У истоков новгородской истории. Мстислав Храбрый, Новгородский, блгв

У истоков новгородской истории. Мстислав Храбрый, Новгородский, блгв

«Барка Жовтий князь» - а) “ Не станеш хрестики з людей зривати? Оленка: Це геноцид, винищення української нації... Дарія Олександрівна Катранник – гідна дружина, мати: Селяни не могли сприйняти. А побачиш серце, повне добром, то знай – народ великий.“. Члени родини Катранників -. Роман “ Жовтий князь“. Мирон Данилович Катранник – тонка і добра натура:

«Князья на Руси» - Олег (Вещий)- князь новгородский и (с 882) киевский. Первые русские князья. Итоги правления первых русских князей. Основные направления внутренней политики первых русских князей. Владимир 956-1015гг. Святослав. Киевская Русь. Святослав 962-972 гг. Рюрик 862-879 гг. 945. Олег 882- 912 гг. 962 – 972. 882.

«Первые князья» - Слово «Русь» может быть как южного, так и норманнского происхождения. Киевляне послали князю гонцов. Огромное значение имело христианство и для утверждения новой общественной системы. Дань, взимаемая с подвластных племен, была главным способом содержания дружины. Но византийцы предупредили печенегов, которые устроили князю засаду на днепровских порогах.

«Опера Князь Игорь» - А.П.Бородин. Цезарь Антонович Кюи. М.П.Мусоргский. Васнецов «Три богатыря». И.Глазунов «Два князя». В 1862 познакомился с М. А. Балакиревым, вошёл в Балакиревский кружок («Могучую кучку»). Из-за большой загруженности научной и педагогической работой Бородин писал медленно. В 1860-е гг. в Петербурге занимался научной, педагогической и общественной деятельностью.

«Князь Владимир» - Христиане и язычники. Правление князя Владимира и крещение Руси. В 980 году Владимир, убив своего сводного брата Ярополка, стал Великим князем Киевским. Владимир был единовластным правителем Русской земли. Князь Владимир. «Путаница». Прозвенел уже звонок начинаем мы урок. Летописцы подразделяют время правления Владимира на два периода: Владимир – язычник и Владимир – христианин.

«Первые русские князья» - Обязательство Византии ежегодно платить дань Руси. Принятие Олегом титула великого князя. Стремление объединить все вос­ точнославянские племена. Заключение взаимовыгодных договоров. Захват князем Киева в 882 г. Объединение Новгорода с Киевом. Ольга 945-962 гг. Крещение княгини Ольги. Сопротивление правящих кругов и сына Ольги Святослава.

