Древневосточная философия. Философия как социокультурный феномен раздел i

Древневосточная философия. Философия как социокультурный феномен раздел i

Лекция 1. Философия как социокультурный феномен.

1. Понятие мировоззрения, его структура и основные функции.

2. Исторические типы мировоззрения.

3. Структура философского знания.

4. Взаимосвязь философии, науки, искусства, морали, религии.

1. Понятие мировоззрения, его структура и функции. Мировоззрение это система обобщенных взглядов на мир (природа, человек, общество), фиксирующая отношение человека к миру, формирующая идеалы, жизненные ценности, программу поведения.

Мировоззрение имеется у всех людей. Оно возникает вместе с возникновением человеческого общества из глубинной потребности человека освоить (познать, оценить, объяснить – действовать) этот мир, чтобы выжить в нем. К основным мировоззренческим вопросам относятся вопросы, имеющие предельно общее, универсальное содержание: Что есть мир? Что есть человек? Каково его место в этом мире? В чем смысл жизни? Что есть истина, добро, красота? и т. п. Система ответов на эти вопросы формирует как мировоззрение эпохи в целом, так и мировоззрение отдельной личности.

В структуре мировоззрения выделяются следующие компоненты:

1. Знания – определенные представления о мире, полученные из собственного опыта или через научение. 2. Ценностные установки – отношение к происходящему, к тому, что человек осмысливает. 3. Система жизненных и социальных идеалов 4. Программа действия – у человека вырабатываются определенные стандарты действий. 5. Убеждения или смысложизненные установки.

Можно выделить три уровня мировоззрения: Мироощущение – несистематизированная картина реальности, где главная роль отводится эмоционально-образному воспроизведению мира. (Например, любовь или ненависть). Мировосприятие – формирование определенной системы представлений о мире, в которой реальность предстает как целое. Миропонимание – раскрытие сути происходящего, осмысление значения процесса.


К основным функциям мировоззрения относятся: познавательная , ценностно-нормативная (оценочная), поведенческая (практическая).

2. Исторические типы мировоззрения. В истории человечества выделяют три основных типа мировоззрения: мифологию, религию и философию.

Первой исторически сформировавшейся, целостной системой мировоззрения была мифология . Мифология – это духовно-практическое освоение, объяснение мира, которое осуществляется через миф, через мифотворчество . Мифы представляли собой исторически первую попытку объяснения и понимания мира, т. е. природы, человека, общества.

Любой миф построен как рассказ, повествование на ту или иную мировоззренческую тему: проблемы происхождения мира и человека, возникновение наиболее важных явлений природы, животных, людей, проблемы рождения и смерти, судьбы, смысла жизни, человеческого предназначения и др. Мифу свойственен синкретизм (от гр. synkrētismos – соединение, нерасчлененность, слитность). В мифе слиты, объединены естественное и сверхъестественное, идеальное и реальное, мысль и действие.

Религия – это духовно-практическое, дорефлексивное мировоззрение, которое основным способом объяснения мира и человека считает веру . В новых исторических условиях, когда старые мифы и языческие верования уже перестали выполнять свои функции, появляется религия, которая в отличие от мифологии предлагает свои ответы на мировоззренческие вопросы людей. В религиозном мировоззрении осознание мира осуществляется через его раздвоение на священный (сакральный) и «земной», повседневный (профанный).

Философское мировоззрение (философия) в отличие от мифологии и религии – это рационально-теоретическое, рефлексивное мировоззрение. Если мифологическое мировоззрение основано на традиции, религиозное – на вере, то философия базируется на доводах разума , на рациональной аргументации, на логических доказательствах, на рефлексии (критическом анализе). Философия ищет отображение истины не в форме наглядных и конкретных образов и символов (миф), а в форме рационально-обоснованных, отвлеченных (абстрактных) понятий и категорий. Доказательство придает философии логический характер, отличая ее от мифологии и религии. Философия – это доказательная форма мировоззрения, выраженная средствами мышления (система понятий), поэтому философия – это теоретический тип мировоззрения. Философия стремится к тому, чтобы истины, высказываемые ею, воспринимались через критический анализ, а не в контексте одной только веры.

В буквальном смысле слово «философия» означает любовь к мудрости (от греческих слов филео - любовь и софия - мудрость). Философия выступает как особый, теоретический уровень мировоззрения, рассматривает мир в его отношении к человеку и человека в его отношении к миру. Филосо́фия - наиболее общая теория, одна из форм мировоззрения, одна из наук, одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания .

3. Структура философского знания. В рамках же собственно философского знания выделились такие философские дисциплины , как этика (о морали и нравственности), логика (о законах мышления), эстетика (о прекрасном и красоте) , и постепенно оформились следующие разделы философского знания:


онтология - учение о бытии;

гносеология - раздел философии, в котором изучаются про­блемы природы познания;

праксиология - учение о практическом отношении человека и мира;

антропология - философское учение о человеке;

социальная философия - раздел философии об обществе.

В качестве основных, важнейших функций философии выделяют: мировоззренческую, методологическую, социально-критическую.

4. Философия и наука. Общее: ставится задача достижения истины, то есть адекватного воспроизведения реальности. Как и наука, философия ищет истину, выявляет закономерности, выражает результат исследования через систему понятий, категорий.

Различия: главная цель науки – получение практически значимого результата, обладающего достоянием объективной истины. Наука основывается на доказательности, обоснованности, строгости знаний. Научные традиции очень жесткие, требуют следования канонам науки. Знание должно быть аргументировано, последовательно, без противоречий. Философия обязательно включает в себя ценностно-оценочную компоненту. Науке это не присуще.

Сходство философии и искусства состоит в том, что в их произведениях широко представлен эмоционально-личностный компонент, они всегда индивидуальны. Между философией и искусством общее то, что само познание и воспроизведение мира, не носит характер жесткой нормативности, что характерно для науки. Философия и искусство преподносят свой материал в свободной форме, в отличие от науки. Например, литература должна раскрепощать читателя, включить в свой жизненный мир.

Различия: философия воздействует на разум, интеллект, искусство – на чувства. Если философ выражает проблему с помощью понятий, абстракций , обращаясь к тонкости ума, то деятель искусства выражает проблему через художественные образы, пробиваясь к нашему разуму через пробужденные им чувства.

И философия, и наука, и религия, и искусство создают свою картину мира, дополняя друг друга.

Религия и философия: близки проблема человека и бытия в мире, мировоззренческая наполненность. Философия и религия стремятся ответить на вопросы о месте человека в мире, о взаимоотношении человека и мира, источнике добра и зла. Как и религии, философии присуще трансцендирование, то есть выход за границы опыта, за пределы возможного, в ней есть элемент веры.

Различия: философское творчество ориентировано на поиск нового, религия основывается больше на традициях, консервативна. Философия критична, пытается удивить. Религия опирается на авторитет , как главный источник знаний, исторический текст, который надо декодировать, расшифровать. Однако религия требует беспрекословной веры, в ней вера выше разума, в то время как философия свои истины доказывает, апеллируя к разуму, к разумным доводам. Философия всегда приветствует любые научные открытия, как условия расширения наших знаний о мире.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

СРСП № 2.

Древневосточная философия

Задание 1.

В чем проявляются социокультурные и мировоззренческие особенности древнекитайской и древнеиндийской философии?

Задание №2.

Каковы характерные особенности древнеиндийской философии? Почему Веды и Упанишады являются мировоззренчески-ценностными истоками философии Древней Индии?

Задание № 3.

Охарактеризуйте основные положения буддизма. В чем суть "четырех благородных истин"?

Задание № 4.

Составить таблицу некоторых важных понятий философии Древнего Китая. Поясните

Задание № 5.

Составить таблицу некоторых важных понятий философии Древней Индии

Задание 1.

