Что такое целостность и как ее достичь. Целостность человека как принцип структурирования его качеств Человеческая целостность

Что такое целостность и как ее достичь. Целостность человека как принцип структурирования его качеств Человеческая целостность

| Мимоходом |

Именно так в большинстве случаев поступает человек, который умеет анализировать, видеть разные пути решения, способен делать выбор и реализовать его. Основа – действия не должны противоречить разуму или сознанию.

Есть еще другой вариант, когда человек действует по принципу стимул-реакция или воспроизводит совсем не разумные поступки, когда он говорит об одном, думает о другом, хочет третье, а делает четвертое. Это поступок не разумного человека. Но мы сейчас не об этом.

А как действует целостный человек?

Чтобы понять, на что опирается целостный человек, необходимо сначала разобраться – кто такой целостный человек.

Вот как описывает целостного человека Александр Мень:

«Цельный, единый человек - это человек, у которого воля, мысли и поступки находятся в гармоничном соответствии. Если этого не достигать и к этому не стремиться, то потеряют красоту, вкус, ценность и смысл очень многие вещи, наши личные отношения: любовь, семейные отношения, отношения на работе, отношения с друзьями. Мы должны будем всё время находиться в расколе с самими собой. Одно будет на языке, другое на уме, третье на сердце...

Вы скажете: «Как этого достигнуть?» Нужно, чтобы вся цепь действовала. «Цепь» в каком смысле? Как бы ни был совершенен аппарат, если где-то будет отключено «электричество», то ничего не будет действовать: цепь разомкнётся. Если у вас прекрасные, гуманные идеи в голове, но это в волю не идёт и воля, в свою очередь, не управляет поступками, то это всё равно что обесточенная машина. Без электричества самая совершенная машина будет стоять как металлолом» .

Можно сказать, что целостный человек – это такой человек, который совершает действия непротиворечивые ни для сердца, ни для ума, ни для тела, в отличие от разумного, для которого важно, чтобы действия не противоречили в первую очередь его разуму.

Для наглядности воспользуемся восточной аллегорией о повозке, лошади, кучере и господине. Где повозка олицетворяет наше тело, лошадь – наши эмоции, а кучер – наш разум или сознание.

Представьте себе, что Вам, как господину, вдруг захотелось в кругосветное путешествие.

Первый вариант – вы разумный человек.

Лошадь от радости заржала в нетерпении от приключения. Вы поручаете кучеру (разуму) исполнить свое желание.

Что делает кучер? Он объявляет себя главным и начинает убеждать господина, то есть вас, что это задание выполнить практически невозможно. И приводит массу доводов в пользу того, почему это сделать нельзя: «Что за глупые мечты к тебе пришли! Где ты столько денег возьмешь? У тебя вон на даче дел невпроворот, а ты о кругосветном путешествии мечтаешь! Хватит ерундой заниматься, подумай о хлебе насущном, а не о своих глупых мечтаниях». В итоге кучер везет господина туда, куда считает правильным. Что остается делать господину? Подчиниться и периодически ворчать, высказывая свое недовольство. Так по жизни все и происходит – разум решает, что нужно делать, а счастья человеку нету. А почему? Да потому что разуму лениво напрячься на выполнение желания господина, он же считает себя главным.

Второй вариант – вы целостный человек.

Все тоже самое – лошадь в радости от предстоящего приключения и вы, как господин, поручаете кучеру исполнить свое желание. Диктуете свое условие: обеспечить комфортное и безопасное путешествие, чтобы и лошадь не загнать и повозка чтобы выдержала. Кучер (разум) в данной ситуации всего лишь исполнитель вашего решения.

А вот как сделать это эффективно, не противоречиво и по правилам социума – это уже задача кучера (разума или развитого сознания).

Другими словами, у разумного человека разум – хозяин, он же делает выбор, дает оценку и принимает решения. А у целостного разум – слуга, а делает выбор, дает оценку и принимает решение сущность.

Жизнь разумного человека идет от «правильно», «положено», «принято», «должен». А у целостного человека – от «хочу», от импульса.

Но здесь есть очень важный момент, который необходимо понять, что «хочу» не потому, что так правильно хотеть, так положено хотеть или так должен хотеть каждый, «хочу» - это сущностное желание человека, которое может быть и не правильным с точки зрения социума. Сущность хочет не потому, что так положено, не потому, что так правильно хотеть, не потому, что кто-то сказал, что так должно быть и т.п. Сущность – она чувствует и знает, что если ее желание исполнится, то у человека в целом появится энергия.

Все ли наши желания мы можем исполнить? Если мы являемся человеком разумным, то не все, если же являемся целостным – то все. Потому что сущности не так-то много и надо, в основном все наши желания личностные, наведенные.

Если наш разум не в состоянии выполнить наше желание, то первое, что нам необходимо сделать, это разобраться с тем, что находится в нашем сознании:

  • какие ограничения мешают исполнить задуманное;
  • какие убеждения закрывают дверь к притоку энергии.

И разобраться с тем, чего нам не хватает:

  • каких знаний не хватает, чтобы получить желаемое;
  • каких навыков и т.п.

Давайте посмотрим, как это выглядит практически.

Предположим, нас не устраивает наша работа, она не в радость, совершенно не дает нам энергии, а только забирает ее. И мы решили сменить работу. Но мы прекрасно понимаем, что у нас нет гарантии, что новая работа нас будет устраивать. Поэтому первое, что мы делаем – работаем со своим сознанием.

  1. Выясняем, что нас конкретно не устраивает на старой работе (составьте список).
  2. Составляем список того, что устраивало.
  3. Следующий список того, что нам хотелось бы.

Составляя список того, что нам хотелось, мы обязательно натолкнемся на ограничения, почему мы не можем выбрать ту работу, которая нас устраивает.

Далее разуму под нашим руководством необходимо поработать с этими ограничениями (как показывает практика, лучше всего это делать с тренером или наставником, так как разум будет сопротивляться и доказывать, что эти ограничения разумны).

Следующий этап – определяем, какие необходимо получить знания и освоить навыки. И снова напоминаем своему разуму, что он не хозяин, а слуга, который должен удовлетворить «хочу» наиболее эффективно и качественно.

На первый взгляд работа кажется не сложной, но вспомните, сколько ваших «хочу» так и не реализовалось. Сколько доводов привел ваш разум, почему нельзя исполнить то или другое «хочу». Начиная такую работу, вы и можете определить – разумный вы человек или целостный.

Подобным образом можно проработать любое желание. У вас есть желание, чтобы вам жилось легко и радостно? Остановитесь на минутку, прислушайтесь к своему разуму. Что он сейчас говорит? Вы готовы ему подчиниться, чтобы оставить все, как есть, или готовы выйти в другое состояние?

История для понимания:

Один человек спрашивает у другого:

- Вы умеете играть на трубе?

- Нет, не умею.

- А вы пробовали?

- Нет.

- Откуда тогда вы знаете, что не умеете?

Дело в том, что когда мы делаем что-то из сущностного состояния, наша энергия вырастает, все складывается наилучшим образом для нас, мы попадаем в нужные ситуации, в нужное место, находятся нужные люди и задача разума – все это отследить и использовать. Иногда такое состояние называют «попасть в поток».

Как только мы уходим из сущностного состояния, из своей цельности, энергия начинает падать, возникают всевозможные препятствия, которые разум не в состоянии преодолеть.

Если мы не ощущаем энергии, это говорит о том, что разум взял управление над человеком в свои руки и блокирует это течение энергии установками и ограничениями, которыми руководствуется.

Если мы хотим, чтобы наша энергия не блокировалась, то нам необходимо понять и усвоить, что основное предназначение сознания или разума – это выяснить, что необходимо сделать, чтобы можно было реализовать тотальное «хочу» по социальным законам, не ущемляя других, эффективно и качественно. Не блокировать энергию запретами и объяснениями, почему нельзя, а искать пути реализации этого «хочу».

Чем шире наше сознание, тем больше путей реализации мы можем найти, чем уже сознание – тем меньше.

Но у каждого есть выбор – оставаться разумным человеком или учиться быть целостным. И что бы вы ни выбрали, это будет правильным для вас.

Так кем вы себя считаете – разумным человеком или целостным?

С уважением, Татьяна Ушакова.

Приглашаю Вас на авторский курс с обратной связью от ведущего «Развитие осознанного внимания », способный изменить Вашу жизнь. Курс проходит дистанционно. Информация о курсе и отзывы можно посмотреть по ссылке

Вы можете отправить предварительную заявку на адрес [email protected] с названием курса в заголовке письма, задать интересующие Вас вопросы.

