенности личности, которые зависят от анатомической и физиологической структуры тела человека, оказывающее серьезное влияние на психику и поведение (слабое зрение, слух, болезненность). В основе этих особенностей лежат задатки, представляющие собой врожденные характеристики организма, которые облегчают развитие способностей.

    Природно-географический фактор, например люди, выросшие на севере более выдержанные, организованные и т.д. Природные свойства индивида заложены в нем от рождения, в том числе активность и эмоциональность. Активность выражается в стремлении к разного рода деятельности, проявлению себя, в силе и быстроте протекания психических процессов.

    Макросреда – т.е. общество в совокупности всех его проявлений.

    Микросреда – т.е. микрогруппа, семья. Именно в ней закладывается нравственные и морально-психологические характеристики.

    Общественно-полезная деятельность, т.е. труд.

    Движущие силы психического развития – противоречия между потребностями личности и внешними обстоятельствами.

    Предпосылки психического развития – желание индивида самосовершенствоваться.

Американский психолог Хорни выделила 3 типа личности:

    «Привязчивый тип» - это человек обладает повышенной потребностью в общении, для него важнее всего быть любимым, уважаемым, чтобы кто-то заботился, - такой человек подходит к оценке другого человека с вопросом: «Будет ли он меня любить, заботиться?»

    «Агрессивный тип» - характерно отношение к другим людям как к средству достижения своих целей. Такие люди стремятся доминировать, не терпят возражений, рассматривают другого человека с точки зрения: «Будет ли он мне полезен?»

    «Отчужденный тип» - для таких людей необходима определенная эмоциональная дистанция с другими людьми, так как они рассматривают общение как неизбежное зло, они не склонны участвовать в групповой деятельности и считают, что признание им должно быть обеспечено уже в силу их достоинств, встречаясь с другими людьми, они задают втайне себе вопрос: «Оставит ли он меня в покое?»

В зависимости от соотношения поведения и внутренних мотивов человека выделяют три типа личности (Норакидзе):

1. Гармоническая личность – нет конфликтов между поведением и внутренними мотивами: желания, моральные принципы, чувство долга, реальное поведение человека и т.д.

2. Конфликтная, противоречивая личность – присущ разлад между поведением и мотивами, т.е. действия, противоречат желаниям.

3. Импульсивная личность – поступает только по своему желанию, если у человека нет ярко выраженных желаний, то он поступает в соответствии с воздействиями извне.

Тема № 5

«Эмоциональные процессы и состояния»

План:

    Эмоциональные процессы

    Функции эмоций

    Виды чувств

    Влияние эмоций на поведение

Тема № 4

«Формирование и развитие личности»

В ходе формирования и развития личности, человек приобретает не только положительные качества, но и недостатки. Э. Эриксон изобразил в своей концепции только две крайние линии личностного развития: нормальную и аномальную. В чистом виде они в жизни почти не встречаются, но зато вмещают в себя все возможные промежуточные варианты личностного развития человека.

Жизненные кризисы. Э. Эриксон выделил и описал восемь жизненных психологических кризисов, неизбежно наступающих у каждого человека:
1. Кризис доверия - недоверия (в течение первого года жизни).
2. Автономия в противоположность сомнениям и стыду (в возрасте около 2-3 лет).
3. Появление инициативности в противовес чувству вины (примерно от 3 до 6 лет).
4. Трудолюбие в противоположность комплексу неполноценности (возраст от 7 до 12 лет).
5. Личностное самоопределение в противоположность индивидуальной серости и конформизму (от 12 до 18 лет).
6. Интимность и общительность в противовес личностной психологической изолированности (около 20 лет).
7. Забота о воспитании нового поколения в противоположность «погружению в себя» (между 30 и 60 годами).
8. Удовлетворенность прожитой жизнью в противоположность отчаянию (старше 60 лет).

Стадии развития. Эриксон выделил восемь стадий развития личности, совпадающие с возрастными кризисами.

