Репортаж как жанр публицистики примеры. Репортаж как информационный жанр журналистики

Репортаж как жанр публицистики примеры. Репортаж как информационный жанр журналистики

19. Репортаж как жанр публицистики

Понятие «репортаж» возникло в первой половине XIX в. и происходит от латинского слова «reportare», означающем «передавать», «сообщать». Первоначально жанр репортажа представляли публикации, извещавшие читателя о ходе судебных заседаний, парламентских дебатов, различных собраний и т.п. Позднее такого рода «репортажи» стали называть «отчетами». А «репортажами» начали именовать публикации несколько иного плана, а именно те, которые по своему содержанию, форме похожи на современные российские очерки. Так, выдающиеся западные репортеры Джон Рид, Эгон Эрвин Киш, Эрнест Хэмингуэй, Юлиус Фучик и др. были, в нашем понимании, скорее очеркистами, нежели репортерами. И сейчас, когда европейский журналист говорит что-то о репортаже, он имеет в виду то, что мы называем очерком. Как раз западные очерки, с точки зрения их «имени», и являются генетическими предшественниками и ближайшими «родственниками» нынешнего российского репортажа. Это, разумеется, необходимо учитывать в случае использования в отечественной теории репортажа теоретических размышлений западных исследователей.

Репортаж является одним из наиболее излюбленных жанров отечественных журналистов. История российской журналистики помнит десятки имен выдающихся репортеров и прежде всего имя В.А. Гиляровского («дядюшки Гиляя», «короля репортеров»), прославившегося в конце XIX – начале XX в. своими талантливыми рассказами о мрачных трущобах московского Хитрова рынка, о страшном событии на Ходынском поле, о жизни рабочего люда на промышленных предприятиях Москвы и т.д. Многие репортеры стали известными писателями, но слава их выросла, прежде всего, на репортаже. И это в немалой степени объясняется возможностями, которыми обладает данный тип материала.

Своеобразие публикаций, относящихся к жанру репортажа, возникает, прежде всего, в результате «развернутого» применения метода наблюдения и фиксации в тексте его хода и результатов. Задача любого репортера заключается прежде всего в том, чтобы дать аудитории возможность увидеть описываемое событие глазами очевидца (репортера), т.е. создать «эффект присутствия». А это становится в наибольшей мере возможным только в том случае, если журналист будет рассказывать о предметных ситуациях, событиях (и лучше всего – быстро развивающихся). (В этом отношении в приведенном выше примере автор описывает все, что увидел в зубоврачебном кабинете, – и девушку в кресле, и блестящие инструменты, и алмазный бур, и белоснежные халаты и т.д. Все это позволяет читателю как бы самому побывать в этом кабинете.)

Для репортера важно не только наглядно описать какое-то событие, но и описать его так, чтобы вызвать сопереживание читателя того, о чем идет речь в тексте. Это возможно осуществить разными путями. Наиболее часто данная цель достигается двумя способами. Первый – изложение динамики события. В том случае, если отображаемое событие быстро развивается, автору остается только показать это развитие. Однако бывают события, ситуации, развитие которых протекает, вяло, неопределенно, является довольно статичным. В этом случае автора может выручить «вывод на поверхность» события его внутренней динамики или изложение динамики авторских переживаний, вызванных его знакомством с событием. (В нашем примере репортажа из зубоврачебного кабинета его можно было бы при необходимости усилить за счет более яркого и подробного описания переживаний автора, связанных с лечением зуба.)

Репортаж роднит с некоторыми другими жанрами (особенно художественно-публицистическими) использование метода наглядного изображения действительности. Однако в репортаже наглядность несет чисто информативную функцию, функцию сообщения о вполне конкретном событии, происшествии и пр. А скажем, в очерке наглядное отображение преследует, прежде всего цель обобщения, типизации. Наглядные детали в аналитических жанрах применяются для «украшения», «оживления» серьезных, а потому трудных для восприятия определенной части аудитории размышлений автора.

20. Очерк как жанр публицистики

Понятие «очерк» в качестве названия журналистских публикаций определенного типа имеет неясное происхождение. Хотя существует мнение, что к его появлению причастен А.М. Горький, который в одном из своих писем коллеге по словесному ремеслу указывал, что исходным в определении текста, имеющего известную литературную форму, как «очерка» является глагол «очерчивать».

