Главная мысль сказки михалкова новогодняя быль. С.Михалков «Новогодняя быль», А.Барто «Дело было в январе…

Главная мысль сказки михалкова новогодняя быль. С.Михалков «Новогодняя быль», А.Барто «Дело было в январе…

В лесу, недалеко от дома лесничего, росла Ёлочка. Взрослые деревья – сосны и ели – издали смотрели на неё и не могли налюбоваться – такая она была стройная и красивая.
Маленькая Ёлочка росла, как все ёлочки в её возрасте: летом её поливали дожди, зимой засыпало снегом.
Она грелась на весеннем солнышке и дрожала во время грозы. Вокруг неё шла обычная лесная жизнь: туда-сюда пробегали полевые мышки, копошились разные букашки и муравьи, летали птицы. За свою недолгую жизнь Ёлочка познакомилась с настоящим зайцем, который однажды переночевал под её ветвями. Несмотря на то, что Ёлочка росла одна посреди полянки, она не чувствовала себя одинокой…
Но вот как-то летом, откуда ни возьмись, прилетела незнакомая Сорока, недолго думая, села на макушку маленькой Ёлочки и стала на ней раскачиваться.
— Пожалуйста, не раскачивайся на мне! – вежливо попросила Ёлочка. – Ты мне сломаешь макушку!
— А на что тебе твоя макушка? – прострекотала Сорока. – Тебя всё равно срубят!
— Кто меня срубит? Зачем?! – тихо прошептала Ёлочка.
— А кому надо, тот и срубит! – ответила Сорока. – Разве ты не знаешь, что под Новый год люди приходят в лес за такими, как ты! А ты растешь у всех на виду!..
— Но я на этом месте уже не первый год, и меня никто не трогал! – неуверенно возразила Ёлочка.
— Ну так тронут! – сказала Сорока и улетела в лес…
В страхе и беспокойстве прожила Ёлочка лето и осень, а когда выпал снег, она совсем потеряла покой. Она ведь никуда не могла убежать, чтобы спрятаться, затеряться в лесу среди таких же ёлочек.
В декабре выпало так много снега, что даже у взрослых деревьев под его тяжестью обламывались сучья.
А маленькую Ёлочку и вовсе засыпало по самую макушку.
— Это даже хорошо! – решила Ёлочка. – Теперь меня никто не заметит!
Наступил последний день уходящего года – тридцать первое декабря.
— Только бы пережить этот день! – не успела подумать Ёлочка, как увидела приближающегося к ней человека, он шёл прямо на неё. Подойдя к ней, человек схватился за её верхушку и встряхнул её. Осыпались тяжёлые пласты снега, нависшие на ветвях Ёлочки, и она расправила перед человеком свои пушистые зелёные ветви.
— Я правильно тебя выбрал! – сказал человек и улыбнулся. Он не заметил, что при этих словах Ёлочка потеряла сознание…
Когда Ёлочка очнулась, она ничего не могла понять: она была жива и стояла на том же месте, только на её ветвях висели лёгкие цветные стеклянные шары, и вся она была окутана тонкими серебряными нитями, а самую макушку украшала большая золотая звезда..
А утром, в первый день нового года, из дома лесничего вышли его дети – брат и сестра. Они встали на лыжи и направились к Ёлочке. Из дома вышел лесник и пошёл за ними следом. Когда все трое оказались рядом, мальчик сказал:
– Ты хорошо придумал, папа! Это будет наша новогодняя Ёлочка! Мы будем так украшать её каждый год!..
Эта история случилась много, много лет тому назад. Давно уже умер старый лесничий. Живут в городе его взрослые дети. А в лесу посреди полянки, напротив нового лесничего, поднимается высокая, стройная ель, и под каждый Новый год она вспоминает своё детство…

Урок литературного чтения во 2 классе.

Тема: С. Михалков «Новогодняя быль»(слайд 1)

Цели деятельности педагога: создать условия для развития интереса к литературному творчеству и чтению речевых умений, фонематического слуха, памяти и мышления; познакомить учащихся с произведением С. Михалкова «Новогодняя быль», совершенствовать умения работать с иллюстрациями.

Тип урока: постановка и решение учебной задачи.

Планируемые результаты образования:

Личностные: интерес к учебному труду; умение оценивать свои поступки и знания; внимание к переживаниям других людей; чувство сопереживания.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: умение анализировать и сравнивать произведения и героев.

Регулятивные: умение самостоятельно оценивать правильность выполнения действий; планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей.