На первой стадии (первый год жизни) развитие ребенка определяется общением с ним взрослых людей, в первую очередь матери. В случае любви, привязанности родителей к ребенку, заботе и удовлетворении его требований у ребенка формируется доверие к людям. Недоверие к людям, как личностная черта, может быть результатом плохого обращения матери с ребенком, игнорирования его запросов, пренебрежение им, лишение любви, слишком раннее отлучение от груди, эмоциональная изоляция. Т.о., уже на первой стадии развития могут возникнуть предпосылки к проявлению в будущем стремления к людям или отстранения от них.

Вторая стадия (от 1 года до 3 лет) определяет формирование у ребенка таких личностных качеств, как самостоятельность и уверенность в себе. Ребенок смотрит на себя как на отдельного, но еще зависимого от родителей человека. Становление этих качеств, по Эриксону, также зависит от характера обращения взрослых с ребенком. Если ребенку дают понять, что он помеха жизни взрослым, то в личности ребенка закладывается неуверенность в себе и гипертрофированное чувство стыда. Ребенок ощущает свою неприспособленность, сомневается в своих способностях, испытывает сильное желание скрыть от окружающих людей свою ущербность.

Третья и четвертая стадии (3-5 лет, 6-11 лет), закладывают в личности такие черты, как любознательность и активность, заинтересованное изучение окружающего мира, трудолюбие, развитие познавательных и коммуникативных навыков. В случае аномальной линии развития формируется пассивность и безразличие к людям, инфантильное чувство зависти к другим детям, конформность, подавленность, чувство собственной неполноценности, обреченность оставаться посредственностью.

Названные стадии в концепции Эриксона в целом совпадают с представлениями Д. Б. а и других отечественных психологов. Эриксон, как и Эльконин, подчеркивает значение учебной и трудовой деятельности для психического развития ребенка в эти годы. Отличие взглядов Эриксона от позиций, на которых стоят наши ученые, заключается только в том, что он акцентирует внимание на формировании не познавательных умений и навыков (как принято в отечественной психологии), а качеств личности, связанных с соответствующими видами деятельности: инициативности, активности и трудолюбия (на положительном полюсе развития), пассивности, нежелания трудиться и комплекса неполноценности в отношении трудовых, интеллектуальных способностей (на отрицательном полюсе развития).

Следующие стадии развития личности в теориях отечественных психологов не представлены.

На пятой стадии (11-20 лет) происходит жизненное самоопределение личности и четкая половая поляризация. В случае патологического развития на этой стадии наблюдается (и закладывается на будущее) путаница социальных и половых ролей, концентрация душевных сил на самопознании в ущерб развитию отношений с внешним миром).

Шестая стадия (20-45 лет) посвящена рождению и воспитанию детей. На этой стадии наступает удовлетворенность личной жизнью. В случае аномальной линии развития наблюдается изоляция от людей, трудности характера, неразборчивые отношения и непредсказуемое поведение.

Седьмая стадия (45-60 лет) предполагает зрелую, полноценную, творческую жизнь, удовлетворенность семейными отношениями и чувство гордости за своих детей. В случае аномальной линии развития наблюдается эгоизм, непродуктивность в работе, застой, болезни.

Восьмая стадия (свыше 60 лет) - завершение жизни, взвешенная оценка прожитого, принятие прожитой жизни такой, какая она есть, удовлетворенность прошедшей жизнью, способность примирится со смертью. В случае аномальной линии развития этот период характеризуется отчаянием, осознанием бессмысленности своей жизни, страхом смерти.

Положительную оценку вызывает позиция Эриксона, что приобретение человеком новых социальных ролей составляет основной момент личностного развития в старшем возрасте. Вместе с тем вызывает возражение линия аномального развития личности, очерченная Э. Эриксоном для этих возрастов. Она явно выглядит патологично, между тем как это развитие может обретать и иные формы. Очевидно, что на систему взглядов Э. Эриксона оказали сильное влияние и клиническая практика.


Самое обсуждаемое
Ад на транссибе: крупнейшая железнодорожная катастрофа в истории ссср Взрыв газа на железной дороге Ад на транссибе: крупнейшая железнодорожная катастрофа в истории ссср Взрыв газа на железной дороге
Фундаментальные исследования Фундаментальные исследования
Роберт оппенгеймер цитаты Роберт оппенгеймер цитаты


top