+ 1052

Благоверный князь Новгородский Владимир, внук святого равноапостольного князя Владимира, старший сын великого князя Ярослава и благоверной княгини Анны (в миру Ирины), родился в 1020 г. Как старший из оставшихся в живых сыновей великого Ярослава, Владимир еще в юных летах (16 лет) получил от него и старейшее между областями русское княжение Новгородское. Новгородцы, преданные от души Ярославу, скоро полюбили и сына его Владимира. Он отличался свойственной его роду храбростью в воинских делах, из которых известны следующие. В 1042 г. Владимир с Новгородскими дружинами ходил на Ямь (нынешнюю Финляндию) и одержал там несколько побед. Это была первая воинская попытка юного витязя. Потом он вел войну с греками по следующему поводу. В Константинополе убили одного знатного россиянина. Убийство это чрезвычайно огорчило великого князя Ярослава, и он послал против греков войско под начальством старшего сына своего Владимира и воеводы Вышаты. Молодой князь должен был командовать морской силой, а воевода - сухопутными войсками. В Греции тогда императором был Константин Мономах. Этот император, не желая войны, прислал к Владимиру послов с дружеским письмом, в котором обещал разобрать дело и наказать виновных. Князь не уважил этого письма. Тогда император Константин велел взять под стражу всех русских, бывших в Константинополе, и вышел на кораблях против судов Владимировых. Когда оба флота сошлись между собой, то император, как говорят, снова предлагал мир Владимиру. «Согласен, - отвечал князь, - если вы, богатые греки, дадите на каждого моего воина по три фунта золота». Грекам такое условие показалось унизительным, и началась битва. Три галеры врезались с греческим огнем в середину судов русских и зажгли несколько судов, от чего произошло смятение. К этому присоединилась еще большая буря, от которой одни из мелких русских судов потонули, а другие рассеяны были по берегу. Судно Владимира также пошло было ко дну, но, к счастью, какой-то воевода Творимирич спас его на своей лодке. Воевода Вышата выступил в бой с греками на сухом пути около крепости Варны; но здесь почти все наши воины положили свои головы; осталось только около 800 человек, которых с воеводой Вышатой греки взяли в плен и, страшно сказать, всем им выкололи глаза. После такой неудачи Владимир уже не думал более о завоеваниях и, не теряя времени, сел с остатком дружины своей на уцелевшие суда и отправился к Киеву. Между тем греки, упоенные победой, желая довершить поражение неприятеля, отправили вслед за русскими несколько судов с двумя легионами императорских воинов. Погоня скоро настигла русских; лодки сцепились между собой - и здесь снова произошел отчаянный бой. Но греки на этот раз были разбиты наголову; суда их (числом до 24-х) сожжены, полководец Мономахов был убит и с ним много людей, и Владимир возвратился в Киев с богатой добычей и со множеством пленных. Таковы были воинские доблести благоверного князя Владимира. Но он не менее известен и по доблестям христианским. В Киеве Владимиру весьма понравился тамошний великолепный храм Софии Премудрости Божией, а потому он пожелал создать такой же храм и в Новгороде. Для скорейшего же удовлетворения своему желанию он немедленно вызвал строителей и художников из Царьграда и приступил к сооружению храма, подобно Киевскому, который был построен по образцу Византийского храма Юстинианова. В этом благочестивом занятии весьма много и усердно помогали князю мать его - благоверная княгиня Анна, и блаженный епископ Лука. При их общем содействии и наблюдении, подобный во всем Киевскому, Новгородский Софийский собор сооружался только семь лет; так что основанный в 1045 г., он был торжественно освящен 14 сентября 1052 г. При любви и усердии к храму Божию князь Владимир был преисполнен и другими христианскими добродетелями, в особенности же набожностью и благочестием, почему и причтен был церковью к лику святых сразу по кончине своей, которая последовала 4-го октября 1052 г. - через три недели по освящении созданного им храма Святой Софии Премудрости Божией. По выражению святой церкви, благоверный князь Владимир, живший на земле 32 года и княживший в Новгороде 18 лет, был «Божественный сосуд избран Богови». В недолгие дни своей земной жизни под руководством благочестивой матери успел «и сласти страстныя от души отгнать, и Троице селением столь чистым быть», что благодатная жизнь духа открылась в нетлении тела, и оставить по себе вечный памятник благочестия в сооружении святого храма, который существует и доныне.

Он был погребен вместе с родительницею в Корсунской паперти Софийского собора. Отсюда нетленные мощи благоверных князя и княгини перенесены митрополитом Макарием в 1652 г., по указу царя Алексея Михайловича и по благословению Патриарха Никона, в соборную церковь и положены на том месте, где ныне покоятся.

Нетленные мощи святого благоверного князя Владимира Ярославича открыто почивают в богатой раке, сделанной из серебра, в коем весу 4 пуда 28 фунтов и 7 золотников. Рака же помещается в арке стены, отделяющей алтарь придела во имя сего князя от главного храма Святой Софии Премудрости Божией. Память святого князя 4-го октября и 10-го февраля.

Тропарь, глас 4

Измлада явился еси, Богомудре княже Владимире, Божественный сосуд избран Богови, благочестием воспитан, веру непорочну соблюд и, храм пречуден Премудрости Божия в Великом Новеграде сем устроив, тело твое в Нем предложил еси, и ныне, на Небесех предстоя Престолу Святыя Троицы, молися низпослати и нам велию и богатую милость.

Договоры новгородцев с князьями

Приглашая к себе князей, граждане Великого Новгорода заключали с ними договоры (ряды). Новгородскими рядами, в которых излагались принимаемые выбранным князем обстоятельства, и определялось его значение в местном управлении. Неясные следы таких договоров, скреплявшихся крестным целованием со стороны князя, появляются уже в первой половине XII в. Позднее они яснее обозначаются в рассказе летописца. В 1209 г. жители Великого Новгорода усердно помогали великому князю Всеволоду суздальскому в его походе на Рязанскую землю. В награду за это Всеволод сказал новгородцам: «Любите, кто вам добр, и казните злых». При этом, добавляет летописец, Всеволод дал новгородцам «всю волю и уставы старых князей, чего они хотели». Итак, Всеволод восстановил какие-то старые уставы князей, обеспечивавшие права новгородцев, и предоставил городу судебную власть в известных делах, точнее, право самовольной расправы с неугодными согражданами. В 1218 г. из Великого Новгорода ушел правивший им Мстислав Мстиславич Удалой , князь торопецкий. На место его прибыл его смоленский родич Святослав Мстиславич. Этот князь потребовал смены выборного новгородского посадника Твердислава. «А за что, – спросили новгородцы, – какая его вина?» «Так, без вины», – отвечал князь. Тогда Твердислав сказал, обращаясь к вечу: «Рад я, что нет на мне вины, а вы, братья, и в посадниках, и в князьях вольны». Тогда вече сказало князю: «Вот ты лишаешь мужа должности, а ведь ты нам крест целовал без вины мужа должности не лишать». Итак, уже в начале XIII в. князья крестным целованием скрепляли известные права новгородцев. Условие не лишать новгородского сановника должности без вины, т. е. без суда, является в позднейших договорах одним из главных обеспечений вольности Великого Новгорода .