Коммуникативные: умение высказывать своё отношение к литературным произведениям и героям, ориентироваться на позицию партнёра, вырабатывая общую позицию.

Формы и методы обучения: групповая, индивидуальная; непродуктивный.

Образовательные ресурсы: карточки с играми; касса букв; альбомные листы для каждого ученика; словари по ; выставка рисунков учащихся, карандаши.

I. Мотивация учебной деятельности.

Личностные УУД: положительное отношение и интерес к урокам литературного чтения.

Регулятивные УУ

Д: принимать и сохранять учебную задачу; уметь вносить коррективы в действие после его завершения на основе оценки учителя.

Коммуникативные УУД : уметь строить монологическое высказывание по теме урока, получать нужную информацию, задавая вопросы учителю и сопоставляя его ответы.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.

(Н. Некрасов)

Что вы почувствовали, услышав эти строки? (Обобщить ответы детей).

Какой раздел литературного чтения мы продолжаем изучать?

II. Проверка домашнего задании.

1)Рассмотрим выставку рисунков к русской народной сказке «Два Мороза». 2)Объяснить одну из пословиц:

«Мороз велик, да стоять не велит», «Где тепло, тут и добро», «Хочешь есть калачи, так не сиди на печи», «У работающего дело в руках огнём горит», «Береги нос в большой мороз».

III. Речевая разминка.(слайд 2)

а)Дети проговаривают чистоговорки :

Ма-ма-ма – пришла снежная зима,

– ег-ег-ег – все засыпал белый снег,

– ки-ки-ки – любим мы играть в снежки,

– оз-оз-оз – щиплет щеки нам мороз,

– лю-лю-лю – зиму снежную люблю.

б) Проговорите скороговорку (слайд 3)

Ель на ежика похожа:

Еж в иголках, елка тоже

IV. Постановка целей урока.

Приближается праздник – Новый год. Чем примечателен этот праздник? (Это волшебный праздник, мы загадываем желания или отправляем письма деду морозу и желания исполняются, происходят даже невероятные – сказочные события.)

Сегодня на уроке мы прочитаем новогоднюю сказку.

V. Определение темы урока.

Откройте учебник на странице 203.

Определите тему урока.

Попробуйте по названию определить, о чем пойдет речь в произведении.

Какие произведения С. Михалкова вы помните?(слайд 4-6)

Сергей Михалков родился 13 марта 1913 года в Москве. Кроме Сергея в семье воспитывались еще два мальчика: Михаил, Александр. Писать стихи Сергей начал еще в детстве. Школьные годы Михалков провел в Пятигорске. В 1930 году он окончил среднюю школу, но еще за два года до этого было опубликовано его первое стихотворение «Дорога». Затем Михалков обучался в Литературном институте имени Горького. В это же время Михалковым была издана первая книга стихов. В годы Великой Отечественной войны Михалков находился в рядах Красной армии, работал в армейской печати.

Знаменитые строки на гранитной плите Вечного огня у Кремлевской стены: "Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен" , - также принадлежит Михалкову.

После Великой Отечественной войны Михалков продолжил свою литературную деятельность.

VI. Подготовительная работа перед чтением. (слайд 7)

Прочитайте сначала по слогам, затем целыми словами.

На-лю-бо-вать-ся – налюбоваться

По-зна-ко-ми-лась – познакомилась

Рас-ка-чи-вай-ся – раскачивайся

Бес-по-кой-ство – беспокойство

Спря-тать-ся – спрятаться

Об-ла-мы-ва-лись – обламывались

При-бли-жа-ю-ще-го-ся – приближающегося

Читайте целыми словами: (слайд 8)

Лес – лесная, лесничий

Ночь – переночевал

Цвет – цветные

Стекло – стеклянные

Серебро – серебряные

Какие это слова?(однокоренные)

VII. Сказку читает учитель, подготовленные дети роли Ёлочки, Сороки, человека и мальчика. Проверка усвоения понимания

1 часть

  • Где жила ёлочка?
  • Почему елочка не чувствовала себя одинокой?
  • Были ли у неё друзья?
  • Приложение 1.

2 часть

  • Почему ёлочка прожила лето и осень в страхе и беспокойстве?
  • О чем рассказала сорока?
  • Какие чувства могли бы возникнуть у вас в такой ситуации?
  • Какой характер был у елочки?

(Она была доброй, скромной, воспитанной, вежливой – вежливо попросила, тихо прошептала, неуверенно возразила)

  • Что можете сказать про сороку? (говорит быстро – прострекотала)
  • С помощью эмоционального знака покажите настроение ёлочки в данный момент. Приложение 1.