В чем проявляются социокультурные и мировоззренческие особенности древнекитайской и древнеиндийской философии?

Древнеиндийская философия:

В начале II тысячелетия до н. э. на территорию Индии, где жило коренное население дравидов, пришли арийские племена, победа которых положила начало древнеиндийской цивилизации. К началу I тысячелетия до н. э. в долине Ганга образовались первые государства с особой структурой населения.

Жесткая сословно-кастовая система с верховенством жрецов. Основными элементами общества стали касты (варны): жрецы (брахманы), военная аристократия (кшатрии), земледельцы, ремесленники, торговцы (вайшьи), зависимые люди, слуги, рабы (шудры). Главенствующее положение заняли жрецы-брахманы, что определилось особенностями и ролью религии ариев.

Брахманистская религия и Веды. Религия индоариев получила название брахманизма, который позднее трансформировался в индуизм. Его идейную ткань составили следующие представления: а) весь мир, включая божества, сотворен, б) существует множество богов (от 33 до 3339) и других сверхъестественных существ, способных производить чудеса; в) посредством жертвоприношений брахманы способны направить могущество богов на поддержание жизни людей. Если в Китае главный обряд - это гадание как трезвое, рациональное искусство астролога-мудреца, то в Индии ведущий обряд жертвоприношения в силу своего мистического (греч. mystika - таинство) характера требует особой жреческой группы. Жертвоприношение является весьма сложной деятельностью, где надо знать множество гимнов-молитв, посвященных различным богам, и многообразие ритуальных правил, определяющих порядок жертвоприношения. На первых порах молитва и правила существовали в устной культуре. Позднее они были записаны и обрели: форму книги, названной Ведами (знание). Эта священная книга индусов включает весьма краткие словесные формулы молитв, заговоров, ритуальных действий. Вес это затрудняло осмысление, что и породило позднейшие надстройки истолкований. Такую интеллектуальную деятельность и монополизировали брахманы, став главной кастой общества.

Веды как исток всего мировоззрения, включая философию. Кастовое общество и брахманистская монополия на истину вызывали недовольство других слоев населения. Духовный кризис и "брожение умов" в VII-VI вв. до н. э. создали брахманистскую оппозицию из кшатриев, вайшьев и даже шудр. Так возникла типичная фигура шрамана, то есть странствующего аскета-проповедника. Постепенно у них возникли постоянные ученики и сформировались школы "искателей истины". Некоторые шраманы отрицали авторитет Вед, но многие из них предложили небрахманистские истолкования данного источника, выходя в сферу философии. Но даже еретики и реформаторы так или иначе исходили из того идейного богатства, которое сложилось в Ведах и в их позднейших истолкованиях. Итак, Веды получили сложную комментаторскую, религиозно-философскую надстройку, названную ведическими текстами. Позднее она стала питательной средой для образования других структур (эпические поэмы, классические философские системы).

Язык санскрита благоприятен для логики. У арийских племен сформировался весьма эффективный язык. Буквы санскрита разительно отличались от китайских иероглифов своей простотой (абстрактностью) и в силу этого сложились слова с достаточно определенными значениями. Из них легко строились последовательные цепочки мысли, вот почему все исследователи отмечают высокую логическую культуру Древней Индии.

Когда появились шраманские проповедники, то их деятельность породила культуру спора и дискуссии. Если для брахман авторитета Вед было вполне достаточно, то шраманы на первое место выдвинули требование логического обоснования. Каждый мог оспаривать выдвинутое мнение и учитель должен был уметь логически защитить свою точку зрения. Раннебуддийские тексты многократно описывают диспуты при дворе того или иного правителя. От их участников требовалась веская аргументация и последовательность выдвижения доводов, все это способствовало развитию теоретической науки и философии.

Сквозные мировоззренческие идеи.

При всем буйном многообразии различных учений в индийской культуре прослеживаются единые смысло-образы. Они не всегда универсальны, но тем не менее определяют общую канву мировоззрения.

Нематериальный Брахман определяет мировой круговорот.

Деление мира на высшие и низшие области началось в мифе и закрепилось религией. Во множестве богов выделились главных божества, сначала Индра, затем Ишвара. В "Упанишадах" возникла такая абстракция как Брахман-Атман, это нематериальная сила, абсолют, который ни от чего не зависит, определяя все остальное. Брахман творит путем собственных проявлений-трансформаций и его первое воплощение есть верховный бог Ишвара. Здесь используются метафоры паука, выпускающего и вбирающего в себя нить, и перевернутого дерева, корни которого подобны Брахману. Образ паука иллюстрирует представление о круге мировых изменений. Здесь есть два цикла: выход абсолюта в относительное путем перехода в низшие формы (боги, люди, животные, растения...) и возвращение его в чистую нематериальность и абсолютность.

Древнекитайская философия: конфуцианство - древнейшая этико-философская система, образ мышления и жизни, носящий прагматический характер. Основателем конфуцианства является Кун-цзы, или Конфуций, живший в 551-479 гг. до н. э. Главный источник учения - произведение "Лунь Юй" (Беседы и суждения). Это направление заложило глубокие основы китайского менталитета.

Основные вопросы, решаемые конфуцианством: Как сделать человека нравственным? Как создать совершенное общество? Каким должно быть государство и управление? Представители данной философской школы выступают за мягкое управление обществом. В качестве примера подобного управления приводится власть отца над сыновьями, а в качестве главного условия - отношение подчиненных к начальникам как сыновей к отцу, а начальника к подчиненным - как отца к сыновьям.

Учение Конфуция содержит ряд основополагающих принципов: * быть человеколюбивым и гуманным ("жэнь") - конфуцианское золотое правило поведения людей в обществе гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе; * слушаться старших по возрасту и по званию ("сяо"); * образованность и тяга к знаниям, уважение к носителям знаний ("бэнь"); * жить в обществе и для общества; * уступать друг другу;

* подчиняться императору; * сдерживать себя, соблюдать меру во всем, избегать крайностей. Главное в учении Конфуция - следование срединному пути ("кто мягко шагает - далеко идет").

2) Даосизм - основателем его считается Лао-Цзы. Исходной идеей даосизма является учение о дао (путь) - это невидимый, вездесущий, естественный и спонтанный закон природы, общества, поведения и мышления отдельного человека. Человек должен следовать в своей жизни принципу дао, т.е. его поведение должно согласовываться с природой человека и Вселенной. При соблюдении принципа дао возможно бездействие, недеяние, приводящее, тем не менее, к полной свободе, счастью и процветанию. буддизм веда упанишада мировоззренческий

Тот же, кто не следует дао, обречен на гибель и неудачу. Вселенную, так же как и индивида, нельзя привести к порядку и гармонии искусственным образом, для этого нужно дать свободу и спонтанность развития их прирожденным внутренним качествам. Поэтому мудрый правитель, следуя дао, не делает ничего (соблюдает принцип недеяния), чтобы управлять страной; тогда она и ее члены процветают и находятся в состоянии спокойствия и гармонии. В дао все вещи равны между собой и все объединяется в единое целое: Вселенная и индивид, свободный и раб, урод и красавец. Мудрец, следующий дао, одинаково относится ко всем и не печалится ни о жизни, ни о смерти, понимая и принимая их неизбежность и естественность. Главное в жизни человека -- недеяние, непротивление тому, что предначертано путем дао.

2. Почему мудрость Востока органично сочетает религиозные, философские и мистические традиции?