Льготы, которых добились новгородцы от князей, излагались в договорных грамотах. Первые договорные грамоты, в которых излагались политические льготы Новгорода, дошли до нас от второй половины XIII в. Их три: они содержат в себе условия, на которых правил Новгородской землей Ярослав Ярославич тверской. Две из них написаны в 1265 г. и одна – в 1270 г. Позднейшие договорные грамоты с некоторыми изменениями и прибавками повторяют условия этих договоров с Ярославом. Изучая их, мы видим основания политического устройства Новгорода, главные условия его вольности. Здесь новгородцы обязывают князя целовать крест, на чем целовали деды и отцы и его отец Ярослав. Главное общее обязательство, падавшее на князя, состояло в том, чтобы он правил, «держал Великий Новгород в старине по пошлине», по старому обычаю. Значит, условия, изложенные в грамотах Ярослава, были не нововведением, а заветом старины. Договоры определяли: 1) , 2) , 3) .

Князь в управлении и суде Великого Новгорода

Князь был в Великом Новгороде высшей правительственной и судебной властью, руководил управлением и судом, определял частные гражданские отношения согласно с местным обычаем и законом, скреплял сделки и утверждал в правах. Но все эти судебные и административные действия он совершал не один и не по личному усмотрению, а в присутствии и с согласия выборного новгородского посадника: «...без посадника ти, княже, суда не судити, ни волостей раздавати, ни грамот ти даяти». На низшие управленческие должности, замещаемые не по вечевому выбору, а по княжескому назначению, князь избирал людей из новгородского общества, а не из своей дружины. Все такие должности, «волости», раздавал он с согласия посадника. Князь не мог отнять без суда должности у выборного или назначенного на нее лица. Все судебные и правительственные действия совершал он лично в Новгороде и ничем не мог распоряжаться с низу, из Суздальской земли, находясь в своей вотчине. «А из Суждальской ти земли Новгорода не рядити, ни волостий ти не роздавати». Так вся судебная и правительственная деятельность князя шла под постоянным и бдительным надзором новгородского представителя.

Финансовые отношения князей к Великому Новгороду

С мелочной подозрительностью определяли граждане Великого Новгорода свои финансовые отношения к князю, его доходы, стараясь в этом отношении возможно крепче связать ему руки. Князь получал «дар» с новгородских волостей, не входивших в состав древнейших коренных владений Новгорода, каковы Волок, Торжок, Вологда, Заволочье и др. Сверх того, он получал еще «дар» от новгородцев, едучи в Новгород, по станциям, но не получал его, уезжая из Новгородской земли. Боясь отпадения или захвата Заволочья, новгородцы старались не допускать прямых отношений князя с этой обширной и важной для них волостью и требовали в договорах, чтобы князь отдавал свои заволоцкие сборы на откуп новгородцам. Если же он сам хотел собирать их, то посылал бы в Заволочье своего сборщика из Новгорода, и этот сборщик не отвозил бы собранную дань прямо на низ, т. е. в Суздальскую землю, в вотчину князя, а завозил бы наперед в Новгород, откуда она и передавалась бы князю: так Новгород получал возможность контролировать эту финансовую операцию. После татарского нашествия и на Великий Новгород был наложен ордынский выход – дань. Татары поручали сбор этого выхода, названного черным бором, т. е. повальным, поголовным налогом, великому князю владимирскому, который обыкновенно правил и Новгородом. Новгородцы сами собирали черный бор и передавали его великому князю, который доставлял его в Орду . Кроме того, князь пользовался в Новгородской земле судными и проезжими пошлинами и разными рыбными ловлями, сенокосами, бортями, звериными гонами; но всеми этими доходами и угодьями он пользовался по правилам, точно определенным, в урочное время и в условленных размерах. Князь, по договорам, не мог иметь в Новгородской земле своих источников дохода, независимых от Великого Новгорода. Новгородцы всего более старались помешать князю завязать непосредственные юридические и хозяйственные связи в Новгородской земле, которые шли бы помимо выборных новгородских властей и давали бы князю возможность пустить здесь прочные корни. В договорных грамотах особым условием запрещалось князю с его княгиней, боярами и дворянами приобретать или заводить села и слободы в Новгородской земле и принимать людей в заклад, т. е. в личную зависимость.