Так же Вы можете оставить заявку на дистанционный курс «Хозяин своего настроения », где мы подробно разберем и отработаем алгоритм управления настроением.

Курс стартует по мере набора группы. Информация о курсе и отзывы по ссылке http://o-vni3.blogspot.com/2011/09/blog-post.html . Отправляйте предварительные заявки на адрес [email protected] с названием курса в заголовке письма.

//////////////////////////////////////////////////////////////////////

другие статьи автора в группе:
Самопознание
  • Самосовершенствование. Исправлять то, что создал Создатель или научиться пользоваться тем, что дано?
  • Я не знаю, что хочу или куда исчезают наши личные желания
  • Ведомый или ведущий? Или что для нас важно: высказаться или услышать?
  • «Я не могу с ним найти общего языка» или как выйти на диалог
  • Три мотива, по которым мы обращаемся к специалистам, Учителям и Мастерам
  • Власть оценок или природа чувства собственной значимости и важности - 2
  • Власть оценок или природа чувства собственной важности - 1
  • Жизнь ради целей и жизнь без цели. Совместить несовместимое - 2
  • Жизнь ради целей и жизнь без цели. Совместить несовместимое - 1

Самопознание

Преподаватели всегда проверяют уникальность сдаваемых работ. Вы можете использовать эту работу для подготовки своего проекта или закажите уникальную .

Доработать

Проблема целостности человека многогранна. В методологическом отношении - это перекидной мост между пониманием системно-интегративной (субстанциальной) сущности человека и более детальными характеристиками элементно-компонентного содержания его основных качеств.

Интересна методологическая переориентация в последние десятилетия с анализа факторов становления личности, ее статусно-ролевых позиций в обществе на концепции интегративного характера. Много внимания уделяется изучению структуры социальных явлений, в частности структуры человека. Это, безусловно, отражение реальных процессов глобализации современной социальной жизни. Со всеми их противоречиями.. Н. Луман писал, что «мировое общество» конституируется из возможностей контактов между людьми, которые доходят до всемирных переплетений, включая их в регуляцию интеракций. Автор теории структурации Э. Гидденс определяет глобализацию как интенсификацию всемирных социальных отношений, выделяя следующие измерения: мировая система национальных государств, мировая капиталистическая экономика, мировой военный порядок, международное разделение труда, глобальное воздействие современных средств коммуникации информационного общества, образование совокупных ресурсов знания. С позиций социологии человека особенно важны мысли А. Филиппова, анализирующего проблемы теоретической социологии. Он ставит вопрос: «До какой степени знание о глобальных взаимозависимостях (отрицать которые вряд ли кто взялся бы) действительно входит в повседневное проектирование поведения человеком, чей горизонт познаний нередко весьма узок»? И это касается не только каждого рядового человека, но правящей элиты, студентов-социологов и даже преподавателей социологии. Как совместить проблему новой глобальной культуры и международную некомпетентность людей?

Многое ли изменилось с того времени, когда Диоген среди белого дня ходил с фонарем, крича: «Ищу человека»? И сегодня этот поиск продолжается. Мы постоянно сталкиваемся с интеллектуальной, мировоззренческой незрелостью, кризисом профессионализма. Серийные маньяки, насильники, убийцы, не снижающаяся преступность, рост самоубийств (и что особенно страшно - среди молодежи), неустроенность жизни людей, вынужденных покидать родину, либо ютящихся на прежних местах проживания, постоянно испытывая страх за сохранение жизни (что характерно не только для Чечни), терроризм и бандитизм, продажа людей в рабство, физическое закабаление, проституция, изощренные виды духовного угнетения, сектантского экстремизма. Наряду с высотами материальной и духовной культуры, которых достигло современное человечество, мы наблюдаем массовые факты моральной и физической деградации многих людей.

И что же наука говорит о человеке? Помогает ли она человеку быть, жить благополучно?

Конечно, без упорядочивания знаний о человеке трудно надеяться на успешный выход из хаоса внутренних и внешних противоречий, в которые сегодня погружены люди.

Структурирование социальных явлений, в частности качеств человека - абстрактный конструкт, не что-то отличное от непрерывного процесса взаимодействия людей, но скорее удобное его отображение в какой-то один момент. Это инструмент, путь преодоления разорванности и даже противопоставления микро- и макросоциологических подходов к объяснению человека.

Попытку преодоления этого противоречия предпринимает Маргарет Арчер в работе «Реализм и морфогенез», рассматривая эмерджентность (возможность нового), а также концепцию морфогенетических и морфостатических процессов структурного развития как способ пройти между Сциллой индивидуализма и Харибдой холизма. Ссылаясь на трансформационную модель социального действия Р. Бхаскара, родственную теорию структурации Э. Гидденса, она вводит понятия «морфогенез» и «морфостазис» как очень близкие к понятиям «трансформация» и «воспроизводство»: все четыре понятия означают процессы, во время которых нечто, что существовало «до», обретает свое «после». Поэтому о социальной структуре уже нельзя говорить, что ее создают люди, выступающие в роли агентов, а скорее мы должны сказать, что они воспроизводят или трансформируют ее.

То есть структурация (морфостатика) всегда сопровождается реструктурированием (морфогенезом). И это происходит через исторически обусловленные действия людей. Как пишет М. Арчер, «сирены призывают не делать разделений» и анализирует возможность понять целостность и структуры, и деятельности.

Для определения того, что же является ведущим - целостность, общность родовых качеств или индивидуальность, необходим ясный критерий исторчески значимых событий.

Известно положение о совпадении исторически определенных форм деятельности людей с процессом их формирования как индивидов. «Какова жизнедеятельность индивидов, таковы они и сами», т. е. вычленяются сущностные основы формирования личности: с одной стороны, характеристики, относящиеся к участию индивида в общественном жизненном процессе в качестве активного деятеля, с другой стороны - особенности самоосуществления и саморазвития человека, выступающего как результат общественного развития.

Раньше уже приходилось говорить, что основным компонентом любой социальной системы всегда выступает человек как социальное существо, как носитель системного качества. Только будучи включенным в определенную общественную систему, человек обретает свою социальную сущность. Однако сама по себе социальная сущность, целостность человека различны в разные исторические эпохи. Было время, когда категория «человек» распространялась не на всех людей. Так, римское право приравнивало раба к животному или вещи. В период средневековья крепостные крестьяне не считались полноценными людьми. Местные жители завоеванных европейцами колоний также объявлялись неполноценными существами. Расистские теории оправдывали чудовищное глумление, даже истребление людей иного цвета кожи.

По церковным догмам женщине отказывали в праве считаться «душой», быть человеком.

Рудименты подобных оценок человека существуют и в современную эпоху. Это разного рода националистические, шовинистические настроения. Чего стоят выступления неонацистов, протесты против глобализации, организуемые молодежью в Западной Европе!

Можно выделить три основных исторических этапа диалектики целостности, коллективистских черт человека и его индивидуальности, обособленности.

Первый этап - это первобытное общество, где господствуют отношения личной зависимости. Производительность труда крайне низкая. Человек внешне целостный, внутренне исключительно бедный. Он все умеет делать, но его многосторонность чрезвычайно примитивна. И если говорить об основном качестве подобной целостности, то ее можно обозначить как безличностный, примитивный коллективизм.

На втором этапе, связанном с индустриализацией, образуется система всеобщего общественного обмена, универсальных отношений, всесторонних потребностей и универсальных потенций человека. Здесь и необходимость всестороннего, целостного развития человека в связи с частыми открытиями в науке и технике, но в то же время и односторонность, ограниченность, «флюсообразность» труда и жизни людей. Личная независимость, обретаемая человеком при капитализме, основана на «вещной» материальной зависимости. Односторонность развития личности углубляется разделением труда, эксплуатацией. Велик контраст между возникшими политическими свободами и экономическим рабством. Хотя именно на этом этапе формируется материальный базис свободного целостного человека, возникают предпосылки превращения «экономического человека» в универсальный индивид. И все же личностный индивидуализм превалирует, что выливается и в крайнюю индивидуализацию всего образа жизни людей, и в различного рода индивидуалистические социальные концепции типа ницшеанства.

Наконец, третий этап становления целостного человека связан с переходом к постиндустриальному, информационному обществу. Предвидя подобных ход истории, К. Маркс писал, что для этого этапа будет характерна «свободная индивидуальность, основанная на универсальном развитии индивидов и на превращении их коллективной, общественной производительности в их общественное достояние».; Личностный коллективизм - таково качество целостного человека сегодня возникающего общества. И оно закрепляется в целостном мире, хотя и пребывающем в настоящее время в хаосе вопиющих противоречий.