Восточная философия пошла другим путем, не ограничиваясь поиском рациональных доказательств и не уходя от решения жизненно важных, фундаментальных вопросов. Восточное понимание философии как таковой включает в себя осознание глубин мироздания и человеческого "Я", что, в свою очередь, подразумевает исследование таких аспектов бытия, как сексуальность, созерцание, церемониал и правильное поведение. Именно это причудливое сочетание объектов исследования (с точки зрения западного менталитета) вызывает сомнения относительно правомочности употребления термина "философия" по отношению к восточной традиции. Иначе говоря, мудрость Востока (санскр. праджня) не следует рассматривать как предмет логических построений и умозрительных спекуляций без учета практики и интуиции. Праджня применима во всех сферах жизни. Однако последнее утверждение вовсе не означает отказ от логического анализа и эмпирических доказательств. Напротив, философские системы Востока и Запада имеют много общего. Если уж говорить о принципиальном отличии двух школ философской мысли, то восточная отличается большей универсальностью и компилятивностью. Иными словами, мудрость Востока органично сочетает религиозные, философские и мистические традиции.

3.Единый корень школ и течений китайской философии -- культура Дао, для которой характерно циклическое понимание развития, общее для космоса, природы и человека. Каковы характерные черты такого понимания? Объясните: "Как ни расцветай, придется вернуться к своему пределу" (Лао-цзы).

Основание даосизма приписывается китайскому мудрецу Лао-цзы (VI -- V вв. до н.э.) -- букв, "престарелый учитель". Собственное имя: Ли Эр. Даосизм -- вероятно, самое философское из всех китайских учений. Не случайно многие его мировоззренческие положения заимствовались другими школами. В целом проблематика даосизма посвящена осмыслению космического бытия, его первооснов и развития, а также изучению человека как природного существа. Социально-философским и этико-политическим проблемам даосы не уделяют столько внимания, как конфуцианцы, легисты и монеты.

Центральная категория этой школы -- дао. Дао -- философское из всех китаиских начало и конец всех вещей, их первооснова учений, а также всекосмический закон. Дао "существует [вечно], подобно нескончаемой го бытия, а также нити". Дао существует само по себе, оно изучению человека как природного не является творением, так как даже существа "предшествует небесному владыке".

Представление о дао в даосизме диалектично. Ему постоянно приписываются противоположные свойства и характеристики. "Дао бестелесно". "Однако в его глубине и темноте скрыты тончайшие частицы". Или: "Дао постоянно осуществляет недеяние". "Однако пет ничего такого, что бы оно пи делало". Кроме того, в "Дао дэ цзип" говорится о двойственности дао -- есть дао безымянное (или постоянное) и дао, обладающее именем. Первое дао в каком-то смысле более высокое. Оно -- причина мироздания и "матерь Поднебесной". Второе, которое является только отражением первого, проявляется в самом мироздании. Оно может содержать в себе прообразы вещей, которые "вскармливает" (оформляет?) дэ -- другое трансформированное состояние изначального дао.

В определенном смысле "безымянное дао" может соответствовать небытию, которое порождает бытие -- "дао с именем". Вообще в древнем китайском языке глагол "быть" не использовался. Поэтому отождествление понятий здесь условное. Но оно имеет под собой основания. Некоторые историки философии, па наш взгляд, совершенно справедливо усматривают смысловую взаимосвязь понятия "бытие" и некоторых аспектов термина "дао".

Человек в даосизме рассматривается преимущественно с природной точки зрения. Поэтому закономерно, что проблема продления жизни и даже достижения бессмертия в этом учении занимает центральное место. Исследование этой проблемы у даосов не только теоретическое. Они разрабатывают специальную практику продления жизни, которая опирается на определенное мировоззрение, диету, дыхательные упражнения, методики стимуляции внутренней энергии ци и алхимию. Данный аспект даосизма глубоко эзотеричен (сокровенен). Внешнему наблюдателю здесь трудно отделить зерна от плевел. Но, вероятно, достижения даосских магов в области геронтологии, медицины и в развитии сверхфизических способностей человека все же были значительны. Не только простолюдины, но и высшие чиновники и даже императоры отдавали должное мистическим познаниям даосов.

В даосизме человеку приписывается двойственная природа. Первое его начало происходит от дао. Поэтому оно истинное и естественное. Второе начало порождается собственным эго человека со всеми его дурными наклонностями, страстями и заблуждениями. Поэтому оно ложное и искусственное. У настоящего человека истинная натура должна победить ложную.

"Знающий людей благоразумен. Знающий себя просвещен. Побеждающий людей силен. Побеждающий самого себя -- могуществен".

Для китайского мировосприятия характерно циклическое понимание развития, общее для космоса, природы и человека. Все, что некогда возникло, должно в свое время исчезнуть, дабы возникнуть вновь в преображенном виде. Все и вся содержит в себе предел, некую критическую массу роста, границу, после достижения которой вектор движения неизбежно меняет свое направление на противоположное.

4. Какие общие принципы объединяют такие философские школы как конфуцианство, даосизм и моизм ?

Основной задачей всех философских школ заключалась в создании хорошо организованного и процветающего общества.

В центре внимания всех философских школ были проблемы создания хорошо организованного и процветающего общества.

Конфуций первым разработал концепцию идеального человека (цзюньцзы), благородного мужа - не по происхождению, а благодаря воспитанию в себе высоких нравственных качеств и культуры, - который прежде всего должен обладать жэнь - гуманностью, человечностью, любовью к людям; проявления жэнь - справедливость, верность, искренность и т.д.

Даосизм воплощает самую сердцевину восточной мысли, всегда требовавшей от человека обрести полноту своего бытия через самоустранение, явить глубину нежелания, которая таит в себе самое одухотворенное желание.

Моимзм разрабатывала программу усовершенствования общества через знание. Основатель философской школы -- древнекитайский мыслитель Мо-цзы.

Что их отличает друг от друга? Для этого используйте графическую формулу "Пять духовных элементов диалектического (генетического) кода Дао":

Опираясь на эту формулу, объясните:

1) В чем заключается своеобразие философии конфуцианства? Почему до 1911 г. конфуцианство являлось государственной религией Китая? Какое место оно занимает в современном массовом сознании китайского государства?

На основе личного общения с людьми вывел закономерность о том, что нравы в обществе со временем падают и разбил людей на три группы:

1) Распущенные

2) Сдержанные

Целью своего учения Конфуций ставил постижение смысла человеческой жизни, главным для него было уяснить скрытую природу человека, то, что движет им и его стремлениями. По обладанию определенными качествами и отчасти положению в обществе Конфуций разделил людей на три категории:

1) Цзюнь-цзы (благородный муж) - занимает одно из центральных мест во всем учении. Ему отведена роль идеального человека, примера для подражания двум остальным категориям.

2) Жэнь - обычные люди, толпа. Среднее между Цзюнь-цзы и Сло Жэнь.

3) Сло Жэнь (ничтожный человек) - в учении используется в основном в сочетании с Цзюнь-цзы, только в отрицательном значении.

Конфуций вывел четыре основополагающих принципа взаимоотношения общества и природы:

1) Чтобы стать достойным членом общества, нужно углублять свои знания о природе. Эта мысль вытекает из вывода Конфуция о необходимости образованности общества, особенно развития знаний об окружающем мире, и дополняет его.

2) Только природа способна дать человеку и обществу жизненную силу и вдохновение. Этот тезис напрямую перекликается с древнекитайскими учениями, пропагандирующими невмешательство человека в природные процессы и лишь созерцание их в поисках внутренней гармонии.

3) Бережное отношение как к живому миру, так и к природным ресурсам. Уже в то время Конфуций предостерегал человечество от бездумного расточительного подхода к использованию природных ресурсов. Он понимал, что в случае нарушения существующих в природе балансов могут возникнуть необратимые последствия как для человечеств, так и для всей планеты в целом.

4) Регулярное благодарение Природе. Этот принцип уходит корнями в древнекитайские религиозные представления.