Точность этого мнения установить трудно. Однако то, что публикации, которые А.М. Горький называл «очерком», появились отнюдь не в тот момент, когда у него возникла мысль назвать их именно этим «именем», сомнения не вызывает.

Среди родоначальников отечественного очерка исследователи российской журналистики называют имена В.Г. Короленко («В голодный год»), А.П. Чехова («Остров Сахалин»), Г.И. Успенского («Разорение»), Н.В. Успенского («Без языка») и др. Немалое число выдающихся мастеров этого жанра прославили советскую журналистику, например А.М. Горький, М.Е. Кольцов, Б.Н. Полевой, К.М. Симонов, А.А. Бек, А.А. Аграновский, В.В. Овечкин, Г.Н. Бочаров и многие другие.

Очерк считается «королем» художественно-публицистических жанров, но с точки зрения подготовки его – он один из наиболее трудоемких. И это действительно так, поскольку написать хороший очерк журналист сможет только в том случае, если он уверенно владеет разными методами отображения действительности, существующими в его ремесле. При подготовке очерка мало, например, суметь найти подходящий предмет выступления, успешно собрать материал, проанализировать его. Надо еще и соответствующим образом переосмыслить информацию и воплотить ее в такую форму, которая будет признана, действительно очерковой.

Сущность очерка во многом предопределена тем, что в нем соединяется репортажное (наглядно-образное) и исследовательское (аналитическое) начало. Причем «развернутость» репортажного начала воспринимается как преобладание художественного метода, в то время как упор автора на анализ предмета изображения, выявление его взаимосвязей выступает как доминирование исследовательского, теоретического метода. Соответственно в ходе их применения создается или преимущественно-художественная, или преимущественно-теоретическая концепция отображаемого предмета. И уже в рамках той или иной концепции собираются или «перерабатываются» эмпирические факты. Именно непроясненность названного обстоятельства долгое время служила исходным моментом горячих споров о том, относить ли газетный (журнальный) очерк к художественным произведениям или же – к документально-журналистским.

Современному очерку чаще всего свойственна документальная насыщенность, часто – в ущерб художественности. Это, очевидно, вызвано тем, что исходный материал, т.е. фактические события, о которых сообщает очеркист, часто настолько драматичен, сюжеты их настолько непредсказуемы, раскрываемые тайны настолько заманчивы, сенсационны, что сами по себе способны привлекать внимание читателя и восприниматься им на уровне информации, черпаемой из самых интересных художественных произведений. В этом случае потребность в интенсивной художественной переработке исходной информации нередко становится излишней. Рассмотрим основные черты наиболее распространенного на сегодняшний день типа очерковой публикации.

Портретный очерк. Предметом такого очерка выступает личность. Суть публикации данного типа заключается в том, чтобы дать аудитории определенное представление о герое выступления. Решая эту задачу, журналист, как правило, в первую очередь стремится раскрыть самое главное – показать, каким ценностям служит этот герой, в чем видит смысл своего существования. Ибо это является исклю¬чительно важным моментом в жизни каждого человека.Знание «смыслов жизни», которым служат герои публикаций, необходимо читательской аудитории для того, чтобы сверить свои цели с целями других людей, что в известной мере помогает ей ориентироваться в этом мире и, возможно, корректировать свои действия, образ жизни и пр. Однако простое сообщение автора о том, что какой-то Дмитрий Михайлович исповедует такие-то ценности, идеалы, вряд ли по-настоящему заинтересовало бы аудиторию. Гораздо интереснее и часто важнее, необходимее ей знать – как он отстаивает эти ценности, какие трудности преодолевает, борясь за них? Описание этой борьбы, действий, поступков как раз и называется показом или раскрытием характера героя. В удачном портретном очерке характер героя дается, как правило, в нетривиальной ситуации. Поэтому для автора очень важно обнаружить такой «участок» на жизненном пути героя, который содержит некие неординарные трудности, обладает драматическим характером. Именно здесь можно обнаружить конкретные проявления характера героя, его таланта, упорства, трудолюбия и других значимых, с точки зрения достижения цели, качеств. В том же случае, когда такой «участок» на жизненном пути героя обнаружить не удается, автору труднее рассчитывать на создание интересного материала.