Отношения князей к торговле Великого Новгорода

С такой же точностью были определены отношения князя и к новгородской торговле. Торговля внутренняя и внешняя была жизненным нервом города. Князь нужен был Великому Новгороду не только для обороны границ, но и для обеспечения торговых его интересов: он должен был давать в своем княжестве свободный и безопасный путь новгородским купцам. Князь обязывался пускать их в свои владения «гостить без рубежа», без задержки. Было точно определено, какие пошлины взимать князю с каждой новгородской ладьи или торгового воза, являвшихся в его княжество. В Новгороде рано появляются заморские купцы с Запада. Около середины XII в. здесь основались купцы с острова Готланда из города Висби, который был тогда средоточием торговли по балтийским берегам. Готландцы построили в Новгороде на торговой стороне у торга двор с церковью скандинавского святого Олафа, с «варяжскою божницей», как его называли новгородцы. Потом купцы из немецких городов, составлявшие торговое общество на том же Готланде, построили в той же части Новгорода другой двор, на котором в 1184 г. поставлена была «немецкая ропата» – церковь св. Петра. С усилением Ганзы в XIV в. немцы в Великом Новгороде вытеснили готов и стали нанимать их новгородский двор, и тогда высшее руководство немецкой торговлей в Новгороде перешло от Висби к Любеку, главе Ганзейского союза. Новгородцы очень дорожили своей балтийской торговлей и давали большие льготы обеим иноземным конторам, хотя при корпоративной сплоченности и расчетливо выработанном порядке ведения дел заморские торговые компании извлекали из Новгорода несравненно больше выгод, чем умел извлечь Новгород из них. По договорным грамотам, князь мог участвовать в торговле города с заморскими купцами только чрез новгородских посредников; он не мог затворять немецкого торгового двора, ни ставить к нему своих приставов. Таким образом внешняя торговля Великого Новгорода была ограждена от произвола со стороны князя.


Новгородский торг. Картина А. Васнецова, 1909

Неполнота новгородских договорных грамот

Нельзя сказать, чтобы в изложенных договорных грамотах действительные отношения князя к Новгороду были определены полно и всесторонне. Одна из главнейших целей, если не самая главная, для чего нужен был князь Великому Новгороду, – это защита от внешних врагов, а об этом в договоре с Ярославом тверским нет ни слова, и лишь в позднейших говорится мимоходом, что в случае размирья с немцами, Литвой или с какой другой землей князь обязан пособлять Новгороду без хитрости. Значение князя по договорам неясно, потому что неясно его назначение, выражавшееся в его правах и обязанностях. Но права и обязанности князя в новгородских грамотах не излагаются прямо, а лишь предполагаются; грамоты формулируют только границы прав и следствия обязанностей, т. е. способы вознаграждения за их исполнение, корма за боевые и правительственные услуги князя. В недоверчивом, скрупулезно-детальном развесе кормовых статей и состоит основное содержание новгородских договоров с князьями. Припомним значение князя, вождя дружины , в старинных торговых городах Руси IX в. Это был наемный военный сторож города и его торговли. Точно такое же значение сохранял для Великого Новгорода и князь удельного времени. Это значение князя выражено в псковской летописи, которая одного новгородского князя XV в. называет «воеводой, князем кормленым, о ком было им стояти и боронитися». Значение князя как наемника новгородцы, верные своей старине – пошлине, старались поддерживать договорами до конца своей вольности. Так смотрели на князя их отцы и деды; иначе не хотели или не умели посмотреть на него дети и внуки. Но такой старообразный взгляд Великого Новгорода на князя удельного времени, как увидим, совсем не сходился со взглядом тогдашнего князя на Новгород.




За землю русскую

Тема 7

Вспомни…

  • Что такое государство? (Словарь)

  • Перечисли, что необходимо для существования каждого государства. (Словарь)

  • Когда и как начались времена Древней Руси? (Тема 5)

  • Как, на твой взгляд, появилось в Древней Руси слово «город»?



Государство - организация общества в какой-либо стране.


В государстве должны быть

В государстве должны быть
  • правительство;

  • законы;

  • службы порядка;

  • армия.