Людей Конфуций разделил по отношению к управлению государством на две группы:

1) Управляющие

2) Управляемые

Для управляющих Конфуций вывел четыре Дао:

1) Чувство самоуважения. Конфуций считал, что только уважающие себя люди способны проявить уважение к народу при вынесении каких-либо решений. Это просто необходимо, учитывая беспрекословное подчинение народа правителю.

2) Чувство ответственности. Правитель должен чувствовать ответственность за управляемый им народ. Это качество также присуще Цзюнь-цзы.

3) Чувство доброты при воспитании народа. Правитель, обладающий чувством доброты, способен лучше воспитать народ повысить его моральные качества, образованность, а значит, и обеспечить прогресс всего общества.

4) Чувство справедливости. Это чувство должно быть развито особенно у людей, от чьей справедливости зависит благосостояние общества.

На протяжении более чем двух тысячелетий (с рубежа II- I вв. до н.э. и до свержения монархии в 1911 г.) конфуцианство, являясь официальной идеологией Китайской империи, по существу выполняло в обществе те же функции, что и государственные религий в других культурах.

2) Какие принципы отличают школу даосизма ? Прокомментируйте афоризмы Лао-цзы:

"Дао" -- корень неба и земли. ("Человек следует законам земли. Земля следует законам неба. Небо следует законам дао, а дао следует самому себе".)

"Дао" -- мать всех вещей. (Безымянное Дао есть начало неба и земли, ибо постоянному Дао следует сама вселенная, которая, собственно и есть небо и земля.) "Дао" лежит в основе мира. Оно является "неопределенным", "бесконечным", "безграничным в пространстве и времени", "как хаосом, так и формой". (Язык, строго говоря, в этом случае оказывается неадекватным, потому что он немедленно предполагает, чем дао является, даже когда это делается путем отрицательных определений.)

" Кто знает меру, у того не будет неудачи". (Во всём должна быть "золотая середина", но чувство меры каждый определяет сам для себя. И здесь важно оценить правильно оценить свои возможности.)

" По себе можно познать других" (Можно причислить самого З. Фрейда, который через себя практиковал то, что нынче является первоосновой психодинамики.)

" Кто много обещает, тот не заслуживает доверия" (В большинстве обещания не исполняются).

" Будьте внимательны к своим мыслям -- они начало поступков" (Про мечту).

Сама психопрактика даосизма базируется на этих принципах - принципах неопределяемости, необъяснимости явлений, сути событий.

В основу учения были положены принципы естественности, не-деяния, опустошения сознания и бесстрастности.

3) Каково основное содержание моизма? Прокомментируйте следующие суждения Мо-цзы:

"Следование определенному методу -- залог успеха в начинаниях". (Мастеровые всех ремесел, чтобы сделать квадрат, применяют угломер; чтобы начертить круг, используют циркуль; чтобы сделать прямую линию, используют отбойный шнур; чтобы установить предмет вертикально, используют отвес.)

"При оценке человека необходимо рассматривать в совокупности его намерения и результаты действий".

"Только нравственная власть пользуется уважением".

"Бедность -- корень беспорядков в стране".

"Оценка не превращает ложь в истину и истину в неистину". (Оценка -- это выбор между полезным и вредным.)

Мои м зм (мо цзя) (–n‰Ж, пиньинь: mтjiв) -- древнекитайская философская школа, разрабатывала программу усовершенствования общества через знание. Основатель философской школы -- древнекитайский мыслитель Мо-цзы. После его смерти моизм распался на три течения, представленные Сянли, Сянфу и Дэн Лином, которых обычно называют поздними моистами. С развёрнутой критикой моизма выступил конфуцианец Мэн-цзы.

4) В чем социально-этический смысл изречений Конфуция: "Напрасно обучение без мысли,

Опасна мысль без обучения". (Недумающий не обучит, замышляющий без знания предмета дела - опасен.)

"… что такое знание? Считай знанием то, что знаешь, и считай незнанием незнание. Это и есть знание".

"Что такое человечность? Это когда ведут себя на людях так, словно вышли встретить важную персону, руководят народом так, словно совершают важный жертвенный обряд; не делают другим того, что не хотят себе".

"Человечность редко сочетается с искусными речами и умильным выражением лица". (Благородный человек всегда правдив, не подстраивается под других.)

"Если человек не обладает человеколюбием, к чему тогда говорить об этике и музыке"? (Человек должен любить, давать радость).

Задание №2.

Каковы характерные особенности древнеиндийской философии? Почему Веды и Упанишады являются мировоззренчески-ценностными истоками философии Древней Индии?

Особенности древнеиндийской философии заключаются в проявлении повышенного внимания к размышлениям над познанием трансцендентного, в отличие от западного учения. Ввиду того, что вера заключается в вечно и циклически обновляющемся мировом процессе и не была создана история философии. Именно поэтому учение об обществе и эстетика - две отдельные науки. Главная отличительная черта учения "Древнеиндийская философия" заключается в непосредственном изучении процессов, которые происходят в сознании при соприкосновении с миром явлений и предметов.

В Ведах написаны философия Индии с древних времен. Упанишады представляют собой собственно философские тексты, нацеленные на поиск нового знания.

2)Философские школы Древней Индии многообразны. Проанализируйте их содержательный характер, опираясь на данную таблицу:

Ответьте на следующие вопросы:

Что различает школы миманса и локаяты? Миманса придает особое значение стороне Вед. А локаяты - неортодоксальная, отвергающая Вед.

1)Какие принципы присущи школам санкхья, ньяя, вайшешика? Что у них общего и в чем их существенные различия?

Общее : "Ортодоксальные" (астика) школы. Ньяя и вайшешика со временем образовали даже единую синкретическую школу, санкхья образует теоретическую основу для йоги как практической реализации умозрения санкхьи, пурва-миманса и веданта представляют собой системы, базирующиеся на экзегетике ведического текста (веданту даже иногда называют "уттара-мимансой", то есть "высшей мимансой", в отличие от "пурва-мимансы" - "предварительной мимансы"). Различия: Ньяя представляет собой почти исключительно логическую школу, занимавшуюся проблемами формальной логики и обслуживавшую интересы индийского полемического дискурса, в том числе и небрахманистского. Школа вайшешика занималась преимущественно вопросами натурфилософии и разрабатывала оригинальную систему атомизма. В решении большинства философских проблем вайшешики разделяли позиции найяиков. Санкхья (счет, исчисление) дуалистична и нетеистична (ниришваравада): дух (пуруша) и материя (пракрити) рассматриваются в ней как совершенно независимые и самостоятельные субстанции, а существование единого Абсолюта (как в личной, так и в безличной форме) отрицается.

2)Каковы в своей основе главные идеи веданты? Почему эта философская школа наиболее полно и систематически выражает религиозно-мировоззренческую суть брахманизма-индуизма?

Основные идеи веданты выражаются здесь главным образом в форме поэтических прорицаний и мистических интуиции просветленных пророков; 2) стадия систематизации, представленная "Брахма-сутрой", которая собирает, систематизирует и отстаивает идеи, высказанные на предыдущей стадии; 3) стадия разработки, представленная всеми произведениями -- от главных комментариев до тех идей и аргументов, которые приняли собственно философские формы, обращающиеся не просто к раннему авторитету, но также и к самостоятельным рассуждениям.

Веданта наиболее полно и систематически выражает философскими средствами суть брахманизма-индуизма. Центральное место здесь принадлежит категории "Брахман-Атман". Брахман обладает следующими всеобщими свойствами: а) высшая нематериальная божественная реальность (первичное чистое сознание со всеведением); б) абсолютная и бесконечная субстанция, которая не находится ни в одной точке пространства и пребывает везде. Брахман воплощает себя во вселенной и в то же время остается трансцендентным по отношению к ней (вездесущность - быть началом, основой и концом мира); в) творческая причина мира, все является продуктом и проявлением Брахмана (всемогущество); г) Брахман как всеобщее Я, чистое сознание и духовный свет; д) единая и не двойственная реальность, где нет множественности; е) Брахман вечен и постоянен среди всех изменений.