Проблемный очерк. Предметом отображения в очерках такого типа выступает некая проблемная ситуация. Именно за ходом ее развития и следит в своей публикации очеркист. По своей логической конструкции проблемный очерк может быть сходен с таким представителем аналитических жанров, как статья. Причиной такого сходства выступает прежде всего доминирование в ходе отображения проблемной ситуации исследовательского начала. Как и в статье, в проблемном очерке автор выясняет причины возникновения той или иной проблемы, пытается определить ее дальнейшее развитие, выявить пути решения. Это, естественно, предопределяет многие черты выступления, независимо от того, к какому жанру мы бы ни пытались его отнести.

В то же время проблемный очерк всегда можно достаточно легко отличить от проблемной статьи. Наиболее важное отличие состоит в том, что в проблемном очерке развитие проблемной ситуации никогда не представляется, так сказать, «в голом виде», т.е. в виде статистических закономерностей или обобщенных суждений, выводов и т.п., что свойственно статье как жанру. Проблема в очерке выступает как преграда, которую пытаются преодолеть вполне конкретные люди с их достоинствами и недостатками. На поверхности той или иной деятельности, которую исследует очеркист, проблема очень часто проявляется через конфликт (или конфликты), через столкновения интересов людей. Исследуя эти конфликты, их развитие, он может добраться до сути проблемы. При этом наблюдение за развитием конфликта в очерке обычно сопровождается всевозможными переживаниями как со стороны героев очерка, так и со стороны самого автора. Пытаясь осмыслить суть происходящего, журналист часто привлекает всевозможные ассоциации, параллели, отступления от темы. В очерке – это обычное дело, в то время как в проблемной статье они неуместны. Написать проблемный очерк, не разбираясь в той сфере деятельности, которая в нем затрагивается, невозможно. Лишь глубокое проникновение в суть дела способно привести автора к точному пониманию той проблемы, которая лежит в основе исследуемой ситуации, и соответствующим образом описать ее в своем очерке.

Путевой очерк. Путевой очерк, как и некоторые другие журналистские жанры (например, заметка, отчет, корреспонденция, обозрение), относится к наиболее ранним формам текстов, ознаменовавших становление журналистики. Очевидно, это объясняется тем, что подобная путевому очерку форма отображения действительности была чуть ли не первой в художественной литературе. А поэтому являлась хорошо освоенной, что и помогло ей быстро закрепиться на страницах периодической печати, как только та возникла.

Авторами, прославившими путевой очерк как жанр российской литературы и журналистики в XIX в., стали А.С. Пушкин («Путешествие в Арзрум»), Н.И. Новиков («Отрывок путешествия в И***Т***»), А.Н. Радищев («Путешествие из Петербурга в Москву»),»), А.П. Чехов («Остров Сахалин»), И.А. Гончаров («Фрегат «Паллада»).