3 часть

  • О чем мечтала елочка вплоть до последнего дня уходящего года?
  • С помощью эмоционального знака покажите настроение ёлочки в данный момент.
  • Как вы думаете, с каким намерениями к ней мог идти человек?
  • Для чего срубают ёлки под новый год?
  • Что может случиться, если перед новым годом будут производить массовую вырубку ёлок?
  • Для чего нужны нам эти деревья? (древесина используется в строительстве, при производстве бумаги, музыкальных инструментов; из нее добывают смолу, скипидар, и пр.)
  • Что нужно сделать, чтобы росли елки?

4 часть

  • Что случилось в первый день нового года? (дети и лесничий пришли к ёлке)
  • С помощью эмоционального знака покажите настроение ёлочки в данный момент. Приложение 1.
  • Раз это случилось много лет назад, то, что случилось с елочкой? (выросла)
  • Как вы думаете, сколько лет живут ели? (Живёт 250-300, редко 500 лет, достигает высоты 20-50 м и в диаметре до 1 м .)

VIII. Физ. минутка.

Елочка

У маленьких детишек

Елочка большая.

Огнями и шарами

Елочка сверкает.

Ай да елочка!

Погляди, погляди!

Деткам, елочка,

Посвети, посвети! (Дети поднимают над головой руки и поворачивают ладони вправо и влево, потом читают стихи. Грозят пальчиком.)

Не коли нас, елочка,

Веточкой лохматой.

Убери иголочки

IX.Беседа после чтения

Понравилось произведение?

Выразите своё мнение о произведении одним словом.

Докажите, что это сказка.

Посмотрите на иллюстрацию на странице 205. Какой эпизод сказки изображён?

Что с ней случилось, когда она очнулась?

Что вам особенно понравилось в этой истории?

Какова основная мысль сказки?

От чьего лица ведётся рассказ?

Чему учит это произведение?

Принесла ли Ёлочка кому-нибудь радость? Почему?

Поднимите руки те, кто переживал вместе с елочкой

Работа с картинным планом .(слайд 9)

Я приготовила для вас 5 иллюстраций к “Новогодней были”.

Назовите их по порядку

На ваших столах лежит листочек с 3 пословицами. Вам нужно выбрать, какая из них отражает главную мысль “Новогодней были”?

  • Добро помни, а зло забывай.
  • За всякое дело берись умело
  • Все хорошо, что хорошо кончается.

С.Михалков эту историю записал и в стихах. Послушайте всё стихотворение (читает подготовленный ученик).

В снегу стояла ёлочка –

Зелёная иголочка,

Смолистая,

Здоровая,

Полутораметровая.

Произошло событие

В один из зимних дней:

Лесник решил срубить её! –

Так показалось ей.

Она была замечена,

Была окружена…

И только поздно вечером

Пришла в себя она.

Какое чувство странное!

Исчез куда-то страх…

Фонарики стеклянные

Горят в её ветвях.

Сверкают украшения –

Какой нарядный вид!

При этом без сомнения,

Она в лесу стоит.

Не срубленная! Целая!

Красива и крепка!...

Кто спас, кто разодел её?

Сынишка лесника!

Какой вариант истории вам больше понравился? Почему?

X. Закрепление изученного. Тест. (слайд 10)

Дети работают над тестом в парах.

  1. Кто автор сказки?

а) С.Маршак;

б) С.Михалков;

в) Н.Сладков.

  1. Недалеко от чего росла ёлочка?

а) от леса;

б) от города;

в) от дома лесника.

  1. С кем она однажды познакомилась?

а) с зайцем;

б) с лисой;

в) с волком.

  1. Кто рассказал ёлочке про Новый год?

а) ворона;

б) сорока;

в) сова.

  1. В страхе и беспокойстве ёлочка прожила:

а) весну и лето;

б) лето и осень;

в) осень и зиму.

  1. Когда нашли Ёлочку?
  1. Ёлочку:

а) срубили;

б) нарядили;

в) срубили и нарядили.