На новом витке интернационализации взаимозависимости стран громадные деньги (по некоторым данным более 1 трлн. долл.) ежесуточно перетекают из страны в страну. Товары, люди, информация, идеи перемещаются с континента на континент с невиданной ранее быстротой и новыми действующими лицами. Это прежде всего транснациональные корпорации (ТНК), международные финансовые конгломераты, неправительственные организации. Огромную роль, до сих пор не вполне осознанную в определении поведения и взглядов людей, государств, социумов, начинают играть СМИ, особенно электронные.

Глобализация - это благо или зло? Вот что говорит Алексей Васильев - директор Института Африки РАН. Неолиберальная идеология с ее стандартным набором лозунгов о преимуществах свободы, прежде всего свободы рыночных отношений, за последнее десятилетие привела к тому, что в 80-ти странах валовый внутренний продукт (ВВП) на душу населения упал, что сопровождается неисчислимыми социальными последствиями - нищетой, болезнями, сокращением продолжительности жизни, увеличением числа безграмотных. Более 50% африканцев живут в условиях абсолютной бедности, а их средняя продолжительность жизни сократилась до уровня 60-х гг. Можно ли рассуждать о демократии и равенстве, когда совокупное состояние 200 богатейших людей планеты более чем удвоилось за последние пять лет и превышает 1 трлн. долл., а три самых богатых человека в мире владеют активами, равными годовому доходу 600 млн. человек, проживающих в Африке и не только там.

По подсчетам авторов ООН-овского доклада по развитию человека, с 1980-1999 гг. ТНК контролируют около 40% мировых средств производства, прежде всего высокотехнологичных, капиталоемких и наукоемких, и 75% мирового рынка товаров и услуг.

Это свидетельствует о том, что реализация третьей ступени становления целостного человека как отражения целостности социума весьма проблематична, хотя и не безнадежна. Казалось бы, на базе Интернета возможно формирование не только любой идентичности, но и учет специфики традиций народов, культуры. Появились и новые явления: на место «экономического человека» заступает «кибермен», забываются задачи общества, развертываются информационные войны, исчезает единое пространство безопасности, процветает дезинформация. Ряд стран обеспокоен деградацией своей культуры, и не в последнюю очередь Россия, которая противится проникновению американизма, западного образа жизни. Культура не может быть товаром. Вводится понятие «рыночное исключение». Речь идет о высокой культуре, музеях, музыке и пр. Чрезмерная индивидуализация общественной жизни требует особых усилий от каждого человека, а главное осмысления этих противоречий и поиска путей их преодоления.

Глобализация, связанная с информационно-компьютерной революцией, вроде бы обеспечивающая целостность человека, в то же время несет и драматические ограничения его существования. Уже не говоря о том, что компьютер способствует личностной разобщенности людей, разрыву их непосредственных связей, замене живого общения виртуальным. Врачи предупреждают: увлечение Интернетом приводит к болезни, излечить которую труднее, чем алкоголизм, наркоманию. В последние годы выяснилось, что аддикция (патологическое влечение к чему-либо) может быть следствием зависимости от Интернета, компьютерных игр. Заболевание «компьютерный запой» выражается в утрате интереса к внешнему миру, к друзьям, к общению с родителями, к учебе, в раздражительности, вспыльчивости, в головной боли, в неадекватности поведения, в разочаровании в любви, дружбе, вплоть до попыток самоубийства.

Конечно, общение через Интернет для многих благо, но нужно чувствовать грань, когда благо превращается в опасность для жизни.

Врач-психиатр, член Всероссийской профессиональной психотерапевтической лиги В. Бурова свидетельствует, что в России интернет-зависимость по ряду объективных обстоятельств (бедность, дороговизна использования Интернета, просто недостаточная обеспеченность компьютерами) не приобрела характера эпидемии. У нас, по ее подсчетам, «зависимым» является 1% всех пользователей сетью. А в США интернет-аддикты составляют примерно 5% пользователей Интернета. Счет идет уже на сотни тыс. человек.

Целостность личности в этих случаях «замыкается» лишь на каком-то компоненте ее структурных качеств. Рвутся связи по-существу со всеми уровнями социальной характеристики человека, с окружающим миром, с близкими людьми. Внутренний дискомфорт, если человека изолируют от компьютера, приводит к болезненным состояниям, к раздвоению личности, к психическим патологиям. В любом случае подобные отклонения исторически обусловлены и они возвращают нас к поиску человека, человека целостного.

Целостность изначально была заложена уже в человеке первобытного общества в таком его исходном системном качестве, как социальность. И здесь целесообразно обратиться к антропологической концепции Марселя Мосса о «тройственности человека», о единстве его биологических, психологических и социальных черт.; Изучаем ли мы частные факты или общие, в сущности мы имеем дело с целостным человеком. Он обосновывает необходимость изучения «тотального» или целостного человека, представляющего собой подлинный предмет всех гуманитарных наук. Понятие тотальности представляет собой, во-первых, полноту всех свойств объекта, во-вторых, единство, интегрированость этих свойств.

Мы уже говорили о необходимости интеграции различных наук о человеке с целью создания синтетического человековедения. Темы рассмотрения человеческого духа и социальной Среды должны идти рука об руку. М. Мосс, в отличие от социологизма Э. Дюркгейма, стремится объединить науки о человеке на стыке социологии, психологии и биологии. Мы пытались, следуя этой традиции, построить социальную структуру человека.; М. Мосс, описывая обряды австралийских аборигенов, выражение их скорби, говорит, что это не только психологические и физиологические явления, но прежде всего социокультурные. Человек часто выражает скорбь не потому, что он ее чувствует, не спонтанно, а как нечто общепринятое, обязательное. В работе «Физическое воздействие на индивида коллективно внушенной мысли о смерти» он приводит факты наступления смерти не просто в результате физических причин, но потому, что индивиды «знают или верят (что то же самое)», что скоро умрут. Истоки этих индивидуальных представлений, считает М. Мосс, в религиозно-мистических верованиях.

Показательна судьба великого Томмазо Кампанеллы,; который тридцать лет провел более чем в пятидесяти тюрьмах Италии, подвергался жесточайшим пыткам, но не утратил способности к борьбе за свободу родины, за научную истину - защиту открытий Галилея, за светлое будущее человечества, создав знаменитый труд «Город солнца». Освобождению из тюрьмы помогли его терапевтически-астрологические действия. Он опроверг предсказания хиромантов, астрологов, магов о скорой кончине папы Урбана VIII, в смерти которого были заинтересованы многие. Т. Кампанелла сообщил о возможности опровергнуть гороскопы, в которых сообщалось о дурном влиянии звезд, и написал сочинение «Как избежать судьбы, предсказанной звездами». Папа Урбан VIII, как и клялся Кампанелла, в сентябре 1628 г. не умер. Кампанелла был освобожден и получил возможность опубликовать свои труды.

Принцип «целостности» сегодня трактуется как нечто новое для человекознания. Это работы В. Т. Пуляева, М.; Я.; Боброва и др.; Абстракции такого рода безусловно необходимы. Действительно, невозможно понять ни одно из проявлений жизнедеятельности человека, если не представлять его судьбу в целом. Постоянно возникает другой вопрос: как понимать «целостность», какое исторически-конкретное наполнение это качество имеет. Одно дело целостность индивида примитивного общества, хотя уже на этом этапе открываются потенциально возможные, необходимые тенденции вочеловечивания человека: трудовая, общностно-коммуникативная, познавательно-ценностная деятельность.

И совсем иное - целостность, универсализм человека эпохи информационно-компьютерной революции. И сегодня на первом плане оказывается, если пользоваться терминологией Алвина Тоффлера, идея модульного человека.

Человек все чаще перемещается, меняет место жительства, профессии, рвутся связи с дальними друзьями. В результате формируется, якобы, свободная личность. Вместо того, чтобы видеть, чувствовать человека полностью, мы вникаем только в «модуль» его некоторых качеств (какой он врач, продавец, парикмахер и пр.). В отличие от личности в целом «модули» могут быть взаимозаменяемыми.

Но прибавляет ли это счастья человеку, способствует ли установлению истинно человеческих отношений дружбы, любви?