Из всех очерковых форм путевой очерк в наибольшей мере претендует на авантюрность сюжета (первоначальный смысл слово «авантюра» – «приключение»). Подобная авантюрность задается самим характером подготовки данного типа публикации. Поскольку путевой очерк представляет собой описание неких событий, происшествий, встреч с разными людьми, с которыми автор сталкивается в ходе своего творческого путешествия (поездки, командировки и пр.), то и сюжет очерка отражает собой последовательность этих событий, происшествий, встреч, являющихся содержанием путешествия (приключений) журналиста. Разумеется, хороший путевой очерк не может быть простым перечислением или изложением всего, что автор увидел в течение своей поездки. Да и опубликовать все увиденное журналистом вряд ли сможет себе позволить то издание, для которого готовится очерк. Так или иначе, но очеркисту приходится отбирать самое интересное, самое важное. Что посчитать таким самым интересным и важным – зависит от того замысла, который складывается у него в ходе путешествия. Разумеется, замысел может возникнуть и задолго до творческой поездки. Исходным материалом для него могут стать как прошлые личные наблюдения журналиста, так и полученная вновь информация из тех же газет, журналов, радио и телевидения. Но не исключено, что журналист получит определенное задание от своего редактора или замысел возникнет под воздействием каких-то иных факторов (скажем, в результате участия журналиста в какой-то политической акции). Как и в ходе подготовки любого серьезного и объемного материала (а путевые очерки именно такими и бывают), в ходе подготовки очерка, уже на стадии сбора сведений, этот замысел может быть скорректирован или даже кардинально изменен – все зависит от характера той информации, которая попадет в распоряжение журналиста. Путевые очерки могут преследовать самые разные цели. Так, главным для журналиста может стать показ того, как в разных городах, районах, через которые он проезжает, решается какая-то одна проблема (например, как государство заботится об инвалидах). Он может поставить перед собой и цель иного плана, например, исследовать, как население разных городов проводит свободное от работы время, какое хобби предпочитает. Может рассказать о том, как сохраняются памятники культуры на том маршруте, которым он следует. Или он может встретиться с проживающими в населенных пунктах, через которые проезжает, участниками Великой Отечественной войны, имеющими звание Героя Советского Союза или являющимися полными кавалерами ордена Славы. Таких целей существует бесконечное множество. В результате их реализации могут появиться самые разные по содержанию путевые очерки. В любом случае журналист должен уметь использовать те преимущества, которые предоставляет ему путевой очерк. И прежде всего – сам факт своего перемещения «во времени и пространстве», с тем чтобы придать очерку динамичную форму, чтобы позволить читателю почувствовать все напряжение и «прелести» путешествия и сделать его тем самым «соучастником» своей командировки, своего поиска.

Один из самых популярных жанров газетной публицистики – репортаж (от лат. reportare сообщать, передавать). Популярный и у читателей, и у журналистов. Объясняется это особенностями жанра, открывающими широкие возможности, как перед автором текста, так и перед его читателем.

Назначение репортажа по сравнению с отчетом усложняется. Репортер стремится возможно быстрее показать читателю картину события на всех этапах его развития – от начала до завершения, оперативно воссоздать «историю события» как его очевидец или участник. Это – жанр-разведчик, к нему обращаются журналисты, стремясь сообщить о том, что происходит в нашей стране и за ее рубежами.

Предметом репортажа становится событие, сочетающее визуальную и устную форму выражения его содержания. Перед автором стоит непростая задача: добиться эффекта «присутствия» читателя на месте события. Это возможно, понятно, лишь при присутствии самого автора на месте события. Его роль велика: он ведет репортаж, становясь подчас не только свидетелем события, но иногда даже его инициатором и организатором.

Не всякое событие достойно освещения в репортаже. Критерий выбора события – его актуальность, общественная значимость . Рассказ репортера должен раскрыть читателю какую-то новую сторону действительности, процесса ее изменения. Это предопределяет одну из важных особенностей жанра – его динамичность.

Задача репортера и предмет репортажа определяют и другие важные его стороны. В частности, его «наглядность» : читатель должен как бы сам видеть все происходящее на месте события, как бы слышать голоса его участников. Этот эффект достигается прежде всего использованием в тексте репортажа деталей и подробностей , помогающих репортеру нарисовать зримую картину действительности. А если он оказался непосредственным участником события, о котором хочет рассказать, это дает ему возможность самому пережить те чувства, испытать то волнение, которые пережили другие участники события. Это позволит ему сильнее воздействовать на читателей. При этом он не просто регистрирует подробности события, которые заметил, он отбирает факты, группирует их в тексте, воссоздает событие, отражая при этом свое отношение к нему.

Тематический круг явлений действительности, для отображения которых используют репортаж, почти не ограничен. В зависимости от сферы жизни человека и общества выделяются различные тематические виды этого жанра: научный репортаж, спортивный, социальный и др. Задача, которую ставит перед собой автор, определяет особенности его произведения. Стремясь оперативно информировать читателей об актуальном событии, он создает событийный репортаж. Но он может и не связывать свой текст с определенным одномоментным событием, а рассказать о каком-либо изобретении, творческом процессе или об интересном человеке. Тогда в газете появляется познавательный репортаж – из мастерской художника, из музея, научной лаборатории, книгохранилища или из кабинета писателя. Такие репортажи не столь оперативны, как событийные, обычно их планируют заранее.