Ель на ежика похожа:Еж в иголках, елка тоже
Стихи
Литературная деятельность С. В. Михалкова
ПоэтПисательБаснописецДраматургПереводчикСценаристЖурналистАвтор гимна России
На-лю-бо-вать-ся – налюбоватьсяРас-ка-чи-вай-ся – раскачивайсяБес-по-кой-ство – беспокойствоОб-ла-мы-ва-лись – обламывалисьПри-бли-жа-ю-ще-го-ся – приближающегося
Лес – лесная, лесничийНочь – переночевалЦвет – цветныеСтекло – стеклянныеСеребро – серебряные
Все хорошо, что хорошо кончается.
ТЕСТ
Кто автор сказки?а) С.Маршак;б) С.Михалков;в) Н.Сладков.Недалеко от чего росла ёлочка?а) от леса;б) от города;в) от дома лесника.С кем она однажды познакомилась?а) с зайцем;б) с лисой;в) с волком.
Кто рассказал ёлочке про Новый год?а) ворона;б) сорока;в) сова. В страхе и беспокойстве ёлочка прожила:а) весну и лето;б) лето и осень;в) осень и зиму.Когда нашли Ёлочку?а) 30 декабря;б) 31 декабря;в) 1 января.Ёлочку:а) срубили;б) нарядили;в) срубили и нарядили.


Цели:

  • продолжить знакомить детей с произведениями С. Михалкова;
  • отрабатывать навыки беглого, осознанного и выразительного чтения;
  • развивать речь учащихся;
  • воспитывать любовь к природе и бережному отношению к ней.

Задачи:

  • формировать умение сопереживать, понимать другого, себя;
  • развивать эмоционально-духовную, нравственную сферу ребенка, его мыслительную деятельность;
  • использовать приём технологии развития критического мышления: Ромашку Блума .

Оборудование: учебник Л.Ф.Климановой «Родная речь», компьютер, мультимедийный проектор, презентация , ромашка вопросов, карточки со словами, ёлочка и украшения для неё.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Работа над развитием речевого аппарата.

Как всегда, урок начнём с разминки. (Хором)

Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

1. Дыхательная гимнастика.

а) « Надуть шарик» – вдох через нос, медленный выдох через рот.

б) «Дышит носик» - указательным пальцем нажимаем на левую половинку носа, а через другую - делаем вдох, выдох; потом на правую половинку.

2. Артикуляционные упражнения.

Ма-ма-ма – наконец пришла зима.

Су-су-су – стало холодно в лесу.

Са-са-са – под кустом сидит лиса.

Ву-ву-ву – в лесу видели сову.

Ри-ри-ри – а на ветках снегири.

Ой-ой-ой – зайке голодно зимой. (Слайд 1, презентация)

Скороговорка. (Работа над логическим ударением).

Зимним утром от мороза на заре звенят берёзы. (Слайд 2, презентация)

III. Актуализация знаний.

На прошлом уроке мы прочитали русскую народную сказку “Два мороза”.

Как понимаете, выражение “топор лучше шубы греет” ? Докажите, что это основная мысль сказки.

Физический труд, работа помогали во все времена выжить человеку в сложных условиях. Труд облагораживает человека. Именно по труду судят о человеке, каков он.

IV. Сообщение темы и цели урока.

V. Новый материал.

1. Первичное чтение.

Я прочитаю вам сказку. Попробуйте, слушая это произведение, определить свои чувства, душевное состояние.

(Читает учитель с остановкой:

Попробуйте задать творческий вопрос. Приложение 3.Ответьте на него. Слушайте дальше.)

2. Беседа после прочитанного.

Понравилось ли произведение?

Что в сказке реально, а что вымышлено?

Какие чувства пробудила у вас эта история?

Были ли моменты, когда вам было жалко Елочку? Опишите этот момент.

3. Подготовительная работа перед чтением.

Давайте подготовимся к чтению сказки. Возьмите карточки. Отгадайте направление и прочитайте слова. Приложение 1 . (Дети читают самостоятельно, а затем по очереди для всех).

4. Вторичное чтение текста и анализ произведения.

Чтение 1 части текста цепочкой по одному предложению.

Задайте своим товарищам простые вопросы, используя ромашку вопросов. Приложение 2 .

Чтение 2 части текста цепочкой по одному предложению.

Рассмотрите иллюстрацию. Кто на ней изображен?

Какой вы себе представляете Сороку по характеру? Что она делает?

Какой Елочку изобразил художник?

Найдите в тексте диалог Елочки и Сороки. Распределив роли, перечитайте его в парах .

Хочется ли вам немного успокоить Елочку?

Физминутка

Побежим все вместе в лес,
Встав скорей на лыжи.
Там мы Елочку найдем
И ей песенку споем.

Чтение 3 части текста цепочкой по одному предложению.

Задайте практические вопросы. Ответим на них. Приложение 3 .

Чтение 4 части текста цепочкой по одному предложению.