В 882 году большинство племён объединил новгородский князь Олег, у которого была самая сильная дружина. Своей столицей он избрал город Киев. Жители всех остальных городов признали Олега своим правителем, стали именовать его великим князем и платить ему дань. Так возникло Древнерусское государство.



  • Город, изгородь, ограда, огород, огороженный- однокоренные слова.

  • Древнерусские города были окружены стенами, огорожены.





Беспокойное соседство

  • С юга на русские земли совершали набеги племена степняков-кочевников.

  • В начале xΙΙΙ века с северо-запада стали угрожать европейские рыцари.



  • Вооружение русских дружинников



  • Вооружение европейского рыцаря



1242 году .

  • Решающее сражение с рыцарями произошло недалеко от Новгорода, на льду Чудского озера, в 1242 году .



«Ледовое побоище»

  • «Ледовое побоище»





Невский приказал своим полкам принять бой на тонком весеннем льду Чудского озера.



Фильм « Ледовое побоище»



Александр Невский поднял руку, указал на пленённых рыцарей и произнёс: «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет! На том стояла, стоит и стоять будет земля Русская!»


Со времён Древней Руси жителям нашей страны часто приходилось защищать родную землю от врагов.



Проверь себя:

  • Какие соседи были у Древней Руси?

  • Какая битва и почему получила в нашей истории название «Ледовое побоище»?

  • Как ты думаешь, кто был опаснее для Руси- степняки-кочевники или рыцари?

  • Представь, что ты попал в осаждённый древнерусский город. Нарисуй или опиши то, что ты мог бы увидеть.



Проверь себя:

  • Какими событиями из жизни наших предков мы можем гордиться?

  • Как ты думаешь, когда русичам и их соседям удавалось жить в мире?



Соседи Древней Руси

  • степняки-кочевники;

  • европейские рыцари.



Сражение с рыцарями недалеко от Новгорода, на льду Чудского озера, в 1242 году получило название Ледовое побоище.

Новгородские и псковские князья

РЮРИК (9 в.) – полулегендарный родоначальник русской княжеской династии Рюриковичей.

Согласно «Повести временных лет», в 862 г. уставшие от междоусобных войн племена ильменских словен, мери, чуди и веси решили пригласить себе общего князя-варяга из-за моря, надеясь, что в равной степени всем им чужая власть сумеет примирить их между собой. На просьбу откликнулись три брата Рюрик, Синеус и Трувор. Старший – Рюрик сел в Новгороде, Синеус – на Белом озере, Трувор – в Изборске. В некоторых поздних летописях встречается легенда, будто братья не были совсем чужими для пригласивших их племен, так как являлись внуками легендарного новгородского князя-старейшины Гостомысла от его средней дочери Умилы, отданной замуж за некоего варяжского князя. Два года спустя Синеус и Трувор умерли, и Рюрик взял их области себе. В Новгороде

Рюрик якобы женился на Ефанде, происходившей из местного знатного рода. В 864 г. новгородцы подняли восстание против власти Рюрика, которое возглавил Вадим Храбрый. Рюрик жестоко подавил восстание и убил Вадима. Многие новгородцы, спасаясь от жестокостей Рюрика в 867 г. бежали в Киев. Рюрик правил еще 12 лет и умер в 879 г., оставив все владения своему родственнику Олегу. Ему же он поручил и заботы о своем малолетнем сыне Игоре.

Легенда о призвании варягов вызывала и вызывает дискуссии среди историков. Остается неясным, был ли Рюрик скандинавом, финном или славянином из южной Прибалтики. Местом, куда был призван Рюрик, кроме Новгорода называют также Ладогу. Остается неясным, было ли «призвание» добровольным или он захватил власть силой.

Имя Рюрик (Рорик) известно в Европе с 4 в. По предположениям некоторых ученых, оно происходит от названия кельтского племени «руриков» или «рауриков». Известны князья 8–9 вв. с именем Рюрик (Рорик), жившие на Ютландском полуострове. Имя Синеус образовано от кельтского слова «sinu» – «старший». Имя Трувор также возводится к кельтскому слову, означающему «третий по рождению».

Некоторые ученые склонны отождествлять Рюрика с предводителем викингов Рериком. Что касается Синеуса и Трувора, то, по мнению некоторых исследователей, само появление их имен в русских летописях – результат неправильного прочтения летописцами шведского текста, который сообщал, что Рюрик пришел в земли славян и финнов со своими родичами (синеус) и верной дружиной (трувор).

Большинство историков сходятся во мнении, что сюжет, связанный с призванием варягов, был внесен в летописи достаточно поздно – не раньше кон. 11 – нач. 12 в. Тем не менее именно он стал основой одной из исторических концепций о происхождении русской государственности (так называемая Норманнская теория).