Противоречие между тотальностью и фрагментарностью человеческих отношений связано с тем, что наши взаимодействия ограничены. Мы несем ответственность за безопасность связей, за соблюдение общепринятых форм поведения и коммуникации, за соблюдение меры, черты дозволенности. Однако объективно диалектика фрагментарности, свободы и необходимости глобальных связей, сохранения общечеловеческих ценностей зависит от ряда обстоятельств. В урбанистическом обществе уменьшается продолжительность человеческих отношений, резко возрастает географическая мобильность, количество переселенцев. Во многих американских пригородах существует служба «Добро пожаловать». Так называемые интеграторы знакомят вновь прибывших с главными магазинами, учреждениями. Но такие отношения, как правило, носят кратковременный, поверхностный характер.

Мобильность оказывает серьезное влияние и на учителей, и на учеников. У преподавателей исчезает чувство удовлетворения от наблюдения за развитием детей. Снижается привязанность к школе и у учителей, и у детей. По образному выражению А. Тоффлера, среди детей-кочевников существует определенная тенденция избегать участия в общественной жизни школы - спорте, кружках, клубах. Найти друзей, которые бы тебя понимали, разделяли твои склонности, становится все труднее «в обществе, которое корчится в муках самых стремительных перемен за всю историю человека», в условиях углубления специализации. Интересы человека меняются хаотично, часто даже независимо от различия социальных слоев, воспитания.

Возникают новые требования и возможности для адаптации человека к современной среде. Образование, воспитание требуют нового измерения. Человек сам должен научиться учиться, переучиваться, отучиваться от прежних навыков, знаний.

А. Тоффлер ссылается на мысли Герберта Герджой из Организации изучения Человеческих Ресурсов: «Новое образование должно научить человека классифицировать и переквалифицировать информацию, оценивать ее, изменять категории при необходимости движения от конкретного к абстрактному и обратно, рассматривать проблему с новой позиции: как научить самого себя. Неграмотным человеком будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился учиться». Эта оценка содержит очень важный посыл, возвращающий нас к новому прочтению проблемы целостности человека, ее конкретно исторической детерминации.

Сегодня, пожалуй, нет недостатка в попытках уточнения понятия целостности. И нельзя не согласиться с пониманием целостности, предложенным В. Т. Пуляевым. Говоря о некоем едином однородном качестве, которое связывает людей между собой определенными общественными связями, он пишет: «Очевидно это качество связано с человеком - живым, реальным, конкретным. Оно (это качество) находится на стороне природного и социального, на стороне бытия человека и его сознания, на стороне материального и духовного, на стороне объективного и субъективного, на стороне общественного и индивидуального. Это - субъектная (личностная) сущность человека».

При перечне этих характеристик, действительно, именно субъектно-личностнные качества человека выдвигаются на первый план. Но при вычленении ведущего системно-интегративного свойства необходим конкретно-исторический подход.

Представляется не бесспорным мнение В.; Т.; Пуляева, который делает акцент на биосоциальной природе человека и вслед за В. И. Вернадским подчеркивает, что существование человека есть функция биосферы , человек прежде всего тело, а потом уже мысль и действие. Это верно лишь при анализе перехода от биосферы к качественно отличной от нее социосфере - процесса, который мало исследован. Следствием являются неутихающие дискуссии между натуралистами и реалистами. Конечно, природа человека, особенно если иметь в виду ее генезис, биосоциальна, конечно, недопустимо противопоставление, абсолютизация природно-биологического и социального, и все же все природное в человеке приобретает принципиально новые свойства в результате включения его в социум. Поэтому, говоря о биосоциальной природе человека, мы вынуждены подчеркивать решающее значение социального в этом единстве. И когда В. Т. Пуляев ратует за необходимость разработки новой парадигмы развития и общества, и человека, то наиболее адекватной представляется социосферно-антропологическая концепция понимания целостности человека. В определенной степени прав В. Т. Пуляев, считая, что социологический подход решительно вытеснил антропологическую проблематику. Социология человека просто еще не сформировалась как зрелая наука (впрочем, это касается и социологии в целом), но и антропологический подход к пониманию сущности человека как метод прежде всего сравнительный пока недостаточно эффективно используется в социологии. Вспомним слова Ф. Энгельса, что незрелому состоянию общественных отношений соответствуют и незрелые теории. Очевидно, именно этап созревания поистине человеческого социума и требует более убедительной и практически ценной теории. Один из примеров критики современной социологии мы находим у Рэндалла Коллинза. Нападки на социологию он связывает с тем, что до сих пор не получены достоверные результаты и обобщения в виде законов, что способствовало бы избавлению общества и человека от социальных болезней, о чем речь шла в начале статьи. Детерминистские законы, по его мнению, не существуют. Все зависит от ситуационных толкований, человеческой субъективности. Исторический релятивизм и критика научных методов сводят на нет научный характер социологии.

Думается, что прогресс в понимании сущности человека есть. Социальная антропология, культурная антропология, исследования и специальные кафедры, курсы существуют во многих вузах (например, Санкт-Петербургский университет, МГУ им. М. В. Ломоносова и мн. др.).

Попытка объединить, синтезировать различные свойства человека в единой социальной структуре были предприняты автором и в предыдущей статье.

С переходом от биосферы к социосфере по мере развития человеческого общества природное и социальное действительно превратились в некий новый сплав, целостность; которого; можно; постичь; лишь; через; социаль-ное, социально-психологическое, социально-биологическое, социально-генетическое. Биология, психология, нейрофизиология, гены, здоровье - это условия, опосредования, хотя абсолютно необходимые, но существующие как данности индивида, требующие специального анализа с точки зрения целостности человека, его интегративно-сущностных социальных свойств, его восприятия окружающего мира. Основное силовое поле напряжения: человек и общество. Биологические свойства, конституция тела могут оказаться не главными в жизнетворчестве индивидов.

Многие люди с физическими недостатками обладают огромной силой воли, сами куют свое счастье.; Мир восхищается творениями безруких художников и музыкантов. Они создают свои шедевры с помощью губ, зубов, необычайно гибких пальцев стоп. Несколько примеров. Григорий Журавлев (1858-1916) - талантливый живописец Самарской земли, рожденный без рук и ног, писал свои работы, держа кисть зубами.

Мало кто знает, что у истоков отечественного кино стоял калека Николай Васильевич Кобелков. Он родился в 1851 г. в Сибири практически без ног и без рук, если не считать короткой культи, торчавшей из правого плеча. Окружающие прозвали его Кляксой.

Однако Клякса проявил завидную жизненную силу. Культей, едва достигавшей в длину 20 см, Кобелков научился писать и в 17 лет стал бухгалтером. Затем его пригласили в Петербургский цирк. На арене он культей вдевал нитку в иголку, развязывал узлы, открывал замки, заряжал пистолет и выстрелом гасил свечу... Его принимали на ура в Швеции, Норвегии, Германии, Австрии, Италии, Америке.

Саксонский король Альберт I познакомил Кобелкова с дочерью своего придворного. Молодые люди понравились друг другу и поженились. Во время свадебной церемонии новобрачная подошла к алтарю с избранником на руках, а потом поставила его на подушку рядом с собой. Обручальное кольцо жених надел на палец невесты зубами, а его кольцо она положила в кожаный мешочек, висевший на шее суженого.

Брак был счастливым: супруги родили одиннадцать детей.

Примеров такого рода можно привести очень много. Важно подчеркнуть, что не тело само по себе, а включенность человека в мир культуры создает целостность человека, его личность.

Односторонность, отъединенность взрываются процессом социокультурной интеграции. Я - единственный и неповторимый, моя страна, моя нация, мой клан, тайп, мой любимый неповторимый ландшафт, мои друзья - все это величайшие жизненные ценности. Но мы не выживем без согласия с другими, во многом нам подобными, без солидарности с близкими и дальними людьми. Только культурная доминанта, осмысленное целерациональное действие, интеллигентность, высокий уровень нравственной, эстетической жизни, поиск Истины, Добра, Красоты нас спасут. Нужно научиться слушать, понимать других, сочувствовать, сопереживать им.

Подходов к пониманию целостности человека много. Интересны работы алтайского ученого М. Я. Бобкова, хотя не со всеми его выводами можно согласиться. В работах «Гомология» (1996 г.), а затем в исправленной и дополненной монографии «Гомология как наука о материальной и духовной жизни человека в третьем тысячелетии» автор предлагает оригинальную концепцию системы законов материальной и духовной жизни человека, а науку об этой системе, вводя новое понятие, называет гомологией, пытаясь осуществить синтез социологии и философии в стратегическом направлении создания единой, наиболее целостной концепции человека.