Нередко рамки чисто информационного репортажа оказываются тесными для автора. Он не ограничивается воссозданием картины события, а стремится подвергнуть его анализу, сопоставляет факты, исследует их связи, изучает причины и следствия. Опыт М. Кольцова, А. Гудимова, А. Рубинова, В. Пескова и других известных отечественных публицистов показывает широкие возможности использования проблемного репортажа в газете.

Репортажи А. Гудимова на экономическую тему отличались стремлением раскрыть все стороны изучаемой проблемы, связанной с работой столичных такси, инспекторов ГАИ или продавцов продмагов. В его публикациях, связанных с «тайнами чужих профессий», яркие эпизоды перемежались с частями, в которых автор работал как опытный экономист, вел сложные расчеты – цифра становилась у него средством убеждения читателя.

Основой проблемных репортажей А. Рубинова становится тщательно продуманный эксперимент. Журналист воссоздавал всем известную жизненную ситуацию – при поиске медикаментов в аптеке или при покупке билета в железнодорожной кассе – и затем, как участник этой ситуации, всесторонне исследовал ее. На первый план при этом выдвигаются рассуждения автора, его исследование фактов, эмоциональная реакция на них и его выводы и предложения – как устранить недостатки. Так достигалась публицистичность эмоционального анализа.

Умение автора «вести» репортаж, «монтировать» его части определяет особенности его композиции. В тех случаях, когда автор рассказывает о путешествии, его маршрут чаще всего определяет и композицию текста. Так были построены, например, репортажи Л. Колодного в «Московской правде» о его «путешествии» вокруг столицы по кольцевой дороге. В иных случаях репортаж строится на выяснении обстоятельств, в которых происходило событие, на «поиске» людей, изображенных на фотографии, и т.п. Автор подобного репортажа выступает в роли исследователя, от него требуется умение использовать запись фамилии или строку из документа как повод для создания репортажного повествования, в котором история непосредственно связана с современностью.

Специфика репортажа проявляется и в его стиле – эмоциональном, энергичном. Для него характерно активное использование средств и приемов образного отображения действительности – яркого эпитета, сравнения, метафоры и т.д. И, если требуется, даже некоторых сатирических средств. Эффект присутствия, о котором говорилось выше, как бы включает в себя эффект сопереживания: репортаж достигнет цели в том случае, если читатель вместе с репортером будет восхищаться, негодовать, радоваться. И не случайно репортаж нередко определяют как «художественный документ».

по книге Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра

Репортаж - самый оперативный жанр современной журналистики. Его популярность объясняется прежде всего максимальной приближенностью к жизни, способностью передавать явления реальной действительности, как ни один другой жанр. Телерепортаж объективен по своей природе, потому что видеокамера фиксирует только то, что происходит на самом деле. Однако в закадровом тексте репортера всегда чувствуется субъективное восприятие автором происходящего, и оно нередко выходит на первый план. Поэтому можно говорить о том, что репортаж - это все-таки жанр субъективный.

Как и другие жанры журналистики, репортаж сообщает о новостях. Но существенным его отличием является факт обязательного присутствия на месте действия автора - репортера, то есть человека со своей точкой зрения.

Все эти качества, конечно, в равной степени присущи и репортажу на радио, и в газете. Но зрелищная природа телевидения, возможность с помощью телекамер непосредственно наблюдать событие и без промедлений передавать о нем зрителю, позволили репортажу стать репортажем.

Специфика телевизионного репортажа. Телерепортаж, в отличие от репортажа на радио или в газете, не только рассказывает, но и показывает зрителю происшедшее. Если “газетчики” и “радийщики” вынуждены “рисовать” событие словами, то за журналиста - телевизионщика описательную функцию выполняет видеоряд, “картинка”. С одной стороны, это позволяет сконцентрировать информацию - телерепортер рассказывает не что происходило, а почему, к чему все привело или может привести. С другой стороны, “телевизионщики более зависимы от события. Необходимо попасть на место действия до его завершения и успеть отснять видеоматериал. Этот фактор существенен в решении вопроса о том, что может явиться информационным поводом для телерепортажа. Радийные и газетные журналисты думают, насколько интересен тот или иной факт читателю, слушателю. “Телевизионщик” оценивает, какую “картинку” он сможет показать зрителю. Зрелищность видеоряда - один из основных условий “смотрибельности” репортажа.