ВСЕВОЛОД МСТИСЛАВИЧ (в крещении – Гавриил) (? – 1138 г.) – князь новгородский в 1117–1136 гг, князь псковский в 1137–1138 гг., православный святой.

Сын Мстислава Великого, внук Владимира Мономаха. В 1117 г. сменил отца на новгородском княжеском столе. В 1127 г. Всеволод Мстиславич совершил поход на Полоцк против князя Давыда Всеславича. Полочане были вынуждены изгнать Давыда и принять ставленника Мстислава Великого князя Рогволда Борисовича. В ИЗО г. князь Всеволод покорил и обложил данью племя чудь. В 1132 г. он по завещанию отца получил княжение в Переяславле, но вскоре был выдворен своим дядей – ростово-суздальским князем Юрием Долгоруким. «С утра сидел Всеволод в Переяславле, а перед обедом выгнал его Юрий, приехав с полком на него», – записал летописец. Всеволод вернулся в Новгород, занялся благоустройством города, составил новый устав церковного суда (1126 г.). Он расширил права низших сословий – смердов и изгоев (последние были причислены к церковным людям). В 1135 г. Всеволод Мстиславич, желая посадить своего брата Изяслава в Ростове, совершил два похода против князя Юрия Долгорукого, но оба раза безуспешно. В первый раз новгородцы, подойдя к Волге, повернули обратно; во второй раз, зимой, были разбиты ростовцами на Ждан-rope, причем князь первым бежал с поля битвы. Неудачи подорвали авторитет Всеволода Мстиславича. В 1136 г. новгородское вече изгнало князя из города. Князь направился к своему дяде – киевскому князю Ярополку Владимировичу, который посадил его в Вышгороде. В 1137 г. к Всеволоду явились послы Новгорода и Пскова с просьбой о возвращении. Всеволод перебрался на княжение во Псков, где прежде не было своего князя. Здесь он сумел отразить нападения Святослава Ольговича. Почитался псковичами как защитник города. В 1192 г. были обретены мощи князя. Церковным собором 1549 г. Всеволод Мстиславич был канонизирован. Дни памяти: 11 (24) февраля, 22 апреля (5 мая), 27 ноября (10 декабря).

МСТИСЛАВ МСТИСЛАВИЧ УДАЛОЙ (Удатный) (?-1228 г.) – князь торопецкий с 1206 г., новгородский с 1210 г., галицкий с 1219 г.

Сын смоленского князя Мстислава Ростиславича Храброго. В летописях упоминается с 1193 г., когда стал князем Триполья. С 1203 г. княжил в Торческе, с 1206 г. – в Торопце. Неоднократно приглашался новгородскими боярами управлять Великим Новгородом. Из-за новгородского княжения Мстислав Мстиславич вступил в длительный конфликт с великим князем владимирским Всеволодом Большое Гнездо, а затем с его сыновьями Юрием и Ярославом. Не раз участвовал в общерусских походах против половцев и других врагов Руси.

В 1215 г. с помощью новгородских полков Мстислав Мстиславич изгнал из Киева Всеволода Святославича Чермного и посадил там княжить своего двоюродного брата Мстислава Романовича. С 1219 по 1227 гг. Мстислав Удалой княжил в Галиче, овладев им с помощью польского короля Лешко Белого, но затем выступил против Лешко в союзе с владимиро-волынским князем Даниилом Романовичем, за которого выдал замуж свою дочь Анну.

В сражении с монголо-татарским войском на реке Калка в 1223 г. Мстислав был одним из немногих русских князей, прорвавшихся с остатками своей дружины через вражеские полки назад к Днепру. В 1227 г. он, рассорившись к тому времени с Даниилом Романовичем, выдал другую свою дочь Марию замуж за венгерского королевича Андрея, которому передал власть над Галицкой землей. Сам же ушел княжить в город своей юности, пограничный Торческ, где в следующем году и окончил свои дни.

ВСЕВОЛОД МСТИСЛАВИЧ (13 в.) – князь смоленский с 1239 г.