Однако в большинстве работ по человековедению на первый план выдвигаются производительные, жизненные силы человека, его потребности, взаимодействие с природным комплексом, с планетой, космосом. Социально-антропологическое содержание бытия человека остается в тени. Вот одно из показательных суждений М. Я. Бобкова: «Заметим, что в социологии, как и в философии структура человека сводится к телу, организму и сознанию, а вместе с тем сам человек не признается социальным существом». Или другое определение М. Я. Бобкова: «Заметим, что в социологии, как и в философии, структура человека сводится к телу, организму и сознанию, а вместе с тем и человек не признается социальным существом».; И далее: «Человек есть такое живое существо, структурными и относительно простыми элементами которого являются организмы, средства труда и предмет труда».;

Нужно ли говорить, что социальная сущность представителя Homo Sapiens при таком определении человека оказывается за бортом или по крайней мере на втором плане. «Из первичных элементов их взаимодействия складываются вторичные элементы, из единства которых образуется общая социальная структура человека».;

Конечно, позиции М. Я. Бобкова заслуживают более детального обсуждения. Цель и объем данной статьи не позволяют это сделать.

Но обращение к работам М. Я. Бобкова помогает нам еще раз подчеркнуть значение такого казалось бы абстрактного понятия, как «целостность». К разряду понятий метатеоретического уровня, без учета которых нельзя понять ни социальную структуру, ни содержание основных свойств человека, относятся также характеристика универсализма, всесторонности (термин, который в последнее десятилетие подвергался остракизму), специализации, гармонии, дисгармонии, индивидуальности (отданной на откуп психологии). Но это темы для специального анализа.

В итоге скажем, что целостность - это компенсаторно-адаптивный механизм преодоления противостояния всеобщности родовых качеств человека и его индивидуальности, уникальности, преодоление отчужденности - даже не в смысле враждебного противостояния миру людей, вещей, процессу и результатам жизнедеятельности и пр., а в связи с естественной отдельностью существования каждого человека. Парадокс этот, очевидно, не разрешим. Он заключается в возможности и невозможности быть одному, любить, растворяться в другом человеке и в то же время принадлежать себе, сохранять свое Я. Любовь - это высшее выражение целостности человека, его единство со всем миром, с людьми, с самим собой.

Творчество - одна из форм деятельности необходимая для формирования целостной структуры человека. Такие виды творческой деятельности как флористика, помогают расширить кругозор, научиться нестандартно и креативно мыслить, тем самым повысить свой культурный и образовательный уровень. Освоить данное направление декоративно-прикладного искусства вам помогут специализированные курсы флористики Похожие работы

Вопрос можно услышать от людей, которые хотят стать лучше, самореализоваться, жить счастливо.

Целостная личность. Описание

И такой особой может назвать себя тот, кто твёрдо уверен в себе, знает, чего хочет, и принимает вокруг себя всё таким, какое оно есть, и не пытается сопротивляться судьбе. Человек уважает выбор каждого, и свой в том числе. О такой личности можно сказать, что она смотрит на вещи реальным взглядом и делает соответствующие выводы, даже если они противоречат внешнему давлению. Это человек, у которого гармоничен с внешним. Уверенность в себе и душевный покой сопровождают его в жизни.

Материальный и духовный потоки находятся в балансе между собой. Когда личность целостна, её ведёт свой внутренний компас-истина. Человек является частью Вселенной, ощущает единство с миром. Происходит наполнение его жизненной энергией. К миру он проявляется интерес, реализовываются таланты и активируются Личность наполняется жизненной энергией благодаря энергетическим каналам.

Образование

Целостное образование личности происходит благодаря тому, что приходит ясное осознание всего происходящего. Каждый урок вносит в жизнь человека что-то необходимое для развития. Еще эта особа позволяет пережить себе любые эмоции и принимает все, и даже тёмные стороны своего характера, с уверенностью в том, что это всё её чему-то научит. Такие люди умеют наслаждаться каждым моментом в жизни, ощущают внутреннюю свободу, так как смотрят на мир с позиции Бога. И можно сказать с твёрдой уверенностью, что у этих личностей отсутствует волнение и переживание.

Для них открываются возможности для постоянного развития, познания всего нового, и сама жизнь становится большим приключением. Человек излучает во внешний мир такую энергию, как радость, тепло и свет. Ему хочется всем этим делиться с окружающим обществом.

Когда начинается формирование?

Формирование целостной личности происходит только тогда, когда человек задумывается о том, что его что-то в жизни не устраивает. Также это происходит, если внутренний голос ему подсказывает, что он идёт не по тому пути. Возможно, человек даже и не подозревает, что дело в целостности и что следует обратить внимание на свой внутренний мир.

Зачастую такая персона принимает во внимание не все составляющие своей сущности, в основном лишь внешность, характер или физическую форму. При этом она забывает о том, что человек - это совокупность психических, энергетических и физических процессов.

Защитные механизмы

Прежде всего целостная личность рассматривается с позиции такой науки, как психология. Здесь сама особа является главным объектом для изучения в этой области. Личность рассматривается с социальной стороны, её поведение в обществе, наличие индивидуальных свойств и качеств характера. Она формируется при определённых убеждениях и принципах, осознанных самим человеком. Целостная психология личности подразумевает под собой некую защитную реакцию. Таких механизмов несколько в природе, и срабатывают они тогда, когда человеку что-либо угрожает. К защитной реакции можно отнести некоторые свойства личности, такие как:

  • замещение, когда поступившая агрессия от кого-то на личность от неё переходит автоматически на другого человека;
  • вытеснение - особа запрещает себе воспринимать те мысли и чувства, от которых были страдания, забывая или не зная о том, что всё это остаётся в подсознании, что не есть хорошо для неё самой;
  • проекция - когда один навязывает другому или нескольким людям свои нерациональные мысли, таким образом перекладывая на других свои недостатки или изъяны.

Человек лично избирает и придерживается их. Благодаря целостности он обретает психологическую устойчивость на высоком уровне тогда, когда стоит выбор между достижением целей и предлагаемых ценностей. Не каждому дано обладать таким статусом, как целостная личность. Всё зависит от особенностей воспитания, от отношений в семье, где человек вырос, от взаимодействия с окружением и от его влияния. Целостной личностью не рождаются. Формирование ее зависит от взаимодействия и влияния внешнего окружения.

Силовая модель развития

Личность может развиваться по двум моделям: силовой и модели внутренней гармонии. В первом случае убеждения жесткие, и отстаиваются они в открытом конфликте. Причём «сдавать свои позиции» особа не собирается. В итоге личность ломается целиком, чего не скажешь о модели гармонии. Где присутствуют не только убеждения, но и мораль, духовные ценности. Человек готов принести в жертву своим убеждениям себя и свою жизнь.

Модель силовую можно отнести в большей степени к мужчине. Ему непросто принять внешние законы и требования с контролем. Хотя главное для него - согласиться с ними. После того как это произойдёт, мужчина следит за всем этим сам. Он пришёл к этому.

Модель внутренней гармонии

Целостная личность, находящаяся в модели поддерживается и внутренней гибкостью. То есть когда человек благополучно принимает среду такой, какая она есть, а она - его.

Присутствие гармонии внутри можно обозначить как отсутствие конфликта между внутренними частями личности, а также только позитивное мировосприятие. Человек осознаёт и принимает, что понимание окружающих и себя должно быть в первую очередь. Более того, он сам стремится к тому, чтобы замечать только сильные и позитивные стороны. Самообвинением такие люди не занимаются. Внутренняя гибкость помогает на какое-то время приспособиться к жестким требованиям внешней среды, позволяя использовать любую возможность для возврата к изначальному состоянию. Такая модель в основном характерна для представительниц прекрасного пола.

Нецелостная личность. Описание

Если человек не имеет целей, постоянно противоречит и всем, и себе, не умеет принимать решения или же перекладывает их на других, чтобы не нести за них ответственность, то такую личность вряд ли можно назвать целостной. Для этих людей не существует ориентира в жизни, их спутниками являются неуверенность в себе и заниженная самооценка. Последствия всего этого - постоянная смена личных убеждений и разочарование во всём.

Почему так происходит? Возможно, здесь свою роль сыграли воспитание или окружающий социум, которые внесли рамки ограничения. А может, и ситуации, причинившие боль и повлиявшие на непринятие человеком самого себя. Тогда чувствам ставится запрет, чтобы избежать страдания в будущем. Связь с душой теряется, и ответственность берёт на себя ум. Наверняка многие находились в ситуации, когда предательство, разочарование, стресс или сильное горе приводили к потере целостности.