Подготовка сюжета с точки зрения работы корреспондента это, прежде всего анализ возможностей, получение информации и организация съемок. Нужно попытаться раздобыть оперативную видеосъемку, Событийный репортаж: Использование фрагментов настоящей оперативной съемки (с обязательным субтитром) является нормальной практикой информационных программ. Следующий этап, независимо от того, оказался ли удачен первый, - необходим комментарий компетентного лица.

В ситуации подготовки несобытийного, информационного сюжета, когда сроки работы над ним не определены чрезвычайно жестко, все, естественно, упрощается. В этом случае у вас появляется шанс договориться обо всех необходимых интервью, получить разрешение на съемки и т.д. Анализируя возможности подготовки того или иного сюжета, первое, с чем сталкивается корреспондент - допуск на место съемок. Конечно, самое простое, когда объектом съемок является то или иное общедоступное место, или, когда вы приглашены на конкретное мероприятие, устроители которого сами заинтересованы в вашей работе. Однако при работе репортера для новостной или информационной программы требования вашей работы нередко могут не совпадать с желаниями представителей различных государственных, общественных, коммерческих и пр. структур.

СТРУКТУРА И КОМПОЗИЦИЯ ТЕЛЕРЕПОРТАЖА

В принципе, практически все современные телевизионные репортажи, предназначенные для новостных и информационных программ, состоят из небольшого числа структурных элементов. Это stand-up, закадровый текст, синхрон. Иногда используется рэпэраунд. И это, пожалуй, все. Расположение названных элементов в сюжете и относительно друг друга, а также обязательность использования всех их, части, или какого-то одного, обязательных канонов, обычно, не имеют. Иногда это регламентируется внутренне установленными правилами той или иной программы или телекомпании. Так, некоторые компании не рекомендуют своим корреспондентам начинать репортаж с синхронов. В других случаях (особенно, когда использование предельно коротких сюжетов положено в основу программы) не рекомендуется использование stand-up"ов. Однако мало где эти ограничения введены на практике в догму, вероятно, постольку, поскольку слишком разнообразны события нашей жизни, чтобы возможно было подогнать из под очень уж жестко унифицированные рамки.

Наиболее классический новостной репортаж через призму названных выше структурных элементов может выглядеть так:

· stand-up с началом рассказа о событии;

· закадровый текст с продолжением рассказа корреспондента;

· синхрон действующего лица, эксперта, комментатора, свидетеля и т.д. (возможны 2-3 синхрона);

· закадровый текст, в котором заканчивается изложение основной информации;

· stand-up с выводами и прогнозами.

Естественно, эта схема в значительной степени приблизительна.

В зависимости от информации, от наличия картинки, синхронов и т.д., синхроны или stand-up"ы могут и вообще отсутствовать и, напротив, занимать львиную долю сюжета.

То, какая модель поведения будет выбрана репортером для каждой конкретной ситуации, зависит от редакционных установок на освещение события, от профессионализма журналиста и его гражданской позиции, от мотивации, от осознания своей роли в происходящих вокруг него процессах и от многих иных обстоятельств.

Журналист, на событии начинающий свою работу с «ориентации на местности» и в кругу его участников, должен соблюдать несколько правил:

Определить место, где он будет находиться с микрофоном в руках; следует непременно учесть возможность акустических помех, удобство установки аппаратуры, определить для себя возможность передвижения по ходу события и - что особенно важно - оговорить это передвижение с организаторами;

Прибыв на место, по возможности договориться заранее с главными героями события об их участии в передаче (если это, например, спортивный репортаж, согласовать встречу после финала соревнования);

Проверить предварительные заготовки текста и убедиться, что они совпадают с реально складывающейся ситуацией и атмосферой.