Сын великого князя киевского Мстислава Романовича Старого. В 1214 г. Всеволод был посажен князем во Пскове своим двоюродным дядей галицким князем Мстиславом Удалым. Вместе с ним он отправился к берегам Варяжского (Балтийского) моря в поход против племени чудь. В 1216 г. Всеволод был послан отцом в Суздальскую землю, где вспыхнула усобица между детьми великого князя Всеволода Юрьевича Большое Гнездо. В борьбе за Великий Новгород, вместе с Мстиславом Удалым, выступил против переяславского князя Ярослава Всеволодовича. Завоевав симпатии новгородцев, Всеволод Мстиславич вместе с их ратью напал на Ригу, занятую немецкими рыцарями. В 1219 г. новгородцы избрали его своим князем, но вскоре Всеволод был свергнут сильной партией во главе с посадником Твердиславом, тяготевшей к союзу с владимиро-суздальскими князьями. В течение последующих 20 лет Всеволод Мстиславич не играл сколько-нибудь заметной политической роли. В 1239 г. его прежний соперник – Ярослав Всеволодович, ставший великим князем владимирским, разгромил вторгшихся на Русь литовцев, изгнал их из Смоленска и посадил на княжеский стол Всеволода Мстиславича.

ДОВМОНТ (в крещении – Тимофей) (? – 20.05.1299 г.) – князь псковский с 1266 г., православный святой.

Родственник великого князя литовского Миндовга. В 1263 г. Довмонт убил Миндовга, после чего был вынужден бежать из Литвы. В 1266 г. он пришел в Псков, принял крещение и стал псковским князем. Довмонт прославился как блестящий полководец, неоднократно спасавший город и всю Северо-Западную Русь от набегов крестоносцев и Литвы. В 1266 г. на Двине он разбил превосходящие силы литовского князя Герденя и убил его, потеряв в своем войске всего одного человека.

В 1268 г. псковский князь командовал русской ратью в сражении с немецкими рыцарями под Раковором.

В 1269, 1273 и 1299 гг. он отражал нападения рыцарей на Псков. В ходе последнего сражения врагу удалось ворваться в город, но Довмонт, используя дома и тесные улицы, организовал оборону и разгромил крестоносцев. Через несколько недель он умер от мора. Князя хоронил весь город. Память о Довмонте по сей день сохраняется в Пскове: часть города до сих пор называется псковичами «Довмонтовым городом». Местное почитание князя как святого началось в Пскове в 14 в. в 1374 г. была создана первая церковь в его имя. День памяти – 20 мая (2 июня).

МАРФА ПОСАДНИЦА, Борецкая Марфа (15 в.) – жена новгородского посадника Исаака Андреевича Борецкого, правительница Великого Новгорода.

Деятельная и властная женщина, Марфа после смерти мужа возглавила антимосковскую партию и стала фактической правительницей Великого Новгорода. Мечтая о возрождении былой новгородской вольности, Марфа пыталась заручиться поддержкой польского короля и великого князя литовского Казимира IV. Она добивалась поставления новгородским архиепископом своего любимца – ключаря Пимена, однако архиепископом был избран ставленник Москвы Феофил. В ответ Марфа собрала вече, на котором новгородским князем был избран Казимир IV. Великий князь московский Иван III двинул против Новгорода войско и 14 июля 1471 г. разгромил новгородскую рать в битве на реке Шелонь. Старший сын Марфы, Дмитрий, был казнен, а второй сын, Федор, в 1476 г. выслан в Муром. В 1477 г. Марфа вновь стала во главе восставших новгородцев и учинила жестокую расправу над сторонниками Москвы. В нач. 1478 г. Новгород был осажден московским войском и вынужден был покориться Москве. По приказу Ивана III Марфу вместе с внуком Василием Федоровичем вывезли в Москву, а оттуда – в Нижний Новгород, где она была пострижена в монахини под именем Марии и заточена в монастырь.

автора

Новгородские пятины (1426 год) На северо-запад от Новгорода между реками Волхов и Луга находилась Водская, или, как ее писали, Вотьская, пятина, с древним торговым форпостом Новгорода Старая Ладога. Название эта земля получила от племени водь, исконных обитателей земли. На

Из книги Полный курс русской истории: в одной книге [в современном изложении] автора Ключевский Василий Осипович

Князь и новгородские богатства Самые, конечно, мучительные для князя были финансовые вопросы, за доход и расход новгородцы держались так крепко, как только могут торговые люди. «Князь получал „дар“ с новгородских волостей, – пишет Ключевский, – не входивших в состав

Из книги Полный курс русской истории: в одной книге [в современном изложении] автора Ключевский Василий Осипович

Новгородские правители и вече Все основные вопросы жизни города решались на вече. Такого типа народные собрания известны не только в Новгороде, но и во всех городах, построенных до эпохи московских князей. Но в другой части Руси, которую новгородцы именовали «низовской»,

Из книги Полный курс русской истории: в одной книге [в современном изложении] автора Ключевский Василий Осипович