Какой подарок он подарил Елочке? Как он отнесся к дереву? Почему?

Что придумал папа, чтобы всем было хорошо?

5. Расширение кругозора.

Сказка, которую мы сегодня читали - это проза. А чем стихи отличаются от прозы?

Знаете ли вы, что история, о которой мы сегодня узнали, была написана С. Михалковым и в стихах. Послушайте ее. (Слайд 4, презентация) (Ученик читает наизусть) Приложение 4 .

VI. Постановка проблемы.

С наступлением Нового года каждый хочет видеть в своем доме украшенную новогоднюю елочку.

Подумайте, а как мы могли бы помочь елям, чтобы их не рубили?

И. Токмакова. Живи, ёлочка! (1 ученик читает стихотворение) Приложение 4 . (Слайд 5, презентация)

VII. Р ефлексия.

А мы с вами смастерили ёлочку сами. Давайте её украсим.

Если вам понравился урок, вы узнали что-то новое, научились думать и делать правильные выводы – повесьте на ёлку бантик.

Если на уроке не всё получалось – шарик.

А если вы недовольны своей работой на уроке, вам было трудно – сосульку.

VIII. Итог урока.

Чему научил вас сегодняшний урок? (Слайд 6, презентация)

Что важного для себя решили?

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Составила:Полещук Татьяна Юрьевнаучитель МБОУ СОШ №11Сергей Владимирович Михалков«Новогодняя быль». Речевая разминка.Есть одна игра для вас:Я начну стихи сейчас.Я начну, а вы кончайте!Хором дружно отвечайте.На дворе снежок идёт, Скоро праздник ……Новый годМягко светятся иголки,Хвойный дух идёт отёлкиВетви слабо шелестят,Бусы яркие…..И качаются игрушки-Флаги, звёздочки,…блестятхлопушкиЧитайте медленно и постепенно ускоряйте темп.Читайте шёпотом и постепенно усиливайте голос.

Сергей ВладимировичМихалков(1913-2007)Родился в Москве. Отец привил любовь сыну к русской литературе, познакомил со стихами В. Маяковского, Д. Бедного, С. Есенина. Влияние поэзии сказалось на детских и юношеских поэтических опытах юного Михалкова. В 1930 г окончил среднюю школу. Переезжает в Москву и работает чернорабочим на Москворецкой ткацко- отделочной фабрике. Принимал участие в геологоразведочной экспедиции на Волгу и Казахстан. Стихи Михалкова всё чаще публиковались в столичной печати, передавались по радио. В 1935-1937г учился в Литературном институте им. М. Горького. В 1935г в журнале «Пионер» опубликовал стихи. Окрылённый успехом, Михалков рискнул сочинить целую поэму для детей. Так родился «Дядя Стёпа». Михалков дописывал «Дядю Стёпу» почти десять лет.В 1939г был призван в ряды Красной Армии, впервые попробовал себя как военный корреспондент.Продолжая работать в армейской печати, не забывает и своего маленького читателя. Пишет для малышей стихи.Писал басни. Им написано 36 пьес для детских и взрослых театров. Является автором сценариев, как художественных, так и мультипликационных. ТВОРЧЕСТВО С. МИХАЛКОВА Проверка восприятия.Почему автор назвал эту сказку былью?Что в этой сказке реально, а что вымышлено?Что вам понравилось в этой истории?От чьего лица ведётся рассказ? Эту же историю С. Михалков записал в стихах.В снегу стояла ёлочка-Зелёненькая чёлочка,Смолистая, здоровая, полутораметровая.Произошло событиеВ один из зимних дней:Лесник решил срубить её!Так показалось ей.Она была замечена, была окружена….И только поздним вечеромПришла в себя она.Какое чувство странное!Исчез куда-то страх….Фонарики стеклянныеГорят в её ветвях.Сверкают украшения-Какой нарядный вид!При этом, без сомнения,Она в лесу стоит.Несрубленная! Целая!Красива и крепка!...Кто спас, кто разодел еёСынишка лесника!Какой вариант истории вам больше понравился? Найдите в тексте отрывки, подходящие к иллюстрациям. Зачитайте. РЕФЛЕКСИЯ.На сегодняшнем уроке я узнал…..На этом уроке я похвалил бы себя…….После этого урока мне захотелось…….Сегодня я сумел…..ВЫБЕРИТЕ И ПРОДОЛЖИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Урок литературного чтения во 2 классе.
Тема: С. Михалков «Новогодняя быль»(слайд 1)
Цели деятельности педагога: создать условия для развития интереса к
литературному творчеству и чтению речевых умений, фонематического слуха,
памяти и мышления; познакомить учащихся с произведением С. Михалкова
«Новогодняя быль», совершенствовать умения работать с иллюстрациями.
Тип урока: постановка и решение учебной задачи.
Планируемые результаты образования:
Предметные: умение выразительно читать и пересказывать произведение,
используя соответствующую лексику.
Личностные: интерес к учебному труду; умение оценивать свои поступки и
знания; внимание к переживаниям других людей; чувство сопереживания.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов
универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: умение анализировать и сравнивать произведения и героев.
Регулятивные: умение самостоятельно оценивать правильность выполнения
действий; планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной
задачей.
Коммуникативные: умение высказывать своё отношение к литературным
произведениям и героям, ориентироваться на позицию партнёра, вырабатывая
общую позицию.
Формы и методы обучения: групповая, индивидуальная; непродуктивный.
Образовательные ресурсы: карточки с играми; касса букв; альбомные листы
для каждого ученика; словари по русскому языку; выставка рисунков
учащихся, карандаши.
I. Мотивация учебной деятельности.
Личностные УУД: положительное отношение и интерес к урокам
литературного чтения.
Регулятивные УУ
Д: принимать и сохранять учебную задачу; уметь вносить коррективы в
действие после его завершения на основе оценки учителя.
Коммуникативные УУД: уметь строить монологическое высказывание по
теме урока, получать нужную информацию, задавая вопросы учителю и
сопоставляя его ответы.