Виды репортажа:

«Классический» событийный:

  • спортивный
  • военный
  • криминальный
  • производственный
  • светский

Тематический (здесь часто нет «тирании» сроков, может готовиться долго):

  • специальный
  • познавательный
  • репортаж-комментарий
  • аналитический репортаж

Проблемный (к примеру, о пробках на дорогах)

КАК СОЗДАВАТЬ РЕПОРТАЖИ, КОТОРЫЕ ХОТЯТ УСЛЫШАТЬ ЛЮДИ:
Выберите событие, которое как вы полагаете, заинтересует ваших читателей или зрителей. Люди хотят знать о вещах, которые относятся непосредственно к ним. Чем больше воздействие на их жизнь, тем больше уровень их заинтересованности. Стиль подачи информации в репортаже может облегчить зрителю/читателю понимание того, как событие может повлиять на его жизнь или на жизнь сообщества.
Необычные репортажи, а также репортажи, описывающие драматические события, равно как и содержащие конфликты, также будут представлять интерес для людей. Запомните, что репортаж должен включать в себя новый материал или содержать новый ход событий, в противном случае он не представляет собой в действительности новость!
Ваши читатели или зрители хотят узнать полную и правдивую картину событий. Какой смысл в неправдивом репортаже или однобоком его представлении? Убедитесь, что все представляемые вами факты точны, на все представленные в репортаже мнения имеются ссылки и перепроверьте свои источники. Когда у вас возникли сомнения касательно некоторых фактов, исключите их репортажа! Представьте полную картину, достигнув равновесия в изложении противоположных мнений противоборствующих сторон. Возьмите интервью у людей с различающимися мнениями. Не полагайтесь только на политиков. НПО, научные работники, блиц-интервью могут содействовать в получении более полной картине.
Люди склонны отождествлять себя и реагировать на себе подобных. Большинство людей не склоны разделять взгляды политиков, экспертов или статистики! Приводите примеры, содержащие человеческий фактор и понятные простому человеку. Берите интервью именно у тех людей, непосредственно на которых окажут влияние события, представленные в репортаже. Выясните их мнение, отношение к произошедшему и опыт, связанный с описываемыми событиями. Сфотографируйте их в естественной обстановке, занимающимися ежедневной работой, или сделайте снимок, имеющий отношение к репортажу.
Ваш репортаж должен привлечь к себе внимание ваших читателей или зрителей. Вы можете добиться этого, остро озаглавив материал и поместив убедительные фотографии. Введение должно содержать самые важные элементы новостийного репортажа. Прочитав введение, зрители/читатели должны понимать, почему этот материал является новостью, которая может их заинтересовать.
Начните свой репортаж с выбора место съёмок. Один из способов привлечения к своему репортажу внимания - использовать свои лучшие кадры и звук. В радио, возможно, вы захотите начать репортаж интершумом или с описания места действия, чтобы зритель мог воочию представить себе место события. Вы также могли бы поместить вначале репортажа кадры убедительные по силе воздействия на зрителей. Главный вопрос заключается в следующем: удержат ли внимание зрителей начальные кадры вашего репортажа?

Для новостного выпуска или программы нужны отличные сюжеты. Их подготавливают логически мыслящие, собранные люди - репортеры. Кроме того что у репортера должна быть приятная внешность и хорошая дикция, он должен уметь рисковать и быть в центре событий, ведь собранная информация для репортажа должна передаваться на канал или в печать очень быстро.

Значение репортажей очень велико. Это могут быть включения с мест происшествий, конфликтов, откуда в онлайн-режиме вещают о реальных событиях. Предлагаем вам познакомиться поближе с тем, что такое репортаж и каких видов он бывает. Быть репортером довольно увлекательно, ведь можно оказаться в разных частях света. Обязательно ли за материалами нужно отправляться куда-то далеко? Попробуем разобраться с особенностями этого жанра журналистики.

Что такое репортаж?

Для удачных кадров или съемок нужны правильные место и время, сюжет и герои, надежная камера и удачная погода. Существует много нюансов удачного сбора информации. Что это - репортаж, с какой целью его ведут? Проследите вместе с нами. Чтобы легче было представить, что такое репортаж, вспомните любую программу новостей или передачу о путешествиях. Чаще всего они состоят из роликов с места событий. Сообщение с места событий и называют репортажем. В журналистике его спецификой считают оперативность.