Новгородские усобицы (XIV–XV века) Ключевский считает, что такая социальная борьба начинается только с XIV века, но это не так. И до XIV столетия возникали такие новгородские смуты, просто с этого столетия состояние смуты стало для города более нормальным, чем состояние

Из книги Россия: критика исторического опыта. Том1 автора Ахиезер Александр Самойлович

Из книги Как Золотая Орда озолотила Русь. Не верьте лжи о «татаро-монгольском Иге»! автора Шляхторов Алексей Геннадьевич

Дани Новгородские Во время съезда князей в Орде по случаю кончины Александра Васильевича Суздальского и вызванного ею нового перераспределения власти хан объявил им о своем решении увеличить размеры дани, выплачиваемой русскими землями.Свое решение хан объяснил тем,

Из книги Кругом измена, трусость и обман [Подлинная история отречения Николая II] автора Мультатули Петр Валентинович

Псковские «манифесты». Подлинники или фальшивки? По официальной версии, Император Николай II в период с вечера 1 марта до ночи 3 марта по собственной воле трижды соглашался на подписание трёх манифестов. Первый из этих манифестов кардинально изменял политическую систему

Из книги Славянские древности автора Нидерле Любор

Словене новгородские Летопись рассказывает, что словене поселились на озере Ильмень, построили Новгород и находились там еще до того, как, согласно традиции, в 862 году, а в действительности еще раньше, туда пришли во главе с Рюриком скандинавские русы. О приходе

Из книги Очерки истории средневекового Новгорода автора Янин Валентин Лаврентьевич

Новгородские бояре и князья в первой трети XIII века Избранный на посадничество в 1207 г. в результате разгрома клана Мирошкиничей Твердислав Михалкович сохранил свой пост и в 1209 г., когда новгородским князем стал Мстислав Удалой. Однако в 1211 г. он лишился посадничества по

Из книги Легенды и загадки земли Новгородской автора Смирнов Виктор Григорьевич

Новгородские скоморохи В «Толковом словаре» Даля читаем: «Скоморох, скоморошка, музыкант, дудочник, чулочник, волынщик, гусляр, промышляющий пляской с песнями, шутками и фокусами, актер, комедиант, потешник, медвежатник, ломака, шут».Точное значение слова «скоморох» до

Из книги Тайны российской аристократии автора Шокарев Сергей Юрьевич

Князья Куракины и князья Курагины из «Войны и мира» Л. Н. Толстого Великая эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир» уже давно рассматривается литературоведами и историками не только как выдающееся художественное произведение, но и как ценный исторический источник. Источник не

Из книги Русско-ливонская война 1240-1242 годов автора Шкрабо Д

Псковские летописи Самостоятельное псковское летописание развивается с 14 века, хотя разрозненные записи делались и раньше. Псковские летописи делят на три группы: 1-ю, 2-ю и 3-ю Псковские летописи . Наиболее раннюю версию 1-й Псковской летописи (ППЛ) отражает Тихоновский

Из книги Новгородский принципат автора Кеслер Ярослав Аркадьевич

2. О чем говорят Новгородские раскопки Раскопки в Новгороде на Волхове начались еще в 30-е годы XX века и не были обойдены вниманием Сталина, выстраивавшего свою историю России. Когда же в начале 50-х там были обнаружены первые берестяные грамоты, это стало настоящей

Из книги Родная старина автора Сиповский В. Д.

Былины новгородские До сих пор еще народ в своих песнях вспоминает и новгородскую необузданную вольницу, и народные драки, а также прежнюю славу и богатство Новгорода.В одной новгородской былине (Василий Буслаевич) изображен буйный удалец-повольник.«В славном Великом

Из книги Родная старина автора Сиповский В. Д.

Новгородские церкви и монастыри Много церквей было в Новгороде. Самой главной была каменная церковь Св. Софии, строилась она пять лет (1045–1050). Владимир Ярославич призвал мастеров из Греции, чтобы расписать стены церкви.Чем больше богател Новгород, тем больше строилось и

Из книги Родная старина автора Сиповский В. Д.

К рассказу «Былины новгородские» Былины новгородские дошли до нас в позднейших записях XVIII в., а потому в них могут встречаться реалии не только XI–XIII вв., но и последующих эпох (упоминание о «ярлыках», «зеленом вине», «московских товарах» и пр.).Белгород – здесь имеется


Самое обсуждаемое
Древнегерманские племена Краткое сообщение по теме германские племена варваров Древнегерманские племена Краткое сообщение по теме германские племена варваров
Тайные общества правят миром? Тайные общества правят миром?
технологии в образовании Формы дистанционного обучения посредством Интернета технологии в образовании Формы дистанционного обучения посредством Интернета


top