Задание № 3.

Охарактеризуйте основные положения буддизма. В чем суть "четырех благородных истин"?

Категорической же сам Будда считал лишь одну истину: мир устроен так, что человек в нем - страдающее существо. Следовательно, все, что нужно знать о существовании мира и человека - это, что они основаны на страдании. Страдание - конечная реальность существования. Основа буддийского вероучения - четыре "благородные истины".

Первая, "истина страдания", - истина об универсальности страдания, пронизывающего все телесно-душевное бытие человека.

Страдание обусловлено желанием: желанием наслаждения, желанием существования и желанием гибели. Это и есть вторая истина, "истина возникновения страдания".

Старость и смерть зависят от рождения. Рождение - причина, основание и источник старости и смерти. Однако рождение так же задано фактом предшествующего существования, как то - предшествующим ему. Эта цепь зависимых перерождений определяется совокупным результатом мыслей, слов и поступков человека, то есть кармой.

Карма может быть благой (пунья карма) и дурной (папкарма), что обуславливает участь человека.

Человек, беспрерывно улучшая карму, может прервать цепь перерождений и достичь освобождение от страданий - нирваны. Об этом говорит третья истина ("истина прекращения страданий "): страдание можно прекратить, освободившись от желания.

Четвертая истина, "истина пути", гласит: путь к прекращению страданий восьмеричен. Восемь этапов ведут от сознания иллюзорности собственного я через милосердные деяния и совершенствование в нравственности к медитации, позволяющей достичь состояния просветления (бодхи), которое приводит к нирване.

2)Древнеиндийский философ Нагарджуна (ок. 113 -- ок. 213 гг.) впервые четко сформулировал один из парадоксов познания -- парадокс возникновения (парадокс новизны):

"Абсолютно нет вещей, нигде и никаких, которые возникают заново, будь то из самих себя, или из не-себя, или из обоих, или случайно…ни в какой-либо из отдельных причин, ни во всех них вместе не обитает предполагаемый результат. Как же можно извлечь из них то, что никогда в них не существовало? Формула "это бытие, которое возникает, теряет тогда всякий смысл".

Объясните, как Вы это понимаете. Как связаны между собой "старое" и "новое" (знание, вещи).

Жизнь движется спиралеобразно. Все то прошлое, которое у нас было, пересекается в будущем.

3)Раскройте содержание восьмеричного пути спасения человека от страданий, предлагаемого Буддой: правильное видение, правильная мысль и речь, правильное действие, правильный образ жизни, правильное усилие, внимание, сосредоточение. В чем их морально-нравственный смысл?

1). Правильное видение. Многие люди страдают из-за незнания истинной цели своего существования, из-за отсутствия или потери "маршрута" Своего Пути. В контексте буддизма правильное видение - это четыре благородные (арийские) истины: жизнь в мире полна страданий; есть причина этих страданий; можно прекратить страдания; есть путь, ведущий к прекращению страданий.

2). Правильная мысль. Изменить человека можно, лишь изменив его намерения. Однако только сам человек может принять или не принять в своем сердце решение. Путь самосовершенствования требует постоянной мыслительной решимости, внутренней дисциплины.

3). Правильная речь. Наши слова являются проявлением нашего "Я". Грубое слово - отражение грубости характера. Если запретить самому себе лгать, грубить, браниться - значит, можно воздействовать на свой характер, т. е. заниматься самопостроением своего "Я".

4). Правильное действие. Цель самосовершенствования - стать человечнее, сострадательнее, добрее, научиться жить в согласии с самим собой и другими людьми.

5). Правильный образ жизни. Следует вести такой образ жизни, который не требовал бы от вас нарушения ни одной из пяти заповедей. Это относится к выбору профессии, спутника (спутницы) жизни, друзей и знакомых.

6). Правильное усилие. Путь самосовершенствования требует постоянного усердия и трудолюбия. Духовный рост невозможен без волевого самопринуждения и нравственного анализа своих намерений, слов и поступков.

"Как дождь ворвется в дом с плохой крышей, так вожделения ворвутся в плохо охраняемый ум.

Но как дождю не ворваться в дом с хорошей крышей, так вожделениям не ворваться в хорошо охраняемый ум".

7). Правильное внимание.

"То, что мы есть сегодня, порождается тем, что мы мыслили вчера, а наши сегодняшние помыслы порождают нашу завтрашнюю жизнь: наша жизнь есть порождение нашей мысли".

Духовное самосовершенствование предполагает строжайшую дисциплину мышления. Наши мысли не "скакуны", несущиеся в бешеном галопе. Человек должен контролировать свое сознание и нести нравственную ответственность за его состояние.

8). Правильное сосредоточение. Огромное внимание обращается в буддизме на технику сосредоточенного созерцания - медитацию. Цель медитации - успокоение духа через переживание мистического единства данного человеческого существа с Космосом.

4) Как Вы понимаете данное суждение: "И не было, и не будет, и теперь нет человека, который достоин только порицаний или только похвалы" (Будда).

Самоуверенное суждение, ибо мудрый человек не выставляет себя на свет, поэтому блестит; он не говорит о себе, поэтому он славен; он не прославляет себя, поэтому он заслужен; он не возвышает себя, поэтому он является старшим среди других. (Лао-Цзы.)

Задание № 4.

Составить таблицу некоторых важных понятий фил ософии Древнего Китая. Поясните

"путь человека", то есть нравственное поведение и основанный на морали социальный порядок.

основное качество, обеспечивающее наилучший способ существования каждого отдельного существа или вещи.

гуманность, человечность, человеколюбие

выражающая идею универсальной дуализированное мира и конкретизирующаяся в неограниченном ряду оппозиций: темное и светлое, пассивное и активное

человек участвует в течении жизни как равный земле и небу.

выражает идею упорядочивающего начала, свойства, присущего всем вещам.

выражающая два оценочно расходящихся смысловых ряда: 1) разумность, ум, интеллект, мудрость; 2) изобретательность, хитроумие, стратагема.

"служить родителям согласно правилам ли, похоронить их по правилам ли и приносить им жертвы по правилам ли".

высшая божественная сила, распорядительница человеческих судеб, ниспосылающая на землю награды и кары.

обозначающая универсальную классификационную схему, согласно которой все основные параметры мироздания - пространственно-временные и двигательно-эволюционные - имеют пятичленную структуру.

Действие происходит внезапно и, как правило, достигает цели самым коротким путем, так как опирается на восприятие здесь и сейчас.

идею фундаментальной, континуальной, динамической, пространственно-временной, духовно-материальной и витально-энергетической субстанции, которая лежит в основе устроения Вселенной, где всё существует благодаря её видоизменениям и движению.

Цзюнь-цзы

"гуманный человек"

Задание № 5.

Составить таблицу некоторых важных понятий философии Древней Индии

Философский смысл (определение).

незнание или "исходная омрачённость сознания", являющаяся корневой причиной "неподлинного восприятия мира" и противодействующая "постижению сущности бытия"

вечная, неизменная духовная сущность.

понятие, обозначающее надличностный, индифферентный абсолют, "душу мира", первооснову всех вещей и феноменов

в трех основных эмоциональных состояних -- радости, страдании и безразличии, коим на онтологическом срезе соответствуют начала "освещения", "активности" и "препятствия".

духовное, вечное живое существо, душа.

совокупность установленных норм и правил, соблюдение которых необходимо для поддержания космического порядка.

обряд, действие, деяние

"измерение", "обитель" или "уровень бытия".

особая сила (шакти), или энергия, которая одновременно скрывает истинную природу мира и обеспечивает многообразие его проявлений

освобождение чувств

обозначающее высшую цель всех живых существ и играющее важнейшую роль в буддизме

Пракрити

означающее изначальную природу, материальную первопричину Вселенной.