I.
Ход урока:
Организационный момент. Психологический настрой на урок.
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
(Н. Некрасов)
­ Что вы почувствовали, услышав эти строки? (Обобщить ответы детей).
II. Проверка домашнего задания.
1)Рассмотрим выставку рисунков к русской народной сказке «Два Мороза».
2)Объяснить одну из пословиц:
«Мороз велик, да стоять не велит», «Где тепло, тут и добро», «Хочешь есть
калачи, так не сиди на печи», «У работающего дело в руках огнём горит»,
«Береги нос в большой мороз».
III.Актуализация знаний.
­ Скажите мне, пожалуйста, о каком времени года вы читали произведения на
последних уроках литературного чтения? (о зиме) Слад 2
­ Вы любите зиму? Почему?
­ Ребята. Сегодня утром по дороге я увидела на снегу под деревом странные
слова. Я не смогла прочитать их полностью, так как снежок их запорошил.
Слайд 3
­ Помогите мне. Давайте расшифруем эти слова (праздник, подарки, веселье)
­ К чему бы это? О каком празднике мы можем вспомнить, прочитав эти
слова? (О Новом годе)
­ А вы знаете, что в давние времена Новый год отмечали сначала 1 марта
(начало весны, пробуждение природы), потом стали встречать Новый год 1
сентября (когда заканчивалась уборка урожая с полей, и только 300 лет назад
царь Пётр I приказал отмечать Новый год с 31 декабря на 1 января. На новый
год принято дарить подарки, радоваться, веселиться, и говорить с “Новым
годом!”, “С новым счастьем!”
1V. Постановка целей урока.
­ Приближается праздник – Новый год. Чем примечателен этот праздник?
(Это волшебный праздник, мы загадываем желания или отправляем письма

деду морозу и желания исполняются, происходят даже невероятные –
сказочные события.)
­ Сегодня на уроке мы прочитаем новогоднюю сказку.
Определение темы урока.
­Откройте учебник на странице 203.
­Определите тему урока.
V Организация познавательной деятельности
1) Введение в тему урока. Актуализация опорных знаний.
­Попробуйте по названию определить, о чем пойдет речь в произведении.
­ Кто автор произведения?
Какие произведения С. Михалкова вы помните?(слайд 4­6)
Сергей Михалков родился 13 марта 1913 года в Москве. Кроме Сергея в
семье воспитывались еще два мальчика: Михаил, Александр. Писать стихи
Сергей начал еще в детстве. Школьные годы Михалков провел в Пятигорске.
В 1930 году он окончил среднюю школу, но еще за два года до этого было
опубликовано его первое стихотворение «Дорога». Затем Михалков обучался
в Литературном институте имени Горького. В это же время Михалковым
была издана первая книга стихов. В годы Великой Отечественной войны поэт
находился в рядах Красной армии, работал в армейской печати.
Знаменитые строки на гранитной плите Вечного огня у Кремлевской стены:
"Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен", ­ также принадлежит
Михалкову.
После Великой Отечественной войны Михалков продолжил свою
литературную деятельность и прожил долгую интересную жизнь.
2) Подготовительная работа перед чтением. (слайд 7)
а) Проговорите скороговорку
Ель на ежика похожа:
Еж в иголках, елка тоже
­ Начните читать медленно и постепенно ускоряя темп.
б) ­Прочитайте сначала по слогам, затем целыми словами.
На­лю­бо­вать­ся – налюбоваться
По­зна­ко­ми­лась – познакомилась
Рас­ка­чи­вай­ся – раскачивайся
Бес­по­кой­ство – беспокойство
Спря­тать­ся – спрятаться
Об­ла­мы­ва­лись – обламывались
При­бли­жа­ю­ще­го­ся – приближающегося
­Читайте целыми словами: (слайд 8)

