Общество как сложная динамическая система. Конспект урока по обществознанию на тему "Общество как сложная система" (10 класс) Презентация по теме общество как сложная система

Общество как сложная динамическая система. Конспект урока по обществознанию на тему

Слайд 1

Тема: «Общество как сложная динамичная система»
презентация по обществознанию 10 класс

Слайд 2

План:
Особенности социальной системы. Социальные институты.

Слайд 3

Общество – динамическая система.
Система - ? «система» греческого происхождения, означает «целое, составленное из частей», «совокупность». Каждая система включает взаимодействующие части: подсистемы и элементы. Динамическая система допускает различные изменения, развитие, возникновение новых и отмирание старых частей и связей между ними.

Слайд 4

Система?
ОБЩЕСТВО
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
ВСЕЛЕННАЯ
КУЛЬТУРА ОТДЕЛЬНОГО НАРОДА

Слайд 5

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Каковы характерные черты общества как системы? Чем эта система отличается от природных систем?

Слайд 6

Во-первых, общество как система имеет сложный характер, поскольку включает в себя множество уровней, подсистем, элементов. Приведите пример. Человеческое общество в глобальном масштабе, общество одной страны, различные общественные группы и др.

Слайд 7

ОБЩЕСТВО
Политическая сфера
Экономическая сфера
Духовная сфера
Социальная сфера
система
-Государство -Партии и др.

Слайд 8

Следовательно, общество – это сложная система систем, своего рода суперсистема.

Слайд 9

Во-вторых, характерной чертой общества как системы является наличие в ее составе разнокачественных элементов, как материальных (различных технических устройств, учреждений и др), так и идеальных (ценностей, традиций и т.д.)

Слайд 10

Например:
Экономическая сфера включает: предприятия, транспортные средства, экономические знания, образцы экономического поведения и др.

Слайд 11

В-третьих, основным элементом общества как системы является человек, который обладает способностью постановки целей и выбора средств осуществления своей деятельности. Это делает социальные системы более изменчивыми, подвижными и т.д.

Слайд 12

Общественная жизнь находится в постоянном изменении. Темпы и масштабы этих изменений могут быть различными.

Слайд 13

Из курса истории вы знаете, что в обществах, существовавших в различные эпохи, происходили те или иные качественные изменения, в то время как природные системы тех периодов качественных изменений не претерпевали: первобытное общество, средневековое общество и др. этот факт свидетельствует о том, что общество – динамичная система, обладающая свойством, которое в науке выражается понятиями «изменение», «развитие», «прогресс», «регресс», «эволюция», «революция» и др.

Слайд 14

Следовательно, человек – это универсальный элемент всех социальных систем, поскольку он непременно включен в каждую из них.

Слайд 15

Как и любая система, общество представляет собой упорядоченную целостность. Компоненты системы занимают внутри системы определенное положение и определенным образом связаны с другими компонентами. Следовательно, система обладает интегративным качеством, которое присуще ей как единому целому.

Слайд 16

Социальные институты
«институт»…. В переводе с лат. Instituto означает «установление»; В русском языке – обозначение высших учебных заведений; В области права слово «институт» означает совокупность норм права, регулирующих одно общественное отношение или несколько отношений, связанных друг с другом (институт брака).

Слайд 17

В социологии социальными институтами называют исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемые нормами, традициями, обычаями и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества. Потребность в воспроизводстве рода; Потребность в безопасности и социальном порядке; Потребность в средствах существования; Потребность в получении знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров; Потребность в решении духовных проблем смысла жизни.

Слайд 18

Соответственно названным потребностям в обществе сложились и виды деятельности, которые, в свою очередь, потребовали необходимой организации, упорядочения, создания определенных учреждений и иных структур, выработки правил, обеспечивающих достижение ожидаемого результата.

Слайд 19

Этим условиям успешного осуществления главных видов деятельности отвечали исторически сложившиеся социальные институты: институт брака и семьи; политические институты, государство; экономические институты, производство; институты образования, науки, культуры; институт религии.

Слайд 20

институт брака и семьи; политические институты, государство; экономические институты, производство; институты образования, науки, культуры; институт религии.
Объединяет большое количество людей для удовлетворения той или иной потребности и достижения определенной цели личного, группового или общественного характера.
Возникновение социальных институтов привело к закреплению конкретных видов взаимодействия, сделало их постоянными и обязательными для всех членов общества.