существо, из тела которого была создана Вселенная

круговорот рождения и смерти в мирах, ограниченных кармой, одно из основных понятий в индийской философии: душа, тонущая в "океане сансары", стремится к освобождению (мокше) и избавлению от результатов своих прошлых действий (кармы), которые являются частью "сети сансары".

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Становление, развитие и преемственность течений философии Древней Индии и определение специфики восточной философии. Ведический период и его основные группы. Характеристика основных школ древнеиндийской философии: веданта, буддизм, санкхья, локаята.

    контрольная работа , добавлен 06.01.2011

    Древнеиндийские религиозные тексты – веды. Основные идеи ведийского мировоззрения (брахман, атман, сансара, дхарма, карма, мокша). Комплекс идей буддизма. Четыре "благородные истины" философии буддизма. Школы йога и санкхья. Заповеди философии Будды.

    реферат , добавлен 04.01.2012

    Основные направления и школы древнеиндийской философии. Идея непостоянства элементов или "теория зависимого происхождения". Положение буддийской доктрины. Школы и направления древнекитайской философии. Противоречия между школами Восточной философии.

    курсовая работа , добавлен 17.11.2011

    Особенности направлений древнеиндийской философии: брахманизм; философия эпического периода; неортодоксальные и ортодоксальные школы. Школы и направления древнекитайской философии: конфуцианство; даосизм; моизм; легизм; школа сторонников Инь и Ян.

    контрольная работа , добавлен 19.11.2010

    Особенности возникновения и развития философии в Древнем Китае. Основные этапы развития философской мысли. Представление о мире и человеке в конфуцианстве и даосизме. Социокультурные истоки индийской философии. Основные положения буддизма, джайнизма.

    контрольная работа , добавлен 03.12.2008

    Особенности деления философского знания на разделы. Роль индийской фиософии в развитии мировой культуры. Синтез западноевропейской и индийской философии. Социокультурные истоки и этапы развития индийской философии. Основные положения буддизма, джайнизма.

    реферат , добавлен 11.10.2011

    Философия как особый тип мировоззрения и структура общественного сознания. История индийской философской мысли. Школы Древнеиндийской философии. История возникновения и нравственный идеал буддизма. Значение даосизма в развитии философии Древнего Китая.

    реферат , добавлен 07.02.2010

    Социальная структура общества в Древней Индии. Особенности общения между кастами. Ведическая литература как источник информации о развитии древнеиндийской философской мысли. Характеристика школ индийской философии (ортодоксальных и неортодоксальных).

    презентация , добавлен 28.09.2015

    Предпосылки возникновения древневосточной философской мысли. Направления древнеиндийской философии: ведическая культура, ортодоксальные и неортодоксальные школы. Учения древнекитайской философии: конфуцианство, даосизм, моизм, легизм, школа имен.

    контрольная работа , добавлен 06.05.2011

    Метаморфозы во внешнем положении и социальном значении философии. История философии. Классические философские системы. Изучение древнеиндийской философии. Сущность китайского учения. Философские традиции индии, Китая и мира ислама. Учение середины.

Основные характеристики философского знания. Его структура.

Согласно большинству мыслителей, для того чтобы нечто считалось знанием, это нечто должно удовлетворять трем критериям:

· быть подтверждаемым,

· быть истинным

· и заслуживающим доверия.

Однако, как иллюстрируют примеры проблемы Гетье, этого недостаточно. Предложен ряд альтернатив, включая доводы Роберта Нозика в пользу требования «прослеживания истины» и дополнительное требование Саймона Блэкберна, что мы не будем утверждать, что каждый, кто удовлетворяет любому из этих критериев «через неисправность, изъян, ошибку» обладает знанием.

Философское знание имеет определенную структуру:
- философская онтология, или учение о бытии ; рассматривает вопросы о существующем. Главный вопрос онтологии: что существует подлинно, а существование чего является видимостью, иллюзией. Онтология стремится создать определенную картину мира, которая не только позволяла бы составить представление о мире в целом, но и выявила бы его скрытую сущность,

его глубинные причины.

- гносеология, или философское учение о познании ; рассматривает особенности процесса познания человеком внешнего мира. Она отвечает на вопросы: Как человек познает окружающий мир? Каковы этапы или ступени познания? Что такое истина в познании? На каких путях она достижима? И др. Философия давно обнаружила, что познание есть сложный процесс. Истина не открывается человеку без усилий с его стороны. На пути познания приходится преодолевать множество трудностей и препятствий. Возникают сомнения также принципиального характера: а способен ли человек вообще познать мир, при этом ничего в нем не искажая и не прибавляя от себя? Философы по-разному отвечали на этот вопрос. Одни разделяли настроения гносеологического оптимизма, другие - гносеологического скепсиса и пессимизма. Одни выражали веру в способность человеческого разума познать сущность вещей, другие сомневались в этой способности.

- философская антропология, или философское учение о человеке; раздел философского знания, специально занятый осмыслением человека. Антропологию как философскую дисциплину следует отличать от антропологии как частной, прежде всего культурологической, науки. В мировой литературе под культурной антропологией чаще всего понимают изучение быта, традиций, обычаев, способов мышления, особенностей культуры различных народов. Философская антропология отличается от всех других наук, изучающих человека, прежде всего широтой подхода. Философию интересует человек не как представитель отдельного племени, народа, культуры, а человек вообще.



- социальная философия; раздел философского знания, изучающий наиболее общие характеристики общественной жизни. Предпосылкой социальной философии является признание того факта, что общество есть особое образование, отличное от природы. Следовательно, общественная жизнь подчиняется собственным закономерностям, отличающимся от закономерностей природы

- философия истории; изучает вопросы, связанные со смыслом и целью общественной истории, с ее движущими причинами. Куда идет история и почему она вообще осуществима? - таков главный вопрос философии истории. Философия истории тесно связана с социальной философией, но переносит основной акцент на моменты изменения и развития общества

- этика, или философское учение о морали и нравственности, о добре и зле; учение о нравственности. Главная тема размышлений этической теории - добро и зло. Она осмысливает вопросы о природе зла, о свободе воли человека, о добродетелях (качества человека, оцениваемые положительно) и пороках, о счастье, справедливости, об общественном благе. В ее задачи входит также уяснение природы морали и нравственности, их происхождения и функций

- эстетика, или философское учение о красоте, о прекрасном и безобразном, о смысле и предназначении искусства; учение о красоте (прекрасном). Главный предмет размышлений эстетики прекрасное и безобразное. В число эстетических категорий входят также возвышенное и низменное, комическое, трагическое, драматическое и др. Эстетика осмысливает проявления эстетического в жизни и в искусстве. Она тесно связана с философией искусства и искусствознанием.

- история философии. рассматривает историческое развитие философии. Она изучает философское творчество мыслителей прошлого, а также современных авторов, выделяет эпохи в развитии философии, анализирует связь философских концепций с культурой и особенностями общества. В задачу истории философии входит также сопоставление различных учений, выявление в них того, что может представлять ценность для современности и будущего.

История философии является фундаментальной основой для развития всех отраслей философского знания.


Мировоззрение как социально-культурный феномен

В повседневной жизни каждый человек так или иначе задумывается над вопросами о смысле своего присутствия в мире, об устройстве мироздания, осуществляет свой жизненный выбор, определяет ориентиры своего отношения к другим людям, обществу и миру в целом. Все эти и другие вопросы решаются каждым новым поколением людей в конкретно-исторических условиях. Результатом такого решения является установление жизненно значимых факторов (норм нравственности, интересов, знаний, материальных и духовных ценностей и т. д.), выступающих основой поведения и деятельности человека, его отношения к людям, миру, себе самому. Человек понимает себя, людей, мир, свое место, в жизни исходя из своего выбора. Система же взглядов, знаний человека о себе, о мире, об отношении к нему и месте в нем составляет основумировоззрения.