Лес – лесная, лесничий
Ночь – переночевал
Цвет – цветные
Стекло – стеклянные
Серебро – серебряные
­ Какие это слова?(однокоренные)
V1Этап первичного восприятия текста
1) Открытие нового знания. Первичное знакомство с рассказом С.
Михалкова
Сказку читает учитель, Проверка усвоения понимания
1 часть
 Где жила ёлочка?
 Почему елочка не чувствовала себя одинокой?
 Были ли у неё друзья?
2 часть
 Почему ёлочка прожила лето и осень в страхе и беспокойстве?
 О чем рассказала сорока?
 Какие чувства могли бы возникнуть у вас в такой ситуации?
 Какой характер был у елочки?
(Она была доброй, скромной, воспитанной, вежливой – вежливо попросила,
тихо прошептала, неуверенно возразила)
 Что можете сказать про сороку? (говорит быстро – прострекотала)
3 часть
 О чем мечтала елочка вплоть до последнего дня уходящего года?
 Как вы думаете, с каким намерениями к ней мог идти человек?
 Для чего срубают ёлки под новый год?
 Что может случиться, если перед новым годом будут производить
массовую вырубку ёлок?
 Для чего нужны нам эти деревья? (древесина используется в
строительстве, при производстве бумаги, музыкальных инструментов;
из нее добывают смолу, скипидар, и пр.)
 Что нужно сделать, чтобы росли елки?

 Что случилось в первый день нового года? (дети и лесничий пришли к
ёлке)
 Раз это случилось много лет назад, то, что случилось с елочкой? (выросла)
 Как вы думаете, сколько лет живут ели? (Живёт 250-300, редко 500 лет,
достигает высоты 20-50 м и в диаметре до 1 м.)
VII Физ. минутка.
Дети проговаривают чистоговорки и выполняют синхронные движения
­ ма­ма­ма – пришла снежная зима,
– ег­ег­ег – все засыпал белый снег,
– ки­ки­ки – любим мы играть в снежки,
– оз­оз­оз – щиплет щеки нам мороз,
– лю­лю­лю – зиму снежную люблю.
Этап Осмысления, анализа художественного текста
­ Помогите мне разобраться с некоторыми словами: Слайд 6
1.Лесничий 1. Верхняя оконечность, вершина чего­либо.
2.Копошиться 2.Специалист по защите, использованию и сохранению
лесного
хозяйства.
3.Макушка 3. Шевелиться, двигаться в разных направлениях.
(читают слово и соответствующее значение
Вторичное чтение.
­ Выразите своё мнение о произведении одним словом.
­ Докажите, что это сказка.
­ Почему автор назвал эту сказку былью?
­ Посмотрите на иллюстрацию на странице 205. Какой эпизод сказки
изображён?
­ Что произошло с Ёлочкой дальше?
­ Что с ней случилось, когда она очнулась?
­ Что вам особенно понравилось в этой истории?
­ Какова основная мысль сказки?
­ От чьего лица ведётся рассказ?
­ Чему учит это произведение?