Но не все, находясь в критических условиях, сохраняют свои качества целостной личности и остаются неизменными в отношении своих жизненных позиций. Всё зависит от темперамента и типа человека. Особе, которая не желает признавать свои таланты, хочет быть успешной, но для этого не делает никаких шагов, видит только недостатки в себе и в других, испытывает в большей степени ненависть к себе, чем любовь, не подходит определение "целостная личность". Целостный человек понимает своё предназначение. Он следует внутреннему руководству в той или иной ситуации.

Личность, которая не находится в целостности, не может видеть своё истинное состояние, ей тяжело это сделать. Для этого нужно заглянуть в душу, спросить себя о том, что нужно, чтобы целостное развитие личности пришло в его жизнь.

Восстановить связь с внутренним миром, открыться свету и всем позитивным энергиям. Нужно к этому стремиться и искренне этого хотеть. Когда человек налаживает контакт со своей душой, в жизнь его приходят нужные обстоятельства, светлые люди и возможности. Главное - всё это замечать и быть за всё благодарным. Обычно в жизнь приходит учитель, наставник, который подводит его к уровню осознанности.

Когда всё приходящее в жизнь принимается как то, что запланировалось душой, как некий опыт или игра, тогда и восстанавливается единство с миром. Прийти к полному возрождению целостности поможет чистка тонких тел, работа со всеми внутренними блоками. Высший источник энергии приведёт к гармонии все аспекты между собой с помощью мощных вибраций в единое целое. Также к этому состоянию можно прийти иначе.

Человек должен проявить себя в творчестве. Принятие ответственности за свою жизнь, доверие к миру и обращение внимания внутрь себя - это тоже поможет восстановить целостность человека. Готовность и желание ощущать это состояния должно присутствовать обязательно. Ничему и никому не противоречить. Всё должно происходить легко и непринуждённо. Достичь единства помогут медитации и правильное дыхание. После человек сам сможет свободно входить в общий поток с высшими энергиями. Вход в состояние целостности не имеет границ, происходит процесс объединения с Вселенной, природой и правильными энергиями.

Заключение

Только тогда, когда человек твёрдо знает и понимает, что ему для гармонии с собой и миром нужно развиваться, реализовывать себя в нужных аспектах для дальнейшей счастливой и светлой жизни, происходит становление целостной личности. Не спеша раскрывается его внутренний потенциал, о котором, возможно, и не знал он сам. Всё идёт к тому, что особа находит своё «я». По сути, развитие личности - становление и наполнение сил духовных и физических, подводящие ее к осознанию того, чтобы понять свою сущность и роль в природе.

В двухтомнике «Что такое мистик а?» я попытался показать внутреннее родство, общность и близость между человеческой духовностью и божественным присутствием, возможность и реальность мистического преодоления трансцендентного разрыва между Творцом и творением. Собственно, мистические феномены ярко демонстрируют заложенную в каждом из нас способность преодоления тварности, реальную возможность того, что греки называли Иещуйт, обожением, Богом в нас.

Отличительная особенность самой мистики в том и состоит, что здесь внешнее отступает на второй план, всё как бы вбирается внутрь, берется по существу, становится нерасторжимым единством, освобождается от природного и исторического, трансформируется в Божественное единство и цельность. Различие мистика и ученого состоит в том, что мистик видит единство там, где ученый усматривает разнообразие и разобщенность. Несколько утрируя, можно сказать, что переход от физики к мистике суть перевод внешнего мира во внутренний, трансформация мирового процесса в сокровенный и духовный. Рассудочность разрушает ажурный духовный мир, мистичность творит Бога внутри нас. Если хотите, царство Божие есть всё богатство жизни нашего духа, восхождение нашего духа к Божественному. Мистика - способ преображения человеческой природы, наведение мостов между земным и небесным, магистральный путь, ведущий от человека к Богу. Мистика как непосредственное ощущение и как восприятие божественного в собственной душе.

Мистика - связь человека с сокровенной сущностью творения, с «внутренним природы» (Гёте), с «тайным простором мира (Рильке), с тем его нуменозным началом, о котором глаголят мудрецы и поэты всех эпох. В ней и через нее проявляется присутствие Бога в человеке, неискоренимая вера в мою неуничтожимость и мое бессмертие.

Мистика - древняя духовная традиция, обеспечивающая непосредственное общение человека со сверхъестественным мировым началом, сношение с реальностью, выходящей за пределы чувств и силлогизмов.

Мистика - наука и искусство духовной жизни, способ нахождения Бога во всем и всего в Боге, глубинное взаимодействие между человеком и Богом, человеком и Космическим Сознанием, человеком и Вселенной, способность заглядывать в вечность, пребывание на высочайших вершинах человеческого духа. В книге «Многообразие религиозного опыта» У. Джемс пришел к выводу, что мистика - это напряженная душевная жизнь, обеспечивающая человеку непосредственное общение с Богом, интимное сознание божественного присутствия. Корни религиозной жизни уходят в недра мистических состояний сознания, которые, в свою очередь, принадлежат более к эмоциональной и интуитивной, нежели к интеллектуальной сфере.

Важнейшая сторона мистики - воззрение о космичности человека, о его связи с мировым целым: всё происходящее в человеке имеет мировое значение и отпечатывается на космическом целом. Мистика, имея отношение к связи личного и космического, давая единственно возможный доступ к абсолютной реальности, призвана занять достойное, подобающее ей место в человеческой культуре.
Мистика - духовная активность, связь с ценностями, которые больше нас, способность к концентрации на самом важном, проникновение в сокровенное. Мистика - сила духа человеческого, вера в то, что мы бесконечно сильней, чем думаем сами.
Мистика - углубленное, широкоугольное видение мира, соприкосновение с высшей и потому непривычной реальностью. Мистика - глубочайшее самоосвоение, духовный поиск, фундаментальная философия духа, оказывающая преобразующее влияние на сознание человека. Олдос Хаксли не случайно назвал ее «вечной философией». При всей древности своего происхождения, мистика сегодня становится новой парадигмой, радикально трансформирующей научное мировоззрение, видящей во Вселенной не механическую сверхмашину, но бесконечно сложную и богатую виртуальную реальность, пронизанную высшим космическим духом (Безусловным Сознанием, Мировым Умом).

Признавая или отрицая существование мистического чувства, «способности X», «психического эфира» и т. п., мы фактически признаем или отрицаем иные миры, иные силы, иные состояния сознания, способные к большей интенсивности и мощи, к чудотворению, к открытию идей и смыслов, лежащих по ту сторону обыденного бытия. Отрицать мистику - это отказываться от вдохновения, поэзии, провидения, любых поисков чудесного, вообще всего, находящегося вне голого рассудка. Даже многие рационалисты вынуждены признать существование измененных форм сознания, обеспечивающих экстатическое вдохновение пророков и поэтов, «шестое чувство» первопроходцев, обретение высших смыслов бытия.

Мистицизм - возвышение персонального сознания до уровня божественного, интенсивная духовная жизнь на более высоких уровнях бытия, выход за пределы индивидуального мира страстей и разделений в стремлении к первоистоку человеческого существования. Задача мистика - достижение Бытия, Вечной Жизни, единения с Единым, «возвращение в сердце Отцово». Иными словами, мистическая жизнь подразумевает высвобождение трансцендентального Я из глубин человеческой личности, захват поля сознания этим Я и «преобразование» или перестройку чувств, мыслей и воли - характера человека - вокруг нового центра жизни.

Можно говорить о жажде священного и о крипторелигиозности, то есть о присутствии Бога в глубине бессознательного, причем атеисты в этом отношении практически не отличаются от верую- щих, ибо религия, мистика, мифология, творчество так или иначе «скрыты» в каждом человеке, лежат «на дне» его сознания. В глубине своего существа любой человек, независимо от степени рационализации его сознания, хранит память (или забвение) о Боге, сакральном мире, иерофании. Коллективное бессознательное К. Г. Юнга - бездонное хранилище мифологической и религиозной памяти человечества, которая способна опускаться в пучину бессознательного, но не исчезать бесследно.

В отличие от религии, раз за разом скатывающейся к схоластике, мистика практически всегда выступала против догматизации бытия и доказательств существования Бога. Доказательства были ей попросту не нужны, поскольку по своему существу она представляла единение человека с бесконечным бытием, которое, кстати, провозглашали не только «просветленные», но и многие великие мыслители - Бруно, Спиноза, Шеллинг, Гегель. Хотя философия последних не называется мистической, по своей сути она близка к мистике.

Все мировые религии были вдохновлены мощными холотропными переживаниями провидцев, которые ввели и придали силу этим вероисповеданиям, а также божественными прозрениями пророков, мистиков и святых. И эти переживания, открывающие существование священных измерений действительности, служили источником жизненной силы всех религиозных движений.