Мировоззрение включает в свою структуру знания, убеждения, ценности, идеалы и другие компоненты. Комплекс таких представлений необходим индивиду для организации его деятельности, поведения, общения, для самоутверждения, определения линии жизни и стратегии поведения.
Знания – это совокупность достоверных сведений о природных явлениях, жизни общества, самом человеке и др. Благодаря наличию в мировоззрении знаний оно может выступать в качестве своеобразной знаковой модели мира, включающей представления об устройстве общества, об отношении человека к нему, а также программы собственного поведения.
Убеждения представляют собой сформированные или формирующиеся на основе знаний потребности человека мыслить и действовать в соответствии с избранными жизненными ориентирами или ценностями. Убеждения выступают в качестве индивидуального средства регуляции отношений в обществе и поведения человека, но также служат специфическим компасом в достижении им жизненных целей.
Ценность
– это понятие, которое характеризует объекты и процессы, их свойства (включая идеи, знания), являющиеся жизненно важными (в положительном, отрицательном и нейтральном значениях) для человека. Ценности определяют правила и образ жизни человека в обществе. Активная роль ценностей проявляется в форме правовых, политических, религиозных, моральных и других убеждений и принципов.
Высшей ценностью, интегрирующей и регулирующей проявления других ценностей, являются идеалы.
Идеал – мысленно конструируемое, более совершенное в сравнении с настоящим, должное состояние реальности, к которому надлежит стремиться.
Важной чертой мировоззрения является сравнительная характеристика явлений мира, истолкование его происхождения и изменчивости. Все это говорит о наличии в мировоззрении элементов миропонимания, в основе которого лежит способность логического, рационального мышления.

Отношение человека к миру, событиям, людям, самому себе, понимание своего места и роли в связях реальности, осмысление происходящих изменений всегда эмоционально окрашены и определенным образом переживаются. Поэтому мировоззрение всегда формируется, развивается и проявляется в жизни каждого человека в связи с его мироощущением и мировосприятием.

Таким образом, мировоззрение выполняет следующие функции:

1) упорядочивает, систематизирует отдельные знания о природе, обществе, человеке с целью создания обобщенной картины действительности;

2) формирует ценностные ориентации и нормативные образцы поведения и деятельности человека;

3) аккумулирует достижения культуры и транслирует их в форме идеалов, смысложизненных установок, индивидуальных и общественных интересов в систему социальных отношений;

4) активизирует, регулирует и направляет познавательную и практическую деятельность людей в соответствии с их убеждениями, идеалами, нормами морали;

5) «включает» человека в мир природы и жизнь общества как их составную часть и побуждает его действовать в соответствии с их законами и т. д.


УДК 1:316 Иткулова Лэйсян Ахметовна

кандидат философских наук, доцент,

и. о. заведующего кафедрой этики, культурологии

и связей с общественностью

Башкирского государственного университета

МИРОВОЗЗРЕНИЕ

КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

Аннотация:

В статье исследуется сущность мировоззрения, которое рассматривается как многогранный социокультурный феномен. Мировоззрение как воззрение на космический универсум оказывается вовлеченным в ту или иную форму познавательной деятель-ности. Анализируется та часть мировоззрения, которая имеет отношение к универсуму, в котором постепенно формируется непознанное, трансцендентное. Специфика мировоззрения как социокуль-турного феномена проявляется в системности и обобщенности воззрений, мировоззренческих знаний, а также в аксиологическом отношении к миру.

Ключевые слова:

сущность мировоззрения, социокультурный феномен, космический универсум, мир, знание, норма, ценность, культура.

Itkulova Leysyan Akhmetovna

PhD in Philosophy, Assistant Professor, Acting Head of Ethics, Cultural Studies and Public Relations Department, Bashkir State University

WORLDVIEW AS A SOCIOCULTURAL

The article studies the essence of the worldview, which is regarded as a multi-faceted sociocultural phenomenon. The worldview as a conception of cosmic universe is involved in one or another form of cognitive activity. The article examines the part of the worldview that is associated with the universe, in which the unknown, the transcendental is gradually formed. The specificity of the worldview as a sociocultural phenomenon manifests itself in the systematic and generalized views, philosophical knowledge, as well as axiological attitude to the world.

essence of worldview, socio-cultural phenomenon, cosmic universe, the world, knowledge, norm, value, culture.

Неопределенность и размытость понятия «мировоззрение», а также теоретическая и практическая значимость феномена мировоззрения для современного философского знания ясно демонстрируют актуальность заявленной темы исследования. Сущность мировоззрения может быть исследована как достаточно сложный и многогранный социокультурный феномен. Для этого необходимо подвергнуть детальному исследованию особенности становления и развития мировоззрения и уточнить ту роль, которую оно играет в культуре.

Так, о мировоззрении разных народов можно судить по их легендам и преданиям. Но легенды, мифы и сказания связаны с неопределенностью содержания понятий «воззрение» и «мир». В первом приближении «мировоззрение» есть «воззрение на все существующее», на сам космический универсум, который существует. В то же время, как уже было отмечено выше, «мировоззрение» является размытым по своему содержанию понятием. И здесь непроясненным моментом является само понятие «существование». В.Н. Финогентов полагает, что существующим следует считать то, что «заявило о своем существовании», что вовлечено в ту или иную форму познавательной или преобразовательной деятельности человека (человечества) . Таким образом, вопрос о мировоззрении является не только теоретическим, но и практическим.

Мировоззрение в некотором смысле является статичным, нединамичным образованием. Например, эпические сказания «Урал-батыр» и «Акбузат» являются уникальными памятниками нематериального наследия башкирского народа, в которых не только мифологические, но и общекультурные мотивы занимают достаточно важное место. В них сюжеты, связанные с антропо-морфизацией предметов и явлений мира, переплетаются с космогоническими воззрениями. А это, в свою очередь, влияет на способ объяснения природных явлений. В эпосе практически ничего не говорится о самом акте творения, но зато поставлена проблема «первоосновы» мира, что и есть некое постоянное, статичное начало. Если далее предположить, что сам «универсум» бесконечен в количественном и качественном отношении, то человеческому роду, вероятно, оказывается известной лишь конечная часть универсума.

Мировоззрение имеет онтологические основания, в качестве одного из которых выступает гипотеза о той или иной форме конечности универсума. Кроме того, онтологическим основанием мировоззрения выступает предположение, что сам универсум повсюду таков, каким он является в известной своей части. Любая мировоззренческая форма охватывает только конечную часть универсума. Другая, «бесконечная» часть универсума нам совершенно неизвестна и вполне может характеризоваться самим мировоззрением только в негативном ключе. Это такая часть мировоззрения, которая имеет отношение к универсуму, в котором постепенно формируется непо-

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2015, № 21)

знанное, трансцендентное. В.Н. Финогентов пишет: «Разумеется, субъект мировоззрения второго класса не отрицает возможности дальнейшего расширения сферы познанного. Однако это расширение, в сущности, ничего не меняет: сфера познанного остается здесь всегда конечной, а сфера неизвестного - всегда бесконечной» . Мировоззрение как социокультурный феномен исходит из идеи признания бесконечности многоликого «универсума». Эта мысль порождает, в свою очередь, так называемый онтологический плюрализм, согласно которому существует «множественность» и многообразие универсума.

Специфика мировоззрения как сложного образования проявляется в том, что оно не совпадает со всем объемом знания, которым располагает человеческий род. «Мировоззренческое знание» можно охарактеризовать как «эмоционально присвоенное», оценочное знание, отражающее потребности и интересы человека. «На основе такого «эмоционально присвоенного знания» складываются убеждения и принципы - наиболее устойчивые компоненты мировоззрения, определяющие жизненную позицию личности и ее поступки» .