Слайд 21

Итак, социальный институт - это
Совокупность лиц, занятых определенным видом деятельности и обеспечивающих в процессе этой деятельности удовлетворение определенной значимой для общества потребности (работники образования).

Слайд 25

Помимо главных социальных институтов, существуют и неглавные: Институт судебной власти; Институт представителей президента в регионах. Поскольку в ходе исторического процесса возникают новые потребности и условия, появляются новые виды деятельности и соответствующие связи. Общество заинтересовано в придании им упорядоченности, нормативного характера, т.е. в их институализации. Развитие общества требует модернизации деятельности социальных институтов (модернизация образования). Пример: вид деятельности предпринимательство, возникновение законов, фирм и др.

Слайд 26

Домашнее задание:
Ответить на вопросы: Применяя системный подход, проанализируйте российское общество начала XX века. Охарактеризуйте все основные черты социального института на примере института образования. Используйте дополнительный материал.

1 слайд

* Общество как сложная динамичная система. Софронова Л.В. МОУ лицей «Созвездие» 131г.Самара

2 слайд

* Практические выводы изученного материала. Какие выводы можно сделать из того факта, что общество представляет собою совместную деятельность людей (не менее 2-х выводов)? Какие практические выводы вытекают из знаний о взаимозависимости общества и природной среды? Как вы считаете, имеет ли значимость для вас изучение общественных дисциплин в школе?

3 слайд

* План изучения нового материала. Общее понятие системы Характерные черты общества как системы. Социальные институты.

4 слайд

5 слайд

6 слайд

* Являются ли системой отдельные детали водомера, разложенные на столе? В каком случае детали водомера осуществляют функцию системы?

7 слайд

* Вывод: свойства системы принадлежат не ее отдельным частям, а только системе в целом.

8 слайд

* Задание. Прочитайте пункт №2 параграфа « Особенности социальной системы». Составьте простой план данного текста.

9 слайд

* план Сложный характер социальной системы. Наличие в составе системы разнокачественных элементов. Человек- основной элемент общественной системы. Постоянное изменение общественной системы. Интегративное качество системы как целого. Социальная система -самоуправляемая. Среда общества как системы. Функции общественной системы.

10 слайд

* Задание. Превратите план в тезисы, кратко сформулировав основные положения прочитанного текста. Например. 1. Общественная система имеет сложный характер, так как включает в себя множество уровней, подсистем, элементов.

11 слайд

* Общество как система имеет сложный иерархичный характер, в нем можно выделить различные уровни в виде подсистем.

12 слайд

* Человек является универсальным компонентом социальных систем, он непременно включен в каждую из них, начиная с общества и заканчивая семьей.

13 слайд

* Социальные институты. Важнейшие жизненные потребности Основные виды деятельности. Главные социальные институты. Потребность в воспроизводстве рода. Семейно-бытовая деятельность. Институт семьи и брака. Потребность в безопасности и социальном порядке. Политическая,государственная деятельность. Политические институты, государство. Потребность в средствах существования. Экономическая деятельность. Экономические институты, производство. Потребность в получении знаний, социализации детей. Научная,воспитательная образов. деятельность. Институты науки, образования, культуры. Потребность в решении духовных проблем. Религиозная деятельность Институт религии.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

общество как динамическая система

План. Общее понятие системы. Характерные черты общества как системы. Основные сферы общественной жизни. Социальные институты.

Общее понятие системы. Понятие «система» относится к сложным объектам и механическим, и биологическим, и социальным. Все они включают в себя разнородные элементы. Все эти элементы, части системы связаны между собой, взаимодействуют друг с другом. Система функционирует лишь благодаря этому взаимодействию. Свойства системы принадлежат не её отдельным частям, а только системе в целом.

Характерные черты общества как системы Сложный характер общественной системы: множество уровней, подсистем элементов Общество как система включает в себя разнокачествен-ные элементы – материальные (классы) и идеальные (добрые люди) Человек включен в каждую из социальных систем Общество отличает динамичность, незавершенность, альтернативность развития, т.к. человек ставит цели… Интегративное качество системы как целого: способность создавать условия для своего существования Социальная система - самоуправляема, самодостаточна Средой общества определённой страны как системы является природа, мировое сообщество Основные функции социальной системы: адаптация, целедостижение, поддержание образца, интеграция