Мистическое сознание, говоря сковами «Германской Теологии», и, есть «способность заглядывать в вечность», оно - тот «таинственный глаз души», которым Блаженный Августин узрел «никогда не изменяющийся свет». Мистическое сознание - это сверхсознание, слитое воедино с подсознанием. «Бог говорит с человеком в подсознании» - означает: озарение, гениальность, пророческий дар, ясновидение, телепатия являются «продуктами» бессознательного сверхсознательного как эквивалентов трансцендентального восприятия, лежащего по ту сторону рассудочного мышления. Это то божественное ядро личности, которое называют синтерезисом, хранилищем человеческого бытия, искрой или основанием души, первоосновой, в которой пребывает Бог и откуда проистекает высшая духовная жизнь. Фактически мистика сводится к тому, что в недрах нашего «я» заключено более высокое знание, превосходящее всё, что «я» может получить из внешнего мира.

Мистика - это сокровенная психология, дисциплина о бесконечных возможностях человеческого сознания, способах его «расширения». Она дарит самые великие богатства, доступные человеку, - уникальные и ни с чем не сравнимые переживания, роскошь благоговения и просветления, чувство демиурга, творящего из пустоты. Мистика суть своеобразный «демонический» микроскоп-телескоп, который, будучи направлен внутрь сознания, сообщает нам, что именно там обнаруживается находящееся внутри отдаленной звезды или внутри атомного ядра.

Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик - В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык...
Как сказал Сен-Мартен, все мистики говорят на одном языке и происходят из одной страны. Реальное место и время мало значат в их жизни, мировоззрение созерцателей выпадает из всех реалий этого мира - конфессиональной принадлежности, историчности, социального статуса, расовых, национальных, культурных традиций. Мистические переживания Кришны, Будды, Христа, Франциска Ассизского практически ничем не отличаются от того, что современная трансперсональная психология именует «расширением сознания».

Колоссальные, почти мистические достижения науки не смогли поколебать извечной веры человека в то, что материальный мир - только надстройка над чем-то более глубоким, сверхъестественным, запредельным, и что с помощью неких таинств можно установить связь с истинным началом бытия.
Мистика - эволюционное движение от материального к духовному, движение, которое никому и никогда не удастся остановить. Но это движение не означает замену одного другим: «путь Марии не только включает в себя, но и совершенствует путь Марфы» (Г. Гессе). Собственно, главная идея творчества Германа Гессе повторяет путь христианских святых и буддийских бодхисаттв: достигнув высочайших духовных вершин, необходимо возвратиться в страдающий и грешный мир, дабы просветить его, помочь ему подняться к этим вершинам.

Человечество - это то, что постоянно создается. Пока человечество только сырой материал, полуфабрикат той космической цели, ради которого оно создано. Мистическое просветление - это вхождение человека в сферу божественного. Просветленные не только указывают человечеству путь, но и показывают пример, каким должен стать грядущим человек в процессе самораскрытия.

Мудрость человеческая, к которой человечество пришло еще на заре культуры и которую не усвоило по сей день, заключается в том, что душевный покой и душевное блаженство - результаты не наших стремлений в мире материи, но нашей работы в мире собственного духа. Достичь хотя бы частичной реализации нашего божественного потенциала можно лишь посредством умножения собственного душевного опыта, широты души. Лишь глубокое переживание личностью своей божественной природы, способность довольствоваться внутренней красотой, умение извлекать покой и блаженство из самого себя могут удовлетворить глубинные потребности человека.

Подобно тому, как «физика» необходима человеку для разбирательства в структуре материального мира, «мистика» является его водительницей в мире духа. Сталкиваясь с трудностями, злом и насилием материального мира, мы сохраняем возможность увидеть его с высот духа, с позиции космической перспективы, демонстрирующей нашу мышиную возню. Для этого не обязательно мистическое озарение - достаточен взгляд на мир с высокой горы или в ночное небо.

Мистика и призвана обеспечивать человеку такую космическую перспективу, давать знание Анатты, Пустоты, стоящей за всеми формами. По словам О. Хаксли, цель мистики - «очищение дверей восприятия», приносящее блаженство ошеломляющего подъема над мирской суетой.
В комментариях к тибетской «Книге Мертвых» К. Г. Юнг писал, что абсолютная власть разума сродни политическому абсолютизму - она уничтожает личность. Мистика дает человеку шанс сохранить себя, более того - дать информацию, недоступную разуму. Она способна раскрыть знание, традиционной логике недоступное. Есть веские основания полагать, что в основе любого знания лежат первичные переживания мистического характера.

Кстати, творцы новой физики, такие как Эйнштейн, Бом, Гейзенберг, Паули, Шредингер, Бор, Оппенгеймер, считали научные воззрения вполне совместимыми с мистическими и значительно больше доверяли интуиции и имагинативным способностям сознания, нежели логике. Вопреки широко распространенному в XIX веке позитивизму, Уильям Джемс, упреждая современное понимание проблемы, пришел к выводу, что наука не только никогда не вытеснит религию, но рано или поздно объяснит мистические явления и потребности человека. Илья Пригожин называл веру в рациональность и в безграничную предсказуемость теории «основополагающим мифом классической науки», от которого полностью отказалась наука современная. Филипп Франк в «философии науки» развеял миф о том, что научные теории могут быть логически выведены из опытных данных, и что истинность аксиом, положенных в основание теории, определяется не рассуждениями, а глубинными интуициями теоретика. П. Фейерабенд считает, что наука вообще не может управляться системой абсолютных принципов и, более того, ее производительная мощь всецело определяется смелостью и интуитивной решительностью подлинных творцов науки. Такие утверждения, как «Мир исключительно материален» или «Сознание есть продукт материи» являются метафизическими спекуляциями, не имеющими никакого отношения к реальности. Познание человека многоуровнево и многоаспектно и каждый раз оперирует с некими условностями, созданными конкретными людьми.

По словам Ницше, человек находит в вещах лишь то, что он сам вложил в них. Богоравенство человека означает нечто большее: в вещах изначально нет ничего иного, кроме того, что мы в них вложили... Мистика - те процессы в нашем сознании, с помощью которых мы «вкладываем» это нечто в вещи! Вдумайтесь в слова Иисуса Христа: «Плоть - ничто, слова, которые я говорю вам, - дух и жизнь». Разве вся человеческая духовность не следует этому направляющему принципу?

«Каким образом нам объяснить силу своей веры в то, что мы - существующие в мире физические тела, если наша глубочайшая природа действительно божественна и мы тождественны вселенскому творческому принципу? Какова природа этого фундаментального неведения касательно нашей истинной личности, этой таинственной пелены забвения, которую Алан Уотс называл «запрет на знание того, кто ты есть». Как возможно, что неисчерпаемая и вневременная духовная сущность фактически творит из себя и внутри себя виртуальное факсимиле материальной реальности, населенной живыми существами, переживающими себя отделенными как от своего истока, так и друг от друга? Почему актеры, играющие в мировой драме, заблуждаясь, верят в объективное существование своей иллюзорной реальности?».

Существует ли чудо? Если да, то в каком отношении находится оно с мировым порядком? Не является ли сам этот порядок свидетельством великого чуда? Если да, то ограничивается ли Творение единственным чудом? Если Бог в нас, то почему бы и нам не творить чудеса? Если мы действительно способны на это, то как влияет на нашу систему ценностей осознание нашей соизмеримости с Космическим Сознанием?

Как мы можем объяснить галлюцинации, видения, откровения, катарсис, экстаз, вспышки озарения, гениальные интуитивные прозрения величайших представителей человечества? «Невыразимые» и «экстатические» состояния, именуемые мистиками и психологами опытом расширения сознания, в действительности есть непосредственное восприятие иных миров, свидетельство присутствия в нас чего-то большего, чем мы сами.
Мистика - это отношение к сознанию человека как к Великому Бытию, проявляющему себя в бесконечном разнообразии и единстве форм и явлений, в виде бесчисленной вереницы созданий, живущих внутри каждого из нас, какой бы веры мы ни придерживались.

Высшая, главная и, по существу единственная, цель МИСТИКИ есть созерцание Бога и соединение с Богом. И не другого пути к достижению этой цели, кроме обретения Бога в себе!

«Существуют мистически одаренные люди, которым даны харизмы мистического мироощущения и миропонимания, независимо от достижения святости. Можно быть святым и не иметь мистической одаренности, и можно иметь мистическую одаренность и не быть святым». «Не только существуют мистически одаренные люди, но существует мистика, свойственная человеческой природе вообще, ибо человек есть существо духовное и он принадлежит не только этому миру, но и мирам иным».