­ Принесла ли Ёлочка кому­нибудь радость? Почему?
­ Поднимите руки те, кто переживал вместе с елочкой
3)Художественный анализ
Выборочное чтение
Откройте свои учебники на странице 203.
­ Какой вид работы нам может сейчас пригодиться?
­ Где жила Ёлочка? (В лесу, недалеко от дома лесничего)
­ Прочитайте, как автор описывает Елочку. Какая она была?
(Она была стройная и красивая)
­ Чувствовала ли себя Ёлочка одинокой? Докажите словами из текста.
­ Почему слово Ёлочка написано в тексте с большой буквы?
­ Ёлочку­дерево автор наделил человеческими чертами.
­ Вспомните, как называется этот приём в литературе (олицетворение)
­ Что же заставило Елочку забеспокоиться?
­Найдите в тексте диалог Елочки и Сороки.
­ Какой вы представили Ёлочку, а какой Сороку? (ёлочка ­ добрая, тихая,
вежливая, доверчивая; сорока ­ болтливая, назойливая)
­ Кто может прочитать выразительно для всех разговор Елочки и Сороки,
чтением выразить свое к ним отношение? (читают в масках)
­ Оцените работу своих товарищей, похлопайте в ладоши, если вам
понравилось их чтение.
­ Сорока улетела. А как стала жить Елочка после разговора с Сорокой?
Прочитайте.
­ Долго ли Ёлочка жила в беспокойстве и тревоге? (до тридцать первого
декабря)
­ Что случилось 31 декабря? (в лес пришёл человек)
­ Как вёл себя человек, пришедший в лес? Прочитайте.

­ Я начну предложение, а вы закончите его словами из текста:
“Он даже не заметил,…”.
­А что значит «потеряла сознание»? (ничего не видела и не слышала)
­ Что вы можете сказать об этом леснике? (добрый)
­ Какое слово использовал автор, после чтения которого стало понятно,
какой человек пришел в лес? (улыбнулся)
­ Что увидела ёлочка, когда очнулась? Прочитайте.
­ Какие чувства испытала Ёлочка?
­ Какой подарок лесничий сделал Елочке? (игрушки, жизнь – самый лучший
подарок)
­ Кто радовался вместе с Ёлочкой?
Работа с картинным планом.(слайд 9)
­Я приготовила для вас иллюстрации к “Новогодней были”.
Назовите их по порядку.Озаглавьте
­На ваших столах лежит листочек с 3 пословицами. Вам нужно выбрать, какая
из них отражает главную мысль “Новогодней были”?
 Добро помни, а зло забывай.
 За всякое дело берись умело
 Все хорошо, что хорошо кончается.
­ С.Михалков эту историю записал и в стихах. Послушайте всё стихотворение
(читает подготовленный ученик).
В снегу стояла ёлочка –
Зелёная иголочка,
Смолистая,
Здоровая,
Полутораметровая.
Произошло событие
В один из зимних дней:
Лесник решил срубить её! –
Так показалось ей.
Она была замечена,
Была окружена…

И только поздно вечером
Пришла в себя она.
Какое чувство странное!
Исчез куда­то страх…
Фонарики стеклянные
Горят в её ветвях.
Сверкают украшения –
Какой нарядный вид!
При этом без сомнения,
Она в лесу стоит.
Не срубленная! Целая!
Красива и крепка!...
Кто спас, кто разодел её?
Сынишка лесника!
­ Какой вариант истории вам больше понравился? Почему?
X. Постановка учебной проблемы. Применение нового знания. . Тест.
(слайд 10)
Дети работают над тестом в парах.
1. Кто автор сказки?
а) С.Маршак;
б) С.Михалков;
в) Н.Сладков.
2. Недалеко от чего росла ёлочка?
а) от леса;
б) от города;
в) от дома лесника.
3. С кем она однажды познакомилась?
а) с зайцем;
б) с лисой;
в) с волком.
4. Кто рассказал ёлочке про Новый год?
а) ворона;
б) сорока;
в) сова.
5. В страхе и беспокойстве ёлочка прожила:
а) весну и лето;
б) лето и осень;
в) осень и зиму.
6. Когда нашли Ёлочку?
а) 30 декабря;
б) 31 декабря;
в) 1 января.

7. Ёлочку:
а) срубили;
б) нарядили;
в) срубили и нарядили.
­ Проверим фронтально, сверяя ответы с доски.
XI. Рефлексия.
­ Что у вас особенно получилось на уроке?
­ За что вы похвалили бы себя?
­ Где пригодятся знания, полученные на уроке?
XII. Подведение итогов урока.
­ Какое произведение читали на уроке?
­ Что хотел донести до нас С.Михалков?
­ О чём должен помнить каждый человек на планете?
Домашнее задание.
Подготовить выразительное чтение сказки и пересказ от лица Ёлочки.


Самое обсуждаемое
Трикарбоновых кислот цикл Трикарбоновых кислот цикл
Индонезийский язык Из истории формирования малайского языка Индонезийский язык Из истории формирования малайского языка
Щерба Лев Владимирович - доктор филологических наук, российский и советский лингвист Щерба Лев Владимирович - доктор филологических наук, российский и советский лингвист


top