Мировоззрение не следует отождествлять с содержательным аспектом понятия «мир». Мировоззрение в общем и целом не совпадает с понятием «Вселенная». Человек зачастую склоняется к «жизневоззрению», к воззрению на человека . Анализ понятия «воззрение» также является достаточно нелегким процессом. Это понятие связано с корнем слова «зрение», а следовательно, с процессуальностью самого «видения», выявлением лучших человеческих качеств. Мировоззрение, видимо, есть некая концептуально выраженная «система наиболее общих взглядов человека на мир и на отношение человека к миру» . Таким образом, основной вопрос мировоззрения сводится к взаимоотношению человека и космоса. Содержание мировоззрения, которое пронизывает собой все остальные феномены культуры, выражается средствами искусства, морали, религии, науки, экономики, права.

В мировоззрении присутствует наглядность и образность, но в то же время оно отличается систематическим взглядом человека на мир, причем мы вполне можем вести речь о системе предельных «обобщенных взглядов» на мир и место человека в мире. Такое «обобщение» является показателем духовной зрелости личности, народа, социальной группы, общества в целом.

Итак, мировоззрение предполагает операцию обобщения. Но обобщение всегда заключает в себе нечто более сложное, чем просто «взгляд» на вещи. Определение мировоззрения как социокультурного явления не исчерпывается его пониманием как системы взглядов человека на сам мир. Прежде всего, как нам думается, необходимо зафиксировать сам статус мировоззрения в духовной жизни человека и общества. Кроме того, следует обратить внимание на структуру мировоззрения, в котором зафиксированы навыки человека, составляющие грань его культурного бытия. В мировоззрении усиливается значение и роль нравственной культуры человека, возрастает его моральная ответственность и духовная зрелость. Мировоззрение в связи с этим может рассматриваться как социально-культурная и моральная ценность, которая оказывается способной стать определенной нормой социальной реальности. Как пишет В. Кувакин, «именно мировоззрение прежде всего и главным образом определяет характер практического поведения личности, ее нравственного, политического, гражданского, эстетического, познавательного и всякого иного выбора и оценки» . Это дает основание считать мировоззрение важным способом духовно-практического освоения человеком мира. Мировоззрение выражается, таким образом, не только в «воззрениях», но и в присущей только ему познавательной деятельности человека.

Мировоззрение как социокультурный феномен выступает в качестве фундаментального уровня нравственного, духовного бытия человека, а следовательно, важнейшим элементом, точнее, предпосылкой социокультурной жизни. Мировоззрение по отношению к иным формам человеческого бытия выполняет главенствующую роль (в том числе и в отношении к другим социокультурным и духовным феноменам). К этим другим формам духовного бытия относятся самые разные явления культурной жизни. К ним принадлежат фольклор, художественные образы, правовые и моральные нормы, политические и экономические учения . Носителем отраженных в духовной культуре мировоззренческих ценностей является народ как «метафизическая субстанция». Для каждого народа характерна самобытная культурная интерпретация мира посредством самобытных мировоззренческих символов.

Итак, мировоззрение есть некая решающая инстанция, ядро духовной и моральной жизни человека и общества. Мировоззрение - это своеобразная матрица, которая задает основные направления развития нравственной жизни человеческого рода. Мировоззрение как социокультурный феномен постепенно выстраивает вдоль своих «силовых линий» все многообразие форм духовной культуры и в этом смысле выражает духовное единство человечества. Это наблюдение является надежным основанием для представления мировоззрения как предпосылки решения собственно мировоззренческих проблем. Мало кто будет оспаривать фундаментальную роль мировоззрения в моральной жизни общества. Кроме того, мировоззрение имеет и внутренний аспект своего становления. Но все же возникает вопрос о том, а какие проблемы бытия и познания являются собственно мировоззренческими?

Мы полагаем, что специфика мировоззрения заключается в том, что оно представляет собой некую квинтэссенцию культуры. Само мировоззрение зачастую оказывается в неявном, свернутом виде. С формально-логической точки зрения мировоззрение направлено на выявление инвариантных характеристик изучаемых объектов. При этом данные характеристики работают при условии их существования, существенности и значимости. Поэтому, на наш взгляд, мировоззрение определяется через мировоззренческие же проблемы. Мы, конечно, не можем определенно указать на эти проблемы, выявить их эвристическую ценность. В мировоззренческий «тематический» комплекс включаются вопросы о происхождении человека и его месте в мире, о познавательных возможностях человека, о проблеме смысла жизни, о производственной, «природоохранной и человекоохранной деятельности» (А.Н. Чанышев). Все эти вопросы так или иначе касаются субъекта мировоззрения - человека, созидающего уникальный образ мира.

В структуре мировоззрения главная роль принадлежит мировоззренческим проблемам. Но анализ духовной культуры позволяет отнести мировоззрение к исторической эпохе, в которой господствуют мифологическое и религиозное мировоззрение. Мировоззрение лишь тогда является обоснованным и неоспоримым, когда эпоха оказывается подходящей для достижения духовного единства человечества. Когда новые поколения начинают приобщаться к доминирующему мировоззрению, то вскоре рождается время, которое, можно сказать, выступает в своем собственном единстве. «Обратной и в некотором смысле негативной стороной духовного единства сообщества, неизбежным следствием абсолютного доминирования в нем определенного мировоззрения являются излишняя консервативность, застойность жизни такого сообщества, его предрасположенность к авторитаризму и тоталитаризму» .

Стабильная в мировоззренческом плане эпоха продолжается именно до тех пор, пока само сообщество не столкнется с достаточно серьезными «вызовами» современности. При этом сами «вызовы» имеют различную природу. Это могут быть мировоззренческие поиски, которые актуальны в современную эпоху культурной жизни. Эпоха мировоззренческих поисков соотносится с тем обстоятельством, что для философии «органоном» является фундаментальная для человека духовная способность, разум. В этом плане необходимо внимательно относиться к уже выработанным человеческим родом типам мировоззрения. Новый тип мировоззрения может быть создан через творческий синтез «жизнеспособных» элементов предшествующих систем.

Современная нам эпоха стремится уделить огромное внимание мировоззренческим поискам, даже самым неожиданным, поскольку именно они представляют собой зародыш искомого мировоззрения. Стратегия мировоззренческих поисков выстраивается на базисе общечеловеческих ценностей, на принципе уважения различных мировоззренческих конструкций, на осторожном обращении с современными попытками дать ответы на вечные вопросы, которые выдвигаются перед всем человеческим родом. Таким образом, содержание мировоззрения как социокультурного феномена раскрывается в представлениях об истине, добре и красоте, определяющих смыслы человеческой деятельности.

1. См.: Финогентов В.Н. Религиозный ренессанс или философия гуманизма? Мировоззренческий выбор современной культуры. М., 2009.

2. См.: Там же. С. 27.

3. Иткулова Л.А. Мировоззрение как интегральное образование: сущность и структура // Вестник Башкирского университета. 2010. Т. 15, № 1. С. 164-167.

4. См.: Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. Избранное. М., 1993.

5. Иткулова Л.А. Указ. соч. С. 164.

6. Кувакин В. Твой рай и ад: человечность и бесчеловечность человека (философия, психология и стиль мышления гуманизма). СПб. ; М., 1998.

7. См.: Финогентов В.Н. Указ. соч. С. 30.

8. См.: Там же. С. 32-33.


Самое обсуждаемое
Викторина по басням Крылова Викторина по басням Крылова
Программа полевой практики Полевая практика по естествознанию готовый дневник Программа полевой практики Полевая практика по естествознанию готовый дневник
Цианобактерии по способу питания являются Цианобактерии по способу питания являются


top