Особенностью мистического опыта является переживание внешнего как внутреннего. Потому- то и говорят, что мистика есть вхождение в глубину мира, в которой нет разорванности и множественности, ничто не внешне одно для другого: «Вне меня нет ничего, всё во мне и со мною, всё в глубине меня. Я во всем и всё во мне». Мистический транс, в сущности, можно рассматривать как опыт богоприсутствия, мистическое познание есть не что иное, как самоуглубление, в процессе которого дух непосредственно созерцает изначальное существо мира.

Валентин Вейгель назвал это высшее познание «светом благодати» и орудием великого духа Вселенной: «Когда я с Божьей помощью боролся и сражался, тогда просиял в душе моей дивный свет, который был совершенно чужд дикой природе, и только в нем познал я, что такое Бог и человек, и какое Богу дело до человека». Джордано Бруно видел в высшем познании явление человеку мировой души, пребывающей во всех вещах, живящей и приобщающей их к мировому целому: «Универсальный разум есть самая внутренняя, самая деятельная и наиболее ей свойственная способность и потенциальная часть мировой души; он есть нечто тождественное, которое наполняет всё, и озаряет Вселенную, и учит природу производить роды ее существ, какими они должны быть».

Мистика - во многом отрешение от материального и тварного ради духовного и божественного. Не случайно М. Экхарт ставит отрешенность выше любви, а Василий Великий предостерегает братию от любви к индивидуальному и конкретному. Бесстрастие, безразличие - необходимое условие подвижнического пути и одновременно основополагающее мистическое требование. И следует отметить, что лишь немногие из подвижников и аскетов, такие как Франциск Ассизский или Серафим Саровский, научились совмещать отрешенность и глубокое мистическое созерцание с деятельной любовью и активной деятельностью. Впрочем, ныне все понимают, что обожение человека не есть угашение человечности. По словам Н. А. Бердяева, человек не погибает в Боге, а просветляется и преображается, становится окончательным бытием, освобождается от небытия. Истинно любить мир - не только освободиться от власти мира, но полюбить Божье творение, полюбить человека, и не только божественную его часть.

Мистика есть как бы второе рождение, рождение в духе - то, что Данте именовал Vita Nova, Новая Жизнь, восхождение от мира и человека к Богу, обратный переход от множественности материи к Божественной цельности и единству.

Мистика надконфессиональна: о возможности проявления в человеке божественных сил говорили языческие мистики, орфики, буддисты, суфии, Плотин, Иисус Христос, святой Симеон Новый Богослов, святой Иоанн Креста, М. Экхарт, А. Силезиус и Я. Бёме. Мистический дар всех этих людей, подобно гениальности, можно рассматривать как милость или дар Божий, как gratia gratis data, как дар, необходимый для продолжения Божьего творения, как реализацию самого Бога в человеке. Благодать, «иллюминатство» - это акт проявления Бога в нас, божественное озарение нашего сознания, происходящее подобно вспышке молнии, подобно озарению ума верой, как называл просветление святой Бонавентура.

Иакову, положившему в изголовье камень и взи-рающему на звездное небо над головой, в акте экстатического откровения привиделась лестница, соединяющая землю с небом - величайший символ единства той и другого.

Когда христианские теологи говорят, что человек спасется не через Христа, а во Христе, я интерпретирую это в том духе, что человек открывает в себе то божественное начало, которое Иисус ощущал как богосыновство, как собственную причастность к божественному процессу, как откровение новой духовной жизни, как Царство Божие в человеке. В отличие от научного опыта, передаваемого посредством логики, мистический невозможен без воли, без огромной внутренней работы, без персонального переживания, без ясного и непосредственного постижения Предельной Реальности, которая существует лишь для людей, познавших Любовь и Тщету... Мистический опыт часто необъясним - он дается как свобода, как благодать, как обретение Бога в себе...

По словам Иоанна Скота Эриугены, «важнейший и едва ли не единственный путь к познанию истины - сначала познать и возлюбить человеческую природу». А познать и возлюбить человеческую природу - это и означает: обрести Бога в себе, найти божественный смысл собственной жизни.

У каждого человека всегда есть выбор, и чем выше интеллектуальный уровень человека, тем больше вероятность того, что он не будет слепо следовать стандартам, общепринятым в обществе, а воспользуется своим разумом, для того чтобы определить свой единственно правильный путь развития.

Как не стать «раковой клеткой» и согласовать свое личностное развитие с интересами семьи, государства, планеты в целом? Ведь «счастье» - от слова «с – частью» Целого. Для того чтобы ответить на эти не простые...

Человек - напиток Бога - часть 2 - Размышления …бывают проповедники от Бога… …бывают от личной гордыни и самомнения… ...а также – от глупости людской безмерной… Истинными проповедниками назвал бы только первых, имеющих слышание гласа Божьего (если уже вы поворачиваете всё в религиозную тему, упоминая верования в своем вопросе) – Божья Работа… Остальных не назвал бы даже ложными, ибо они по своей внутренней (духовной) сути – абсолютное ничто… исключительно биологическое начало… без человеческих...

Человек последние несколько тысяч лет постоянно пытался осмыслить окружающий Космос. Создавались разные модели Вселенной и представления о месте человека в ней. Постепенно эти представления сформировались в так называемую научную теорию Вселенной.

Эта теория окончательно сложилась к середине ХХ века. Основой существующей сейчас теории Большого взрыва стала теория относительности Альберта Эйнштейна.

Все остальные теории реальности в принципе являются только частными случаями этой теории, и...

Человек соприкасается с движением Солнца и с Силой Времени каждую секунду своей жизни. Являясь микрокосмосом и, будучи прочно связанным тонкими энергиями с макрокосмосом, т.е. с ритмами Вселенной, каждую секунду наш организм осуществляет вполне определённые процессы, зависящие от фазы движения Солнца.

Вся эта система работает с огромной точностью. Мы в этой деятельности Солнца и Времени ничего не можем изменить, потому режим дня человека строго регламентирован.

Итак, начнем с самого начала...

Человек осмысленно заговорил всего 100 тысяч лет назад, доказал британский профессор Пол Мелларс на основе анализа древнейших орудий труда.

Все говорит о том, что именно в эту эпоху с человечеством произошли невероятные изменения, когда появился современный язык.

Прежде всего, появились сложные орудия труда, причем поражает их многообразие. Это следствие того, что мышление человека стало образным. «В начале эволюции человека ничего подобного не существовало, орудия труда и методы общения...

Человек - животное эгоистическое, но как же ему удается побороть природный индивидуализм и поступиться личными интересами ради общего блага? Вопрос этот на протяжении веков волновал философов. В середине ХХ века за его решение взялись представители точных наук.

Так, еще в 1960-е годы эколог Гаррет Хардин утверждал, что свободный доступ к общему ресурсу, к примеру - пастбищу, вскоре полностью уничтожает его, - каждый, кто пользуется ресурсом, стремится получить максимальную выгоду для себя, а...

Человек, похожий на В.И. Ленина, задержан в Москве, около мавзолея, по обвинению в оскорблении продавщицы церковного ларька Человек в костюме и кепке, похожий на Владимира Ильича Ленина, задержан в Москве, около мавзолея, по обвинению в оскорблении продавщицы церковного ларька, расположенного неподалеку от Красной площади.

Им оказался 53-летний артист Сергей Соловьев. Кроме пострадавшей нашелся еще один недовольный: торговец благовониями Николай Демидов позвонил в ОВД "Китай-город", чтобы...

Человек подсознательно мечтает о Настоящей любви - дружбе.

Очень хочется красиво дружить.
И еще он просто таки, требует к себе искреннего Уважения!

А как же иначе?
Он чувствует в себе великий Потенциал!!!

Просто тот глубоко скрыт. Спит пока.
Очень глубоко скрыт. Ждет...

В человеке еще гнездится подсознательно - страх одиночества...

И все время живет Надежда на счастье.
А счастье, есть божественное Творчество.
Творить - значит Жить!

А если взять и Дать ему все это?
И...


Самое обсуждаемое
Правители Османской империи Правители Османской империи
«Сонет к форме» В. Брюсов. Анализ стихотворения сонет к форме брюсова Пускай мой друг разрезав том «Сонет к форме» В. Брюсов. Анализ стихотворения сонет к форме брюсова Пускай мой друг разрезав том
Армия Великобритании: полная и безоговорочная оптимизация Кто является главнокомандующим всех вооруженных сил великобритании Армия Великобритании: полная и безоговорочная оптимизация Кто является главнокомандующим всех вооруженных сил великобритании


top