Общество является динамической саморазвивающейся системой, т.к. мировоззрение, социальные ценности, трудовые процессы, экономические и политические задачи, религиозные и нравственные установки и т.п. создаются самими людьми развиваются в ходе истории могут различаться между собой в разные исторические эпохи

Основные сферы общественной жизни (подсистемы). Экономическая сфера (базис) – регулирует вопросы производства собственности, распределения и потребления материальных и духовных благ. Включает: Отношения человека к средствам производства (владеть, пользоваться, распоряжаться) Место человека в системе общественного производства (отношения господства или подчинения) Способ и размер получения доли общественного богатства. Характер деятельности в системе производства (умственный, физический, управления…)

Основные сферы общественной жизни (подсистемы). Политическая сфера – управленческая надстройка общества, которая включает в себя политику государство право и их соотношение и функционирование.

Основные сферы общественной жизни (подсистемы). Социальная сфера – определенный способ взаимодействия людей, занимающих определенный статус и выполняющих свои роли в соответствии с принятыми в данной социальной системе нормами и ценностями. Структурные образования: классы социальные слои нации в их взаимоотношении и взаимодействии.

Основные сферы общественной жизни (подсистемы). Культурная или духовная сфера – отражает различные формы и уровни общественного сознания, которые, будучи воплощенными в реальной жизни общества, образуют то, что принято называть духовной культурой.

Основания для разграничения сфер общественной жизни – базовые потребности человека Базовые потребности человека Материальные потребности Потребности в контактах, общении Потребность в организованности, мире, законе и порядке Потребность в самореализации, в возрастании добра, в нравственном совершенствовании Основные сферы общественной жизни Экономическая Социальная Политическая Духовная

Каково соотношение основных сфер общественной жизни? Каковы приоритеты?

… прежде чем заниматься наукой, искусством, политикой и т.д., человек должен есть, пить и иметь жилище… Экономика Политика Социальные отношения Духовная жизнь

Мысли человека, идеи, представления предшествуют его практической деятельности… Общественным переменам предшествуют изменения в сознании людей. Духовная жизнь Политика Экономика Социальные отношения

Компромиссный подход каждая сфера общественной жизни может стать определяющей в различные периоды общественной жизни. Экономика Духовная жизнь Политика Социальные отношения

Социальные институты Социальные институты – это общественные образования учреждения, нормы, культурные образцы способы поведения служащие для упорядочивания и регуляции отношений между людьми.

Социальные институты Потребность в воспроизводстве рода Семейно-бытовая деятельность Институт семьи и брака, институты родства

Социальные институты Потребность в безопасности и социальном порядке Политическая, управленческая, государственная деятельность Политические институты (государство, партии…)

Социальные институты Потребность в средствах существования Экономическая деятельность Экономические институты (собственности, разделения труда, заработной платы…)

Социальные институты Потребность в получении знаний социализации, подготовке кадров Научная, воспитательная, образовательная деятельность Институты науки, образования и культуры

Социальные институты Потребность в решении духовных проблем смысла жизни Религиозная деятельность Институт религии

Социальный институт возникает на основе совместной деятельности больших масс людей деятельность направлена на удовлетворение фундаментальных потребностей общества представляет собой устойчивые формы организации подобной деятельности сложились исторически, регулируются нормами, традициями, обычаями.

Организуют человеческую деятельность в определенную систему ролей и статусов Включают систему санкций Упорядочивают, координируют действия Обеспечивают стандартное поведение Функции социального института скрытые, явные


Экономическая сфера общественной жизни, элементами которой являются материальное производство и отношения, возникающие между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения.

Экономическая сфера включает в себя производственную деятельность людей, осуществляемую в области материального производства, к которому относятся промышленность (тяжелая и легкая), сельское хозяйство, строительство, перерабатывающее и другие виды производства. В экономической сфере создаются необходимые для жизнедеятельности людей материальные блага. Она оказывает влияние на другие сферы общественной жизни, т.К. Создает предпосылки для их нормального функционирования и развития.

Социальная сфера общественной жизни, состоящая из таких структурных образований, как классы, социальные слои, нации, взятые в их взаимоотношении и взаимодействии друг с другом.

Социальная сфера предусматривает взаимодействие между классами, нациями, социальными группами, другими общностями людей по поводу условий своего существования. В основе этого взаимодействия лежат исторически сложившиеся особенности жизнедеятельности соответствующих общностей с их производственным укладом, культурными ценностями, потребностями и интересами



top