Освещение событий должно быть беспристрастное, не иметь оценок. Репортер становится очевидцем и участником происходящего. Что такое репортаж, чем он отличается от обыкновенной корреспонденции? Под репортажем подразумевается живой рассказ очевидца о событиях, наглядная обрисовка ситуации, в которой находится сам автор.

Композиция репортажа

Репортер ставит перед собой задачу донести слушателям или читателям информацию так, чтобы они как бы увидели это событие на самом деле. Лингвисты считают, что репортаж является "глазами" и "ушами" зрителя и слушателя. Построить рассказ можно по-разному, но существует и некая стандартная композиция:


Важные особенности или признаки жанра

Репортаж дает возможность читателю и зрителю быть на месте события. У него появляется случай увидеть и услышать участников, ощутить атмосферу происходящего. Автор в репортажных текстах проявляется по-разному. Он может использовать местоимения "я", "мы". Иногда журналист умалчивает о себе, но зритель догадывается, что он был свидетелем происходящего.

Особенностью репортажа является его стиль. Журналист выбирает средства и приемы образного раскрытия темы, эмоциональное изложение. Язык репортажа отличается документальностью и художественностью совместно. Если нарушить этот баланс, то рассказ получится скучным. Важно не переусердствовать с художественностью, чтобы сохранить ощущение реальности. Можно выделить следующие важнейшие особенности репортажа:


Событийный и аналитический репортаж

Самым распространенным видом репортажа выступает событийный. Это рассказ о каких-то событиях, изложенных в хронологическом порядке. Основные признаки событийного повествования - актуальность и оперативность, это сиюминутный, моментальный ролик о происходящем. Описываемое событие происходит на глазах репортера. Журналист выбирает для этого общественно значимую тему. Он отбирает наиболее яркие элементы, события и показывает их динамично и напряженно. Это заставляет читателя или зрителя сопереживать. Репортер дает характеристику поведению людей, рисует внешнюю обстановку событий. Для этого он использует мини-диалоги, мини-интервью, реплики.

Если журналист не просто показывает картины события, а старается его проанализировать, то речь идет об аналитическом репортаже. Это описание не просто отображает событие, но и выясняет причины его возникновения. Репортер привлекает нужные факты, цифры. Такой рассказ ближе к корреспонденции, в нем соединяются несколько жанров. Тема раскрывается по плану: тезис - аргумент - вывод.

Познавательно-тематический и репортаж-расследование

Для тщательного и всестороннего исследования темы используется познавательно-тематический репортаж. Специальные описания требуются для актуальных и общественно значимых тем. Для этого нужно обладать особым репортерским чутьем. Не всякое событие достойно такого репортажа. Рассказ журналиста должен демонстрировать новые стороны изменения действительности.

Существует еще репортаж-расследование. Главным в нем является сам процесс познания журналистом ситуации. Он может включиться в какой-то эксперимент. После такого репортажа зрителям хочется поразмышлять и повоображать.

Репортаж-комментарий и наблюдение ("смена профессии")

Существует так называемый комментированный репортаж. Он позволяет журналисту не просто освещать события, но и комментировать их. В него входят три элемента:

  • информация;
  • интерпретация;
  • мнение.

Начало такого рассказа всегда интригующее. Репортер вычленяет из происходящего самое главное. Комментарии журналиста тоже могут быть разными: расширенными, синхронными, профессиональными.

Чтобы глубже вникнуть в суть происходящего, репортер может пойти на "смену профессии" и пронаблюдать за событиями. Это используется в тех случаях, когда невозможно получить информацию другим способом. Журналист на время может стать работником цирка, продавцом, заключенным и даже бомжом. При этом нахождение, получение, передача, распространение информации должны проводиться законным способом согласно Конституции РФ. Иногда репортеру требуется консультация юриста.


Самое обсуждаемое
Озонатор-очиститель воздуха BESGEER OLC30-A1 с реле времени: Опасен ли дом с запахом грозы Озонатор-очиститель воздуха BESGEER OLC30-A1 с реле времени: Опасен ли дом с запахом грозы
Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся
Кукушкин, николай иванович Кукушкин, николай иванович


top